В Танхума Бубер Ваера 20 утверждается, что ангелы появились как люди, потому что Авраам обычно был среди ангелов! Михаил упоминается в Книге пророка Даниила 10:13 как «один из главных князей». Он считается одним из самых важных архангелов в ранней иудейской традиции (например, 1 Енох 9:1 и т.д.; 1QM IX.15-16; 3 Вар. 11:2 и T. Abr. А 1:4) и во всей раввинистической литературе (например, Берахот 4b, Йома 37a и Песикта Раббати 46:3). В Книге пророка Даниила 10:21 Михаил именуется «вашим князем», князем Израиля, сражающимся с князьями Персии и Греции. В Дан. 12:1 Михаил предстает как «великий князь, защитник вашего народа», и его роль совмещает в себе функции защитника и судьи. Это определяет положение Михаила в иудейской традиции как защитника Израиля (ср. 1 Енох 20:5; Т. Авр. A 14:5 -6, 12f; Таргум Псевдо-Йонатана на Быт. 32:25 и 38:25; Йома 77а, Руфь Рабба проем 1; Исход Рабба 18:5; Эсфирь Рабба 7:12; Песикта Раббати 44:10; Пирке де рабби Элиэзер 26; 33; 36; 37; 38; 42; 50). Он также часто отождествляется с «Ангелом Господним». Поэтому неудивительно, что Михаил играет роль вождя трех ангелов. Ср. Hannah 1999. Эта экзегетическая проблема также рассматривается в раввинистической экзегезе Быт. 19:18-19 и 24. Интересно, что слово «адонай» в Быт. 19:18, которое можно легко понять, как обращение к одному из ангелов, на самом деле интерпретируется как священное именование «адонай» как в Шебу 35b, так и в Таргуме Псевдо-Йонатана на Быт. 19:18. В обоих текстах слово «адонай» воспринимается в контексте молитвы к Богу. Поэтому Лот беседует с двумя ангелами, но обращается к Богу, когда он просит о возможности бежать к Зоару. Что касается употребления обращения «адонай» в Быт 19:24, то разрушение Содома Богом переинтерпретируется в Быт 51:2 как относящееся к работе ангела; в частности, под «адонай» в этом стихе понимается Гавриил, что соответствует преданию, согласно которому уничтожение Содома на самом деле было задачей Гавриила.       Эти три названия содержатся в таких текстах, как Берешит Рабба 48:9, 50:2, Бава Меция 86b, Йома 37a, Танхума Бубер Ваера 20, Калла Раббати 7 и Дерех-Эрец Рабба 4.

http://bogoslov.ru/article/6028809

17:1–5 Иисус отчитывается перед Отцом о совершении Своей миссии В этой молитве Иисус провозглашает Свое единство с Отцом и причастность к Его славе в образе предвечной премудрости (ср.: 1:1–18). Из 12:23–33 явствует, что Его возвращение ко всей полноте этой славы возможно только через крест. 17:1. Во время молитвы было принято обращать взгляд к небу (ср.: Пс. 120:1; 122:1 ). «Прославление» имеет здесь двойное значение, являя еще один пример использования игры слов в этом Евангелии; см. коммент. к1и 12:23–27. Если Моисей только отражал Божью славу ( Исх. 33, 34 ), то Иисус будет прославлен той славой, которую Он имел у Отца прежде бытия мира (17:5). 17:2. В Ветхом Завете понятие «плоть» также используется как синоним человека, человечества. Бог обещал дать власть избранному Им правителю ( Ис. 9:6,7 ; Дан. 7:13,14 ) только в конце времен; на этом фоне смерть и воскресение Иисуса являют собой не события человеческой истории, а кульминационный момент в истории мироздания, знаменующий наступление нового мира. 17:3. О знании Бога см. в коммент. к 10:4,5. В других еврейских текстах, написанных по-гречески, знание Бога также отождествляется с вечной жизнью (напр.: Прем. 15:3 ); здесь же условием вечной жизни являетсязнание Бога через Иисуса Христа. 17:4,5. О «совершении дела» см.: 4и .19:30. В Ветхом Завете Бог говорит, что никому не даст Своей славы ( Ис. 42:8; 48:11 ), поэтому мольба Иисуса о Своем прославлении славой Отца свидетельствует о Егопритязании на божественность. В иудаизме существовала только одна категория, в свете которой можно было истолковать это притязание Иисуса: к Божьей славе была причастна, и в каком-то смысле отождествлялась с нею, предвечная Божья премудрость ( Прем. 7:25–29 ). Иудео-христианские читатели Иоанна могли истолковать природу Иисуса в аналогичных (несмотря на превосходство Иисуса над одним из божественных атрибутов) терминах (см. коммент. к 1:1–18). 17:6–19 Молитва Иисуса за Своих учеников Этот раздел посвящен неизбежному конфликту между последователями Иисуса и миром. Последователи Иисуса предстают здесь в роли, которая, судя по дошедшим до нас еврейским описаниям конца света, предназначалась Израилю или – согласно «Свиткам Мертвого моря – его верному остатку (сынам света); они составляли полное число праведных, и как таковые были преследуемым меньшинством в обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Гонения антихриста и страшные преследования им верующих во Христа будут продолжаться сорок два месяца, или три с половиной года: даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца ( Откр.13:5 ; ср. Откр.12:6, 14 ; Дан.7:25 ). Хотя брань антихриста против Церкви Христовой будет яростной и жестокой, но врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Господь не оставит верующих без Своей помощи и для укрепления их во дни великой скорби пошлет двух свидетелей ( Откр.11:3–12 ), которые будут отклонять людей от обольщения антихриста и проповедовать скорое наступление дня Господня. «Господь, по милосердию Своему, – говорит святой Ефрем Сирин , – пошлет Илию фесвитянина и Еноха, чтобы они возвестили человеческому роду богочестие, дерзновенно проповедали всем благоведение, научили не верить мучителю из страха, вопия и говоря: это лесть, о человеки! никто да не верит ей нисколько, никто да не повинуется богоборцу; никто из вас да не приходит в страх, потому что он скоро будет приведен в бездействие. Вот, Святой Господь идет с неба судить всех поверивших знамениям его. Впрочем, немногие тогда захотят послушать и поверить сей проповеди пророков. Спаситель же делает это, чтобы показать неизреченное Свое человеколюбие; потому что и в это время не оставляет род человеческий без проповеди, да будут не понесет никто ответственности на Суде». 828 Антихрист обольстит погибающих ( 2Фес.2:10 ), а не верных сынов Церкви. Глава ее Господь Иисус Христос, пребывающий в ней со Святым Духом (ср. Мф.28:20 ; Ин.14:16 ) до скончания века соделает ее неодоленною и она пребудет непоколебимой до конца мира. Так в ней не прекратится до второго пришествия Христова евхаристическая жертва ( 1Кор.11:26 ), а, следовательно, будут до конца дней совершители таинств (священство) и верующие, принимающие их (таинства). По любви к верным чадам Своей Церкви Господь сократит время брани антихриста: ради избранных сократятся те дни ( Мф.24:22 ). Из числа живущих во дни антихриста христиан избранные будут собраны от четырех ветров ангелами ( Мф.24:31 ) и восхищены на облаках в сретение Господу ( 1Фес.4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Понятие «превозносить» используется и для характеристики житейских ситуаций, приобретая в этих случаях иронический оттенок: «Заговорил богатый, — и все замолчали и превознесли речь его до облаков; заговорил бедный, и говорят: “это кто такой?”» ( Сир.13:28–29 ). Еще более явственные моральные оценки сопутствуют в Б. глаголу «превозноситься» (в значении — гордиться, быть высокомерным, самодовольным). «И в народе один будет угнетаем другим, и каждый — ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею» ( Ис.3:5 , ср. Ис.2:12 ; 2Кор.11:19–20 ). То же относится и к обществу в целом. Так о Иерусалиме, осквернившем себя нечестием, сказано: «…Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей» ( Соф.3:11 ). Господь укоряет не осознавший своей греховности Капернаум: «И ты… до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» ( Мф.11:23 ). Относится это и к лицам, поставившим себя выше Господа. Пророк Даниил говорит о «царе наглом и искусном в коварстве»: «…сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, против Владыки владык восстанет…» ( Дан.8:23, 25 ); апостол Павел предостерегает братьев во Христе против обольщения их «человеком греха, сыном погибели, противящимся и превозносящимся выше всего», который «в храме Божием сядет… как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:3–4 ). Превозносясь, человек не только ставит себя выше других людей, но и отступает от Бога. Мысль эта, заявленная в В.З. («Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня» — Ос.13:6 ), получает свое развитие в Посланиях апостола Павла. Он просит новообращенных христиан «не превозноситься один перед другим» (см. 1Кор.4:6 ). Язычников же он сравнивает с веткой дикой маслины, привитой к древу богоизбранного народа, и предостерегает от гордыни: «…не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя» ( Рим.11:18 ). Им он напоминает, что «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится…» ( 1Кор.13:4 , ср. 2Кор.10:4–6 ). Сам Павел, «восхищенный в рай и слышавший неизреченные слова», имеющий откровение от Бога, удерживает себя от чувства превосходства: «Собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» ( 2Кор.12:4, 5–7 ). Притча во языцех

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Заключая завет с Давидом, Господь обещал ему, что его потомки и царство пребудут вовеки ( 2Цар. 7,12–16 ; 3Цар. 8,23–26 ; Пс. 88,28–38 ; Иер. 31,21.22 ), а Владыка из дома Давидова будет править всем миром (ср. 54,10). Христос пришел, дабы положить начало исполнению этих обетовании, которые ныне осуществляются в Его Церкви (см. ком. к 4,2; 7,14; 9,6; 11,1 –3). вам. Обетования завета, заключенного с Давидом, данный стих распространяет на всех приходящих к Богу. Христос Своим воскресением подтвердил действенность этих обетовании ( Деян. 13,34 ). 55 Я дал Его свидетелем. Самое большое свидетельство заключалось в том, что Иисус Христос, Который был «из дома Давида», воскрес из мертвых (43,10.12; 44,8; Деян. 13,34 ). вождем и наставником. См. 42,6; 59,16; Дан. 9,25 ; Евр. 2,10; 12,2 . 55 нечестивый... беззаконник. Господь требует от людей видимых проявлений веры и, в частности, раскаяния. к Богу нашему. См. ком. к 25,9. помилует... многомилостив. Заключая новый союз с людьми, Господь открывает им путь к милостям и благословениям завета ( Иер. 31,34 ). 55 Мои мысли не ваши мысли. Смысл этих слов, в частности, в том, что милости, о которых помышляет Господь, непостижимы для человеческого ума (64,4; 1Кор. 2,9 ; Еф. 3,20 ; Рим. 11,33 ). См. статью «Бог видит и знает: Божественное всеведение». 55 выйдете. Освобождение иудеев из вавилонского плена является прообразом духовного спасения всех избранных (48,20.21; 52,11.12). с миром. См. ком. к 26,3. горы... дерева. Все мироздание. 55 Вместо. Языком метафор Исаия говорит о смене наказания спасением (5,6;32,13;41,19). знамение вечное. См. Быт. 9,8–17 . Глава 56 5657,21 Пророк призывает Израиль к послушанию и вновь говорит о том, что Господь, верный данному обету, пребывает со Своим народом. 56 близко. См. 50,8; 51,5; Флп. 4,5 . 56 Блажен. См. Пс. 1,1 . субботу. Соблюдение всех условий завета ( Исх. 31,13–17 ) означает верность Богу и Его закону (58,13; Иез. 20,20 ). 56 иноплеменника. Т.е. не иудея. евнух. Закон Моисея не допускал этих людей в сообщество завета ( Втор. 23,1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4 каким именем. Ответ дан в ст. 10: «именем Иисуса Христа Назорея». 4 исполнившись Духа Святаго. См. 2,4; Еф. 5,18 . 4 камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла. В Книге Деяний речи с апологией евангельской проповеди часто содержат ссылки на исполнение ветхозаветных пророчеств; здесь цитируется Пс. 117,22 (это же место приводится в Мф. 21,42 ; 1Пет. 2,7 ; ср. Рим. 9,33 ). 4 нет другого имени. В имени Иисуса заключалась единственная надежда физического исцеления хромого от рождения человека; точно так же в имени Иисуса единственная надежда духовного исцеления человечества. См. статью «Значение спасения». 4 некнижные. Т.е. неграмотные. Смелость и познания неученых галилейских рыбаков удивили синедрион. Отметив, что «они были с Иисусом», суд, несомненно, припомнил, как Сам Иисус, не учившийся при храме, поразил их Своим умом и познаниями ( Лк. 2,46.47 ; Ин. 7,15 ). 4 слушать вас более, нежели Бога. Право религиозного поклонения и проповеди выше государственных прав. В свою очередь, право совести христианина перед Богом проповедовать Евангелие выше прав синедриона. Государство слуга, утвержденный Богом для поддержания мира и порядка ( Рим. 13,1–7 ). 4 возвысили голос к Богу. Такое действие было естественным следствием общения апостолов с Иисусом: они привыкли поступать так в подражание Ему (2,42). Владыко Боже. Такое обращение выражает высшую творческую силу и власть Господа над всем Его видимым творением ( Иер. 10,12 ) и над делами человеческими (ст. 25,26). 4 устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым. Это утверждение богодухновенности Писания. Священнописатели говорили и писали под руководством Духа ( 2Пет. 1,21 ). 4 Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским. Верующие справедливо понимали, что ответственность за распятие Иисуса несут равно иудеи и язычники. То были Ирод Антипа, сын Ирода Великого, тетрарх (правитель, подвластный римлянам) Галилеи и Переи ( Лк. 3,1; 23,6.7 ), и Понтий Пилат, римский прокуратор (правитель) Палестины в 26–36 гг. по Р.Х. ( Лк. 3,1; 23,1–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

А с другой стороны, отсюда ясно нам и то, что как не станет никто отвергать царство и вообще власть, видимую из-за того, что названы мы в Апокалипсисе царями, так не вправе никто отвергать и священство видимое лишь потому, что названы мы там иереями. Напротив, самое это церковное наше священство, или пастырство, для того именно и установлено, чтобы созидать в нас такое иерейство духовное. Ибо так должен разуметь нас человек, заповедал ап. Павел, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ); мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение, – писал он в том же послании несколько раньше ( 1Кор.3:9 ). Все мы освящаемся и вырастаем духовно в Церкви, через участие в ее жизни, ее таинствах, а таинства эти совершают и могут совершать только на сие поставленные преемники тех, кого Сам Он послал в мир (см.: Ин.20:21 ), т.е. законные служители ее, и потому они и даны ей от небесного Главы ее – к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова (т.е. Церкви. – Ефес.4:12 ). И так именно созидается здесь Божий дом среди пребывающего на земле грешного мира, эта Христова Церковь , как истинный род избран, царское священие, язык свят, людие обновления ( 1Петр.2:9 ). Далее следует указание на главное и важнейшее событие Откровения: стихи 7–8 этой первой главы. Оно соответствует гомилетическому «предложению» в проповедническом слове 29 и как бы намечает основное содержание и главную тему всей книги Апокалипсис. 7. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Се (δο – вот) употребляется обычно для живости представления того, о чем говорится дальше, а также чтобы оттенить степень уверенности писателя в том, что это так именно будет, как и дальнейшее грядет (ρχεται: Он, т.е. Иисус Христос, о Котором только что говорилось в славословии); слово это поставлено в настоящем времени вместо будущего для той же наглядной живости представления. Со облаки – μετ τν νεφελν – окруженный облаками. Мы уже видели, что Сам Господь указал на этот образ славного Второго пришествия Своего в ответе Своем на суде синедриона (см.: Мф.26:64 ; Мк.14:62 ), приведя дословно выражение об этом пророка Даниила (см.: Дан.7:13 ). Но символ облака и вообще в Библии был обозначением небесной славы, величия и могущества 30 , как, с другой стороны, грозная, мрачная туча являлась символом гнева и ярости Иеговы, шествовавшего на ней, как царь против врагов (см.: Пс.96:2–4 , ср.: Исх.19:16,18 ). Так как образ этот (шествия на облаках) сохранился и в Новом Завете (например, в истории Преображения и в эсхатологической речи Спасителя. – См.: Мф.24:30 и параллельные тексты), то несомненно, что и в данном случае μετ τν νεφελν указывает как на то, что Он придет со славою, во всем величии Небесного Царя, так и на то, что придет Он и как Судия всего мира (см.: Мф.25:31 и след.) 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4, 1; ...о восьмом дне – см. примеч. к пс. 6, 1. Ст. 9. Повсюду находятся нечестивые люди и лукавые духи. Но Господь сохраняет верных от падения во грех.   Псалом 12 Псалом дан как молитва всякому верующему среди тяжелых жизненных испытаний. Бог по особенному Домостроительству предает нас скорбям, по мере веры каждого посылая и меру испытаний (свтт. Василий Великий , Афанасий Великий ). Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1.   Псалом 13 В этом псалме царь Давид оплакивает растление естества человеческого безбожными людьми и пророчествует о будущем Пришествии Господа нашего Иисуса Христа. В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Ст. 7. Сион – см. примеч. к пс. 2:6; 9:12.   Псалом 14 В конец – см. примеч. к пс. 4,1. Ст. 1. Пророк Давид спрашивает Самого Бога: «Кто может наследовать Царство Небесное?»   Псалом 15 Надпись на столпе – это надписание встречается также при пс. 55–59. Св. отцы (свтт. Василий Великий , Григорий Нисский ) полагают, что за глубину своих мыслей эти псалмы достойны быть выбитыми на столбах для будущих поколений. Из Второзакония мы знаем, что тексты исключительной важности высекались на камне (см.: Втор. 10:2–3 ). Ст. 4. В этом стихе – отказ от ритуальных кровавых жертвоприношений (ср.: Ис. 1:11 ). Ст. 7. ...ночью – ночь неоднократно упоминается в псалмах как время усиленной внутренней жизни (см.: Пс. 4:5; 6:7; 16:3 ); ...сердце (букв. «почки») – внутренний орган человека, который мыслится как вместилище чувств. Ст. 10. Этот стих в понимании свв. апостолов Петра (см.: Деян. 2:25–32 ) и Павла (см.: Деян. 13:35–37 ) заключает в себе пророчество о Господе нашем Иисусе Христе – на этом основании св. отцы рассматривали весь псалом как мессианский, то есть произносимый от лица Господа нашего Иисуса Христа.   Псалом 16 Ст. 1. Услышь, Господи, правду мою – под правдой подразумевается справедливое прошение человека, терпящего несправедливость. Ст. 4. ...путями трудными пророк Давид называет заповеди Божии, данные нам для благого устроения душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По учению православной Церкви, антихрист будет царствовать определенное время, именно: три с половиною года. Основанием для такого учения служат слова прор. Даниила: и дастся в руку его даже до времене, и времен и полувремене ( Дан. 7:25 , сн. 12:7) и ап. Иоанна Богослова: дана бысть ему область творити месяц четыредесять и два ( Апок. 13:5 ). На эти слова ссылаются и св. отцы и учителя Церкви, когда говорят о времени царствования антихриста. Св. Кирилл Иерусалимский пишет: «Антихрист будет царствовать три только года с половиной. Заимствуем сие не из книг апокрифических, но у Даниила. Ибо сказано: дастся в руку его даже до времене и времен и полувремене. Время – один год... времена – два остальные года беззакония, заключаемые в три года, и полвремене – шесть месяцев» (Твор. его в русск. пер., стр. 260, ср. бл. Иерон. ч. XII, стр. 67, в Вып. Алекс. стр. 261 и 264). Св. Андрей Кесарийский в объяснении слов Апокалипсиса (13:5) говорит: «четыредесять же и два месяца являют, яко по попущению Божию полчетверта лета (т. е. 3 ½ года) область имети будет» (антихрист) (Толк. на Апок. стр. 59). В других местах Апокалипсиса ( Апок. 11:3; 12:6–14 ) он также видит указание, что царствование антихриста будет продолжаться три с половиною года (Толк. на Апок. стр. 54, 55 и 57). То же говорится у бл. Иеронима, Августина, Иринея Лионского и др. (см. свидет. в Вып. Алекс. стр. 261–264), в Ипполитовом слове (Б. Собор. л. 134) и в уважаемых старообрядцами старопечатных книгах: Кирилловой (л. 52, сн. лл. 47 об. и 48 об.), в Книге о вере (л. 270) и в Б. Катехизисе (л. 102). Вопреки столь ясным и точным указаниям, безпоповцы пытаются доказать, что антихрист будет царствовать неопределенное время и что три с половиною года нельзя понимать буквально. Во 1-х, говорят они, если три с половиною года понимать буквально, то можно будет узнать по началу появления антихриста и день второго пришествия Господня, а между тем Спаситель сказал: о дне же том и часе никтоже весть ( Мф. 24:36; 13:32 ). Возражение это, хотя несколько по иному вопросу, представлялось еще Иоанну Златоусту и решено было следующим образом. Непраздная женщина знает, что ей должно родить через 9 месяцев, но иные рождают и через 7 месяцев, если же и через 9 месяцев, то день и час рождения все-таки определить не могут (Бес. на 14 посл., 1Сол. 9 бес., стр. 2276). Так и здесь. По разным признакам можно предугадывать близость последнего дня, но узнать самый день нельзя. Такое предугадывание и ожидание дня второго пришествия Господня не воспрещается Писанием. Тот же св. Златоуст в беседах на евангелие от Матфея пишет, что Сам Спаситель указал нам время близости второго пришествия, но скрыл день и час. «Я указал тебе», говорит Златоуст, как бы от лица Господа, поясняя слова Его, «все признаки, довел тебя до самых дверей и только не открыл их, и это для твоей же пользы» (77 бес.) В Б. Катехизисе (л. 102) пришествие антихриста признается одним из признаков близости пришествия Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Архимандрит Ианнуарий видит основание для условного обозначения этого срока в исторических событиях: “Некто неназванный, скорее всего «сильный Ангел» главы 10, дает Иоанну задание измерить храм (Святая Святых), жертвенник всесожжения вместе с поклоняющимися Богу в храмовом внутреннем дворе. Это поручение Иоанну следует понимать как задание пророчествовать в действии-знамении. Внешний двор язычников измеряться не должен: «внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам». То есть этот двор, а вместе с ним и весь Иерусалим, будет отдан язычникам, которые « будут попирать святой город сорок два месяца», или 1260 дней, или 3 ? года (эти числа нам еще встретятся). Исторический фон для этого срока – время жестокого господства и террора эллинистического царя Антиоха IV Епифана (167–164 гг. до Р.Х.) (ср. Дан 7:25, 12:7 ). Примерно 3 ? года длилось сопротивление Маккавеев, завершившееся победой иудеев. С тех пор этот срок (три с половиной года, или 42 месяца) стал символическим, обозначавшим время эсхатологических бедствий, заканчивающихся победой Бога и народа Божьего над их врагами. Для христиан этот же срок стал символом последних времен, временем земного существования Церкви до Дня Господня”. А как на это взирали святые отцы? Ряд событий и лиц ветхозаветного периода нужно рассматривать как прообразы грядущих событий и лиц. В этом отношении упомянутый Антиох Епифан служит прообразом антихриста, а его деятельность – прообразом деятельности антихриста. Отсюда и совпадения. Утверждать, что евангелист Иоанн просто взял и заимствовал что-то из древности, не подумав, значит не видеть отмеченной отцами прообразовательной связи и унижать достоинство как самого Иоанна, так и Апокалипсиса. Рассматривая 12-ю главу, где представлена Жена, облаченная в солнце, о. И (Ивлиев) пишет: “В главе 12 Откровения Иоанн больше, чем в других частях своего труда, использовал и переработал материал из популярной античной мифологии ”. Под образом Жены обычно понимается Богородица или Церковь . Однако такое толкование представляется нашему комментатору некорректным. Вот как он объясняет этот таинственный образ: “Наиболее принятое в настоящее время толкование: Жена – символ народа Божьего в его единстве Ветхого и Нового Заветов . Это лучше всего подходит к тексту. При этом Иоанн видит в Жене истинный Израиль как постоянно преследуемый народ Божий. Совершенно понятно из этого толкования, что из народа Божьего происходит и Мессия, и Церковь , как тот же народ Божий. Именно такое толкование и следует принимать при экзегетическом разборе текста. При этом, конечно, многое еще потребует объяснения”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010