Вознесшись на небо и воссевши одесную Бога Отца, Хисус Христос, однако, еще раз самолично придет на землю судить живых и мертвых. Этому, второму, пришествию Его будут предшествовать невыносимо тяжелая скорбь (Мф. 24:21) и бедствия: войны, голод, эпидемические болезни и т. п. (– ст.ст. 6,7); Лк. 21:11 ; Мк. 13:8 ); придет антихрист, последний, жесточайший враг Христа и Его Церкви, который всеми силами и способами будет стараться разрушить дело Христово, выдавать себя за Бога и Христа и требовать божеского поклонения и служения ( 2Фес. 2:3–4, 8–9 ) и которого «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (–ст.8). В довершение бедствий солнце померкнет, луна не даст света, звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются ( Мф. 24:29 ), нынешние «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет. 3:10 ). Явится на небе знамение Сына Человеческого ( Мф. 24:30 ). Его святый крест, и так как к тому времени Евангелие будет уже проповедано всему миру, то все люди поймут его значение, причем верующие во Христа будут радоваться этому знамению как символу скорого пришествия Спасителя и избавления от невыносимо тяжелой скорби и бедствий последнего времени, а неверующие восплачутся о своем неверии ( Мф. 24:30 : сн. Откр. 1:7 ). Придет Христос на облаках во славе Отца Своего, окруженный ангелами, с силой и славой великой (Me. 24:27,30), причем «пошлет ангелов Своих с трубой громогласной» (–31); «вострубить, и мертвые воскреснут нетлеынными» ( 1Кор. 15:52 ), а «потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе» ( 1Фес 4:17 ). «Тогда сядет Сын Человеческий на престол славы Своей и соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25:31–32), «избранные Его от четырех ветров, от края небес до края их» (–24:31) и «делающие беззаконие» (–13:41) предстанут на суд Христов ( Рим. 14:10 ), и в назначенный ден Он «будет праведно судить вселенную» ( Деян. 17:31 ), воздавая каждому по делам его ( Рим. 1:6–8 ; 2Кор. 5:10 ). Поэтому скопцы совершенно напрасно говорят, что Христос пришел уже вторично на землю в виде императора Петра Федоровича или Селиванова. Что же касается доказательств, приводимых ими в защиту этого учения, напр., что антихрист явился в виде Наполеона I и т. п., то они настолько натянуты и даже нелепы, что не заслуживают опровержения. |
Возстанет тогда народ на народ и царство на царство и будут глады и пагубы и землетрясения по местам ( Мф. 24:8 ). Общечеловеческое растление мысли и нравов проложит тогда дорогу деспотизму, похожему на деспотизм некоторых римских императоров, которым не только воображалось, а даже чувствовалось, как они из людей дурных делались богами, которые потому и провозглашали себя богами: открыется тогда подобный им человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякого глаголемаго бога или чтилища, так что сядет он в церкви Божией, как бог, показывая о себе, что он бог, – который придет по действу сатаны, вооруженный всякой силой естественных открытий, знамениями и чудесами ложными, всякою лестью неправды, неодолимой для погибающих: за то, что любви к истине они в себе не воспитали; за то послет на них Господь действо обольщения, так что поверят они лжи ( 2Сол. 2:1–12 ). Будут тогда знамения в солнце и луне и в звездах, и на земле туга народам, от чаяния шума морского и волнения; будут люди издыхать от страха и трепетнаго чаяния грядущих зол на вселенную, ибо силы небесныя поколеблются ( Лк. 21:25–26 ). Будет тогда скорбь велия, какая не была от начала мира досели и не имеет быть. И если б не прекратились дни те, не спаслась бы никакая плоть: избранных же ради Божиих прекратятся дни те ( Мф. 24:21 ). Когда человечество, оядотворенное всеобщим неверием и отчаянием, сделается окончательно неспособным к дальнейшему разумно-нравственному существованию на земле: тогда придет день Господень, как тать в ночи, день, в который небеса с шумом мимо идут, стихии же сжигаемыя разорятся, земля и какия на ней дела сгорят ( 2Пет. 3:10 ). И когда прейдут первое небо и земля первая: будет тогда небо новое и земля новая: и вселится тогда Бог с праведными человеками: и те будут Его людьми и сам Бог будет с ними Бог их; и отъимет Господь всяку слезу от очей их, и смерти не будет более; ни плача ни вопля ни болезней не будет более: яко первая мимоидоша, и Господь Вседержитель скажет тогда: се нова вся творю ( Откр. 21:1–5 ). |
ВОСКРЕСЕНИЕ Истина воскресения Христова находится в самой тесной связи с истиной будущего нашего воскресения при кончине мира, так что «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес» ( 1Кор. 15:13 ) (а кто столько маловерен, чтобы утверждать, будто Христос не воскрес?), и наоборот – если Христос восстал из мертвых, то и воскресение мертвых несомненно. Почему же так: воскресение Господа есть несомненный залог нашего воскресения из мертвых? Потому что, восстав из мертвых, Он стал начатком умерших или началом воскресения людей из мертвых; потому что «как смерть через человека, так через человека (Господом) и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» ( 1Кор. 15:21–23 ) (2). Тела наши по воскресении будут духовные, а не земные: все земное останется на земле. Станем же, христиане, памятуя такое будущее жительство свое, отрешаться постепенно от всего земного. В воскресении мертвых люди будут как Ангелы на небесах ( Мф. 22:30 ), такие духовные! Поэтому-то там не будет ни пищи, ни питья, ни одежд, ни воздуха, ни теплоты питающих, согревающих и поддерживающих наши тела, «но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). Ныне земные тела наши землей и поддерживаются, то есть земными стихиями, но тогда все «стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет. 3:10 ). Итак, памятуя эти будущие перевороты в судьбе нашей, в телах наших и в жизни нашей и странно Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира и ум на Божественная возложим: сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет 15 . Тело духовное совсем иное, чем вещественное, стихийное. «Будет Бог все во всем» ( 1Кор. 15:28 ) (7). Мы всякий день умираем душами через свои грехи, но можем и воскресать, и некоторые из нас и воскресают всякий день и всякий час, и на одном часе – много раз через веру и сердечное покаяние перед Сердцеведцем Богом. Грех, умерщвляющий наши души, крайне живуч, лукав, деятелен, всякую минуту влечет нас в плен, смущает, омрачает, теснит, палит, расслабляет, оскверняет и умерщвляет наши души, преданные миру, а не Господу. |
Вот указание на Иуду, на человека погибели. Вот Он и говорит: Но да сбудется Писание. 13-й стих теперь смотрите 17-й главы от Иоанна: «Ныне же к Тебе иду и сие говорю в чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Я передал им слово возненавидел их, потому что они не от как и Я не от Вот, действительно, реакция на то, что не соответствует этому ненависть. Когда мы пишем, читаем: не любите ни того, что в ибо кто любит в том нет любви Отчей (см. 1Ин. 2:15 ), – речь ведь идёт не о творении. Творение Божие прекрасно (см. Быт. 1:31 ). А мы не должны жить по стандартам этого по его, так сказать, стихии. И, конечно, будем белой вороной. не прощает людей, которые не живут по его законам. Христиане в этом плане резко отличались от языческой массы. Но сейчас мы практически ничем не отличаемся от неверующих людей. А тогда различие было очень явно. И хотя носили ту же одежду, питались той же самой пищей, но поведение и всё остальное резко их выделяло и отличало. И вот смотрите: Я передал им слово возненавидел их, потому что они не от как и Я не от Не молю, чтобы Ты взял их из но чтобы сохранил их от зла – от соблазна. А где же нам жить-то? Мы должны жить волей-неволей в этом окружении, в том обществе, которое нас окружает. Ведь не поднимет нас Господь между небом и Землёй и не поместит на каком-то воздушном облаке, чтоб мы жили отдельно. Так вот, надо жить в том самом но чтоб не соблазнил нас этот нас от зла. Чтобы имели они радость Мою совершенную. Вот. И возненавидел их, потому что они не от как и Я. Не молю, чтобы Ты взял их из но чтобы сохранил их от зла. Они не от как и Я не от Такое выражение есть, знаете: это не от сего человек, потому что это Божии люди, и это видно было: не от сего. Вот как какая печать их. Они не от Освяти их истиной Своей. Слово Твое есть истина. Поэтому Слово Божие может человека освящать: как освящают человека Таинства, так освящает его и Слово. Как Ты послал Меня в так и Я послал их в И за них Я посвящаю Себя, чтобы были они освящены истиной. Вот это посвящение Себя, да, через Крест, вот это и есть посвящение, чтобы они и были освящены истиной. |
Гремит, грохочет земля, взмутились реки, поднялся в воздух прах и со всех сторон идут половцы. «Вот, Я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, говорит Господь, народ сильный, народ древний, народ, которого языка не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его - как отрытый гроб: все они - люди храбрые» (Иер. 5, 15, 16). кликом поля прегородиша», - заключает поэт, на этот раз прямо называя ту силу, которая обступила Игорево войско. Уж никак не имея в виду под бесами воинов хана Кончака, который впоследствии стал его родственником - он живописует осаду нечисти. Брат Игоря Всеволод «на борони» описан как лютый тур - в своей стихии: рубит, колет, гремит мечом о вражеские головы и свечение его золотого шелома в этом аду заставляет автора оборачиваться и ловить его взглядом. Поэт восхищается мужеством дяди, его рыцарской яростью, но тут же со вздохом замечает: «Отъ тебе, яръ туре Всеволоде! Кая раны, дорога братие, забывъ чти и живота, и града Чрънигова отня злата стола, и своя милыя хоти, красныя свычая и обычая», что в академическом переводе опять-таки звучит однообразно: вражеские шлемы рассечены тобой, Всеволод и что он, дескать, не боится ран, забыв и честь и... В контексте, который мы рассматриваем, упрёк автора имеет иное содержание. Поэт опять обращается к читателям, называя их «дорога братие», и объясняет, почему не только восхищается Всеволодом, но и порицает его за то, что в пылу битвы тот всё забывает и как бы слепнет в своей ярости. «Вот тебе, яръ туре Всеволоде!», - восклицает он в смысле «Ужо тебе!» Ведь ты, по-русски говоря, бабу на битву променял, любовь и ласку милой жены Ольги Глебовны на брань, а крещёный человек не должен ни из чего воздвигать себе кумиров, тем более из войны. А в душе Всеволода, как это можно понять, брань и вражда, Всеволод - бык войны, звуки которой воспаляют ему кровь, от них он дичает. Всеволод назван поэтом яр туром неслучайно. В русской мифологии в тура оборачивается опять-таки волхв-чародейник, который на помощь себе может призывать силы тьмы. |
Греховное потемнение в сознании человека относительно смысла жизни и ее цели. – Эгоизм и чувственность, сделавшись руководителями человека в нравственной жизни, исказили в его сознании правильное представление о смысле и цели человеческой жизни. Вместо сыновней любви и жажды близости к Богу, человек стал чувствовать страх перед Богом и желание скрыться от Него ( Быт. 3:8 ). И чем дальше, тем более заметно постепенное уклонение человека от Бога и от своего высокого назначения. Идеалы жизни и стремления человека понижаются. Человек начинает думать по преимуществу о земле и земном, а не о Боге и высших законах бытия, ищет счастья, а не истины. В устроении своего земного материального благополучия он начинает полагать главную задачу и цель своей жизни. Энергия его ума обращается по преимуществу к тому, чтобы из природы, ее сил и законов извлечь, как можно больше полезного для своего земного существования. Начинается быстрое развитие материальной культуры, но одновременно с этим – огрубение нравов и искажение религиозных понятий и религиозного чувства, дошедшее до того, что люди стали искать Бога в мире вещей чувственных. Изменение в отношении природы к человеку. – Следствия грехопадения отразились и на видимой природе, насколько она зависит от человека, как своего владыки. «Проклята земля за тебя», сказал Господь Адаму при изгнании его из рая: «со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; тернии и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою: в поте лица, твоего будешь есть хлеб» ( Быт. 3:17–19 ). Под бременем сего проклятия, земля стала менее плодородной, стихии стали как бы враждовать между собою и против человека, многие животные вышли из повиновения ему и стали для него самого страшны и опасны. По словам Ап. Павла, это ненормальное состояние, в которое поставлена тварь грехом человека, для нее самой тяжело и обременительно: «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим. 3:22 ). Болезни. Телесная смерть. – Повредивши все силы души, грех прародителей, – вследствие тесной связи души и тела, – внес соответствующее расстройство и в тело человека, внес семена всякого рода болезней, усталости в трудах, расслабления и страданий и, наконец, – как естественное следствие болезней, – смерть физическую. По библейскому учению, «Бог не сотворил смерть», «Бог создал человека для нетления» ( Прем. 1:13; 2:23 ). Условием этого бессмертия была праведность. «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть» ( Прем. 1:16 ). Напротив, грех вызывает смерть: «в день, в который ты вкусишь от дерева познания добра и зла», говорил Господь Адаму: «смертию умрешь» ( Быт. 2:17 ). Эта связь греха, и смерти объясняется не только тесной связью между телом и душою, но и тем высоким значением, какое придает Библия телу, как орудию духа ( 1Кор. 7:19 ). |
грешников) по левую». Тем, которые удостоятся стать по правую сторону, скажет: «приидите благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира». А тем, которые будут по левую, – скажет: «идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его " … Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 25, 30, 32–34, 41 )! Тогда весь видимый мир потерпит изменение: небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят… Впрочем, мы по обетованию ожидаем нового небе и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Петр. 3:10,13 ). (Сравни: Ис. 65:17 ). Так говорит нам Слово Божие и мы без малейшего колебания и сомнения должны всему верить, что это действительно будет так! Что награду за добрые дела и наказание за злые дела люди получат не без тел, но именно с телами, – можно видеть из следующих мест: «если правый глаз твой соблазняет тебя, говорит Господь, – вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя – чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое ввержено было в геену» ( Мф. 5:29–30 ). Правда, исторжение соблазняющего глаза должно понимать в духовном смысле, т. е. если через взор наших глаз у нас возбуждаются дурные пожелания, то их всеми нашими силами воли необходимо подавить и с корнем вырвать дурные наклонности, ежели таковые у нас были, чтобы не быть в месте вечных мучений. Как? Вместе с телом, и потому с телом, что тело человека не остается безучастным при существовании в человеке дурных пожеланий. Другое место: «Не бойтесь, говорил Господь, убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геене» ( Мф. 10:28 ). Довольно ясно сказано, что человек, который не боясь Бога делает злые дела, будет в месте мучений, совместно с телом, что и еще раз служит доказательством и подтверждает наше верование в то, что мы предстанем на суд Божий в наших телах, и каждый из нас получит соответственно тому, что он делал (на земле), живя в теле, худое или доброе» ( 2Кор. 5:10 ). |
Дьявол с неохотой оставляет насиженное место. Для него болезненно сдавать позиции. «Не мучь меня». Он мучается и, уходя, мучает свою жертву. Помни это! А все-таки распорядитель души, пока она не закоснела от зла, – Господь. И, конечно, Он одним дыханьем уст выгонит сатану. И много (бесы) просили Его (Христа), чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море ( Мк.5:10–13 ). Бесы просили не высылать их из той страны. Зло, как живая стихия, группируется; сродное притягивается сродным. Группирующаяся стихия крепнет... Создается могучая среда, которая властвует, поглощает окружающее. Так наслаивается стихия зла. Понятно, что агентам зла невыгодно расслоять среду. В своей стихии они сильнее, их гибельная работа идет легче и усиленнее. Вот почему бесы просят оставить их в той же среде. Так и бывает в человеческом обществе: зло, как зараза, ширится, оседает черными пятнами на человечестве и имеет тенденцию подчинить себе все окружающее. Зло оседает в семьях... Бывают семьи лжи, семьи легкомыслия, семьи черствости, семьи гордости и пр. Зло захватывает совокупность семей (род), отпечатлевается на племени, бросает свою тень на целый народ. А то зло концентрируется по группам; люди обозначают группы названием «среда» и говорят: «Среда (т.е. окружающее общество) погубила». Бывает, что зло концентрируется по районам. Бывают районы жестокости, черствости, замкнутости; бывают районы легкомыслия и разврата; бывают районы бесшабашия, удали, всяких обид и т.д. Так как в этом мире зло не истребляется Господом поголовно, то Господь снисходит к очагам зла и терпит их. Вот почему Он разрешает бесам остаться в том же районе. И бесы удаляются в свиней. Свиньи – образ порочного человечества. Значит, бесы уходят в свою среду, в большую, сложившуюся, укоренившуюся среду («стадо большое»). Святой евангелист дважды подчеркивает, что это среда зла. Свиньи паслись «при горе». Горы, где жил и бесноватый, – это пути смерти и зла. И в другом месте: «свиньи бросаются с крутизны» самости и пороков. На ней бился и бесноватый. Это среда зла. Итак, бесы уходят в свою среду. |
Если пользоваться терминологией протоиерея Георгия Флоровского , то в Обломовке несомненно господствует “ночная” культура, еще тесно связанная с язычеством . Флоровский пишет словно бы об Обломовке и ее специфическом христианстве: “Изъян и слабость древнерусского духовного развития состоит в недостаточности аскетического закала (и совсем уже не в чрезмерности аскетизма), в недостаточной “одухотворенности” души, в чрезмерной “душевности”, или “поэтичности”, в духовной неоформленности душевной стихии… Крещение было пробуждением русского духа, — призыв от “поэтической” мечтательности к духовной трезвости и раздумью” . Прот. Г. Флоровский вслед за Гончаровым и русской литературой XIX в. в целом акцентирует ту мысль, что “изъян и слабость духовного развития” русского человека состоит в “духовной неоформленности”, в недостаточности “аскетизма”, в излишней поэтической мечтательности и созерцательности — за счет духовной трезвости. Илья Обломов — выходец из полуязыческой-полухристианской Обломовки , а потому он несет на себе и ее грехи. В статье В. Н. Криволапова “Еще раз об “обломовщине” сказано, что душа Обломова не подвержена ни одной из известных в христианстве с IV в. страстей (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня) . Тезис о безгрешности Обломова весьма сомнителен. Ведь роман Гончарова как раз о том и написан, как человек в минуту трезвости душевной пытается восстать на свой грех, побороть его. Название этому греху — уныние, духовный сон. О духовном сне многое написано св. Отцами Церкви. В частности, в “Начертании христианского нравоучения” святителя Феофана Затворника читаем: “Внутренность свою надобно уязвлять и тревожить, чтоб не уснуть. Во сне и Самсона связали, и остригли, и силы лишили” . Напомним, что тема сна духовного в святоотеческой литературе развивает евангельский мотив сна учеников Господа в Гефсиманском саду: “Тогда говорит им Иисус… побудьте здесь и бодрствуйте со Мною… И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же нем о щ н а… И пришед находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели… Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот приблизился час…” ( Мф. 26:38-45 ) Сон упоминается и в одной из притчей, рассказанных Иисусом Христом: “Когда же люди спали, пришел враг… и посеял между пшеницею плевелы” ( Мф. 13:25 ). |
защита для меня. Действительно, когда хочет Бог, тогда и противоположное бывает и является в противоположном. Не видел ли ты и пещь горящую, и росу прохлаждающую, и первую неугасающею, и последнюю не высыхающею, и прохладу и пламень вместе? Как же, скажи мне, это было? Хочу знать: как это было? Или нет, я не хочу и знать, как было, – потому что невозможно; но верую событию и покланяюсь Виновнику его: " пути Его кто постигнет? Как ветер, которого человек не может видеть, так и большая часть дел Его сокрыта " (Сир.16:21). Разве не знаешь, что египтяне днем ходили ощупью, как бы во мраке, а израильтяне видели, и когда мрак все покрывал, – что и в начале свет воссиял среди тьмы? Творец всегда владычествует над природою вещей, не в том только смысле, что производит несуществующее, но и в том, что и существующему в природе может дать иной вид. " Ибо тьма не будет темна от Тебя " . Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): у тебя (παρ σοι). " И ночь будет светла, как день " . Другой (Симмах): но и ночь как день явится (αλλα φανειται). " Какова тьма ее, таков и свет ее (будет) " . Другой (неизвестный переводчик): подобно тьме и свет ее (ομοιον). Хорошо сказал он: " от Тебя " , т.е. у Тебя, выражая следующее: если Ты захочешь, то и тьма не будет тьмою, но покажет свойства света. Поэтому и присовокупляет: " и ночь будет светла, как день " , чем еще более объясняет прежде сказанное и выражает, что ночь покажет свойства дня, как бы свои собственные. Когда хочет Бог, то стихии изменяют свои действия на противоположные так точно, как будто бы они от начала были их собственные. Если Ты захочешь, то и ночь будет такова, и ей так будет свойствен свет, как тьма. Это и выражает он, присовокупляя: " какова тьма ее, таков и свет ее (будет) " . Это сказано в смысле собственном о стихиях, а в переносном – о делах. Отсюда видно, что Бог может доставить людям, впавшим в скорби, столько же отрады, облегчая их скорби, сколько имеют ее люди, пользующееся счастьем. Чудно это и удивительно, – так, например, было и с Иосифом. |
| |