Вознесшись на небо и воссевши одесную Бога Отца, Хисус Христос, однако, еще раз самолично придет на землю судить живых и мертвых. Этому, второму, пришествию Его будут предшествовать невыносимо тяжелая скорбь (Мф. 24:21) и бедствия: войны, голод, эпидемические болезни и т. п. (– ст.ст. 6,7); Лк. 21:11 ; Мк. 13:8 ); придет антихрист, последний, жесточайший враг Христа и Его Церкви, который всеми силами и способами будет стараться разрушить дело Христово, выдавать себя за Бога и Христа и требовать божеского поклонения и служения ( 2Фес. 2:3–4, 8–9 ) и которого «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (–ст.8). В довершение бедствий солнце померкнет, луна не даст света, звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются ( Мф. 24:29 ), нынешние «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет. 3:10 ). Явится на небе знамение Сына Человеческого ( Мф. 24:30 ). Его святый крест, и так как к тому времени Евангелие будет уже проповедано всему миру, то все люди поймут его значение, причем верующие во Христа будут радоваться этому знамению как символу скорого пришествия Спасителя и избавления от невыносимо тяжелой скорби и бедствий последнего времени, а неверующие восплачутся о своем неверии ( Мф. 24:30 : сн. Откр. 1:7 ). Придет Христос на облаках во славе Отца Своего, окруженный ангелами, с силой и славой великой (Me. 24:27,30), причем «пошлет ангелов Своих с трубой громогласной» (–31); «вострубить, и мертвые воскреснут нетлеынными» ( 1Кор. 15:52 ), а «потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе» ( 1Фес 4:17 ). «Тогда сядет Сын Человеческий на престол славы Своей и соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25:31–32), «избранные Его от четырех ветров, от края небес до края их» (–24:31) и «делающие беззаконие» (–13:41) предстанут на суд Христов ( Рим. 14:10 ), и в назначенный ден Он «будет праведно судить вселенную» ( Деян. 17:31 ), воздавая каждому по делам его ( Рим. 1:6–8 ; 2Кор. 5:10 ). Поэтому скопцы совершенно напрасно говорят, что Христос пришел уже вторично на землю в виде императора Петра Федоровича или Селиванова. Что же касается доказательств, приводимых ими в защиту этого учения, напр., что антихрист явился в виде Наполеона I и т. п., то они настолько натянуты и даже нелепы, что не заслуживают опровержения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Возстанет тогда народ на народ и царство на царство и будут глады и пагубы и землетрясения по местам ( Мф. 24:8 ). Общечеловеческое растление мысли и нравов проложит тогда дорогу деспотизму, похожему на деспотизм некоторых римских императоров, которым не только воображалось, а даже чувствовалось, как они из людей дурных делались богами, которые потому и провозглашали себя богами: открыется тогда подобный им человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякого глаголемаго бога или чтилища, так что сядет он в церкви Божией, как бог, показывая о себе, что он бог, – который придет по действу сатаны, вооруженный всякой силой естественных открытий, знамениями и чудесами ложными, всякою лестью неправды, неодолимой для погибающих: за то, что любви к истине они в себе не воспитали; за то послет на них Господь действо обольщения, так что поверят они лжи ( 2Сол. 2:1–12 ). Будут тогда знамения в солнце и луне и в звездах, и на земле туга народам, от чаяния шума морского и волнения; будут люди издыхать от страха и трепетнаго чаяния грядущих зол на вселенную, ибо силы небесныя поколеблются ( Лк. 21:25–26 ). Будет тогда скорбь велия, какая не была от начала мира досели и не имеет быть. И если б не прекратились дни те, не спаслась бы никакая плоть: избранных же ради Божиих прекратятся дни те ( Мф. 24:21 ). Когда человечество, оядотворенное всеобщим неверием и отчаянием, сделается окончательно неспособным к дальнейшему разумно-нравственному существованию на земле: тогда придет день Господень, как тать в ночи, день, в который небеса с шумом мимо идут, стихии же сжигаемыя разорятся, земля и какия на ней дела сгорят ( 2Пет. 3:10 ). И когда прейдут первое небо и земля первая: будет тогда небо новое и земля новая: и вселится тогда Бог с праведными человеками: и те будут Его людьми и сам Бог будет с ними Бог их; и отъимет Господь всяку слезу от очей их, и смерти не будет более; ни плача ни вопля ни болезней не будет более: яко первая мимоидоша, и Господь Вседержитель скажет тогда: се нова вся творю ( Откр. 21:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

ВОСКРЕСЕНИЕ Истина воскресения Христова находится в самой тесной связи с истиной будущего нашего воскресения при кончине мира, так что «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес» ( 1Кор. 15:13 ) (а кто столько маловерен, чтобы утверждать, будто Христос не воскрес?), и наоборот – если Христос восстал из мертвых, то и воскресение мертвых несомненно. Почему же так: воскресение Господа есть несомненный залог нашего воскресения из мертвых? Потому что, восстав из мертвых, Он стал начатком умерших или началом воскресения людей из мертвых; потому что «как смерть через человека, так через человека (Господом) и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» ( 1Кор. 15:21–23 ) (2). Тела наши по воскресении будут духовные, а не земные: все земное останется на земле. Станем же, христиане, памятуя такое будущее жительство свое, отрешаться постепенно от всего земного. В воскресении мертвых люди будут как Ангелы на небесах ( Мф. 22:30 ), такие духовные! Поэтому-то там не будет ни пищи, ни питья, ни одежд, ни воздуха, ни теплоты питающих, согревающих и поддерживающих наши тела, «но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). Ныне земные тела наши землей и поддерживаются, то есть земными стихиями, но тогда все «стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет. 3:10 ). Итак, памятуя эти будущие перевороты в судьбе нашей, в телах наших и в жизни нашей и странно Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира и ум на Божественная возложим: сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет 15 . Тело духовное совсем иное, чем вещественное, стихийное. «Будет Бог все во всем» ( 1Кор. 15:28 ) (7). Мы всякий день умираем душами через свои грехи, но можем и воскресать, и некоторые из нас и воскресают всякий день и всякий час, и на одном часе – много раз через веру и сердечное покаяние перед Сердцеведцем Богом. Грех, умерщвляющий наши души, крайне живуч, лукав, деятелен, всякую минуту влечет нас в плен, смущает, омрачает, теснит, палит, расслабляет, оскверняет и умерщвляет наши души, преданные миру, а не Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вот указание на Иуду, на человека погибели. Вот Он и говорит: Но да сбудется Писание. 13-й стих теперь смотрите 17-й главы от Иоанна: «Ныне же к Тебе иду и сие говорю в чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Я передал им слово возненавидел их, потому что они не от как и Я не от Вот, действительно, реакция на то, что не соответствует этому ненависть. Когда мы пишем, читаем: не любите ни того, что в ибо кто любит в том нет любви Отчей (см. 1Ин. 2:15 ), – речь ведь идёт не о творении. Творение Божие прекрасно (см. Быт. 1:31 ). А мы не должны жить по стандартам этого по его, так сказать, стихии. И, конечно, будем белой вороной. не прощает людей, которые не живут по его законам. Христиане в этом плане резко отличались от языческой массы. Но сейчас мы практически ничем не отличаемся от неверующих людей. А тогда различие было очень явно. И хотя носили ту же одежду, питались той же самой пищей, но поведение и всё остальное резко их выделяло и отличало. И вот смотрите: Я передал им слово возненавидел их, потому что они не от как и Я не от Не молю, чтобы Ты взял их из но чтобы сохранил их от зла – от соблазна. А где же нам жить-то? Мы должны жить волей-неволей в этом окружении, в том обществе, которое нас окружает. Ведь не поднимет нас Господь между небом и Землёй и не поместит на каком-то воздушном облаке, чтоб мы жили отдельно. Так вот, надо жить в том самом но чтоб не соблазнил нас этот нас от зла. Чтобы имели они радость Мою совершенную. Вот. И возненавидел их, потому что они не от как и Я. Не молю, чтобы Ты взял их из но чтобы сохранил их от зла. Они не от как и Я не от Такое выражение есть, знаете: это не от сего человек, потому что это Божии люди, и это видно было: не от сего. Вот как какая печать их. Они не от Освяти их истиной Своей. Слово Твое есть истина. Поэтому Слово Божие может человека освящать: как освящают человека Таинства, так освящает его и Слово. Как Ты послал Меня в так и Я послал их в И за них Я посвящаю Себя, чтобы были они освящены истиной. Вот это посвящение Себя, да, через Крест, вот это и есть посвящение, чтобы они и были освящены истиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Гремит, грохочет земля, взмутились реки, поднялся в воздух прах и со всех сторон идут половцы. «Вот, Я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, говорит Господь, народ сильный, народ древний, народ, которого языка не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его - как отрытый гроб: все они - люди храбрые» (Иер. 5, 15, 16). кликом поля прегородиша», - заключает поэт, на этот раз прямо называя ту силу, которая обступила Игорево войско. Уж никак не имея в виду под бесами воинов хана Кончака, который впоследствии стал его родственником - он живописует осаду нечисти. Брат Игоря Всеволод «на борони» описан как лютый тур - в своей стихии: рубит, колет, гремит мечом о вражеские головы и свечение его золотого шелома в этом аду заставляет автора оборачиваться и ловить его взглядом. Поэт восхищается мужеством дяди, его рыцарской яростью, но тут же со вздохом замечает: «Отъ тебе, яръ туре Всеволоде! Кая раны, дорога братие, забывъ чти и живота, и града Чрънигова отня злата стола, и своя милыя хоти, красныя свычая и обычая», что в академическом переводе опять-таки звучит однообразно: вражеские шлемы рассечены тобой, Всеволод и что он, дескать, не боится ран, забыв и честь и... В контексте, который мы рассматриваем, упрёк автора имеет иное содержание. Поэт опять обращается к читателям, называя их «дорога братие», и объясняет, почему не только восхищается Всеволодом, но и порицает его за то, что в пылу битвы тот всё забывает и как бы слепнет в своей ярости. «Вот тебе, яръ туре Всеволоде!», - восклицает он в смысле «Ужо тебе!» Ведь ты, по-русски говоря, бабу на битву променял, любовь и ласку милой жены Ольги Глебовны на брань, а крещёный человек не должен ни из чего воздвигать себе кумиров, тем более из войны. А в душе Всеволода, как это можно понять, брань и вражда, Всеволод - бык войны, звуки которой воспаляют ему кровь, от них он дичает. Всеволод назван поэтом яр туром неслучайно. В русской мифологии в тура оборачивается опять-таки волхв-чародейник, который на помощь себе может призывать силы тьмы.

http://ruskline.ru/analitika/2010/7/07/a...

Греховное потемнение в сознании человека относительно смысла жизни и ее цели. – Эгоизм и чувственность, сделавшись руководителями человека в нравственной жизни, исказили в его сознании правильное представление о смысле и цели человеческой жизни. Вместо сыновней любви и жажды близости к Богу, человек стал чувствовать страх перед Богом и желание скрыться от Него ( Быт. 3:8 ). И чем дальше, тем более заметно постепенное уклонение человека от Бога и от своего высокого назначения. Идеалы жизни и стремления человека понижаются. Человек начинает думать по преимуществу о земле и земном, а не о Боге и высших законах бытия, ищет счастья, а не истины. В устроении своего земного материального благополучия он начинает полагать главную задачу и цель своей жизни. Энергия его ума обращается по преимуществу к тому, чтобы из природы, ее сил и законов извлечь, как можно больше полезного для своего земного существования. Начинается быстрое развитие материальной культуры, но одновременно с этим – огрубение нравов и искажение религиозных понятий и религиозного чувства, дошедшее до того, что люди стали искать Бога в мире вещей чувственных. Изменение в отношении природы к человеку. – Следствия грехопадения отразились и на видимой природе, насколько она зависит от человека, как своего владыки. «Проклята земля за тебя», сказал Господь Адаму при изгнании его из рая: «со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; тернии и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою: в поте лица, твоего будешь есть хлеб» ( Быт. 3:17–19 ). Под бременем сего проклятия, земля стала менее плодородной, стихии стали как бы враждовать между собою и против человека, многие животные вышли из повиновения ему и стали для него самого страшны и опасны. По словам Ап. Павла, это ненормальное состояние, в которое поставлена тварь грехом человека, для нее самой тяжело и обременительно: «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим. 3:22 ). Болезни. Телесная смерть. – Повредивши все силы души, грех прародителей, – вследствие тесной связи души и тела, – внес соответствующее расстройство и в тело человека, внес семена всякого рода болезней, усталости в трудах, расслабления и страданий и, наконец, – как естественное следствие болезней, – смерть физическую. По библейскому учению, «Бог не сотворил смерть», «Бог создал человека для нетления» ( Прем. 1:13; 2:23 ). Условием этого бессмертия была праведность. «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть» ( Прем. 1:16 ). Напротив, грех вызывает смерть: «в день, в который ты вкусишь от дерева познания добра и зла», говорил Господь Адаму: «смертию умрешь» ( Быт. 2:17 ). Эта связь греха, и смерти объясняется не только тесной связью между телом и душою, но и тем высоким значением, какое придает Библия телу, как орудию духа ( 1Кор. 7:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

грешников) по левую». Тем, которые удостоятся стать по правую сторону, скажет: «приидите благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира». А тем, которые будут по левую, – скажет: «идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его " … Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 25, 30, 32–34, 41 )! Тогда весь видимый мир потерпит изменение: небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят… Впрочем, мы по обетованию ожидаем нового небе и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Петр. 3:10,13 ). (Сравни: Ис. 65:17 ). Так говорит нам Слово Божие и мы без малейшего колебания и сомнения должны всему верить, что это действительно будет так! Что награду за добрые дела и наказание за злые дела люди получат не без тел, но именно с телами, – можно видеть из следующих мест: «если правый глаз твой соблазняет тебя, говорит Господь, – вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя – чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое ввержено было в геену» ( Мф. 5:29–30 ). Правда, исторжение соблазняющего глаза должно понимать в духовном смысле, т. е. если через взор наших глаз у нас возбуждаются дурные пожелания, то их всеми нашими силами воли необходимо подавить и с корнем вырвать дурные наклонности, ежели таковые у нас были, чтобы не быть в месте вечных мучений. Как? Вместе с телом, и потому с телом, что тело человека не остается безучастным при существовании в человеке дурных пожеланий. Другое место: «Не бойтесь, говорил Господь, убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геене» ( Мф. 10:28 ). Довольно ясно сказано, что человек, который не боясь Бога делает злые дела, будет в месте мучений, совместно с телом, что и еще раз служит доказательством и подтверждает наше верование в то, что мы предстанем на суд Божий в наших телах, и каждый из нас получит соответственно тому, что он делал (на земле), живя в теле, худое или доброе» ( 2Кор. 5:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novo-izr...

Дьявол с неохотой оставляет насиженное место. Для него болезненно сдавать позиции. «Не мучь меня». Он мучается и, уходя, мучает свою жертву. Помни это! А все-таки распорядитель души, пока она не закоснела от зла, – Господь. И, конечно, Он одним дыханьем уст выгонит сатану. И много (бесы) просили Его (Христа), чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море ( Мк.5:10–13 ). Бесы просили не высылать их из той страны. Зло, как живая стихия, группируется; сродное притягивается сродным. Группирующаяся стихия крепнет... Создается могучая среда, которая властвует, поглощает окружающее. Так наслаивается стихия зла. Понятно, что агентам зла невыгодно расслоять среду. В своей стихии они сильнее, их гибельная работа идет легче и усиленнее. Вот почему бесы просят оставить их в той же среде. Так и бывает в человеческом обществе: зло, как зараза, ширится, оседает черными пятнами на человечестве и имеет тенденцию подчинить себе все окружающее. Зло оседает в семьях... Бывают семьи лжи, семьи легкомыслия, семьи черствости, семьи гордости и пр. Зло захватывает совокупность семей (род), отпечатлевается на племени, бросает свою тень на целый народ. А то зло концентрируется по группам; люди обозначают группы названием «среда» и говорят: «Среда (т.е. окружающее общество) погубила». Бывает, что зло концентрируется по районам. Бывают районы жестокости, черствости, замкнутости; бывают районы легкомыслия и разврата; бывают районы бесшабашия, удали, всяких обид и т.д. Так как в этом мире зло не истребляется Господом поголовно, то Господь снисходит к очагам зла и терпит их. Вот почему Он разрешает бесам остаться в том же районе. И бесы удаляются в свиней. Свиньи – образ порочного человечества. Значит, бесы уходят в свою среду, в большую, сложившуюся, укоренившуюся среду («стадо большое»). Святой евангелист дважды подчеркивает, что это среда зла. Свиньи паслись «при горе». Горы, где жил и бесноватый, – это пути смерти и зла. И в другом месте: «свиньи бросаются с крутизны» самости и пороков. На ней бился и бесноватый. Это среда зла. Итак, бесы уходят в свою среду.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Если пользоваться терминологией протоиерея Георгия Флоровского , то в Обломовке несомненно господствует “ночная” культура, еще тесно связанная с язычеством . Флоровский пишет словно бы об Обломовке и ее специфическом христианстве: “Изъян и слабость древнерусского духовного развития состоит в недостаточности аскетического закала (и совсем уже не в чрезмерности аскетизма), в недостаточной “одухотворенности” души, в чрезмерной “душевности”, или “поэтичности”, в духовной неоформленности душевной стихии… Крещение было пробуждением русского духа, — призыв от “поэтической” мечтательности к духовной трезвости и раздумью” . Прот. Г. Флоровский вслед за Гончаровым и русской литературой XIX в. в целом акцентирует ту мысль, что “изъян и слабость духовного развития” русского человека состоит в “духовной неоформленности”, в недостаточности “аскетизма”, в излишней поэтической мечтательности и созерцательности — за счет духовной трезвости. Илья Обломов — выходец из полуязыческой-полухристианской Обломовки , а потому он несет на себе и ее грехи. В статье В. Н. Криволапова “Еще раз об “обломовщине” сказано, что душа Обломова не подвержена ни одной из известных в христианстве с IV в. страстей (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня) . Тезис о безгрешности Обломова весьма сомнителен. Ведь роман Гончарова как раз о том и написан, как человек в минуту трезвости душевной пытается восстать на свой грех, побороть его. Название этому греху — уныние, духовный сон. О духовном сне многое написано св. Отцами Церкви. В частности, в “Начертании христианского нравоучения” святителя Феофана Затворника читаем: “Внутренность свою надобно уязвлять и тревожить, чтоб не уснуть. Во сне и Самсона связали, и остригли, и силы лишили” . Напомним, что тема сна духовного в святоотеческой литературе развивает евангельский мотив сна учеников Господа в Гефсиманском саду: “Тогда говорит им Иисус… побудьте здесь и бодрствуйте со Мною… И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же нем о щ н а… И пришед находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели… Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот приблизился час…” ( Мф. 26:38-45 ) Сон упоминается и в одной из притчей, рассказанных Иисусом Христом: “Когда же люди спали, пришел враг… и посеял между пшеницею плевелы” ( Мф. 13:25 ).

http://azbyka.ru/fiction/oblomov-kak-pra...

защита для меня. Действительно, когда хочет Бог, тогда и противоположное бывает и является в противоположном. Не видел ли ты и пещь горящую, и росу прохлаждающую, и первую неугасающею, и последнюю не высыхающею, и прохладу и пламень вместе? Как же, скажи мне, это было? Хочу знать: как это было? Или нет, я не хочу и знать, как было, – потому что невозможно; но верую событию и покла­няюсь Виновнику его: " пути Его кто постигнет? Как ветер, которого человек не может видеть, так и большая часть дел Его сокрыта " (Сир.16:21). Разве не знаешь, что египтяне днем ходили ощупью, как бы во мраке, а израильтяне видели, и когда мрак все покрывал, – что и в начале свет воссиял среди тьмы? Творец всегда владычествует над природою вещей, не в том только смысле, что производит несуществующее, но и в том, что и существующему в природе может дать иной вид. " Ибо тьма не будет темна от Тебя " . Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): у тебя (παρ σοι). " И ночь будет светла, как день " . Другой (Симмах): но и ночь как день явится (αλλα φανειται). " Какова тьма ее, таков и свет ее (будет) " . Другой (неизвестный переводчик): подобно тьме и свет ее (ομοιον). Хорошо сказал он: " от Тебя " , т.е. у Тебя, выражая следую­щее: если Ты захочешь, то и тьма не будет тьмою, но покажет свойства света. Поэтому и присовокупляет: " и ночь будет светла, как день " , чем еще более объясняет прежде сказанное и вы­ражает, что ночь покажет свойства дня, как бы свои соб­ственные. Когда хочет Бог, то стихии изменяют свои дей­ствия на противоположные так точно, как будто бы они от начала были их собственные. Если Ты захочешь, то и ночь будет такова, и ей так будет свойствен свет, как тьма. Это и выражает он, присовокупляя: " какова тьма ее, таков и свет ее (будет) " . Это сказано в смысле собственном о стихиях, а в пере­носном – о делах. Отсюда видно, что Бог может доставить людям, впавшим в скорби, столько же отрады, облегчая их скорби, сколько имеют ее люди, пользующееся счастьем. Чудно это и удивительно, – так, например, было и с Иосифом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010