В нач. XX в. в К.-К. е. действовали мон-ри: мужские - Ахтала , Вардзиа , Давидгареджи, Зедазени , Кватахеви , Сапара , Хирса, Шиомгвиме , Шуамта, Бетаниа, Натлисмцемели; женские - Бодбе, Самтавро. В мон-рях К.-К. е. подвизались 310 чел.: 81 иеромонах, 89 послушников, 27 монахинь, 113 послушниц. В нач. 1917 г., до упразднения К.-К. е., на ее территории действовали 13 муж. мон-рей (тифлисский Преображенский, Шуамта, Хирса, Кватахеви, Вардзиа, Марткопи, Алавердский, Зедазени, Сапара, Шиомгвиме, Хоби, Давидгареджи, Натлисмцемели) и 4 женских (Ахтала, Бодбе, Мамкоди, Самтавро) (Кавказский календарь на 1917 г. Тифлис, 1916. С. 745-746). Монастыри делились на штатные, которые финансировало государство (тифлисский Преображенский, Хирса, Кватахеви, Вардзиа, Марткопи, Алавердский, Шиомгвиме, Давидгареджи, Ахтала, Бодбе, Мамкоди, Самтавро), и внештатные, существовавшие на пожертвования и на доходы от оставшихся у них после секуляризации земель (Шуамта, Зедазени, Сапара, Хоби). Мон-рь Тимотесубани. Общий вид. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Мон-рь Тимотесубани. Общий вид. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. В бедственном положении оказались святыни и рукописи, особенно в недействующих мон-рях пуст. Гареджи, бывшей центром гареджийской лит. школы (подробнее см. разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). В сер. XIX в. местные пастухи использовали рукописи для разведения огня. По инициативе историка Д. Бакрадзе и при поддержке груз. общественности и С.-Петербургской АН в 1888 г. в Тифлисе с целью сбора и сохранения святынь был создан Церковный музей. 24 янв. 1889 г. Святейший Синод утвердил устав музея, составленный Бакрадзе. По решению Синода музей находился в ведении К.-К. е. и размещался в Тифлисском Сиони, при братстве Пресв. Богородицы. Экспедиции, проведенные под руководством комитета, собирали рукописные книги, грамоты (гуджары), эпиграфические памятники, иконы, кресты, церковные облачения и др. церковную утварь, осуществляли научную обработку материалов. В музее за время его существования (1889-1921) было издано 20 трудов; материалы музея изучали и использовали в научных трудах С. Горгадзе, К. Кекелидзе , П. Ингороква , И. Джавахишвили , еп. Кирион (Садзаглишвили), Н. П. Кондаков и др. В наст. время часть экспонатов Церковного музея хранится в ГМИГ и в НЦРГ (фонд А) (подробнее см. в ст. Институт рукописей Корнелия Кекелидзе ) ( Бубулашвили. 2003. С. 222).

http://pravenc.ru/text/1681175.html

Крестовское. Часовня Усекновения главы Иоанна Предтечи. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Усекновения главы Иоанна Предтечи Год постройки:1887. Год утраты:1930 (снесена) Ссылки:   Адрес: Россия, Курганская область, Шадринский район, д. Крестовское, возле святого источника на северной окраине деревни Координаты: 56.116571, 64.041857 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Крестовское село находится от епархиального города в 240 вер., от уездного в 27 вер. на восток по Ялуторовскому тракту, расположено по берегам незначительной речки Мостовки в четырех верстах от впадения ее в р. Исеть. Храм в селе Крестовском каменный, трехпрестольный. До возникновения самостоятельного прихода в селении Крестовском или " Крестах " была каменная часовня, воздвигнутая взамен креста на месте явления иконы Усекновения Главы Св. Иоанна Крестителя. В приходе, кроме упомянутой каменной часовни на месте обретения иконы, находится еще другая каменная же в самом селе, устроенная на средства общества в память священного коронования Их Императорских Величеств 14 мая 1896 года и деревянная в д. Верхозиной в честь преподобных Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия. В первую, каменную часовню с самого основания прихода ежегодно совершается крестный ход 25 мая и 29 августа. По материалам книги " Приходы и церкви Екатеринбургской епархии " . Екатеринбург, 1902 Комментарии и обсуждение Комментарий к фотографии С.М. Прокудина-Горского Это фото отнесено мной к часовне Усекновения главы Иоанна Предтечи села Крестовского исключительно на основе моих предположений. Предлагаю сопоставить факты. На сайте " Наследие С.М. Прокудина-Горского " фотография называется " Близ Шадринска (24 версты). Этюд. Часовня в память явления иконы Николая Чудотворца. 1912 год " , но имеет примечание к названию - " Окончательно не идентифицировано (возможно, есть ошибки) " , описание проблемы - " Необходимо подтвердить правильность объекта съёмки " и пояснение - " По информации из Шадринского краевед. музея по данной часовне материалов нет, как нет и информации о явленной иконе Николая Чудотворца в Шадринском уезде " .

http://sobory.ru/article/?object=49244

Акафист св. князю написан тверским мещанином И. В. Долговым в 1881 г., одобрен Синодом 22 апр. 1882 г. 795). Указ С.-Петербургскому духовно-цензурному комитету о печатании Акафиста был послан 27 мая 1882 г. 1737). Акафист Долгова был отредактирован прот. кафедрального собора Г. П. Первухиным и напечатан в 1883 г. (см.: Попов. Акафисты. 1903. С. 316-319). Вид на раку блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского в Спасо-Преображенском соборе в Твери. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Вид на раку блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского в Спасо-Преображенском соборе в Твери. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. В дореволюционной Твери память М. Я. отмечали в день его гибели, 22 нояб. («с полиелеем»), 24 июня (с крестным ходом) - в честь избавления города от холеры в 1831 г., 6 сент.- в воспоминание принесения его мощей из Москвы в Тверь, 30 сент.- в память освобождения Твери от моровой язвы в 1655 г., 8 нояб.- в день его тезоименитства. Кроме того, по средам в кафедральном соборе после литургии служился молебен М. Я. с прочтением ему акафиста (Тверской патерик. С. 12). Обнесение св. мощей М. Я. вокруг кафедрального собора началось с 1831 г., когда холера впервые свирепствовала в Твери и крае. Крестный ход с мощами М. Я. совершался после поздней литургии 24 июня, в праздник Рождества Иоанна Предтечи ( Владиславлев В. Обнесение св. мощей в Тверской епархии//Тверские ЕВ. 1886. 19. Ч. неофиц. С. 538-542). Памятник блгв. кн. Михаилу Ярославичу Тверскому на Советской пл. в Твери. 2008 г. Скульптор А. Н. Ковальчук Памятник блгв. кн. Михаилу Ярославичу Тверскому на Советской пл. в Твери. 2008 г. Скульптор А. Н. Ковальчук В 1884 г. при поддержке архиеп. Саввы (Тихомирова) в Твери при кафедральном соборе было создано Братство св. блгв. кн. Михаила Ярославича, целью к-рого была поддержка церковного просвещения в губернии, в т. ч. деятельности церковноприходских школ. В храме Христа Спасителя в Москве слева от алтаря находится дарохранительница, устроенная, вероятно, в дореволюционное время, с мощами М. Я. и прп. Марии Египетской, по предположению Г. С. Гадаловой, видимо, покровительницы его матери прп. Ксении (в монашестве Мария) ( Гадалова Г. С. Инокиня Мария и Софьин монастырь: (К биографии вел. кнг. Ксении Тверской)//Святые и великие жены Руси как пример для семейного подражания: (Мат-лы науч.-практ. конф.). М., 2015. С. 65-80).

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Мон-рь Тимотесубани. Общий вид. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Мон-рь Тимотесубани. Общий вид. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Картлийское царство (позднее - эрисмтаварство) охватывало помимо собственно территорий К. также юго-зап. (Месхети (Тао-Кларджети)) и вост. (Кахети-Эрети) провинции Грузии. В IX-X вв. в понятие Картли входила как Вост., так и Зап. Грузия. К концу X в. это название сменилось более емким культурно-политическим Сакартвело ( - груз. наименование Грузии, т. е. страна грузин). История Древнейшие верования картлийцев - см. «Дохристианские верования древних грузин: I. Картли» в разд. «История» ст. Грузия . Христианизация К. Христианство стало распространяться в К. в I в. по Р. Х., с проповедью ап. Андрея Первозванного (подробнее см. «Распространение христианства в Иверии в первые века по Р. Х.» в разд. «История» ст. Грузия ). В 326 г. в результате проповеди св. равноап. Нины К. приняла Крещение; христианство стало гос. религией. Первые церкви в К. были воздвигнуты в Манглиси (Квемо-Картли) и в столице царства Мцхете ( Светицховели и Самтавро ). В IV в., согласно груз. летописям, были выстроены церкви в Цилкани (Шида-Картли) и Болнисский Сион (Квемо-Картли) (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 91-92; КЦ. 1955. Т. 1. С. 131-132, 137-138). В IV-V вв. в К. появилось монашество; из греч. надписи на гробнице в Цилкани известны имена первых монахов: это амба (отец) Фаранусес, Тикас, Паприупас (?) и Исдигердес (?) ( Каухчишвили. 2004. С. 213-214). Сравнительно медленно распространялось Православие в горных областях К. По сведениям грузинской летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли), когда св. Нина, свящ. Иаков (в 60-70-х гг. IV в. епископ Картли (Мцхетский)) и эристав прибыли в Цобени, они «призвали горцев… чартальцев, пховцев, цилканцев и гудамакарцев, проповедали им веру Христову истинную… но те не пожелали принять Крещения» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 88-89). Распространение христианства в сев. частях Вост. Грузии связано с деятельностью 12 сирийских отцов (VI в.), пришедших под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского из Антиохии и проповедовавших в разных регионах К. и Кахети . Артефакты из Стирфазского и Едисского могильников свидетельствуют о постепенной христианизации горных областей Шида-Картли (верхнее течение р. Лиахви) в V-VII вв.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДАЛМАТ ИСЕТСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Далмат. Портрет. XVIII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Библиотека Конгресса США) Прп. Далмат Исетский Кольчуга и шлем прп. Далмата. Сер.— 2-я пол. XVII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Библиотека Конгресса США) В 1720 году завершилось возведение нового, трех престольного Успенского собора. На месте старой Успенской церкви над захоронением Далмата была построена брусчатая усыпальница. Центральное место в ней занимало деревянное надгробие, в 1793 году расписанное художником И. Соколовским сценами из жизни преподобного. В усыпальнице находились реликвии, по преданию принадлежавшие Далмату, - подаренные Илигеем шлем и кольчуга (в настоящее время в Свердловском областном краеведческом музее), а также схимническое одеяние. В 1836 году губерский секретарь П. Д. Пономарёв задумал возвести на собственные средства над могилой Далмата церковь. В 1845 году крестьянин М. Ф. Зайцев обратился в Пермскую консисторию за разрешением построить в г. Далматове часовню на месте, «ознаменованном подвижничеством монаха Далмата». Оба проекта не получили одобрения духовных властей. В 1871 году близ погребения Далмата началось строительство церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» . Во время прокладки траншеи под фундамент строители обрели гроб преподобного. Очевидцы свидетельствовали, что гроб, несмотря на давность захоронения был в удивительной сохранности. Но обретения мощей преподобного, по указанию церковного начальства, тогда не произошло. После длительной переписки настоятеля монастыря архимандрита Исаакия с правящим и викарным архиереями и освидетельствования гроба и склепа Екатеринбургским епископом Вассианом (Чудновским) было принято решение оставить гроб Далмата (не вскрывая его) на прежнем месте и изменить конфигурацию фундамента. Пока в монастыре искали решение, как выполнить это предписание, над Далматовым разразился сильный дождь. Вода заполнила канавы, ее уровень был выше склепа. Но монахи считали, что гроб надежно защищен и, убрав воду из канавы, не проявили беспокойства. Однако на исповеди две женщины рассказали духовнику, что им было видение, будто бы из гроба Далмата бьет вода. Под впечатлением от услышанного архимандрит с иеромонахом тайно отрыли землю, разобрали выдававшуюся часть склепа и обнаружили, что вода попала в гроб и оставила свои следы – чрезмерную сырость и большой осадок песка и ила. Как показало вскрытие склепа в 1994 году, попадание воды оказало сильное разрушающее воздействие на мощи Далмата.

http://drevo-info.ru/articles/23406.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594, Берёзов, ныне пос. Берёзово, Ханты-Мансийский АО - 25.06.1697, Далматов Успенский мон-рь), прп. (пам. 25 июня, 24 июля, 10 июня - в Соборе Сибирских святых), Исетский, Пермский, основатель Далматовского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Биография Д. изложена в «Известии об основании Далматовского монастыря», написанном в нач. XVIII в. сыном Д. архим. Исааком (Мокринским). Большой объем информации о Д. и основанной им обители содержится в документах сибир. делопроизводства XVII в. и в архиве Далматовского Успенского мон-ря (Гос. архив г. Шадринска Курганской обл. Ф. 224). Прп. Далмат. Портрет. XVIII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Прп. Далмат. Портрет. XVIII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) И. Мокринский, отец святого, служил казачьим атаманом в сибир. городах, мать, возможно, происходила из новокрещеных сибир. татар или остяков. Д. Мокринский был поверстан в дети боярские. Ок. 1627/28 г. семью Мокринских перевели из Берёзова в Тобольск. В 1628 г. Д. Мокринский упоминается как тобольский городничий, в 1633 г. находился на должности приказчика в Вагайском острожке. В 1642/43 г. он оставил гос. службу и принял постриг с именем Далмат в Невьянском Богоявленском мон-ре (Верхотурский у.). Ок. 1644 г., стремясь к уединению, Д. покинул обитель (архим. Исаак писал, что Д. не захотел принять предлагавшуюся ему должность строителя в Богоявленском монастыре) и поселился в пещере на высоком берегу р. Исети при впадении в нее р. Течи, называвшемся Белое Городище. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, сдававшему их в аренду жителям Невьянской и Ирбитской слобод для рыбных и зверовых промыслов. Хозяин земли под влиянием арендаторов дважды пытался изгнать Д. Архим. Исаак сообщает, что сначала святой примирился с Илигеем благодаря тому, что «причелся к нему, татарину, родом понеже по сестре его», сказав: «А мати моя от сибирских татар от новокрещена родилася». Во 2-й раз преподобного спасло чудо: осенью 1645 г. Илигей, направлявшийся к пещере старца, чтобы изгнать его, заночевал по дороге и ему было видение: Богородица в багряных ризах с хлыстиком в руке повелела не только не обижать Д., но и отдать ему вотчину. Татарина охватил ужас, и он в присутствии детей и сородичей весной 1646 г. передал преподобному владения на Белом Городище. В 1651 г. монахи Далматова мон-ря обратились к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе В. Б. Шереметеву с челобитной о пожаловании им этих земель, грамотой царя от 17 мая 1659 г. были установлены границы монастырских владений.

http://pravenc.ru/text/168654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАЛМАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Курганской и Шадринской епархии), в г. Далматове Курганской обл. Основан прп. Далматом (Мокринским). Источниками сведений по истории Д. м. являются написанное сыном прп. Далмата архим. Исааком (Мокринским) «Известие об основании Далматовского монастыря» (Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря. 1992. С. 184-186), а также документы архива Д. м. (ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 224) и фонда Сибирского приказа (РГАДА). Датой основания Д. м. считается 1644 г., когда насельник Невьянского Богоявленского мон-ря Верхотурского у. инок Далмат поселился в пещере на высоком берегу р. Исети при впадении р. Течи, называвшемся Белым Городищем. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, к-рый сдавал их в аренду жителям Невьянской и Ирбитской слобод для рыбных и зверовых промыслов. Сначала Илигей враждебно отнесся к прп. Далмату, но затем, после чудесного вразумления от Пресв. Богородицы, весной 1646 г. передал ему земли на Белом Городище в присутствии детей и сородичей. Надгробие прп. Далмата. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Надгробие прп. Далмата. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Вскоре на Белое Городище к иноку Далмату пришел нижегородский старец Иоанн, ученик священноинока Дорофея; затем в пустыни стали селиться др. подвижники. Это было первое рус. поселение в долине р. Исети. По благословению Тобольского архиеп. Герасима (Кремлёва) были построены часовня, кельи, частокол. В условиях малозаселенности края остро встала проблема рабочих рук для монастырского хозяйства. Прп. Далмат проводил много времени в разъездах по слободам Тобольского и Туринского уездов, вступал в конфликты с местной администрацией из-за пограничных земель и беглых крестьян, иногда шел и на нарушение царских запретов на прием новых крестьян. Так, в 1654 г. приказчик Киргинской слободы М. Фефилов подал тобольским воеводам челобитную о том, что Далмат отказался выдать укрывшихся в обители беглых пашенных крестьян Киргинской слободы. Воеводы послали в Д. м. память, чтобы «крестьян с тягла не принимали».

http://pravenc.ru/text/168668.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ «На Горе» (Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. Первоначально мужской. Точное время и обстоятельства основания неизвестны. М. И. Смирнов полагал, что П.-З. Ф. м. возник в XII-XIV вв. ( Смирнов. 1995. С. 60); А. И. Свирелин, основываясь на данных жалованной и несудимой грамоты от 20 авг. 1511 г., считал, что мон-рь устроен не позднее времени правления Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича ( Свирелин. 1903. С. 3). Обитель посвящена св. патрону буд. Киевского, Владимирского и Новгородского св. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича . Вел. князь род. 8 февр. 1190 г. в Переяславле; его отец - Владимирский вел. кн. св. блгв. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо - находился в этом городе во время полюдья (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 408-409; Т. 41. С. 120). В 1212 г. по отцовскому завещанию именно Переяславль стал политическим центром владений блгв. кн. Ярослава Всеволодовича. Рождение в Переяславле в 1219 г. его 1-го сына, Новгородского кн. св. блгв. Феодора Ярославича , могло стать поводом к устроению мон-ря. П.-З. Ф. м.- древнейшая обитель Переславля-Залесского, упоминается в летописях в февр. 1238, в кон. июля 1252, в 1281, 1293, 1372, 1382, 1408, 1608 и 1611 гг. В эти годы мон-рь подвергался неоднократному разорению, а его древнейшие документы утрачены. Феодоровский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. Феодоровский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. В письменной традиции XVII в., отразившейся в списках Хронографа 1617 г., утверждается, что причиной создания П.-З. Ф. м. стала победа 8 июня 1304 г. (в день памяти вмч. Феодора Стратилата) под стенами Переяславля московской рати под командованием вел.

http://pravenc.ru/text/2579998.html

Святые места Подмосковья. Запад и Юго-Запад. Часть 4 Спасо-Бородинский женский монастырь, Успенский Колоцкий монастырь, Владимирская женская община в селе Новопокров, община во имя Св. Равноапостольной Нины. СПАСО-БОРОДИНСКИЙ Женский МОНАСТЫРЬ Спасо-Бородинский монастырь. Фрагмент фотографии начала XX века С. М. Прокудина-Горского. Спасо-Бородинский монастырь. Фрагмент фотографии начала XX века С. М. Прокудина-Горского. Расположен в 123 км к западу от Москвы, на Бородинском поле, близ дер. Семеновское. Основан вдовой героя Отечественной войны 1812 г. генерал-майора А.А.Тучкова (впоследствии игуменией Марией) на месте гибели ее мужа. 26 авг. (8 сент. н. ст.), в день празднования избавления Москвы от нашествия Тамерлана заступничеством Пресвятой Богородицы, чудотворной иконы Ее Владимирской, на Бородинском поле произошла битва, которая, по словам фельдмаршала, кн. М.И.Кутузова «была самая кровопролитнейшая из всех, известных в новейшие времена» и которую по количеству участников, ожесточению и последствиям можно сравнить с немногими сражениями за всю мировую историю. Это неизвестное никому место, затерянное в бескрайних просторах России, лишь странными названиями своих речушек: Колочь, Стонец, Война, Огник, как бы пророчески возвещавшее, что здесь произойдет страшный, смертный бой, было выбрано Главнокомандующим как наилучшая позиция для решающей битвы. Накануне сражения по войскам пронесли Смоленскую икону Божией Матери. Возложив все упование на помощь Божию и на заступничество Пресвятой Богородицы, в глубокой тишине русские готовились стоять насмерть. Генерал А. А. Тучков Генерал А. А. Тучков Бородинский бой начался около 6 часов утра ударом французских войск по левому флангу русской армии, расположенному на Семеновских высотах, где ныне и стоит монастырь. Здесь были возведены т.н. Багратионовы флеши, у которых в течении 7 часов кипел жестокий бой. Сначала – 130, а к 12 часам дня уже 400 французских орудий не переставая осыпали войска Багратиона смертоносным металлом.

http://pravoslavie.ru/1910.html

Несложно заметить, что в анонсе каждой из упомянутых выставок рефреном звучит одно слово: «фотография». Это не случайно. Известно, что члены Царской Семьи и сами Император Николай Александрович и Императрица Александра Феодоровна увлекались фотографией. При Императорском Дворе работали придворные фотографы. Императорскую Семью фотографировали К.К. Булла, Г. Деньер, С.Л. Левицкий, А. Пазетти. Императору Николаю Александровичу мы должны быть благодарны и за другой, лишь недавно обнародованный и оцененный вклад в мировою культуру – за фотографии С.М. Прокудина-Горского. Каждый, кто впервые открывает для себя это имя, на мгновение теряет дар речи. Цветные фотографии Российской Империи. Это невозможно! Но это так. В 1909–1915 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. Этой поездке предшествовала аудиенция у Императора, который выразил большую заинтересованность в проекте. По Высочайшему повелению мастеру был предоставлен специально оборудованный пульмановский вагон , для работы на водных путях Министерство выделяло пароход с полным набором команды, маленький пароход, способный идти по мелководью, а для р. Чусовой – моторную лодку. Для съемок Урала и Уральского горного хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль Форда, пригодный для трудных дорог. Выданные царской канцелярией документы обеспечивали мастеру доступ во все места Российской Империи, а местная администрация должна была оказывать ему всяческое содействие в успешном проведении съемок. По окончании каждой экспедиции Прокудин-Горский демонстрировал снимки в Царском Селе. Последняя выставка Прокудина–Горского в России состоялась в марте 1918 года. Царствование Императора Николая Александровича как никакое другое задокументировано беспристрастным оком фотокамеры. Большая часть фотографий так или иначе дошла до наших дней. Погибали оригиналы, существовавшие в единственном экземпляре, но оставались фотооткрытки.

http://pravmir.ru/ostanovlennoe-vremya/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010