В Мученичестве Л., составленном Урсином (версия В), сообщается, что святой воспитывался при дворе короля Нейстрии Хлотаря II (584-629), а затем получил образование в Пиктавии под рук. еп. Дидона. Примерно в 20-летнем возрасте он был поставлен во диакона и вскоре назначен архидиаконом Пиктавийской кафедры. Впоследствие по указанию Дидона он возглавил мон-рь св. Максенция близ Пиктавия и управлял обителью ок. 6 лет (в версии А упом. только о том, что Л. был архидиаконом). После смерти короля Австразии Сигиберта III († 656) новым правителем стал его сын Дагоберт II. Он оставался на престоле до авг. 659 г., когда власть в Австразии захватил майордом Гримоальд, сын Пипина Старшего. В 660/1 г. Дагоберт II был вынужден принять монашество; его передали под надзор еп. Дидону, который увез Дагоберта в Ирландию, где тот получил религ. образование и стал клириком (Liber Historiae Francorum. 43//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 315-316; см.: Picard. 1991. P. 38-41). Королем был провозглашен Хильдеберт, сын Гримоальда, незадолго до рождения Дагоберта усыновленный кор. Сигибертом, но не связанный кровным родством с династией Меровингов. Воцарение Хильдеберта вызвало недовольство в Нейстрии, т. к. местная знать рассчитывала на подчинение Австразии. В это время королем Нейстрии и Бургундии являлся Хлотарь III (657-673), обязанности регента при к-ром выполняла его мать св. Бальтхильда (см. Батхильда ; † 680), вдова кор. Хлодвига II (638-657); после убийства Гримоальда и Хильдеберта она также правила в Австразии от имени своего сына Хильдерика II (662-675, с 673 возглавлял объединенное Франкское гос-во). В кон. 50-х - нач. 60-х гг. VII в. Л. был вызван ко двору кор. Бальтхильды. Стремясь усилить влияние на церковные дела, королева способствовала назначению своих сторонников на ряд важнейших кафедр ( Nelson. 1978); в этих городах после смерти кор. Хлодвига II начались беспорядки. Так, после гибели св. Аунемунда, еп. Лугдуна (ныне Лион), его преемником стал св. Генесий (658-678), помогавший Бальтхильде в ее попечении о мон-рях. Назначению Л. епископом Августодуна (ок. 663) предшествовал спор между претендентами на епископскую кафедру, завершившийся гибелью одного из них и изгнанием другого. Часть августодунских клириков отрицательно отнеслась к назначению Л., который был ставленником Бальтхильды и не пользовался поддержкой местной знати.

http://pravenc.ru/text/2463387.html

Более того, само понятие самостоятельной, уникальной и самоценной человеческой личности – это европейское изобретение Нового времени. Древность, античность и средние века строились на представлении, что человек существует для мира и государства и никак не наоборот, поэтому отдельные личностные свойства рассматривались как нечто, подлежащее выравниванию под единое представление о совершенном человеке, а музыка и была одним из самых мощных инструментов для этого. Обоснование этому нашел еще в V в. Дамон из Афин, учитель и советник Перикла. Таким образом, музыка всегда предназначалась для воздействия на человека в широком диапазоне возможностей: от чисто медицинского через нравственновоспитательное к восхождению души в мир богов. Например, была известна история о том, как Пифагор повстречал на улице компанию пьяных гуляк. Он приказал сопровождающему их флейтисту сыграть мелодию в спондеическом размере, и те мгновенно протрезвели. Наоборот, Тимофея Милетского чуть не убили за то, что он, будучи приглашен воспитывать юношей, присоединил к кифаре еще одну струну и, введя тем самым хроматическое наклонение, получил возможность более тонко передавать эмоции. Считали, что он развратил спартанских детей такой эмоциональной музыкой. Искусство музыки в Греции существовало, конечно, с самых древних времен: тут назывались имена мифических и полумифических первооткрывателей, но считалось, что наукой музыку сделал Пифагор. Мы можем уверенно говорить, что именно он догадался подвести под музыку математический аппарат (теорию пропорций), что он открыл октаву, квинту и кварту, исчисляя длины струн. Нам мало известно о теориях и экспериментах старших пифагорейцев – Гиппаса из Метапонта и Ласа из Гермионы (548 или 545 – 497 гг.), но с работами младших пифагорейцев конца V в. мы знакомы неплохо. Филолай из Кротона (ок. 470 – после 388 гг.) построил диатоническую гамму для дорического лада и, надо полагать, и прочих ладов. Архит ввел энгармоническое и хроматическое наклонения 659 . Основные достижения пифагорейской музыки изложил Евклид в сочинении «О делении канона» (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Woodbrooke Studies: Christian Documents Edited and Translated by A. Mingana. Vol. 5: Commentary of Theodore of Mopsuestia on the Nicene Creed and Vol. 6: Commentary of Theodore of Mopsuestia on the Lord’s Prayer and on the Sacraments of Baptism and the Eucharist. Cambridge: W. Heffer & Sons, 1932–33. (сир. вере, и англ. пер.) (Pecc. Orig.) Contra defensores peccati originalis – PG 66.1005–12 Theodori Episcopi Mopsuesteni in epistolas b. Pauli Commentarii. Vol 2. 332–7. (фрагменты текста, лат. и сир. вере.) (Frag. Gen.) Fragmenta in Genesim – PG 66.635–46 Феодорит Кирский : (Ер. 151) Epistola ad eos qui in Euphratesia et Osrhoena regione Syria, Phoenicia et Cilicia uitam monasticam degunt – PG 83.1416–40 NPNF (2) 3.325–32 (англ. пер.) Халкидонский собор: (Ges. Chai.) Gesta concilii Chalcedonensis ACO 2.1.1.55–196; 2.1.2.3–42,69–163 (текст) Festugière, éd. Ephèse et Chalcedoine. 659–895. (фр. пер.) Actes du concile de Chalcedoine: Sessions 3–6 (La définition de la Foi). Translated byA. J. Festugière. Cahiers d’orientalisme 4. Geneva: Patrick Cramer, 1983. (фр. пер.) 2 За исключением тех случаев, где я буду употреблять слова «антиохийский» и «александрийский» со ссылкой на ученых, которые сами используют эти категории. 7 Prestige, Fathers and Heretics, 264. Cp. Mahé, ‘Les Anathématismes de Cyrille’, 542, который убеждает, что и Антиохия, и Александрия находились в рамках ортодоксии. Ср. также Guillet, ‘Les Exégèses d’Alexandrie et d’Antioche’, 297–8, который утверждает, что, несмотря на разницу в акцентах, обе позиции согласовывались друг с другом. 11 Harnack, History of Dogma, IV. 182–3, 204–5. Ср. Braaten, ‘Modern Interpretations of Nestorius’, 252. 12 Amann, ‘Nestorius et sa doctrine’, 100. Ср. Studer, ‘Una Persona in Christo’, 454, утверждающий, что Августин и Лев рассматривали «единую личность» как результат союза, а не как отправную точку в христологии. Также и Dewart, ‘The Influence of Theodoreon Augustine’, 132, и McGuckin, ‘Did Augustine’s Christology Depend on Theodore?’, 50, считают, что между христологией Августина и Феодора есть много общего, хотя МакГакин и отрицает заявление Дэварта о том, что эти общие сходства появились вследствие собственного влияния Феодора на Августина.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/uche...

Что эти страдания действительно должны быть ужасны, это понятно само собою. Но более ясное и полное представление о них дает в своем описании врач Готлиб Рихтер 659 . 1) Неестественное, насильственное положение тела, – говорит он, – с постоянно протянутыми руками в продолжении столь долгого времени должно быть такою пыткою, которую не описать словами. Нельзя сделать малейшего движения без того, чтобы не причинить всему телу, а особенно частям пробитым и истерзанным бичеванием, невыносимой боли. 2) Гвозди вбиваются в такие места, где соединяются многие очень чувствительные нервы и сухожилия. Теперь частью поврежденные, а частью сильно сжатые, они вызывают особые, очень чувствительные боли. 3) Раненные части, постоянно открытые для воздуха, должны воспаляться и постепенно становиться синими, потом черными. То же делается и в других частях тела, там, где задержанная чрезмерным растяжением тела кровь приходит в застой. Воспаление этих частей и происходящие отсюда мучения увеличиваются с каждым мгновением. 4) Кровь, которая артериями должна разноситься из левой сердечной полости по всем частям тела, на раненных и сильно растянутых оконечностях не находит себе достаточного места; вследствие этого она приливает к голове как остающейся свободною и в нормальном положении, неестественно напрягает пульс и производит постоянно усиливающиеся головные боли. Как результат той же задержки кровообращения, на оконечностях тела, является переполнение крови в левой сердечной полости. Последняя, будучи не в силах выталкивать из себя всю кровь, не может и принимать всей крови, выходящей из правой сердечной полости. Таким образом, кровь не имеет свободного доступа и в легкие. Все это, сжимая сердце и напрягая артерии, производит страшное, как бы тревожное, состояние в организме. 5) Истечение крови чрез открытые раны могло бы сократить мучения, но такое истечение, вследствие сгущения крови, никогда не бывает обильно и скоро прекращается совершенно. Таким образом, смерть приближается медленно, путем постепенного оцепенения нервов, жил и мускулов, которое начинается на оконечностях и постепенно направляется внутрь, к более благородным и чувствительным частям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

1-й тропарь обычно не связан по смыслу с воспоминанием дня или праздника и играет ту же роль, что и ирмос в каноне. В рукописях (как обычных (см., напр.: Яцимирский А. И. Карансебешский октоих 2-й пол. XIII в.//СбОРЯС. 1906. Т. 82. 1; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 596; Пентковский, Йовчева. С. 59, 60), так и певческих: «Самогласникы ирмоси на блаженах из октаика» (РНБ. Кир.-Бел. 659/916), «На литоргии ирмос блаженна» (РНБ. Кир.-Бел. 681/938)) он регулярно обозначается как ирмос (в отличие от совр. печатных литургических книг). Один и тот же ирмос может использоваться в разных группах тропарей на Б. 1-й тропарь воскресных тропарей Октоиха на Б. используется как ирмос тропарей на Б. в будние дни седмицы соответствующего гласа. 1-й тропарь на Б. утрени Великой пятницы - это воскресный ирмос тропарей на Б. 4-го гласа. Существуют, однако, и исключения из этого правила: уникальны ирмосы тропарей на Б. в четверг Великого канона, в последованиях погребения мирского, монашеского и священнического и др. После ирмоса следуют тропари, посвященные воспоминанию дня или праздника: воскресны, мученичны, мертвены, тропари в честь ангелов, святых и т. д. В этих тропарях раскрывается смысл праздника или воспоминания данного богослужебного дня. В конце цикла обычно приводятся троичен и богородичен . Троичен иногда отсутствует (напр., в последовании погребения священников - Требник большой. Л. 139об.). Троичны - так же как и ирмосы на Б.- часто одни и те же для неск. циклов. В древних слав. рукописях Октоиха троичен воскресных тропарей повторялся и в будние дни. В более поздних Октоихах появились разные троичны на каждый день ( Пентковский, Йовчева. С. 55); в совр. печатном Октоихе остались нек-рые следы древнего употребления воскресного троична во всю седмицу: воскресный троичен 1-го гласа поется также в понедельник и субботу, воскресный троичен 4-го гласа - во вторник, воскресный троичен 6-го гласа - в субботу. Воскресные и будничные тропари на Б. В древнейших рукописях Октоиха (с IX в.) тропари на Б. распределены по службам и не выделены в особый раздел книги, в более поздних рукописях (напр., Sinait. gr. 779, XI в.) они составляют особый раздел, как и в слав. рукописях Октоиха с XIII в. В Октоихах XV в. (напр., в первопечатном слав. Октоихе. Краков, 1491. Л. 54об.- 55) и последующих тропари на Б. снова распределены по службам. В используемом ныне в правосл. Церкви Октоихе для служб недель (воскресений) приведены по 8, для остальных дней седмицы - по 6 тропарей на Б. Праздничные тропари на Б.

http://pravenc.ru/text/149359.html

Слышал я, что слезы очей приятнее Тебе, Господи, золота, серебра и драгоценных камней. Приими же, Господи, слезы очей моих, да благоугодны будут Тебе слова моления моего и по щедротам благости Твоей прости мне долги мои (25,276). Ежечасно проливай пред Судиею слезы сокрушения о гнусных делах своих. Бездна мучений ожидает тебя за дела твои и в воздаяние за непотребства твои. Сугубо плачь о себе, чтобы Правдивый услышал тебя и примирился с тобой (25,321). Прежде плача и слез, никто да не прельщает нас пустыми словами и сами себя да не прельщаем: нет в нас покаяния, ни истинного намерения перемениться, ни страха Божия в сердцах наших; не сознали еще мы себя виновными и не осудили, и душа наша не была еще в чувстве будущего Суда и вечных мук. Ибо если бы мы осудили себя, если б возымели такие движения сердца, если б были в таких чувствах, то тотчас извели бы и слезы. Без этого же ни жестокосердие наше никак не может умягчиться, ни душа наша стяжать духовное смирение, ни мы не в силах сделаться смиренными. А кто не таков, тот не может соединиться с Духом Святым, не соединившийся же с Ним через очищение себя от всего страстного созерцания Бога и боговедения сподобиться не может и недостоин сокровенно научаемым быть добродетелям смирения (58,529). Прекрасная баня для души – слезы во время молитвы, но после молитвы помни, о чем ты плакал (45,252). Когда во время молитвы своей изливаешь потоки слез, отнюдь не возносись тем сам в себе, как будто ты выше многих. Это помощь свыше прияла молитва твоя, чтобы ты, усердно исповедав грехи свои, слезами умилостивил Владыку (62,224). Будем омывать нечистоты свои слезами: велик плод этих рыданий, велико назидание и утешение (33,659). Всегда хорошо плакать (о грехах), но особенно во время ночи, когда никто не препятствует этому дивному удовольствию, когда желающий может предаваться ему с полной свободой (36,56). Незначительные ручейки от дождя уносят легкие стебельки; значительной же глубины реки и речки, бурные горные потоки бывают в состоянии увлекать с собою глубоко сидящие в воде пни и тяжелые камни. Взвесь свои грехи. Если прегрешение твое незначительно, достаточно и немногих слез; если грех велик, то больше должен быть и поток слез. Если же у тебя есть уверенность в жизни, и готовность плакать, и сердце сокрушенное, и еще не все слезы ты выплакал о себе самом, то удели и мне часть слез, плачь о грехах брата (39,984).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1718 Представленное сейчас нами истолкование учения Илария об истощании Логоса, как своеобразном сокрытии Его славы в человеческом облике, в патристической литературе высказано еще Фöрстером, но без достаточной выдержанности (op. cit. 659–60 ss.), и Бальтцером, но без надлежащей полноты и обоснования в раскрытии этого учения (op. cit. 10 s.). 1719 Quod assumptum est, non proprietas interior sit, sed exterior accessio. Ps. 68, 25 n. Иларий вообще решительно восстает против мысли о каком-либо прогрессирующем развитии божественной сущности Логоса. Neque assumptio nostra Deo profectus est, sed contumeliae suae voluntas nostra provectio est. De Trin. 9, 4 n. 1721 См. там же 382 стр. Отмеченное сходство мыслей Илария с Оригеном впрочем едва ли может быть рассматриваемо, как непосредственный результат знакомства Илария с сочинениями Оригена , а должно быть трактуемо, как естественное идейное совпадение александрийского катехета и западного богослова, поскольку и тот и другой в данном пункте являлись выразителями чисто церковного, искони присущего и востоку и западу христологического веросознания. Черты отмеченной христологии Илария отчасти выступают уже в его комментарии на еванг. от Матфея (Cfr. 9, 7 n. 11, 9 n.), – произведении, которое Иларий написал еще до своего знакомства с сочинениями Оригена (Ср. наше цит. сочин. XXIII–XXIV стр.). 1722 Perfectus homo natus est, ut sicut per naturam constitutam nubis a Deo originis nostrae principe, corporis atque animae homo nascitur, ita Iesus Christus, per virtutem suam carnis atque animae homo ac Deus esset, habens in se totum verumque quod homo est. De Trin. 10, 19 n. Corpus illud corporis veritas est, ut generatur ex virgine, ib., 10, 35; 11. 6 n. Maria ad incrementa partumque corporis omne, quod sexus sui naturale contulerit. 10, 16 n. Quae officio usa materno sexus sui in conceptu et partu hominis exsecuta est. 10, 17 n. Как Сын Девы Марии, Христос является потомком не только благочестивого племени Авраама и Иуды, но – через Руфь – и нечестивого Моава (in Ps. 59, 11 n.) – словом, носителем всего человечества, универсальной человеческой природы. Universitatis nostrae in se continet ex carnis assumptione naturam. De Trin. 11, 16 n. Отсюда sacramentum fraternitatis in carne est. ib., 11, 15 n. 11, 20 n.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Нестяжательность См. также: Гордость . 191; Любовь к животным . 417; Милосердие . 433; Незлобие . 618, 620, 627; Прозорливость . 913; Старец . 1092. 659. Переносящий произвольную нищету имеет скорбь по плоти, но спокоен душой Спросили однажды блаженную Синклитикию: “Нестяжание есть ли совершенное благо?” Она отвечала: “Точно, оно совершенное благо для могущих перенести. Ибо переносящие нестяжание, хотя имеют скорбь по плоти, но спокойны душою. Как твердое белье, когда его мнут и сильнее полощут, вымывается и очищается, так и крепкая душа чрез произвольную нищету еще более укрепляется.” (Древний патерик. 1914. С. 19. 3). 660. Авва Арсений не принял завещанного ему большого наследства См. также: Бесстрастие . Авва Даниил рассказывал об авве Арсении. Пришел некогда к нему чиновник и принес ему завещание одного сенатора, родственника Арсения, который оставил ему очень большое наследство. Арсений, взяв завещание, хотел разорвать его. Но чиновник пал к его ногам и сказал: “Прошу тебя, не рви завещания, иначе с меня голову снимут.” Тогда авва Арсений сказал ему: “Он умер только теперь, а я умер еще прежде него.” И отослал завещание, не приняв ничего. (Достопамятные сказания. С. 19. 29). 661. Старец не принял предлагаемых денег, так как сам занимался рукоделием и не нуждался; взять же деньги для раздачи нищим не хотел, боясь тщеславия См. также: Тщеславие . Некто просил старца принять деньги на свои нужды. Он не захотел принять, довольствуясь своим рукоделием. Когда же тот не переставал упрашивать старца принять деньги хотя бы для нужд бедных, он отвечал: “Здесь будет двоякий стыд: я принимаю без нужды и тщеславлюсь чужим даянием.” (Древний патерик. 1874. С. 126. 21). 662. Болящий старец, имевший своим питателем Бога, отказался взять предложенные деньги Некто принес старцу денег, говоря: “Вот тебе на твои потребности: ты состарился и болен” (он был покрыт проказой). Старец отвечал: “Ты пришел отнять у меня питателя моего, питающего меня уже в течение шестидесяти лет? Столько времени провел я в недуге моем и не нуждался ни в чем, потому что Бог доставлял мне все нужное и питал меня.” Старец не согласился взять деньги. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 464. 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Тм же въ всякомъ языц и людехъ треба есть быти царем и началникомъ, иже подобають имти подобие гуслей игреца Давида 658 в себ. Якоже бо гусленикъ струны блядущие соединяеть къ согласию и къ соединению сладкости бряцаниа, касая, приводитъ, тако начальникъ всякаго самодръжства блудящихъ и врежающихъ гршникъ понудити имать на согласие благых грозою закона и правды, а добрых подвластныхъ беречи своимъ жалованием и уроженною милостью и раздражати къ добродтелемъ и добрымъ дломъ мъздами, и сладкими и благыми словесы, умягченными вщании, злых же казньми полутшати, и прещении обличати, и от лихости на добро царскыми воспоминании приводити, ненасыщаемыхъ же и злых, иже лечьбы полутшениа приняти не хотятъ ниже Бога любити, отнюдь истребити. Якоже полне философъ нравоучителны Аристотель бесдуетъ во своей 10 книз нравъ. 659 Сиа же вся аще начальникъ не сотворит ниже прилженъ въ попечении своихъ подвластных будеть, но неповинных от силныхъ погнестися попустит, тогда грехи и насильства погнетающих своа творитъ и за тая отвтъ въздати велиему Судыи долженъ, да аще в сих себе еще не полутшаеть, тогда за тхъ казнится, якоже и про своа грехи, по глаголу апостола Павла къ римълянам, 1 глава: «Достойни суть смерти не токмо творящии, но и иже попускають творящимъ». И «кровъ его от руку твоею взыщу», – глаголет Господь въ Езекииле, 33 глава. Но увы, ужо в ныншные времена мнози началники на своихъ подвластныхъ и сирыхъ не призираютъ, но их под неврными приказъщики погнетатися попускають, о стражб должной стада порученнаго не радяще, под тяжкою работою терпниа жити своихъ попускають, и не расматряють, яко человечьский род немощенъ есть и паче похотнию последуеть чювственому, неже правому словества суду. 660 Сего ради нужа б человкомъ во вся времяна под законы жити: первое, въ время естества, под закономъ естественымъ; второе, во время закона, 661 под закономъ Моисйским; третьее, и нын, во время благодати, под закономъ Христовымъ. Зане въ всяко время от пръваго зла Каинова 662 дажъ до послдняго зла человеци в семъ смертномъ мир всегда будуть злии меж добрыхъ смшны, и всегда добрии постражуть спротивъства от злыхъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

De Trinitate IX, 9, PL 42, 965). Cp.: Ibid. VIII, 9, PL 42, 953. 1270 Habemus enim quasi regulariter infixam humanae naturae notitiam, secundum quam quidquid tale aspicimus, statim hominem esse cognoscimus vel hominis formam [Ибо мы, как будто по некоему правилу, имеем врожденное понятие о человеческой природе, так что, как только видим нечто подобное человеку, тотчас сознаем, что это человек или человеческий образ] (Ibid. VIII, 7, PL 42, 951). Secundum species et genera rerum vel natura insita vel experientia collecta [В соответствии с видом или родом, понятия о которых врождены нам от природы или приобретены с опытом…]. Говорит Августин также о врожденности идеи бытия, о неизменяемости Бога (Augustinus Hipponensis. De Genesi ad litteram VII, 17, PL 34, 36l. Рус. пер. Ч. 8. С. 80), о врожденности мысли, что свет зависит от огня, а не наоборот (Idem. De fide et symbolo, 8, PL 40, 185; Sermones de Scripturis, 117, 11, PL 38, 667). Три последних места находятся в популярных обращениях и потому в философском смысле значения не имеют. 1271 Cicero. De natura deorum I, 16–17, 36, Nisard. Vol. 4. P. 89–90, 102; Tusculanae disputations I, 13, 15; III, Nisard. Vol. 3. P. 628–630. Vol 4. P. 1; Zeller E. Die Philosophie der Griechen III, 1 Leipzig, 1879–1880. S. 659 sqq; Hirzel R. Untersuchungen zu Cicero " s philosophischen Schriften. Leipzig. 1883. Tl. 3. S. 525–532. 1272 Augustinus Hipponensis. De Trinitate IV, 22, PL 42, 902; De Civitate Dei XI, 4, 1, PL 41, 319. Рус. пер. Ч. 4. С. 177–178. 1273 Mens itaque humana prius haec quae facta sunt, per sensus corporis experitur, eorumque notitiam pro infirmitatis humanae modulo capit: et deinde quaerit eorum causas, si quo modo possit ad eas pervenire principaliter atque incommutabiliter manentes in Verbo Dei, ac sic invisibilia ejus, per ea quae facta sunt, intellecta conspicere ( Rom.I,20 ). Quod quanta tarditate ac difficultate agat, et quanta temporis mora… quis ignorat? [Таким образом, прежде всего человеческий ум узнает о вещах по их совершении посредством телесного чувства (понятие о них он приобретает в меру человеческой немощи); а затем ищет причины этих вещей, если только сможет найти их, пребывающих неизменно и изначально в Слове Божьем, и если сможет созерцать невидимое через сотворенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010