«в пустыню» – в безлюдные места: горы, леса, пустыни, куда удалятся христиане в конце времен.  «и там питалась» – то есть находилась под Божественным покровом и охранением. «времени, времен и полвремени» – выражение аналогичное Дан. 7, 25; 12, 7, где торжество богопротивных сил обозначено точно таким же сроком. Толкователи единодушно понимают этот срок как «год, два года и полгода», то есть три с половиной года. 100 100 Слово «время» в древних языках, в частности иврите, иногда имело значение «год». Характерно, что арамейское слово «», «идан», употребленное в упомянутом параллельном месте пророком Даниилом (Дан. 7, 25), имеет значения «время» и «год». 15 И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. 16 Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. «воду как реку» – под этим следует понимать преследования, насилие, военные нашествия и вообще все средства борьбы, используемые диаволом против Церкви и христиан.  Воды в Библии нередко означают скорби и бедствия. Ср.: «Все воды Твои и волны Твои прошли надо мною» (Пс. 41, 8). 101 101 См. также Пс. 123, 4; Ис. 43, 2.  Употребление слова «река» в значении военного нашествия находим в книге пророка Исаии: «Наведет на него Господь воды реки бурные и большие – царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется…» (Ис. 8, 7–8)  См. также Иер. 46, 7–8. «земля помогла жене» – может быть, помогла естественными препятствиями, непроходимостью местности, дальностью расстояний и т. п. Ибо по воле Божией сама природа, а также, может быть, еще какие-то социальные, политические и т. п. обстоятельства помогут в те времена верным христианам. 17 И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. «вступить в брань с прочими от семени ее» – то есть со всеми прочими христианами, со всеми, кто связан с верой Христовой. С этой целью низверженный дракон воздвигает на земле свое главное и последнее оружие борьбы с Богом и Церковью: всемирное государство антихриста. Об этом повествуется в следующей главе. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

—425— чение, и прекратились войны, так никто уже не считал его антихристом. Ошибка осталась без всяких последствий. Но хотя главным источником заблуждений раскольников в учении об антихристе служит их невежественный фанатизм, тем не менее поводом и исходным пунктом этих заблуждений, несомненно, было их ошибочное мнение, будто антихрист явился в лице Никона, и будто бы царствование антихриста началось. Не будь этой первоначальной ошибки, последующим раскольникам не было бы надобности измышлять новые и новые небылицы, и все более и более удаляться от истинного, библейского и святоотеческого, учения об антихристе. Прямые указания на то, сколько времени продолжится царствование антихриста, находятся в книгах двух тайнозрителей, ветхозаветного и новозаветного: в книге пророка Даниила и в Апокалипсисе Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. По книге Даниила, выросшему на четвертом звере малому рогу ( Дан.7:7:8 ), который означает антихриста, святые будут отданы во власть до времени и времен и полувремени ( Дан.7:25 ; ср. 12:7) . Но можно также это место перевести: до истечения года, двух годов (поставлено двойственное число) и полугода; потому что еврейское слово значит и время и год. «Что временем, временами и полувременем обозначается, по словам Блаж. Августина, год, два года и полгода, следовательно три с половиною года, это видно и из приводимого несколько ниже числа дней 2227 и поясняется иногда в Писаниях числом месяцев. На латинском языке выражение – времена, представляется в этом месте неопределенным; но оно употреблено в двойственном числе, которого у латинян нет. Как есть оно у Греков, так, говорят, имеют его и Евреи. Выражение – времена, употреблено следовательно так, как если —426— бы было сказано два времени». 2228 По Апокалипсису, жене, означающей Церковь , были даны два крыла, чтобы она летела в пустыню от лица змея, т. е., диавола, и там питалась в продолжении времени, времен и полвремени (12:14). Тут предуказано время антихриста, когда Церковь подвергнется страшному гонению в мире, так что ей придется бежать из него и спасаться в местах необитаемых.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово 29, 5, PG 36, 80А (р. п.: Т. 1. С. 416). 178 1 Тим. 3:16. 179 Тит. 2:11. 180 Рим. 4:14. 181 Евр. 12:1. 182 Мф. 13:25. 183 Мф. 10:27, Лк. 12:3. 184 Символ веры. 185 Малая доксология. 186 Иер. 28:9 (по славянской Библии — 51:9). 187 «Благочестие» (εσβεια) в святоотеческой письменности обыкновенно выступает синонимом ортодоксии, а не ортопраксии, как это слово чаще всего понимается в современной речи. Поэтому «символ благочестия» здесь — Символ веры. 188 Необходимо заметить, что в древности «Священными Писаниями» называли не только книги Ветхого и Нового Заветов, но и вообще всякое писание святых. Поэтому и здесь речь может идти также о разных местах у отцов. 189 1 Петр. 5:6. 190 1 Кор. 15:28. 191 1 Кор. 15:25. 192 Ин. 14:28. 193 Сирах. 1:4. 194 Такого стиха в Библии не обретается, но издатель греческого текста дает здесь ссылку на Сирах. 23:20 (по славянской Библии — 23:29): прежде неже создана быша вся уведена Ему, хотя смысл сего места прямо противоположен цитированным словам. Вероятно, св. Григорий цитировал по памяти из какого–то еретического труда, где они искажают слова Писания, не сверившись с подлинным текстом. 195 Ин. 5:19, 30. 196 Ин. 6:38. 197 Лк. 6:12. 198 Евр. 5:8. 199 Лк. 2:52. 200 Ин. 3:14 и др. 201 Ин. 7:39. 202 Лк. 13:32; Евр. 5:9; Ин. 19:28, 30. 203 Ин. 1:1. 204 Там же. 205 Притч. 8:25. 206 Пс. 71:17. 207 Варух 3:36. 208 Ин. 10:30. 209 Ин. 10:30. 210 Ин. 14:10. 211 Ин. 14:9. 212 Пс. 109:3. 213 См. Пс. 71:7–8. 214 Фил. 2:10. 215 Пс. 144:13. 216 Ср. Дан. 2:44. 217 2 Кор. 3:6. 218 Ср. 1 Кор. 2:14. 219 «τον περ αυτος οχλον» — буквально: «окружающую их толпу». 220 Ин. 20:22. 221 Ин. 20:23. 222 Иоанн Златоуст, Омилия 86 на Евангелие от Иоанна, 3, PG 59, 471 (р. п.: Т. 8. (2). С. 589). 223 В оригинале игра слов: «φαντασα, κατ την φαντασαν τν κεφλων». Слово «φαντασα» по–гречески означает как «фантазию», так и «привидение», «призрак». 224 «Акефалами» — буквально: «безголовыми» — называлась секта радикальных монофизитов, которая отреклась от своего патриарха Петра Монгуса, как принявшего в 482 г. Энотикон (т. е. присоединительный эдикт) греческого императора Зенона, и таким образом оставшаяся без иерархического возглавления. Во главе их стояли пресвитеры Юлиан и Иоанн и софист Павел. 225

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

22:11. Праведный будет творить правду, но нечестивый продолжать свои неправедные дела ( Дан. 12:10 ). Увещевание Иоанна здесь несет в себе оттенок иронического приглашения: пусть те, кто отвергает слова Божьи, продолжают делать гак, но они пожнут соответствующие плоды ( Иез. 3:27 ; ср.: Иер. 44:25 ; Ам. 4:4,5 ; Еккл. 11:9 ; Си-виллины оракулы 3:57–59). 22:12. Ветхий Завет и иудаизм подчеркивали праведность Бога и то, что Он вознаградит Свой народ (напр.: Быт. 15:1 ; Пс. 17:21; 18:12 ; Ис. 49:4; 4 Езд.). Божественное воздаяние каждому по его делам было такжеветхозаветным учением (напр.: Пс. 61:13 ; см. также коммент. к Отк. 20:12 ). 22:13. Литературный прием, известный под названием inclusio (инклюзивный), использовался для выделения определенного отрывка, когда его заключали между двумя одинаковыми текстами – в начале и в конце; большая часть Откровения обрамлена утверждениями о том, что Господь истории есть и Альфа, и Омега, начало и конец (1:8; см. коммент. к этому стиху). 22:14. Об омытых одеждах см. в 3:4,5 и 7:14, а также в коммент. к 3:4; о дереве жизни см. в коммент. к 22:2. 22:15. «Псы», вероятно, относится к половой распущенности, особенно к блудницам, не совершившим покаяния ( Втор. 23:17,18 ). В других местах Откровения говорится, что культ императора вместе с волшебством убивает христианских мучеников: разврат, распутная жизнь (и в буквальном, и в духовном смысле) характерны для мужчин «язычников. См. также коммент. к 21и 27; ср. также: Быт. 3:24 . 22:16 . «Корень Давида» (этот образ взят из Ис. 11:1 : «корень Иессеев», Иессей – отец Давида) – это росток, из которого возродится семейство Давида после того, как его потомки потеряют царский престол. Некоторые комментаторы полагают, что «корень» изменяет этот образ, делая его началом династии Давида. Утренняя звезда – это Венера, которая возвещает наступление рассвета (ср.: Отк. 2:28 ), в данном случае это, вероятно, указание на Чис. 24:17 , это звезда, спустившаяся от Иакова (Израиля) и предназначенная владычествовать и крушить врагов народа Божьего. (Свитки Мертвого моря также обращаются к Чис. 24:17 , возвещая о триумфеМессии.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Гораздо важнее приведенных возражений филологическое возражение нового времени, развитое Нольдэкке, Мейнгольдом, Кöнигом и другими учеными. По их мнению арамейский язык книги Даниила носит следы более поздней эпохи, чем время Даниила, и он не сходен с языком периода плена. Так здесь Навуходоносор называется , а у Иезекииля (26:7), также и в клинообразных письменах (вм. чит. ); произношение Даниила есть позднейшее перезвучие этого имени, имеющее параллель у LXX, Бероза, Иосифа Флавия. Но против этого возражения нужно сказать, что имя встречается и у более ранних писателей: у Иер.27:6; 28:11, 14 ; 4Цар.25:22 , – а потому ничего не может доказывать; встречается и не много позже Даниила: 1Езд.1:7; 5:12, 14 ; 1Пар.5:41 ; 2Пар.36:6 ; Неем.7:6 ; Есф.2:6 . Вообще у всех писателей кроме Иезекииля (и дважды у Иер.21:1, 7 ) это имя употребляется с указанным перезвучием. Имена: и (у Дан.1:7; 2:49; 3:12; 5:1, 30; 7:1; 8:1 ), употребительные у Даниила также с перезвучиями против клинообразных письмен: Bel-sar-usur и Abed-Nebo, более в Библии не встречаются и не могут решать вопроса о древности или новизне языка Даниила. Кажется в обычных же перезвучиях, при переходе одного и того же слова в другой язык, получает объяснение отмечаемая критиками фонетическая разность в арамейском языке Даниила в сравнении с языком клинообразных вавилонских письмен: у первого и , а во вторых . Эти разности неизбежны. Например, у Иезекииля (10:13), у ассир. issu; у Иез. (16:36), у ассир. nuhsu; у Иез. (24:7–8), у ассир. susu; у Иез. (8:3); у ассир. sisu (ср. Baer. L. Ezechielis. X-XVIII рр.). А какие перезвучия можно видеть у греческих писателей в греческом начертании ассиро-вавилонских имен, в сравнении с начертанием их в клинообразных письменах, и можно ли их исчислить и доказывать ими хронологические даты? Или об этом критики молчат? Между тем из перезвучий книги пророка Даниила (и то в одном слове: и ) делается очень обобщительный вывод: арамейский язык Даниила совсем не вавилонский язык пленников, а палестинский или западно-арамейский; в Вавилоне не могли так говорить, как здесь говорят, например, мудрецы ( Дан.2:4 ). Очевидно все это «сочинено» позднее… Не слишком ли поспешен такой приговор?!..

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

2:8). Правда, ап. Павел говорит, что «тайна беззакония деется», но это значит лишь то, что антихристианский дух в лице лжепророков, еретиков и гонителей христианства давно уже – со времен самих апостолов – действует в мире, но вполне обнаружится только при кончине мира, в лице антихриста. Что касается, наконец, вычислений адвентистов, то они совершенно не основательны. Так, 2300 дней, упоминаемые в 14 ст. 8-й гл. книги прор. Даниила, они толкуют в смысле 2300 лет, в течение которых Христос будто бы совершит очищееме святилища от грехов верующих; между тем на основании 1 Маккав. 1:7–15, 20–23 и слов самого пророка в 8 –9 и 21 стихах той же 8 гл. необходимо заключить, что пророчество это относится к осквернению храма Иерусалимского при Сирийском царе Антиохе Епифане. 708 Под 2300 днями, по библейскому словоупотреблению ( Быт. 1:5,8,13 ; ср 7:4,12; Исх. 2:14,18 ; 3Цар. 19:8 ; Ин. 2:1 ; Мф. 12:40), разумеются не годы, а именно дни, во время которых святилище, т. е. храм иерусалимский, подвергалось поруганию (11 ст.), а затем было очищено и в нем восстановлено истинное богослужение ( 1Мак. 4:52 –53 ). 709 Равным образом связь 2300 дней с пророчеством о седьминах Данииловых устанавливается адвентистами произвольно, без всякого основания. Счет седьмин начинается не со времени поругания святилища, как это было в отношении 2300 дней, а, наоборот, со времени выхода указа о достроении стен Иерусалима ( Дан. 9:25 ), что произошло не долго спустя после устроения второго храма. 710 Наконец, нельзя признать правильным и определение продолжительности «великого отступления», обозначаемой у прор. Давида словами «во время, времена и полвремени» (7:25; 12:7), в 1260 л., как делают адвентисты на основании слов Откровения о жене, скрывавшейся в пустыне 1260 дней (12:6; ср. 14 ст.), так как, по объяснению знатока Св. Писания и еврейского языка, бл. Иеронима, в словах прор. Даниила «время означает год; времена, поставленные в двойственном числе, как показывает свойство еврейского языка, предизображают два года, а полувремя – шесть месяцев, в течение коих святые будут преданы власти антихриста» (Твор.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Мы так ответим ему: Бог говорит это об иудеях, отливших себе в пустыне золотого тельца и говоривших: “Вот бог твой, Израиль”(Исх. 32, 4.). Они поставили себе моавитского идола и назвали его Молох, потом прилепились к Ваал-Фегору (Чис. 25, 3.), при Ахаве — к Ваалу (3 Цар. 16, 29–33.), то есть Крону, при Манассии — к Астарте (4 Цар. 21, 7.), при Иеровоаме же — к золотым тельцам (3 Цар. 12, 28–33.), при Навуходоносоре же поклонялись образу его, говоря: “Слава тебе, о Навуходоносор!”(Ср.: Дан. 3, 1–7.). Пророк сказал о них: “Приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам”(Пс. 105, 37.). Писание говорит о тех, которые оставили Бога и сделали себе идолов во имя гнусных людей и бессловесных животных и называли этих идолов богами. Мы же не создаем себе идолов, не говорим о святых иконах: “Вот, это наши боги”, — не делаем серебряных или золотых богов. Если мы из золота или серебра, или из какого-либо другого материала делаем Святой и Животворящий Крест или божественные иконы, называем их святыми и честными, поклоняемся и служим им — мы не называем их богами, но делаем их в честь и славу Божию и Его святых. Как Иаков не жезлу Иосифа поклонился, но почтил Иосифа, державшего жезл (См. Быт. 47, 31; ср.: Евр. 11, 21. Разночтение между еврейским масоретским текстом Библии (и Синодальным русским переводом) и Септуагинтой (и славянскими редакциями Библии). В “Толковой Библии” А. П. Лопухина смысл прочтения Септуагинты раскрывается так: “Иаков… обозревает всю свою странническую жизнь, бросает взор на свой страннический посох (ср. Быт. 32, 10) и, благодаря Бога и Иосифа, поклоняется на верх этого жезла, осуществляя по отношению к Иосифу открытое ему некогда во сне поклонение (Быт. 37)”.); как иудеи, почитая две скрижали из камня и двух херувимов из золота и другие предметы в храме, не естество камня или золота или дерева почитали, но Бога, заповедавшего все это, — так и мы поклоняемся честному Кресту, божественным иконам и другим божественным и освященным вещам, сделанным в честь и славу Божию, — не золоту, не краскам, не дереву или другим веществам, но Христу и Его святым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Надмеваясь сатанинской гордостью и силой, антихрист по Божиему позволению и попущению захватит власть над многими народами, и поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца ( Откр.13:8 ; ср. 2Фес.2:10 ). Против христиан же антихрист воздвигнет неслыханные гонения, и будет воевать со святыми, и победит их, и сделает, чтобы был убиваем каждый, кто не будет ему поклоняться ( Откр.13:7, 15 ). Однако христиане будут бороться с антихристом верой и терпением ( Откр.13:10 ), ибо это станет, как и всегда было, их оружием, их всеоружием Божиим ( Еф.6:11–18 ). Наконец, антихрист убьет двух великих свидетелей Христовой истины, двух святых пророков: предтечу Второго Христова Пришествия, пророка Илию, и Еноха ( Откр.11:7 ; Мал.4:5–6 ). Облеченные во вретище, эти два свидетеля среди всех мучений и ужасов будут свидетельствовать об истине Христовой и пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней; из их уст будет выходить огонь; они будут иметь власть затворять небо и поражать землю всякой язвой; когда же окончат они свое пророчество, антихрист победит их и убьет ( Откр.11:3, 5–7 ). Но после трех с половиной дней Бог оживит их и возьмет на небо ( Откр.11:11–12 ). В те дни преследование христиан будет таким, что никто, открыто не признающий антихриста и не носящий его знака на себе, не сможет ничего ни купить, ни продать и не будет пользоваться никакими правами ( Откр.13:16–17 ). Те, которые не поклонятся антихристу и не примут его печати на чело свое и на руку свою, будут убиты ( Откр.20:4 ). А Христова Церковь , гонимая и терзаемая, будет скрываться в пустыне, рождая в муках верных Божиих чад ( Откр.12:1, 2, 6 ). В то время человечество погрузится в таинственные бездны зла; все виды греха и порока будут пресмыкаться по земле, опустошая человеческие души, и зло утвердится, как во время перед потопом. Дерзко будет царствовать антихрист. Но, по Божию Промыслу, его царство будет кратковременным. Благодатные тайновидцы Ветхого и Нового Завета свидетельствуют, что оно продлится три с половиной года ( Дан.7:25, 12:7 ; Откр.12:14 ), или сорок два месяца ( Откр.11:2, 13:5 ), или тысячу двести шестьдесят дней ( Откр.11:3, 12:6 ), или – малое время ( Откр.12:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

13 многие придут. В 130 г. Бар Кохба, вождь иудейского восстания против римлян, заявил о себе как о Мессии и был принят в этом качестве своими последователями. С тех пор список лжемессий остается открытым. это Я. Слова, являющиеся именем Божиим ( Исх. 3,14 в Синодальном переводе: «Я есмь»). 13 конец. Согласно параллельному тексту ( Мф. 24,3 ), «конец» это «кончина века». 13 начало болезней. Иудеи ожидали, что перед приходом Мессии наступит время страданий (см. Рим. 8,22 ). 13 во всех народах... должно быть проповедано. Время между воскресением Христа и Его Вторым пришествием это не просто время страданий и гонений, но также время благодати и благовестия, достигающего концов земли во исполнение пророчества, содержащегося в Ис. 49,6 . 13 что вам говорить. См. Деян., гл. 2 и 7. 13 претерпевший же до конца. См. ком. к ст. 7. Это означает также конец жизни каждого отдельного человека. 13 мерзость запустения. Дан. 11,31 предсказывает приход царя с севера, который осквернит храм. Это предсказание в первый раз исполнилось, когда в 168 г. до Р.Х. Антиох Епифан установил в Святом Святых языческий алтарь и принес на нем в жертву свинью. В 70 г. по Р.Х. этот ветхозаветный текст определенно исполнился еще раз, когда римский военачальник Тит разрушил храм. читающий да разумеет. Эта фраза может указывать либо на знание Марка о том, что разрушение храма уже совершилось, либо на желание Иисуса, чтобы Его слушатели, которые одновременно были читателями Ветхого Завета, поняли, что О использует Дан. 9,25–27 и 11,31 (ср. 2,25; 12,10.26). да бегут в горы. Евсевий Кесарийский , историк, живший в IV в. по Р.Х., утверждает, что во время Иудейской войны христиане бежали из Иерусалима и основали церковь в Пелле (город в Перее). 13 скорбь, какой не было от начала творения. Здесь, очевидно, подразумевается не только скорбь, связанная с разрушением храма, но и скорбь конца времен. 13 сократил. Это сокращение может относиться ко времени разрушения храма или ко времени Второго пришествия, или и к обоим событиям одновременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Зверь из моря в качестве «антиагнца» является тем же самым людям, что и «Агнец». Но люди, имена которых записаны в книге жизни у Агнца, ему не подчиняются и не поклоняются ( Откр.13:8 ). Второй зверь, из земли ( Откр.13:11–18 ), тоже отмечен чертами антихриста. Он полностью находится на службе у зверя из моря и озабочен тем, что воздвигает образ первого зверя, то есть его статую для поклонения. Так второй зверь символизирует тех, кто в огромной Римской империи занимался усилением и распространением культа кесаря. Церковь при этом должна остаться верной себе перед лицом разрушительной стратегии двух зверей. Она должна знать, что усилиям сатанинской власти зверя из моря положен предел, срок в 42 месяца, который символизирует эсхатологический период гонений ( Откр.13:5 ; ср. Дан.7:25 ; Дан.12:7 ). Речь при этом идет, прежде всего, о настоящем времени Церкви, времени владычества зверя из моря. Однако взор автора простирается далее: он видит начало той «годины искушения» ( Откр.3:10 ), которая захватит всю землю, чтобы совратить ее жителей. Поэтому в Откр.13:8 он оставляет прошедшее время, характерное для стиля видений, и пророчествует о массовом отпадении в поклонение безбожной власти Римской империи. Увещевание Откр.13:9–10 тоже переступает границы уже существующей угрозы Церкви и заставляет считаться с ее тотальным преследованием. Но особенно на грядущую опасность указывают стихи Откр.13:15–17 . Никто не сможет избежать этой опасности. И причина ее в предстоящих действиях одной из голов зверя, которая символизирует легендарную личность «Нерона воскресшего». Об этой фигуре нам предстоит еще много рассуждать. а) Зверь из моря – Римская империя на службе сатаны ( Откр.13:1–10 ) 1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. 2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою, и престол свой, и великую власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010