Глава 7 В седьмой главе имеется некоторое отступление в последовательном описании вскрытия Агнцем печатей таинственной книги. Вскрытие седьмой печати будет описано в начале восьмой главы. А пока апостолу показываются две картины искупленных: о 144000 запечатленных и о великом множестве убеленных с пальмовыми ветвями. 144000 запечатленных, не потерпевших вреда от четырёх Ангелов Откр.7:1 И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. И после сего – после явления Иоанну вскрытия шестой печати. (Речь идет о смене одного видения другим, а не о хронологии списываемых событий). Видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли. Четыре – число земли, этого мира. В этом мире четыре стихии (4,7); четыре стороны света: север, юг, запад, восток; четыре времени года: весна, лето, осень, зима. Теория относительности рассматривает наш мир, как четырехмерный пространственно-временной континуум. Апостолу Петру перед посланием на проповедь язычникам на все четыре стороны света было явлено «как бы большое полотно, привязанное за четыре угла» ( Деян. 10:11 ) со всевозможными нечистыми животными. Так и во всех четырех концах земли благовествуется Четвероевангелие Христово. Имеют своих ангелов и люди, и народы, и стихии (4,7). Так и здесь стоят четыре мировых ангела, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. Мир – земля, море, леса сохраняются исключительно силою ангельскою. Еще держатся ангелами ветры, способные разрушить и уничтожить все, но придет день, и отпущены будут эти четыре ветра и тогда потрясены будут стихии, солнце, луна, звезды, рухнут государства и народы... Но в этом видении Иоанна мир еще храним от разрушения. Это указывает также и на благодатное действие, мир и тишину, водворяемые христианством на земле. Если бы не христианство , то мир давно смешался бы и рухнул от дьявольских ветров войн, беззаконий и грехов. Но не все еще запечатлены благодатью Божией – и удерживаются разрушительные силы. Об отпущении этих ветров так говорит апостол Павел фессалоникийцам: «И ныне вы знаете, что не допускает открываться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающей теперь» ( 2Сол. 2:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасха белорусская: ковчег посреди многовирусной стихии Часть 5. Церковное слово в ответ на коронавирус 30.05.2020 560 Время на чтение 22 минут Часть 1. Часть 2 . Часть 3 . Часть 4 . Итак, необходимо, в конце концов, услышать по проблеме коронавируса, должному христианскому отношению к ней, голос подлинной Церкви (отнюдь не слепой к скорбям и страданиям от «морового поветрия»), а не громко выступающих от Ее лица либеральных горлопанов и остряков, самозваных «учителей гуманизма». И в этом свете – сделать заключение о первых итогах плавания белорусского ковчега посреди окружающей биологической и психологической вирусной стихии. Этот голос мы не станем вполне отождествлять с постановлениями Синодов, которые содержат ряд важных и нужных предписаний, но принимаются в условиях и с учетом существования в светском государстве, для большинства чиновников которого (да и простых граждан) духовный взгляд и подход христиан к происходящему странны, чужды и даже в определенной мере безрассудны, могут послужить соблазном. Если не брать «коронакризисные» проповеди духовника Свято-Елизаветинского монастыря протоиерея Андрея (Лемешонка), безусловно, по духу представляющие собой голос апостольской и святоотеческой Церкви и каждый раз вызывавшие бурю страстей и неистовства толпы, подобных иерусалимской у Пилата, можно начать с обстоятельного разъяснения «Прославим Бога» , содержащего и ряд авторитетных ссылок, на сайте Борисовской епархии, уже после того, как в причастном ей Ляденском монастыре, в котором побывал на Пасху А.Г. Лукашенко , были выявлены носители коронавируса: «Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия II по поводу сегодняшней ситуации говорит: “Как сложно человеку найти дорогу, которая приведет его в Царствие небесное… Мы обращаем большое внимание сегодня на те события, которые возникли во всем мире в связи с коронавирусом. Откуда он, от Бога, или от зла, одно хочу сказать вам, что без Господа это не произошло бы. И с помощью молитвы и благословения Господа мы сможем преодолеть этот недуг… Не надо бояться проявлять свою веру, надо молиться, в том числе о том, чтобы все эти искушения быстрее ушли,…и помнить, что сейчас рискуют все люди, каждый человек может заболеть, и последствия могут быть серьезными… Всегда надо осознавать, что над всеми и над всем Бог. А без Бога даже какая-то маленькая бактерия способна разрушить не только одну личность, но сотни и даже тысячи человеческих жизней…

http://ruskline.ru/opp/2020/05/30/pasha_...

Вспомнив и обсудив все накопившееся в душе, мы с внучкой подошли к вечным вопросам: «Что же теперь делать?» Смириться и предать себя воле стихии? Впасть в отчаяние и тоскливо ждать, пока деградация завершится естественно прогнозируемым финишем? И оба, несмотря на разницу в 60 лет, сошлись на том, что православный христианин всегда должен быть оптимистом, не вешать носа и не предаваться скорби. Преподобный Серафим Саровский указал нам простой, доступный и самый надежный путь действий в любых ситуациях: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся многие!». Спасение самого себя предполагает твердое неколебимое следование Божьим Заповедям. Если бы каждый христианин, а тем более православный, держался этих правил, то мир не погружался бы в штопор потребительских страстей, ведущих к его гибели. Известный поэт И.Никитин писал: Измученный жизнью суровой Не раз я в себе находил В глаголах Предвечного слова Источник покоя и сил. После 1991 года в России, вне всякого сомнения, началось не только восстановление церковной инфраструктуры, но и пошел устойчивый рост числа православных верующих. Недавно в журнале «Фома» я прочитал интервью, которое дал потомственный русский дворянин Зураб Михайлович Чавчавадзе, директор православной гимназии им. святителя Василия Великого. Он сказал, что сейчас воцерковленных людей в нашей стране 10-15% и добавил: «Я думаю, что когда воцерковленных людей в России будет 30%, жизнь станет совершенно другой : это будут глубокие и образованные люди, потому что учиться и работать они будут честнее, принципиальнее, активнее — у них моральная планка выше. Кроме того, эти люди не делают абортов, они будут хорошо воспитывать детей. Вот эти 30% и создадут новый образ России». Хотелось бы только добавить, что для решения этой задачи воцерковленные люди должны быть истинно православными по своей духовной сути, а не загримированными под православных, которых также развелось нынче немало на русских просторах. Вот в этом отношении фальсификация «имиджа» особенно нетерпима и оскорбительна.

http://pravoslavie.ru/58582.html

Д.С. Бирюков Богомильство. Богомильство возникло в X в. на Балканах и в Малой Азии, но быстро распространилось в Византийской империи. Название ереси происходит от ее первого предводителя – попа Богомила. На формирование богомильства значительное влияние оказали манихейство, павликианство (ересь, возникшая в начале VII в. в Армении) и мессалианство 488 . В середине XII в. богомильство проникло во Францию и Северную Италию, оказывая влияние и соединяясь с западноевропейскими ересями – катарством и альбигойством. Здесь нас будет интересовать в первую очередь византийское богомильство. Важнейшими источниками по учению богомилов являются посвященная богомильству 27-я глава «Догматического паноплия» Евфимия Зигабена и «Иваново Евангелие, или Тайная книга» – сочинение, составленное в Болгарии, но дошедшее до нас в латинском переводе. Согласно богомильскому мифу (детали которого, разумеется, различаются в различных редакциях), вначале существовал благой высочайший Бог (богомилы мыслили его антропоморфным), создавший стихии и невидимую Вселенную и управлявший ею вместе с Сатанаилом, Первородным Сыном Бога. Сатанаил, захотев стать независимым от Отца, поставил свой трон на Седьмом Небе и привлек на свою сторону часть ангелов. Бог низверг с неба Сатанаила и падших вместе с ним ангелов. Тогда Сатанаил при помощи творческой силы, которая осталась при нем, восхотев стать вторым богом, сотворил видимое небо и землю, где поселился сам и поселил падших ангелов. Затем Сатанаил создал тело Адама, но, поскольку не мог наделить его душой, обратился к Богу, и Бог из жалости одушевил его. Таким образом, тело, согласно богомилам, – от злого творца, в то время как душа – от Благого. Затем, когда из тела Адама была создана Ева , от совокупления Сатанаила с Евой произошел род человеческий. На земле установилось царство Сатанаила и демонов, однако высочайший Бог захотел освободить человечество и произвел младшего Сына, Иисуса, или архангела Михаила, который явился в мир в духовном теле, был призрачно распят, умер и воскрес. Иисус отделил от имени Сатанаила окончание «ил», именовав его Сатаною, и сбросил его в бездну (впрочем, это, как и следующее положение, скорее, относится к эсхатологическим представлениям, поскольку для богомилов было актуально и представление, что Сатанаил обитает в Софийском храме в Константинополе 489 ). Затем он сел одесную Отца и в конце концов вернулся в Того, от Кого произошел. Высочайший Бог произвел из Себя Святого Духа, который действует на человеческие души. Люди, в которых живет Святой Дух, называются «богородителями» ( θεοτ σοι), и они носят в себе Слово Божие; такие люди не умирают и становятся одной плотью со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Мы только еще начинаем пристально вглядываться в учительный образ отца нашей нации по плоти и по духу, в образ святого князя Владимира, только начинаем разгадывать и постигать его святые заветы. Всем известные черты его жизненного подвига вырисовываются пред нами все с большей грандиозностью и значительностью. Нужно еще много изучать умом и сердцем «Великого кагана» нашего, равноапостольного Владимира, и не в брошюры, а в томы должно вылиться это изучение. Здесь и сейчас коснемся намеком только некоторых черт его земного служения, являющихся для нас его заветами. Завет первый – идти по путям восточного Православия, не смущаясь их подчас каменистостью и тернистостью, не слушая сирен, завлекающих в противоположную сторону. Завет второй – не останавливаться на внешнем украшении книги евангельской золотом и драгоценными камнями, а самым делом пытаться осуществлять любовь Христову в жизни общественной и даже государственной, создать святую Русь, христианский народ, христианскую государственность. Святой князь Владимир был восточный скандинав по крови и языку, но из тех родов «варяжских», которые совершенно ославянились, покорились загадочному гению славянского языка, как покорились его стихии и тюрки-болгары. В борьбе за власть он надолго убегал в Скандинавию к своим родственникам и набирал там дружины варягов, с которыми и возвращался на Русь. Здесь у него уже в Киеве годами живал его сородич Олав Триггвесон, будущий Святой Олав, король и креститель Норвегии. В совместных беседах два языческих конунга переживали свой интимный религиозный кризис, и оба повели свои народы по христианскому пути, Олав по западному, Владимир по восточному. Церковь тогда была еще не расколота. Вопроса о ереси римской еще не существовало. Семья Владимира роднилась через браки со всеми западными династиями латинского обряда. Владимир принимал у себя западных миссионеров и папские посольства, как единоверцев. И тем не менее, он сознательно предпочел греческий обряд и греческую культуру. То был период «ромеизации» и христианизации северных «варваров» Европы. В Европе от IV-V и до XI в., чтобы перестать быть варварами, любому народу надо «было прежде всего креститься, войти во вселенскую Церковь . Короли за королями, страны за странами, после упорно наивной борьбы против креста, склоняли свои буйные военные головы пред служителями Церкви и смиренно погружались в купель крещения. Иначе нельзя было «выйти в люди и вывести в люди» свои народы. Христианство стало единственной дверью в культуре, белой костью аристократизма, выводившей из черного тела язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Новый летописец (XII) К оглавлению 259. Об отдаче патриарха приставам. Прокофий же Ляпунов и всех городов воеводы собрались и пришли под Москву. Литовские же люди, услышав, что идут из всех городов к Москве, начали говорить боярам, чтоб шли к патриарху [и говорили ему], чтобы патриарх к ним [воеводам] писал грамоты от себя, чтоб они к Москве не ходили, а воротились опять по своим местам. Бояре же пришли к патриарху. Тот же Михаил Салтыков начал ему говорить: «Что де ты писал к ним, чтобы они шли под Москву, а ныне ты же к ним пиши, чтобы они воротились вспять». Патриарх же им говорил: «Я де к ним не писал, а ныне стану писать; если ты, изменник Михаил Салтыков, с литовскими людьми из Москвы выйдешь вон, я им не велю ходить к Москве, а если будете вы сидеть в Москве, я их всех благословлю помереть за православную веру, потому что уже вижу поругание православной вере и разорение святых Божиих церквей и слышать латинского пения не могу». В то же время был у них костел на старом царя Бориса дворе, в палате. Услышав же такие слова, он [Салтыков] позорил и ругал его, и приставил к нему приставов, и не велел никого к нему пускать. 260. Об у мышлении литовском. Тот же Михаил Салтыков с литовскими людьми начал умышлять, как бы Московское государство разорить и православных христиан порубить, и удумал убить патриарха и христиан в Цветную неделю, как патриарх пойдет с вербою. В ту же неделю повелел всем ротам литовским конным и пешим, выехав, стоять по площадям, наготове. Патриарха же Гермогена взяли из-под приставов и повелели ему священнодействовать. Народ же Московского государства, видя такое умышление, а час еще тот не подошел, чтобы православным христианам всем пострадать за истинную веру Христову, не пошел никто за вербою. Литовские же люди, видя, что христиан за вербою нет, начали сечь. 261. О разорении Московского государства. Хочу же вам, братия, поведать, которые уста от горести вопиют или какой язык такое злоумышление опишет. Начну же рассказывать повесть сию, которая не только людей, но и бесчувственные камни и самые стихии заставляет плакать, не только людей, но и скотов говорить и рыдать.

http://sedmitza.ru/lib/text/439345/

Патриарх осмотрел улицы города, наиболее пострадавшие от стихийного бедствия, а затем Казанский храм, попавший в зону затопления. 23 июля. Правмир. Святейший Патриарх Московский и всея Руси прибыл в Крымск с однодневным визитом. В поездке его сопровождает губернатор Кубани Александр Ткачев. Патриарх осмотрел улицы города, наиболее пострадавшие от стихийного бедствия, а затем Казанский храм, попавший в зону затопления. В Казанском храме Патриарх вручил четырем кубанским казакам, которые принимали активное участие в спасении людей во время наводнения и ликвидации последствий стихии, ордена князя Дмитрия Донского III степени. «В самые первые часы трагедии казачье братство мужественно выступило на борьбу со стихией. Я вас от всего сердца благодарю», — сказал Предстоятель. «Я проехал сейчас по улицам Крымска, разговаривал с очевидцами трагедии. И лишь потому, что люди своими глазами все это видели, смог поверить, что это было именно так. Люди потеряли свои жилища, свое имущество, деньги, документы. Но самое страшное то, что они потеряли своих близких. Я буду молиться о том, чтобы Господь дал жителям Крымска здравие — душевное и телесное, мир, покой, тишину и в конце концов радость. Чтобы, пройдя через эти испытания, все мы стали сильнее духовно и нравственнее, чтобы мы могли на опыте своем, поняв, что такое рука помощи другого человека, и в своей жизни творить добро. Я верю, что Господь каждому, кто принимал участие в борьбе со стихией, каждому, кто пострадал от нее, вернет сторицей». — сказал Святейший Патриарх. В храме Архангела Михаила Патриарх отслужил литию по погибшим и молебен об утешении скорбящих. Патриарх вручил вдове подполковника полиции Владислава Горбунова, погибшего при спасении людей во время наводнения,   орден святого благоверного князя Дмитрия Донского I степени.В.Горбунов во главе группы сотрудников одним из первых пришел на помощь оказавшимся в беде жителям Крымска. За ночь 7 июля его группой были спасены 35 человек. Сам В.Горбунов спас двух малолетних детей и погиб, спасая их родителей.

http://pravmir.ru/patriarx-v-krymske/

Благодарение ...Насколько человек благодарит Бога и подвизается понудить себя из любви к Нему, настолько и Бог приближается к нему дарованиями Своими и желает успокоить его и сделать, чтобы он предпочитал безмолвие и нестяжание всем царствам земным, кроме воздаяния в будущем (сщмч. Петр Дамаскин , 72, 123). ...Все мы, люди, должны всегда благодарить Бога за общие и особенные Его благодеяния, душевные и телесные. Общие суть четыре стихии и все от них происходящее, и все в Божественных Писаниях изложенные чудные и страшные дела Божии. Особенные же – то, что Бог дал каждому человеку: или богатство для милостыни; или бедность для терпения с благодарением; или власть для правосудия и утверждения добродетели... или здоровье для помощи нуждающимся и трудов по Богу; или болезнь для венца за терпение; или знание и силу для приобретения добродетелей; или бессилие и незнание для повиновения в безмолвии, со смирением и удаления от вещей; или невольное лишение вещей для произвольного спасения и помощи тем, которые не могут достигнуть совершенства нестяжания, или хотя милостыни; или покой и благоденствие для того, чтобы добровольно подвизаться и трудиться в добродетелях, так чтобы сделаться бесстрастными и иные души спасти; или искушение и злополучие, чтобы поневоле спастись тем, которые не могут отсекать своих хотений; или опять для совершенства тем, которые могут потерпеть с радостью. Все упомянутое хотя и противно одно другому, но, по мере надобности, вся добра зело ( Быт. 1, 31 ), а без надобности не есть добро, но скорее вредит душе и телу. Лучше же всего упомянутого – терпение скорбного. И сподобившийся сего великого дарования должен благодарить Бога, как наиболее облагодетельствованный: ибо он сделался подражателем Христа и святых Его апостолов, мучеников и преподобных и получил от Бога большую силу и ведение, чтобы произвольно удаляться от сладостного и более желать скорбного, чрез отсечение своих хотений и отвержение мыслей не по Богу, дабы всегда делать и мыслить угодное Богу (сщмч. Петр Дамаскин , 72, 166–168).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

ВОСКРЕСЕНИЕ Истина воскресения Христова находится в самой тесной связи с истиной будущего нашего воскресения при кончине мира, так что «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес» ( 1Кор. 15:13 ) (а кто столько маловерен, чтобы утверждать, будто Христос не воскрес?), и наоборот – если Христос восстал из мертвых, то и воскресение мертвых несомненно. Почему же так: воскресение Господа есть несомненный залог нашего воскресения из мертвых? Потому что, восстав из мертвых, Он стал начатком умерших или началом воскресения людей из мертвых; потому что «как смерть через человека, так через человека (Господом) и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» ( 1Кор. 15:21–23 ) (2). Тела наши по воскресении будут духовные, а не земные: все земное останется на земле. Станем же, христиане, памятуя такое будущее жительство свое, отрешаться постепенно от всего земного. В воскресении мертвых люди будут как Ангелы на небесах ( Мф. 22:30 ), такие духовные! Поэтому-то там не будет ни пищи, ни питья, ни одежд, ни воздуха, ни теплоты питающих, согревающих и поддерживающих наши тела, «но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). Ныне земные тела наши землей и поддерживаются, то есть земными стихиями, но тогда все «стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет. 3:10 ). Итак, памятуя эти будущие перевороты в судьбе нашей, в телах наших и в жизни нашей и странно Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира и ум на Божественная возложим: сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет 15 . Тело духовное совсем иное, чем вещественное, стихийное. «Будет Бог все во всем» ( 1Кор. 15:28 ) (7). Мы всякий день умираем душами через свои грехи, но можем и воскресать, и некоторые из нас и воскресают всякий день и всякий час, и на одном часе – много раз через веру и сердечное покаяние перед Сердцеведцем Богом. Грех, умерщвляющий наши души, крайне живуч, лукав, деятелен, всякую минуту влечет нас в плен, смущает, омрачает, теснит, палит, расслабляет, оскверняет и умерщвляет наши души, преданные миру, а не Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Е.В. Герцман Беседа VI. Гонения Это произошло в четвертый год 210-й олимпиады или в 817 году от основания Рима, во времена правления Луция Домиция Агенобара, обладавшего звериной жестокостью и невиданным доселе лицемерием, – императора, вошедшего в историю под именем Нерона. К этому году он уже успел совершить бесчисленное множество преступлений, среди которых самые жуткие – убийство собственной матери и умерщвление жены. В тот же год вместо Альбина, пребывавшего в должности прокуратора Иудеи, был назначен Гессий Флор, управлявший Иудеей два года. Вероятно, в том же году святой апостол Петр, находясь в Риме, написал и отправил с Силуаном свое первое Соборное послание, адресованное христианам Малоазийских церквей. Возможно, что именно в том же году племянник Варнавы, духовный сын апостола Петра и сподвижник апостола Павла Марк, называемый также Иоанном Марком, написал Евангелие. Но самое знаменательное и трагическое событие того года произошло в жаркий день 18 июля. Оргия ненависти Пламя вспыхнуло в цирке. Оттуда оно быстро перекинулось на множество мелких лавок, набитых легко возгорающимся товаром. Ветер помог распространению огня, и вскоре он охватил уже весь цирк. Через небольшой промежуток времени огонь почувствовал себя полным хозяином в «вечном городе». Узкие кривые улочки с деревянными домами, словно прилепленными друг к другу, стали хорошей пищей для пламени. Город наполнился огнем, дымом и криками людей. Они кричали от своего бессилия, потому что борьба с всепожирающим пламенем оказалась невозможной. Они звали на помощь, надеясь спасти своих близких и хотя бы кое-что из имущества. Некоторые из них убегали на соседние улицы, но и там их настигал огонь, который был быстрее их. Гибли дома, гибли люди. Тацит, ярко описавший эту жуткую вакханалию огненной стихии, сообщает, что многим людям было запрещено спасать свое жилище, так как по городу ходили какие-то мужчины и не только не помогали бороться с пожаром, а, наоборот, бросали горящие факелы в еще не тронутые огнем дома (см.: Анналы XV 38). Они вызывали ненависть, но никто не решался оказать им сопротивление. Все хорошо знали коварные нравы, существовавшие в столице нероновой империи. Нетрудно было догадаться, что незнакомцы либо выполняли чужой приказ, либо делали свое мерзкое дело для того, чтобы можно было беспрепятственно грабить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010