Старец Нектарий также вспоминал, что в молодости он любил наблюдать природу и насекомых, и наставлял о необходимости возрастать в познании: «Бог не только разрешает, но и требует, чтобы человек возрастал в познании. В Божественном творчестве нет остановки, все движется, и ангелы не пребывают в одном чине, но восходят со ступени на ступень, получая новые откровения. И хотя бы человек учился сто лет, он должен и дальше приобретать новые познания». Лаборатория хлопкового завода в Байрам-Али, центр Мургабского имения. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. Как-то одна из его духовных дочерей беседовала со своей подругой в батюшкиной приемной: «Не знаю, может быть, образование совсем не нужно и от него только вред. Возможно ли его совместить с Православием?» Выйдя из кельи, старец сказал ей: «Ко мне однажды пришел человек, который не мог поверить, что был всемирный потоп. Я рассказал ему, что на горе Арарат люди находят ракушки и что даже на самых высоких горах геологи находят признаки морского дна. Тогда юноша признал, что еще многое предстоит ему узнать, чтобы лучше понимать Библию». Рейтинг: 9.1 Голосов: 106 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии валера 23 октября 2015, 09:41 спасибо за статью. лидия 16 ноября 2012, 17:12 добрый вечер.может не совсем по теме,но...у меня дочка как-то спросила-- " мама.а в институт обязательно поступать?вот смотри,я в восемь в школу пошла.потом институт.когда же я замуж -то выйду? " я ей ответила,что нет,не обязательно.главное.быть честным перед Богом и сохранить чистое сердце.она,человечек тревожный,воспрянула духом.учится неплохо,бывают и тройки.но,для меня главное,не потерян интерес к знаниям.она хорошо пишет олимпиады по ОПК,в театральном кружке,на клиросе поет.учится она свободно,без гнета--ты должна,ты обязана поступить в институт.я только прошу(когда срывы случаются)--помни,что ты все делать должна во Славу Господа,старайся не посрамить Его своим поведением. Леван 15 ноября 2012, 18:50 Спаси Господи за познавательную статью!

http://pravoslavie.ru/57430.html

Впрочем, он начинается ещё с меньшей глубины. Приехали доблестные орденоносные чекисты-бериевцы-кобуловцы закапывать собранные скелеты, а ямка оказывается мелкой, внизу скальный грунт! Они даже сразу и не поняли, что нужно остановиться, отправили машину за кирками и ломами, как художественно врал в «записке» Юровский, что, мол, забыли взять лопаты. А, оказывается, и «кирки с ломами» в дополнение к лопатам должны были бы взять ещё в 1918 году. Не ожидали чекисты, что они нужны будут при копании «в бездонной трясине» (выражение «расстреливателя» и «закопателя» Никулина). По инерции начали крошить скальный грунт и даже выкрошили канавку поперек «могилы» в южной её части на глубину ещё 20 см. Но и в «записке» и в поручении Сталина ничего не говорилось о скальном грунте. Пришлось прекратить крошить скалу. Канавка, впрочем, пригодилась, чтобы впихнуть в тесную ямку 9-ый скелет. О десятом и одиннадцатом скелетах уже и речи не могло быть. Пробовали, но лезут, и все тут. А что написано в " библии Юровского-Покровского-Мироненко-Соловьева " - знаменитой " записке " ? - закопали в трясине на глубине 1,7 метра. Ну, ни в какие же ворота эта «запись Юровского» не лезет! Но и это тоже для манипуляторов не является препятствием, считается мелочью, типа, разве в темноте замеришь, 0,8 метра или 1,7 метра? Да, уж, ямка по колено или с головой, как тут отличить – ночь, видимо, была безлунная, неба не разглядеть? Не смогли составители из-за известного пролива «библии» - «малявы» для Юровского и иже с ним все предусмотреть, что, оказывается, Екатеринбург построен на скальных грунтах, и сам он разположен на скалистых Уральских горах? А «бериевцы» с пеной у рта обосновывают тупую английскую сказку. Вот, где «загадка природы»! Им говоришь, шпалы были не прямоугольные, а полу-бревнышки, вплоть до решения политбюро 1934 года, а они в ответ нагло врут: «пересмотрел фотографии Прокудина-Горского и там шпалы прямоугольные». И это люди с высшим юридическим образованием! Так вот, это местным жителям екатеринбуржцам не в диковинку подбирать, точнее, покупать место для могилы на кладбищах для своих умерших родственников, да так, чтобы скальный грунт залегал поглубже, чтобы меньше платить гробовщикам за работу киркой, а не только лопатой.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/10/ew...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Страсть как больно, а выживу...» 22.09.2011 784 Время на чтение 13 минут Хорошо знакомое нашим читателям исследование историка и писателя С.В. Фомина «Григорий Распутин: расследование» пополнилось очередной, шестой книгой. По объему она одна из самых больших. И практически половина ее отдана публикации документов. Как и в предыдущей книге серии, в ней три вклейки, на которых помещены более 100 фотографий. Благодаря публикации малоизвестных снимков выдающегося русского фотографа С.М. Прокудина-Горского мы можем увидеть Тобольск, Екатеринбург, Ялуторовск, Верхотурье как бы глазами Г.Е. Распутина. Следует заметить, что в этом томе вообще много сибирских материалов, причем не только снимки мест, которые посещал Царский Друг, но и тех лиц, с которыми он был так или иначе связан. Многие из них практически неизвестны даже специалистам. Отличительной чертой этой книги является также обилие изображений непосредственно на ее страницах. Тут и факсимиле взятых из зарубежных изданий и архивов записок и писем Григория Ефимовича, в том числе и Царице. Есть даже точно датированный рисунок, сделанный самим старцем на одной из своих петербургских квартир. Лучше других об особенностях издания знает, конечно, автор. Его мы и расспрашивали в редакции на этих днях. - Судя по содержанию, эта шестая книга рассказывает о покушении на Г.Е. Распутина в Покровском 29 июня 1914 года? - Это ее смысловой центр. Хронология ее простирается с января 1914 г. вплоть до возвращения Григория Ефимовича в Петербург осенью того же года. За пределами ее остается начало войны, чему будет посвящена следующая седьмая книга. Что касается шестого тома, то он тщательно документирован. Большим подспорьем явилась собиравшаяся нами в течение нескольких лет подборка газетных публикаций, начиная с центральных и кончая региональными изданиями, в том числе тобольскими и тюменскими. Однако наиболее основательным источником являются сохранившиеся в архивах дела, содержащие документы по расследованию этого преступления. Впервые они публикуются нами в полном объеме, становясь, таким образом, доступными исследователям. Собственно эти дела и изменили мой первоначальный замысел. Сначала в книге предполагалось показать два события, запустивших механизм Великой войны: покушение в Покровском на Царского Друга и убийство в Сараево Наследника Австро-Венгерского Престола Франца-Фердинанда с супругой. Однако необходимость напечатать документы изменила эти планы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

— В годы советской власти были уничтожены сотни лучших людей, это был мощный удар хотя бы даже по генофонду. Сейчас часто говорят, что русские в Российской Федерации – изгои. В этих словах есть какая-то правда? — Это разные вопросы. Одна очевидная вещь, которую трудно отрицать: если мы пойдем на выставку фотографий начала ХХ века, например, Прокудина-Горского, будем всматриваться в лица, а потом посмотрим на среднестатистические современные фотографии тех же мест, то мы увидим разницу: ясность глаз, красота и гармония лиц… Насколько было больше внутреннего достоинства в людях, включая те сословия, которые считались низом социальной лестницы. Безусловно, миллионы погибших в сталинских лагерях в результате правления Сталина и его предшественников, миллионы, погибшие в годы Второй Мировой Войны, не могли не быть катастрофическим ударом по генетическому облику нации, пассионарности, если воспользоваться термином Гумилева. В данном случае это констатация факта, от которого мы никуда не денемся. Положение русского народа в современной Российской Федерации — дело другое. Народ, который является государствообразующим и определяет культуру, облик, исторический путь страны под названием Россия, на сегодня, как кажется, в значительной мере оказывается в ситуации донора по отношению к национальным окраинам нашей страны. Государственная политика такова, что приветствовать ее, по крайней мере у меня, язык не повернется. Мы часто ощущаем себя побежденными в военных конфликтах с окраинами нашего собственного государства – это очевидный упрек современным властям предержащим, на который они нам пока не дали вразумительного ответа. — Как бы вы охарактеризовали национальную политику нашего современного государства? — Мне кажется, правящая элита не определилась, на кого и на что она опирается и какую государственность она дальше планирует созидать. Я не могу не согласиться с неоднократно озвученной отцом Дмитрием Смирновым мыслью, что излишнее педалирование тезиса о мультиконфессиональности и бесконечного этнического разнообразия нашей страны, при реально существующей мультиконфессиональности и мультиэтничности и недопустимости неравноправия или разделения людей по религиозному или национальному признаку, делается в ущерб очевидному факту: у нас есть государствообразующий этнос. Это русский этнос, и он должен занимать в государстве под названием Россия соответствующее место. Этого на сегодня нет.

http://pravmir.ru/ob-otechestve-i-cerkov...

Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1909 год. Крестьянские девушки. Послушай, какие удивительные и диковинные вещи мы видели в этот день! После того как был накрыт стол, воевода позвал свою жену, и она пришла со своими дочерьми и сыновьями в наилучших одеждах. Войдя, она приветствовала нас наклонением головы. Муж поставил ее посредине и просил нас подходить и целовать ее в уста святым пасхальным поцелуем, который, по их верованию, безгрешен, при чем говорят: «Христос Воскресе!» Вперед меня подошли переводчики и поцеловали ее в уста, что же касается меня, то я стоял как истукан и таял от стыда. Муж ее настойчиво приглашал меня, но как я отказывался, то переводчики стали уговаривать меня подойти поцеловать ее, а то муж рассердится. Со стыдом и большим принуждением подошел я и поцеловал ее в уста, говоря: «Христос Воскресе!» Я был словно лишенный зрения и разума, ибо никогда ничего подобного не видел. Павел Алеппский — сирийский священнослужитель, XVII в. Каждая из женщин должна была пригубить чарку водки перед господами послами, передать ему в руки и поклониться ему. Русские это считают величайшей честью, которую они кому-либо оказывают, чтобы указать, что гость был им приятен и любезен. Если дружба и близость очень велики, то гостю разрешается поцеловать жену в уста. Олеарий Адам (ок. 1599—1671) — немецкий ученый и путешественник (Комендант) сделал большие приготовления для моего приема, зажег много люстр и канделябр с восковыми свечами. Комната была уставлена кругом великолепнейшими образами, перед каждым, согласно русскому обычаю, горела восковая свеча. На вид комендант был весьма добродушный и вежливый человек. Жена его тотчас же вышла к нам и по русскому обычаю предложила мне поцеловать себя; затем мне, так и бывшим со мною лицам, сама поднесла водки, после чего меня усадили за стол. Юль Юст — датский посол в России в 1709—1712 гг Главнейшее место у них то, где висит Бог. Хозяин дома сам не сядет там никогда. Лишь когда приходит лучший гость, он отводит его на это место. Пришедший должен поклониться Богу до земли, касаясь лицом. И помещается на этом самом месте, почитаемом как святое.

http://pravoslavie.ru/1802.html

Вообще надо сказать, что понятие русской земли совершенно невозможно трактовать в политическом смысле – это просто феноменальная нелепость, потому что главная река… В русской земле какая главная река? Можно отвечать на этот вопрос: Днепр, Волга – ничего подобного, главная русская река – это Иордань, а главный город – конечно не Киев, конечно Иерусалим и главная гора – это Фавор. Так мыслили себе русскую землю наши предки. И поэтому всякое зрелище реки, причем, знаете, реки ведь тоже выглядели в Древней Руси, да и не только в древней, а и вообще в дореволюционной России, выглядели, как можно видеть это на фотографиях Прокудина-Горского совершенно не так, как теперь. Сейчас же русская земля находится в полном запустении, там никто не косит лугов, не чистит сами речные берега, все заросло, я не знаю, как это все совершенно невероятно, мне человеку снимающему чуть ли не каждый месяц – это особенно досадно и составляет страшную проблему. Потому что для сегодняшнего нашего восприятия – да, подумаешь река. Кстати, не только нашего восприятия, в воспоминаниях Коровина есть такой замечательный эпизод. Коровин живописец, в основном пейзажист. Он пишет какой-то красивый пейзаж с рекой. К нему подходят, кстати, ребята, так называемые народники, то есть революционеры, они смотрят, как художник пишет и говорят: «А что же вы пишете несудоходную реку?» То есть смысл такой, что какой-то вы ерундой – река, в ней такой практической пользы немного, вот что они хотят ему сказать, русскому художнику. Так вот, дело в том, что – это не русское «пространствопонимание», это уже искаженное «пространствопонимание», потому что русский человек, для него каждая река – Иордань. Иордань, кто был на Святой земле знает, что это река небольшая. Так вот, что значит, что каждая река Иордань? То есть для него, человек смотрит на реку, и он ощущает это явление богоявления, когда вода совлекает с человека всю грязь, все худое, и он является в какой-то своей божественной чистоте. И это зрелище невероятно духовно значимое, очень красивое. Поэтому можно встретить, допустим, в житие святых такую фразу: «Речные устремления веселят грады Божьи». Потому что тот смысл, который открывается этому духовному зрению русского человека, он действительно на него производит впечатление очень радостное, потому что на Иордани происходит Богоявление – это замечательно.

http://academy.foma.ru/tag/russkaya-zeml...

Национальный вопрос – В годы советской власти были уничтожены сотни лучших людей, это был мощный удар хотя бы даже по генофонду. Сейчас часто говорят, что русские в Российской Федерации – изгои. В этих словах есть какая-то правда? – Это разные вопросы. Одна очевидная вещь, которую трудно отрицать: если мы пойдем на выставку фотографий начала ХХ века, например, Прокудина-Горского, будем всматриваться в лица, а потом посмотрим на среднестатистические современные фотографии тех же мест, то мы увидим разницу: ясность глаз, красота и гармония лиц... Насколько было больше внутреннего достоинства в людях, включая те сословия, которые считались низом социальной лестницы. Безусловно, миллионы погибших в сталинских лагерях в результате правления Сталина и его предшественников, миллионы, погибшие в годы Второй Мировой Войны, не могли не быть катастрофическим ударом по генетическому облику нации, пассионарности, если воспользоваться термином Гумилева. В данном случае это констатация факта, от которого мы никуда не денемся. Положение русского народа в современной Российской Федерации – дело другое. Народ, который является государствообразующим и определяет культуру, облик, исторический путь страны под названием Россия, на сегодня, как кажется, в значительной мере оказывается в ситуации донора по отношению к национальным окраинам нашей страны. Государственная политика такова, что приветствовать ее, по крайней мере у меня, язык не повернется. Мы часто ощущаем себя побежденными в военных конфликтах с окраинами нашего собственного государства – это очевидный упрек современным властям предержащим, на который они нам пока не дали вразумительного ответа. – Как бы вы охарактеризовали национальную политику нашего современного государства? – Мне кажется, правящая элита не определилась, на кого и на что она опирается и какую государственность она дальше планирует созидать. Я не могу не согласиться с неоднократно озвученной отцом Дмитрием Смирновым мыслью, что излишнее педалирование тезиса о мультиконфессиональности и бесконечного этнического разнообразия нашей страны, при реально существующей мультиконфессиональности и мультиэтничности и недопустимости неравноправия или разделения людей по религиозному или национальному признаку, делается в ущерб очевидному факту: у нас есть государствообразующий этнос. Это русский этнос, и он должен занимать в государстве под названием Россия соответствующее место. Этого на сегодня нет.

http://religare.ru/2_89159.html

Куплено сукон братцких у казны 19 концов, а в них мерою 477 аршин, денег дано 8 рублев 24 алтыны пол 3 деньги. Да сукон мирских 4 концы, а в них мерою 42 аршины 2 чети, денег дано 25 алтын 4 деньги. Куплено полотно 21 аршин, денег дано 8 алтын 2 деньги. Куплено 20 овчин деланых и неделаных, дано 19 алтын з деньгою. Дано дворовым людям трем человеком за шубы к обменам Ваське Нестерку, Грише Озадцкому, Папке Мегорцу 15 алтын 2 деньги. Пояску 205 сажен да черни, дано 7м алтын 2 деньги. И всего в декабре в росходе денег 149 рублев 29 алтын пол 3 деньги. Месяц генварь, росход деньгам. Белозерской иконник Гриша Горбун писал 2 образа больших местных в придел в церьков князя Владимера образ Спас Вседержитель на престоле у него 2 ангела у главы, да образ великого князя Владимера, да на тои же цке святых страстотерпцов Бориса и Глеба во облаце Живоночяльная Тройца, дано от письма и за краски и за золото 5 рублев. Даваны деньги слугам нежаловалним и дворовым людям за рожественские рубахи. Статья по 5 алтын по 2 деньги: Ивану Вересовому, Кеме Молодому, да ему ж другие успенские, Гаврилу Ерославцу, Василью Тебенкову, Шестунке Сиземцу, диячку Ивашку Чернушке, Роману Колкатцкому, Ивану Козляйнову, Михаилу Горскому, Михаилу Куликовскому, Бушмарину Вилгощьскому, диячку Ондрюшке Прокудину, Семейке Огородному, Ивану Кемъскому, Стефану Володимерцу, Семену Ершу, Ждану Кулебякину, Третьяку Глухому, Василью Озередцкому, Степану Володимерцу за успенские, Титу Наугородцу, Михаилу Ухтомскому, Юшку Волотцкому, Кручине Омельянову. И всего 24 человеки, денег дано 4 рубли. Статья по пол 5 алтына: Ивану Сиземцу, Грише Озадцкому, Ивану Дмитровцу, Макуте Ворбозомскому, Дружине Колкатцкому, Трене Ворону, Ивашку Дудке, Ивану Пружининцу, Третьяку Вородавскому, Попку Котелному, Гордею Бочкарю, Федору Саннику, Третьяку Толстому, Титку Ферапонтовскому, Созонке Уломцу, Проне Павловскому, Тютрюму Крохинцу, Ларе Наугородцу, Устину Вологжанину, Шумилу Кишуле, Богдану Толстому, Роману Вогнемскому, Ивану Огородному, Кургану Наугородцу, Офоньке Белозерцу, Василью Кучюгу, Проне Сопле, Ефиму Крохинцу, Троше Власову, Гаврилу Ферапонтовскому, Юшку Сабурову, Богдану Бозинскому, Первуше Сороярскому, Ермушке Уломцу, Самутке Шелоху, Семеике Зауломскому, Шабалде Волотцкому, Онанье Тереботунцу, Ивану Усу, Томилу Углечянину, Ивану Крохину, Филе Бородавскому, Леве Лоскому, Ворыпаю Наугородцу, Пане Пряжину, Мокею мельнику, Василью Ферапонтовскому, Томилку Корюкаевскому, Михаилу Кеме, Ивану Щуке, Онанье Санниковскому, Колмаку Колкатцкому, Тюле Наугородцу, Леве Романовскому, Завьялку Игуменку конскому мастеру Якуньке Дмитровцу, Леве мельнику, 4 м коровником да пятои коровнице, Коурю Тереботунцу, Фетьке Попадеике.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В иллюстрациях к статье есть потрясающая фотография Прокудина-Горского 1910 г, на которой мы видим переселенца. Нехитрый скарб, беспорядочно сваленный в кучу, а на ней в одиночестве сидит немолодой мужчина на дикой таёжной поляне. Глядя на картину, ясно понимаешь, какой неподъёмный труд предстоит этому человеку, чтобы хоть как-то зацепиться за жизнь - хотя бы просто построить крышу над головой, ведь в Сибири, как известно, девять месяцев в году лютует зима. Понимаешь и то, что те, кто вот так с нуля строили жизнь своими руками (ведь ничего другого у них не было!), это люди абсолютно фантастической породы. В своей публикации Аркадий Елфимов отмечает и тот удивительный факт, что судьба Фёдора Михайловича Достоевского, предки которого имеют белорусские корни, мистическим образом связала судьбы Белоруссии и Сибири. И к этому факту придётся ещё не раз вернуться по мере нашего повествования о двухтомнике «Белорусы и Сибирь». В исторической ретроспективе прослеживаются несколько волн переселений из Белоруссии в Сибирь - это и начало 20 века, и 20-30-е и предвоенные годы, а также переселения, связанные с военным временем, репрессиями, и с грандиозными планами освоения Сибири в середине 20 века. Президент Белоруссии Александр Лукашенко продолжает тему, уделяя особое внимание сотрудничеству и интеграции Белоруссии и России во многих сферах деятельности, в том числе и на региональном уровне: «Важнейшим направлением интеграции Бела­руси и России является региональное сотрудниче­ство. В этом мы в очередной раз убедились во вре­мя форума в Минске, куда в июне этого года (2016 г. - Ред.) съехались представители регионов двух стран. Имен­но регионы Российской Федерации спасли вот это братство двух славянских государств». Идею сотрудничества и интеграции двух государств углубляют и дополняют некоторые материалы этого раздела и современное состояние многогранных взаимоотношений Беларуси и России. Например, в публикации Романа Федорова «Кто мы: «рассейские», «самоходы» или белорусь?» рассказано о формировании устойчивых групп белорусов на территории Сибири и дальнего Востока.

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

  Единожды ходящу ми по Богоспасаемому граду Тфери…   Церковно-славянский язык формировал самим своим складом и утерянное нами православное отношение к жизни. Судите сами. «Мемуарист приводит составленное им письмо на церковнославянском языке. Трудно отказать себе в удовольствии привести текст письма, отправленного мальчиком И.М. Малеиным своему брату: Единожды ходящу ми по Богоспасаемому граду Тфери и перешедши реку, именуемую Волгу, егда уклонихся на шуюю страну, узрех аз пса лежаща, вельми черна и зело страшна, очи имуще смежени, ноги же протяжени, длина его яко два лактя, высота же один лакоть, и начах по обычаю со скоростию велиею уклонятися на десную страну, и се сретоста мя два мужа и рекоста ми: „Не бойся, господине, лежащь пес умре“; и, возъимехъ дерзновение, приблизився ко псу и егда увидехъ его умерша, возблагодарихъ Господа и с миромъ поидохъ далее » . У вас не возникло ощущение, что читая это письмо, мы попадаем в мир почти сказочный. Горожане, «два мужа» «Богоспасаемого града Тфери», встретившие деревенского мальчика, испугавшегося большого черного пса, не насмешничают над ним, но обращаются «Господине», успокаивая его. Сейчас хорошо, если услышишь в аналогичной ситуации что-нибудь вроде: «Что, испугался, шкет…», не говоря уж о более привычных современной улице, и не только ей, выражениях. Миром и спокойствием дышит от всего письма.   Богоспасаемый град Тверь. Фото С.М. Прокудина-Горского   Хорошо видно было жить русскому человеку в «граде Тфери», когда он был Богоспасаемым, заодно с другими градами и весями Российской Империи! Что касается самого стиля письма, то при всей далекости его от «литературного русского языка», обращает на себя яркая образность, можно сказать, даже поэтичность слога, ясность описания и какая-то внутренняя благорасположенность к окружающему миру. На этом маленьком примере мы ясно видим проявление того, что называется « православная культура». Так же ясно, что культура эта напрямую связана, с типом образования, которое получил ее носитель. Видно, что именно это народное образование, и создаваемая и поддерживаемая им культурная традиция, способствовала поддержанию на Руси традиционного православного общества, где люди чувствовали себя членами одной большой семьи.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/20/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010