Эти последние, касаются отношений Бога к Своему избранному народу и образуют собственно главный центр, вокруг которого группируются все остальные. Бог избрал народ Израильский в Свою собственность и даровал ему закон, в исполнении коего вся жизнь и всё благополучие Израиля. Когда Израиль будет исполнять закон, тогда он будет благоденствовать. Жизненный опыт, однако, свидетельствовал, что до этого благоденствия далеко. Отсюда – надежда Израиля на лучшее будущее. И чем хуже и безнадёжнее было настоящее положение Израильского народа, тем напряжённее становилась его надежда на будущее. Вот почему ожидания лучшего будущего стали в Израиле особенно интенсивны со времени плена Вавилонского. Своей наибольшей остроты и напряжённости они достигли в век рождения Спасителя мира. Для нашего вопроса важно отметить, что у ветхозаветных пророков мы находим обе указанные идеи. С одной стороны их одушевляет твёрдая надежда, что владычество Бога проникнет в определённое Богом время весь космос. Целью явления Мессии будет именно устроение всемирного и вечного царства ( Ис.60 ; Дан.7:13–14 ), в состав которого войдут не только иудеи, но и язычники ( Зах.9:10 ; Ис.60:3, 10:14 ). С другой стороны пророки, как лучшие сыны своего времени и своего народа, в своих созерцаниях запечатлели национально-израильские чаяния своего времени. Тут они явились наилучшими выразителями теократического идеала Израиля. Эти национально-израильские чаяния нашли себе яркое выражение в ожидании «дня Господня», «дня Иеговы», «дня отмщения», когда Бог Израиля откроется, как Спаситель избранного народа и Судия врагов этого народа – язычников ( Иер.30:7–9 ; ср. Ис.2:12; 34:8; 61:2; 63:4 ). Время унижения народа избранного окончится, враги его будут уничтожены. Господь заключит с Израилем новый завет ( Иер.30:7–9, 18; 31:1, 33 и след.; Ис.2:12; 34:8; 61:2 ; Иез.34:20, 24; 43:7; 48:35 ; Соф.1:14–18; 3:16:17 ). Это случится с воцарением в Израиле мудрого и могущественного Царя из дома Давидова ( Ис.9:6 и след.; Ис.11:1 и след.; Ос.3:5 ; Иер.23:5 и след.; Иез.34:23 и след.; Иез.37:24 и след.), когда среди Израиля исчезнет грех и воцарится правда ( Ис.1:27; 4:2 ), когда преобразятся злые инстинкты животных и обновится внешняя природа ( Ис.11:6 сл.: Ис.65:20, 25 ; Зах.8:4 ), даже будет уничтожена смерть ( Ис.25:8 ; Ос.13:14 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

Кроме того, часто Бог говорит «через» пророка ( 3Цар.14:18, 16:12, 34 ; 4Цар.9:36, 14:25 ; Иер.37:2 ; Зах.7:7:12 ). Таким образом, то, что пророк произносит от имени Бога, говорит Сам Бог ( 3Цар.13:26 ; 3Цар.21:19 ; 4Цар 9:25–26 ; Агг.1:12 ; ср.: 1Цар.15:3:18 ). В этих и других местах Ветхого Завета слова, произнесённые пророками, являются также словами Самого Бога. Таким образом, неверие или неповиновение пророку является неверием в Самого Бога и неповиновением Ему ( Втор.18:19 ; 1Цар.10:8; 13:13–14; 15:3,19,23 ; 3Цар.20:35–36 ) 122 . Так же, можно обратиться и к учению Господа нашего Иисуса Христа. Если Он есть Сын Божий, то Его отношение к Писанию даст лучший ответ на вопрос о безошибочности. Во-первых, Христос последовательно рассматривает исторические повествования Ветхого Завета как достоверные описания событий. Христом были упомянуты: Авель ( Лк.11:51 ), Ной ( Мф.24:37–39 ; Лк.17:26–27 ), Авраам ( Ин.8:56 ), установление обрезания ( Ин.7:22 ; ср. Быт.17:10–12 ; Лев.12:3 ), Содом и Гоморра ( Мф.10:15; 11:23–24 ; Лк.10:12 ), Лот ( Лк.17:28–32 ), Исаак и Иаков ( Мф.8:11 ; Лк.13:28 ), манна ( Ин.6:31,49:58 ), медный змей в пустыне ( Ин.3:14 ), Давид как псалмопевец ( Мф.22:43 ; Мк.12:36 ; Лк.20:42 ), евший хлебы предложения ( Мф.12:3–4 ; Мк.2:25–26 ; Лк.6:3–4 ), Соломон ( Мф.6:29; 12:42 ; Лк.11:31; 12:27 ), Илия ( Лк4:25–26 ), Елисей ( Лк.4 ,:27), Иона ( Мф.12:39–41 ; Лк.11:29–30:32 ), Захария ( Лк.11:51 ). Был упомянут Моисей как законодатель ( Мф.8:4; 19:8 ; Мк.1:44, 7:10, 10:5, 12:26 ; Лк.5:14; 20:37 ; Ин.5:46; 7:19 ); часто упоминались страдания пророков ( Мф.5:12; 13:57; 21:34–36; 23:29–37 ; Мк.6:4 ср. Лк.4:24 ; Ин.4:44; 12:2–5 ; Лк.6:23; 11:47–51; 13:34; 20:10–12 ). Христос подтверждает достоверность рассказов из Бытия 1 и 2 ( Мф.19:4–5 ; Мк.10:6–8 ). Хотя цитаты, приведённые нашим Господом, были взяты из разных частей Ветхого Завета, а также одни периоды истории упоминались чаще, чем другие, совершенно очевидно, что Он знал события Ветхого Завета и считал их правдивой историей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Оскудеша очи наша, на помощь нашу всуе смотрящим нам, внегда надеяхомся на язык не спасающий (17 ст.) – истощились глаза наши от того, что мы тщетно смотрели, ожидая помощи, когда надеялись на народ, который не мог спасти нас от врагов. Этими словами пророк намекает на тщетное ожидание иудеями помощи от египтян (ср. Иер. 2:36–37 ). – Дух (дыхание) лица нашего (ноздрей наших, в русск. перев. жизни нашей) помазанный (χριστς – помазанник) Господь (правильнее было бы сказать – Господень, см. русск. перевод) ят бысть в растлениях их (20 ст.) – дыхание жизни нашей, помазанник Господень, т. е. царь, пойман в сетях их (в растлениях их, в русск. перев. – в ямах, вообще в том, что приготовлено врагами для погибели иудеев). 21–22 ст. Разрушение Иерусалима вавилонянами было предметом радости для исконных врагов народа Божия – идумеев, за это пророк угрожает им гневом Божиим. «Радуйтесь и веселитесь теперь, идумеяне (дщи Идумейска) живущие на земле (в русск. на земле Уц), но знайте, что и к вам придет эта чаша Господня (т. е. испитая Иерусалимом) и вы упьетесь до того, что выльете её (21 ст.). Наказание за твое, Иерусалим (дщи Сионя), беззаконие (ср. 6 ст.) кончилось, Он (Господь) уже не будет более изгонять (не приложит ктому преселити) тебя» (точнее – жителей твоих); а наказание за ваше нечестие, идумеяне, еще впереди: Господь посетит (гневом Своим – ср. толков. на Иер. 32:5 ) беззакония ваши, идумеяне (дщи Едомля), обнаружит все нечестия ваши» (22 ст.). Радуйся и веселися, дщи идумейска, живущая на земли, и на тебе приидет чаша Господня 159 (21 ст.) – этими словами пророк указывает на ту злобную радость, которую выражали идумеяне при разрушении Иерусалима вавилонянами, угрожая им за это теми же самыми бедствиями, которые понес Иерусалим; за то же самое и тем же угрожали идумеянам и другие пророки ( Пс. 136:7 ; Иез. 25:12–14; 35:15 ). – Посетил есть беззакония твоя, дщи Едомля, откры нечестия твоя (22 ст.) – здесь пророк в прошедшем времени (посетил есть откры), говорит о том же будущем, о чем выше сказал: на тебе приидет, выражая этим полную уверенность свою в исполнении того, что говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Ст. 1. Отношения Иерусалима, матери народа иудейского, уподобляются отношениям жены к мужу (ср. Иер. 2:2 ; Иез. 16:3–12 ). По закону Моисееву, муж жены, не нашедшей благоволения в очах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, имел право вручить ей от себя разводное письмо (сефер керитут) и выслать ее из дома ( Втор. 24:1–3 ). Сообразно этому, Иерусалим, уподобившийся неверной жене (ср. Иер. 3 ), заслуживал быть отверженным Господом, а жители его, как дети неверной жены, – лишиться благоволения и защиты своего Отца. Так по суду человеческому, но не так по суду Божию. Не от Господа происходит отвержение своего народа ( Рим. 11:1–2 ) и не Он продал чад своих. Сами они отреклись Святого и Праведного ( Деян. 3:14 ), и один из учеников Его продал своего Учителя. А посему, будучи рабами греха ( Ин. 8:34 ), проданными греху ( Рим. 7:14 ), они, поскольку оброцы греха смерть ( Рим. 6:23 ), явились во власти имущаго державу смерти, сиречь диавола ( Евр. 2:14 ). Ср. св. Кир. ал. Ст. 2–3. Иерусалим, избивавший пророков и побивавший камнями посланных от Господа ( Мф. 23:37 ), в самый день посещения его Господом не уразумел того, что служило к миру его ( Лк. 19:42 ). Его граждане не узнали Пришедшего свыше и не приняли свидетельства Его ( Ин. 3:31–32 ), не узнали Того, о Ком писал Моисей ( Ин. 5:46 ), Кто некогда провел отцов их по дну Чермного моря ( Исх. 14 ), разделил воды Иордана (И. Нав. 3 ), обратил в кровь воду в реках египетских, так что погибла бывшая там рыба ( Исх. 7:20–21 ), и навел трехдневный мрак на Египет ( Исх.10:21–22 ). Пришествие Господа к народу иудейскому совершилось в лице Отрока Господня об учительстве и общественном служении которого среди иудеев и говорится далее в ст. 4–9. Относительно заключающегося здесь пророчества блаж. Иероним, между прочим, пишет: “Иудеи, отделяя эту главу от предыдущих, желают относить ее к лицу пр. Исаии, будто он говорит здесь о получении им дара слова от Господа, о поддержании ослабевшего и блуждающего народа и призыве его к спасению, а также о том, что, подобно малым детям, обучающимся в утренние часы, он слышит от Духа Святого то, что должен говорить, и – что он не противоречил велению Его, но на вопрос Господа: кого послю и кто пойдет к людем сим ( Ис. 6:8 ), ответил ему: се аз есмь, посли мя; а за то, что сказал: слышите слово Господне, князи содомстии: внемлите закону Божию, людие гоморрстии ( Ис. 1:10 ), он жестоко потерпел, так что подвергся не только словесным оскорблениям, но и побоям. Тем не менее, сознавая повеление Божие, он не устрашился, а по сказанному у Езекииля (3:8) отразил все нападки их“. Это могут говорить, прибавляет блаж. Иерон., те, которые всячески стараются извратить пророчества о Христе и посредством неправильного толкования дать им превратный смысл. Сам блаж. Иерон., как и другие учители и отцы церкви, относят это пророчество к лицу Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

3. Кому другому Бог заповедал построить святилище или храм? «Господь сказал Давиду (отцу Соломона): у тебя есть на сердце построить храм Имени Моему, хорошо, что это на сердце у тебя. Однако не ты построишь храм, а сын твой, который произойдет из чресл твоих, – он построит храм Имени Моему». 2Пар.6:8. 9 ; Ср. 2Цар.7:1–13 . Примечание. Подробно об устройстве Соломонова Храма читай в 3Цар. гл. VI и VII; 2Пар. гл. II, III, IV, V. 4. Какие изображения были в скинии и Храме Израильском? Читай о сем Исх.15:18, 22 – 26:1, 31 – 3Цар.6:18, 29 , –7:23–25, 29. (Ср. Иез.41:17–19, 25 ). 5. Откуда видно, что Господь благоволил к храму Соломонову? «После того, как Соломон кончил строение храма Господня и дома царского и всё, что Соломон желал сделать, явился Соломону Господь во второй раз, как явился ему в Гаваоне; и сказал ему Господь… Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать Имени Моему там вовек; и будут очи Мои, сердце Мое там во все дни». 3Цар.9:1–3 . (Ср. 2Nap. VII ). 6. За что же Бог попускал иноплеменникам разрушать свой храм? «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего». 3Цар.9:6–7 . (Ср. 2Пар.7:17–22 ; Иер.12:1–7 ; 2Макк.5:18–20). 7. Как пророчествовали пророки о новозаветном Храме? «Приидет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф… Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф: и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» Аг.2:7, 8 . – Читай Пр. Зах.6:12, 13, 15 ; Uc. LX гл.; Иез.37:24–28 . 8. Где показано в Евангелии, что Иисус Христос благоволил к рукотворен. храму и утвердил его? «Пришли в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храм; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес чрез храм какую-либо вещь, и учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников»? Мк.11:15–17 . (Ср. Ин.2:14–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сир.4:35 : «Да не будет рука твоя распростертою к принятию и сжатою при отдании». Деян.20:35 : «…блаженнее давать, нежели принимать». Сир.5:1,10 : «Не полагайся на имущества твои и не говори: «станет на жизнь мою»... Не полагайся на имущества неправедные, ибо они не принесут тебе пользы в день посещения». Лк.12:15–19 : «смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения... и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?». Сир.5:12 : «Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово». Иак.1:8 : «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих»; Мф.5:37 : «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет...». (В книге Сираха настолько много параллелей с Новым (и Ветхим) Заветом, что я ограничился рассмотрением лишь пяти глав – десятой части этой книги) 670 . Посл. Иер.5 : «…скажите в уме: Тебе должно поклоняться, Владыко!». Мф.4:10 : «…написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Посл. Иер.6 : «Ибо Ангел Мой с вами, и он защитник душ ваших» (ср. Дан.12:1 : «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего...»; ср. также Пс.33:8 ; Пс.90:11 ). Лк.4:10 : «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя». Вар.3:23 : «…пути премудрости не познали и не заметили стезей ее». 1Кор.1:21 : «мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией». Вар.3:27 : «Но не их (сильных) избрал Бог, и не им открыл пути премудрости». 1Кор.1:27 : «но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное». Вар.3:29 : «Кто взошел на небо, и взял ее (премудрость), и снес с облаков?». Рим.10:6 : «кто взойдет на небо? то есть Христа свести». Вар.4:7 : «ибо раздражили Сотворившего вас, принося жертвы бесам, а не Богу». 1Кор.10:20 : «...язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу». Вар.5:7 : «Бог определил, чтобы всякая высокая гора и вечные холмы понизились, а долины наполнились…».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Большинство исследователей согласны в том, что «знамения» показывают прежде всего действие Самого Бога во Христе, т. е. мессианство Иисуса ( Fortna. 1970; Köstenberger . 1998). Чудеса исцеления больных и воскрешение Лазаря свидетельствуют о животворящей силе Христа (5. 25). Превращение воды в вино и насыщение многих знаменуют исполнение надежды на изобилие, которое принесет Мессия (1 Енох 10. 19; 2 Вар 29. 5; Iren. Adv. haer. V 33. 3). Прозрение слепорожденного связано с характерными для Евангелия от Иоанна образами - тьма и свет, духовное видение и вера, суд и грех. Знамения не просто доказывают Божество Христа, но свидетельствуют о спасении Богом мира через Иисуса Христа, исполняющего волю Отца. Бог в конце времен вошел в человеческую историю: «И Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин 1. 14). Обладатель животворящей силы, Христос подает спасение всему тварному миру через знамения; смысл Его служения выражается образами того, что, согласно иудейским представлениям, является самым необходимым для жизни: хлеб (Исх 16. 12 слл.; Ин 6. 32-33), вода (Зах 13. 1; 14. 8; Иез 47. 1; Ис 12. 3; 2. 3-10), вино (Ам 9. 13-14; Ос 14. 8; Иер 31. 12; Ин 3. 10), исцеление человеческого тела (Иер 14. 19; 46. 11; Лев 14. 3; Ис 19. 22; Ин 5. 2-9; 9. 1-7), возвращение к жизни, воскрешение (4 Цар. 13. 21; Иез 37. 1-14; Ин 11. 1-44). «Знамения», т. о., ведут к вере не столько в чудотворную силу Христа, сколько в то, что во Христе действует Сам Бог, открывая Себя в Нем и исполняя Свой Промысл о спасении человечества. Для спасения недостаточно веры в чудодейственную силу Христа ( Bultmann. 1941; Kysar. 1993; Koester. 2003 и др.), очевидцы чудес не становятся верующими, как, напр., фарисеи (гл. 9), иудеи (2. 23-25; гл. 6), Никодим (ср.: 3. 1-2) и расслабленный у купели Вифезда (5. 13). В Евангелии от Иоанна особо подчеркивается эта мысль: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» (12. 37), т. е. не признали в свершившемся чуде «знамения» как действия Бога во Христе. Вместе с тем нек-рые люди уверовали во Христа, не видев знамения,- их вера не выше и не ниже веры тех, кто были очевидцами знамений: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (20. 29). «Видение» отождествляется, т. о., с «пониманием» того, что Бог через Иисуса Христа спасает людей ( Dodd. 1953).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Распятие было самой жестокой казнью, которой подвергались преступники из низших слоев населения, не имевшие римского гражданства; всякий еврей, отдававший в руки римских палачей своего собрата, естественно, вызывал у народа отвращение. Публичная порка в синагоге была формой наказания членов еврейской общины, нарушивших закон (см. коммент. к 10:17); «из города в город» – см.: 10:23. 23:35. Пролитие крови было тяжким преступлением, ответственность за которое распространялась на все общество ( Втор. 21–9 ). Отмщение брал на Себя Сам Бог ( Втор. 32:43 ; Пс. 78:10 ). В еврейской Библии иной порядок книг, чем в современных переводах Ветхого Завета. В ней Захария – последний мученик ( 2Пар. 24:20–22 ), а Авель – первый, как и в наших Библиях ( Быт. 4:8 ). Иудаистскаятрадиция дополняет рассказы о мученичестве обоих праведников, утверждая, что после смерти Захарии в храме появились потоки крови, которые не остановило бы умерщвление и тысяч священников (ср. также: Быт. 4о крике крови). Убитый в храме Захария был сыном священника Иодая ( 2Пар. 24:22 ), а не сыном Варахииным ( Зах. 1:1 ), который жил гораздо позднее. Но Матфей использует принятую у еврейских толкователей методику сочетания ключевых слов, объединяя двух Захариев, ссылаясь на одного и намекая на Другого, как он проделал это с АмономАмо-соми АсойАсафом в родословии в гл. 1. (Предположение о том, что имя «Захария» указывает на еще одного пророка, принявшего мученическую смерть в 67 г. н. э., не имеет под собой оснований.) 23:36 . Выражение «род сей» встречается также и в Мф. 11:16; 13:39,45; 16:4 ;см.коммент. к 24:34. Речь идет о поколении, которое увидит разрушение храма. О грехе, который лежит на всех поколениях, и о суде, который падет на самое виновное из них, см. в Иер. 16:10–13 . 23:37 . Согласно иудаистской традиции, еврейский народ защищен Божьими крыльями, а обращая язычника в иудаизм, еврей приводит его «под крылья Божественного присутствия». В Ветхом Завете Бог тожеизображается как орел, простирающий крылья над своими птенцами ( Втор. 32:11 ; ср.: Исх. 19:4 ), защищающий Израиль своими крыльями ( Пс. 16:8; 35:8; 56:1,2; 60:5; 62:8; 90:4 ) ((устрашающий его врагов ( Иер. 49:22 ). Это один из ветхозаветных образов любви Бога к Своему народу. Здесь эту божественную роль исполняет Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Согласно вопросу Навуходоносора ( Дан.2:26 ), Даниил сперва излагает содержание сна, а затем ( Дан.2:36 ) переходит к его объяснению. В качестве ответа на думы царя о том, что будет после него ( Дан.2:29 ), т. е. останется ли созданная им монархия вершительницею судеб мира или же уступит место другим империям, сновидение излагает историю смены четырех земных монархий и водворения на земле Царства Божия. Дан.2:37 . Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал цар­с­т­во­, власть, силу и славу, Дан.2:38 . и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и по­ставил тебя владыкою над всеми ими. Ты – это золотая голова! Относя символ золотой головы к Навуходоносору ( «ты – это золотая голова»), пророк разумеет в лице его всю вавилонскую монархию, на что указывают слова: «после тебя восстанет другое царство, ниже твоего» ( Дан.2:39 ). По указанию истории, это другое царство восстало не после Навуходоносора, а после всех его преемников по престолу, – сменило вавилонскую империю. В сновидении она олицетворяется в личности Навуходоносора, так как ему, «царю царей» (ср. Иез.26:7 ), всемирному завоевателю (ср. Иер.27:6 ; Иер.28:14 ), обязана своим существованием, могуществом, славой и всемирным характером. Как первая в преемственном ряду всемирных империй, вавилонская монархия изображается под видом головы; как отличавшаяся, особенно при Навуходоносоре, величием и блеском, она – золотая голова. Дан.2:39 . После тебя восстанет другое цар­с­т­во­, ниже твоего, и еще третье цар­с­т­во­, медное, которое будет владыче­с­т­во­вать над всею землею. Символический образ непосредственно следующего за вавилонским государством – две серебряных руки, сходящиеся в одной груди ( Дан.2:32 ), указывает одновременно и на его двухсоставность, и на его единство. Такова была мидо-персидская империя, единая и нераздельная ( Дан 8.20 ) при двух входящих в ее состав народностях. В качестве преемственно следующей за вавилонской она рассматривается и самим пророком Даниилом ( Дан.5:28 ). История мидо-персидского царства не отличалась свойственным вавилонской монархии величием и блеском, почему оно и называется «низшим ее». Третье в преемственном ряду царство, уступая двум первым по внешнему блеску (медное туловище истукана), значительно превзойдет их своим могуществом и силою: «будет владычествовать над всею землею». Подобным характером отличалось, по свидетельству 1 Маккавейской книги, царство греческое. Его основатель – Александр Македонский прошел до пределов земли, господствовал над областями, народами и властителями, заставил землю умолкнуть пред собою ( 1Мак.1:3–4 ). Сменившим мидо-персидскую монархию царство греческое считается и у пророка Даниила ( Дан.8:8–7, 20–21 ) и в 1 кн. Маккавейской ( 1Мак.1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

—422— Перед Ним должна трепетать вся земля ( Авв.2:20 ); подобно вихрю, Он проходит до конца земли и беспощадно карает язычников ( Иер.25:30–38 ), неся всюду с Собою кровь и смерть ( Иез.28:23 ), и в этом – Его величие и святость ( Иез.28:22 ; ср. Мих.1:2 ; Ис.5:16 ). Если, таким образом, Божественная святость выражается, с одной стороны, в спасении Израиля, призванного к совершенству, а с другой стороны, в суде над язычниками, которые в глазах Божиих являются носителями греха и беззакония (плоть – Иер.25:31 ), то отсюда понятно, что святым Бог завета называется в смысле отрешенности от зла и противоположности греху. Его бесконечное нравственное величие не исключает собою возможности общения с тварными существами вообще, но только исключает возможность близости Божества к тварному созданию и к человеку в частности в их греховном, неочищенном состоянии ( Ис.6 ; 1Цар.6:20 ; Исх.19:22 ; Числ.4:15 ). Нравственная природа святости Божией, как принцип, приближающий к себе добро и отталкивающий зло, требует и от Израиля нравственного усовершенствования, приближения к добру и отвращения от зла. Но человек слишком слаб; поэтому первоначальная инициатива союза между Богом и Израилем, гарантирующего последнему спасение, принадлежит стороне сильнейшей. Объективный фактор освящения Израиля заключается в промыслительном и законодательном попечении о нём Бога. Святой Израилев освободил Свой народ от египетского рабства ( Ис.43:3 ), отделил от всех язычников ( Лев.20:26 ), избавлял его ( Ис.47:4 ), помогал ему ( Ис.41:14 ; Пс.19:3 ), научил истинному пути (48:17). И все эти благодеяния покоятся на идеальном назначении Израиля быть живым носителем Божественной святости, быть светочем откровенной истины, дабы язычники видели величие Иеговы. Исключительно по Своей свободной любви Господь избрал Израиля из среды всех прочих народов земли, сделал его Своим достоянием, Своею собственностью ( Втор.7:6–8 ; Иез.37:28 ). Он облек его правом входить в общение с Собою, отделил его от греховного мира ( Лев.20:26 ), сделал его царем и священником в ряду прочих народов ( Исх.19:5–6 ). Отсюда народ избран-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010