Слово в великую субботу Св. Епифания, архиепископа Кипрского (Из ркп. Солов. библ., Ефрема Сирина поучения и Иоанна Лествичника , под 168, лист. 288–300) 388 Иже во святых отца нашего Епифаниа архиепископа Кипрскаго. слово в святую великую суботу. о погребении тела Господа нашего Иисуса Христа. и о Иосифе. иже от Аримафеа. и о Никодиме. и о успении Господа нашего Иисуса Христа гробнем. по спасительнои страсти дивне бывшую 389 . Что се днесь безмолвие много на земли. что се безмолвие много и молчание много. Безмолвие много, яко царь спит. Земля убояся и умолче. яко Бог в плоти успе. Бог в плоти успе. и ад ужасеся. Бог в мале успе. и спящаа от века от ада воскреси. Где ныне вчерашниа молвы и гласи и говори бывающии на Христа от законопреступник. Где народи и кови и чини. и оружиа. и дреколиа. Где царие и священници и судиа осуженныа. Где свеща и мечи. и говори безсчисленнии. Где людие и шатаниа и собор неправедный. Воистинну убо, зело воистину люди поучишася тщетным и суетным. поткоша бо ся о краеуголныи камень Христа. и сами сокрушишася. Приврьгошася в твердый камень. но пены влъны их разыдошася. Поткошася о наковале непобедимем. но сами сотрени быша. Вознесоша на древо камень и сошед умертви я. связаша великаго Сампсона солнца Христа. но разреши вечныа узы. иноплеменники и законопреступники погуби. Заиде Бог солнце Христос под землю. и тму премрачную июдеом сотвори. Днесь спасение сущим на земли. и от века сущим под землею. днесь спасение всему миру. елико видимых и елико невидимых. Сугубо днесь пришествие Господне. сугубо смотрение. сугубо человеколюбие. сугубо снитие вкупе же и смерение. сугубо человеком посещение. От небесе на землю, от земли под землю. Бог приходит. врата адова отверзаются, иже спящии от века радуитеся. седящеи в тме и сени смертне великыи свет приимете. С рабы Господь. с мертвыми Бог. с умершими живот. с повинными неповинный. с сущими в тме невечернии свет. с пленеными свободитель. с преисподними иже превышнии небес. Христос на земли веровахом. Христос в мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Соделавшись нашего ради спасения истинным Человеком, Христос Спаситель наш прошел и все возрасты человеческие, от нежного детского возраста до совершенного возраста мужского. Он смиренно подчинил Себя законам человеческим и во всей точности исполнял все требования Закона Моисеева. «Никто, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – не скажет теперь, будто Он потому отменил обрядовый закон, что не мог исполнить его; нет, Он не преступил ни одной его заповеди. Закон еврейский не допускал до служения священнического и до народного учительства ранее тридцатилетнего возраста, поэтому и Господь Иисус тридцать лет провел в безвестном тогда Назарете, в смиренных трудах древодела, ожидая предназначенного Ему времени, чтобы явить Себя миру, чтобы выйти на подвиг искупления рода человеческого. В Синаксаре на Крещение Господне читаем: «Крестился Иисус Христос в тридцать лет, в таком возрасте, когда человека легко склонить ко всякому греху. Ибо как первый возраст, младенческий, по словам святых Златоуста и Феофилакта, имеет многое невежество и неразумие, а второй, юношеский, разжигается вожделением плотским, так и тридцатилетний возраст совершенного мужа не свободен от корыстолюбия, тщеславия, гнева и всяких грехов. До этого возраста отложил Господь крещение для того, чтобы исполнить закон всеми возрастами, чтобы освятить все наше естество, и подать силу побеждать страсти и хранить себя от грехов смертных». И вот, когда исполнилось Ему тридцать лет, когда Иоанн Креститель своей проповедью уже достаточно открыл народу Иудейскому, Кто будет Христос,  ТОГДА ПРИХОДИТ , наконец, и Сам Он, столь давно ожидаемый людьми обетованный Мессия,  ИИСУС ИЗ ГАЛИЛЕИ , из такой области, где Израильтяне жили в смешении с язычниками, и потому были в презрении у Иудеев, не ожидавших отсюда и обыкновенного пророка, приходит из города Назарета, мало известного, незначительного, не пользовавшегося у Иудеев доброй славой, приходит  НА ИОРДАН К ИОАННУ  в смиренном виде, как простой древодел, как один из смертных сынов Адамовых, чтобы  КРЕСТИТЬСЯ ОТ НЕГО . Поистине дивно смирение нашего Господа Спасителя!.. «С рабами Господь, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – с виновными Судия идет креститься! Безгрешный, конечно, не имел нужды в исповедании грехов, не имел нужды в крещении. Но в этом-то смирении Его и сияет особенно высота Его. Чему удивляться, что принял крещение Тот, Который благоволил родиться, как человек, принял заушение и крест?.. То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел соделаться Человеком; все же прочее было уже следствием сего».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

182. Слово на память преподобнаго Сергия, Радонежскаго чудотворца (Говорено сентября 25-го в Троицкой Лавре; напечатано в Твор. Св. Отц. 1844 г. и в собраниях 1848 г.) 1844 год Ты убо злопостражди, яко добр воин Иисус Христов. ( 2Tuм. II. 3 ). Часто слышим здесь песнопение, в котором Церковь , восхваляя Преподобнаго Сергия, как «подвижника добродетелей», с сим вместе именует его «истинным воином Христа Бога», и в изъяснение сего присовокупляет, что он «на страсти подвизался», – страстям и вожделениям противоборствовал, и побеждал их силою ума, помощию Божиею, оружиями, духовной брани свойственными. С каким расположением должны мы слушать похвалу «истинному воину Христа Бога»? Так ли, как не редко похвалы воинам и победителям слушают люди, не бывшие и не думающие быть ни победителями, ни воинами? Или как нововступившие и вступающие в воинство внимают славе много подвизавшихся воинов и победителей, чтобы перенимать их искусство, чтобы возбуждать свою ревность к бранным подвигам? Святая Церковь , провозглашая подвиги и добродетели Святых, обыкновенно не о том заботится, чтобы к их небесной славе присовокупить не нужную для них, ничтожную земную славу, а о том, чтоб нас обучать подвигам и поощрять к добродетелям. Чему же научает нас, и чего требует от нас показуемый образ истиннаго воина Христова? Хвалебное представление Святаго мужа в образе воина Христова заимствовано, без сомнения, от святаго Апостола Павла, который в послании к Тимофею пишет: «ты убо злопостражди, яко добр воин Иисус-Христов». Тимофей, которому дано сие наставление, или заповедь, чтобы злопострадать, как надлежит доброму воину Иисус-Христову, был один из учеников святаго Павла, заслуживший особенное у него доверие, и получивший от него в управление Церковь Ефесскую. Из сего можем заключить, что наставление сие достойно приятия и для людей преимущественнаго достоинства. Но не должно думать, что сие относилось исключительно к одному лицу, к которому писано, или только к званию, в котором сие лицо находилось. Нет, сие более или менее относится и к каждому Христианину. В сем удостовериться можно другим изречением того же Апостола к тому же Тимофею, в другом послании. «Да воинствуеши, – пишет он, – доброе воинство, имея веру и благую совесть »( 1Tuм. I. 18–19 ). Не каждый ли Христианин должен иметь веру и благую совесть? Но как сие относит Апостол к доброму воинствованию: то ясно, что и к доброму воинствованию обязывается каждый Христианин, а следственно и к злостраданию, какого требует святый Павел от добраго воина Иисус-Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1. Слово в день обретения мощей преподобного Сергия, говорённое синодальным членом, Высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским, 5 июля 1848 года Научивше многи, возвратишася в Листру и Иконию и Антиохию, утверждающе души учеников, моляще пребыти в вере, и яко многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие. Деян.14:21, 22 . Святой Евангелист Лука в книге деяний апостольских повествует, между прочим, о путешествии Павла и Варнавы, по особенному повелению Духа Святого, для проповеди Евангелия. Они прошли несколько городов; проповедовали в них веру Христову; творили чудеса; многих действительно привели в веру Христову; основали Церкви; испытали, попеременно со славою, гонения, так что в одном и том же городе Листрах, сперва, по внезапном исцелении Павлом хромого от рождения, их обоих приняли язычники за богов, и хотели было почтить их жертвами, но потом Павла побили камнями; и не оставляющий Своих избранных Бог сохранил жизнь его только тем, что его почли уже мёртвым, и потому бросили. Совершив порученное Духом Святым посольство, Павел и Варнава возвращаются чрез те же города, которые проходили прежде, не минуя и убийственного города Листр: таково дерзновение апостольское! Они не заботятся об охранении себя от опасности, уже испытанной: потому что всё их попечение устремлено ко спасению других. Они не просто идут обратным путём; но продолжают апостольское дело, утверждающе души учеников, моляще пребыти в вере, и вразумляюще, яко многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие. Когда видим, что люди, принявшие веру непосредственно из уст апостолов, видевшие апостольские чудотворения, в ней удостоверяющие, ещё требовали апостольского попечения, чтобы утвердить души их: что должны мы получать, братия, о наших душах? Меньшая ли, – даже не большая ли потребна забота о их утверждении? Тверды ли наши мысли о святом и праведном? Тверды ли наши добрые намерения? Постоянно ли духовное направление нашей деятельности? Не колеблют ли нашего ума сомнения, нашего сердца и воли – страсти и чувственные пожелания? Не упадаем ли духом, иногда в уныние печали, иногда в уныние разленения?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

228. Слово в день обретения мощей преподобнаго Сергия, во время возобновившейся и продолжающейся губительной болезни (Говорено Июля 5; напечатано в Тв. Св. От. 1848 г. и в Собр. 1861 г.) 1848 год Научивше многи, возвратишася в Листру и Иконию и Антиохию, утверждающе души учеников, моляще пребыти в вере, и яко многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие. ( Дeяh XIV. 21–22 ). Святый Евангелист Лука в книге Деяний Апостольских повествует, между прочим, о путешествии Павла и Варнавы, по особенному повелению Духа Святаго, для проповеди Евангелия. Они прошли несколько городов; проповедывали в них веру Христову; творили чудеса; многих действительно привели в веру Христову; основали Церкви; испытали, попеременно с славою, гонения, так что в одном и том же городе Листрах, сперва, по внезапном исцелении Павлом хромаго от рождения, их обоих приняли язычники за богов, и хотели было почтить их жертвами, но потом Павла побили камнями; и не оставляющий Своих избранных Бог сохранил жизнь его только тем, что его почли уже мертвым, и потому бросили. Совершив порученное Духом Святым посольство, Павел и Варнава возвращаются, чрез те же города, которые проходили прежде, не минуя и убийственнаго города Листр: таково дерзновение Апостольское! Они не заботятся об охранении себя от опасности, уже испытанной: потому что все их попечение устремлено ко спасению других. Они не просто идут обратным путем; но продолжают Апостольское дело, «утверждающе души учеников, моляще пребыти в вере», и вразумляюще, «яко многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие». Когда видим, что люди, принявшие веру непосредственно из уст Апостолов, видевшие Апостольския чудотворения, в ней удостоверяющия, еще требовали Апостольскаго попечения, чтобы «утвердить души» их: что должны мы подумать, братия, о наших душах? Меньшая ли, – даже не большая ли потребна забота о их утверждении? Тверды ли наши мысли о святом и праведном? Тверды ли наши добрыя намерения? Постоянно ли духовное направление нашей деятельности? Не колеблют ли нашего ума сомнения, нашего сердца и воли – страсти и чувственныя пожелания? Не упадаем ли духом, иногда в уныние печали, иногда в уныние разленения?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Конявская Е. Л. Сочинения митрополита Киприана: хронологический аспект С самого раннего времени сочинения русских книжников обнаруживают их знакомство с хронологией мировой христианской истории. Хронологические выкладки, заимствованные из Хроники Георгия Амартола, «Летописца вскоре» Патриарха Никифора и других Малых хроник, были уже в самых ранних древнеславянских и древнерусских памятниках – Изборнике 1073 г., Начальном своде и Повести временных лет. Русские летописцы включали в свои произведения как заимствования из них, так и собственные тексты, построенные по этому образцу. Знание мировой истории в рамках «Летописца вскоре» было, видимо, обязательным для просвещенного христианина: сходный текст (правда, без числа лет) вложен в уста св. Александра Невского в его Житии, когда он демонстрирует папским послам свою осведомленность в Священной истории: «От Адама до потопа, от патопа до разделения языкъ, от разьмшениа языкъ до начяла Авраамля, от Авраама до проитиа Иисраиля сквозе море, от исхода сыновъ Иисраилевъ до умертвия Давыда царя, от начала царства Соломоня до Августа и до Христова Рожества, от Рожества Христова до Страсти и Воскресения, от Въскресения же Его и на небеса възшествиа и до царства Константинова, от начала царства Костянтинова до перваго збора и седмаго – сии вся добр съвдаемъ, а от вас учения не Наличие таких выкладок в русских летописях в связи с русской историей, «одиночные» расчеты, касающиеся тех или иных значимых событий («От Федорьчюковы до Олгердовы рати лт свидетельствуют о появлении в русской историософии рефлексии относительно связи прошлого, настоящего и будущего и, быть может, попытки понять некие закономерности в судьбах народа и мира. Для нарративов в качестве хронологической вехи, как правило, указывалось имя правителя, при котором случилось то или иное событие, могли приводиться подсчеты, на какой год правления оно приходится («въ пятонадесятое лто царства Тактамышева, въ седмое же лто княжения великого князя Василия Дмитриевича, индикта третегонадесять, по Татарщин, и московскомъ взятии, бысть замятня велика во

http://sedmitza.ru/lib/text/5677375/

   Что такое человек в настоящем положении? Весь — сосуд греха. Грех живет не в одной душе нашей, он живет и в теле. Он воюет в членах наших, волнует кровь нашу, сотрясает нервы наши. Ласкаемая плоть то предается праздной лени, губящей плоды духа, то мятется движениями несмысленными, готовыми повергнуть душу в ад. И с такою ли плотию думают попасть в рай без поста? Нет, зачем ласкать плоть и без того воюющую против духа? Если дорого нам спасение наше: то нельзя дорожить плотию потому самому, что она исполнена греха. Для нее необходимы строгие точные правила воздержания, правила поверенные и оправданные опытами. Для нее необходим пост, как дело святое и как средство к святости. Пост — дело святое, потому что обуздывает силу греха, живущего в теле. Пост — средство к святости, потому что невоздержание отворяет дверь разврату помыслов и дел, потому что воздержание сообщает мыслям свет, чувствам чистоту, духу свободу и крепость. «Если какой царь, говорит один опытный муж, захочет взять неприятельский город: то прежде всего удерживает воду и съестные припасы, и неприятели, погибая от голода и жажды, покоряются ему. Так бывает и с плотскими страстями. Если человек будет жить в посте и голоде: то враги, ослабев, оставят его душу». Св. Златоуст учит: «кто постится, тот гасит злые страсти. Кто постится, тот молится с бодрым духом». «Пост делает душу бодрою, облегчает крылья ей, возносит ее выше земного, ведет к мыслям о небесном». Так говорят о посте люди опытные в духовной жизни! Сам Спаситель назначил для учеников своих пост. Его спросили некоторые: «для чего Иоанновы и фарисейские ученики постятся, а твои ученики не постятся»? Он сказал в ответ: «могут ли брачные гости поститься, когда жених с ними? ...Придут дни, когда отнимется от них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк.2:19—20). Так, по словам Господа, кто искренно любит Его, кто берет душевное участие в Его великом деле, как брачные гости делят чувства жениха: тот будет сокрушаться, будет поститься, когда Господь их взят будет на страдания и смерть; тот будет освящать время разлучения с Господом постом умиляющим. Так должно быть по свойству любви учеников к учителю, рабов к Господу. Так и поступает доселе православная церковь, освящая время страданий Христовых постом особенным. Евангелие повествует нам, что Сам Господь постился сорок дней. А не служит ли жизнь Его примером для нас? В делах Того, Кого послал нам Отец, не каждый ли шаг свят для нас? Жизнь Его, как и Его учение, — закон для нас, закон веры и благочестия, закон,предписываемый и любовию к возлюбившему нас, и благоговением к посланнику Сыну Божию. Так и сорокодневный пост Его не может не быть для нас непременным правилом, если только не напрасно носим мы имя последователей Христовых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

     27 сентября Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Через крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа мы обрели наше спасение. Крест хранитель вселенной, красота Церкви, укрепление верующих, ангелов слава и демонов язва - так объясняет одно из церковных песнопений значение Креста для всего мира. Редакция портала «Русский Афон» собрала 10 изречений афонских святых о тайне и силе Креста Господня, с которыми предлагаем познакомиться нашим читателям. 1. Всякий раз, когда христианин осеняет себя крестным знамением, он поклоняется спасительной Страсти Господней и призывает крестную силу, иже есть сила крестной смерти нашего Христа. Говоря: «Кресте Христов, спаси нас силою твоею», мы призываем силу крестной жертвы Господа. Поэтому крест обладает великой силой. Преподобный Паисий Святогорец 2. – Геронда, я постоянно ношу на себе крестик, которым Вы меня благословили. Этот крестик помогает мне в трудностях. – Знаешь, кресты каждого из нас – это такие же крестики. Они похожи на маленькие крестики, которые мы носим на шее и которые охраняют нас в нашей жизни. А что ты думаешь, мы несём какие-то великие кресты? Только Крест Христов был очень тяжёлым, потому что Христос от любви к нам – людям – не захотел использовать для Себя Своей божественной силы. А после Распятия Он взял, берёт и будет брать на Себя тяжесть крестов каждого человека и Своей божественной помощью и Своим сладким утешением облегчает нас от боли испытаний. Преподобный Паисий Святогорец 3. Благий Бог даёт каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог даёт человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошёл на Небо. Ведь в сущности крест – это лестница на Небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в [небесную] сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который Он нам даровал. Поступая так, мы будем радоваться уже в этой жизни, а в жизни иной, получим и [духовную] «пенсию», и «единовременное пособие». Там, на Небе, нам гарантированы владения и наделы, которые приготовил нам Бог. Однако если мы просим, чтобы Бог избавил нас от испытания, то Он даёт эти владения и наделы другим, и мы их лишаемся. Если же мы будем терпеть, то Он даст нам ещё и духовные проценты.

http://pravoslavie.ru/116043.html

Беседа 30 «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною». ( Мф. 9:9 ) Изъяснение 9:9–17. Почему Матфей призывается после других. – Могущество Христа и послушание Матфея. – Достоверность евангелий. – Для чего Христос разделял трапезу с Матфеем и другими грешниками. – Обращение с грешниками и их исправление предпочитается жертвам. – Не утвержденных не должно обременять тяжкими заповедями. – В исправлении других должно подражать Христу, начиная с легчайшего. – Наставления, как исправлять жен, любящих украшаться. 1. Сотворив чудо над расслабленным, Христос не остался в Капернауме, чтобы Своим присутствием не возжечь в книжниках еще большей зависти; но в угождение им, и для укрощения этой их страсти, удаляется. Так и нам не должно раздражать врагов своих своим пребыванием с ними, но чтобы смягчить гнев их, надобно уступать и удаляться от них. Но почему Спаситель не в одно время с Петром, Иоанном и другими призвал Матфея? Потому, что как к тем Иисус пришел в то время, когда они способны были послушать Его, так и Матфея призвал тогда, когда он готов был идти за Ним. По той же причине и апостола Павла призвал по воскресении. Знавший сердца и ведавший сокровенные мысли каждого человека знал, когда кто из них будет готов последовать Ему. Потому и Матфея призвал не в начале, когда он был еще мало восприимчив, но после того, как сотворил великое множество чудес, и когда слава о Нем распространилась всюду, и Матфей сделался способнее к повиновению. Достойно также удивления и любомудрие евангелиста Матфея. Он не только не скрывает прежней своей жизни, но и называет себя по имени, тогда как другие скрывали свое имя под другим наименованием. Для чего же евангелист сказал: «сидящего у сбора пошлин»? Для того, чтобы показать могущество Господа, Который призвал его не после того как он оставил свой бесчестный торг и перестал заниматься им, но исхитил его из среды зол, так же как и блаженного Павла обратил тогда, когда он неистовствовал, дышал яростью и злобою на церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Близились дни страданий. В тихой Вифании, в доме Симона прокаженного, собрались гости. Это был Христос со своими избранными друзьями. Шла трапеза. Около Иисуса Христа тесным кольцом расположились ученики, сам Симон, Лазарь. Здесь же были и сестры его. Хлопотливая Марфа – вся ушла в мелочные заботы, как бы угостить дорогого Гостя. Тихая и задумчивая Мария была далека от всего этого. У ней на душе было одно желание, не дававшее ей покоя, – именно, отблагодарить Господа за воскресение Лазаря, брата своего. И она решается. Быстрыми шагами подходит Мария к Иисусу, разбивает сосуд с драгоценным нардовым миром и возливает его на ноги Христовы. Гости изумлены, а Спаситель с любовью во взоре сказал: «Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» ( Мф. 26, 12 ). Нам может показаться несколько странным то, откуда Мария могла узнать о предстоящих страданиях и смерти Спасителя, когда даже об учениках известно, что из слов Спасителя о страданиях «они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного» ( Лк. 18, 34 ). А апостол Петр даже начал прекословить Ему, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» ( Мф. 16, 22 ). Отчего же произошло то, что Мария узнала и поняла то, что было сокрыто от всех учеников? Да, почему сердце матери знает и чувствует, чего недостает ее плачущему ребенку в колыбели? Почему верная жена немедленно узнает, если какая-либо печаль давит сердце ее мужа? Все это происходит от любви, которая слышит и видит там, где недостаточно глаза и уха. Любовь запечатлела в уме Марии слова Христа о Его грядущих страданиях и смерти. Любовь объяснила ее сердцу все предсказания пророков об этом. Любовь подсказала ей о значении той страшной молвы, которая все более и более распространялась и которая говорила о замыслах членов синедриона. Любовь ее узрела и прочитала на лице Христа то, чего совершенно не замечали глаза других. Предчувствие подсказывало ей, что через несколько дней Господь и Его ученики подвергнутся страшным бедствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010