–     предложена уточненная классификация поэтического наследия Григория Назианзина с вынесением в отдельный класс его драматургических работ; –     пересмотрена датировка трагедии, предложенная французским исследователем Ш. Маньеном, в соответствии с чем terminus post quem написания «Страждущего Христа» определяется эдиктом императора Юлиана от 17 июня 362 г.; –     обосновано предположение о поэтапном создании произведения: первая редакция – в 60-е (после 17 июня 362 г.), а окончательное оформление трагедии – в 80-е гг. IV b.; –     выявлены культурно-исторические предпосылки возникновения центонной поэзии вцелом и, в частности, трагедии «Страждущий Христос»; –     сформулированы и конкретизированы цели, которые преследовал автор при создании «Страждущего Христа»; –     впервые в отечественной историографии была подробно проанализирована семантика античных реминисценций, используемых при создании трагедии, и установлено как автор связывал ее с новозаветной парафразой; –     выделены и определены христологические, триадологические и мариологические аспекты произведения в сопоставлении с другими работами Григория Назианзина; –     впервые переведены на русский язык и проанализированы Пролог трагедии (стихи 1-30) и фрагмент «Распятый Иисус Христос на Голгофе» (стихи 727-842), причем перевод выполнен в поэтическом виде, с соблюдением стихотворного размера греческого оригинального текста. Научно-теоретическое и практическое значение исследования состоит в возможности применения основных положений и выводов диссертации при создании общих и специальных курсов по истории Византии, при подготовке обобщающих и специальных работ, учебников, справочников, сайтов по позднеантичной и ранневизантийской истории. Полученные результаты могут быть использованы в научных, образовательных и Интернет изданиях по истории христианства, а также при написании статей, монографий и коллективных исследований, посвященных изучению истории становления и развития христианского мировоззрения и культуры в Византийской империи.

http://bogoslov.ru/article/3482831

В 831 году он повторно женился на Феодоре, родом пафлогонянке, наполовину армянке. С ней в императорсий дворец вошло иконопочитание. В 833 году он поставил патриархом своего бывшего воспитателя, давшего ему блестястещее образование – Иоанна Грамматика (833–842 гг.), такого же фанатичного иконоборца. § 24. Торжество Православия. Патриархи Мефодий (842–847 гг.) и Игнатий (847–857, 867–877 гг.) Как и 70 лет назад, заслуга восстановления иконопочитания принадлжала женщине. После смерти в 842 году императора Феофила у власти в качестве ргентши при его трехлетнем сыне Михаиле III встала его супруга Феодора (842–856 гг.), восстановшая иконопочитание с согласия братьев ее покойного супруга. Однако ее собственный брат, Мануил поначалу опасался противодействия иконоборческой партии, но и он согласился после того, как выздоровел от тяжелой болезни, во время которой, по убеждению монахов, дал обещание восстановить иконопочитание. Иконоборческий патриарх Иоанн Грамматик был низложен и на его место поставлен ревностный иконопочитатель святитель Мефодий (842–847 гг). В начале 842 года он собрал собор, на котором была подтверждена святость VII Вселенского Собора, и иконопочитание было восстановлено. Затем, 11 марта 843 года в воскресенье на первой неделе Великого поста устроена была торжественная процессия по улицам города с иконами. Этот день остался навсегда днем торжества Церкви над всеми ересями, днем Православия. После этого иконоборческие епископы были низложены и место их заступили православные. Теперь из того уже обессилевшая и отжившая свое иконоборческая партия окончательно потеряла свою силу. Середина IX столетия в истории Византии стала временем культурного подъема, чему энергично способствовало правительство Варды. В императорском Магнабрском дворце он основал высшую школу, где изучали все отрасли науки того времени. Его ректором стал видный ученый Лев Математик; одним из самых блестящих профессоров этого учебного заведения был Фотий, будущий Константинопольский патрирах; из этого же университета вышел и Константин Философ – святой Кирилл, создатель славянской азбуки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хвэтберт был весьма образованным человеком. Сначала он учился в родном монастыре: «он был научен не только соблюдать порядок устава, но и приложил силы к серьезному изучению искусства письма, пения, чтения и преподавания» (с. 727). Образование свое Хвэтберт завершил в Риме «и пробыл там долгое время, узнав, списав, привезя с собой домой все, что он считал необходимым для себя» (с. 727). Согласно Беде, «первое время» рассказа о Хвэтберте включает в себя отрезок его жизни до избрания главой монастыря. Сюда же входят и двенадцать лет его пресвитерского служения (с. 727). «Второе время» жизни Хвэтберта начинается с его избрания настоятелем сразу после отъезда Кеолфрида, по словам Беды, «немедленно» (с. 727). Первый шаг Хвэтберта состоял в получении благословения Кеолфрида, поэтому он с несколькими спутниками отправился на поиски прежнего настоятеля. Найдя его, они сообщили ему, кого выбрали настоятелем; Кеолфрид ответил: «Благодарение Богу» и подтвердил их выбор ... (с. 727). Поскольку срок настоятельства Хвэтберта был краток, когда Беда создавал «Жизнеописание», читатель узнает очень мало о «втором времени» жизни Хвэтберта. Однако с точки зрения обязанностей настоятеля, Хвэтберт начинает с самого важного: он «восстановил ... бесчисленное количество монастырских привилегий» (с. 728). Особо отмечает Беда одно «деяние» своего героя, которое тот совершил «прежде всего» (с. 728). Оно было «всем приятно и принято с благодарностью» (с. 728). Это было разрешение обрести мощи настоятелей Эостервине и Сигфрида, которые были затем положены в одну раку и помещены внутри церкви св. Петра, напротив раки с мощами Бенедикта Бископа (с. 728). Обретение мощей в VIII в. было равносильно официальному признанию святости Бенедикта Бископа, Эостервине и Сигфрида. Монастырь, таким образом, обретал небесных покровителей в лице своих первых настоятелей; одного этого «деяния» было достаточно для Хвэтберта, чтобы со славой войти в историю монастыря. С образами главных героев связана проблема возраста. Читатель видит героев на протяжении почти всей их жизни, в начале «Жизнеописания» молодыми, в конце старыми. Так, Бенедикт предстает перед нами как «юноша» (с. 714), полный сил, способный пуститься в путь «с величайшей поспешностью» (с. 715). Хвэтберт, которого мы также видим молодым, принимается за исполнение обязанностей настоятеля «с юношеским ... усердием» (с. 728). Молодость – время активного действия, поэтому, когда человек, в изображении Беды, теряет активность, он видит, что он «уже стар и достиг полноты дней» (с. 726).

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Армянин, царствовал с 813–820 год. Преподобный Михаил синкелл послан был в Константинополь в 817 году. Еще ранее он заявил себя ревностным поборником православия в борьбе с другими еретиками того времени, как то: павликианами, монофизитами и несторианами. царствовал с 829–842 года. усвоено им название начертанные. (алмаз) — камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая оттого вреда. Это название в церковной литературе придается многим отцам и учителям церкви, прославившимся твердостью своей веры и характера. царствовала с 842–855 г., а Михаил, прозванный «пьяным», с 855–867 г. иконопочитания состоялось на Константинопольском соборе 842 года, и в память сего торжества православия тогда же был установлен в Церкви особый «Чин православия», совершаемый и ныне в первый воскресный день св. Четыредесятницы. прозванный за свою ученость Грамматиком, патриаршествовал с 832–842 год. Meфoдuй I патриаршествовал с 842–846 г. Михаил Синкелл преставился 18-го декабря ок. 845 года. Св. мощи его в Константинопольском монастыре Пантократора видели русские паломники: Стефан новгородец в 1342 году, и иеродиакон Зосима в 1420 году. После преподобного Михаила Синкелла осталось несколько сочинений, лучшее из которых «Исповедание веры»; прочие его сочинения представляют собою несколько похвальных слов и несколько песнопений, между прочим — на восстановление иконопочитания. Страдания святого мученика Вонифатия юго-восточная римская провинция Малой Азии. — Тарс — большой и населенный город этой провинции, в южной части ее, в плодоносной равнине, при реке Кидне, недалеко от него впадающей в Средиземное море, — доселе довольно значительный торговый город. мученик Вонифатий пострадал и скончался 19 декабря 290 г. должности и обязанностях комментарисиев см. на с. 987.   прим. 1 . мера длины в 88 саженей; след. 50 стадий равняются без малого 9 верстам. Голову св. Вонифатия видел впоследствии в Константинополе в 1200 г. русский паломник Антоний. Над храмом святого Вонифатия в Риме, построенного ему еще Аглаидою, после сооружен более обширный храм во имя св. Алексия, человека Божия, и мощи обоих святых в 1216 г. перенесены из нижней церкви в новую верхнюю, в ризнице которой в настоящее время честные головы их хранятся отдельно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

§ 47. Георгий Монах (Амартол). Георгий Монах, часто определяемый ближе и при помощи прозвища Амартол, составил в царствование Михаила III (842–867) труд, обнимающий четыре книги и озаглавленный: Χρονικν σντομον κ διαφρων χρονογρφων τε κα ξηγητν συλλεγν κα συντεθν π Γεωργου μαρτωλο. О личности составителя мы знаем лишь то, что он был монах, что, впрочем, и помимо его прямых определений вроде μοναχς и μαρτωλς, ясно видно уже из монашеской тенденции труда, фанатической нетерпимости к иконоборцам и пристрастия к богословским отступлениям. Время жизни Георгия определяется из его вступления, где он называет Михаила III последним императором; кроме того, та необычная горячность, с которой он обращается против иконоборцев, показывает, что иконоборческое движение было еще свежо в его памяти. Закончена была его работа, как можно судить по одному месту, говорящему о продолжительности правления Михаила III, лишь незадолго до смерти этого императора, т. е. в 866 или 867 г. Всемирная хроника Геория Монаха обнимает всю историю мира от Адама до смерти императора Феофила в 842 г., момента чрезвычайной важности во внутренней истории Византии, прекращения иконоборчества. С течением времени к этому основному ядру различными авторами для частного употребления и по частным поводам присоединялись добавления, которые в некоторых рукописях доходят до 948 г., в других еще далее. Что это лишь добавления различных авторов, ясно из предисловия труда, где вполне определенно сказано, что последняя книга будет излагать историю императоров до Феофила (842). Кроме того, некоторые рукописи и к тому же старейшие (Cod. Coisl. 310. X века) заканчиваются, действительно, 842 г. и имеют выразительную приписку: τλος νταϑα το χρονιχο βιβλου; наконец, некоторые рукописи, захватывающие больший период времени, сохранили в этом месте (под 842 г.) замечание. Далее в изданном Muralt тексте, в конце продолжения под событиями 948 г., стоит такая заметка: τλος νταθα το χρονικο βιβλου    Δξα τ θε πντων νεκα. Τετλεσται κα το Λογοθτου ως δε τ χρονικ Γεωργου π τν δε μνον το λογοθτου.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Содержание Опыт церковно-исторического исследования Ученый и время: И. И. Соколов Предисловие Часть I. Внешнее состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204) Глава первая. Внешнее состояние монашества в Константинопольской церкви от Михаила III до воцарения Исаака Комнина (842–1057) Глава вторая. Внешнее состояние монашества в Константинопольской церкви от Исаака Комнина до завоеванияКонстантинополя латинянами (1057–1204) Глава третья. Внешняя история монашества на Афоне до 1204 года Глава четвертая. Внешнее состояние монашества в патриархатах Антиохийском, Иерусалимском и Александрийском с середины IX до начала XIII века Часть II. Внутреннее состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204) Глава первая. Быт византийских монахов и виды их подвижнической жизни. Виды монастырей Глава вторая. Организация монастырского управления Глава третья. Нравственное и умственное состояние византийского монашества с середины IX до начала XIII века (842–1204) Глава четвертая. Значение монашества ΙΧ– ΧΙΙ веков в истории Византийской церкви и государства Приложение. Алфавитный указатель монастырей и монашеских пунктов, существовавших в пределах Византийской империи с середины IX до начала XIII века (842–1204)     Опыт церковно-исторического исследования Видный церковный историк, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии Иван Иванович Соколов (1865–1939) в послеоктябрьский период разделил участь многих своих коллег: он был лишен возможности продолжать историко-церковные исследования, а его труды надолго и незаслуженно были фактически изъяты из отечественной историографии Византии. Он является автором многочисленных трудов по византинистике и неоэллинистике, среди которых следует прежде всего назвать его монографию «Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX до начала XIII вв. (824–1204). Опыт церковно-исторического исследования» (Казань, 1894). Этот труд И. И. Соколова и по сей день не утратил своего значения как уникальный свод информации о византийском монашестве, монастырях ИХ-ХИИИ вв. Переиздание его представляется делом своевременным и нужным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Прибывшие в Таврику в конце VIII — начале IX вв. монахи-иконопочитатели своим духовным наставником считали преподобного Феодора Студита. Об этом свидетельствует, например, направленное в 821 г. преподобным Феодором “письмо к епископам, сосланным ради Христа в Херсонес” 14 . “Прибыв туда, — писал Преподобный, — вы явились светильниками для находившихся во мраке и заблуждении жизни, руководителями слепых, учителями добродетели, проповедниками благочестия” 15 . Преподобный Феодор Студит обращается с напутствиями и к отправляющимся в Крым монахам 16 . Таковы были связи Студийской обители с теми землями, где позднее довелось побывать святому равноапостольному князю Владимиру, просветителю Киевской Руси, которые спустя почти тысячелетие вошли в состав Российского государства. В период ослабления иконоборческих гонений Студийский монастырь трудами преподобного Феодора быстро возрождался; были годы, когда здесь подвизалось около тысячи насельников. Сам же преподобный Феодор неоднократно подвергался ссылкам и гонениям. Ему пришлось жить вдали от Студийской обители — на о. Халки, и лишь смерть императора Никифора в 811 г. принесла ему временное облегчение. Затем последовала очередная ссылка в Малую Азию и, наконец, смерть в изгнании на Проти — одном из Принцевых островов в 826 году. В 842 г. в Константинопольской Церкви окончательно восторжествовало иконопочитание; имя преподобного Феодора Студита — активного противника иконоборчества — заняло одно из почётных мест в сонме святых Православного Востока. В 844 г. его останки были перенесены в Студийскую обитель и, сопровождаемые торжественным шествием многочисленной братии, были положены в гробнице рядом с телом его брата — Иосифа, архиепископа Солунского (ум. в 825 г.), который также скончался в изгнании 17 . После 842 года, при императоре Михаиле III (842–867), в Константинополь начали возвращаться ближайшие ученики преподобного Феодора Студита. Один из них, преподобный Навкратий, стал игуменом в Студийском монастыре, и для обители снова наступило время расцвета. Монастырь продолжал процветать и при преемниках преподобного Навкратия (ск. в 848 г.) — Николае Студите и Софронии, трудами которых число братии по-прежнему увеличивалось 18 . Влияние столичного монашества с этого времени стало постоянно возрастать: с 842 по 1204 гг. из 43-х Константинопольских патриархов 26 вышли из монастырей, причём среди них Антоний III (974–979) и Алексей IV (1025–1043) — из Студийской обители.

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

   Книга Апокалипсис ярче и нагляднее других книг Священного Писания раскрывает драму борьбы зла с добром в истории человечества и показывает полное торжество Добра и Жизни.    В синодальном переводе: «и на земле, как на небе».    Вспомним слова мудрого Гамалиила, давшего совет иудеям не преследовать учеников Христовых (Деян. 5:38-39).    Написавшего со слов Петра Евангелие, называемое «от Марка». Марк не состоял в числе 12-ти апостолов.    Эти предметы, показанные Моисею на Синайской горе, употреблялись также и в ветхозаветном храме.    Добровольные «скопцы» ради Царства Небесного, см. об этом: Мф. 19:12; Откр. 14:1-5. В Церкви этот подвиг нередко осуществлялся в монашестве.    Или Моисея и Илию. Известно, что Енох и Илия были взяты на Небо живыми (см. Быт. 5:24; 4 Цар. 2:11).    Некоторые предполагают, что во времена антихриста Иерусалим станет столицей всемирного государства. При этом приводят экономическое обоснование такого мнения.     «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4:19) — говорил апостол Павел галатским христианам.    Это была первая революция во вселенной!    (Быт. 3:14; Мк. 9:29). Следует вспомнить, что многие усердные христиане уже с первых веков переселялись в пустыню в буквальном смысле, покидая шумные города, полные соблазнов. В отдаленных пещерах, скитах и лаврах они все свое время отдавали молитве и богомыслию и достигали такой духовной высоты, о которой современные христиане и представления не имеют. Монашество расцвело на Востоке в IV-VII веках, когда в пустынных местах Египта, Палестины, Сирии и Малой Азии образовалось множество обителей, насчитывающих сотни и тысячи монахов и монахинь. С Ближнего Востока монашество перекинулось на Афон, а оттуда — в Россию, где в дореволюционное время насчитывалось более тысячи монастырей и скитов. Таблица 1 Перечень важнейших событий, царей и пророков (все даты указаны до Рождества Христова) Израильские цари Иудейские цари Пророки События Ахав 875—853 Иосафат 876—851 Илия Рост Финикии Охозия 876—851 Иорам 851—842     Иорам 851—842 Охозия 843—842 Елисей 850—879   Ииуй 842—814 Гофолия 843—836     Иоахаз 814—797 Иоас 836—796 Иоиль Рост Ассирии Иоас 797—781 Амасия 796—782 Иона   Иеровоам 782—740 Азария 782—737   Основание Рима Менаим 740—737 Осия     Факей 737—733 Иофам 737—735     Осия 733—722 Ахаз 735—725   Падение Израиля 722   Езекия 725—696 Исаия Михей, Наум 730-690 Осада Иерусалима 700   Манассия 696—639   Гонение на пророков   Аммон 641—639 Софония, Аввакум     Иосия 639—608 Иеремия Падение Ниневии 606   Иоаким 608—597 Авдий     Иехония 597       Седекия 597—586 Иезекииль Падение Иерусалима 586     Даниил Вавилонское пленение     Аггей Падение Вавилона 539     Захария Кир Персидский 559—529 Возвращение из плена 536 Дарий I, Восстановление Храма     Малахия 475 Указ Артаксеркса, 446 Седмины Даниила Ездра собирает Священное Писание 420—425

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

вперед, смерть Антония следует отнести и половине 836 г., каковое вычисление прекрасно подтверждается замечанием Симеона Магистра , что Иоанн занял место Антония в 8-й год Феофила 735 , который сделался императором в 829 году 736 . Иоанн VII -й. Примирить показания источников о времени правления Иоанна VII очень трудно. В каталоге Никифора Каллиста и в 1-м каталоге Фишера стоят цифры 8 л. 3 мес. 737 ; в хронографии Никифора круглым числом – 9 л., а во втором каталоге Фишера 8 л. 738 Как явились такие даты, объяснить это в данном случае, мы не в состоянии по недостатку материала для такого объяснения. Но что они ошибочны, это можно видеть из следующего. В упоминавшейся уже приписке к летописи Феофана, сделанной при Мефодие, продолжительность правления Иоанна обозначена цифрой 6 л. 739 Можно думать, что именно из этой первоначальной цифры путем описки получилось число 3 г. в каталоге Леунклавия и Матфея Кигалы (ς»=γ» прав. 4-е в отделе о каталогах) 740 . Зонара также имел пред собою каталог, в котором стояло 6 л. 741 Считая с половины 836 года 6 л. вперед, низвержение Иоанна нужно бы отнести к половине 842 года, но это вычисление несколько поправляется известиями о времени занятия кафедры Мефодием: лишение Иоанна кафедры произошло в феврале – марте 842 года, как сейчас увидим; поэтому 6 лет его правления нужно считать не полные – без 3–4 месяцев. Мефодий. Месяц занятия кафедры Мефодием ни в одном известном источнике не назван. О нем можно догадываться только на основании вычислений. Обыкновенно исследователи признают за неподлежащее спору, что Мефодий в день торжества православия – в первое воскресенье великого поста 842 года 742 , т. е. 19 февраля, был уже патриархом 743 . Между тем, на самом деле вопрос об этом до сих пор остается открытым 744 . Выдающуюся роль Мефодия в событиях, следовавших непосредственно за смертью Феофила 20 января 842 г. 745 , отрицать невозможно 746 . Но можно сомневаться, чтобы Мефодий принял участие в делах по восстановлению икон только тогда, когда сделался патриархом константинопольским.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Арсения коневского (отрывок), 806. Артемия веркольского, 696. Афанасия киево-печерского, 676, 712–714, 800. Бориса и Глеба, князей, 38, 646, 679, 692, 714–719, 724–727, 745, 755, 782, 792, 793. Варлаама киево-печерского, 714. Варлаама, игум. хутынского, 91, 501, 631, 645, 670, 671, 727, 768, 789, 792. Варлаама важеского, 677. Варсонофия, еп. тверского, 659, 667, 668. Василия и Константина, кн. ярославских, 677, 696. Василия, блаж. московского, 681. Василия киево-печерского, 676, 712–714, 800. Владимира, в. кн. киевского, 678, 679, 693, 714, 719, 724, 748, 792. Всеволода – Гавриила, кн. псковского, 694, 792. Вячеслава, князя, 664, 665, 715, 716, 725–727, 771, 792. Геннадия костромского, 673. Германа соловецкого, 697. Григория киево-печерского, 676, 712–714, 800. Григория, игум. пельшемского, 664, 665, 693. Григория и Кассиана авнежских, 635, 677. Гурия, архиеп. казанского, 659, 667, 668. Дамиана киево-печерского, 676, 712–714, 771, 800. Даниила переяславского, 694. Димитрия, игум. на Клове, 714. Димитрия прилуцкого, 642, 643, 651, 674, 692, 765, 790. Димитрия угличского, царевича, 625, 676. Дионисия глушицкого, 603, 692, 693, 791. Дионисия, архим. радонежского, 700. Евстафия, муч. литовского, 714. Евстратия киево-печерского, 676, 712–714, 800. Евфросина псковского, 676. Евфросинии, игум. полоцкой, 676. Евфросинии, кн. суздальской, 664, 665. Евфимия, архиеп. новгородского, 675. Евфимия, архим. суздальского, 337, 695. Еразма киево-печерского, 676, 712–714, 795, 800, 805. Ефрема скопца, еп. переславского, 714. Зосимы и Савватия соловецких, 629, 633, 634, 664, 665, 692, 693, 695, 788. Игнатия, еп. ростовского, 618, 626, 630, 712, 745, 805. Игоря Олеговича, в. кн. киевского, инока, 694, 714. Исаакия, киево-печерского инока, 39, 676, 713, 714, 723, 800. Исаии, еп. ростовского, 618, 626, 630, 676, 714. Исидора юродивого, ростовского, 618, 630, 676, 780. Исидора, презвитера юрьевского, 626. Иакова боровицкого, 654,667, 668. Иеремии печерского, 676, 713, 714, 800. Иоанна и Феодора, муч. киевских, 714, 719, 724.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010