Апостасия – это реальность, которую нельзя игнорировать. Но где же обещанный конец? Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет.3:9–10 ). Этот мир сгорит – так сказано у апостола Петра, у пророка Исаии, во многих текстах Священного Писания, так говорили святые отцы. Как воды потопа покрыли весь мир и нет на земле ни одного народа, который не сохранил бы в своей этнической памяти сказание об этом хотя бы на уровне фольклора, так и грядущая гибель от огня коснется всей нашей земли. Новая жизнь Любой конец прежнего является началом чего-то нового. И после Судного дня будет новая земля и новое небо: И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали ( Откр.21:1 ). И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ). Как же должны устыдиться этих слов Священного Писания безответственные оптимисты, утверждающие, что по мере наступления научно-технического прогресса жизнь будет становиться все лучше и лучше. Не научно-техническим уровнем развития, этой каиновой гордыней, определяется состояние человечества, а нравственными поступками, соблюдением заповедей Божиих. Трудно себе представить, что, пересев из телеги в автомобиль, человек стал нравственно чище. Наоборот, достижения научно-технического прогресса разрушают нравственный мир человека, разобщают людей. Если раньше люди навещали своих родителей, то теперь достаточно позвонить по телефону и чмокнуть трубку на прощание в знак любви к ним. Когда будет видеотелефон, – а это совсем скоро, – люди совсем перестанут навещать друг друга. Человеческое общение обогащает душу человека, а общение с техническими средствами, наоборот, опустошает ее. Диавол использует все для того, чтобы разрушить нравственный мир человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В этом мире идет духовная война, а фронт ее проходит в каждом человеческом сердце. Однако она не будет вестись бесконечно. Наступит время, когда эта война закончится полной победой Божией: не уничтожением того мира, в котором мы живем, а его преображением. Святой апостол Петр так говорит: Придет же день Господень, как тать (вор) ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет.3:10 ). Земля не уничтожится, но сгорит, как бы переплавится, чтобы быть иной. Об этом говорит апостол: Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда ( 2Пет.3:13 ). Разрушен будет мир греха, точнее, не разрушен, а преобразован в такой мир, в котором будет свет и радость для всех, кто к этой радости приобщился на земле. И не будет до Второго Пришествия Христова разрушения всей жизни человеческой на земле, хотя катастрофы и могут быть. Когда Господь снова придет на землю, чтобы мир судить, Его встретят люди, живущие на земле, и это уже будет началом другого мира, вечного. В Священном Писании говорится, что, когда придет Господь, мертвые во Христе воскреснут прежде. Те, кто верил во Христа, и жил по вере, и скончался в вере, те восстанут воскрешенными, с новыми, обновленными телами. Дальше продолжает апостол: Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе ( 1Фес.4:17 ). Те люди, которые будут еще жить на земле ко Дню Второго Пришествия, с приходом Господним изменят свое существование. Как говорит апостол Павел: Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными ( 1 Кор. 15, 51-52 ). Нетленными означает, что начнется жизнь, над которой смерть уже не будет властвовать. Много было попыток – и сейчас они есть – определить сроки Пришествия Господня, но все они обречены на неудачу, ибо Сам Христос так сказал ученикам: Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян.1:7 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

....Для человека не нашлось помощника, подобного ему.... И навел Господь Бог на человека крепкий сон... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену... (Ст. 20–22). Для чего жена создается не из земли, а из ребра мужа? Во-первых, для того, чтобы соблюсти единство корня, от которого должны были умножиться все люди 124 ; во-вторых, для того, чтобы крепче и сильнее было естественное чувство любви и привязанности между людьми 125 . И сказал человек... она будет называться женою; ибо взята от мужа (своего) ... (Ст. 24). Как образовалось имя жены. Происхождение имени жены из имени мужа на еврейскому и в русском языке от имени муж можно произвести мужиня, в скором произношении мжена, или жена 126 . е.      Установление брака (ст. 24). Потому оставит человек, отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей (ст. 24), т. е. потому, что жена создана из ребра мужа для сочетания с ним. Сии пророчественные слова Адама о теснейших узах брака вдохновены были ему от самого Бога, как видно из слов Пс. Христа 127 . Оставление отца и матери не противно ли закону о любви к родителям?... Нет, не противно, ибо оно значит не то, чтобы человек из-за жены перестал любить родителей и о них заботиться, а только то, что ради жены он будет жить врозь с своими родителями, или отдельною от них семьею. Почему отлучение от отца и матери приписывается мужу, а не жене? Потому – что муж есть главное действующее лицо в образовании семьи, как глава ее, а не жена. .... И будут (два) одна плоть. Что требуется сим первоначальным законом о супружестве? Так как Господь создал только одну чету для размножения рода человеческого, то сим Он законоположил, чтобы супружеские союзы у людей состояли из одного только мужа и одной жены (моногамия). Так как далее Господь говорит, что оба супруга делаются одною плотию, т. е. так бы одним существом, то отсюда следует нерасторжимость брака 128 . ж. Невинное состояние первой четы людской (ст. 25). И были оба наги, Адам и жена его.... (Ст. 25). Почему первые люди не нуждались в одежде? Потому что в раю на их тело стихии не оказывали враждебного действия; от которого теперь нам нужно защищаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?» (2 Петр. 3, 10–12). Будет мировая неописуемая катастрофа. Вся вселенная будет уничтожена страшным неведомым нам огнем. И тогда наступит день, в который Господь сотворит все новое: новую землю, новый Иерусалим, новую вселенную. Страшное пламя, которое охватит всю землю, как огненная река, увлечет всех воскресших мертвецов, всех бывших живыми, в это время и внезапно изменившихся и нетленных, увлечет далеко-далеко от земли, которая горит, которая разрушается, туда, где будет Страшный суд, туда, где явится на облаках Судия Праведный Господь и Бог наш Иисус Христос, со всеми ангелами Своими. И предстанут пред Ним все народы, все когда-либо жившие самые древние люди, люди каменного и бронзового века — все предстанут. Предстанут тогда, когда настанет страшная тьма, ибо «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются…» (Мф. 24, 29–30). Но тьма эта озарится необычайным светом, ибо внезапно явится знамение Сына Человеческого на небе — крест святой, свет которого будет неизмеримо ярче померкших небесных светил. «…и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою…» . И увидят все народы Того, в Которого так многие не верили, увидят те, которые распяли Господа Иисуса, увидят те, которые во все дальнейшие века и до нашего времени непрерывно продолжают снова и снова распинать Христа и попирать Его бесценную Кровь. Увидят неверовавшие — и содрогнутся; увидят — и придут в неописуемый ужас, ибо тогда увидят — и не смогут не верить. Увидят своими глазами, своим трепещущим сердцем ощутят ужас и страх, от которого будут скрываться в пещерах и пропастях, и просить, чтобы обрушились на них горы и скрыли их от гнева Агнца. Но ничто не скроет их, ибо вечна Божия правда, попираема безнаказанно быть не может; ибо правда, которая так часто попиралась на нашей грешной земле, тогда воссияет во всем мире как величайшая и совершенная Божия правда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

И Отец наш Небесный, видя наше раскаяние, примет нас с не меньшею радостью, чем отец принял своего блудного сына и введет нас в свой божественный чертог. Оскверненных многими грехами, очистит в Таинстве Исповеди, облечет нас в драгоценные одежды Своего милосердия и в Таинстве Причащения предложит нам Трапезу велию. Аминь. 1968 г. Неделя мясопустная, о Страшном Суде «Истинно говорю вам:  так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.  И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную»  ( Мф.25:45-46 ). Это страшные слова для каждого верующего человека. В другом месте Христос говорит: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мф.24:35 ). Вселенная, в которой живем, находится в постоянном движении… Мы замечаем и чувствуем это в нашей повседневной жизни, наблюдая смену времен года, дня и ночи, обороты и движения небесных тел. И может казаться, что так было всегда и так будет. Но думая так, мы заблуждаемся, ибо умирают не только люди, умирает также и вселенная. Наука подтверждает слова Спасителя о том, что «все пройдет, а слова Христа не прейдут». Поистине, страшно думать об этом. Существуют различные научные и популярные мнения относительно конца вселенной. Но мы — люди веры — имеем ясное и определенное пояснение в Слове Божьем: «Придет же день Господень, как тать ночью (неожиданно), и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2 Пет.3:10 ). Никто не знает, когда это наступит. Но мы веруем, что будет именно так, как учил Спаситель. И потому остановим наши мысли на понятиях страшного суда и воскресении мертвых. Вера в загробную жизнь была распространена среди людей еще в самой глубокой древности. Все эти верования и предположения вполне созвучны со словами Спасителя: «Истинно, истинно говорю Вам, что наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. (…) И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло — в воскресение осуждения» ( Ин.5:25, 29 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Исполняя повеление Бога, Ездра призвал народ «управлять чувством» своим и отпустить его на 40 дней вместе с 5 мужьями, к-рых указал ему Всевышний. Придя вместе с ними «в поле», Ездра услышал голос, приказавший ему выпить поданную ему чашу воды. После этого Ездра исполнился мудрости, и дух его «подкреплялся памятью». В течение 40 дней были написаны 94 книги, из к-рых первые 24 Ездра должен был положить открыто, чтобы их «могли читать и достойные и недостойные», а остальные 70 ему следовало сберечь, «чтобы передать их мудрым из народа» (3 Езд 14. 27-47). Бог призывает Ездру открыто говорить перед народом «слова пророчества» и не бояться злоумышлений против себя. Ездра получает ответ на свои недоумения о судьбе Израиля и возвещает их народу: Бог обещает наказать нечестивых, взыскав «от них к Себе всякую кровь неповинную», и вывести народ Свой «рукою сильною и мышцею высокою» из Египта (символизирующего здесь, по-видимому, языческий мир). Все правители «от востока и юга, от севера и Ливана» подвергнутся наказанию за то, что они жестоко поступали с «избранными» Божиими: «Не пощадит десница Моя грешников, и меч не перестанет поражать проливающих на землю неповинную кровь» (3 Езд 15. 1-22). Последние времена будут сопровождаться грозными знамениями и страшными битвами, в к-рых наравне с людьми будут участвовать стихии («облака от востока и от севера до юга») и чудовища («порождения драконов Аравийских»). Бог обещает страшную кару не только Вавилону, главному угнетателю израильского народа, но и Асии, «соучастнице в надежде Вавилона и в славе его», к-рая «подражала ненавистному во всех делах и предприятиях его», а также Египту и Сирии (3 Езд 15. 29-48). Люди будут погибать от огня, болезней, голода и меча, однако «не обратятся от беззаконий своих». Число умерших будет так велико, что на земле случится «великое запустение (desertio multa)» и некому будет пользоваться плодами обильного урожая (3 Езд 16. 2-35). Те, кто остаются верными Господу, должны вразумляться этими пророчествами, т. к. «не замедлят прийти на землю бедствия». Народ Божий должен готовиться на брань, а среди бедствий быть «как пришельцы земли». Люди не должны надеяться долго прожить в спокойствии и воспользоваться плодами своих трудов: «Сеятель пусть думает, что не пожнет... вступающие в брак - что не будут рождать детей». Особо предостерегает Бог творящих «всякий грех на земле»: их ожидает скорое наказание, «ибо еще немного, и неправда будет удалена с земли, а правда воцарится». Тщетны любые попытки грешников солгать Господу, скрывая свои грехи, т. к. Тот, Кто сотворил землю, «знает все дела людей и начинания их, и помышления их и сердца их». Нечестивцы будут посрамлены, когда грехи их «откроются перед людьми, и беззакония предстанут обвинителями в тот день» (3 Езд 16. 36-67).

http://pravenc.ru/text/189579.html

Когда апостолы сели в лодку и поплыли по озеру в Капернаум, поднялся сильный ветер. Лодку стало заливать водой, и как апостолы ни старались, не могли сдвинуться с места и спастись от власти огромных волн. Вдруг им показалась, что сквозь вой ветра и шум воды они видят призрак, идущий по волнам. Нет, не призрак — Сам Христос шёл к ним по воде! Он успокоил учеников, сказав: «Это Я, не бойтесь!» Это новое чудо восхитило апостолов, и Пётр воскликнул: «Господи, повели мне прийти к Тебе по воде!» Христос позволил ему. Пётр был опытный рыбак и хорошо плавал. Но при виде разбушевавшейся водной стихии его объял страх. Он стал тонуть, и даже умение держаться на воде не помогло ему в такой сильной буре. «Господи, спаси меня! — воскликнул апостол. Христос тут же протянул ему руку и произнёс: «Маловерный, почему ты засомневался?» Когда они вошли в лодку, ветер и море утихли. Апостолы поклонились Христу и сказали: «Воистину Ты Сын Божий». Этот случай очень полезен для нас с вами. Посмотрите: у Петра была крепкая вера и он видел воочию, что Господь совсем рядом, но всё-таки поддался сомнениям, что может идти по воде. Правильно верить – это не кидаться в море в надежде на свои собственные силы и «авось». Не нужно искушать Господа Бога такими лживыми проверками. Они похожи на те, которыми — помните? — искушал Его диавол в пустыне. Но если ты действительно попал в беду — с верой призови Бога, и Он обязательно подаст тебе руку помощи, даже в самых безысходных обстоятельствах. А если на пути у тебя трудное препятствие, то прежде подумай, хватит ли у тебя веры, чтоб с Божией помощью преодолеть такое? Если не уверен, то лучше обойди его стороной. 38. Притча о мытаре и фарисее Однажды Спаситель рассказал такую притчу. Два человека пришли в храм помолиться. Один был фарисей, которого почитали люди, а другой – сборщик налогов, мытарь, которого многие ненавидели за то, что отбирал их имущество в казну государства. Фарисей начал свою молитву так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю, в храм».

http://azbyka.ru/fiction/bibliya-v-rassk...

Он воскликнул на Кресте: «Жажду!» ( Ин. 19:28 ) – и Ему дано было испить. Отец оставил Сына, чтобы усыновить Себе Его распинателей! Люди видели и слышали, как Иисус из Назарета, вися на презренном древе римского креста, воскликнул: «Совершилось!» ( Ин. 19:30 ). И вскоре после этого видели, как разодралась завеса в Иерусалимском храме. А вот что видели тогда же небеса: и из храма небесного от престола – ибо таковым явилось им животворящее древо, на котором восседал как на Небесном престоле непорочный Агнец Божий – раздался громкий голос, говорящий: совершилось! Совершилось искупление, ибо чаша испита! Гнев Божий излит. Разодрана завеса, отделявшая небо от земли! Крест соделан престолом, небо с землею воссоединено! Совершилось! – прозвучало от престола, и произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение. И действительно тогда «сделалась тьма по всей земле до часа девятого, и померкло солнце...» ( Лк. 23:44–45 ). Когда излился гнев Божий, то тьма окутала землю. Святой Дионисий Ареопагит был тогда еще языческим ученым и, наблюдая эту тьму, находясь в Александрии, воскликнул: «Или Сын Божий умирает, или кончина века!» Воистину, умирал Сын Божий. И сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Такое великое! Какого не было! Ибо тогда «земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» ( Мф. 27:51–52 ). Это землетрясение потрясло не только землю, но и недра ада и преисподней. И ад отдал своих мертвых, и они вышли воскресшие. Христос пленил плен, поразил сатану, небеса примирил с землей – совершилось! Непосредственно все это есть образ кончины века. Изливается последняя чаша гнева Божьего. Предыдущими язвами поражено было все, поражены были все стихии. И вот изливается гнев Божий «даже на воздух, от которого никуда нельзя убежать» ( Прем. 17:9 ). Таким образом нарушаются все внешние условия земной человеческой жизни. Но это будет и последнее, окончательное сокрушение сатаны, «князя, господствующего в воздухе» и «духов злобы поднебесных» ( Еф. 2:2; 6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Риторический вопрос, как правило, подразумевает абсолютно очевидный ответ, причем он сформулирован так, чтобы оспорить его было бы немыслимо, например: «А римский папа – католик?» Казалось бы, можно с тем же успехом спрашивать про сельского кюре или ксендза, которые тоже католики по должности, но тут важно назвать самого главного католика из всех. В Иер. 13:23 задан вопрос: Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою? – и это звучит не вполне понятно: а что, разве люди других национальностей легко могут это сделать? Но речь идет о черном цвете кожи эфиопа, это маркированный признак, поэтому лучше сказать: может ли эфиоп поменять ивет кожи? В CEV убран даже эфиоп, – видимо, из требований политкорректности: Can people change the colour of their skin? ‘Могут ли люди менять цвет кожи?’. Кроме того, риторические вопросы подвержены всем прочим видам синтаксического, дискурсного и стилистико-риторического переструктурирования. В 1Кор.7:16 мы видим два риторичеёских вопроса: Почему ты знаешь, жена, не спасещь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? В крымско-татарском переводе они сведены в один, что звучит естественнее: «Мужчины и женщины, можете ли знать, не спасете ли ваших жен и мужей?». 2Петр. 3:11–12 содержит длинный риторический вопрос: Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрущшатся и разгоревшиеся стихии растают? Но в алтайском переводе, чтобы сохранить риторическую структуру, вопрос был оставлен в самом последнем кратком предложении: «Все это так разрушится. А вы, живя святой жизнью, отдаваясь Богу, дня, в который небеса загорятся и разрушатся, в огне все растает, ожидаете. Какими же вы должны быть?». Нередко риторические вопросы присутствуют в реальных диалогах. Пример риторического диалога в ВЗ – рассуждения прокаженных в 4Цар. 7:3–4 : Что мы сидим тут, ждем своей смерти? Если решимся пойти в город – там голод, мы умрем. Здесь останемся – умрем. Давайте перебежим к арамеям. Пощадят они нас – будем жить, убьют – значит, убьют (БСР).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

«Седьмой Ангел вылил свою чашу на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое! И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. И всякий остров убежал, и гор не стало; и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая» ( Откр.16:17–21 ). Как видно отсюда, седьмая чаша выливается уже на воздух – на небесные стихии. Это, очевидно, тот же момент наступления страшных явлений, подробное описание которого давалось ранее под символом снятия шестой печати. Здесь также говорится о великом землетрясении, изменении гор и островов. Вместе с тем здесь опять-таки при описании физических бедствий (может быть, от атомных и всеобщих войн) надо искать и их духовный смысл. Так, здесь вновь упоминается о наказании Вавилона, то есть о последних возмездиях для падшей Христовой Церкви. Поэтому и под понятием города великого можно понимать не только Иерусалим (как считают обычно толкователи Откровения), но и все еврейство. Последнее к этому времени распадается, как говорит Откровение, на три части: 1)    обращенных в христианство в последние времена, 2)    немногих оставшихся верными учениям Талмуда, 3)    перешедших в безбожие и присоединившихся к народам «Гога и Магога» ( Откр.20:7 ). Падение языческих городов также можно понимать символически как полное духовное разложение государств, состоявших ранее из языческих народов, принявших христианство. Под градом с неба можно понимать или душевные бедствия, постигающие людей последнего времени, – развитие пороков, массовые душевные заболевания и тому подобное, или же физические последствия, например, от разрыва в воздухе ракет с ядерными боеголовками. Здесь уместно вспомнить пророчество Исаии про бедствия земли:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010