За год до падения Иерусалима (588) Господь объявил, что город кровей будет предан огню, как покрытый накипью котел ставят на огонь, чтобы накипь сошла с него (Иез. 24). В тот год внезапно умерла жена Иезекииля, «утеха очей его»; но Господь воспретил ему показывать свою скорбь. На следующий день пророк объявил людям, что они так же утратят самое дорогое и что несчастья обрушатся столь внезапно, что не будет времени сетовать и плакать. Некоторое время спустя после падения Иерусалима (587) один из спасшихся достиг Тель-Авива и рассказал о разрушении города (см.: Иез. 33: 21). И вновь пророк был поражен немотой, а затем заговорил, чтобы разрушить ложные надежды спасшихся бегством, предсказав, что беды на этом не закончатся и вся страна будет опустошена. Затем он торжественно обличил пастырей Израиля: царя, священников и вождей – за их злодеяния и алчность, за то, что они пасли себя самих, вместо того чтобы пасти свой народ. Он возгласил, что Господь вновь будет пасти Свое стадо и станет Пастырем Своего народа, чтобы привести в Землю Обетованную и пасти на высоких горах Израилевых (см.: Иез. 34). Когда закончится изгнание, в Израиле больше не будет царей, потому что в ту эпоху Господь Сам воцарится над Своим народом через нового Давида, Доброго Пастыря (ср.: Ин. 10: 11–18): «И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них (Иез. 34: 24) и будет у них пастырем» (Иез. 34: 23). Израиль обесславил имя Божие, блудодействуя с язычниками, но Господь пощадит народ ради имени Своего, и освятит великое имя Свое, и узнают народы, что Господь есть Бог, когда явит Он на Израиле святость Свою. Бог через пророка возвестил, что вернет народ из изгнания, очистив от всякой скверны: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36: 26). Он вложит в них Дух Свой, чтобы они ходили в заповедях Его и соблюдали Его уставы, – и обновленный народ умножится, как великое стадо жертвенных овец (см.: Иез. 36: 37).

http://pravoslavie.ru/55255.html

Иез.44:11 .  Они будут служить во святилище Моем, как сторожа у ворот храма и при­служники у храма; они будут заколать для народа всесожже­ние и другие жертвы, и будут стоять пред ними для служе­ния им. Низшее служение при храме, назначаемое для левитов, также как высшее служение священников будет сводиться к двум главным родам: страже и, собственно, священнослужению (ср. ст. 16). Под руководством священников левиты будут стражами у ворот храма (для чего последние снабжены комнатами – Иез.40.7 ) и прислужниками при жертвоприношениях. Этот последний род церковнослужения ( «прислужники у храма») будет состоять в закалании всесожжении и других жертв для народа; для князя жертвы, по-видимому, закалали сами священники – Иез.46.2 ; они же одни закалали жертвы за грех и преступление – Иез.43.19 ; остальные жертвы по Моисееву закону, по-видимому, предоставлялось закалать самому жертвователю: Лев. 1:5, 11, 3:2, 4:28, 38 , – который, если затруднялся сделать это или просто не желал, поручал опытному левиту. Таким образом, служение левитов было не столько Богу (ср. ст. 16), сколько народу: слав. «станут пред людьми (стоять пред кем-либо ­­ служить: Быт 41.46 ; Втор 1.38 и др.; рус. неясно: «пред ними») еже служити им». Но так как оно касалось и Бога и происходило в непосредственной близости к Его святилищу, то оно было и должно быть почетным и вожделенным для каждого ( Пс 83.11 ), а посему противозаконно поручалось ранее иноплеменникам (см. объяснение ст. 7). Замечательно, что и после плена левитов в сравнении с священниками оказалось так мало (340–360, из них только 74 состоящих при священниках, тогда как последних было 4289, – по 1Езд 2.36–41 ; Неем 7.43–45 ; Ездра позже разыскал еще только 38), что пришлось недостаток их восполнить нефинеями, прежними иноплеменными служителями храма. Иез.44:12 .  За то, что они служили им пред идолами их и были для дома Израилева соблазном к нечестию, Я поднял на них руку Мою, говорит Го­с­по­дь Бог, и они по­несут нака­за­ние за вину свою; Идолослужение левитов непростительнее им, чем народу, так как они предназначены были для непосредственного служения Богу, а стали служить идолам; зато теперь, в новом храме они и будут служить не столько Богу, сколько народу, которого они своим авторитетным примером ввели в соблазн ( «соблазн к нечестию», слав.: «мучение неправды», см. объяснение в Иез.7.19 «поводом к беззаконию»). Бог с клятвою ( «поднял на них руку Мою» см. объяснение Иез.20.5 ) обещает им кару за этот возмутительный (отсюда клятва) грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.34:26 .  Дарую им и окрест­ностям холма Моего благо­слове­ние, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благо­слове­ния. Новые отношения между Богом и Израилем коснутся и бездушной (не одушевленной лишь, как в 25 ст.: зверей) природы, сообщив ей необыкновенное плодородие; так как последнее в Палестине зависело всецело от дождя, то о нем и речь ближайшим образом. – «Холма Моего», т. е. Сиона, общее – Иерусалима с его храмом, который по XLVII гл. будет каким-то таинственным образом (см. объяснение там) обусловливать исходящею из него рекою плодородие будущей (таинственной) обетованной земли. Иез.34:27 .  И по­левое дерево будет да­вать плод свой, и земля будет да­вать про­изведе­ния свои; и будут они безопасны на земле своей, и узнают, что Я Го­с­по­дь, когда сокрушу связи ярма их и освобожу их из руки по­работителей их. Ср. Лев. 25:18–19, 26:3–4 . – «Безопасны» – слав. «с надеждею мира». – «Сокрушу связи ярма их». Израиль мыслится под образом подъяремного животного. Ярмо состояло, как и теперь, из двух частей, связанных поперечным бревном. – «Освобожу из руки поработителей их». Ближайшим образом разумеется освобождение от халдейского ига. Иез.34:28 .  Они не будут уже добычею для народов, и по­левые звери не будут по­жирать их; они будут жить безопасно, и никто не будет устрашать их. Иез.34:29 .  И про­изведу у них насажде­ние славное, и не будут уже по­гибать от голода на земле и терпеть по­срамле­ния от народов. «Полевые звери», может быть, синоним «народов». – «Насаждение славное». Может разуметься вся растительность земли, которая по Иез.36.35 станет настоящим раем. Но выражение напоминает и нередкое у пророков ( Ис 11.1 ; Иер 23.5 ; ср. Иез.17.22 ) представление Мессии под образом отрасли; такому пониманию благоприятствует употребленный здесь глагол, точнее переводимый не «произведу», а как у LXX: «восставлю», и чтение LXX: «сад мирен» (читали шалом, мир, вместо лешем, во имя, славный). «И не будут к тому малы числом на земли» – только в слав. Библии. – «Не будут уже погибать от голода на земле», особенно частого во время постоянных опустошительных войн у евреев с соседями (подтверждение для «мирный» LXX); вообще же Ханаан отличался плодородием. – «Посрамление» за бедность, доходившую до голода.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– «Изгнал тебя Херувим». LXX сочли последнее подлежащим («и сведе тя херувим») в виду Быт 3.24 . Иез.28:17 .  От красоты твоей воз­гордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты по­губил мудрость твою; за то Я по­вергну тебя на землю, перед­ царями отдам тебя на по­зор. «Погубил мудрость». Неразумная политика по отношению к Навуходоносору. – «Повергну... на землю» – свергну с престола или св. горы. – «На позор» предполож. перевод евр. απ. λεγ.; слав. «во обличение». Иез.28:18 .  Множе­с­т­вом беззаконий тво­их в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и по­жрет тебя: и Я пре­вращу тебя в пепел на земле перед­ глазами всех, видящих тебя. «Святилища» едва ли разумеются языческие, напр., храм Мелькарта, а, должно быть, состояние невинности и чистоты, святость горы Божией, причем мн. ч. – pluralis majestatis. – «Огонь», «пепел» – указание на сожжение города, причем образ Тирского царя сменяется образом олицетворяемого города, что естественно при окончании речи. Иные видят здесь указание на феникса (мифологическое извращение идеи херувима) с его самосожжением. Иез.28:19 .  Все, знав­шие тебя среди народов, изумят­ся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки. Ср. Иез.27.36 . Рефрен плача над Тиром. Иез.28:21 .  сын человеческий! обрати лице твое к Сидону и изреки на него про­роче­с­т­во, Сидон – город, древнейший Тира ( Быт 10.19 ), названный уже в Тель-Амарнской надписи (Цидуна, в др. надп. Сидину, корень «охотиться», «ловля» (т. е. рыбная), издревле находился под гегемонией более могущественного Тира; так, по-видимому, было и при Иезекииле ( Иез.27.8 ); но при этом он чувствовал за собою известную самостоятельность (в Иер 25.22 и др. Сидонские цари называются подле Тирских). Судьба его в Ветхом Завете всегда связывается с Судьбою Тира ( Иер 47.4 ; Ис 23 ; Иоил. 3.4 ; Зах 9.2 ). После не совсем удачной, но все же ослабившей Тир 13-летней осады его Навуходоносором С. заступает его место: он был большим и могущественным городом, когда его разрушил Артаксеркс III Ох в 351 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– Не указывается ли, затем, на полную историю Исаии в 2Пар.32:6–8 ? Здесь говорится, что царь Езекия увещал народ такими словами: «будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более, нежели с ним, с ним мышца плотская, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться в бранях наших?» Если такие сведения, как в 4Цар.8:14–16 (об уплате дани Езекией Сеннахериму) еще не ведут к предположению более полного текста, принадлежащего Исаии и заимствованы, может быть, напр. из анналов; то приведенные слова увещания (Езекии) скорее предполагают текст Исаии (в котором заключалось также, может быть, известие о религиозных преобразованиях Езекии – ср. 2Пар.29–31 глл. и молитва Езекии, выпущенная в книге Царств). – Но был ли, или не было более полного текста Исаии, написание исторического отдела книги Исаией остается несомненным. – Что исторический отдел ( Ис.36–39 гл.) находился первоначально в книге пр. Исаии, а не в книге Царств, подтверждение этого можно находить и в книге пр. Иезекииля. В своем пророчестве о Фараоне, царе Египетском, пр. Иезекииль говорит: «и узнают все обитатели Египта, что Я Господь, потому что они были дому Израилеву опорою тростниковою. Когда они ухватились за тебя рукою, ты расщепился, и все плечо исколол им, и когда они оперлись о тебя, ты сломился и изранил все чресла им» ( Иез.29:7 ). Здесь пр. Иезекииль имеет в виду речь об Египте Рабсака ( Ис.36:6 ): справедливость такого заключения открывается из того, что в начале 29-ой главы к Фараону пр. Иезекииль применяет те черты, которые пр. Исаия применяет к царю Ассирийскому в историческом отделе: напр.: «Я вложу крюк – в ноздри твои», см. Иез.29:4 и Ис.37:29 ), – и из того, что в следующей главе пр. Иезекииль имеет в виду пророчество Исаии же (18–20 гл.) об Ефиопии и Египте Иез.30:9 ; ср. Ис.18:2 ; Иез.30:13 : «истреблю идолов и уничтожу лжебогов – в Мемфисе, и в земле Египетской не будет уже властителя, и наведу страх на землю Египетскую», ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Ис.48:10 . Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. «Вот Я расплавил тебя, но не как серебро». Сопоставляя это место с раннейшим из того же пророка: «обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое» ( Ис.1:25 ) и с непосредственно следующим: испытал тебя в горниле страдания (10 ст.), мы видим, что здесь идет речь о провиденциальном смысле переживаемых Израилем страданий: все они имели для него тот или иной положительный смысл в смысле его религиозно-морального очищения и исправления. Хотя, впрочем, по сознанию пророка, это очищение никогда не бывало настолько решительным и полным, как бы это желательно и как бывает при плавлении благородных металлов – не как серебро (Срав. Зах.13:9 и Мал.3:3 ). Ближайшим образом, здесь имеется в виду очистительный огонь вавилонского плена ( Ис.42:25 ). Ис.48:11 . Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному. «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое!» Усиленно подчеркивает мысль 9 ст. и делает ее еще очевиднее и яснее. Теперь же, вместо нарекания, получается новая слава для имени Господа, Который спасает Израиля не за какие-либо его заслуги, а единственно по великой и богатой Своей милости, как Он и говорил раньше: «Я, Я Сам изглаживаю преступления Твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 ; Ср. Ис.44:22 ; Ср. Иез.20:14 ; Иез.36 и др.). «Славы Моей не дам иному». Сличая это место с ближайшей параллелью: «и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» ( Ис.42:8 ), убеждаемся, что под «иным» здесь разумеется бог той языческой нации, которая уничтожила бы Израиля и на основании этого торжествовала бы победу своего божества над Богом Израиля. Ис.48:12–15 . Весь следующий отдел с 12–15 ст. представляет собой новое, более мягкое обращение к Израилю с увещанием, в котором пророк повторяет свои обычные в таких случаях и излюбленные им аргументы, с которыми мы не раз встречались уже и раньше. Он указывает на особую близость Израиля, как народа «избранного» к Господу (12 ст. Ср. Ис.41:9 ; Ис.42:6 ), на Свою Вечность, Всемогущество и неизменность (ibid. Ср. Ис.41:4 ; Ис.43:10 ; Ис.44:6 ), на Свою Творческую силу (15 ст. Ср. Ис.40:22, 26, 28 ; Ис.42:5 ; Ис.44:24 ; Ис.45:12, 18 ), на Свое неизмеримое превосходство пред божествами других языческих наций (14 ст. Ср. Ис.43:9 ; Ис.45:18–20 и др.) и на Свое последнее знаменитое пророчество о Кире и Вавилоне (14–15 ст. Ср. Ис.44:28 ; Ис.45:1–7 ; Ис.46:11 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нетрудно увидеть, что первый всадник имеет много общего со Христом: белый конь, оружие, увенчание венцом или диадемами, победоносное величие и царственность. Более того, стихи 6:2 и 19:11 имеют идентичную структуру, одинаковое начало (κα εδον, κα δο πποςλευκς, κα καϑμενος π’ ατν…), что, конечно же, сближает два эти отрывка. Сщмч. Ириней Лионский отождествлял первого всадника со Христом («Против ересей». IV.21.3), того же мнения придерживались Тихоний, Примасий, Беда Достопочтенный . Можно сказать, что явление Христа как победительного первого всадника, шествующего среди событий мировой истории, предвосхищает Второе пришествие Христа во всей полноте Его славы и божественной власти (ср. также Ин. 10:9 и 10:14). Сторонниками данного толкования является целый ряд современных исследователей, к примеру У. Ванни, П. Прижан, Й. Херцер, А. Спатафора . Аргументы от ветхозаветных текстов. Исследователи обращают внимание на символику лука в Ветхом Завете. В древнем мире лук являлся оружием не обычных воинов, но преимущественно командующих и царей. Пс. 44 описывает царя Израиля поражающим врагов стрелами из лука: «…воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела. Остры стрелы Твои, [Сильный], — народы падут пред Тобою, — они — в сердце врагов Царя» (ст. 4–5) . Иногда лук обозначает могущество врагов Израиля (Пс. 10:2; 36:14; Иез. 39:3). Достаточно часто лук связывается с Богом: Бог сокрушает луки грешников (Пс. 45:10; 75:4; Иер. 51:56; Иез. 39:3), а лук Самого Бога символизирует суд Божий (Пс. 7:13; 20:13; Авв. 3:9). Особую значимость имеет отрывок из Книги пророка Захарии, где Бог возвещает: «Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония, и сделаю тебя мечом ратоборца. И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных» (9:13–14, ср. также Ис. 49:2; Ода Соломона 23:5). Как указывает Херцер, лук и меч являются в этом отрывке книги Захарии оружием Божиим . Поэтому вполне возможно полагать, что Иисус Христос, Сын Божий, обладает и луком (Откр. 6:2), и мечом (19:15). Андре Фейе в своей посвященной толкованию первого всадника статье высказывает мнение, что лук символизирует божественное правосудие, осуществляемое Мессией (ср. Иез. 5:16–17) .

http://bogoslov.ru/article/6195603

Иер. 32:36–37 36. И нын так реч Гдь Бгъ Ісраилевъ ко град, немже ты глаголеши: преданъ бдетъ в рц цр Вавлнска мечемъ и гладомъ и моромъ. 36. И однако же ныне так говорит Господь, Бог Израилев, об этом городе, о котором вы говорите: «он предается в руки царя Вавилонскаго мечем и голодом, и моровою язвою»: 37. Се азъ собер все земл идже разсхъ во гнв моемъ, и рости моей, и в прегорченїи велїемъ: и бращ на сї мсто, и посажд во упованїи: 37. Вот, Я соберу их из всех стран, в которыя изгнал их во гневе Моем, и в ярости Моей, и в великом негодовании, и возвращу их на место сие, и дам им безопасное житие. 36, 37. От близкого будущего пророк переходит к будущему дальнейшему, от печального к радостному. Город скоро перейдет во власть халдеев: так сказал Господь (ср. Иер. 32:28, 29 ); так объявлял народу пророк Иеремия (по переводу слав.-греч. ты глаголеши ср. Иер. 32:3, 34:2 ); так повторяли за пророком и те, которые верили в истину слов его (евр.-русск. вы говорите). Пророк не повторяет здесь, но очевидно подразумевает то, что сказал он еще в начале царствования Седекии, именно – что царь и другие жители Иерусалима и всей Иудеи будут уведены в плен. Он уверяет здесь только, что плен в чужой стране не будет безконечен. Се азъ собер … и бращ на сіе мсто… ср. Иер. 3:18, 30:3 . Во упованїи= Иер. 23:6   в надежди. Ко град... В Комплют. изд. перевода 70-ти и в тексте блаж. Феодорита, согласно с евр. текстом, прибавлено: «сему». Иер. 32:38 38. И бдтъ ми в люди, и азъ бд имъ в Бга. 38. Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. 39. И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них. 39 . По русскому с еврейского переводу, Господь обещает дать Своему, имеющему возвратиться в отечество, народу одно сердце и один путь, – сердце, проникнутое любовию к ближнему, – путь, образ жизни, запечатленный одним неизменным страхом Божиим. Единодушное исполнение закона Божия, сущность которого заключается в словах: люби ближняго твоего, как самаго себя ( Гал. 5:14 ), водворит в человечестве согласие, мир. Слав. перевод, следующий переводу 70 толковников и согласный по смыслу с сирским пешито (см. примеч.), заключает в себе мысль, сходную со смыслом Иез. 36:26  и разъясненную в толков. Иер. 31:33, 34 , отчасти также в толков. Иер. 24:7 . Эта мысль представляется еще более подходящею к связи речи, чем смысл русского перевода. Между тем как доселе израильтяне «делали только зло пред очами» Божиими ( Иер. 32:30 ), «не хотели принять наставления» ( Иер. 32:33 ), «жили по упорству сердца своего злаго» ( Иер. 7:24 ), – в будущем Господь обновит их сердце, из упорного сделает мягким, покорным закону Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Глава 36 (ср. 4Цар.23:30,24:1–20,25:1–30 ) 1–3. 17-й царь иудейский Иоахаз, трехмесячное его царствование и низложение фараоном. 4–6. Одиннадцатилетнее нечестивое царствование 18-го царя иудейского Иоакима и отведение его в Вавилон. 9–10. Трехмесячное царствование 19-го царя – Иехонии. 11–20. Одиннадцатилетнее нечестивое царствование последнего, 20-го, царя иудейского Седекии, отложение от Навуходоносора; ограбление и сожжение храма и Иерусалима и переселение иудеев в Вавилон. 21–23. Семидесятилетний плен иудеев и указ Кира о возвращении их на родину. (Молитва Манассии). 2Пар.36:1 .  И взял народ земли Иоахаза, сына Иосиина, [и помазали его] и воцарили его, вместо отца его, в Иерусалиме. 2Пар.36:2 .  Двадцати трех лет был Иоахаз, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме. [Имя матери его – Амитал, дочь Иеремии из Ловны. И сделал он лукавое пред Господом по всему, что сделали отцы его. И оковал его фараон Нехао в Девлафе, в земле Емафской, чтобы не царствовать ему в Иерусалиме.] 2Пар.36:3 .  И низложил его царь Египетский в Иерусалиме [и привел его царь в Египет], и наложил на землю пени сто талантов серебра и талант золота. Другое и, вероятно, первоначальное имя Иоахаза, было Саллум, евр. Шаллум ( Иер.22:11 ). Поставление его царем, помимо старшего брата его Иоакима (ср. ст. 5), объясняется, вероятно, тем, что народ считал Иоахаза в каком-то отношении более достойным первенца Иосии, что, однако, решительно не оправдалось (см. Иер.22:11–17 ). А между тем, может быть, именно это нарушение со стороны иудейского народа порядка престолонаследия «подало фараону Нехао благовидный предлог снова вмешаться в дела Иудеи» (проф. Гуляев, «Исторические книги священного писания Ветхого Завета», с. 586). На возвратном пути своем из пределов Ассирии (см. И. Флавий, «Иудейские Древности», кн. X, 5, 2) Нехао вытребовал Иоахаза к себе в Сирию, в г. Ривлу (( 4Цар.23:31–33 ); см. «Толковую Библию», т. II, с. 574) причем, как можно заключить из аллегорического изображения Иоахаза у пророка Иезекииля ( Иез.19:3–4 ) – под образом львенка, пресыщенного кровью жертв, израненного, пойманного и отведенного в Египет, Иоахаз не добровольно отдался в руки египетского фараона, не без борьбы, напротив, после отчаянной, но бесплодной попытки вооруженного сопротивления египетскому войску.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Новозаветная перспектива дополняется пророком Иезекиилем, усматривающим в открывающемся боговедении действие Св. Духа : " И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и… вложу внутрь вас дух Мой " ( Иез 36, 26 -27). У того же пророка имеется предвозвещение о познании Бога не только израильским, но и другими народами ( Иез 36, 23 ). Ветхозаветные тексты вместе с тем часто представляют Бога непознаваемым, невидимым и неприступным. Даже пророк Моисей , с которым " говорил Господь… как бы говорил кто с другом своим " ( Исх 33, 11 ), не может видеть Божественной славы. " Когда же будет проходить слава Моя, - говорит Господь Моисею, - Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо [тебе] " ( Исх 33, 22 -23). Слова о том, что " человек не может увидеть " лица Божия " и остаться в живых " ( Исх 33, 20 ), со времен Моисея будут звучать на протяжении всего Ветхого Завета ( Суд 6, 22 ; Суд 13, 22 ; Ис 6, 5 ; и др.). Чтобы не умереть, народ не должен приближаться к горе во время синайского богоявления ( Исх 19, 21 ). Даже пророк Илия не выдерживает явления ему Бога и закрывает лицо милотью ( 3 Цар 19, 13 ). Пророк Давид указывает, что Бог " мрак сделал покровом Своим " ( Пс 17, 12 ). Облачный и огненный столп, который сопровождал израильтян в их продвижении по пустыне ( Исх 13, 21 ) и в образе которого " явился Господь в скинии " ( Втор 31, 15 ), открывает и сокрывает Бога одновременно. В Новом Завете В Новом Завете прослеживается та же тенденция: наряду с текстами, в которых исповедуется непостижимость и непознаваемость Божества, имеется целый ряд мест, где утверждается возможность богопознания. Идея Божественной непознаваемости в Новом Завете выражена с предельной ясностью и категоричностью: " Бога никто никогда не видел " ( 1 Ин 4, 12 ). Апостол Павел объясняет, что Бога " никто из человеков не видел и видеть не может " потому, что " Единый имеющий бессмертие… обитает в неприступном свете " ( 1 Тим 6, 16 ). В синоптических Евангелиях одновременно утверждается непознаваемость и познаваемость Бога: " Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть " ( Мф 11, 27 ; ср.: Лк 10, 22 ). " Величие Бога делает Его для людей и известным, и неизвестным " , - пишет Тертуллиан, объясняя антиномический характер таких утверждений .

http://drevo-info.ru/articles/13677377.h...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010