83. По словам Чедвика, это изречение в византийских флорилегиях приписывается Плутарху; см. у преп. Максима Исповедника ( Migne J.-P . PG. XCI. 784D. 86а. Интересно сопоставить с 371; см. слова Сократа: Ксенофонт . Воспоминания о Сократе. I.5.4; Philo Alexandrinus . De somniis. I.124; Клим. Алекс . Стром. VII.70. 1. 86b. t_loj eЩsebëaj filprXj QeTn. 89. ­­ 210b. Ср.: Мф 7:12. 90. Ср.: 121а; Epict . Enchiridion. 5. 91b. Cp.: 15. 92. ­­ 404. Ср.: 128. 93. Ср.: 153. 96. Ср.: 11, 23, 102. 97. Ср.: 24. 98. aЩm_rkeian _skei ­­ 334; ср.: 120. 99. Ср.: 128. Недолжное — _topoj. 102. Ср.: 23. 107. оЩ calepXn ™p_ тХ аЩтХ gen_sqai m_ Одно из самых проблематичных изречений. Руфин прибегает к исправлению текста и меняет смысл на противоположный. Чедвик интерпретирует его так: «не раздражайся, когда грешники собираются вместе для целей не греховных». Возможен и следующий перевод греческого изречения: «не трудно, чтобы грешники сошлись во мнениях, не погрешая ». 109. Цитируется Оригеном (Против Цельса. VIII.30. Ср. тж.: блаженный Диадох Фотикийский . Подвижническое слово, разделенное на 100 глав деятельных. 44. /Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Т. 3. 110. Ср.: Мф 15:11,17—18. 113—114. Ср.: Платон . Государство. 379b, 617e. 117. оЩ g_gonaj ™ntruf " swn тН тоа Qeoa paraskeuH. 118. Ср.: 128. 119. Ср.: 19, 276. 120. megaloyuc:a — собственно, не великодушие, а скорее «величие души». Ср.: Аристотель . Никомахова этика. 1123b слл.; Плотин . I.6.6; святитель Иоанн Златоуст . Беседа на 1 Кор. XI.1 ( Migne J.-P . PG. LXI.89. 125—126. Ср.: 290; Клим. Алекс . Какой богач спасется. 3; Ксенофонт . Воспоминания о Сократе. II.1.19—20. 127. Руфин заметно меняет смысл изречения и переводоит: Non oportet contemni ea quibus etiam post depositionem corporis indigemus. 128. Ср.: 92, 99. 129. Ср.: 34, 82е. 130. Ср.: 17. 131. Ср.: 197. 135. Ср.: 58, 59. 138. Чедвик отмечает, что себялюбие Филоном и Климентом Александрийским рассматривается как начало греха. Аристотель различает хорошее и дурное себялюбие (Никомахова этика. IX.8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3914...

Преподав Тимофею правила жизни служителя Христова, Апостол преподает ему теперь частные наставления, научает кроткому и достойному обращению, сообразуясь с возрастом своих слушателей: «старца... увещевай как отца, младших как братьев, стариц как матерей, молодых как сестер со всякою чистотою» ( 1Тим.5:1–2 ). Особого почтения заслуживают вдовицы, под именем которых часто понимались и девственницы, так как «истинная вдовица и одинокая надеется на Бога, пребывает в молениях и молитвах день и ночь» ( 1Тим.5:5 ). Из таких беспорочных вдовиц некоторые избирались на особое служение уход за больными, разнос Св. Даров, служение при крещении женщин. Возраст таких вдовиц должен быть не менее 60 лет ( 1Тим.5:9 ). Они вносились в список (katalegw – не только «избирать», но и «заносить в список», причислять) лиц, которые состояли на содержании общины ( 1Тим.5:16 ). Апостол требует от них такой же нравственной высоты и добродетельной жизни, как и от пресвитеров и диаконов. Молодым же вдовам, не состоящим в церковном клире, Апостол советует вступать в брак, дабы не подавать повода к соблазнам ( 1Тим.5:14 ). б) Оказание чести пресвитерам, суд над ними (1Тим.5:17–25) Особую заботу ап. Павел внушает проявлять к пресвитерам, особенно проповедникам: «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:17 ). Оказание «сугубой чести» означает иерархическое подчинение пастырям, так как им дано право «вязать и решить» грехи людские. Кроме того, это относится и к обеспечению их необходимыми материальными благами, так как их служение поглощает все время. Апостол ссылается в этом на Ветхий и Новый Завет: «Не заграждай рта у вола молотящего» ( Втор.15:4 ) и «трудящийся достоин награды за труды свои» ( Лк.10:7 ). Апостол предостерегает Тимофея от поспешного суда над пресвитерами: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» ( 1Тим.5:19 ). Почему требуется такая предосторожность? Потому чти пресвитеры избирались из самых достойных верующих и обвинение их должно представляться маловероятным. Во-вторых, их пастырство, связанное с обличениями, естественно навлекает нарекания от обличаемых, и чем ревностнее пастырь, тем более это возможно. Но когда свидетелями вина будет доказана, тогда Апостол требует поступать строго, «чтобы и другие страх имели» ( 1Тим.5:20 ). Как необдуманно и несправедливо обвинять бывает вредно, так и оставлять без наказания явно согрешающих грешно, так как это не ведет к исправлению и дает повод другим грешить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Образ имей здравых словес, их же от мене слышал еси в вере и любви ( 2Тим. 1:13 ). Сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и иных научити (–2:1, 2, 16, 3:14). Скверных же тщегласий отметайся – их же слово яко гангрена. Пребывай, в них же научен еси и яже вверена суть тебе (3:14). Буих же стязаний и родословий и рвений и сваров законных отступай (Тим. 3:9). Христианское учение, по апостолу, должно основываться на словах св. Писания, а также на учении самого апостола о Христе, как Мессии. Равным образом и нравственные наставления должны основываться на Евангелии, а не на Моисеевом Законе, ибо этот последний дан был для людей невежественных и порочных ( 1Тим. 1:9, 10 ). Вообще же содержанием поучений должно быть чистое учение, которое преподал Иисус Христос ( 1Тим. 4:8, 9 , 2Тим. 1:13, 2:17 , Тит. 2 , 1Тим. 2:7, 8 ). Главным предметом всех христианских поучений апостол считает проповедание явившегося во плоти Мессии ( 1Тим. 3:15, 4:6 ): чрез это достигается главная цель церковного поучения – освящение верующих, духовное обновление человека во Христе, в надежде будущего блаженства ( Тит. 3:4–8, 2:11–15 ), любовь от чистого сердца, честных намерений и нелицемерного благочестия ( 1Тим. 1:5, 5:3 ); наконец твердое убеждение, что намерение и воля Бога – сделать блаженными всех верующих в Него ( 1Тим. 4:10, 11 ). Но христианские наставления должны обращать внимание и на окружающих со вне церковь . Поэтому учители должны считать своим священным делом – оспаривать противников Евангелия и серьезно опровергать заблуждения, когда они успели уже распространиться в обществе ( 2Тим. 1:9 , Тит. 1:10–12 ). В тех же самых пастырских посланиях апостол дает прекрасные наставления относительно некоторых частных обязанностей христианина, имевших особую цену в то время: о поведении по отношению к старым и молодым христианам и их женам (1 Т. 5:1–4. Тит. 1:3–7, 2:1–6 ), об обязанностях вдовиц и об отношении к членам семейства ( 1Тим. 5:4–8 ), об обязанностях богатых ( 1Тим. 6:17–19 ), рабов ( 1Тим. 6:1–2 , Тит. 2:9–10 ) и подданных к правительству ( Тит. 3:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Место Пастырских посланий в каноне Нового Завета Вопрос об авторстве Посланий: версии критической точки зрения о Пастырских посланиях, их аргументы; традиционная церковная версия, ее основные аргументы. Судьба ап. Павла после освобождения из первых уз. Сведения свящ. Предания: топография, хронология, историография. Вторые узы: правление Нерона, нарастание политической напряженности, начало гонений на христиан Оформление организационной структуры Церкви. Смена поколений в руководстве Церковью, наследники апостолов Авторство, адресаты послания, обстоятельства его написания Ап. Павел как автор 1 Тим. и Тит. Освобождение из уз, дальнейшие события Возможные место и время написания Посланий Цели и задачи Посланий Сведения об адресатах Посланий. Тимофей и Тит, их знакомство с ап. Павлом, все места в НЗ, упоминающие о Тимофее и Тите. Эфесская община, ее связь с ап. Павлом; Критская община Учение посланий Изложение учения о церковной иерархии, о пастырстве Применение ап. Павлом названий иерархических степеней и их соответствие нынешней терминологии Наставления о епископах (пресвитерах): качества, необходимые для священства. ( 1Тим. 3. 1–7 , Тит 1. 5–9 ). Задачи пастыря: чтение, наставление, учение ( 1Тим. 4. 13 ), ( Тит 1. 13–14, 2. 1–10, 2. 15 – 3. 2 ) Условия диаконского служения ( 1Тим. 3. 8–13 ), их общие черты с требованиями для епископов (пресвитеров) Об обвинениях на священнослужителей ( 1Тим. 5. 19 ) и проверке кандидатов: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим. 5. 22 ) Соответствие требований к церковным пастырям в сравнении с современными требованиями к рукоположению Полемика с гностическим богословствованием Искажения учения: «басни и бесконечные родословия» ( 1Тим. 1. 3–7 ), «пустые споры и словопрения» ( 1Тим. 6. 3–5 ), «негодное пустословие и прекословие лжеименного знания» ( 1Тим. 6. 20 ). Ложная христология. Возможные предположения о богохульстве Именея и Александра ( 1Тим. 1. 20 ). «Пустословы и обманщики из обрезанных» ( Тит 1. 10 ), «Иудейские басни и постановления людей, отвращающихся от истины» ( Тит 1. 14 ), «Глупые состязания и родословия, споры и распри о законе» ( Тит 3. 9 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Ап. Павел, указывая на откровение Св. Духа Божия, начертывает общую нравственную картину мира «последнего времени»: отступление от веры, «внимая духом обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим.4:1 ). «Последнее время» не есть только время второго пришествия Господа, как время заключительное в истории мира, – оно началось после первого пришествия Христа, уже в век апостольский. Уже тогда появились предвестники «последнего времени», ложные поборники духа (гностики), которые «чрез лицемерие» ( 1Тим.4:2 ), т. е. под видом благочестия возводили безбрачие в закон, в материи видели начало зла, некоторые виды пищи считали оскверняющими человека ( 1Тим.4:3 ) (блаж. Феофилакт говорит: «Мы тоже, кто не хочет вступать в брак, направляем к хранению девства, внушаем, что оно честнейше. Но отсюда не значит, что брак бесчестен – из того, что золото честнейше, не следует, что серебро не честно. Итак, могущий пусть берется за золото девства; а кто не может этого, пусть принимает серебро брака» (Цит. по еп. Феофану, Толков. пастыр. посл. св. ап. Павла, изд. 2-е, М., 1894). Доходя иногда до крайнего фанатизма в умерщвлении тела, они прибегали к оскоплению себя, желая таким путем достичь высших откровений. Апостол называет их «сожженными в своей совести» ( 1Тим.4:2 ), наподобие того как беглые рабы и преступники носят на себе выжженные места, знаки своих преступлений. Апостол же указывает, что все сотворенное Богом чисто и не предосудительно для употребления, лишь бы не было вредно для здоровья и принималось с благодарением и молитвою ( 1Тим.4:4–5 ). Конечно, если что-то соблазняет совесть брата, а также ради воздержания по уставу Церкви, христианин должен, по примеру Апостола, не есть того вовек ( 1Кор.8:13 ). Истинный пастырь должен «негодных бабьих басен» отвращаться, а упражнять себя в благочестии ( 1Тим.4:7 ) («упражнение» – от gumgaxw – упражнять, Тимофей должен упражнять себя, вырабатывать навыки «в благочестии», наподобие гимнастических упражнений, содействующих укреплению телесных сил), питаясь «словами веры и добрым учением» ( 1Тим.4:6 ). «Баснями» (басня – muJoz) Апостол называет различные языческие верования, облекшиеся в христианские термины. «Телесное упражнение», которое требует больших трудов, мало полезно, даже если понимать под ним упражнения подвижников: пост, безбрачие – полезны лишь в том случае, если способствует благочестию – истинному Богопочитанию; благочестие же полезно как для души, так и для тела, потому что «имеет обетование жизни настоящей и будущей» ( 1Тим.4:8 ). в) Пастырь как пример для верных; природа пастырства (1Тим.4:11–16)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

62 Ср. Пс. 17:30: “С Богом моим восхожу на стену”. В славянском переводе (“Богом моим прейду стену”), так же как и в Септуагинте, речь идет о прохождении “через” стену, о преодолении стены как некоей преграды. 63 Выражение “море жизни” (слав. “житейское море”) встречается у Оригена, Василия Великого, Иоанна Златоуста и др. авторов. Однако преп. Симеон здесь скорее всего имеет в виду литургический текст: “Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею...” (ирмос канона 6 гласа). 64 Ср. Быт. 2:8—9; Апок. 2:7. Отсюда начинается длинный ряд аллюзий на библейские тексты, в которых преп. Симеон находит отражение своего внутреннего опыта. 65 Ср. Исх. 16 (рассказ о манне небесной). 66 Ср. Числ. 20:8—11 (рассказ о Моисее, который извел воду из скалы). 67 Ср. Исх. 3:2—4 (рассказ о Моисее, которому Бог явился в пламени горящего куста; слав. “неопалимая купина”). 68 Ср. Исх. 3:5. 69 Ср. Исх. 14:21—28 (повествование о Моисее, который провел народ по дну Чермного моря). 70 Ср. Исх. 15:23—25 (рассказ о том, как Моисей превратил горькие воды Мерры в сладкие, бросив туда бревно). 71 Ср. Втор. 32:13. 72 Ср. Исх. 16. 73 Ср. Числ. 17:2—8. 74 Ср. Лк. 1(слова ангела Богородице). 75 Ср. Ин. 9(слова Иисуса слепому). 76 Ср. Ин. 11:38—44 (рассказ о воскрешении Лазаря). 77 Ср. Мф. 27:66. Упоминание о “печатях” (слав. “знамения”) встречается в пасхальных богослужебных текстах. Ср. Пасхальный канон: “Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба” (песнь 6, тропарь). 78 Гимн написан политическим пятнадцатисложником. 79 Здесь и далее на протяжении всего гимна преп. Симеон использует однокоренные слова monachos (монах), monos (один, одинокий), monazon (одинокий, уединенный), monazo (уединяться), memonomenos (отъединенный, отделенный). Передать эту игру слов в переводе не всегда удается. 80 Быт. 2:24. Ср. Мф. 19:5. 81 Ср. 1 Кор. 2:16. 82 Ср. Мф. 5:16. 83 Ср. Ин. 1:9. 84 Ср. Ин. 3:3. 85 Согласно трактату “О небесной иерархии”, приписываемому Дионисию Ареопагиту, все небесные бесплотные силы подразделяются на девять чинов: престолы, серафимы, херувимы, власти, силы, господства, начала, архангелы и ангелы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

Исходя из этой мистики, мы призваны сотрудничать с делом Божиим. Поступая так, мы сможем расширить Церковь, вывести за пределы чисто человеческой общины, замкнутой на себя. Песнь Даниила включает в странствующий народ Божий все создания. Экология, предлагаемая учительством Папы, основана на этой библейской духовности. Отнюдь не бросаясь в бездну идеологического катастрофизма, она побуждает нас верить, что своим ответственным действием мы можем способствовать восстановлению и сохранению общего дома. В единстве со всем творением мы продолжаем путь, с заботой и уважением к Земле, движимые надеждой на лучшее будущее. Хвала Господу помогает не замыкаться в пессимизме перед лицом кризиса, а верить в то новое, что прорастет из нашего сотрудничества с силой Божией. ПРИМЕЧАНИЯ: Франциск, Laudate Deum (LD), 1. В связи с этим напомним, что Папа Франциск в диалоге с раввином Авраамом Скоркой провел четкое различие между лидером неправительственной организации и лидером общины или Церкви. Ключевое слово для понимания разницы между ними и между этими уровнями — «святость», открытость для «трансцендентного» измерения: ср. J. M. Bergoglio — A. Skorka, On Heaven and Earth. Pope Francis on Faith, Family, and the Church in the 21st Century, London, Bloomsbury, 2013, 38 сл. Ср. LD 1. Ср. LD 61–73. Ср. LD 62. Там же, процитирована энциклика Папы Франциска Fratelli tutti (FT), 68. Ср. LS 83. Ср. LS 100; LD 65. Ср. P. Teilhard de Chardin, La mia fede, Brescia, Queriniana, 1993, 173. Ср. LD 14. Ср. P. Teilhard de Chardin, Il fenomeno umano, Brescia, Queriniana, 1995, 75. Ср. там же, 161 сл. Поэтому появление человека во вселенной представляет собой «революцию» в эволюции и в судьбе вселенной: ср. его же, Il posto dell’uomo nella natura. Il gruppo zoologico umano, Milano, Il Saggiatore, 1970, 46 сл. Ср. его же, Il fenomeno umano, цит., 275. Ср. там же, 249; его же, Il posto dell’uomo nella natura…, цит., 21–23. Ср. LS 68; 118; 119; 208. Ср. LS 222. Ср. LD 13. Ср. LD 21–25. Ср. LD 6. Ср. FT 34; 54. Ср. H. de Lubac, Il pensiero religioso del padre Teilhard de Chardin, Milano, Jaca Book, 1983, 274 сл. Ср. A. Spadaro, «“Abitare la casa terrena abbracciando il cielo”. Il viaggio apostolico di Francesco in Mongolia», в Civ. Catt. 2023 III 517-530. Андреас Гонсальвес Линд SJ 29 марта Источник: La Civiltà Cattolica Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Христос соединял Свою проповедь с благотворениями ( Мр. 7, 37 ), так что весь народ радовался о всех делах Его ( Лук. 13, 17 ). Согласно заповеди Христа ( Лук. 9, 12 ) и апостолы благовествование слова соединяли с делами благотворения, которые делали их приятными для слушателей ( Деян. 8, 6. 8; 13, 12 ). Также должны поступать и последующие проповедники слова Христова. Благовестнику Христову надлежит быть к своим слушателям в самых близких отношениях: он должен принимать близко к сердцу их нужды и страдания, чтобы они привыкли видеть его сострадающим везде, где только постигает кого-либо из них скорбь. В таком случае голос проповедника для них будет не чуждым, но знакомым; они будут внимать не одним только его словам, но будут видеть перед собою живого, близкого к ним человека, он будет говорить им своим сердцем, и они будут внимать ему сердцем. Хорошо об этом предмете рассуждает св. Григорий Двоеслов : «нельзя одобрить, пишет он, тех пастырей, которые посвящают свои занятия исключительно одним духовным предметам, так что внешние нужды паствы для них как бы не существуют. Пасомые, не видя в них сочувствия к своим нуждам, остаются в свою очередь равнодушны и к ним, пренебрегая большей частью их пастырскими наставлениями, хотя в существе своем и полезными, но слабодействующими на сердца их, мало к тому подготовленные и удовлетворением насущных потребностей не привлеченные... Семя слова Божия легко проникает в сердца их, возрастает и дает плоды тогда только, когда проповедник орошает и поливает его сострадательным милосердием к ним» (Пр. паст. 1, 7). Самым сильным мотивом благовестнической деятельности должна быть любовь проповедника к слушателям, сострадание к ним. О Христе евангелист повествует: Иисус увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много ( Мр. 5, 34 ; Мф. 9, 36 ). И если каждый проповедник не имеет в сердце своем такой же жалости к требующим научения, то он не может быть благовестником Христовым. С общим настроением любви в проповеднике должны соединяться (ср. 1Кор. 13, 4–7 ) кротость, снисходительность и бескорыстие – по примеру (1 Фесс. 2, 7. 9; 2 Фесс. 2, 7–10; 1Кор. 9, 1–22 ) и наставлению апостолов ( 2Тим. 2, 24. 25 ) и отцов Церкви. Так св. Игнатий пишет епископу смирнскому Поликарпу : «снисходи ко всем, как и к тебе Господь. Носи немощи всех. Если любишь только добрых учеников, еще нет тебе за это благодати: лучше худых покоряй кротостью» (гл. 1 и 2). Также св. Иоанн Златоустый в беседе на 1Тим. 2, 25 и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

I. Лицо, к которому Павел писал Тимофей, один из апостольских сверстников. Имя его означает: честь Божия, или почитающий Бога, или любезный Богу. Рожден от отца родом грека и матери иудеяныни, в Листре городке Иконии ( Деян.16:1,2 ); мать имел Евникию и бабку Лоиду, коих непорочная вера похваляется от Павла во 2 Послании к Тимофею ( 2Тим.1:5 ). С младых лет изучил Священные Писания ( 2Тим.3:15 ); от Павла, в Листре пребывающего ( Деян.14 ), к вере во Христа приведен ( 1Тим.1:2 ; 2Тим.3:11 ). Когда Павел его нашел достойным и узнал, что он совершенную от Церкви похвалу заслуживает, то заблагорассудил его избрать себе в спутника и служителя Евангелия; а как необрезание у иудеев в великой было ненависти, то, чтобы их привлечь ко Христу, Тимофея или своею рукою обрезал, или обрезать повелел, рассуждая о употреблении обрезания и о оставлении оного, по обстоятельству мест, времен и лиц ( Деян.16 :1с). После того Тимофей, млад будучи возрастом, но стар в вере и добродетели, Павлу сделался споспешником во благовестии Евангелия, как явствует из Деяний и надписей посланий, и разные по Евангелию и Церкви Иисуса Христа отправлял посольства ( 1Кор.4:17; 16:10 ; 1Фес.3:2 ). За веру, охоту, отвержение себя и тщание о спасении человеческом, особенно Павлу пред другими был любезен ( Флп.2:19–22 ); узы за Христа претерпел, и свободился от оных ( Евр.13:23 ). Наконец от Павла епископом поставлен в Церкви Ефесской 1Тим.1:3 . Он именуется от Павла присным чадом ( 1Тим.1:2 ; 2Тим.1:2 ), возлюбленным чадом, и верным о Господе ( 1Кор.4:17 ) братом и служителем Божиим, и споспешником во благовестии Христове ( 1Фес.3:2 ; Рим.16:21 ; 1Кор.16:10 ), и рабом Иисуса Христа ( Флп.1:1 ). II. Место и время писания Писано сие послание в Македонии, в городе Филиппах ( 1Тим.1:3 ), в 70-м году по Рождестве Христове, а в 17– м по вступлении в служение Тимофея. III. Случай Павел из Италии во Ефес возвратившись, нашел многие и великие погрешности; поскольку тут были льстецы, склоняющие к Моисееву закону, и люди любопытные, о пустых и негодных вопросах единственно между собою рассуждающие, презрев главное и к строению Божию, еже в вере, нужное учение ( 1Тим.1:3–10; 4:7; 6:3–5 ). Многие притом были, кои христианских должностей не исполняли, и жили бесчинно 1Тим.2:8–15; 3:11,12; 5:4 _ 16,20; 6:1,2,6–10,17–19. Также Александр и Именей от веры отступили, и других на свою сторону привлекать старались ( 1Тим.1:19,20 ). Нет сомнения, чтобы и сам Павел самолично постарался сие зло искоренить; но как сие требовало долгого времени, а Павел по обещанию поспешал в Македонию, то Тимофея оставил во Ефесе, дабы о всем том старался, о чем надобно стараться; и чтоб он сие сходственно и с важностью мог исполнить, то сим посланием, как некоторою грамотою апостольскою, его снабдил, которой тем наипаче ему был нужен, что много было там гордых, которое Тимофея презирали. ( 1Тим.4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

megaloyuc:a — собственно, не великодушие, а скорее «величие души». Ср.: Аристотель. Никомахова этика. 1123b слл.; Плотин. I.6.6; святитель Иоанн Златоуст. Беседа на 1 Кор. XI.1 (Migne J. — P. PG. LXI.89). 66 Ср.: 290; Клим. Алекс. Какой богач спасется. 3; Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. II.1.19–20. 67 Руфин заметно меняет смысл изречения и переводоит: Non oportet contemni ea quibus etiam post depositionem corporis indigemus. 68 Ср.: 92, 99. 69 Ср.: 34, 82е. 70 Ср.: 17. 71 Ср.: 197. 72 Ср.: 58, 59. 73 Чедвик отмечает, что себялюбие Филоном и Климентом Александрийским рассматривается как начало греха Аристотель различает хорошее и дурное себялюбие (Никомахова этика. IX.8). 74 Ср.: 411. 75 Ср.: 172. 76 Цитируется преподобным Венедиктом Нурсийским в «Уставе», глава 7: О смирении (The Rule of St. Benedict in Latin and English with Notes. Collegeville, Minnesota, 1980.  P. 200–201. 77 Ср.: 44. 78 Та же мысль встречается у Филострата (Жизнь Аполлония Тианского. VII.3). 79 Ср.: высказывание Хилона у Диогена Лаэртского I.70. 80 Ср.: Сир 28:17–18 (греч.; 28:20–21 (слав.)) 81 Ср.: 93, 383. 82 Ср.: Притч 10:19. 83 Ср.: 430, 431. 84 Cp.: 165d; Платон. Государство. 382c; 389b, 459c–d; Клим. Алекс. Стром. VII.53. 2.  Чедвик задается вопросом: неужели Секст рекомендует ложь? — и предлагает понимать изречение так: рассматривай ложь как яд (f_rmakon может означать и лекарство, и яд. или, если заменить farm_kJ на farmakщ, как козла отпущения, который должен быть изгнан. Святитель Василий Великий в 76 вопросе–ответе Кратких правил запрещает любую ложь даже в благовидных целях, ссылаясь на Ин 8:44 и 2 Тим 2:5, см.: святитель Василий Великий. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах//свт. Василий Великий. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1901.  С. 213–214. 85 Ср.: Клим. Алекс. Стром. VI.116.3. 86 Ср.: Сир 4: 23 (греч.; 4: 27 (слав.)) 87 Ср.: Сир 20: 7. 88 Ср.: 187; мысли Хилона у Диогена Лаэртского I.70. 89

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010