Люди, не пришедшие в разум Христа, всю жизнь свою проводят в заботах и печалях о многом; а тот, кто хочет мирно жить и на земле небесных благ вкусить, пусть удерживает свой ум от всех лукавых помышлений. Ибо в том и совершенство жизни во Христе, когда душа ни о чем земном не помышляет, потому и апостол Павел учит так: не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении и с благодарением открывайте свои желания пред Богом; и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе ( Флп. 4:6 ). Нам заповедано любить Бога всем сердцем, всею душою и всем помышлением, и потому-то, – говорит нам Господь, – упразднитеся и уразумейте, яко Аз есмь Бог ( Пс. 45:11 ). Итак, отврати свой ум, собрат мой, от всех земных попечений и тогда уразумеешь, сколько благ Господь; тогда не будешь уже помышлять о земном, ни говорить, ни слушать о том, что человеческое, но только о том, что Божие, – будешь вспоминать Бога, призывать Его милость и взирать на Его благость. И будешь ты тогда подобен ангелам, всегда видящим лице Отца небесного (Ср. Мф. 18:10 ), и говорить, как Матерь Господа: возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем ( Лк. 1:47 ). «Добро есть, – говорит Марк Подвижник , – главнейшую содержати заповедь: ни о чем же умом пещися, ниже по виду молитися, но токмо искати Царствия Божия, иже внутрь нас есть». Благо есть душе, ищущей Господа, – сказано в Писании, – и надеющейся с молчанием спасения Божия, благо есть (Ср.Пл. Иер.3:25 ). Беспечалие ума есть первейшее дарование духовное; от него происходит внимание слову Господню и веселие Духа Христова внутри человека. Ибо так говорит Дух Господень: се стою при дверях; аще кто услышит глас Мой и отверзет двери (сердца), прииду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною ( Откр.3:20 ). Так вот достигает душа оправдания Божия и радости спасения, мира и радости во Святом Духе! Блаженно малое, как Господь сказал, стадо, которому благоизволил Бог дать Свое Царство, которое не собирает себе сокровищ на земле, но богатеет верою и любовью к Богу. Блажен, кто, подобно апостолу, говорит: все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа; для Него я от всего отказался и все считаю тщетным (Ср. Флп.3:8 ). Таков бывает тот, кто приходит в познание Христа Бога, в познание Божией истины, он уподобляется купцу, ищущему доброго бисера, – как сказано в Писании, – который, нашедши драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее ( Мф.13:44–46 ). Сей приимет благословение от Господа и великую милость от Бога Спасителя своего. Таков вот род ищущих Господа, желающих прилепиться к Богу всем сердцем и помышлением своим!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Прем.6:5 . Страшно и скоро Он явится вам,– и строг суд над начальствующими, Прем.6:6 . ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны. 5–6 . Указывается новое побуждение «судьям земли» последовать наставлениям писателя в том, что их нарушения права и справедливости не останутся безнаказанными, «скоро будет суд над начальствующими». На этом суде они будут судимы с большею строгостью, чем люди «меньшие» их по своему общественному значению и власти. Прем.6:7 . Господь всех не убоится лица и не устрашится величия, ибо Он сотворил и малого и великого и одинаково промышляет о всех; 7 . «Господь всех». Таким названием Бог , вероятно, противопоставляется слабым земным владыкам ( Прем. 8:3 ). В Его могуществе далее указывается основание для Его справедливости и беспристрастного суда. «Он сотворил и малого и великого». Малый и великий – люди разного звания и состояния, как во Втор. 1:17 ; Откр. 13:16 . «Одинаково промышляет о всех». Идея промышления Божия в мире раскрыта писателем книги Премудрости Соломона широко ( Прем. 12:3, 14:3, 17:2, 11:10 ) и имеет чисто религиозный характер. Бог представляется, как всеобъемлющая, отечески заботящаяся о мире любовь. Здесь, таким образом, писатель приводил своих читателей к христианскому миросозерцанию. Прем.6:8 . но начальствующим предстоит строгое испытание. Прем.6:9 . Итак, к вам, цари, слова мои, чтобы вы научились премудрости и не падали. 9 . Новое обращение к царям «научиться премудрости» после доказательств необходимости этого. По контексту VI главы, понятие «премудрости» ( σοφα) взято здесь у писателя в религиозном и практическом значении (ср. 17–20 ст.). Это есть уменье сообразовать свои поступки с волей Божией, благочестие, добродетель. Однако, в дальнейшем ( Прем. 7:17–20, 8:8 ) писатель указывает и теоретический, интеллектуальный момент в понятии σοφα. «Не падали» – означает нравственное падение, грехи, как у Рим. 11:11 . Прем.6:10 . Ибо свято хранящие святое освятятся, и научившиеся тому найдут оправдание.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Центральным для развития христ. представлений о Л. как о враге человеческого рода стал засвидетельствованный в Евангелии от Луки ответ Иисуса Христа 70 ученикам, к-рые после исполнения своей миссии вернулись к Нему с радостью о том, что им «и бесы повинуются». Иисус говорит им: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк 10. 17-19). В христ. традиции Л., денница, противопоставляется Христу, Который Сам подобен «светильнику, сияющему в темном месте», и «утренней звезде (φωσφρος) в сердцах» верующих (2 Петр 1. 19). В кн. Откровение Иоанна Богослова, говорящей о последних временах, Иисус свидетельствует о Себе, что Он «корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр 22. 16; ср.: 2. 28). Отголосок библейского рассказа о падении денницы встречается в ветхозаветной апокрифической Еноха первой книге . Тайновидец повествует о том, как звезда, упавшая с небес, вступила в стадо пасущихся коров; за ней последовали мн. др. звезды, также присоединившиеся к коровам, к-рые после этого стали рождать слонов, верблюдов и ослов. Внутри стада возникла вражда, одни животные начали пожирать других, и все стадо внушало ужас «сынам земли», к-рые трепетали перед ним, пытаясь скрыться (1 Енох 86). В другой части книги падение ангелов описывается как схождение небесных стражей к земным женщинам (ср.: Быт 6. 1-4); их ждет наказание, и грех этот не может быть прощен (1 Енох 12). Первым из христ. авторов отождествил царя Тира из пророчества Иезекииля с диаволом Тертуллиан : «Ведь под именем князя Сора (Тира) подразумевается диавол: «И было ко мне слово Господа, гласящее: Сын человеческий, начни плач о князе Сора и скажи: Это говорит Господь; ты - то, в чем распечатывается подобие, т. е. ты снял печать с непорочности образа и подобия, венец красоты». Это сказано ему как самому выдающемуся из ангелов, как архангелу, как мудрейшему из всех» ( Tertull. Adv. Marcion. II 10. 3). Тертуллиан объясняет, что обличение пророка не могло относиться к земному царю, «потому что никто из людей не был рожден в Божьем раю, даже сам Адам, который туда, скорее, был перенесен; и никто не был поставлен вместе с Херувимом на святой горе Божьей, т. е. на небесной вершине, о падении сатаны с которой свидетельствует Господь» (Ibidem). Речь, по его мнению, идет об ангеле, к-рый был «мудрейшим до своего превращения в дьявола» и «настолько благ по установлению, насколько порочен по своей воле» (Ibid. II 10. 2).

http://pravenc.ru/text/2561096.html

D4), из которого следует, что св. Мелитон придерживался малоазийской практики, идущей от св. Иоанна Богослова, справлять Пасху 14 нисана, т.е. был квартодециманом 6 ; быть может, это было одной из причин забвения творений Мелитона в дальнейшем. Многие источники называют Мелитона епископом Сард 7 . Первое упоминание о христианах в Сардах – в Откр. 1–3 . Св. Игнатий Антиохийский , посетивший Азию по пути из Трои в Рим, не оставил ей отдельного послания (по Grant’y 8 , может быть потому, что Сарды лежали между Филадельфией и Смирной), но в любом случае епископ этого города был важной фигурой в Асийской церкви. В письме Поликрат говорит о Мелитоне как о евнухе (т. е. неженатом 9 ), a по переводу Руфина – «по причине Царствия Божьего» 10 , что связано с эсхатологической перспективой и ожиданием парусии (Второго Пришествия Господа). В другом фрагменте (D7, ср. ниже список Евсевия, 10), о Мелитоне упоминается как о пророке, почитавшемся многими христианами. Gran 11 остроумно замечает, что этот эпитет мог происходить от ораторского обычая Мелитона говорить от имени Христа (ср. гом. §§ 101–3; аналогичные примеры многочисленны в многовековой христианской литературе). Однако особые пророческие дарования, конечно, могли сохраняться в Церкви и во второй половине века, тем более что сам епископ «целиком жил в Святом Духе» (фр. D4), Авторитет святителя как православного писателя, «провозглашавшего Христа Богом и Человеком» (фр. D3 а), был в древности чрезвычайно высок. Св. Мелитон замечателен также как первый паломник в Св. Землю, первый составитель списка-канона книг Ветхого Завета и «сборника свидетельств» из Св. Писания о пророчествах и проображениях Христа в ВЗ (см. фр. A3). Он был сочинителем известной в древности апологии, до нас дошедшей только в двух фрагментах (А1–Α2) 12 . В этой же апологии Сардийского святителя можно найти зерно позднейших византийских представлений о связи христианства и монархии (см. фр. А1 с предисловием и комментариями). Гипотеза 13 о путешествии святителя в Рим для собственноручной передачи апологии императору, основанная якобы на выражении Евсевия 14 , не может быть положительно доказана какими-либо другими фактами.

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

Господь призывает нас все время укреплять веру. А иначе как противостоять соблазнам этого мира? Или вспомним другой отрывок – о вдове и неправедном судье, когда бедная вдова просила защитить ее от соперника, и так докучала и надоедала судье, что он, признавая себя не самым совестливым и богобоязненным человеком, пообещал удовлетворить ее просьбу (ср. Лк. 18, 1–6). Господь в назидание нам говорит, что если даже раб неверный решил защитить вдовицу, неужели Он не защитит Своих, верующих в Него: «А разве Бог, Который всегда слышит избранников Своих, взывающих к Нему день и ночь, не защитит их? Уверяю вас: Он не замедлит защитить их». И сразу после этого задается вопросом: когда Сын Человеческий придет на землю, найдет ли Он веру? (ср. Лк. 18, 8). К большому сожалению, сегодня многие наши современники вроде бы и тянутся к Церкви, но немало при этом отпадает. Как говорил наш покойный Митрополит Владимир (Сабодан), Церковь в последние времена будет предметом ненависти, поскольку враг рода человеческого будет искушать людей и навязывать им ненависть. И сегодня мы в какой-то мере становимся свидетелями этому. Митрополит Владимир (Мороз) – Владыка, непроизвольный вопрос: как же правильно относиться к происходящим явлениям в жизни Церкви православному христианину? – Как пишется в Откровении: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 11,13). – Надо полагать, эти слова можно отнести и к современному расколу под названием «ПЦУ» и признание ее иерархами ряда Церквей? – Нам нужно помнить, если даже новосозданное религиозное объединение признает весь мир, нас не должно это пугать. Во времена монофизитской ереси все отвернулись от Максима Исповедника, он остался один со своими учениками, которые претерпели страшные пытки: им отрезали руки, языки, носы, но он оставался непоколебим и сказал своим палачам: «Если даже весь мир признает вас, я останусь верен истине». И такое же было при Марке Эфесском, при Василии Великом, когда все поддержали ариан. Василий Великий предложил закрыть храм на замок и по очереди молиться. Перед кем дверь откроется, тот и будет прав. Последователи Василия молились в стороне, а ариане – перед храмом. Их было больше, и на их стороне был император. И даже после того, как замки сами открылись перед правоверными, арианская ересь не закончилась. Знаете, для некоторых врагов Церкви за океаном ничего не стоит подкупить всех Вселенских Патриархов (имею в виду глав Поместных Церквей) – скажем, дать каждому по 10 миллионов ( смеётся)... Если человек не имеет веры или верит, не имея цели и внутреннего содержания, – это его проблема. Мы должны это понимать и сохранять единство в вере, как говорится в Символе веры: «Верую во Единую, Соборную и Апостольскую Церковь».

http://ruskline.ru/opp/2020/01/16/ob_otn...

Откр.13:10 . «Кто ведёт в плен, тот сам пойдёт в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых». Объясн. Вся 13 глава Откровения изображает антихриста, который, будучи слугою сатаны, уведёт многих в плен, многих убьёт, но и сам будет убит духом уст Господних: 2Фес.2:8 , следовательно, к обычным войнам между народами это место не имеет никакого отношения. Не война для защиты отечества Священным Писанием осуждается ( Лк.14:31:3:14 ), а самоуправное и незаконное употребление оружия: Мф.26:51 . Быт.9:6 . «Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукой человека: ибо человек создан по образу Божию». Объясн. Здесь осуждается не война, на которую Сам Бог посылал Израильтян: Нав.8:1 , а самоуправное и незаконное употребление оружия. Если сказано, что начальник есть Божий слуга... не напрасно носит меч: Рим.13:4 , то в наказание делающему злое, очевидно, допустимо оружие отмщения со стороны правосудия. Из Евангельской истории видно, что воинское звание не воспрепятствовало получать от Иисуса Христа похвалу и исполнение просьбы: Мф.8:8–10 ; срав. Деян.10:1–7 ; Лк.3:14 . Исх.20:13 . «Не убивай». Объясн. Этой заповедью запрещается лишение жизни ближнего по гневу, ненависти и т.п. Но в других местах того же Ветх. Завета иногда предписывается воевать с другими народами, например, враждебно поступающими в коварстве своём: Чис.25:15–18 , а также предоставляется и суду поступать с убийцей по всем строгостям закона: Быт.9:6 ; Лев.24:21 . Закон о каре взявшим меч по гневу на ближнего не отменён: Мф.26:52 . Тот же самый начальник, который носит меч на злодеев внутренних, должен обращать меч свой и против злодеев внешних: Рим.13:3–4 . Основные места Священного Писания, относящиеся к вопросу о войне Чис.31:1–2 . И сказал Господь Моисею, говоря: Отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдёшь к народу твоему: Чис.25:16–18 ; ср. Нав.8:1 . Лк.3:14 . Спрашивали его (Иоанна Крестителя) также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Радость и заповедь (4–6). Предостережение от лжеучителей (7–11). Известия и приветствия (12–13). 1 Старец – избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину, 2 ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек. 3 Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви. 1–3. Старец: только в апокалипсисе ( Откр. 1:9 и парал.) апостол и евангелист Иоанн Богослов называет себя, как писатель, по имени – Иоанн; в Евангелии же и первом послании совсем не называет себя, во втором и третьем посланиях называет себя старцем. Так именует себя здесь апостол, без сомнения имея в виду свои преклонные лета, то есть называет себя старцем по возрасту, а не по должностному достоинству пресвитера (см. прим. к 1Пет. 5:1 ). Пиша частное послание к частному лицу, по частному побуждению, с частным характером, послание краткое, в виде частной записки, апостол, как частное лицо, прилагает к себе частное название – старец, подобно как и апостол Павел пред концом своей жизни в посланиях к Титу и Филимону называет себя старцем ( Тит. 2:2 ; Флм. 1:9 ), тем более что Иоанн был во время написания послания действительно глубокий, почти столетний, старец. – Избранной госпоже: нет надежных оснований предполагать, что эти названия обозначают имена собственные (Еклекта, Кириа), а не нарицательные. Называя себя в надписании послания не собственным (Иоанн), а нарицательным (старец) именем, апостол едва ли собственным, а не нарицательным именем хотел назвать и то лицо, к которому адресовано это частное письмо. Тем более удобно, и уместно, и возможно назвать ее не собственным именем, что те, чрез кого передано это письмо, знали сами точно, от кого и к кому это письмо. Слово – избранный иногда в новозаветных писаниях равнозначуще – христианин, и означает высокое достоинство призванного в Церковь Христову человека, члена Церкви (ср. 1Пет. 2:7–10 ; Рим. 8:33, 16:13 ; Кол. 3:12 ; 2Тим. 2:10 и др.). В понятии избранной, христианки, заключается само собою здесь понятие женщины, украшенной добродетелями и богобоязненной.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Далее, Христос в Евангелии именуется Истиной ( Ин.14:6 ). Пророк молит Бога «поднять знамя ради истины» , ради Христа. Очевидно, Христос отличается от Своего знамени, как наш земной царь отличается от двухглавого орла. Поэтому-то у боящихся Бога и должно быть видимое знамя ради истины Божией – Христа. Правда, имя Спасителя не может быть отделяемо от Его знамени ( Ис.11:10 ). Без имени Божия самое знамя у «боящихся Бога» потеряло бы силу. Но в то же время нельзя сказать, что Господь и Его знамя в мире – одно и то же (ср.: Пс. 59, 6 ). Теперь с новой силой мы должны ответить на вопрос: что же в Священном Писании именуется «знаменем», которое люди поднимали и поднимут ради истины – Христа? В кн. Чисел читаем: «и сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя... И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя...» ( Числ.21:8–9 ). Из приведенного свидетельства священной книги ясно, что знаменем называется тот шест, на котором висел медный змей. В Евангелии Иоанна Господь, вспоминая об этом событии, сказал: «и как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» ( Ин.3:14 ). Таким образом, Господь показал нам, что «знамя», поднятое Моисеем в пустыне, прообразовало его честной крест , а змей, повешенный на шест, – Христа , распятого на кресте. Знаменем в Слове Божием именуется, следовательно, Крест Христов, на котором Господь был распят. – Отсюда и молитва Царя Давида означает, чтобы Господь даровал людям Честной Крест , который они подняли бы «ради истины». Поднимаете ли вы Крест Христов для торжества истины Божией на земле? Петр Данилович ответил: – Рукотворенного креста мы не поднимаем и Святости ему не приписываем. Нас спас Христос, а не деревянный крест; да и евреи древние с верою взирали на медного змея, а не на шест. Почему Крест для нас без надобности... Я сказал: – Эта правда, что спасены мы Христом, Его кровию, а не деревом ( Откр. 1, 5 ). Но ведь в Слове Божием проповедуется, что Христос примирил нас с Богом именно «посредством креста, убив вражду на нём» ( Еф. 2, 16 ). Значит, крест деревянный в деле нашего спасения имел великую силу, как орудие нашего спасения. Потому его надобно почитать с любовию...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Данное при втором богоявлении Авраму обетование о даровании земли Ханаанской его потомству исторически исполнилось в завоевании Святой Земли во времена Иисуса Навина, а прообразовательно – в распространении Нового Израиля, Церкви Христовой, по всей земле. Аврам в Египте (Быт. 12:10 – 20) Очень трудный в моральном плане для экзегетов эпизод об отдании Сары в гарем фараона преподобный Ефрем Сирин истолковывает так: «Сара отведена в дом царев, чтобы обнаружилась любовь к мужу, когда и в плену не променяла мужа своего на царя, и чтобы дщери Сары в лице ее видели поучительный для себя пример, а именно, что, как Сара не прельстилась царством Египетским, так они не должны прилепляться к египетским идолам, к чесноку и луку, и как весь дом фараонов подвергнут казням для избавления Сары, так при избавлении чад ее будет поражен весь Египет. Домочадцы фараоновы наказаны были за то, что выхваляли красоту Сары и возбуждали в царе желание взять ее; сам же фараон наказан за то, что увел ее насильно и против воли заставлял быть его женою. Ибо если бы не боялась Сара, что умертвят и ее, и мужа ее, то не отдалась бы фараону» 79 . Отделение Лота и третье богоявление Авраму (Быт. 13:1 – 18) Относительно личности Лота и его веры у святых отцов существуют различные, иногда даже прямо противоположные мнения. Преобладающим является понимание того, что Лот сам был праведен, но веры Аврама вполне не разделял. Описываемое в книге Бытия отделение Лота от Аврама было и отпадением от ветхозаветной церкви, сосредоточенной в семействе патриарха. Общность с нею Лот меняет на нечестивое общество содомлян, прельстившись плодородием здешней земли. Таким образом, Лот являет образец неустойчивого в вере человека, изменяющего Церкви ради материальных благ. Последовавшее за отделением Лота третье богоявление Авраму было призвано, согласно святоотеческому истолкованию, поддержать патриарха, потерявшего значительную часть общины, и что важнее всего – Господь обещает Авраму, что, несмотря на все произошедшее, число его потомков будет как песок земной ( Быт. 13:16 ). Святой апостол Павел изъясняет смысл этого пророчества (см.: Гал. 3:7 ; Рим. 9:6–7 ), указывая, что верующие во Христа являются истинными наследниками веры Авраама и, соответственно, данных ему обетовании. Они-то, подлинные чада Авраама, кроткие сердцем, наследуют землю (ср.: Мф. 5:5 ), которой не будет конца (см.: Откр. 21: 22 – 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

И хотя здесь идёт речь не о втором славном пришествии Господа, а об открытии царства Христова, совершившемся через воскресение Христово ( Мф.28:18 ) и ниспослание Св. Духа на апостолов, однако не свободная от национальных иудейских предрассудков мысль учеников всегда могла по поводу указанных слов Господа спрашивать: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» ( Деян.1:6 ), за открытием коего непосредственно должен был следовать, по их ожиданиям, и конец мира. На существование в первохристианстве веры в близость парусии указывают, далее, распространившиеся среди первых христиан слова Господа о возлюбленном ученике, что «ученик тот не умрёт», самим Господом выраженные, впрочем, в гипотетической форме: «Аще хощу, да той пребывает, дóндеже прииду, что к тебе?» ( Ин.21:22 ). Св. Лука своей притче о минах, сходной по её основной мысли с притчей о талантах, предпосылает замечание, что сказана она была Господом, когда «Он был близ Иерусалима, и они (ученики) думали, что скоро (παραχρμα – немедленно, слав. – должно открыться царствие Божие» ( Лк.19:11 ), но потом начинает эту притчу словами: «Некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну»чтобы получить себе царство к возвратиться» ( Лк.19:12 ). Так как для путешествия в далёкую страну требуется и продолжительное время, то ясно, что указанной притчей Господь хочет рассеять заблуждение учеников, ожидавших скорого наступления Мессианского царства и непосредственно следовавшего за ним конца мира. Наконец, указание на внезапность второго пришествия и увещание к бдительности: «Сие же ведите, яко аще бы ведал дому владыка, в кую стражу тать приидет, бдел убо бы» ( Мф.24:43 ; Лк.12:39 ; ср. 1Фес.5:2, 4 ; Откр.3:3, 16:15 и 2Пет.3:10 ), а также сравнение в этом же смысле дня второго пришествия с сетью («Внемлите же себе, да не... найдет на вы внезапу день той: яко сеть бо приидет на вся живущия на лицы всея земли» Лк.21:34–35 ) и молнией («Якоже бо молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие – παρουσα – Сына Человеческого» Мф.24:27 ; Лк.17:24 ) – всё это могло быть при известных обстоятельствах истолковано учениками в смысле близости второго пришествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010