72 Михаил Михайлович Евреинов (1788–1878), многолетний знакомый митрополита Филарета, в 30-х гг. староста церкви Святой Троицы на Капельках, попечитель Набилковской богадельни в Москве, писатель, автор воспоминаний о святителе Филарете. – Прим. сост. 78 А. И. Карасевский (1796–1856), возглавлял Комиссию духовных училищ (1832–1839), затем занимал ту же должность в новом Духовно-учебном управлении (1839–1855), с января 1855 г. назначен исполняющим должность обер-прокурора Святейшего Синода, но в сентябре 1856 г., вследствие тяжелой болезни, от этой должности был уволен. – Прим. сост. 79 Платон (П. Г. Левшин, 1737–1812), митрополит Московский и Коломенский (1775–1811). В 1759–1762 гг. префект, а позже ректор Троицкой семинарии. – Прим. сост. 80 В письме к ректору было, в частности, написано: «Скажут ли: предмет маловажный не требует строгого внимания? Но Вы почему же не откажетесь от маловажного предмета, а держитесь за него упорно; и хотите, чтобы другие отказались от него в пользу вашей прихоти? Маловажно ли сие слово: горе человеку тому, имже соблазн приходит ( Мф. 18, 7 )?» – Прим. сост. 81 Гавриил (П. П. Петров-Шапошников, 1730–1801), митрополит Новгородский и Олонецкий (1775–1799). Амвросий (А. И. Подобедов, 1742–1818), митрополит Новгородский и С.-Петербургский (1799–1801). – Прим. сост. 83 Имеется в виду недавняя (18 февраля 1855) смерть императора Николая I и неблагоприятный для России ход Крымской войны. – Прим. сост. 84 Александр Семенович Ковалевский, генерал-лейтенант, председатель Московского военно-окружного суда. – Прим. сост. 85 Федор Петрович Литке (1797–1882), адмирал, граф, президент Императорской академии наук (1864–1881). Русский мореплаватель и исследователь Арктики, почетный член многих иностранных научных учреждений. – Прим. сост. 86 Н. М. Карамзин (1766–1826), русский писатель, публицист, историк. Автор «Истории государства Российского». Чтение главы об Иване Грозном состоялось 12 января 1820 г. в С.-Петербурге. – Прим. сост. 87 Иван IV Васильевич Грозный (в иночестве Иона). Великий князь Московский (1533–1547). Первый русский царь (1547–1584). – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

88 Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874), писатель, поэт, церковный историк, паломник по святым местам, коллекционер, чиновник Святейшего Синода, камергер. Происходил из семьи выдающихся деятелей русской истории и культуры. Святитель Филарет поддерживал близкое знакомство с А. Н. Муравьевым в течение тридцати пяти лет, с 1832 года до своей смерти в 1867 году, рассматривал и исправлял все его церковные произведения. – Прим. сост. 92 Митрополит говорит о духовном настроении моего брата, который, будучи удручен скорбью о кончине жены, увлекался внушениями одного мечтателя, будто бы через некое вещественное очищение можно достичь духовного видения усопших. – Прим. А. Н. Муравьева. 96 Я просил владыку приобщить меня у себя на подворье; посему обращает он мое внимание на самое Таинство, а не на лицо приобщающего. – Прим. А. Н. Муравьева. 97 См.: 2Мк.12:39–43. – Прим. сост. Перевод сделан для меня владыкою с греческого, из Книги Маккавеев, в обличение протестантам, о необходимости церковного поминовения. – Прим. А. Н. Муравьева. 106 Священномученик Зинон, епископ Веронский (Веронийский) († ок. 380, память 12/25 апреля). «Слово о надежде, вере и любви» было напечатано во втором томе Христианского чтения за 1843 г. – Прим. сост. 108 Corpus Christi – праздник, совершаемый в четверг после католического праздника Троицы в воспоминание об установлении Таинства Евхаристии. Обычай почитания Святых Даров впервые возник в 1247 г. в Бельгии. – Прим. сост. 110 Речь идет о статье в Прибавлении к творениям святых отцов, издававшемся МДА, и отклике на нее А. Н. Муравьева «Рассуждение о времени преложения Святых Даров», написанном по поводу неточно употребленных терминов в опубликованной статье. Переписка по этому вопросу составила несколько обширных писем. – Прим. сост. 111 Афанасий Паросский (Парийский) (1721–1813), греческий богослов и просветитель, автор многочисленных апологетических, литургических и догматико-канонических сочинений. – Прим. сост. 112 Английский монарх – глава Англиканской Церкви – присягает на коронации: «Объявляю и искренне клянусь перед Богом в том, что верую, что в Таинстве причащения не происходит пресуществления хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа до и после освящения Святых Даров, кем бы оное ни совершалось…» – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

659 Есаул Емельян Данилов, принесший митрополиту Филарету запись бывших ему откровений. – Прим. сост. 665 С 1816 г. святитель Филарет деятельно работал над переводом на русский язык книг Священного Писания и перевел Евангелие от Иоанна и Книгу Бытия. Полный перевод Библии был закончен в 1868 г. – Прим. сост. 670 В памятной книжке митрополита Филарета приводятся слова Франциска Сальского: «Мы возвращаемся в самих себя, любя любовь, вместо того чтобы любить Вселюбезного». 671 Преподобный Макарий (М. Н. Иванов , 1788–1860, память 7/20 сентября). См. о нем подробнее (сноска 706 примечание электронной редакции), а также письма к нему митрополита Филарета на с. 689–699. – Прим. сост. 673 А. П. Толстой (1801–1873), обер-прокурор Святейшего Синода. См. письма к нему с. 186–190. – Прим. сост. 678 Антоний (Я. Г. Амфитеатров, 1815–1879), впоследствии еп. Казанский и Свияжский. В связи с празднованием тысячелетия России предполагалось возобновить празднование памяти святых Кирилла и Мефодия. – Прим. сост. 680 Святитель написал тропари 2-й песни канона равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителям словенским, см.: Минея май, ч. 1. С. 411–412. М. 1987. Евгений (М. Сахаров-Платонов, † 1888), епископ Сибирский и Сызранский. Филофей (Т. Г. Успенский, 1808–1882), митрополит Киевский и Галицкий. См. письма к нему на с. 471–472 (выше). – Прим. сост. 684 Афанасий (Федоров, 1777–1831), пострижен в монашество в 1802 г., иконописец. Наместник Троице-Сергиевой лавры (1818–1831), архимандрит. – Прим. сост. 696 Речь идет об эпидемии холеры в Москве. Митрополит Филарет в 1826–1842 гг. ежегодно с конца октября до начала мая находился в Петербурге, на заседаниях Синода, а в конце мая испрашивал разрешения у императора на возвращение в Москву до осени. – Прим. сост. 697 Иоанникий (Холуйский, † 1878), архимандрит, наместник Чудова монастыря в Москве (1834–1857). – Прим. сост. 699 Преподобный Исаакий Оптинский (И. И. Антимонов, 1810–1894, память 22 августа/4 сентября). Поступил в Оптину пустынь в 1847 г. В 1862 г. с одобрения митрополита Филарета отец Исаакий заменил почившего схиархимандрита Моисея в управлении обителью. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

626 Спасо-Вифанский училищный монастырь (до 1797 г. – пустынь) в трех верстах от лавры был основан в 1783 г. московским митрополитом Платоном и был местом его первоначального погребения (ныне в храме Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре). – Прим. сост. 635 Преподобный Дионисий Радонежский (около 1570–1633, память 12/25 мая), архимандрит Троице-Сергиевой лавры. За исправление ошибок в богослужебных книгах претерпел гонения и заточение. – Прим. сост. 637 Совет Цезарю римского философа-стоика Афинодора (кон. I в. до н. э.–нач. I в. н. э.). – Прим. сост. 640 Игнатий (Д. А. Брянчанинов, 1807–1867), впоследствии епископ Кавказский и Черноморский (1857–1861). Фома Кемпийский (1380–1471), немецкий монах и священник, предполагаемый автор книги «О подражании Христу». – Прим. сост. 645 Евдокия Никитична Дроздова, мать святителя Филарета (родилась в 1766 г.) с 1844 года жила в Москве по соседству с Троицким подворьем. Скончалась 20 марта 1853 г. В памятной книжке митрополита Филарета под этим числом записано: «1853. Преставися раба Божия Евдокия, мати моя, в 9 часов утра». Похоронена в Москве, на Пятницком кладбище. – Прим. сост. 647 А. У. Веллингтон (1769–1852), английский военачальник, командующий союзными войсками против Наполеона. П. С. Нахимов (1802–1855), адмирал, под командованием которого русский флот разгромил турецкую эскадру в Синопском сражении 18 ноября 1853 г. – Прим. сост. 648 Иннокентий (И. А. Борисов, 1800–1857), архиепископ Херсонский и Таврический, который ехал в город с Касперовской иконой Божией Матери, оградившей Одессу от высадки английского десанта. – Прим. сост. 649 Ф. А. Голубинский (1797–1854), протоиерей, основатель школы русской богословской философии, профессор МДА. – Прим. сост. 650 Первый Вселенский Никейский Собор в 325 г., участником которого, по преданию, был святитель Николай. – Прим. сост. 657 Догмат о непорочном зачатии Девы Марии был провозглашен папой Пием IX в 1854 г. через объявление особой буллой (без решения Собора). – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

17 Многолетняя братоубийственная война между партизанами (коммунистами) и регулярными войсками захлестнула Грецию после окончания Второй мировой войны. – Прим. пер. 19 Сведения, составившие основу этого краткого биографического очерка, получены от его дочери Каллиопы и внучек Марии и Ольги. Поблагодарить следует Панагиота Климентидиса и правнука отца Илии – Михаила Пилитцидиса, старательно записавших эти рассказы. Старец Паисий Святогорец читал публикуемые заметки и сделал по тексту свои замечания. Старец подчеркнул, что отец Илия с детства получил Благодать Божию за то, что кротко претерпевал мучения от своей мачехи. – Прим. авт. 25 Вориоипироты – жители Северного Эпира – области, населённой преимущественно греками, которая сейчас находится на территории Албании. – Прим. пер. 27 Имя Сотирис ему дали от его фамилии Сотириу, а фамилию Варелас от профессии: варелас – по-гречески «бондарь». – Прим. пер. 31 В 1974 году часть Кипра была оккупирована турками, а греки изгнаны из своих домов. – Прим. пер. 32 Обычная практика для Греции. По просьбе семьи или какой-то группы людей священник совершает Божественную Литургию в один из будних дней, когда обычно службы в храме не бывает. – Прим. пер. 33 Кофейня в греческих деревнях представляет собой что-то вроде клуба, где люди отдыхают после дневных работ. – Прим. пер. 38 В Греции принято переносить останки усопшего через несколько лет после его погребения. – Прим. пер. 43 По воспоминаниям Константина Грамменоса из селения Курумадес, что на острове Керкира. – Прим. авт. 45 «Лишь несколько слов, дитя моё, скажу тебе, собирающемуся стать священником. Прежде всего, ты должен быть чистым, как Ангел, и хорошо знать греческий язык, чтобы уметь объяснять Святое Евангелие и Священное Писание. В восемнадцать лет стань чтецом, в двадцать – иподиаконом, в двадцать пять – диаконом. А когда тебе исполнится тридцать лет, если тебя попросят миряне и владыка, стань священником, не платя за это никаких денег. Пусть твоя келья будет рядом с храмом, охраняй его, как продавец свою лавку, чтобы всегда, в какое бы время ты ни понадобился мирянам, тебя могли найти. Как пастух следит за своими овцами, так и священник должен посещать дома христиан днём и ночью. Долг священника состоит в том, чтобы всю свою жизнь посвятить христианам». ( Косма Этолийский . Слова. М., 2009.) – Прим. пер.

http://azbyka.ru/otechnik/books/16250-po...

Инициированный советской властью Архиерейский собор в 1961 году вынужден был принять новое положение об управлении приходом, которое давало возможность властям контролировать приходскую жизнь. — Прим. изд. 6 Об известном «Зоином стоянии» см. напр.: Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). Сергиев Посад: Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1998. С. 21–32. — Прим. изд. 7 Так называли последователей не принимавшего советскую власть патриарха Тихона. — Прим. изд. 8 Как-то я подарил своей крестной матери Анастасии Ивановне Цветаевой одну из лучших фотографий о. Серафима, сделанную Владимиром Пархоменко, тогда еще малоизвестную. Взглянув на нее, она сразу же приняла в сердце старца, он стал ей духовно родным своим страданием и любовию, которые она увидела в его лице. Эта фотография всегда находилась в ее рукописном молитвослове, а в Доме творчества писателей в Переделкино, куда Анастасия Ивановна иногда уединялась для работы, я увидел это фото на ее письменном столе. В жизни они не встретились, Анастасии Ивановне оказалось достаточно смотреть на образ старца. — Прим. архим. Виктора. 9 Это был не первый его уход, он неоднократно умирал и возвращался к жизни. В 1933 году, по рассказу старшей дочери батюшки, Нины, во время отпевания супруги о. Димитрий лишился чувств, дыхание его прекратилось. Его отнесли в дом и в суете забыли. Уехали на кладбище. Вскоре он тоже появился там. — Прим. архим. Виктора. 10 Позже я прочел у архимандрита Серафима (Батюгова): «Вне устава — когти дьявола». — Прим. архим. Виктора. 11 Т. е. — станем прямо, будем внимательны! — Прим. изд. 12 Преп. Силуан Афонский. Псалмы и молитвы. М.: Свято–Филаретовская московская высшая православно–христианская школа, 2000. С. 96. 13 Ныне канонизированный Русской Православной Церковью. 14 В Синодальном переводе этот стих звучит так: Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! (Пс 41:2). — Прим. изд. 15 Между республиками бывшего СССР. — Прим. изд. 16 Речь идет о Свято–Успенском Почаевском монастыре. — Прим. изд. 17

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

96 В первые века экзорцистами (от греч. ξορκισμς) назывались люди, изгоняющие бесов. В древней христианской Церкви экзорцисты составляли особый чин. — Прим. перев. 97 Название одного из холмов в Афинах. — Прим. перев. 98 Ср.: Иер. 2, 7. 99 Часослов. Москва, 1980. С. 16. 100 Пс. 45,11. 101 В греческих храмах практикуется византийское пение. Мелодию, как правило, исполняет один старший певчий — псалт, остальные создают ему музыкальный фон. — Прим. перев. 102 Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 9. 103 Согласно греческой церковной традиции, при чтении на Пасху Огласительного слова святителя Иоанна Златоуста народ вслед за священником хором, с воодушевлением повторяет некоторые слова. — Прим. перев. 104 Служебник. Москва: Сретенский монастырь, 1997. С. 120. 105 Там же. С. 124. 106 Мф. 26,27. 107 Служебник. Москва: Сретенский монастырь, 1997. С. 135. 108 Указ. соч. С. 109. 109 Там же. 110 Там же. С. 142. 111 Указ. соч. С. 92. 112 Ср.: Мф. 5,8. 113 Еф. 6,12. 114 Лк. 18,13. 115 Память 15/28 января. — Прим. перев. 116 Ин. 14,15. 117 Мф. 10,37. 118 Старец имеет в виду низкую скамеечку, которую некоторые святые отцы советуют использовать для умной молитвы. Иными словами, он говорит: «Понуждала ли себя эта девушка?» 119 Молитва на повечерии//Часослов. Москва, 1980. С. 213. 120 Прем. 15,13. 121 Деян. 4, 32. 122 Отец Порфирий редко употреблял слова «спасибо» и «пожалуйста» при обращении к монашествующим. Он предпочитал слова «простите» и «благословите». В данном случае он, вероятно, делает исключение, учитывая характер взаимоотношений в конкретном монашеском братстве. Но и в этом случае в слово «спасибо» он вкладывает смысл благодарности, обращенной к Богу. 123 Кириакон — главный храм скита, в котором скитская братия собирается на богослужения по воскресным дням и на праздники. — Прим. перев. 124 После сотен лет турецкого владычества и немецкой оккупации слова «турок» и «немец» приобрели в Греции отрицательный оттенок. — Прим. перев. 125 Ср.: Рим. 12,14. 126 Агия Румели — небольшой городок на юге Крита. — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

4 . И вот, возведенный на престол апостольскими уставами и священными руками Спиридона, он во всем следовал своему учителю, уча, изъясняя Священное Писание и подкрепляя души духовным хлебом, а жаждущим давая напиться живой воды, которую он мог черпать из духовных рек (Ср. Ин.7:38 . – прим. ред.). Делал он это не от случая к случаю, но каждый день духовно предлагал насущный хлеб (См. Мф.6:11 . – прим. ред.), как нам завещал просить Владыка, придавая высший смысл этим словам. Поэтому, сделав свой обычай законом естества, он трудился там от осеннего равноденствия до равноденствия весеннего (Возможно, речь идет о каком-то цикле комментариев на библейские чтения (на первую половину года). – прим. ред.) так, что вообще никогда не прекращал, по мере чтения Слова, изъяснять народу силу Священного Писания . И это, я думаю, из-за апостольского увещания, чтобы «один изъяснял, а другие молчали» (Ср. 1Кор.14:27 . – прим. ред.). Так корни поучений священного Трифиллия проникли вглубь и, орошаемые Святым Духом, произросли большим деревом, которое вытянулось высоко вверх. И опять же по его молитвам оно начинает покрываться листьями и плодами, так что все жители тамошней митрополии могли под ним укрываться (Ср. Мк.4:31–32 . – прим. ред.) и духовно веселиться, срывая плоды евангельских заповедей и, как листьями, наслаждаясь историями о добропобедных мучениках и прочем сонме святых. 5 . Сколько же он еще при жизни обильно произвел источников чудес, из которых щедро поил приходящих к нему, кто может поведать? Как в нравах, так и в благодати чудес был он полным наследником Спиридону, как сказано: «Елисей поднял милоть Ильину вместе с чудесами» (Ср. 4Цар.2:13–15 . – прим. ред.). Был же этот божественный и поистине блаженный муж в жизни нестяжателен, много работал в поле, словно избегая судебных сборищ, жил в бедности, чтобы с легкостью подавать нуждающимся; собственноручно раскапывал заваленных при землетрясении (Имеется в виду землетрясение 342 г. – прим. ред.), одевал и предавал честному [погребению], как благородный и [происходящий] из благородных; постоянно предавался посту и молитвам, чтобы стать примером для своей паствы. Построив на средства матери женский монастырь, он затем убедил принять монашество и ее – образец для матерей. Всякий раз как она по любви к монастырям, то есть к святым местам, отправлялась из столицы и прибывала туда, он совершенно безмятежно принимал ее по приезде и по возвращении, показывая, что соблюдает и в этом определенный предел. Потом свою мать Домнику, прекрасно прожившую жизнь, он с почестями похоронил: она также была цветом чудес по верности своего нрава. Воздвиг он и нынешний большой храм, соборную церковь города (Этот храм на большом Никосийском кладбище известен из конституции 1251–1252 гг. латинского архиепископа Уго де Фаджано. – прим. ред.), где и гроб его – утешение для притекающих к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

83. По словам Чедвика, это изречение в византийских флорилегиях приписывается Плутарху; см. у преп. Максима Исповедника ( Migne J.-P . PG. XCI. 784D. 86а. Интересно сопоставить с 371; см. слова Сократа: Ксенофонт . Воспоминания о Сократе. I.5.4; Philo Alexandrinus . De somniis. I.124; Клим. Алекс . Стром. VII.70. 1. 86b. t_loj eЩsebëaj filprXj QeTn. 89. ­­ 210b. Ср.: Мф 7:12. 90. Ср.: 121а; Epict . Enchiridion. 5. 91b. Cp.: 15. 92. ­­ 404. Ср.: 128. 93. Ср.: 153. 96. Ср.: 11, 23, 102. 97. Ср.: 24. 98. aЩm_rkeian _skei ­­ 334; ср.: 120. 99. Ср.: 128. Недолжное — _topoj. 102. Ср.: 23. 107. оЩ calepXn ™p_ тХ аЩтХ gen_sqai m_ Одно из самых проблематичных изречений. Руфин прибегает к исправлению текста и меняет смысл на противоположный. Чедвик интерпретирует его так: «не раздражайся, когда грешники собираются вместе для целей не греховных». Возможен и следующий перевод греческого изречения: «не трудно, чтобы грешники сошлись во мнениях, не погрешая ». 109. Цитируется Оригеном (Против Цельса. VIII.30. Ср. тж.: блаженный Диадох Фотикийский . Подвижническое слово, разделенное на 100 глав деятельных. 44. /Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Т. 3. 110. Ср.: Мф 15:11,17—18. 113—114. Ср.: Платон . Государство. 379b, 617e. 117. оЩ g_gonaj ™ntruf " swn тН тоа Qeoa paraskeuH. 118. Ср.: 128. 119. Ср.: 19, 276. 120. megaloyuc:a — собственно, не великодушие, а скорее «величие души». Ср.: Аристотель . Никомахова этика. 1123b слл.; Плотин . I.6.6; святитель Иоанн Златоуст . Беседа на 1 Кор. XI.1 ( Migne J.-P . PG. LXI.89. 125—126. Ср.: 290; Клим. Алекс . Какой богач спасется. 3; Ксенофонт . Воспоминания о Сократе. II.1.19—20. 127. Руфин заметно меняет смысл изречения и переводоит: Non oportet contemni ea quibus etiam post depositionem corporis indigemus. 128. Ср.: 92, 99. 129. Ср.: 34, 82е. 130. Ср.: 17. 131. Ср.: 197. 135. Ср.: 58, 59. 138. Чедвик отмечает, что себялюбие Филоном и Климентом Александрийским рассматривается как начало греха. Аристотель различает хорошее и дурное себялюбие (Никомахова этика. IX.8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3914...

62 Ср. Пс. 17:30: “С Богом моим восхожу на стену”. В славянском переводе (“Богом моим прейду стену”), так же как и в Септуагинте, речь идет о прохождении “через” стену, о преодолении стены как некоей преграды. 63 Выражение “море жизни” (слав. “житейское море”) встречается у Оригена, Василия Великого, Иоанна Златоуста и др. авторов. Однако преп. Симеон здесь скорее всего имеет в виду литургический текст: “Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею...” (ирмос канона 6 гласа). 64 Ср. Быт. 2:8—9; Апок. 2:7. Отсюда начинается длинный ряд аллюзий на библейские тексты, в которых преп. Симеон находит отражение своего внутреннего опыта. 65 Ср. Исх. 16 (рассказ о манне небесной). 66 Ср. Числ. 20:8—11 (рассказ о Моисее, который извел воду из скалы). 67 Ср. Исх. 3:2—4 (рассказ о Моисее, которому Бог явился в пламени горящего куста; слав. “неопалимая купина”). 68 Ср. Исх. 3:5. 69 Ср. Исх. 14:21—28 (повествование о Моисее, который провел народ по дну Чермного моря). 70 Ср. Исх. 15:23—25 (рассказ о том, как Моисей превратил горькие воды Мерры в сладкие, бросив туда бревно). 71 Ср. Втор. 32:13. 72 Ср. Исх. 16. 73 Ср. Числ. 17:2—8. 74 Ср. Лк. 1(слова ангела Богородице). 75 Ср. Ин. 9(слова Иисуса слепому). 76 Ср. Ин. 11:38—44 (рассказ о воскрешении Лазаря). 77 Ср. Мф. 27:66. Упоминание о “печатях” (слав. “знамения”) встречается в пасхальных богослужебных текстах. Ср. Пасхальный канон: “Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба” (песнь 6, тропарь). 78 Гимн написан политическим пятнадцатисложником. 79 Здесь и далее на протяжении всего гимна преп. Симеон использует однокоренные слова monachos (монах), monos (один, одинокий), monazon (одинокий, уединенный), monazo (уединяться), memonomenos (отъединенный, отделенный). Передать эту игру слов в переводе не всегда удается. 80 Быт. 2:24. Ср. Мф. 19:5. 81 Ср. 1 Кор. 2:16. 82 Ср. Мф. 5:16. 83 Ср. Ин. 1:9. 84 Ср. Ин. 3:3. 85 Согласно трактату “О небесной иерархии”, приписываемому Дионисию Ареопагиту, все небесные бесплотные силы подразделяются на девять чинов: престолы, серафимы, херувимы, власти, силы, господства, начала, архангелы и ангелы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010