4:11: «Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами». Деян. 21, 8 : «Филиппа евангелиста». Евсевий, II, 3, 1; III, 37, 2–4; V, 10, 2, говорит об евангелистах апостольского и более позднего времени, до конца II в.; ср.: Harnack в его прим. к Учению 12-и апостолов, XI, 6). В положении таких евангелистов являются получатели пастырских посланий (2Тим. 4:5: «Совершай дело благовестника»; ср. более старые, отступающие воззрения у Holzmann «a (Pastoralbr. S. 221 ff.); правильно у Harnack »z (Proleg.S. 112, Anrn.). Поскольку евангелист призван своей харизмой (2Тим. 1:6: «дар Божий, который в тебе»; 1Тим. 4:14: «Не неради о пребывающем в тебе даровании»), он призван самим Богом (1Тим. 6:11: «Ты же, человек Божий»; 4:6: «служитель Иисуса Христа»; 2Тим. 2:24: «рабу же Господа»; 1Фес. 3:2: «Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом»); поэтому и во II в. евангелисты называются также «апостолами», так, напр., в Учении 12-и апостолов, XI, 3–6, ср.: Тертуллиан. О прескрипции [против] еретиков, гл. 4: «Кто ложные апостолы, как не извратители Евангелия?» Иного мнения держится Harnack (Proleg. S. 115 ff.), согласно которому обозначение евангелистов именем апостолов было первоначальным, между тем как Weizsäcker (Apost. ZA. S. 610) усматривает в подобном расширении звания апостолов «вырождение апостольства в Иерусалиме», хотя и относящееся уже к самому апостольскому веку. Для воззрения апостола Павла имеет решающее значение то, что Господь явился «всем апостолам» (1Кор. 15:7): согласно этому, уже никто не мог быть для Павла апостолом, кому Господь не являлся. «Посланники Церквей» (apostoloi ton ekklesion, 2 Кор. 8:23; Флп. 2:25) не относятся сюда (как ошибочно полагает Löning (Gemeindeverf. S. 34)): они апостолы (посланники) общины, а не апостолы Христовы. 80 Что апостол Павел деятельно пользовался всеми этими дарами, показывают его послания, ср., напр., в особенности 1Кор. 14: 6. 81 Ср.: Тертуллиан. Увещание к целомудрию, гл.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

О святом Тимофее мы имеем достаточно сведений из книги Деяний святых апостолов и из посланий апостола Павла. Уроженец селения Листра в Ликаонии, он был сыном отца язычника и матери-иудейки, которая приняла христианство ( Деян. 16:1 ). Познакомившись с апостолом Павлом во время его пребывания в Листре, святой Тимофей стал наиболее близким, доверенным (σψυχος, единомышленник, согласно Флп. 2, 20 ) сотрудником апостола. Заботами своей матери Евники и бабки Лойды он с самого раннего возраста изучил Священные книги Ветхого Завета ( 2Тим. 1, 5; 3, 15 ), а позднее стал ревностным помощником апостола Павла, посвятив себя проповеди Евангелия. «Он, как сын отцу, служил мне в благовествовании», – напишет апостол Павел в Послании филиппийцам (2, 22), и в Послании фессалоникийцам назовет его «братом нашим и служителем Божиим и сотрудником нашим в Евангелии Христовом» ( 1Фес. 3:2 ). Святой Тимофей сопутствовал апостолу Павлу в его втором и третьем миссионерском путешествиях, вместе с ним доставлял материальную помощь христианам в Иерусалим ( Деян. 20:4 ). Он исполнял ответственные поручения апостола Павла в разных Церквах ( 1Фес. 3, 2–6 ; 1Кор. 4, 17; 16, 10–11 ; Флп. 2, 19–24 ; Рим. 16, 21 ) и упоминается как соавтор святого Павла в его Посланиях Первом и Втором фессалоникийцам, Втором коринфянам, филиппийцам, колоссянам и Филимону. Незадолго до кончины великий апостол выражает желание ещё раз увидеть своего верного сотрудника ( 2Тим. 4:9–21 ), в тот момент, когда все его оставили, никто не помог ему при первой его защите и только святой Лука был рядом с апостолом ( 2Тим. 4:10, 11, 16 ). О святом Тите в книге Деяний вовсе нет никаких упоминаний, и только в посланиях апостола Павла есть некоторые сведения. Апостол Тит родился в семье язычников, не принял обрезания, сопровождал апостола Павла на первый Апостольский Собор в Иерусалиме ( Гал. 2:1–3 ). Он принял участие в примирении коринфских христиан с апостолом Павлом во время между написанием Первого и Второго посланий коринфянам ( 2Кор. 7, 6–16 ; ср. 12, 17–18), а также в доставке материальной помощи для христиан в Иерусалиме ( 2Кор. 8:6 ). Во время второго заключения апостола Павла в Риме святой Тит находился вначале рядом с апостолом, а затем отправился в Далматию ( 2Тим. 4:10 ). Перед этими вторыми узами апостола Павла святой Тит был поставлен им епископом на Крите, во время четвёртого миссионерского путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Церковь почерпает свое учение из писаний и преданий Апостольских. Апостолы пишут свои послания или к частным церквам или вообще к верующим для руководства и научения; научают церковь следовать только их Апостольскому учению, и не внимать никакому другому, как чуждому: аще мы или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом – анафема да будет ( Кол. 1:8, 9 ). Апостол Павел дает наставление Тимофею держаться образца здравых словес, которые он слышал от него, пребывать в том, чему он научен и знать, кем научен ( 2Тим. 3:14 ), а он научен был Апостолом, которому последовал во всём: учении, жизни, вере и т.п. ( 2Тим. 2:10 ). Апостол Павел советует Тимофею слышанное от него передать и другим верным людям, способным других научить ( 2Тим. 2:2 ), т.е. то, что принял он от Апостола, касающееся учения и жизни, не лично ему одному принадлежит, но должно быть передано всей Христовой церкви: и вселенская церковь приняла Апостольские писания и правила, как богодухновенные, как закон Божий. Церковная иерархия, как орган освящения и управления также ведет свое начало от Апостолов. Апостолы поставляли для церкви епископов, пресвитеров и диаконов, и заповедали передавать иерархический дар и другим лицам. Так Апостол Павел поставил Тимофея епископом Ефесской церкви и напоминает ему о поддержании и усилении сообщенного ему дарования через Апостольское рукоположение: воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею ( 2Тим. 1:6 ; ср. 1Тим. 4:14 ). Апостол также повелевает Тимофею поставлять других иерархических лиц: епископов, пресвитеров и диаконов, описывает свойства, приличные тому и другому сану, какие должен наблюдать Тимофей при поставлении их в ту или другую должность; советует употреблять надлежащее испытание посвящаемых. Всё это показывает, что церковь , как по основанию своему, так и по устройству, должна быть названа Апостольскою. 5. О цели и назначении Христовой церкви Предшествующее разсмотрение Откровенного учения о церкви открыло ее чрезвычайное происхождение, чудное сложение, высокие свойства, которыми обладает она и выделяется в своем мировом положении из ряда других обществ и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

е. научением от имени Господа Иисуса Христа и церкви чрез уполномоченных на то лиц. Церковь всегда ревниво оберегала свое исключительное право на учительство. Так ап. Павел писал: если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал.1:8 ). Быв сами посланы на проповедь Господом Иисусом Христом, апостолы приготовляли себе преемников в учительстве ( 2Тим.4:1–2 ) и им заповедали в свою очередь утверждать предание христианского учительства: чтò слышал, пишет ап. Павел своему ученику Тимофею, – чтò слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить ( 2Тим.2:2 ). Впоследствии эта преемственность учительства была отожествлена с преемственностью церковной иерархии и право учительства было усвоено церковью только епископам и пресвитерам. Впрочем, и в тех случаях, когда церковь позволяла (ср. Пост. апост. VIII, 32, также пример Оригена ), как и ныне позволяет, учительствовать мирянам, нисколько не ослабляется основной принцип христианского учительства, выраженный в словах апостола: кàк проповедовать, если не будут посланы? ( Рим.10:15 ) 875 . Равным —654— образом, и усвояя право учительства иерархическим лицам, церковь более усиленно выражает тот же самый принцип христианского учительства (ср. выше). Мало того. Церковь не только посылает проповедников, но и возлагает на лица высших иерархических степеней обязанность учительства, чем с полной очевидностью свидетельствует, что проповедь не есть искусство, ибо искусство нельзя вменять в обязанность определенным лицам. См. Мк.16:15 ; Мф.28:19. 20 ; 1Кор.9:16 ; 1Тим.4:1 ; 2Тим.4:1. 2 ; прав. ап. 58: епископ или пресвитер, нерадящий о причте и людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен, аще же останется в своем нерадении и лености, да будет извержен; 36; 80; VI Всел. Соб. пр. 19. Напротив того, церковное искусство есть выражение наличных чувствований христиан того или другого времени и составляет средство взаимного назидания христиан ( Еф.5:18. 19 ; Кол.3:16 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Χρις. Значение этого слова двоякое: 1) объективное – о свойстве предмета: приятность, красота, и 2) субъективное – о настроении: влечение, расположение или а) как первоначальное или б) как ответное (благодарность). У Ап. Павла оно большею частию значит: расположение, любовь, и сравнительно редко: благодарение ( Рим. 6; 17:7; 25 , 1Кор. 15; 51 . 2Кор. 2; 14 и др.). В первом смысле χρις выражает благоволение или любовь Божию, почему стоит иногда рядом с словами: λεος и ερνη ( 1Тим. 1:2 ; 2Тим. 1:2 ; Тит. 1:4 ). По представлению Апостола, полнота и изобилие любви Божией (ср. περισσεειν Рим. 5:15 ; 2Кор. 9:8 ; περπερισσεειν Рим, 5, 20) вызывает излияние ее на людей (ср. Рим. 5:5 ) в форме живой и деятельной силы (ср. 2Кор. 12:9 ). Эта изливающаяся сила любви Божией и есть собственно благодать, χρις. Отсюда о ней говорится, что она даруется Богом (ср. Рим. 15:15; 12 :б и др.), воспринимается человеком ( Рим. 1:5; 5:17 ; 2Кор. 6:1 ), проникает во все его существо ( ες μ 2Кор. 15:10 , σν μο Кор. 15; 10: ες μιν 2Кор. 10:14 ) и становится как бы сферою, в которой живет человек ( ν στκαμεν Рим. 5:2 : ν χριτι περισσεητε – 2Кор. 8:8 ) 119 . Что же такое благодать, сообщаемая людям, по существу своему? Как представлять себе это излияние любви Божией? Есть ли это простое возбуждение в человеке аффекта любви силою Божиею, сообщение такой силы, которая, вступая в природу человека, порывает связь с своим источником? Относится ли она к Богу так же, как все силы, сообщенные Им тварям при их создании? Нет. αγπη το Θεο κκχηται ν τας καρδαις μν δι Πνεματος γου το δοθντος μν ( Рим. 5:5 ). В этих словах Апостола Дух Святый является органом или посредником излияния на людей любви Божией, почему эта любовь есть γπη το Πνεματος ( Рим. 15:30 ). Но это посредство нельзя понимать в смысле внешнего обнаружения Духа Божия, без всякой внутренней связи с тем, на кого направляется Его действие. Напротив, Дух Святый входит в теснейшее единение с человеком; в нем живет и существует. Он даруется людям (ср. Рим. 5:5 ), изливается (ср. Тит. 3:6 ) в самое существо их (ср. 1Сол. 4:8 ), точнее, – в их сердца (ср. 2Кор. 1:22 ; Рим. 5:5 ), т. е. место и орган религиозно-нравственной деятельности естественного человеческого духа, как принципа божественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

А посему если кто-то хочет стать первосвященником не по имени, но по достоинству, пусть подражает он Моисею; пусть берет он пример с Аарона. Что сказано о них? «Из дверей скинии собрания не выходите» ( Лев.10:7 ). Не выходили они «из дверей скинии собрания» (ср. Лев.10:7 ). Моисей неотлучно пребывал в «скинии собрания». Что было его обязанностью? Либо узнавать что-то от Бога, либо наставлять народ. Вот две обязанности первосвященника: либо из чтения Священного Писания и частого размышления над ним узнавать что-то от Бога, либо научать народ. Но пусть наставляет он в том, что узнает от Бога, а не «от собственного сердца» (ср. Иез.13:2 ), и не от человеческого понимания, а от Духа Святого. Есть у Моисея и еще одно дело. Он не бросается в битву, не сражается с врагами. Что же он делает? Он молится, и пока он молится, его народ одолевает. Но стоит ему расслабиться и опустить руки, как его народ терпит поражение и обращается в бегство (ср. Исх.17:11 ). Пусть же священник Церкви непрестанно молится, чтобы его народ одолел невидимых амаликитянских воинов, которые суть бесы, нападающие на тех, кто желает «жить благочестиво во Христе Иисусе» (ср. 2Тим.3:12 ). Так давайте подумаем над этими словами и, повторяя их в своей памяти «день и ночь» (ср. Пс.1:2 ) и пребывая в усердной молитве и бдении, будем просить Господа, чтобы в том, что мы читаем, открыл Он в нас мудрость и показал нам, как должно исполнять духовный закон не только разумением, но и в делах наших, дабы, просветившись законом Духа Святого, удостоились мы стяжать благодать духовную во Христе Иисусе Господе нашем, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ; Откр.1:6 ). Гомилия VII О повелении Аарону и сынам его не пить «вина и крепких напитков, когда входят они в скинию собрания или приступают к жертвеннику», и о «груди потрясания и плече разделения» (ср. Лев10:9,14 и далее) и о чистых и нечистых животных и еде (ср. Лев.11:1 и далее) 1 . О многом читалось нам в предыдущем наставлении, но из-за ограниченности во времени во всей полноте мы рассмотрели лишь некоторые предметы. Ибо сейчас наша задача – не объяснить Писание, но наставить Церковь , хотя из того, что мы объяснили прежде, всякий разумный слушатель может найти верную дорогу к пониманию. Поэтому давайте из того, что мы только что прочитали, ибо не можем мы охватить все, соберем воедино то, что наставит слушающих, словно те малые цветы с «поля, которое благословил Господь» (ср. Быт.27:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

2031. Свт. Вассиан Лавдийский, епископ г. Laus Noua (ныне г. Лоди, Италия). См. у Павлина, uita А. 47. Память свт. Вассиана отмечается Православной Церковью 10 (23) июня. 2032. Базилика, о которой идет речь, находилась на месте, где сейчас находится церковь San Bassiano a Lodivecchio. 2033. То есть день епископской хиротонии. 2034. Praesumptum habeo — возможно, это начало появления в романских языках аналитических форм. — Примеч. ред. 2035. См.: Пс. 140. 2. 2036. См.: Евр. 9. 4. 2037. См.: Евр. 9. 4. 2038. Очистилище — крышка ковчега завета, где хранились скрижали Закона. 2039. См.: Евр. 9. 5. 2040. См.: Числ. 16. 47–48. 2041. Ср. у Филона (rer. diu. heres 42. 201). 2042. Ср.: Ос. 13. 14; 1Кор. 15. 55–56. 2043. См.: Ис. 25. 8. 2044. См.: 1Кор. 15. 21–26; Рим. 1. 4, а также: ехр. 118, 18. 12. 2045. См.: 1Тим. 1. 18. 2046. См.: 1Тим. 6. 20. 2047. См.: Мф. 25. 27. 2048. См.: Мф. 25. 21–23. 2049. См.: 2Тим. 4. 5; 1Тим. 3. 1. 2050. См.: 2Тим. 4. 8. 2051. Сходную мысль см. у Филона (pmn. prob, liber. 1. 2). 2052. Ср. у Климента Александрийского (strom. 1. 14. 62), где сначала говорится, что Пифагор был сириец или тириец, а далее высказывается более общее предположение, что родом он был из варваров. 2053. Об этом также говорит Климент Александрийский (strom 1. 22. 150), его слова повторяет Евсевий Кесарийский (praep. cuang. 9. 6. 8). 2054. Ср. у Климента Александрийского (strom. 1. 21. 107) и у Евсевия Кесарийского (praep. euang 14. 5. 2). 2055. См.: Иис. Нав. 5. 15. 2056. См.: Исх. 24. 13–15. 2057. Conuersatio можно перевести как «образ жизни», однако в сочетании со strata это слово звучит как метафора (образ жизни большинства людей — мостовые, на которых постоянно «крутятся» какие–то люди, толпы людей). 2058. Ср. у Цицерона (fam. 4. 3. 2). 2059. Ту же мысль см. у Филона omn. prob, liber. 1. 3–5. 2060. См.: Вар. 3. 22–23. 2061. См.: 1Кор. 10. 5–6. 2062. См.: Иов. 28. 22, 23. 2063. См.: Иов. 4. 19. 2064. О том, что цикады питаются ветром, см. у Филона (omn. prob, liber. 2. 8).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

62)  Мф.19:28; Лк.22:30. Ср. Откр.7:5–8, 12:1, 21:12–14, 21, 22:2. 63)  Лк.10:1–17; ср. Чис.11:16, 24. По другим авторитетным манускриптам, число посланных было 72. а не 70. 64)  Мишна. Сота. 9.15. 65)  Ср. Мф.13:52. Существует гипотеза, что автор Евангелия от Матфея получил раввинистическое образование. Подробнее см. O.L. Соре. Matthew — A Scribe Trained for the Kingdom of Heaven. C. 10. 66)  Деян.6:3–6, 13:3; 1Тим.4:14; 2Тим.1:6. Ср. посвящение левитов в Чис.8:10; практику раввинов рукополагать своих учеников в трактате Талмуда “Санхедрин” (1.1). См. подробнее J. Coppens. L’imposition des mains et les rites connexes dans le Nouveau Testament et dans l’Église ancienne. 67)  1Тим.4:3; ср. 1Тим.5:14; Тит.1:15. 68)  Эту деталь отмечает Иоанн Златоуст в своей проповеди на текст Рим.16:3 “Приветствуйте Прискиллу и Акилу” (PG. 51.191). Толкуя 2Тим.2:12, святитель, со ссылкой на 1Кор.7:13–16 отмечает, что жена может спасти неверующего мужа, постоянно уча и разговаривая с ним о вере. Синодальный перевод следует за более поздней традицией, в которой имена в Деян.18:18, 26 были переставлены местами. Синодальный перевод также, по неизвестной причине. добавляет “и Прискилла” к имени Акилы в Деян.18:21, хотя в дошедших до нас манускриптах этих слов нет. В 1Кор.16:19 последовательность сохранена верно: “Акила и Приска с домашней церковью”. 69)  1Тим.3:2. Синодальный перевод передает прилагательное διδακτικν малопонятным и устаревшим “учителен”. Иероним в своем труде “Против пелагиан” (1.21), специально останавливается на том. что слово διδακτικς означает “способный учить”, а не “способный учиться”. Тот факт, что епископ должен быть в первую очередь хорошим учителем, также подчеркивает Ориген (Против Цельса. 3.48). 70)  1Кор.9:12б, 14; 1Пет.5:2; 1Тим.4:16. 71)  Ср. Игнатий Антиохийский . Магнезийцам. 8–11. 72)  Мишна. Таанит. 4.6–7. 73)  1Кор.3:16–17, 6:15, 19; 2Кор.6:16; Деян.17:24–25. Ср. Послание Варнавы 4, 16; Игнатий Антиохийский. Ефесянам. 15.3; Мученичество св. Иустина. 2; Минуций Феликс . Октавий. 32; Тертуллиан. Об одеянии женщин. 1; Климент Александрийский. Строматы. 7.6; Ориген. Против Цельса. 8.18–19.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Сектанты не хотят понять, что одно – дело устроение Богом необходимого для спасения человека и призвание его к нему (спасению), а иное дело – жизнь по призванию ко спасению, содевание человеком своего спасения. Все нужное для спасения Господь совершил «даром» (От человека ничего не требовалось и ничего не могло быть представлено), по Своей бесконечной любви ( Ин.3:16 ; Еф.2:4 ); Он призывает человека ко спасению тоже «даром», не за дела его какие-либо, а по одной Своей благости, благодати ( Еф.2:8 ; 2Тим.1:9 ; Тит.3:5 ) и, возбудив в нем покаяние и веру (уже не даром), прилагает его через крещение к Церкви Христовой в число спасаемых. По призвании добрые дела, жизнь добродетельная ( Еф.2:10, 4:22–24 ; Рим.6:18, 22 ) обязательны для христианина ( Ин.14:15, 21, 15:14 ; 1Ин.3:23–24 ), борьба с грехом необходима, а отсюда труды и подвиги, постоянная забота и внимательность к своему нравственному состоянию. «Не легкое дело», учит преподобный Макарий Египетский , «приобрести чистое сердце; много нужно человеку борения и труда, чтобы чистыми иметь совесть и сердце и всецело искоренить в себе зло». 104 Сущность спасения не в подвигах и делах, а в нравственном перерождении, изменении направлений и стремлений души; для возращения и укрепления этих стремлений и важны подвиги, труды и дела. «Вот почему и может случиться», – пишет архиеп. Сергий , – «что две лепты, принесенные вдовицей, перетянут все множество приношений богачей, а грешник-мытарь окажется ближе к Богу, чем праведный фарисей; пришедшие в одиннадцатый час и ничего не сделав получат равное вознаграждение с трудившимися весь день и перенесшими зной дневной». 105 В Послании к Ефесянам ( Еф.2:5–8 ) апостол говорит об устроении Богом спасения, в стих. 9 106 – о призвании Богом (через апостольскую проповедь) ефесян ко спасению или о Божеской стороне в спасении человека, а в стих. 10 107 – о жизни ефесян по призванию, о человеческой стороне в спасении. Из слов апостола: «благодатью вы спасены», – «оживотворил», – «воскресил» и «посадил» по снесении их с другими текстами ( 1Кор.6:9–10, 9:27, 10:6–10, 13:1–8 ; Евр.12:14 ; Откр.21:27 и др.) вывод только тот, что Господь все совершил для нашего спасения, и оно будет даровано нам, если пребудем тверды и непоколебимы в вере и не отпадем от надежды благовествования ( Кол.1:23 ; ср. Евр.3:14 ; Рим.8:24 ). Во 2-м Посл. к Тимофею ( 2Тим.1:9 ), и в Посл. к Титу ( Тит.3:5 ) говорится о Божеской стороне в спасении человека: об устроении спасения и о призвании ко спасению; о человеческой стороне сказано во многих местах ( 2Тим.1:13–14, 2:15–21, 3:17 ; Тит.2:12; 3:8 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Вспомним из Откровения ободряющую нас благую весть о том, что Собезначальный Отцу Логос есть тот «истинный Свет, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир» ( Ин.1:9 ). Больше того: мы не должны забывать, что во Христе мы воистину получаем крещение Духом Святым и огнем. Однако воздержимся и от преувеличенного вывода, сознавая параллельно, что полнота совершенства на земле не достигается, что наш внутренний слух и наше духовное зрение не непогрешимы. Самый Свет истины своим пришествием свидетельствует, что мы не свободны от тьмы греха и страстей. Святые апостолы и отцы наши были научены Духом Святым отличать исходящее от Бога от своих домыслов и соображений, как бы ни казались сии последние высокими и даже святыми (ср. Деян.16:6–10 , 1Кор.7:10, 12, 25, 40 , и др.). Ведение «сокровенной Тайны Божией» (ср. Еф.3:3–5 ) они сообщали способным воспринять ее (ср. 2Тим.2:2 ); и так происходит в Церкви до наших дней. Мы же должны помнить, что с каким бы усердием ни молился человек, боязнь ошибки никогда не должна покинуть его (ср. Гал.2:2 ), как и стремление все к большему приближению к Единой, вечно неизменной Истине не должно умалиться (ср. Флп.3:12–14 ). Сказанное выше порождено не колебаниями в вере (ср. Рим.12:6 ), но трезвенным исканием верного пути и ответственным самоконтролем (ср. Еф.5:15 ). Когда Нетварный свет Божества объемлет человека, тогда он бытийно пребывает в Истине, и в духе его не остается места вопросам: «вы теперь имеете печаль; по Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас. И в тот день вы не спросите Меня ни о чем»: ( Ин.16:22–23 ). Но если из этого плана совершенства мы выпадаем, и нам необходимо преодолевать в себе страсти, чтобы очистить внутри нас место для благодати Духа Святого, то порождаются в душе многие вопросы, и чем ниже духовно спускаемся мы, тем обширнее становится проблематика с неразрешимыми недоумениями. В Боге беспредельное величие чудным образом сочетается с крайним смирением, вносящим совершенно особую сладость в любовь Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010