Ивану Трифонову в 1663 г. Почитание К. прп. Александром Ошевенским отразилось в Житии прп. Александра, где одна из глав посвящена описанию дня памяти К. Уже основав собственную обитель, Александр тяжело заболел и исцелился после явления Белозерского чудотворца. Это 2-е посмертное чудо К., известное вне Пахомиевского текста Жития К. Выговские книжники также проявляли интерес к Житию и уставу преподобного. Слово Семена Денисова «О чудотворцах, в России воссиявших» обнаруживает детальное знакомство с Житием К., преподобному посвящен обширный панегирик. Рака прп. Кирилла Белозерского. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. (Б-ка Конгресса США, Вашингтон) Рака прп. Кирилла Белозерского. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. (Б-ка Конгресса США, Вашингтон) Новый этап почитания К. связан с деятельностью прп. Иакова (Поспелова), настоятеля Кириллова Белозерского мон-ря в 1866-1896 гг. В 1875 г. было издано подготовленное архим. Иаковом Житие К. В 1886 г. на горе Маура по его инициативе поставили часовню. В отзыве о предполагаемой реформе общежительных мон-рей, данном в Новгородскую консисторию, архим. Иаков рекомендовал требовать от настоятелей, чтобы они подписывали обязательство о соблюдении в своих обителях устава К. и «Предания» прп. Нила Сорского (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 2. Ед. хр. 1965. Л. 5 об.; см.: Романенко. 1997). Он же заказал А. Ф. Ковалевскому акафист К., к-рый стал одним из лучших произведений писателя. В 1924 г. Кириллов мон-рь был закрыт, драгоценную раку святого увезли (металлические детали, в т. ч. 2 фрагмента чеканного рельефного изображения К. с крышки раки, сохр. в фондах ГММК). Однако молитвенное почитание великого чудотворца не прекращалось. В советские годы у стены Кирилловской ц. постоянно молились местные жители, над местом погребения преподобного тайно читали акафист святому сотрудники Кирилло-Белозерского музея. Первые богослужения в обители состоялись 21-22 июня 1991 г., на память К., всенощное бдение и литургию совершил иером. Арсений (Шастель), настоятель ц.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОЖАЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петропавловский собор (Старо-Никольский) (XV в., перестроен в 1852) и Ново-Никольский собор (1779–1814) Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. Петропавловский собор (Старо-Никольский) (XV в., перестроен в 1852) и Ново-Никольский собор (1779–1814) Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. 1. Переславль-Залесской епархии, существовало в 1746-1753 гг.; 2. Московской епархии, существует (с перерывами) с 1862 г. Названо по г. Можайску (ныне районный центр Московской области ). 1. Указом имп. Елизаветы Петровны от 16 июля 1744 г. была учреждена Переславская епархия, к к-рой от Московской епархии были отчислены Можайск и Можайский у. 30 марта 1745 г. в викарного епископа Переславской епархии без титула (по др. данным, с титулом «епископ Можайский»; сведения о хиротонии во епископа Боголюбовского, викария Переславской епархии, малодостоверны) был хиротонисан архим. Серапион (Лятошевич). За богослужением он поминался как «боголюбивый епископ Серапион, викарий архиепископа Переяславского и Дмитровского». Местопребыванием ему был определен переславль-залесский во имя великомученика Никиты мужской монастырь . В 1745-1753 гг. еп. Серапион управлял Иосифовым Волоколамским (Волоцким) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырем . 16 февр. 1746 г. он получил титул «епископ Можайский и Волоколамский». В 1752-1753 гг. еп. Серапион был «коадъютором» Переславской епархии и проживал в Переславле-Залесском. В 1753 г. был назначен на Переславскую кафедру, после чего М. в. долгое время не замещалось. Указом имп. Екатерины II Алексеевны от 6 июля 1764 г. титул Сарский и Подонский у еп. Амвросия (Зертис-Каменского ; впоследствии архиепископ) был изменен на «Крутицкий и Можайский», Можайск стал 2-м кафедральным городом Крутицкой епархии (см. Крутицкая кафедра ). В 1788 г. Крутицкая епархия была упразднена, Можайск с его уездом был передан в ведение Московских архиереев. В 1792-1862 гг. мон-рями и церквами Можайска и Можайского у. управляли епископы Дмитровские, викарии Московской епархии (см. Дмитровское викариатство ).

http://pravenc.ru/text/2563934.html

21 янв. 1903 г. указом Синода Л. м. был причислен к 1-му классу наряду с новгородским в честь Сошествия Св. Духа на апостолов женским монастырем . В том же году прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев) заложил каменный Троицкий собор (1906) с приделом прп. Серафима Саровского - последнюю крупную храмовую постройку на территории мон-ря. В 1905-1906 гг. из неиспользованных стройматериалов была возведена и 10 июля 1906 г. освящена прав. Иоанном Кронштадтским каменная часовня в честь Благовещения Пресв. Богородицы, в к-рой перед иконой Божией Матери «Запечная» велось неусыпаемое чтение канонов и акафистов. 2 янв. 1915 г. игум. Таисия скончалась, передав своей преемнице игум. Агнии (Благовещенской Анне Никитичне; 1868-1938) благоустроенную обитель. Иконостас собора Похвалы Божией Матери. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. Иконостас собора Похвалы Божией Матери. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. В исторической литературе распространено ошибочное утверждение, что в Л. м. накануне революции 1917 г. подвизалось свыше 700 насельниц. Но, согласно монастырской ведомости (ГИАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4017а. Л. 426-538), в 1916 г. в нем проживало 460 насельниц, в т. ч. настоятельница-игумения, 2 игумении на покое, схимонахиня, 82 монахини, 75 послушниц, в 1918 г.- 443 насельницы. Кроме того, на территории Л. м. проживали и обучались воспитанницы леушинских церковно-учительской и 2-классной образцовой школ. При обители имелись иконописная, золотошвейная, чеканная и золотильная, рукодельная, ткацкая, башмачная, швейная мастерские. Насельницы занимались также прядением льна, шерсти, летом участвовали в полевых и огородных работах. Большинство икон для храмов Л. м., скитов и подворий были написаны своими иконописицами. 3 авг. 1913 г. 11 насельниц во главе с игум. Таисией были лично представлены имп. Николаю II Александровичу , имп. Александре Феодоровне и наследнику царевичу Алексию и вручили им вышитый стяг. Сама настоятельница представлялась членам имп. семьи 7 раз - случай редкий для игумении удаленного монастыря. Иногда сестры делали вышивки по просьбе прав. Иоанна Кронштадтского.

http://pravenc.ru/text/2463615.html

М. Прокудина-Горского. 1909 г. Троицкий собор освящен 18 мая 1906 г. архиеп. Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным) , придел прп. Серафима Саровского - 10 июля прав. Иоанном Кронштадтским. 6 марта 1931 г. закрыт, постановлением президиума Ленинградского облисполкома передан мастерской профшколы. В 20-х гг. ХХ в. была закрыта и переоборудована под клуб домовая Спасская ц. (1880), в здании домовой Скорбященской ц. с приделом прп. Иоанна Рыльского при богадельне разместилась профтехшкола. Деревянный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1862), располагавшийся за оградой Л. м., в 1876 г. был передан в распоряжение Леушинской общины, в 1877 г. отремонтирован (обшит тесом, выкрашен, в нем устроено печное отопление), в 1899 г. вновь отремонтирован, оштукатурен, выкрашен на средства с.-петербургской купчихи У. Сорокиной. В нач. ХХ в. из-за тесноты в церкви богослужения совершались всего 2 раза в год. В храме покоился прах его устроительницы помещицы Г. В. Каргопольцевой. 12 янв. 1929 г. постановлением президиума Ленинградского облисполкома Предтеченский храм был закрыт, в 1930 г. разобран. В Л. м. имелось 7 корпусов внутри ограды и 10 в одной связи с оградой, в основном 2-этажных, на каменных либо кирпичных фундаментах. Недалеко от настоятельского корпуса находилась каменная Благовещенская часовня (1906), за оградой - 2-этажная гостиница для паломников, церковноприходская школа, дома для причта и т. д. Обитель украшала высокая надвратная колокольня (1898), построенная в сев. ограде. Успенский скит. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. Близ Л. м. располагались 2 скита. Успенский скит (называемый еще Савинский) был в 1,5 км к юго-западу от монастыря. Основание его связано с необходимостью переноса кладбища на новое место. 18 сент. 1887 г. указом Новгородской духовной консистории игум. Таисии разрешалось «открытие монастырского кладбища и устроение на этом кладбище часовни с 6 небольшими кельями для помещения стариц для наблюдения за порядком и чтения Псалтири по усопшим» (Новгородские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/2463615.html

Храм в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1760–1764 гг. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. Храм в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1760–1764 гг. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. В кон. 50-х гг. XVIII в. обветшавший храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (XVI в.) был разобран, и в 1760-1764 гг. возведен одноименный 5-главый храм в стиле барокко. В 1756 г. были разобраны и 2 наиболее древние усыпальницы Годуновых, располагавшиеся у алтарей Богородице-Рождественской ц. Извлеченные при этом останки Годуновых перенесли в 3-ю усыпальницу, находившуюся в подклете Троицкого собора, и захоронили в месте, не отмеченном даже надгробной плитой. В 1808 г. в Новом городе была разобрана примыкающая к зданию консистории (бывш. вотчинной конторе) ц. свт. Иоанна Златоуста. Престол этой церкви перенесли в Рождественский храм: 11 дек. 1810 г. на паперти еп. Евгений (Романов) освятил Иоанно-Златоустовский придел. 15 мая 1767 г. И. м. посетила имп. Екатерина II. К ее приезду в средней части сев. стены Старого города, на месте прежних ворот, артель каменщиков из дер. Захарово Костромского у. «Яков Никитин сын Корытов с товарищи» возвела новые парадные ворота в стиле барокко, впосл. названные Екатерининскими (1766). Арку ворот украшал фронтон с лепным вензелем Екатерины II. По сторонам были установлены 2 небольшие часовни. 19-20 авг. 1817 г. И. м. посетил вел. кн. Михаил Павлович. Он оставил отзыв о скромных размерах палат и простоте интерьера, в к-рых пребывали царь Михаил Феодорович и его мать ( Вознесенский. 1859. С. 48-49). После посещения И. м. (7 окт. 1834) имп. Николай I распорядился привести мон-рь в состояние, достойное «колыбели Дома Романовых». В февр. 1835 г. в Кострому был направлен архит. К. А. Тон, разработавший масштабный проект переустройства мон-ря, к-рый царь утвердил в марте 1835 г., в день памяти сщмч. Ипатия. Решением Синода от 31 марта 1835 г. И. м. был преобразован в первоклассный общежительный мон-рь. В июне 1835 г. указом имп. Николая I мон-рь получил статус кафедрального (на правах московского Чудова мон-ря),- переведен «в лучшее и прочное положение, соответствующее знаменитости места, но с тем вместе сохранив остатки архитектуры и вкуса древнего времени, применяясь к ним и в новой отделке монастыря» (Костромские ГВ. 1840. Ч. неофиц. 25. С. 70). Костромской архиерей по-прежнему пребывал в И. м., но кафедра из монастырского собора была перенесена в городской Успенский собор бывшего Костромского кремля. В 40-х гг. XIX в. в числе служащих архиерейского дома упоминались: певчие (женатые и холостые), истопники, повара, водовоз, садовник, хлебопекари, различные служители. Большинство из них имели семьи и проживали в находившихся поблизости Богословской и Андреевской слободах. В 1851 г. в штате архиерейского дома находилось 68 чел., в т. ч. 9 монашествующих, 4 послушника, 10 певчих, 5 штатных служащих и 40 служителей (ГА Костромской обл. Ф. 132. Оп. 1. Ед. хр. 1039. Л. 35-47, 86-99).

http://pravenc.ru/text/673737.html

Романовы: места памяти в России . [Краткие иллюстрированные справки]. Подготовили Елизавета Киктенко и Дмитрий Володихин //Фома. - Спецвыпуск 2013/Романовы. – С.88-93. – (раздел « Романовы »). Представлены:          Дворцы и дома: Москва и Подмосковье. Коломенское - деревянный дворец, храмы и палаты. Фото Marina Lystseva. - C.88; Измайловская резиденция – сад, храмы . – С.88; Кремль – Потешный дворец и Грановитая палата . Фото А. Савина и Concierge.2C. - C.88; Царицынская резиденция. Фото А.Савина. – С.89; Александровская слобода – храмы и палаты . Фото С. М. Прокудина-Горского. – С.89. Екатеринбург. Ипатьевский дом в Екатеринбурге и крест на его месте. – С.89. Санкт-Петербург и окрестности. Домик Петра I в Санкт-Петербурге. Фото Vanachka. – С.89; Летний дворец и сад в Санкт-Петербурге. – С.89; Петергофский дворцовый комплекс, парк и канал. – С.90; Зимний дворец в Санкт-Петербурге . – С.90; Царкосельский дворцовый комплекс . Фото Florstein. – С.90; Гатчинский дворец и парк. Фото Heidas. – С.90; Павловский дворец и парк. Фото Florstein. – С.90; Стрельнинский дворец и парк. Фото Chezenamiko. – С.90; Ораниенбаумский дворец. - С.90. Крым. Массандровский дворец . Фото Wadco2. – C.91; Ливадия – дворец, парк и храм. – С.91; Дюльбер . Фото Г. А. Липунова. – С.91;          Храмы: Москва. Архангельский собор в Кремле. – С.91; Новоспасский монастырь в Москве. Фото С. М. Прокудина-Горского. – С.91; Федоровский храм на Никитских воротах в Москве. Фото Panther. – С.91. Санкт-Петербург. Петропавловский собор в Санкт-Петербурге . Фото Jimmyweee. – С.91; Александро-Невская лавра    в Санкт-Петербурге. – С.92; Спас на Крови в Санкт-Петербурге. Фото RussianSpy. - C.92; Федоровский собор в Санкт-Петербурге. Фото Moustache1990. - C.92. Соловки. Свято-Андреевская церковь на Большом Заяцком острове . – С.92. Кострома. Ипатьевский монастырь в Костроме. – С.92.          Памятники: Екатеринбург. Храм-на-Крови в Екатеринбурге и монумент расстрелянной царской семье. Фото A viento. – С.92. Кострома.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

С. 120-124). Внешний многоугольник Нового города включал еще 6 новых башен: Большую Мереженную (Белозерскую), Косую (Караульную-проездную), Московскую (Ферапонтовскую), Казанскую (над въездными воротами), Вологодскую, Кузнечную (сохр. свое название от старой башни). Угловые башни при диаметре ок. 20 м имеют высоту от 22 до 29 м, с кровлей - до 35-40 м. Три из них - 16-гранные, Вологодская - 8-гранная; все внутри разделены на 6-7 ярусов. Две проездные 4-угольные башни ниже, имеют сводчатые проезды в нижнем из 4 ярусов и герсы. Храмы монастыря в XVII в. Большая часть строительных работ XVII в. состояла в обновлении сооружений. В 1631-1632 гг. была поновлена ц. во имя св. кн. Владимира. Первоначально иконостас состоял из 4 ярусов: местного, деисусного, праздничного и пророческого, дополненного затем пядничным. Иконостас Владимирской ц. перестраивался неск. раз; сохранившийся датируется 1827 г. Церковь св. Ефимия Великого. 1649 г. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. (Б-ка Конгресса США) Церковь св. Ефимия Великого. 1649 г. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. (Б-ка Конгресса США) Прежние постройки служили образцом. В 1645 г. над гробом кн. Ф. А. Телятевского за его вклад в обитель артель сельских каменщиков из вотчины К. Б. м. во главе с Яковом Костоусовым выстроила небольшую бесстолпную ц. во имя свт. Епифания, еп. Кипрского (имя этого святого князь носил после пострижения) ( Никольский. 1897. Вып. 1. С. 71). Вынужденный длительный перерыв в «каменном деле» и желание следовать традиции привели к тому, что общая композиция, конструктивное решение ступенчатых сводов, завершения фасадов и основные элементы кирпичного декора почти точно повторяют соседнюю Свято-Владимирскую ц. (1554). Первичный 4-ярусный иконостас сохранился без существенных переделок и утрат. В тех же формах (композиция и декор фасадов), но с шатровым верхом была воздвигнута больничная ц. во имя прп. Евфимия Великого (1646) около Больничных палат, сооруженных в 1643-1644 гг. в юж. части монастыря, близ Свиточной башни.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Надвратная Никольская церковь. (1682–1685) и часовня прп. Макария (1866). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Надвратная Никольская церковь. (1682–1685) и часовня прп. Макария (1866). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. в мон-ре продолжалось каменное строительство. В 1824 г. к Макариевской ц. с запада пристроили трапезную с 2 приделами: правый - во имя св. прав. Богоотец Иоакима и Анны, левый - во имя арх. Михаила. В 1832 г. состоялась канонизация свт. Митрофана Воронежского, и в Благовещенском храме был устроен придельный храм во имя святителя, к-рый 6 июня 1833 г. освятил Костромской и Галичский еп. Павел (Подлипский) . В 1834 г. в придельный храм из Воронежа был прислан образ свт. Митрофана, освященный 23 нояб. 1834 г. на его мощах. В 1849-1854 гг. к надвратной Никольской ц. была пристроена большая трапезная. К кон. XIX в. в М. У. м. было 3 часовни. Каменная, в честь Макариевской иконы Божией Матери (1869), находилась на зап. стороне, вне ограды, на источнике прп. Макария. У вост. стороны ограды, рядом со св. вратами, стояла деревянная часовня во имя Спасителя, в которой находилась резная фигура Иисуса Христа, сидящего в темнице, у входных ворот ограды - деревянная часовня во имя прп. Макария Унженского (1866). 15 мая 1837 г. мон-рь посетил наследник престола Александр Николаевич (впосл. имп. Александр II ), совершавший поездку по стране. 21-31 дек. 1853 г. в ответ на прошение (25 янв. 1853) жителей г. Макарьева мон-рь был возведен Синодом в 1-й класс с управлением архимандритами. 30 янв. 1854 г. это определение утвердил имп. Николай I. В 1867 г. в М. У. м. проживало 24 насельника (настоятель, 7 монашествующих, 16 послушников), в 1891 г.- 21 насельник (настоятель, 6 иеромонахов, 1 иеродиакон, 1 рясофорный послушник и 12 лиц «на испытании»). В 1868 г. мон-рь владел более 165 дес. пахотной и сенокосной земли, ок. 50 дес. леса, 2 мельницами и 2 небольшими рыбными ловлями на Унже. К кон. XIX в. мон-рю принадлежало 1269 дес. земли в Макарьевском, Юрьевецком и Ветлужском уездах (в т. ч. пахотной - 35 дес., луговой - 64, лесной - 1056 дес.).

http://pravenc.ru/text/2561272.html

На протяжении столетий над источником сменилось неск. деревянных надкладезных часовен. В 1869 г. над источником вместо обветшавшей деревянной возвели каменную часовню в честь Макариевской иконы Божией Матери. Крестные ходы и ярмарки В 50-60-х гг. XIX в. крестные ходы из М. У. м. с иконой прп. Макария и Макариевской иконой Божией Матери совершались по Макарьевскому, Кологривскому, Ветлужскому и Варнавинскому уездам. В 1890 г. был учрежден крестный ход с иконой прп. Макария из монастыря в г. Унжу. Он начинался 15 июня, и 1 июля его участники возвращались обратно. Первое упоминание о ярмарках у стен М. У. м. содержится в грамоте царя Михаила Феодоровича от 20 сент. 1627 г. В XVIII - нач. XX в. в г. Макарьеве ежегодно устраивали 3 ярмарки: Крещенскую (12-20 янв.), Благовещенскую (17-26 марта) и Ильинскую (14-21 июля). На главный праздник обители - в день прп. Макария (25 июля) - ярмарка не проводилась, т. к. купцы всех ближайших к мон-рю губерний уезжали в это время на главную ярмарку России - Нижегородскую (Макариевскую). Макарьевское ДУ Часовня над источником. 1869 г. Фотография. С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Часовня над источником. 1869 г. Фотография. С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Было образовано в г. Макарьеве в 1791 г. В 1802 г. его перевели в мон-рь, в 2-этажный корпус больничных палат, примыкавших к Успенской ц. (первоначально уч-ще занимало только 1-й этаж, а в 1867 ему отдали и 2-й этаж). По инициативе смотрителя Херсонского 24 сент. 1872 г. на окраине г. Макарьева состоялась закладка 3-этажного здания (1873-1880; архит. Алексеев), в к-рое в 1880 г. было переведено уч-ще. Среди выпускников уч-ща, периода его нахождения в мон-ре,- архиеп. Владимирский и Суздальский Антоний (Павлинский) , архиеп. Литовский и Виленский Никандр (Молчанов; † 1910), архиеп. Владимирский и Суздальский Сергий (Спасский) и др. Херсонский (1843-1912), выпускник СПбДА, родной дядя еп. Кинешемского св. Василия (Преображенского) , служил смотрителем в 1868-1891 гг. На основании данных из монастырского архива Херсонский написал несколько работ по истории обители.

http://pravenc.ru/text/2561272.html

Образ блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского на юж. фасаде Преображенского собора в Твери. Кон. XIX в. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Образ блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского на юж. фасаде Преображенского собора в Твери. Кон. XIX в. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. «Божественный луч света озаряет мощи Михаила Тверского». Хромолитография. 1893 г. Хромолитография и типография Е. И. Фесенко, Одесса «Божественный луч света озаряет мощи Михаила Тверского». Хромолитография. 1893 г. Хромолитография и типография Е. И. Фесенко, Одесса Иконография единоличных изображений М. Я., создававшихся для Тверской епархии во 2-й пол. XIX - нач. XX в., в целом была более устойчивой и воспроизводила традиц. тип святого в характерных для него одеждах. Как правило, на таких иконах (часто и на иконах Тверских святых или образах М. Я. с прп. Анной Кашинской) князя изображали с непокрытой головой, в шубе (иногда на горностаевом меху), накинутой поверх подпоясанного короткого кафтана (образ, находившийся в нише юж. фасада Спасо-Преображенского собора в Твери; икона кон. XIX в. в ц. во имя М. Я. в Твери; Салимов. 2008. Ил. 127, 174); в ряде случаев в руке М. Я. изображалась шапка Мономаха, напоминающая о его великокняжеском достоинстве (икона работы тверского мастера Румянцева, 1909, подаренная тверичами Кашину по случаю возобновления почитания прп. Анны Кашинской, князь представлен осеняющим себя крестным знамением - Кашинский краевед. музей; Любский. 1909. С. 4, 8, 20, 38, 39; Иванова И. А. Кашин. [М]., 2007. С. 7). На основе этого типа иконографии был создан новый вариант, где М. Я. изображен на фоне тверского кафедрального собора. К нему принадлежат ряд икон из частных, церковных и музейных собраний (ТОКГ), металлические иконки, а также отпечатанные типографским способом образы (1893, хромолитография Е. И. Фесенко, Одесса, и др. (см., напр.: Салимов. 2008. Ил. 30. С. 54); фирмой Фесенко также была выпущена литография со сценой явления столпа света над телом М. Я.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010