Очевидная не только пастырская, но и собственно экклезиологическая проблема здесь налицо. Но вера в святость Церкви непременно должна приводить на практике к святости нашего повседневного существования. Непременная обязанность христиан, как мы уже говорили выше — чтобы сокровище их веры, пусть несовершенно, пусть н е мощно, но тем не менее выявлялось в жизни, действовало любовью (Гал. 5, 6) и было видно людьми: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16); по словам преп. Симеона Нового Богослова, верующий во Христа «пред всеми обнаруживает, что он христианин» . Церковной действительности прямо касаются слова св. апостола Иакова: как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Мы призваны не только к вере в святость, но и к осуществлению её: по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят (1 Петр. 1, 15–16; см. также 1 Петр. 5, 2; 5, 9). Однако сегодняшняя православная практика решительно отвергает идею о святости как о норме христианской жизни, перенося акцент на созерцание своих грехов ; следствием этого является то, что вера в святость Церкви начисто лишается своего практического синергийного компонента. Святость уходит из повседневной жизни в метафизическую сферу, что влечёт за собою очень важные последствия: во–первых, на место святости приходят стихии мира сего, которыми и живёт сегодня по большей части Церковь; а во–вторых, тем самым реализуется упомянутое мною учение о «невидимой церкви», которое мы осуждаем у протестантов (хотя протестантизм исповедает это учение совсем в другом контексте). Что я имею в виду? То, что на практике видимая Церковь ничем не отличается от социума, а все богословские определения о единстве, святости, соборности и проч. относятся к такой Церкви, какую никто не видит. Из этого выходит, что православные, составляя Церковь, на деле мало ей причастны, ибо церковность в её сути, то есть полноте жизни во Христе, никак не реализуется на практике. При этом мы вполне оправдываем это положение тем, что «мы — люди грешные», а Церковь свята сама по себе, в силу веры, без нас; это приводит к аберрации нравственности и неадекватности. Спрятавшись за удобное учение о том, что, независимо от того, что мы грешны, Церковь всё равно свята — мы аннулируем нравственную энергию, и направляем наши жизненные силы на то, чтобы хорошо устроиться в мире сем, в результате чего мы и не отличаемся нисколько от падшего социума.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

Первое правило поведения христианина заключается в том, чтобы « не делать другому того, чего не хочешь себе », и чтобы поступать с людьми так, как хочешь, чтобы и с тобой поступали другие. «В этом закон и пророки» ( Мф. 7:12 ), – сказал Христос, т. е. в этом сущность всего Священного Писания. Путь христианской жизни «узок и труден», продолжал Христос, и не многие избирают его. Часто люди только на словах христиане, а на деле бывают хуже язычников. Истинные христиане узнаются по плодам их жизни, т. е. по их делам и поведению. Главный признак христианской жизни – это искренняя, проявленная на деле любовь друг к другу. « Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою » ( Ин. 13:35 ), – сказал Христос Своим ученикам в прощальной беседе. Христианское учение не есть только «теория», но и «практика» жизни. «Не всякий говорящий мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, – учил Господь, – но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7:21 ), т. е., не достаточно одних слов, необходимо делами своей жизни исповедовать принадлежность свою к Христову стаду. И эту мысль Христос подтверждает ярким примером: «...Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, – сказал Он, – уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что был основан на камне... А всякий, кто слушает слова Мои сии и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое» ( Мф. 7:24–27 ). Смысл этой притчи совершенно ясен: Дом – внутренняя, духовная жизнь христианина, его вера. Ветер , дождь , реки и другие стихии природы – это испытания веры. Фундамент на камне – это вера, подтверждаемая делами. Фундамент на песке – это вера без дел, только на словах. Такая вера мертва; она не может выдержать испытания жизни и рано или поздно разрушится, обнаружив свое бессилие...

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Петр определенно указывает на огонь, как на орудие изменения мира в самом пришествии Христа. Так, противополагая то грядущее изменение потопу, погубившему древний мир (– историческое событие), он говорит. Как тогдашний мир, словом Божиим составленный из воды и водою, погиб, быв потоплен водою, так «нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человек». И потом, указав, что как тать ночью, придет день Господень, он говорит: «… и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» 746 . Подобным образом и ап. Павел о делах – этом жизненном строительстве людей – писал в Коринф: «… строит ли кто (на едином основании – Христе) из золота, серебра, драгоценных камней, – дерева, сена, соломы: каждого дело обнаружится, ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» 747 . Более всего изменение и обновление это коснется людей, в связи с духовно-нравственным состоянием которых и произойдет оно. Изменится коренным образом в своей природе и то поколение людей, которое доживет до того последнего момента, ибо не все к тому времени умрут, а будут и живущие. О них ап. Павел открыл «тайну» в послании к Коринфянам: «… не все мы умрем, но все изменимся – вдруг (εν ατομω), во мгновение ока, в последней трубе: ибо вострубите, и мертвые воскреснут нетленными, и мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» 748 . Но конечно, живые люди того момента должны представляться малой группой сравнительно со всей массой отжившего и окончившего земные свои дни человечества. Потому, и обновление это явится для нас, людей, двойным: во-первых, от своей смерти телесной они вновь вернутся к жизни в теле; во-вторых, телом этим они изменятся совершенно. Потому и называется оно всеобщим воскресением, под которым разумеется в откровении: «… такое действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединясь опять с их душами, оживут, и будут духовны и бессмертны» (катих.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Помните ли и внимаете ли тому, что Господь говорит: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю» ( Лк 6:46 )? Если помните и разумеете, то творите то, что Он говорит, и тогда зовите Его: Господи, Господи! Раб верный волю господина своего творит и послушлив ему. Помните ли, наконец, что Тот же Господь, Который за всех умер, придет во славе Своей судить всех, живых и мертвых, благородных и худородных, богатых и нищих, господ и рабов, князей и подвластных, вельмож и слуг их, судей и судимых, отцов и детей их, пастырей и людей их, военачальников и воинов их, учителей и учеников их, и всякий пол и возраст? И вы, и я на том суде явимся. И поставит Судия праведных «по правую Свою сторону», а грешных – «по левую», и после суда и определения Судии «пойдут сии» (грешники) «в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф 25:31–46 ). Помните ли, что «придет день Господень, как тать ночью», то есть неожиданно, придет тогда, когда люди не чают ( 2Петр 3:10 ; 1Фес 5:2, 4 ). Тогда нежданно услышится глас: «Вот, Жених идет, выходите навстречу ему» ( Мф 25:6 ). Вот Судия идет, вставайте мертвые, идите на суд! Помните ли, что «от лица Судии побежит небо и земля, и не найдется им место» ( Откр 20:11 )? «И небо скроется, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинутся с мест своих. И цари раб, и всякий свободный скроются в пещеры и в ущелья гор, и будут говорить горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять» ( Откр 6:14–17 )? Видите, что будет тогда: какой страх, трепет и ужас будет тогда даже тем, которые здесь на земле страшны людям! Пожелают скрыться в пещерах и камнях те, которые ныне в своих палатах и земле не вмещаются, но чужие захватывают. Захотят спрятаться под горами и камнями те, которые ныне высоко возносятся, как кедры ливанские. «Близко» уже день тот ( Откр 1:3; 22:7, 10, 12, 20 ; Иак 5:8–9 ). Уже знаки его являются, а «тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Петр 3:10 ). Имеющие же страх Господень, бодрствуйте, молитесь и кайтесь, дабы не застал вас неготовыми. «Блаженны те, которых» Господь, «придя, найдет бодрствующими» ( Лк 12:37 ). Бодрствуй и ты, душа моя, молись, припадай пред Господом твоим, дабы милостив был к тебе тогда. Берегись греха, как змия. Пощади, Господи, пощади, человеколюбец, грешника!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Помните ли и внимаете ли тому, что Господь говорит: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю (Лк 6:46)? Если помните и разумеете, то творите то, что Он говорит, и тогда зовите Его: Господи, Господи! Раб верный волю господина своего творит и послушлив ему. Помните ли, наконец, что Тот же Господь, Который за всех умер, придет во славе Своей судить всех, живых и мертвых, благородных и худородных, богатых и нищих, господ и рабов, князей и подвластных, вельмож и слуг их, судей и судимых, отцов и детей их, пастырей и людей их, военачальников и воинов их, учителей и учеников их, и всякий пол и возраст? И вы, и я на том суде явимся. И поставит Судия праведных по правую Свою сторону, а грешных – по левую, и после суда и определения Судии пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:31-46). Помните ли, что придет день Господень, как тать ночью, то есть неожиданно, придет тогда, когда люди не чают (2 Петр 3:10; 1 Фес 5:2, 4). Тогда нежданно услышится глас: Вот, Жених идет, выходите навстречу ему (Мф 25:6). Вот Судия идет, вставайте мертвые, идите на суд! Помните ли, что от лица Судии побежит небо и земля, и не найдется им место (Откр 20:11)? И небо скроется, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинутся с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скроются в пещеры и в ущелья гор, и будут говорить горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять (Откр 6:14-17)? Видите, что будет тогда: какой страх, трепет и ужас будет тогда даже тем, которые здесь на земле страшны людям! Пожелают скрыться в пещерах и камнях те, которые ныне в своих палатах и земле не вмещаются, но чужие захватывают. Захотят спрятаться под горами и камнями те, которые ныне высоко возносятся, как кедры ливанские. Близко уже день тот (Откр 1:3; 22:7, 10, 12, 20; Иак 5:8-9). Уже знаки его являются, а тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Петр 3:10). Имеющие же страх Господень, бодрствуйте, молитесь и кайтесь, дабы не застал вас неготовыми. Блаженны те, которых Господь, придя, найдет бодрствующими (Лк 12:37). Бодрствуй и ты, душа моя, молись, припадай пред Господом твоим, дабы милостив был к тебе тогда. Берегись греха, как змия. Пощади, Господи, пощади, человеколюбец, грешника!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Понятие о святой воде встречается еще в Ветхом Завете: и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд (Чис. 5, 17). Господь наш Иисус Христос явился на Иордане, чтобы освятить водное естество и сделать его источником освящения для человека. Потому-то при Крещении Господнем на Иордане как бы повторилось чудо творения: разверзлись небеса, сошел Дух Божий и был слышен голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Смысл освящения церковью воды Мы, люди падшие, всегда носим в себе семя прародительской греховной нечистоты и потому всегда можем грешить и грешим, и тем самым вносим в мир нечистоту и разрушение. Поэтому Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам Свое живое и животворящее слово, даровал верующим возможность силой веры и молитвы низводить на землю благословение Божие, ниспослал Утешителя Духа, Который всегда пребывает в Церкви Христовой, чтобы Церковь, вопреки действующему в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела источник освящения и жизни. Храня эту заповедь Господню, Святая Церковь словом Божиим, Таинствами и молитвой освящает всегда самого человека и все, чем он пользуется в мире. Этим Церковь кладет предел распространению греховных нечистот, предотвращает умножение гибельных последствий наших грехов. Церковь освящает землю, испрашивая ей у Бога благословение плодородия, хлеб, служащий нам пищей, и воду, утоляющую нашу жажду: Не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя (Прем. 16, 26). Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту, низводит на воду молитвой благословение Господне, благодать Святого Духа. И эта освященная вода очищает верующих людей от духовных скверн и страстей, освящает и укрепляет нас к подвигу спасения в Боге, отгоняет злых духов. Поэтому святая вода обязательно сопровождает всю жизнь каждого православного христианина. Почему церковь молится о водных источниках Главное из всех потребностей для жизни человека – вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда: все это благочестивым служит в пользу, а грешникам может обратиться во вред (Сир. 39, 32–33).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Понятно, что все, начавшееся во времени, во времени же должно и окончиться. Кончина мира состоит не в полном его уничтожении, но в изменении и подлинном обновлении, когда «воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» (2 Пет.3:12) и откроются «новое небо и новая земля, на которых обитает правда» (2 Пет.3:13: Откр.21:1). В связи с этим святой Ириней Лионский писал: «Не сущность и не вещество творения упраздняется (ибо истинен и силен Тот, Кто устроил его), но преходит образ мира сего, то есть то, в чем произошло расстройство… Когда же прейдет этот образ и человек обновится и восстанет для нетления, тогда явится новое небо и новая земля» . Когда подлинный христианин думает о том, что ожидает его после смерти, об обновлении всего творения, предсказанном на конец мира, он воодушевляется самой радостной надеждой. Ибо Христос должен вернуться в конце времен для окончательного установления Царства Божия среди людей, после того, как Он совершит над ними всеми Свой Суд. Сам Иисус Христос говорит: «Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин.5:28–29). Вот оно — торжество Правды, которого жаждет все человечество, вот он — подлинный и по-настоящему светлый «новый мир»! Первые христиане, преисполненные этого ожидания возвращения Христа, приветствовали друг друга возгласом: «Марана фа» — «Господь грядет скоро!». Вся их жизнь преображалась этой надеждой, этим радостным ожиданием; и они без горечи расставались с земным существованием, уповая на Воскресение и на преображение всего творения . Пришествие Господа в конце веков будет Днем Суда, Днем Господним, предсказанным в Ветхом Завете и обещанным Самим Христом (Дан. 7; Мф. 24). Но точное время конца Он не открыл, чтобы люди к нему готовились всегда постоянным бдением и добрыми делами. О неизвестности времени Своего Второго пришествия неоднократно говорил Сам Господь Иисус Христос: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф.24:36), «… бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф.24:42), «… не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян.1:7).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Понятно, что все, начавшееся во времени, во времени же должно и окончиться. Кончина мира состоит не в полном его уничтожении, но в изменении и подлинном обновлении, когда «воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» ( 2Пет.1:12 ) и откроются «новое небо и новая земля, на которых обитает правда» ( 2Пет.1:13 ; Откр.13:1 ). В связи с этим святой Ириней Лионский писал: «Не сущность и не вещество творения упраздняется (ибо истинен и силен Тот, Кто устроил его), но преходит образ мира сего, то есть то, в чем произошло расстройство... Когда же прейдет этот образ и человек обновится и восстанет для нетления, тогда явится новое небо и новая земля» 184 . Когда подлинный христианин думает о том, что ожидает его после смерти, об обновлении всего творения, предсказанном на конец мира, он воодушевляется самой радостной надеждой. Ибо Христос должен вернуться в конце времен для окончательного установления Царства Божия среди людей, после того, как Он совершит над ними всеми Свой Суд. Сам Иисус Христос говорит: «Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин.1:28–29 ). Вот оно – торжество Правды, которого жаждет все человечество, вот он – подлинный и по-настоящему светлый «новый мир»! Первые христиане, преисполненные этого ожидания возвращения Христа, приветствовали друг друга возгласом " Марана фа!» – «Господь грядет скоро!». Вся их жизнь преображалась этой надеждой, этим радостным ожиданием, и они без горечи расставались с земным существованием, уповая на воскресение и на преображение всего творения 185 . Пришествие Господа в конце веков будет Днем Суда, Днем Господним, предсказанным в Ветхом Завете и обещанным Самим Христом ( Дан.1 ; Мф.13 ). Но точное время конца Он не открыл, чтобы люди к нему готовились всегда постоянным бдением и добрыми делами. О неизвестности времени Своего Второго пришествия неоднократно говорил Сам Господь Иисус Христос: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один» ( Мф.13:36 ), «.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Прем. 7:17; 19, 17); причем земля понимается не в смысле вообще земного шара, а в смысле одного из составных элементов этого шара. — Разгоревшись: разрушение последует, главным образом, действием огня (ср. ст. 7). — Разрушатся: но не уничтожатся; последует разрушение старого неба и старой земли, которые обновятся преобразованием. Когда всемогущая содержительная сила Божия, которая, как душа тело, поддерживает вселенную, отнята будет от нее, то она будет как мертвый труп, но, восстановленная, она снова оживет и явится в новом виде. — Земля и дела: земля и все то, что на ней есть, природа и искусство, древа, растения, минералы, животные, города и дома, орудия, учреждения и проч. (ср. Авв. 2:13),— все будет страшным образом разрушено действием огня. «Примечай: апостол сказал — земля и дела на ней сгорят, а не люди. Следовательно, он говорит только о погибели нечестивых и их дел нечестивых; ибо погибнет путь нечестивых (Пс. 1:6), а не вместе и сам нечестивый» (Феофилакт).    11Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, 12ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?    11—12. Все это разрушится: настоящее время в подлинной греческой речи вместо будущего. Апостол живо переносится мыслию к этому дню и событию и в духовном созерцании одним словом определяет сущность этого факта — все рушится. — Какими должно быть и проч.: настоятельное увещание к святости жизни и благочестию, каковыми должны украшаться верующие в это великое время. Вопросительная и удивительная форма речи должна еще более усиливать впечатление слов апостола: подумайте, какими высокими в святой жизни и великими в своем благочестии должны быть христиане при таком страшном, но и радостном событии! — Ожидающим и желающим и проч.: они должны ожидать постоянно пришествия этого дня Божия, или Господня, или Христова, который предречен несомненно и непререкаемо Самим Христом (Мф. 24:3, 27, 37 и парал.). — Они должны желать его: (см.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

« Преуспевая », — говорит, — « в ней с благодарением ». Так поступают благомыслящие люди: я не говорю просто: благодаря, но с великим избытком, более, чем научены, если можно, и с великим соревнованием. « Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас » (ст. 8). Видишь, как он показал татя, чуждого и тихо входящего! Он представил его уже входящим. И хорошо сказал: « увлек » (συλαγωγων, обкрадет). Как иной, подкапывая снизу насыпь, не дает себя заметить, а насыпь ослабляет, так и он поступает. Итак, берегитесь: он всегда так делает, — не дает даже заметить себя. « философией ». Но так как философствовать кажется делом похвальным, то прибавил: «и пустым обольщением». Лесть (обман) бывает и добрая; такой были прельщены многие, и ее не должны называть лестью; о ней говорит Иеремия: « Ты влек меня, Господи, — и я увлечен » (Иер. 20:7). Этого не должно называть лестью. Так, когда Иаков прельстил отца, — это не была лесть, а (Божие) устроение. « Философией », — говорит, — « и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу » (ст. 8). Теперь начинает обличение в наблюдении дней, называя стихиями мира солнце и луну, подобно тому, как сказал в послании к галатам: « Для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам » (Гал. 4:9)? И не сказал: в наблюдении дней, но: всего настоящего « мира », — чтобы показать ничтожество его. Действительно, если мир — ничто, то еще более ничтожны стихии его. Итак, показав сначала, сколь великие получили они благодеяния, какими великими благами насладились, потом начинает обвинение, чтобы дать ему больше силы и тронуть слушателей. Так всегда делают и пророки. Они показывают сначала благодеяния (Божии), и тем увеличивают силу обвинения, как говорит Исаия: « Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня » (Ис. 1:2); и опять: « Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? » (Мих. 6:3); и Давид говорит: « из среды грома Я услышал тебя », и еще: « открой уста твои, и Я наполню их » (Пс. 80:8, 11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010