Исторически устная христианская проповедь предшествует появлению текста Нового Завета. Апостолы и их ученики возглашали слово Божие до появления четырех Евангелий и других текстов, которые со временем вошли в канон Нового Завета. Церковь и ее проповедь существовали до появления Нового Завета как строго определенного набора канонических текстов. И когда апостолы апеллируют к Писанию, то они имеют в виду не Новый Завет, а Писание, доставшееся Церкви от иудеев, то есть Ветхий Завет . Христианская проповедь никогда не сводилась лишь к трансляции и экзегезе священных текстов. Ее главное содержание всегда было в провозглашении Царства Божия, пришедшего в силе. Апостолы свидетельствовали о Христе как Сыне Божием, явившемся в мире, умершем и воскресшем. Они открывали абсолютно новые истины, которые никак не могли быть сведены лишь к особой интерпретации ветхозаветных текстов. Именно такое понимание проповеди зафиксировано в Новом Завете, где для обозначения проповеднической деятельности употребляются различные термины. Каждый из них имеет свои смысловые оттенки, но в целом они лишь дополняют друг друга. 2.2.1. Евангелие как проповедь Наиболее всеобъемлющим термином, обозначающим в Новом Завете проповедническую деятельность как Самого Иисуса Христа, так и Его апостолов, является термин Евангелие (εαγγλιον, в русском тексте это слово может передаваться не только как Евангелие, но и как благовествование, благовестив). В новозаветной лексике слово Евангелие никогда не обозначает написанный текст. Это всегда устное слово, провозвещающее Царство Божие. Христос приходит на землю, чтобы проповедовать Евангелие Царствия Божия ( Мк.1:14 ). В Посланиях апостола Павла слово Евангелие часто употребляется как синоним слова проповедь. Евангелие – это весть о пришествии в мир Христа, Его страданиях, крестной смерти, воскресении, о Его Втором пришествии и о Суде. Вы знаете, – обращается Павел к Филиппинцам, – что в начале благовествования (буквально – Евангелия), когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних ( Флп.4:15 ). Здесь Евангелием прямо названа апостольская проповедь. Такой же смысл вкладывает апостол Павел в это слово и в других своих посланиях. Например, обращаясь к коринфянам, он пишет: Мы... достигли и до вас благовествованием (буквально – Евангелием) Христовым ( 2Кор.10:14 ; ср.: Флм.1:13 ; 2Тим.1:8 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Теперь, если кто-нибудь из язычников спросит: кто этот Отец, кто Сын, кто Дух Святой? или: как-де вы сами, признавая трех богов, обвиняете нас в многобожии? – что вы скажете, что будете отвечать? Как отразите такое возражение? А что, если вы будете молчать, а вам предложат другой вопрос: какое это воскресение? В этом ли теле мы снова восстанем, или в другом? Если в этом, то зачем же оно должно разрушиться? Что вы на это скажете? А если еще спросят: для чего Христос пришел ныне, а не прежде? Или Он ныне только восхотел промышлять о людях, а во все прочее время не имел попечения о нас? Если станут допытываться, кроме этого, и еще о многом другом? Но нам нет нужды предлагать дальнейшие вопросы и оставлять их не решенными, чтобы не повредить через то более простым людям. А сказанного нами достаточно, чтобы отогнать от вас сон». Апостол Павел указывает, как защитники веры должны относиться к своему служению: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» ( 2Тим.2:24–25 ). Любой человек, пытающийся ответить на вопросы неверующих, может столкнуться с сопротивлением и с искушением потерять терпение, однако он должен помнить о конечной цели любого подобного диалога – чтобы эти люди могли прийти к познанию истины о том, что Христом умер за наши грехи. 2. Этого требует разум. Бог, создавая человека по Своему образу, вложил в него способность к рассуждению ( Быт.1:27 ; ср. Кол.3:10 ). Верующему человеку свойственно размышлять о вере. Свт. Иннокентий Херсонский пишет: «Когда Иисус проповедовал учение, то требовал ли веры без доказательств? Никогда. Он не обижался неверием, если оно не происходило от упорства. Он хотел, чтобы вера в Него утверждалась на твердых доказательствах. Иисус Христос не требовал безусловной веры; Он терпел неверие самых Своих учеников, которые до Воскресения Его часто не соглашались с Ним. Таким образом, христианская религия, по духу Основателя ее, не только не требует легковерия, но требует еще строгого испытания и твердого убеждения, не как религия тьмы – религия магометанская, но как религия света». Христианам надлежит давать разумное обоснование своей надежде. Это составная часть заповеди возлюбить Господа Бога всем сердцем, всею душою и всем разумением ( Мф.22:36–37 ). Митрополит Макарий (Булгаков) пишет, что знания из области гуманитарных наук могут быть полезны «верующим – тем, что уяснят для них многие догматы и истины содержимого ими православного исповедания; а самой Церкви – тем, что доставят важные, необходимые оружия для защиты учения её от врагов, которые действуют тем же оружием, и ничем другим не могут быть побеждены».

http://azbyka.ru/apologetika

Мф.25:7–8 . Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. «Поправили светильники»: светильники, горевшие до полуночи, конечно, должны были от нагару издавать слабый свет. Нужно было поправить их, и для того, чтобы свет был светлее, подлить в них масла. В это-то время у юродивых дев и оказался недостаток в масле, что свидетельствует о их непредусмотрительности, по которой они оказались не готовыми встретить жениха. Мф.25:9–10 . А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; «Готовые вошли» и пр.: вошли в дом невесты, где продолжалось брачное пиршество и куда, по пришествии, никого уже не впускали. Эти девы изображают тех христиан, которые приготовились войти в Царство Небесное верою во Христа, покаянием в своих грехах и делами благотворения. – «Двери затворились»: никто уже не мог войти туда. Так, когда праведные после суда Христова войдут в Царство Небесное, оно заключится для всех других, и грешники не будут иметь входа туда. Мф.25:11–12 . после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. «Не знаю вас» (ср. прим. к Мф.7:23 ): не признаю вас истинными христианами; вы не принадлежите к числу тех, кои оказались готовыми войти на брачный пир Царства Небесного, и Я не признаю вас Своими. Выражение знать кого на языке библейском нередко означает любить, одобрять, считать своим другом или учеником ( 1Сол.5:12 ; 2Тим.2:19 ; Пс.1:6 и др.). Не знать, значит осуждать, отвергать. «Когда сам Христос сказал это, то остается ожидать не иного чего, как геенны и несносного мучения; даже эти слова страшнее самой геенны: они сказаны и делающим беззаконие» (Злат.). Мф.25:13 . Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Явившись в мир по воле Отца и Его избранию, Сам Иисус Христос из множества Своих слушателей избрал двенадцать Апостолов ( Лк.6:13 ; Мф.3:13 ; Ин.15:16 ) и их послал на проповедь, даровавши им власть благодатно-таинственных действий, врачеваний и исцелений (Мф., X гл.). Апостолам, а не всем и каждому, Спаситель передал право и власть совершать таинство евхаристии ( Лк.22:19 ). Когда Апостолы пожелали избрать нового Апостола на место отпавшего Иуды, они молили Господа, чтобы он указал им, кого из двух (Иосифа Варсаву или Матфея) избирает Он ( Деян.1:24 ). Апостол Павел говорит совершенно определенно, не делая исключений: «Никто сам собой не приемлет этой чести, но, призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр.5:4 ). По воле Спасителя Апостолы, а затем и их преемники стали органами Его видимой власти ( Лк.10:16 ) – той власти, которую Он, по своему первосвященничеству, получил от Отца после того, как «смирил Себя Самого, быв послушлив до смерти крестной» ( Флп.2:6–11 ), и какую Он передал им, продолжателям Его дела. Апостолы и их преемники стали носителями особых, чрезвычайных, подаваемых через хиротонию дарований, о которых неоднократно упоминает ап. Павел ( 2Тим.1:6 : Тим.4:14). Сила их священной власти заключалась и заключается в том, что не община, не люди, а Дух Святый поставлял и поставляет их пасти Церковь Божию ( Деян.20:28 ). При таком положении каждый пастырь становится звеном в той единой иерархической цепи, которая, начавшись от Христа, тянется не прерываясь до наших дней и будет тянуться до скончания века. «Христос был послан от Бога, а Апостолы – от Христа, то и другое было в порядке по воле Бога Отца», – говорит св. Климент. «С Апостолами беседовал Он, – добавляет блаж. Августин, – и нас имел в виду, когда говорил: «Се Аз с вами есть до скончания века». Как голос всей древней Церкви для нас ценно 64 прав. VI вс. собора. Запрещая мирянам проповедовать в Церкви Слово Божие, это правило говорит: «Почто твориши себе пастырем, будучи овцею; почто делаешися главою, будучи ногою; почто покушаешиси военачальствовати, быв поставлен в ряду воинов... не ищи мудрых мудрейший быти. Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковного» (ср. Трул. 33; VII. 14; Лаод. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Во-вторых, Тимофею можно проявить свою силу в отречении от всяких личных выгод и прибыли, потому что все его мысли должны быть обращены на исполнение воли его вождя – Христа. 2Тим.2:5 .  Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. В-третьих, подобно атлету, Тимофей должен во время проповедования, как во время борьбы, соблюдать известные правила борьбы, т. е. слово Божие, которое есть меч острый, употреблять как должно, не ослабляя его силы и требований (ср. 2Кор 10:3–4 ). Только такой борец-проповедник получит в награду венок (ср. 2Тим.4:8 ; Откр.2:10 ). 2Тим.2:6 .  Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. В результате такой усердной работы и работы, сопряженной с тяжелым трудом ( κοπιντα), проповедник будет иметь удовольствие первый вкусить от ее плодов. В будущей жизни он прежде своей паствы получит небесную награду (ср. Мф19:28 и сл.). 2Тим.2:7 .  Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. 2Тим.2:8 .  Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 2Тим.2:9 .  за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. 2Тим.2:10 .  Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. Все, что говорил доселе апостол, Тимофей должен как следует обдумать и Бог даст (лучше читать δσει, чем δη – да даст) ему в этом случае разумение. При этом Тимофей должен помнить о Христе, воскресшем из мертвых. Апостол не говорит, что Христос умер, но это само собой предполагается, как равно предполагается необходимым и требование от всех христиан быть готовыми к смерти со Христом. «От семени Давидова». Христос воскрес к славной жизни, бывши по телу только потомком человека – Давида (выражение «от семени Давидова» стоит в зависимости от слова: воскресшего – γηγερμνον). Но не только на возвышение Христа по Его воскресении здесь указано, но также и на Его истинное человечество, в опровержение ложных взглядов на Христа (ср. 1Тим 2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1:8. «Страннолюбив», т. е. гостеприимен, всегда готовый предоставить кров и пищу странникам. (Христианские странники, как и еврейские, обычно брали с собой рекомендательные письма, в которых подтверждалось, что им можно доверять.) 1:9 . Пресвитеры должны были научиться давать отпор существовавшим в тот период лжеучениям, прежде чем быть назначенными на свою должность; о лжеучителях, которые имеются в виду здесь, см. в ком-мент, к 1:10–16. «Слово» в иудаизме обычно относилось к закону, но Павел подразумевает здесь апостольскую весть (см. коммент. ко 2Тим. 4:2 ). 1:10–16 Злонамеренные законники Хотя здесь противники Павла, вероятно, связаны с его оппонентами, с которыми он столкнулся в другом месте, их оппозиция, возможно, возникла на почве местного иудаизма и опиралась на сильный иудейский состав внутри церкви. На Крите проживало смешанное население и находилась большая еврейская колония. 1:10. «Пустословами» называли ложных интеллектуалов в древности; см. коммент. к 1Тим. 1и 2Тим. 2:14 . 1:11. Выражение «развращают целые до-мы» может означать, что лжеучителя воздействовали на семьи (ср.: 2Тим. 3:6,7 ); вероятно, Павел здесь говорит о развращении умов, разрушении основ семьи. Возможно, они подрывали основы властных структур в данной культуре ( Тит. 2:4,5,9,10 ); менее вероятно, что речь идет об их противостоянии браку или сексуальным отношениям в супружестве, которое опиралось на " аскетические воззрения (см. коммент. К 1Тим. 4:1–3 ; 1Кор. 7:1–7 ). Такое заблуждение не было характерно для Палестиныили еврейской диаспоры, хотя многие ессеи твердо стояли за целибат. О корыстолюбии см. в коммент. к 1Тим. 6:3–10 ; это обвинение обычно выдвигалось против странствующих учителей – нравственных наставников; возможно, в том числе и против Павла ( 1Фес. 2:5 ). Один древний писатель задолго до Павла обвинял критян в корыстолюбии, нечестности, одновременно подчеркивая, что среди них было и гораздо больше честных людей, чем в других местах. 1:12. Здесь Павел приводит цитату, которую относят к разным источникам, и самый ранний из них – произведение греческого поэта-философа Эпименида (VI в. до н. э.), уроженца Кносса на Крите. Но не исключено также, что эта цитата попала через Ге-сиода из «Гимна Зевсу», написанного в III в. до н. э. Каллимахом (•? александрийским грамматиком и поэтом); критяне утверждали, что Зевс родился и похоронен на Крите. Но для Павла было достаточно указать Титу на те характеристики, которые давались критянам в его время. Павел не приводит здесь своего собственного мнения, потому что не считает лжеца истинным пророком. Греческие логики опирались на заявление, что все критяне лжецы. Следовательно, если он сказал истину, то солгал; но если он солгал, тогда – делали они логический вывод – все критяне сказалиправду, за исключением одного – автора данного утверждения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Трудности истолкования Относительно взаимоотношения Послания Иуды и Второго послания Петра см. Второе послание Петра. Введение: Трудности истолкования. Использование небиблейских и апокрифических материалов было главным препятствием для принятия этого послания в канон НЗ. Но в то время апокрифическая литература имела широкое распространение, и поэтому вполне понятно желание новозаветных авторов донести до своих читателей благовестие, используя общедоступный язык и систему образов. Ср. 2Тим. 3,8 ; Деян. 17,28 ; 1Кор. 15,33 ; Тит. 1,12 . Содержание I. Приветствие (1,1.2) II. Цель написания послания (1,3.4) III. Обличение лжеучителей (1,5–19) А. Три примера Божественного суда над нечестивыми (1,5–7) Б. Участь лжеучителей (1,8–10) В. Три примера Божиего суда над теми, кто вовлекает других людей в грех (1,11) Г. Аналогия с лжеучителями (1,12.13) Д. Пророчество Еноха о суде Божием над нечестивыми (1,14.15) Е. Аналогия с лжеучителями (1,16) Ж. Напоминание об апостольских предсказаниях о «ругателях» (1,17.18) З. Характеристика лжеучителей (1,19) IV. Увещания, обращенные к верующим (1,20–23) V. Заключительное славословие (1,24.25) Глава 1 1 Иуда. См. Введение: Автор. брат Иакова. См. Введение: Автор. призванным. Выражение, свидетельствующее о том, что только Бог в Своей неизреченной благости и суверенности может призвать ко спасению тех, кто избран Им. которые освящены Богом Отцем. Совершенное суверенным Богом призвание и избрание основываются на предвечной любви Отца к избранным Своим ( Рим. 8,28–39 ; Еф. 1,4.5 ). сохранены Иисусом Христом. Избранные устоят в вере потому, что Бог хранит их (ст. 24; Ин. 10,27–30 ; 1Пет. 1,5 ). 1 милость вам и мир и любовь. Иуда восполняет традиционное иудейское приветствие («милость и мир») глубоким христианским смыслом, добавляя слово «любовь». Милость Божия к грешникам и проистекающий от нее мир коренятся в Его Божественной любви, явленной во Иисусе Христе (ст. 1 и ком.; Ин. 3,16 ). 1 имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание. Хотя автору хотелось бы обратиться к своим читателям с вероучительным посланием, обстоятельства вынуждают его затронуть проблему, вызванную действиями лжеучителей (ст. 4). Неизвестно, было ли когда-либо написано послание, первоначально задуманное.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пусть объяснят нам, почему Павел сказал, что ныне отчасти знаем ( 1Кор. 13:9 ). Ужели сущность Божию познаем мы отчасти, то есть познаем как бы части сущности Божией? Но это ни с чем не сообразно, потому что Бог частей не имеет. Или познаем всецелую сущность? Итак, почему же, когда настанет совершенное... то, что отчасти, прекратится ( 1Кор. 13:10 )? В чем же обвиняются идолопоклонники? Не в том ли, что, познав Бога, не прославили Его, как Бога ( Рим. 1:21 )? За что несмысленные Галаты укоряются Павлом, который говорит: ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам ( Гал. 4:9 )? Почему был ведом в иудее Бог ( Пс. 75:2 )? Потому ли, что в иудее познана сущность, что она такое? Сказано: вол знает владетеля своего ( Ис. 1:3 ). По-вашему, это значит, что вол познал сущность Господина своего. И осел – ясли Господина своего ( Ис. 1:3 ); следовательно, и осел познал сущность яслей. А Израиль, – сказано, – не знает Меня ( Ис. 1:3 ). По-вашему, Израиль обвиняется в том, что не познал сущности Божией, что она такое? Сказано: Пролей гнев Твой на народы, не знающие Тебя ( Пс. 78:6 ), то есть не постигшие сущности Твоей. Но знание, как сказали мы, многоразлично. Ибо оно есть и познание Творца нашего, и разумение чудес Его, и соблюдение заповедей, и приближение к Нему. Они же, отвергнув все это, приводят знание к одному значению: к умозрению самой сущности Божией. Сказано: полагай его пред ковчегом откровения... где Я буду открываться тебе ( Исх. 30:36 ) Ужели: буду открываться значит – явлю сущность Мою? «Познал Господь сущность Своих» (ср.: 2Тим. 2:19 ). Ужели поэтому сущность Своих познал, а сущности непокорных не знает? «Познал Адам жену свою» (ср.: Быт. 4:1 ); ужели познал сущность ее? И о Ревекке сказано: Дева, которой не познал муж ( Быт. 24:16 ); и: как будет это, когда Я мужа не знаю? ( Лк. 1:34 ). Ужели никто не знал сущности Ревекки? Ужели и Мария говорит: Я не уразумела сущности ни одного мужа? Или словом «познал» Писанию обычно именовать супружеские объятия? И Бог будет познан с очистилища; это значит, явится священнослужащим. И познал Господь Своих ( 2Тим. 2:19 ), то есть за добрые дела принял их в общение с Собой (6).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

2) спортивные занятия и состязания были признаком греч. культуры; Павел часто намекает на общеизвестные в то время состязания, ссылается на их правила и на необходимую для победы полную самоотдачу участника. Важнейшими и регулярно проводившимися спортивными состязаниями в Др. Греции были Олимпийские игры в Олимпии, Немейские – в Арголиде, на Пелопоннесском полуо-ве, Истмийские – в Истме, на Коринфском перешейке, и Пифийские – в Дельфах. В программу соревнований, проходивших по твердо установленным правилам (ср. 2Тим. 2:5 ), входили бег на короткие, средние и длинные дистанции ( 1Кор. 9:26 ; Гал. 2:2 ; Гал. 5:7 ), бег в полном воинском снаряжении и с оружием, кулачный бой ( 1Кор. 9:26 ), состязание на колесницах и пятиборье: прыжки, бег, метание диска, метание копья и борьба. Перед состязаниями проводились основательные тренировки; в Олимпии они длились 10 месяцев ( 1Кор. 9:25.27 ). Соревнования проходили при стечении большого числа зрителей ( Евр. 12:1 ). В состязаниях по бегу ( Флп. 2:16 ) участвовало много спортсменов – по четыре в каждом забеге, а в финале всегда определялся главный и единственный победитель ( 1Кор. 9:24 ; 2Тим 4 и след.). Награда победителя ( Флп. 3:14 ) состояла только из венка (⇒ Венец , II,2): в Олимпии – из масличных ветвей, в Коринфе – из еловых, а в Дельфах – из лавровых. В родном городе победителя ожидали высокие почести и он пользовался всеобщим уважением. (⇒ Зрелище .) С распространением эллинистич. культуры такие игры устраивались также в Сирии и Палестине. В период правления Антиоха Епифана первосвященник Иисус, изменивший свое имя на Ясон, ввел греч. игры и в Иерусалиме (между 175 и 171 гг. до Р.Х.) и соорудил под городской крепостью гимнасий (1 Макк 1 и след.; 2Мак. 4:7–16 ). Особые нарекания благочестивых иудеев вызвало то обстоятельство, что здесь, вблизи храма, спортсмены тренировались и состязались без всякой одежды, как это было принято в Др. Греции (ср. Исх. 20:26 ; Исх 28 и след.). Позднее Ирод Великий п остроил большой театр и стадионы в эллинистич. городах Кесарии и Самарии (Себастии), а также в сев. пригороде Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

2Тим.3:8 .  Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Имена волхвов, противившихся Моисею, апостол конечно узнает из иудейского предания. Без сомнения, эти имена часто упоминались и в Ефесской христианской общине действовавшими там лжеучителями. 2Тим.3:9 .  Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось. 2Тим.3:10 .  А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, 2Тим.3:11 .  в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. 2Тим.3:12 .  Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Тимофей всегда следовал примеру апостола Павла в отношении терпения страданий и в других добродетелях. Об этом апостол напоминает теперь, чтобы побудить его и впредь держаться подальше от лжеучителей. «Постигших меня…» Возможный перевод: «А какие страдания постигли меня!.. Что за преследования я перенес. И от всех них избавил меня Господь». «В Антиохии» – см. Деян 13:14 . «В Иконии» – Деян.14:2 и сл. «В Листре» – Деян.14:19 и сл. «Да и все желающие жить благочестиво» – Ср. Мф.5:10 и сл. 2Тим.3:13 .  Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. 2Тим.3:14 .  А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. В то время как лжеучители будут иметь успех, вводя людей в заблуждения, коим подвержены и сами, Тимофей должен стоять твердо в том учении, какое он принял от апостола Павла ( «зная, кем ты научен»). 2Тим.3:15 .  Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. 2Тим.3:16 .  Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, 2Тим.3:17 .  да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. Тимофею поможет в этом случае и его знакомство со Священным Писанием, которое он изучил еще в детстве, очевидно, под руководством своей матери и бабки (ср. 2Тим.1:5 ). Писание свидетельствует о Христе ( Ин 5:39, 45 и сл.). «Умудрить во спасение» – т. е. в отношении к сущности спасения; они дадут ему правильно разуметь, в чем именно состоит спасение. И спасение это достигается верою в Иисуса Христа (ср. Рим 3:25 « очищение верою»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010