Н Навык Вообще все страсти развиваются в человеке от послабления им; учащающееся послабление обращает наклонность в навык, а навык делает страсть насильственным властелином над человеком. «Убойся злых навыков, – сказал преподобный Исаак Сирский, – более, нежели бесов». Когда подействует в нас греховное пожелание, или влечение, надо отказать ему. В другой раз оно подействует уже слабее, а наконец и совсем утихнет. Но при удовлетворении его, оно действует каждый раз с новой силой, как приобретающее более и более власти над произволением , наконец рождает навык. Согрешения, которые мы привыкли совершать, нам кажутся легкими, как бы они ни были тяжки. Согрешение для души новое ужасает ее, и не скоро она решится совершить его. Страсти – злые навыки; добродетели – навыки благие. 1. 378 Решительное произволение, осеняемое и укрепляемое благодатью Христовой, может победить самые закоснелые навыки. Навык сначала жестоко противится тому, кто захочет свергнуть иго его, сначала представляется неодолимым; но, по времени, при постоянной борьбе с ним, при каждом неповиновении ему, становится слабее и слабее. Если в продолжении борьбы случится тебе, по какому-нибудь неожиданному обстоятельству, быть побежденным, не смутись, не впади в безнадежие: снова начинай борьбу. Насильственная борьба против порочных навыков вменяется Богом человеку в мученичество, и одержавший в этой борьбе победу венчается венцом исповедников, как подвизающийся ради Закона Христова. 1. 379 (См. Исповедь , Любовь к Богу ). Надежда Меньше думай. Надейся на Бога. «Ходяй просто, – сказали святые отцы, – ходит надеяся». И Бог тебя покроет. 6. 646 (См. Страсти ). Наслаждения земные Какая пропасть! Какое удаление, какое ниспадение от Божественного подобия! В эту глубокую, страшно далекую от Бога пропасть мы низвергаемся, когда предаемся грубым плотским наслаждениям, называемым, по их греховной тяжести, падениями. Но и менее грубые плотские наслаждения не менее пагубны. Ради их оставляется попечение о душе, забывается Бог, небо, вечность, назначение человека. Миродержитель старается содержать нас в непрестанном развлечении , омрачении, посредством наслаждений телесных! Чрез чувства, эти двери в душу, которыми она сообщается с видимым миром, он непрестанно вводит в нее чувственное наслаждение, неразлучных с ним грех и плен. Гремит в знаменитых земных концертах музыка, выражающая и возбуждающая различные страсти; эти страсти представлены на земных театрах, взволнованы в земных увеселениях: человек всеми возможными средствами приводится к наслаждению убившим его злом. В упоении им он забывает спасающее его добро Божественное и Кровь Богочеловека, которой мы искуплены. 1. 394–395

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем. Стихира на хвалитех на утрене Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот и дошли мы с вами, подвизаясь на благодатном и трудном поприще Святой Четыредесятницы, до Великого Понедельника, дня, когда Господь грядет к вольной страсти. И сегодня Церковь Христова в своих вдохновенных песнопениях призывает всех верных исповедников Господа нашего Иисуса Христа последовать за Спасителем, сострадать Ему на голгофском пути, сшествовать в духе Божественному Сыну и так настроить свою душу, чтобы ничто не мешало искреннему сопереживанию. «Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем». Вместе с Господом вступаем мы в Страстную седмицу. И для нас тоже сегодня глаголет Сын Божий, обращая наше внимание на последующее вскоре предательство ученика. По доброй воле принимает на Себя Господь наш Иисус Христос тяжкие и лютые мучения. За грешный род человеческий готов пострадать на кресте Безгрешный Спаситель. Но как же мы должны следовать за Спасителем в эти благословенные святые дни? Как должно сострадать и, возможно, сораспяться с любимым Господом? Заглянем в свои сердца, братья и сестры, распахнем навстречу Христу душу и именно там найдем ответы на эти вопросы! Не только к апостолам, но и ко всем нам обращены слова Господа: … се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем. Наступает время смерти Христа, и Сын Человеческий предан будет на распятие ( Мф.26:2 ). Найдем ли мы в себе силы и мужество повторить слова учеников Его: пойдем и мы умрем с ним! – которые столь решительно произнесли они, узнав о смерти Лазаря ( Ин.11:16 ). Вот какова была их дружба! Ради любви к другу даже жизни своей не жалели апостолы. Но ведь сегодня речь идет о Самом Господе! Каково же наше отношение к происходящему ныне? Неужели мы слабы и малодушны, неужели мало любим Бога?! Ведь всем нам Спаситель говорит: кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф.10:38 ). Не убоимся ли мы стать недостойными Господа?!

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Страсти 1 . Как одержимому долговременною болезнью невозможно в одно мгновение получить здравие: так невозможно и в короткое время победить страсти, или хотя одну из них (св. Иоанн Лествичник ). 2 . Всегда отсекайте страсти, пока они еще молоды, прежде нежели они укоренятся и укрепятся в вас и станут удручать вас, ибо тогда придется вам много пострадать от них. Иное дело вырвать малую былинку и иное – искоренить большое дерево (авва Дорофей). 3 . Человек, откладывающий до старости сопротивление страстям своим, подобен больному, который говорит своему врачу: «Не заботьтесь обо мне; я найду еще время излечиться и тогда, когда болезнь моя усилится». Он подобен плавателю, который вопреки предостережениям, от спутников делаемым ему, говорит: «Не беспокойтесь! я успею еще поворотить к берегу и в то время, когда увеличится буря». Как жалок этот несчастный! Разве легче вырвать с корнем страсти, от времени сделавшиеся подобными многоветвистым деревьям, нежели выбросить их из сердца при самом зарождении? («Цветник духовный»). 4 . В ветхом завете взгляд на медного змия исцелял язвы людей, происходившие от угрызения змиями. Ныне, в новом завете, взгляд мысленный на крест Христов, на терпение Христово, много может содействовать к уврачеванию язв, производимых нравственными змиями – страстями» (Иаков (Вечерков), архиепископ нижегородский). 5 . Как дерево, чем более растет, тем более в землю корень свой пускает, так, чем более растет греховный обычай, тем глубже в сердце человеческом утверждает своё корень (св. Тихон Задонский ). Как дерево, чем больше вырастает, тем с большею трудностью исторгается из земли, так, чем более усилится и утвердится греховный обычай, тем с большею трудностью от него освобождается человек (св. Тихон Задонский ). 6 . Когда часто обмакивают холст в краску, он принимает более и более твердости или тотчас делается неизгладимым; точно так и привычки, долго сохраняемые, становятся почти неисправимыми (св. Василий Великий на 2-ю гл. Исайи). Хронические болезни излечиваются только при великом старании, постоянстве и усилии; то же самое нужно сказать о греховных привычках (св. Василий Великий , вопр. 55).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

архим. Мефодий (Алексиу) Проповедь о святых и страшных Тайнах Христовых, произнесённая за четыре дня до Христова Рождества Слово содействует спасению наших душ, оно действует в нас как семя. Земледельцы сначала возделывают землю, и только потом бросают в неё семена. Так и мы вначале должны возделать и приуготовить себя к приятию небесного семени – слова духовного научения. Безусловно, наши души это не бездушная и бесчувственная земля, которая принимает возделывание и семена от других. Мы – земля одушевлённая, земля живая и наделённая разумом, и потому нам следует самим приготовить себя к приятию слова. Это можно сделать покаянием, так чтобы посеянное в нас слово Божие стало плодоносным. Дабы подсказать вам в чём начало покаяния и возделывания души, позвольте напомнить вам то, что самостоятельно делали те, кто по собственному произволению приходил принять крещение Иоанново. Евангелие говорит нам, что они «приходили и крестились во Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мф. 3:6 ). Итак, исповедь в грехах – это и есть начало возделывания души. С помощью покаяния и исповеди человек совершает необходимое приготовление и принимает в себя спасительное семя, которое (если душа должным образом вспахана) может принести плод. Земледельцы придумали вспахивать и боронить землю потому, что, если земля не возделана, то на ней вырастают и развиваются разнообразные дикие и бесполезные растения, а в её глубине остаются их дикие корни. То же самое, что и вспашка земли, совершает на разумном поле сердца таинство исповеди. Плуг исповеди вытягивает из глубины души скрытые в ней лукавые страсти и искореняет их. Вспашка исповедью делает землю души готовой и пригодной для того, чтобы принять священные семена и произрастить плодоносящие добродетели. Оставаясь же невозделанным человеческое сердце порождает постыдные и лукавые страсти, помыслы и грехи. Вот по этой-то самой причине, братья мои, каждому из нас необходимо иметь духовного отца. К духовному отцу надо приходить с верой, надо смиряться перед ним и открывать перед ним лукавые страсти своего сердца. Только поступая так, вы ощутите, что принимаете лечение, которое даёт вам Христос, что вы искореняете из себя колючки и чертополох греха, взлелеянные страстной и исполненной наслаждений жизнью. Прибегая к духовнику на исповедь, вы сможете всегда иметь свои уши готовыми принять духовные поучения. Послушайте меня, братья, поверьте тому, что я вам проповедую и предлагаю к вашей пользе! Получив прощение и благословение от вашего духовного отца, вы примиритесь с Тем, Кто по безбрежному величию человеколюбия Своего приклонил Небеса и сошёл на землю. Сам Он всеял в сердца благопослушливых людей спасительные семена. Итак, пусть ни один из вас не уклоняется от исповеди – спасительного начала покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

СМИРЕНИЕ «О, смирение! ты одеяние Божества», – по выражению св. Исаака Сирина … (IV, 136, 349). Учитель смирения – Христос Спросите, как же и откуда научиться смирению? Сам Господь наш Иисус Христос сказал: научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим ( Мф. 11, 29 ); вот основание нашей науки – смирение. Святые отцы, подражая сему учению, научались до того, что при всей их святости считали себя хуже всех и под всею тварию, и нас учат сему; и явственно показали, что где только учинилось падение, тамо предварила гордость… (III, 57,144). Вы просите от меня совета: как преодолеть страсти и приобрести смирение; желание ваше благое, но надобно положить труд для приобретения смирения, надобно отвергнуть и уничтожить в себе гордость и во всяком деле и слове смирять себя и считать худшею всех. Хотя бы и могли что благо сотворити, все это не нашею силою, но помощию Божиею творим. Господь научил нас: аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом ( Лк. 17, 10 ), и еще Он же повелел: научитеся от Мене… ( Мф. 11, 29 ). Вот от Кого научайтеся смирению; оно доставляет нам покой, а с сим вместе и страсти можете преодолевать удобно, ибо самолюбие и гордость есть основание всех страстей и вина, от коей они происходят; с уничтожением ее и все страсти в ничто обращаются, ибо на всякую страсть вы найдете заповедь Божию и, стараясь о исполнении оной, победите удобно страсть при помощи Божией (I, 183, 361). …Блюдись мысленного возношения, будто бы ты… уже достойна. Помни, что дела наши без смирения ничтожны; Сам Господь показал нам образ смирения, умыв ученикам Своим ноги, и заповедал научиться от Него, яко кроток и смирен сердцем. Для чего же? И обрящете покой душам вашим ( Мф. 11, 29 ). Как это важно: кто был смирен? Царь славы! А Пречистая Дева Богородица какое имела смирение, когда ей возвещено было о зачатии от Духа Свята Бога и Слова, Сына Божия, для спасения рода человеческого, не вознеслась, не подумала о себе высоко, воистинну Честнейшая Херувимов и Славнейшая без сравнения Серафимов; но сказала с велиим смирением Архангелу: Се, раба Господня, буди Мне по глаголу твоему ( Лк. 1, 38 ). И потом возвеличила Господа в духовной радости, глаголя: яко призре на смирение рабы Своея ( Лк. 1, 48 ). Какой высокий пример смирения для нас грешных! Но и все святые, проходящие спасительным путем сим, чем ближе приближались к Богу, тем более видели свою худость и нищету; и при случающихся им в жизни скорбях и искушениях считали себя всегда того достойными; что самое и делало для них скорби удобоносимыми (III, 93,195–196).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

28. Примеры силы крестного знамения Невозможно исчислить всех случаев, в которых св. человеки Божии поражали и прогоняли крестом диавола и ангелов его: сказаниями о сем переполнены жития святых. I. Знайте, что нет такой страсти, похоти, которая могла бы противиться всепобеждающий силе креста. Это не наши слова. «Когда ты, – говорит Иоанн Златоуст , – делаешь крестное знамение, вспомни и всю силу креста, все крестное дело – и потушишь ярость и все прочие страсти» (св. Злат., беседа на Мф. 54 ), – потушишь весь этот, по выражению св. Григория Богослова (в его слов. «О человеческой природе»), " охлаждающий огонь», который снедает твою плоть, томит твое сердце. Вот и один из множества примеров, показывающих, как решительно побеждается наша плоть силою святого креста! Св. Софроний, патриарх Иерусалимский, повествует. (см. «Лимонарь», или «Луг духовный», гл. 3), что некоторый пресвитер, по имени Конон, совершая св. Крещение над еллинами, обращавшимися к христианской вере, и погружая в св. водах не только мужей, но и жен и дев, – чувствовал в себе столь сильные порывы страсти, что, наконец, решился навсегда оставить место своего служения и пустился бежать в горы... Но беглеца настигнул явившийся св. Иоанн Креститель, остановил его, трижды знаменовал св. крестом, и сим оружием «отъял от него брань» плоти. Пресвитер немедленно возвратился к месту своему, и уже «нисколько не ощущал в себе похоти», кого бы не случалось ему погружать. «Если ты, брат мой, – говорит св. Ефрем Сирин , – всегда будешь употреблять св. крест в помощь себе, то не приидет к тебе зло, и язва не приближится к жилищу твоему» (преп. Ефрема Сир., «Сл. на честный и животворящий крест»). Ибо крест, как учить св. Кирилл Иерусалимский , – великое предохранение, данное бедным и слабым без труда» (Оглас. поуч. XIII, 36). II. Защищаясь крестом святым от врагов и от житейских бедствий, мы должны стяжать в нем и врача наших недугов? как душевных, так и телесных. Но каким образом, подумает кто-нибудь, крест может врачевать болезни телесные, когда мы все имеем св. крест, и между тем принуждены пользоваться другими врачевствами для излечения наших немощей? – Ах! это зависит совершенно не от св. креста. Вина в нас самих. Видно, мы или не пользуемся, или не так, как должно, не с живою верою и любовию, не с твердым упованием употребляем сие спасительное врачество. Но обратитесь к нашим священным летописям, жизнеописаниям святых Божиих человеков: вы здесь, можно сказать, на каждой странице увидите, как многоцелебна сила креста Христова. Укажем хотя на некоторые из бесчисленных примеров. Так, по сказанию св. Прохора, ученика Иоанна Богослова, св. апостол знамением креста исцелил некогда, лежавшего при пути, больного человека (Житие св. Иоанна Богослова, сент. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Гордость Миродержец всеми средствами старается удержать человека в его падшем естестве – и этого довольно, без грубых грехопадений, чтобы соделать человека чуждым Бога. Грехопадения грубые вполне заменятся, по верным расчетам ловца, гордостным мнением о себе христианина, довольствующегося добродетелями падшего естества и вдавшегося в самообольщение, – этим отчуждившегося от Христа. 1. 394 Страсть гордостная действует иначе, нежели страсть блудная или гневная. Эти две страсти действуют очевидно, и самые оправдания их и лукавство в оправданиях яснее. А гордость вкрадывается неприметно. Ее посевают способности, пышность, а паче похвалы человеческие. Хотя, по видимому, мы не принимаем похвал и не соглашаемся внутренне с похваляющими, но тайная печать похвал остается на уме и сердце, и когда случится унижение, то оно бывает тягосно, и тем тягоснее, чем более мы были напитаны похвалами. Этим самым доказывается существование печатей и тайное вселение гордости. Увы нам! Самые благодатные дарования были поводом для людей к гордости и плодам ее – падениям! Главные признаки гордости суть охлаждение к ближним и оставление исповеди. 6. 225–226 Признаки гордости суть уничижение или презрение ближних и нерадение о исповеди, а сама по себе гордость человеку неприметна, будучи тончайшая страсть, обманувшая светоносного Ангела и устроившая падение на Небе. На сей держатся другие страсти, как здания на основании, скрытом под землей. 6. 227–228 (См. Страсти , Лжесмирение , Молитва Господня , Совершенство ). Грех Грех столько усвоился нам при посредстве падения, что все свойства, все движения души пропитаны им. Отвержение греха, сроднившегося душе, соделалось отвержением души. Такое отвержение души необходимо для спасения души. Отвержение естества, оскверненного грехом, необходимо для усвоения естества, обновленного Христом. Выкидывают из сосуда всю пищу, когда она отравлена ядом; сосуд тщательно вымывают, потом уже влагают в него пищу, долженствующую поступить в употребление. Пища, отравленная ядом, по всей справедливости и сама называется ядом. 1. 85

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Л.Ф. Шеховцова Глава 1. Тщеславие и истерия Тщеславие – искание земных почестей, искание славы при занятии наукой и искусством; «любление красивых одежд», стыд исповедовать свои грехи, самооправдание, лукавство, человекоугодие, зависть. Тщеславие – это лицемерие человеческого духа. Многие мирские профессии дают возможности для расцвета тщеславия, для превозношения одних людей над другими. В мире часто правит дух превосходства, гордости житейской. «Многие успехи в делах и жизни люди приписывают не Богу, а себе. Желание добиться славы, стать известным, выделиться среди других тесно связано, – пишет отец Сергий Филимонов, – с житейским благополучием и получением разного рода временных благ. Мерой успешности, результата в этой жизни для многих людей служит мера их известности и высота занимаемой должности» с. 26]. 1.1. Святые отцы о тщеславии Святые отцы предупреждали, что тщеславие – очень опасная страсть. «Седьмая брань предлежит нам с духом тщеславия – разновидным, изменчивым и тонким, так что с самыми острозоркими глазами едва можно не только предостеречься от него, но его рассмотреть и узнать, – говорит святой Иоанн Кассиан . – Прочие страсти просты и однообразны, а эта многочастна и многообразна и отовсюду и со всех сторон встречает воина, и когда он еще борется, и когда уже является победителем. Ибо она покушается уязвить воина Христова и одеждою, и статностью, и походкою, и голосом, и работою, и бдениями, и постами, и молитвою, и уединением, и чтением, и познаниями, и молчаливостью, и повиновением, и смирением, и благодушием, – и, как некий опаснейший камень подводный, покрытый вздымающимися волнами, в то время как не опасаются, причинять внезапно бедственное кораблекрушение плывущим при благоприятном ветре» с. 74]. «Тщеславие радуется о всех добродетелях: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу – и опять им же побед ил ся. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх», – пишет преподобный Иоанн Лествичник с. 150–151].

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь дает огромный простор и для личного, и для соборного творчества 4 апреля 2011 г. 16:06 В преддверие своей рабочей поездки в Грецию, намеченной на 9-10 апреля, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал эксклюзивное интервью греческой газете «Катимерини». Великие религиозные произведения классической музыки, такие как «Страсти по Матфею» Баха, «Мессия» Генделя, являются неповторимыми шедеврами западной музыкальной традиции, которую венчает современный композитор Арво Пярт. Ваши произведения можно считать частью музыкальной традиции западного церковного искусства? Каким образом Вы как богослов объединяете Вашу традицию и западное искусство? Не идет ли речь о двух различных религиозных опытах? Жанр, в котором написаны упомянутые Вами произведения, свойственен преимущественно западной музыкальной традиции. Если говорить о русских светских композиторах, то на евангельские сюжеты они музыку не писали: все русские оперы и оратории писались либо на фольклорные, либо на романтические, либо на исторические сюжеты. В России до революции было четкое разделение на светскую и духовную музыку: светские композиторы за редчайшим исключением вообще не касались духовной тематики. Когда Чайковский написал свою «Литургию», церковные власти запретили исполнять ее в храмах: и не потому, что эта музыка была более светской, чем музыка других, менее талантливых композиторов, но потому, что в восприятии людей Чайковский ассоциировался именно со светским, нецерковным музыкальным искусством. В наше время появилась возможность стереть искусственную границу между светским и духовным искусством. Когда у меня появилась мысль написать «Страсти по Матфею», то моим намерением было создать некий синтез, с одной стороны, баховской традиции, характерной для Запада, с другой традиции русского церковного пения. То есть, идея заключалась в том, чтобы взять баховскую форму, традиционную для протестантской церкви трехсотлетней давности, и наполнить ее православным содержанием, которое составили богослужебные тексты Православной Церкви. Ведь в богослужении Православной Церкви есть нечто похожее на «Страсти» Баха: это совершаемая в канун Великой Пятницы служба Двенадцати Евангелий, когда читаются евангельские отрывки о Страстях Христовых вперемежку с речитативами чтеца и хоровыми песнопениями. Однако мое сочинение предназначалось не для православного храма, а для концертного зала. Именно поэтому я использовал не только хор, но и струнный оркестр.

http://patriarchia.ru/db/text/1444435.ht...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Архимандрит Кирилл (Павлов). Зависть Архимандрит Кирилл (Павлов). Зависть Дорогие братия и сестры, за службой преподобным всегда читается зачало из послания святого апостола Павла к Галатам, соответствующее их духовному совершенству и обилию полученных ими от Бога благодатных даров. Своими подвигами преподобные отцы наши настолько умертвили, истребили в себе все плотские страсти, что, живя на земле, духом они пребывали уже на Небе и были подобны бесплотным Ангелам. Вся их жизнь являлась сиянием любви, добра, мира, кротости, смирения и других христианских добродетелей, так что они действительно были сосудами Святаго Духа, богоносными отцами, опорой и утешением всех немощных и стремящихся к Царствию Небесному. Святость, чистоту сердца и ума они приобрели в неустанной борьбе с самими собой, со своими греховными влечениями и пожеланиями. Прежде чем достигнуть такой высоты духовной жизни, они вынуждены были вести брань с искушающими их помыслами и страстями. Чтобы приобретать добродетели, необходимо знать и противоположные добродетелям пороки, обитающие в нас и насаждаемые по действию злых духов. Христиане уподобляются воинам, которые всегда должны стоять на страже своего сердца, не допуская, чтобы им овладели греховные желания, мысли и всякого рода страсти, потому что это - опаснее всякого внешнего врага. Сегодня мы побеседуем о темной и мучительной страсти - зависти, ибо она является первоначальным семенем всякого греха и зла, первой скверной, растлившей Небо и землю. Виновницей падения Денницы, начальника Ангелов, изгнания прародителей из рая и осуждения их на смерть, а также первого убийства на земле была зависть. Зависть - это печаль из-за благополучия ближнего. Денница, началовождь Серафимов, краснейший Денница, утром воссиявший, когда впервые увидел неизреченную добр!оту и славу Трисиятельного Божества, тогда позавидовал и опечалился. Потом дух его превознесся гордостью, и он возомнил быть равным Божеству. Ты рекл еси во уме твоем: на небо взыду, буду подобен Вышнему (Ис. 14, 13-14), - сказано о нем Пророком.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=163

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010