Иеровоам I укрепил Сихем ( 3Цар. 12:25 ), но столицей его стала Фирца ( 3Цар. 14:17 ). Он покровительствовал двум святилищам, Дану и Вефилю, одному на северной, другому на южной окраине его территории. Разумеется, на протяжении всей его жизни между ним и Ровоамом не утихала вражда. Можно было подумать, что он способствовал вторжению Сусакима, царя Египетского, в Иудею ( 3Цар. 14:25 ). Но в таком случае его дипломатические происки обернулись не только против сына Соломона, но и против него самого. Дело в том, что Сусаким не только принудил Иудею выплачивать дань, что стоило едва ли не всех сокровищ храма, вплоть до украшений, но и двинулся на юг до самого Галилейского озера, захватив города Мегиддон, Фаанах и Сонам в долине Езреель, город Вефсан на соединении Езрееля с Иорданской долиной и Заиорданье до самого Маханаима. Сколь глубока враждебность была между двумя некогда едиными царствами, можно судить по тому, что их не примирило даже нападение египетского фараона. Впрочем, поход Сусакима был всего лишь грабительским набегом. Он не позволил Египту основать Азиатскую империю. После этого нападения Ровоам укрепил границы своего царства ( 2Пар. 11:5–11 ). Территория его простиралась до Мареши и Гефа в Шефеле и до Хеврона на юге. Никаких упоминаний нет о городах севернее Иерусалима или в долине Иорданской. Враждебные отношения между Израилем и Иудеей продолжались и после смерти Ровоама, хотя в дальнейшей истории этих двух царств можно увидеть периоды, когда отношения между ними улучшались. Развитие их истории шло по-разному, однако, оба царства постигла одна и та же участь, хотя и в разное время. После смерти ассирийского царя Тиглатпаласара в 727 году до РХ израильский царь Осия отказался выплачивать Ассирии дань, и новый царь Ассирии Салманасар V (727–722 до РХ) направил в Израиль армию, которая вступила на территорию Израиля, отрезала все пути снабжения от изолированного таким образом столичного города Самарии. Военный гений Амврия (876–869 до РХ) мудро избравший свою столицу, позволил городу в центре страны, оккупированной врагами, показать чудеса оборонной стратегии и продержаться в осаде три года (725–722 до РХ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

Императору иконоборцу Эллада и кикладские острова ответили отказом в верноподданничестве, выставив узурпатора Косму. Но византийские войска 18 апреля 727 г. одержали полную победу над претендентом и сожгли греческим огнем его флот. Сам узурпатор и его полководцы были захвачены в плен и обезглавлены. Известие о начале иконоборства в Константинополе, а затем и эдикт императора, дошли и до Италии. Одновременно с низвержением икон думали секуляризировать и церковные имущества. Но папа Григорий энергично воспротивился этому. Эксарху Павлу Лев поручил убить Григория, лишить церкви имущества, и поставить другого папу «eo quod (=за то, что) censum in provincia ponere praepediebat, et cogitaret (=a эксарх думал) suis opibus ecclesias denudare sicut in caeteris actum est locis, — atque alium (=papam) in ejus (=Gregorii II) ordinaire locum». Но римляне и лонгобарды поднялись на защиту папы. Итальянцы готовы были отложиться от императора, но папа увещевал их, «ne desisterent ab amore vel fide Romani imperii» (слова Анастасия Библиотекаря). [Известны с именем папы Григория два послания к императору. Если верить этим посланиям] император два раза на действия папы отвечал изложением своей точки зрения: а) иконы — остатки идолопоклонства, б) запрещены второю заповедью и в) не предписаны шестью вселенскими соборами, и так как г) народ чтит в иконах самое вещество и д) мучеников называют богами, то Лев, как «царь и иерей» (τι βασιλες κα ερες εμι), спустя 800 лет после Христа, устранил из церкви иконы подобно тому, как (по его словам) Озия (=Езекия), царь иудейский, удалил спустя 800 лет медного змия из храма. Император угрожал папе поступить с ним; как с Мартином. Папа Григорий ответил императору двумя (727–729 г.) обличительными посланиями, в которых разъяснил истинный (согласный со второю заповедью) смысл иконопочитания, указывал на то, что не все и необходимое предписано вселенскими соборами, что чествование икон глубоко коренится в сознании народа, убеждал императора не вмешиваться в дела церковные, а на угрозы ответил напоминанием, что для папы нетрудно удалиться под власть западных государей, где он будет в совершенной безопасности от византийских прещений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

726. Наам ( Ναμ), город колена Иудина. 726. Наама (Naama), город колена Иудина. 727. Наарафа ( Νααραθ), колена Ефремова; ныне есть Иудейское селение Ноораф ( Νοορθ), в 5 милиариях от Иерихона. 727. Наарата (Naaratha), в колене Ефремове; и ныне, есть Иудейское селеньице Наорат (Naorath), на пятом милиарии от Иерихона. 728. Навав ( Ναβα), гора по ту сторону Иордана, против Иерихона, в Моаве, где скончался Моисей; указывается и доныне на 6-м милиарии от Есевона, к 3. 728. Набау (Nabau), что по-еврейски говорится Небо (Nebo), гора по ту сторону Иордана, против Иерихона, в земле Моав, где умер Моисей; и доныне, указывается на шестом милиарии от города Есебона, к В. 729. Навеоф ( Ναβεθ), страна у Исаии. 729. Набеот Nabeoth), страна, о, которой пишет Исаия. 730. Навор ( Ναβρ), город сынов Рувимовых в земле Ханаанской, о котором упоминает Исаия в видении на Моавитиду, и Иеремия; Навав есть и имя мужа, который наименовал Каафа ( Καθ), и села его от своего имени Навоф ( Ναβθ); и ныне указывается пустыня Навав ( Ναβυ), отстоящая от Есевона на 8 милиариев к Ю. 730. Набо (Nabo), город сынов Рувимовых в стране Галаад, о котором упоминает Исаия в видении на Моава, и Иеремия. Набау есть и имя некоего мужа, который назвал Каан (CaaN) и прочие окрестные селения по у своему имени Набот (Naboth); и доныне указывается пустынное место Наба (Naba), отстоящее на восемь миль от города Есебона, к Ю. 731. Нагев ( Ναγβ), юг у Евреев, Симмах: полдень. 731. Негеб (Negeb); юг у Евреев зовется Nageb, что Симмах переводит: полдень; следует знать, что эта страна света у Евреев, имеет три названия: Nageb, themaN, darom, что мы можем перевести: auster, africus и полдень или turus. 732. Назареф ( Ναζαρθ), откуда Христос назывался Назареем ( Ναζαραος), и назареями в старину назывались мы, теперь зовомые христианами; и доныне существует в Галилее, против Легиона, приблизительно на 15 милиариев к В., близ горы Фавора. 732. Назарет (Nazareth), от которого Господь и Спаситель наш назван Назареем (Nazaraeus); и мы в старину, как бы в поругание, были называемы Назареями, тогда как теперь нас зовут христианами; и доныне есть селеньице, называемое Назара (Nazara), против Легиона, к В. на пятнадцатом милиарии возле горы Фавора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо они суть скорбящим дивнии утешители, плачющим сладкое веселие, по водам плавающим добрии правители 726 , потопляемым чюднии спасители, нищим сокровище неистощимое, богатым наставницы ко спасению, слепым просветители, хромым врачеве, разслабленным исцелители, бесом прогонители, безпомощным помощницы, 727 безнадежным твердое надеяние 727 , болящим благодатное врачевство, плененным радостное свобождение, грешным к Богу ходатаи, иноком украшение многоценное, пустынножителем слава высокая, послушником похвала немолчная, поморстей стране красота неувядаемая, Соловецкому острову доброта пречюдная, всей российской земли отцы и учители и прибежище во всяких бедах и напастех, Темже, возлюбленнии, таковых великих, таковых преславных и божественных мужей всечестную творяще память и высоте жития их чюдящеся и Царствия Небеснаго ищуще, подвигнемся усердно на труды добродетелныя, имиже Царство Небесное приобретается. Аще бо временных ради благих много труждаемся и дневныя ради пищи землю орем 728 , и семена мещем, и нивы ограждаем, и серпы куем, и класы жнем, и снопы собираем, сушим, молотим. Зерна мелем, и мельницы и житницы строим, и пещи разжигаем, и хлеботворение и варение и прочая безчисленная умышляем: скотския дворы, травы сечение, рыбныя ловитвы, по земли далечайшия пути, по водам нужная плавания, в треволнениях морских, в быстринах речных, в разбойнических нападениях, нестерпимыя страхи, непрестанная попечения, премногия поты, лютыя беды и всегдашния противныя случаи. Сия же вся единаго ради чрева и творим, и страждем, и не сие промышляем, еже не умрети (непреложный бо закон есть, и чаша необходимая всем человеком – смерть). Но о сем точию печемся, еже не от глада, ни от жажди, ни от зимы, ни от студени 729 , ни от разбойников, ни от инаго в своем небрежении случая умрети, но от Божия непременнаго устава во уреченный всепремудрым промыслом его день же и час. Кольми паче должни есмы тщатися и трудитися и подвизатися о еже Царство Небесное получити, о еже вечный живот наследовати, о еже оная неизреченная благая восприяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2:11. Переменил ли какой народ богов своих? Переселение народов приводило к тому, что пантеоны многих народов пополнялись новыми богами. Кроме того, имена богов претерпевали некоторые изменения с ходом времени. Но мысль о том, что народ может сменить своего бога (или богов) на других, была чужда менталитету древних на Ближнем Востоке. 2:13. Разбитые водоемы. Хранилища для воды обычно высекались в скальной породе, преимущественно в известняке. Такой водоем обмазывался изнутри водонепроницаемой штукатуркой, и в нем скапливалась дождевая вода. Но если в стенах возникали трещины, через которые вода просачивалась, люди лишались жизненно важной влаги. 2:15. Метафорический язык: львы. Вероятно, пророк говорит об ассирийцах, которые, подобно молодым львам, «пожирали» на своем пути города и страны, причем эта метафора может относиться к любой из ассирийских военных кампаний. На воротах своих городов ассирийцы изображали крылатых львов с человеческой головой. 2:15. Сожженные города. Здесь речь идет о конкретных военных кампаниях ряда ассирийских правителей, вторгавшихся в Левант, в том числе Тиглатпаласара III (745–727 гг. до н. э.), Салманасара V (727– 722 гг. до н. э.), Саргона II (721–705 гг. до н. э.), Сеннахирима (705–681 гг. до н. э.) и Асархаддона (681–668 гг. до н. э.). Поскольку в планы ассирийцев не входило оккупировать эти города, они сжигали их дотла, чтобы показать жителям, чего им будет стоить неповиновение и отказ от сотрудничества. 2:16. Мемфис. Мемфис был резиденцией первых египетских царей. Многие иудеи (а также финикийцы, согласно Геродоту) нашли там свое убежище во время вавилонского нашествия в 587 г. до н. э. Мемфис отождествляют с современным Mitrahineh, в 15 милях к югу от Каира, на западном берегу Нила. Город начал приходить в упадок с 1000 г. до н. э. Однако во время 25-й династии он был восстановлен и стал главной резиденцией египетских царей в VII в. до н. э. Весьма вероятно также, что он оставался резиденцией царей 26-й династии. Более подробная информация на эту тему приводится в коммент. к 46:19.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Соответственно и роль командующего, принадлежавшая наместникам, была здесь скорее номинальной, чем реальной – водить войска в походы наместникам Египта не приходилось – египетское наместничество со времени Абдал‘азиза было синекурой членов правящего рода. Зато тем большее значение приобретает глава финансового ведомства (сахиб ал-харадж). При ал-Хурре б. Йусуфе, назначенном в мае 725 г., выдвигается энергичный и беспощадный Абдаллах б. ал-Хабхаб. Для коптов именно он ассоциировался с высшей властью в их стране: коптский историк Север б. ал-Мукаффа‘ именно его называет «царем Египта» при патриархе Теодоре. Ибн ал-Хабхаб провел перепись земель Египта, и, вероятно, на основании новых данных доложил Хишаму, что Египет может выдержать большее обложение, и увеличил его на один кират (т.е. на 1/24), а по другим данным – на 1/8. Второе представляется более вероятным потому, что в том же, 107 г. х. долготерпеливые копты впервые за годы арабского владычества подняли восстание на восточной окраине Дельты. Оно было быстро и жестоко подавлено. 568 Видимо, после этого часть земель в этом районе обезлюдела. Сам ал-Хурр в этом году три месяца провел в Думйате во главе сменного гарнизона, а в феврале 726 г. нанес визит Хишаму. Правление ал-Хурра оказалось непродолжительным. Между ним и Ибн ал-Хабхабом произошел какой-то конфликт, Ибн ал-Хабхаб написал на него жалобу, и халиф сместил своего троюродного брата, в зу-л-ка‘де 108/феврале 727 г. Существо жалобы не сообщается, но можно подозревать, что она касалась незаконного расходования средств на строительство караван-сарая (кайсарийи) для Хишама в Фустате. Для расчетливого халифа это было серьезным проступком. 569 Новым наместником стал начальник полиции Египта Хафс б. ал-Валид, продержавшийся на этом посту около трех месяцев – вечером 15 мая 727 г., в ночь на пятницу, ему на смену прибыл Абдалмалик б. Рифа‘а. Приехал он тяжело больным и вскоре умер, передав власть своему брату ал-Валиду б. Рифа‘а. Хишам утвердил это назначение. При всех политико-административных переменах в Египте незаменимым оставался Ибн ал-Хабхаб.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Приказали: по вышеписанному Преосвященного Иннокентия Епископа Иркутскаго и Нерчинскаго требованию учинить следующее: 1. Написать Ея Императорскому Величеству от Святейшаго Синода доклад, изъявя в нем все приличныя обстоятельства и при том такое Синодальное мнение показать, что к Иркутской Епархии для малости церквей и монастырей и для близости к ней, а от Тобольска за дальним разстоянием, как слышно, что имеется более 2000 верст, где смотрению быть, что до духовности надлежит невозможно, а наиначе в поставлении священства крайняя состоит нужда, надлежит в пополнение приписать от Тобольской Епархии вышеупомяненные городы Илимск и Якутск с уездами и монастыри Якутским и Нерчинским и Троицким Селенгинским, которой обретается внутрь той Иркутской Епархии. 2. О строении в Иркутску архиерейскаго дому, и о выдаче на прошлой 727 год тому Преосвященному Иннокентию Епископу Иркутскому денежного жалованья 1500 рублев, и впредь о даче жалованья годоваго и горячего вина по примеру тому, как дается Преосвященному Антонию Митрополиту Тобольскому, из Святейшаго Правительствующаго Синода в Правительствующий Сенат сообщить вторичное ведение с таким Синодальным мнением, что в Иркутску в надлежащем месте дом Архиерейский со всеми к нему принадлежностями для житья архиерею со служительми, за показанною в доношении того Преосвященнаго Епископа крайнею нуждою построить надлежит из государственной суммы, жалованье тому Преосвященному Епископу Иркутскому на прошлой 727 год 1500 рублев выдать надлежит, понеже он и со служительми имели в путевом проезде, как в доношении того Преосвященнаго Епископа объявлено, труд свой; а впредь тому Преосвященному Епископу и с служительми годовое жалованье производить надлежит же из доходов Сибирской губернии по примеру тому, как Астраханскому архиерею производится, а имянно: денег по 506 рублев по 25 копеек, хлеба – ржаныя муки по 103 четверти, ржи по 544 четверти; овса потомуж; да вина простого против дачи Преосвященного Антония Митрополита Тобольскаго половину – по 100 ведр в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эгерия Аквитанская совершила паломничество на Святую Землю, вероятно, в 381-384 гг. и описала в итинерарии «долину, которая лежит под горою Божиею, то есть под Святым Синаем», сам Синай и восхождение на него, Палестину, Малую Азию, поездку в Месопотамию и возвращение в Константинополь. Три года она прожила в Иерусалиме, из которого совершала «различные экскурсии в местности библейских событий». Это уже не сухой перечень путевых станций с указанием расстояний между ними, а последовательный (дневниковый) рассказ в виде послания «досточтимым сестрам» о богослужении (в том числе в Великую субботу) в иерусалимских храмах, о посещении святынь, например, пещеры пророка Илии на Синае: «Итак мы отслужили и там литургию и прочли соответствующее место из книги Царств: мы всегда настоятельно желали, чтобы, куда бы мы ни пришли, постоянно прочитывалось соответствующее место из Nucahuя».[xxxix] В дальнейшем рассказы о паломничествах на Святую Землю оставили галльский епископ Аркульф (670 r.)[xl], святой Виллибальд, поведавший в Hodoeporicon (Путевых заметках) о паломничестве в Рим (720-723 гг.), Святую Землю (723-727 гг.) и Константинополь (727-729 rr.)[xli], монах Бернард (870 r.)[xlii] и дp.[xliii] «Все сохранившиеся памятники такого рода - западноевропейского происхождения», - констатировал О. Р. Бородин, который, однако, выделил среди них одно произведение, «формально принадлежащее византийской географии - итинерарий Антонина из Nьячehцы».[xliv] Исследователь охарактеризовал произведение итальянского пилигрима, написанное на латыни (ок. 570 г.), как «живые и увлекательные записки путешественника, интересные не только с научной, но и с художественной точки зpehuя».[xlv] Здесь же О. Р. Бородин попытался объяснить со ссылкой на классическую работу О. А. Добиаш-Рождественской о западных паломничествах, почему «от восточных областей бывшей Римской империи до нас не дошло ни одного отчета о паломничестве в Святую Землю»: «Вполне вероятно, что такие пилигримства были значительно менее распространены на Востоке, где поездку в Палестину и Египет никто не воспринимал как редкое и трудное npeдnpuяmue».[xlvi] Впрочем, современные исследователи (А. В. Назаренко и др.) предпочитают в данном случае говорить о религиозной «самодостаточности» Византии, собравшей в Константинополе огромное количество христианских реликвий и т. п.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Сир. перевод (Пешитта) Книги прор. Осии был осуществлен, по мнению исследователей, неким иудеем в сер. или в кон. I в. по Р. Х. (подробнее см.: Gelston. 1987). Он является довольно точным переводом текста, близкого к МТ. Содержит значительное число общих чтений с текстом LXX (ср., напр., в Ос 2. 15(17) сир.     - «чтобы было открыто ее разумение» с греч. διανοξαι σνεσιν ατς - «чтобы открыть ее разумение» versus MT     - «в преддверие надежды»; список общих чтений см. в: Tully. 2015. P. 283-298), а также небольшое число общих чтений с текстом Таргума (см. список в: Ibid. P. 298-311; также см. список общих чтений и с LXX, и с Таргумом: Ibid. P. 311-315). Критическое изд.: Gelston. 1980. P. 1-16. Комментарий: Tully. 2015. Лат. перевод (Вульгата) Книги прор. Осии был осуществлен с древнеевр. оригинала блж. Иеронимом Стридонским в Вифлееме между 390 и 405 гг. Из всех сохранившихся полностью древних переводов он наиболее близок к МТ. В некоторых случаях, однако, существующий текст Вульгаты содержит общие чтения c LXX. Критическое изд.: Biblia sacra. 1987. О нем: Kedar-Kopfstein. 1974. P. 73-97. Время создания и авторство В тексте Книги прор. Осии не содержится прямых указаний на время ее написания и на авторство. Однако в заглавии (Ос 1. 1) сообщается о том, что текст представляет собой откровения Яхве О. (древнеевр.   YHWH - «Слово Яхве», Ос 1. 1, также см. Ос 1. 2), к-рые датируются годами правления иудейских царей Осии (785-733 (вариант: 790-738 гг. до Р. Х.; о проблеме датировки см. в ст. Озия ), Иоафама (759-743 (или 740-731) гг. до Р. Х.), Ахаза (743-727 (735-715) гг. до Р. Х.) и Езекии (727-698 (715-687) гг. до Р. Х.), а также израильского царя Иеровоама (Иеровоам II: 788-747 (703-753) гг. до Р. Х.). В Книге есть ряд указаний на то, что автор знал об истории последних десятилетий существования Израильского гос-ва, в т. ч. о серии дворцовых переворотов, происходивших после смерти Иеровоама II (см. Ос 7. 3-7), о политических союзах, заключенных царями с Ассирией и Египтом (Ос 7. 11; 12. 1(2)), а также о взятии Самарии в 722 г. до Р. Х. ассир. войсками и об ассир. пленении (Ос 11; 9. 3; 14. 1). Большинство пророчеств, собранных в Книге, обращены к жителям Северного царства. В гл. 1 представлен биографический материал о жизни пророка, а отрывок Ос 3. 1-3 вполне можно назвать автобиографическим рассказом.

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Хвэтберт был весьма образованным человеком. Сначала он учился в родном монастыре: «он был научен не только соблюдать порядок устава, но и приложил силы к серьезному изучению искусства письма, пения, чтения и преподавания» (с. 727). Образование свое Хвэтберт завершил в Риме «и пробыл там долгое время, узнав, списав, привезя с собой домой все, что он считал необходимым для себя» (с. 727). Согласно Беде, «первое время» рассказа о Хвэтберте включает в себя отрезок его жизни до избрания главой монастыря. Сюда же входят и двенадцать лет его пресвитерского служения (с. 727). «Второе время» жизни Хвэтберта начинается с его избрания настоятелем сразу после отъезда Кеолфрида, по словам Беды, «немедленно» (с. 727). Первый шаг Хвэтберта состоял в получении благословения Кеолфрида, поэтому он с несколькими спутниками отправился на поиски прежнего настоятеля. Найдя его, они сообщили ему, кого выбрали настоятелем; Кеолфрид ответил: «Благодарение Богу» и подтвердил их выбор ... (с. 727). Поскольку срок настоятельства Хвэтберта был краток, когда Беда создавал «Жизнеописание», читатель узнает очень мало о «втором времени» жизни Хвэтберта. Однако с точки зрения обязанностей настоятеля, Хвэтберт начинает с самого важного: он «восстановил ... бесчисленное количество монастырских привилегий» (с. 728). Особо отмечает Беда одно «деяние» своего героя, которое тот совершил «прежде всего» (с. 728). Оно было «всем приятно и принято с благодарностью» (с. 728). Это было разрешение обрести мощи настоятелей Эостервине и Сигфрида, которые были затем положены в одну раку и помещены внутри церкви св. Петра, напротив раки с мощами Бенедикта Бископа (с. 728). Обретение мощей в VIII в. было равносильно официальному признанию святости Бенедикта Бископа, Эостервине и Сигфрида. Монастырь, таким образом, обретал небесных покровителей в лице своих первых настоятелей; одного этого «деяния» было достаточно для Хвэтберта, чтобы со славой войти в историю монастыря. С образами главных героев связана проблема возраста. Читатель видит героев на протяжении почти всей их жизни, в начале «Жизнеописания» молодыми, в конце старыми. Так, Бенедикт предстает перед нами как «юноша» (с. 714), полный сил, способный пуститься в путь «с величайшей поспешностью» (с. 715). Хвэтберт, которого мы также видим молодым, принимается за исполнение обязанностей настоятеля «с юношеским ... усердием» (с. 728). Молодость – время активного действия, поэтому, когда человек, в изображении Беды, теряет активность, он видит, что он «уже стар и достиг полноты дней» (с. 726).

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010