И Дарий произносит эти слова, он еще не понимает, свидетелем какого великого чуда он сейчас окажется. Он спрашивает: «Мог ли Бог твой спасти тебя от львов?» И тогда он слышит голос, голос пророка Божия, который звучит из каменного рва: «Царь! вовеки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления» ( Дан.6:21–22 ). Господь силен рукой Своей заградить любую пасть, которая рыкает на детей Божиих, Господь Своей рукою силен затупить любые острые когти, вырвать любые острые клыки. Вот Кто Бог наш, вот почему мы восклицаем: С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог! Царь приходит в чрезвычайную радость, он повелевает поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил, и львы не двигались со своих мест, потому что рука Божья останавливала их. У каждого верующего человека есть много врагов, иногда мы даже удивляемся: кажется, они давно должны были бы унич­тожить нас! Но если они этого еще не сделали, то только лишь потому, что Господь заграждал разинутые пасти, которые стре­мились пожрать детей Божиих; Господь заботится о Своих. И вот Даниила вынимают из этого рва, «и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего» ( Дан.6:23 ). Если мы будем истинно, искренне, от всего сердца веровать в Бога нашего, то «никакого повреждения» не будет и нам – ни от кого. Пусть даже целая вселенная восстанет против нас, пусть все стихии придут в движение и двинутся против детей Божиих, они ничего не смогут нам сделать, если Господь будет с нами, если мы будем веровать в Него. А ведь сейчас грозные политические стихии и перемены грядут на нашу землю; люди чувствуют это, они видят, как кольцо военных конфликтов сжимается вокруг России, как военные конфликты переходят уже на ее территорию, и кажется, вот-вот, совсем скоро, и сама Моск­ва может превратиться в арену каких-то страшных, трагических собы­тий. Но если Господь с нами, то Он не оставит нас даже в период самой тяжелой смуты, в период самых тяжелых испытаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Красивы слова Евсевия : поелику за грех архиерея и сонмища, как написано, приносим был в жертву телец: когда архиерей помазанный согрешит, и введет в грех народ, то пусть принесет за грех свой, которым согрешил, в жертву Господу за грех непорочного тельца из скота (Лев. 4, 3). Но когда архиереи и князья собирались против Господа и возбудили народ требовать Варавву, а не Христа; то за сие сделались виновными во грехе своем, почему здесь и говорит не о другом животном, а о молодом мужеского пола тельце. 33. Да узрят нищии и возвеселятся. Бедными и нищими назвал уверовавших из язычников, поскольку они были нищи в богопознании и добродетели, как мы сказали прежде. Итак, они, говорит, пусть увидят, что Бог потерпел за них и что сделал, и пусть возвеселятся Афанасий : Зная сие нищие духом возрадуются, говорит, а это сказывают Апостолы об уверовавших во Христа чрез них. Взыщите (усердно) Бога и жива будет душа ваша. 34. Я ко услыша убогия Господь и окованныя своя не уничижи. Если, говорит, вы, верующие из язычников, будете искать Бога всею душею вашею, то души ваши будут наслаждаться блаженною жизнью, потому что Господь не презрел бедных язычников и тех, которые были окованы узами грехов своих и узами демонскими, как мы сказали в 67-м псалме, при изъяснении слов: изводящий окованные мужеством; но освободил всех их от умственных уз, по изъяснению Божественного Кирилла. 35. Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем. Поелику Ангелы и люди не могут довольно, сколько прилично и должно, возблагодарить Бога; то посему Давид призывает здесь бесчувственные стихии к прославлению и благодарению Бога, те самые (стихии), о которых Моисей в начале бытия упоминает. Пресмыкающиеся здесь положил безразлично, показывая сим то, что как пресмыкающиеся и ползающие по земле переходят с места на место, так и рыбы морские. Или сказал сие и о множестве рыб Слова Афанасия: Если радость бывает на небесах о едином кающемся грешнике; то не гораздо ли больше будут радоваться по освобождении всей земли? А если и небо радуется о спасении людей, и хвалит за сие Бога; то не гораздо ли более и сами спасшиеся на земле будут хвалить Спасшего их; потому-то и прибавил: и земля.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Но всё же Священное Писание приподнимает немного завесу и открывает нам кое-какие знания о будущей жизни. И вот на основании того, что оно говорит нам об этой жизни, я попытаюсь сказать вам, как я думаю о небе, согласно, конечно, учению об этом святых отцов. ...Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. ...А нынешние небеса и земля... сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. ...Тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет. 3:13, 7, 10 ). Вот ведь какое обновление ожидает нашу старушку землю! Да и ученые предполагают, что с землею по каком-то времени должно случиться что-то необычное: или вследствие угасания солнца она должна вся обледенеть и всё погибнет от холода; или, наоборот, столкнется в пространстве с какой другой звездой-планетой и от этого столкновения сгорит как спичка. ...Тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет. 3:10 ), – так говорит великий апостол Петр, ученик Господа нашего Иисуса Христа. Ему, видимо, Сам Господь открыл великую тайну этого страшного события. А когда это случится? Тайна непостижимая. Ведома она одному Богу. И вот тогда на этой обновленной земле откроется и новая святая жизнь. Праведные люди, возлюбившие Господа, будут жить там. Они будут жить со своим телом, с которым жили на земле. Но это тело обновится, изменится, преобразится, станет прекраснейшим. Оно никогда не будет уставать или ослабевать, оно не будет и стареть, никакая боль не коснется его, оно не будет умирать, а будет наслаждаться вечной юностью. И Священное Писание удостоверяет нас в этом самым определенным образом. Святой апостол Иоанн говорит: И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло ( Откр. 21:4 ). Святой апостол Павел, говоря о воскресении мертвых, свидетельствует: ...сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное ( 1Кор. 15:42–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Пет.3:6-13 ). Итак, вопрос лишь о том, Когда придет конец? Ученые говорят: «Ну, мы еще погреемся при солнечном свете. Солнца еще надолго хватит…» Для верующего же человека очевидно, что «конец света» может наступить в любой абсолютно момент, когда Бог этого захочет. Василий Львович Величко в своей монографии «Владимир Соловьев. Жизнь и творчество» вспоминает, как он однажды указывал этому философу на мнение какого-то известного геолога и почвоведа, считавшего, что, с геологической точки зрения, земля еще не готова для предсказанного Писанием «конца света». В.С. Соловьев рассмеялся и сказал: «Представь себе, что четверо почтенных людей играют в винт, а в это время начинается пожар в квартире; неужели они скажут: не время, рано еще, мы не кончили последней партии?.. Для решения вопроса о кончине мира степень «зрелости» земной коры имеет не большее значение, чем партия винта…» Бесспорно, «нынешние небеса и земля содержимы Словом Божиим» лишь до тех пор, пока Бог изволит их «содержать». До каких же пор Бог изволит их содержать? Очевидно, лишь до тех пор, пока есть какой-то смысл, цель «содержания». Если «содержать» незачем – зачем и содержать? Ведь даже мы, люди, при всем нашем неразумии и безтолковости – даже мы не беремся за дела вовсе бессмысленные. Прежде, чем браться за что-то, мы спрашиваем себя: а зачем мне это надо? Мы строим автомобильный завод. Зачем? Чтобы выпускать автомобили. Мы строим тракторный завод. Зачем? Чтобы делать трактора. Мы строим горнодобывающий металлургический комбинат. Зачем? Чтобы добывать руду, плавить из нее металл и делать потом из этого металла автомобили и трактора.

http://azbyka.ru/u-poroga-vechnosti

Отцу Лаврентию стало страшно. Неужели и он относится к этим лжеучителям и лжепастырям? Как сильно, как правильно бьет каждое апостольское слово по сердцу и совести! И дальше: «Знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели… говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы наши, от начала творения все остается так же»... ( 2Пет. 3:3–4 ). «Да, – думает отец Лаврентий, – теперь говорят многие, что никакого пришествия Христова не будет. В мире все идет прежним плавом, все так же ничего особенного не замечается, никто не предвещает катастрофу мира. Наоборот, жизнь и общественные условия людей улучшаются, земля становится краше и веселее… Поэтому будем есть, пить, наслаждаться и веселиться… Что же говорит Апостол?.. «Нынешние небеса и земля… сберегаются огню на день Суда и погибели нечестивых человеков… И Господь не медлит с обетованием пришествия Своего, но долго терпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но пришли к покаянию… Господь придет неожиданно, тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет. 3:9–10 ). Какие страшные события! У отца Лаврентия в голове все кружится, вертится. Воображение рисует страшную катастрофу мира… «стихии, разгоревшись, разрушатся… земля и все, что на ней построили, сгорит»… Как это? Какой силой? И вдруг разум начинает философствовать. Отец Лаврентий недавно читал, что люди на планетах: Луне, Марсе, Венере и др. хотят установить ядерные и водородные центры. Если они это скоро устроят, то довольно будет какому-нибудь безумному душегубу нажать одну маленькую кнопку управления – и весь космос вспыхнет, все небо загорится, земля обуглится и… всему конец… «Но ведь это – человеческая рука, – думает отец Лаврентий, – а тогда Сам Господь Своей Божественной силой все сокрушит...» И опять разум путается, немоществует в голове его… «Впрочем, мы, – читает дальше отец Лаврентий, – по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает ПРАВДА» ( 2Пет. 3:13 ). Здесь батюшка прослезился, глубоко вздохнул, перекрестился и облегченно сказал: «Твори, Господи, на нас волю Твою Святую! Аминь». СВЯТОЙ ИОАНН БОГОСЛОВ

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

После картины жатвы Иоанну показывается картина обрезания винограда (ст. 17–20), где в несколько ином виде показывается собственно то же самое, что в картине жатвы (ст. 14–16). Откр.14:17 И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом. Этот ангел, подобно Христу Сыну Человеческому (ст. 14), имеет острый серп, но в отличие от Христа он не восседает на облаке, а выходит из небесного храма, как служебный ангел-вестник; он не назван Сыном Человеческим, а просто ангелом; глава его не увенчана золотым венцом, выражающим царское достоинство. Итак, это служебный ангел, может быть, верховный над теми ангелами-жнецами, о которых говорит Христос, что они будут Им посланы в кончину века совершить жатву, т. е. собрать из Царства Его все соблазны и делающих беззакония и ввергнуть их в печь огненную ( Мф. 13:39–42 ). Откр.14:18 И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды. Теперь Иоанн видит еще иного ангела, имеющего власть над огнем . Мы уже ранее говорили, что как отдельные люди, народы, так и стихии имеют своих ангелов. Вся жизнь мира имеет еще как бы свою иную невидимую сторону. Все события этого мира, и даже естественные явления природы, тесно связаны с событиями невидимого мира ангелов. Так четыре стихии нашего мира: земля, вода, огонь и воздух имеют своих ангелов (4,7; 7,1). Мы читаем о «духе тверди» ( 3Езд. 6:41 ), или ангеле земли; об ангеле вод (16,5); об ангелах воздуха, держащих ветры земли (7,1) и здесь видим «ангела, имеющего власть над огнем» (14,18). Так что не только в исторических событиях, но и в естественных явлениях природы, которые вокруг нас происходят, мы должны видеть отражение каких-то событий в ангельских мирах. Подули ветры, где-то землетрясение, где-то воды вышли из берегов и затопили окрестности, огонь вспыхнул – все это совершается через ангелов. Вода пробивает путь сквозь камни, ветры раздувают пожар – это всё ангелы борются и действуют. Физика, химия только описывают явления природы, их таинственную сущность и смысл объясняет богословие. Физика отвечает только на вопрос: как? Богословие – на вопрос: почему и зачем?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И дальше воспевает пророк шествие Бога в этом мире, воспевает тем, кто ни­как не может уразуметь – где же Бог в водовороте жизни и мировой истории. 3. 6–8      Он стал, и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные. Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской. Разве на реки воспылал, Ягве, гнев Твой? разве на реки негодование Твое или на море – ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? И вновь Божье величие в Синайской Феофании и шествие Его с народом Своим из рабства Египетского в Обетованную отцам землю. Он стал и поколебал землю; воззрел и в трепет привел народы. Великий Исполин поставляет ноги Свои на землю. И застонала земля и восколебалось то, что было незыблемым. Божественному философу казалось, что земля пребывает во веки 552 , а Он стал и поколебал землю. Природные стихии и земля, незыблемейшая из них, не выдержала. А было это так: И вывел Моисей народ из стана навстречу Богу, и стали у подош­вы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Ягве сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и ВСЯ ГОРА СИЛЬНО КОЛЕБАЛАСЬ. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил и Бог отвечал ему голосом. 553 Колебалась земля Синайской горы, когда Ягве Бог сошел на нее и поста­вил ноги Свои на землю. Тогда вековые горы распались, первобытные холмы опали. Не может земля выдержать непосредственного прикосновения Творца своего, а люди вопиют к Богу, жалобы свои, как Аввакум, Ему предъявляют. Люди хотят, чтобы Он пришел и разобрался со всеми неправдами здесь на земле. Вековые горы, остроконечные вершины, взметнувшиеся в небо, рас­пались. Это горы, как Кавказ, Гималаи. А есть и первобытные холмы, как Урал, древние – они опали. Никакая тварь, никакая стихия не выдерживает стопы Его. Нет, не знают люди, чего требуют, когда хотят, чтобы Бог отвечал им голосом. Это было дано Моисею и немногим другим. То, что случилось тогда у Синая по исходе израильтян из Египта, образно воспел псалмопевец:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Стихи 4–6: В казни третьей чаши, напоминающей первую казнь египетскую, ее карательная сторона поражает опять самих людей, и на это-то отзываются в прославлениях своих и ангел вод (новое подтверждение того, что стихии видимой природы имеют своих ангелов, как бы патронов), и голос от жертвенника. Последний голос, и по месту исхождения, и по содержанию своей песни, напоминает голос душ убиенных и мог принадлежать также кому-либо из них (см.: Откр.6:9–10 ). И действительно, в казни этой прямо бросается в глаза точное соответствие между грехом вины – пролитием крови – и наказанием чаши: вынуждены люди пить ту самую кровь человеческую, которую они проливали. 8–11. Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной; и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу. Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих. Первое, что обращает на себя внимание при казнях этих двух – четвертой и пятой – чаш, это – богохульство поражаемых в царстве антихриста подданных его, вместо исправления и покаяния с их стороны. Хулы эти против Небесного Бога тем более возмутительны и неразумны – до степени поражающей нелепости и глупости, что мы знаем, что ведь религией их в те дни будет богопочитание самого антихриста и – отвержение Бога. Как же, в самом деле, могут они направлять ропот свой к Тому, Кого признавать они сами отказались! Но кто не знает, что именно в религиозной сфере постоянно наблюдаются и повторяются подобные нарушения логики и простого человеческого смысла. Ибо уже и в наши дни сплошь и рядом видишь человека неверующего, порой – якобы во имя «науки», а в то же время суеверного, как безграмотная торговка, как темный язычник. Чудес веры – ясных и научно объяснимых – эти люди не признают, прямо издеваются над ними, как будут издеваться и в антихристово время, а веры в бессмыслицы, вроде просыпания соли или встречи с попом, в счастливые и несчастливые дни и числа – всего этого и подобного вздора такие «просвещенные» люди XX века не стыдятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

139. О неоцененности души человеческой Вы куплены дорогой ценой. ( 1Кор. 6:20 ). Странное и удивительное дело, что люди все вещи на свете умеют ценить, только себе самим не знают настоящей цены, и часто ценят себя ни во что; а слышите, что св. апостол Павел говорит христианам: вы куплены дорогой ценой, говорит он. За что же мы куплены? Мы куплены кровью Сына Божия, а кровь Сына Божия так дорога, что весь мир – со всеми своими богатствами и сокровищами – не стоит и одной капли сей крови. Почему? Потому, что эта кровь есть Сына Божия: сия кровь имеет жизнь вечную и свет, и кто ее принимает, тот никогда не умирает, а вечно живет и блаженствует; а мир, – что мир? Мир весь тленный, скоропроходящий: небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят 177 , – сказал св. апостол Петр. А что так хрупко, скоропроходящее, разрушающееся и уничтожающееся, – то может ли иметь высокую цену? Между тем люди собирают в кучу капиталы, деньги, вещи, то есть землю и пепел, и все это дорого ценят; а себе не дают никакой цены, и душу и тело ставят ни во что. Попробуй, испытай, – попроси у богача денег и в залог дай ему свою душу, – он ни за что не примет ее под залог. Отчего же это так, что мы всему тленному, скоропроходящему, ничтожному в мире даем цену, а себя не ценим, не ставим ни во что? Диавол так дешево ценит нашу душу, и несмотря на то, что она сотворена по образу и по подобию Божию – сотворена для вечности, – он ее соблазнил, искусил, омрачил и осквернил многоразличными грехами, так сказать, смешавши с грязью и закрывши Богоподобный в ней образ, – как бы так говорит: «что так дорого ценишь свою душу, – она ничего не стоит? Это я так дорого ценю ее, что отдаю за нее свои земные вещи и сокровища потому, что все, что в мире – есть мое». Не то говорит Бог: Он говорит, что душа человека была драгоценна и при ее сотворении, а еще драгоценнее при искуплении ее. Она сотворена по образу Божию – имеет чудный разум, имеет любвеобильное сердце, совесть, неоцененную свободу – и сотворена для вечности и вечного блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

6–7. Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их: собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищих бездны. Слово Божие верно – неизменно (ст. 4); это очевидно в мироздании: ибо словом Господним небеса утвердишася – по всемогущему слову Господа небо приняло виде вечно незыблемого свода, а духом Его уст – действием Духа Святого созданы все силы небес, т. е. небесные светила и поднебесные стихии. Господь собирает воды из морей в облака, как бы в меха, и бездны – глубокие воды морей – заключает в их обширных вместилищах, как бы в сокровищницах или особых, крепко устроенных, хранилищах. 8–9. Да убоится Господа вся земля, от Него же да подвижутся вси живущии по вселенней: яко Той рече, и Быша, Той повеле, и создашася. Радость праведных и благоговение их пред Богом основываются на сознании того, что Бог всемогущий Творец мира: Его должна бояться вся земля – все люди, обитающие на всей земле, – от Него да подвижутся или пред Ним да будут в трепете все жители всей вселенной; ибо Он сказал, и все получило начало своего бытия; Он повелел, и все пришло в стройный порядок существования, – все, что на небе, и все, что на земле (ст. 6–7). Если же все от Бога так зависит и все Ему покорно, то и все люди во всей вселенной должны быть Ему покорны се благоговением пред Ним. 10–11. Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людий и отметает советы князей. Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род. Благоговение пред Богом должно быть тем более, что Он не только сотворил мир, но и промышляет о нем, – Он и Владыка над всеми народами: Господь разоряет советы языков – решительно препятствует осуществлению их замыслов, если они не согласны с Его волей и противны высшей цели их бытия; Он отметает – с негодованием отбрасывает или уничтожает – и мысли отдельных людей, даже и князей, если они законопреступны. – Совет же Господень пребывает неизменно во век и помышления Его сердца приводятся в исполнение из рода в род, ибо слово Господне право и все дела Его верны; Он любит правду и суд (ст. 4–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010