Протоиерей Всеволод Чаплин: Мирянам нужно прочувствовать свою ответственность за судьбу общества, в котором они живут 15 апреля, 2014. Протоиерей Всеволод Чаплин Сегодня для России открывается возможность более свободного, чем, положим, год назад и уж тем более два десятилетия назад, исторического творчества. Программа «Комментарий недели» телеканала «Союз» от 12 апреля 2014 года с протоиереем Всеволодом Чаплиным, председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества о конференции, которая была посвящена истории земства и вопросу о том, может ли опыт земства пригодиться в сегодняшней России. Возлюбленные в Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. Сердечно поздравляю вас с праздником входа Господня в Иерусалим и с наступающей уже совсем скоро Страстной седмицей. Это особое время. Время, в которое мы вспоминаем страсти Христовы и говорим миру о том, что мир должен идти путем Христовым, путем переживания страданий, путем смерти для греха и путем радости о воскресении Христовом, путем совхождения в эту радость, в святость, в Царствие Небесное. Сегодня сложно сказать современному человеку о том, что религия, вера, образ жизни, связанный с верой, сама жизнь, согласная этой вере, — это не что-то, что можно легко встроить в обывательскую жизнь с ее чисто земными приоритетами. Это не что-то, что имеет отношение только к какой-то маленькой части жизни, к каким-то бытовым подробностям празднования того или иного дня, христианской трапезе, устройству дома, устройству прихрамового пространства, устройству самого храма. Это не подробности, это не частности, это не приложение к жизни ради земных вещей. Это – вся жизнь. Жизнь, которая требует единственного правильного смысла и соответствия этому смыслу. А смысл жизни именно в том, чтобы быть сопричастными смерти и воскресению Господа Иисуса Христа. Скоро Пасха, и отпраздновав этот день, мы вновь и вновь скажем миру, как важен для него этот смысл, будем встречать этот святой день, переживая Страстную седмицу, переживая страсти Христовы, соединяясь с этими страстями для того, чтобы соединиться и с Христовым воскресением, ожидая его празднования в покаянии и в исправлении нашей жизни.

http://pravmir.ru/protoierey-vsevolod-ch...

Разделы портала «Азбука веры» Воскресение мёртвых (греч. ανστασης — анастасис, «восстановление» или «восстание») – восстановление физических тел людей в новом состоянии при втором пришествии Иисуса Христа . Воскресение мертвых, по словам апостола Павла, произойдет во мгновенье ока ( 1Кор.15:52 ). Прологом воскресения мертвых является воскресение Нового Адама – Богочеловека Иисуса Христа. Своим крестным подвигом и смертью, а затем последующим воскресением Господь преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения всем людям. Гюстав Доре. Видение Долины Сухие кости. 1866 г. ( Иез.37:1-14 ) В тоже время искупительное дело Богочеловека не отменило человеческой  свободы . Человек добровольно принимает или отвергает подвиг Богочеловека, добровольно следует путем веры , покаяния и очищения от страстей , или продолжает развивать свои страсти, вступая во вражду с Богом . Принимая подвиг Богочеловека, христианин призывается в чем-то повторить Его жизнь – соумереть со Христом, добровольно распять свои страсти и похоти в этом мире, преобразиться исполнением евангельских заповедей. Для подвизающегося христианина воскресение окажется «воскресением жизни» – такой человек на суд не приходит, ибо перешел от смерти в жизнь ( Ин.5:24-29; 8:51 ). Что же касается отвергнувшего Бога человека, то для него также наступит воскресение, но как «воскресение осуждения» ( Ин.5:29 ). Таким образом, в воскресение мертвых произойдет восстановление человеческой природы во всей полноте – человеческие души соединяться с человеческими телами. Однако грешники будут отчуждены от Бога отсутствием собственной решительной воли к добру. Бог действительно будет во всех, «но только в святых Он будет пребывать “милостиво”, а в нечестивых – “немилостиво”», – говорит св. Максим Исповедник . Бог Своей Силой воскресит мертвых нетленными, а тело воскресшего будет нетленно и бессмертно, вследствие чего оно не будет нуждаться ни в пище, ни в питии. По словам св. апостола Павла: «наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, Который уничиженное тело  наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей» ( Флп.3:20-21 ).

http://azbyka.ru/voskresenie-mertvyh

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Страсти Христовы: шаг за шагом Оглавление   Введение Знаете, какой из паломнических маршрутов мира является самым важным, самым главным для христиан? Via Dolorosa – крестный путь Христов по улочкам Старого города в Иерусалиме. Да, город уже не тот (остатки города времени Христа лежат на глубине нескольких метров), не те улицы, здания, не там мы делаем остановки Крестного пути… Но несомненно то, что это все-таки происходило именно здесь. Под этим небом, в этой точке нашей планеты. И несомненно, что примерно здесь были те самые остановки и этапы последнего земного пути, который совершал Христос. Давайте и мы с вами пройдем всеми этапами Крестного пути Христова. Мы привлечем самые лучшие исследования на тему Страстей Христовых, историю, археологию, лингвистику. Мы попытаемся воссоздать, что на самом деле происходило в те страшные судьбоносные дни. Сразу хочу предупредить: многое из того, о чем вы услышите, будет совершенно новым и неожиданным, а возможно, шокирующим. Каждый человек имеет какие-то представления о Страстях Христовых. Эти наши представления складываются из прочитанных книг, просмотренных фильмов, услышанных проповедей и различных мнений. Спешу предупредить: многое из того, что мы слышали, читали, видели, – это благочестивые фантазии или предположения; честно говоря, это не совсем похоже на то, что происходило тогда на самом деле, как мы это можем реконструировать на основании всесторонних серьезных исследований. А наш рассказ будет строиться на твердом фундаменте именно таких исследований. Сначала – два слова об источниках, которые помогут нам представить последний день жизни Иисуса. Это, конечно, Евангелия. Сегодня нам известно, в какой последовательности Евангелия писались. Все они были написаны в первом веке, через 40-60 лет после происходивших событий. Иисуса распяли, скорее всего, в 30-м году. В 70-х годах пишет Марк;

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

Распятие не вычеркнуть из нашей жизни У каждого православного христианина на теле есть крест. Мы надеваем его в момент Крещения и не снимаем до самой смерти. У кого-то крест скромный, а у кого-то — с бриллиантами. Кто-то носит его по привычке, а кто-то, как христиане на Ближнем Востоке, готов принять за него смерть. Даже у протестантов, не почитающих изображения, Крест окружен почтением. Тысячи фресок, икон, картин, скульптурных композиций посвящены Распятию. Кто-то изображал распятие с великим благоговением, а другим оно служило только поводом для самовыражения и зарабатывания денег. Хорошо ли его изображали или плохо, но пойдите в любой музей: везде вы найдете изображение Распятия. Крест не вычеркнуть из нашей жизни. До появления христианства крест был страшным орудием мучительной казни; никто не носил его на груди, не почитал как что-то дорогое, не делал предметом художественной рефлексии. Сегодня — день, из-за которого Распятие стало знаменем победы. И, конечно, важно не Распятие как таковое, а Тот, Кто был распят. События Страстей Господних Господь Иисус дважды — ночью и утром — судим Синедрионом, затем он предстает перед Пилатом, Иродом Антипой, снова Иродом. Он истерзан римскими воинами и предан на Распятие. Фильм «Страсти Христовы» Мела Гибсона очень наглядно передает весь ужас этих событий, но и те, кто хоть однажды читал воспоминание Страстей Христовых свт. Димитрия Ростовского, наглядно представляет себе трагедию Крестных страданий Спасителя. Страсти Господни: взгляд изнутри Евангелия не дают нам описания страданий глазами Самого Господа. Но за десять веков до этого царь и пророк Давид как будто увидел все это своими глазами (Пс. 21): «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего… На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде. Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, издеваются надо мною, говорят устами, кивая головою: " он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему " ... Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий…»

http://predanie.ru/velikijpost/strastnay...

Сборник текстов Андрея о современном кино, театре и культуре. Большая часть, как явствует из названия, посвящена кино, и, более того, — современному и даже «массовому». Такие фильмы, как «Матрица», «Брат», «Страсти Христовы», «Титаник», отец Андрей анализирует с православных позиций. Помимо самих размышлений, содержащихся в этом сборнике, «Кино: перезагрузка богословием» важна тем, что живым примером доказало, что такие области, как культура (живая культура, а не «музейная»), открыты православию (или православие открыто им) — возможность, которую пытаются отрицать как противники Церкви, так и некоторые верующие. В сборник «Кино: перезагрузка богословием» вошли статьи: Фильм «Матрица» как повод для разговора о религиозной философии (лекция) Фильм о «Титанике»: взгляд богослова Данила Багров — герой нашего времени? Страсти вокруг «Страстей» Фильм «Последнее искушение Христа» показан. Какие уроки? Культура как жемчужина Церковь и театр (интервью журналу «Театр») Группа Вконтакте Facebook группа НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КУРАЕВЫМ АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУРАЕВА АНДРЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА Кино: перезагрузка богословием Перед Вами сборник статей и работ известного православного миссионера, профессора богословия диакона Андрея Кураева. Все они объединены актуальной для нашего времени темой: христианство и кино. Существует стереотип: современный кинематограф православным людям категорически противопоказан. И говорить о нем можно только с позиций крайнего негативизма. Безусловно, такая точка зрения ошибочна. На самом деле церковный человек не избегает современного искусства, в том числе кинематографического. Просто он нередко дает ему иную оценку, видит не так, как «массовый зритель». Творчество диакона Андрея Кураева — прекрасный пример того, как неожиданно и нелинейно воспринимаются современные кинопроизведения зрителем-христианином. Вместе с тем православное мировоззрение не закабаляет автора: Кураев свободен в своей интерпретации. Он не претендует на универсальность или на выражение общецерковной позиции. Искусство вообще не укладывается в те или иные жесткие схемы, тут невозможно «единственно верное» мнение.

http://predanie.ru/book/71832-kino-perez...

Скачать epub pdf Вопросы о вере – Батюшка, в Апокалипсисе говорится о печати антихриста – числе 666, которое является силой антихриста. – Брат, ты веришь, что это надо понимать буквально, как 666? Эти три шестёрки символизируют три лютые страсти, которые будут владеть миром в последние времена, а именно: 1) Безумная похоть, то есть разврат и пьянство, какого не было никогда на земле; 2) Безрассудный гнев, то есть ненависть людей друг к другу, войны, месть, всяческие преступления, смуты и ссоры среди христиан, между родителями и детьми, как написано в Святом Евангелии (см.: Мф. 10, 21; 24, 10 ); 3) А третья шестёрка означает опрометчивое воображение, которое доводит до сект, всяческих раздоров, душевных болезней, колдовства, отчаяния и самоубийства. Все эти страсти, символизируемые числом 666, сегодня взяли власть над всей землёй, и так будет, пока не наступит конец света и последний Суд. Тогда каждый получит по своим делам. Так вы думаете, что будет какая-то печать с числом 666? Глупые! В Апокалипсисе, если ты спросишь о 666, я спрошу тебя о «мысленном звере», и о «коне бледном», и «коне рыжем», и «коне вороном», и о «городе, который рождает». Город превращается в жену и рождает (см.: Откр. 17, 18; 12, 2 ). А ну-ка скажи мне, что это такое? А семь чаш гнева Божия, семь труб – это что? Так скажи же мне, ну! Самая проклятая секта в мире, угрожающая нам, – это секта иеговистов. Какие тяжкие хулы возводят они на Божество! Они не верят во Христа. Это политическая иудейская секта, которая борется против христианства и пытается низвергнуть догмат Пресвятой Троицы, ибо они отделяют Отца от Сына и Духа Святого. Был ли когда-нибудь Отец без Слова? Христос есть Слово Отчее. Был ли когда-нибудь Отец без Духа? Что говорится в псалме 32? Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (ст. 6). Был ли когда Отец без Слова и Духа? Разве ты не видел при сотворении человека? Сотворим человека по образу Нашему ( Быт. 1, 26 ). С кем же советовался Отец, если не было Сына и Духа Святого? Ты не видел при смешении языков? Сойдём же и смешаем там язык их ( Быт. 11,7 ). Пресвятая Троица изначально открывается в таинственнейших Писаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

Скачать epub pdf Исцеление души. Оно бывает не от знания истин Божиих, а от их делания. Теоретическое знание без делания заповедей Божиих пользы не приносит. Знаешь, возлюбленный, что, если не будет исцелена страстная часть души, не обновится, не освятится втайне, не будет связана житием Духа, то душа не приобретет здравия и не освободится от того, чтобы не печалило ее встречающееся ей в твари. И исцеление сие может совершиться по благодати, как было с блаженными Апостолами; потому что они верою усовершились в любви Христовой. А иногда бывает, что душа приобретает здравие законно. Ибо, кто деланием заповедей и трудными делами истинного жития препобедил страсти, тот пусть знает, что законно приобрел он душевное здравие, и отдоен млеком (заповедей) от отелесения мира сего, и отсекся от него обычай прежних его впечатлений (греховных), и возрожден, как и первоначально, в духовном, и по благодати был узрен в области Духа, в мыслях внутреннего человека, и приял его в себя мир новый, несложный. Когда же ум обновлен и сердце освящено, тогда все возникающие в нем (в сердце) мысли возбуждаются сообразно с естеством того мира, в который вступает оно. Сперва возбуждается в нем желание Божественного, и вожделевает оно общения с ангелами и откровения тайн духовного (подаваемого Духом) ведения; и ум его ощущает духовное ведение тварей, и воссиявает в нем созерцание тайн Святыя Троицы, также – тайн достопоклоняемого ради нас домостроительства, и потом всецело входит в единение с ведением надежды будущего. Итак, из того, что я написал тебе, уразумей состояние свое. Если бы душа, когда заключена в области страстей, могла истинно возлюбить Бога, то не имела бы большой нужды спрашивать и дознавать о таинствах мира духовного. Но явно, что обучение и ведение (познание таинств духовного мира) при страстях не приносит пользы, и недостаточны для того, чтобы отверсть дверь, заключенную пред лицом чистоты. Если же отъяты от души будут страсти, то ум просвещается и устрояется на чистом месте естества, и не имеет нужды в вопросах, потому что ясно видит блага, обретающиеся на своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/az...

Слово в четвёртую неделю св. Великого поста 70 И возмет крест свой. Есть минуты, в которые люди ни о чём более не думают и ничего более не желают, как золотых крестов для украшения груди в вознаграждение своих заслуг и трудов; а бывают ли минуты, в которые бы мы помышляли и просили себе крестов, которые возлагает Бог и о которых написано: иже не приимет креста своего и в след мене (не) грядет, несть мене достоин ( Мф.10:38 ). Остановимся на этом размышлении хотя здесь, в храме Божием, где наиболее случается слышать слово о кресте. Заповедь Господня о кресте, данная ученикам Христовым, а в лице их всем нам, не требует от нас, чтобы каждый взял тот великий крест, который несён был Иисусом от Иерусалима на Голгофу, не требует, чтобы каждый распинал себя и умирал поносною смертию; но заповедует взять крест тех скорбей, страданий, искушений внешних и внутренних, какие каждому в особенности ниспошлёт премудрое и всеблагое Провидение. Наш крест должен быть только подобием креста Христова. У каждого из нас есть или может быть свой крест внутренний, подобный внутреннему кресту Христову, кресту самоуничижения, кресту духовных скорбей ( Мф.26:38 ): надобно взять его! Какой крест? Есть довольно крестов. Благочестивая печаль о своих грехах – что, как не крест внутренний? Изнурительная борьба с искушениями плоти и мира – что, как не крест невидимый? Скорбные подвиги в умерщвлении своих страстей – что, как не кресты душевные? Возьмите и несите. Так, никто не достигал успеха в самоотвержении без скорбей сердца, и никто не побеждал никакой страсти без страданий души. Ни один шаг вперёд на пути за Христом не достаётся даром, и ни одна добродетель не приобретается ленью и беспечностью. Наши страсти злы и мстительны; наши пристрастия к земным благам неотвязчивы и неумолимы; наши навыки ко греху упорны и жестоки. Чего стоит обуздать страсть, пресечь пристрастие, победить навыки? Здесь плоть и кровь восплачутся и восстенают, не дадут покоя своими искушениями и измучат. А обуздав хотя одну страсть, прекратив хотя одно пристрастие и победив хотя один навык, можем ли оставаться в покое на одно мгновение? Не требуется ли новый крест непрерывного бдения, чтобы укрощённая страсть опять не возникла и не ожесточилась, – крест прилежной молитвы, чтобы Господь не оставил без подкрепления и помощи, – крест неусыпных забот и попечений, чтобы не опустеть добрыми делами. Взять этот крест заповедовал сам Господь, говоря Своим ученикам: бдите и молитеся, да не внидите в напасть ( Мф.26:41 ); ношению этого креста учил христиан и ап. Павел, говоря: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Служба святой блаженной Ксении Петербургской сентября 2017 Подобен: О, преславнаго чудесе: Блаженная Ксение богомудрая,/чистая твоя душа,/правоверным смыслом сияющи/и облистающи добродетелей светлостьми,/озаряет верных исполнение,/бе­совскую тьму отгоняющи./Темже тя, яко причастницу/невечерния благодати,/ублажаем благочестно вси, досточудная. Блаженная мати,/основание положивши добродетели,/древняго человека с похотьми совлекшися,/во Христа облеклася еси воистинну./Тем же и победила еси/многая вражия ополчения,/наставница была еси многим людем/града святаго Петра,/Ксение достохвальная. Богоугодным житием укрепляющися,/страсти плотския/от души отгнала еси,/угоднице Христова,/темже к божественней жизни преставилася еси/и с лики праведных водворяешися./Сего ради почитаем тя священными песньми/и радостно восхваляем,/Ксение всеблаженная. Слава, глас 6: Кто не удивится,/кто не прославит,/кто не воспоет во Христе мудрое и преславное житие твое,/мати Ксение,/яко и по святем преставлении твоем/подаеши притекающим верою врачевание богатное./Темже воспеваем Благодателя Бога,/явившаго тя, блаженную,/ко исцелению душ и телес наших. И ныне, Догматик. Вход. Прокимен дне. И чтения 3 преподобническая. На литии стихиры, глас 4: Дал еси образ терпения и мужества,/Преблагий Господи,/праведную Ксению, многая чудеса источающу,/словесы и делы сияющу,/незлобием и кротостию украшенну./Тем Твое неизреченное смотрение славим,/Иисусе Всесильне,/Спасе душ наших. Исцеляти страсти души и тела/дар от Бога истинно приемши,/блаженная Ксение,/преестественно исцеляеши вся,/не человеческими врачевании,/но божест­венными дарованьми. Отвергши мирскую суету,/любовию Христовою связася, Ксение блаженная,/постническия труды и лишения претерпела еси,/укрепляема силою от Девы Возсиявшаго./Темже ныне водворяешися, идеже праведных селения. Слава, глас тойже: Воздержанием житие твое украсившая/и уды умертвившая,/победила еси вражия прилоги, блаженная./Темже со всеми святыми славим/и торжествуем священ­ную память твою,/просяще обрести молитвами твоими велию милость.

http://mitropolia.spb.ru/docs/sluzhba-sv...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 55. Об обнаружении Воскресения Далее мы исследуем обнаружение Воскресения, под каковым заглавием наличествует шесть пунктов: 1) надлежало ли обнаружить воскресение Христа всем людям или же только некоторым конкретным индивидам; 2) приличествовало ли им видеть Его воскресение; 3) надлежало ли Ему после воскресения жить вместе с учениками; 4) приличествовало ли Ему являться ученикам «в ином образе»; 5) надлежало ли Ему приводить доказательства Своего воскресения; 6) об убедительности этих доказательств. Раздел 1. Должно ли было обнаружить воскресение Христа всем людям? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что воскресение Христа должно было обнаружить всем людям. В самом деле, как должно явно порицать явный грех, согласно сказанному [в Писании]: «Согрешающих обличай пред всеми» ( 1Тим. 5, 20 ), точно так же должно явно восхвалять явную заслугу. Но, как говорит Августин, «причиной заслуги славы Воскресения явилась смиренность Страстей» 296 . Следовательно, коль скоро страсти Христовы, которые Он претерпевал явно, были обнаружены всем, то похоже на то, что и славу Его воскресения должно было обнаружить всем. Возражение 2. Далее, воскресение Христа, как и Его страсти, было определено к нашему спасению, согласно сказанному [в Писании] о том, что Он «воскрес для оправдания нашего» ( Рим. 4, 25 ). Но то, что связано со всеобщим благом, должно быть обнаружено всем. Следовательно, воскресение Христа должно было обнаружить всем, а не отдельным избранным. Возражение 3. Далее, те, кому было обнаружено Воскресение, стали его свидетелями, в связи с чем читаем: «Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы – свидетели» ( Деян. 3, 15 ). И они свидетельствовали, проповедуя явно, чего не подобает делать женам, согласно сказанному [в Писании]: «Жены ваши в церквах да молчат» ( 1Кор. 14, 34 ); и еще: «А учить жене не позволяю» ( 1Тим. 2, 12 ). Следовательно, представляется неправильным, что воскресение Христа было вначале явлено женам, а потом уже всем остальным.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010