Meteor. 368b12) или отпор, оказываемый противнику в сражении ( Polyb. Hist. IV 50. 10). Позднее термин «ипостась» использовался также для обозначения некоего положения вещей, служащего исходной точкой для последующих событий. Это может быть час рождения человека, определяющий всю его дальнейшую жизнь ( Vettius Valens. Anthologiae. IV 15/Ed. W. Kroll. B., 1908); состояние дел в гос-ве, обусловливающее проведение им определенной политики ( Cicero. Epistulae ad Atticum. II 3. 3/Ed. D. R. Shackleton Bailey. Stutgardiae, 1987. Vol. 1. P. 55); архитектурный замысел или план, наглядно осуществленный в построенном здании; намерение, цель и просто душевное состояние, заставляющее человека совершать определенные действия. В ходе дальнейшего развития, происходившего под влиянием философского словоупотребления, термин «ипостась» стал использоваться более широко и мог обозначать осуществление или реализацию чего-либо, постепенно семантически сливаясь в обыденном языке с такими понятиями, как γνεσις (возникновение, рождение) и οσα (бытие, сущность). Напр., Иосиф Флавий писал о евр. народе, что тот «изначально самобытен» (τν πρτην πστασιν σχεν δαν - Ios. Flav. Contr. Ap. I 1), подразумевая, что этот народ возник и сложился самостоятельно. В том же смысле следует понимать греч. текст Псалтири: «...состав мой ( πστασς μου - то есть мое возникновение, происхождение.- С. М.) в преисподних земли» (Пс 138. 15, по LXX). В значении реального существования, противоположного пустой видимости, термин «ипостась» встречается у мн. эллинистических авторов (см., напр.: Artemidorus. Onirocriticon. III 14. 10/Ed. R. A. Pack. Lpz., 1963; Arist. (Ps.) De mundo. 395а30; Doxographi Graeci/Ed. H. Diels. B., 1879. P. 363). Понятие «ипостась» в античной и эллинистической философии Впервые в философском значении термин «ипостась» стал употреблять стоик Посидоний (II-I вв. до Р. Х.), однако начало философскому осмыслению этого термина было положено, по-видимому, еще в Древней Стое. Стоики Зенон Китийский и Хрисипп использовали глагол φστημι для описания возникновения земли в процессе взаимопревращения элементов.

http://pravenc.ru/text/673779.html

Грот Пана впервые упоминается Полибием в рассказе о победе царя Антиоха III Селевкида над егип. полководцем Скопасом в 200 г. до Р. Х. ( Polyb. Hist. XVI 18. 2; XXVIII 1. 3). Культ Пана здесь был установлен в III в. до Р. Х., когда регионом правила егип. династия Птолемеев, заботившаяся о развитии греч. поселений на подконтрольных им землях. Почитание Пана было частью династического культа Птолемеев Диониса. В 4 км к западу от Панеады находилось место древнего библейского г. Дан , которое почиталось евреями эпохи эллинизма и Рима. Евреи также иногда отождествляли Панеаду с Даном. В кон. II в. до Р. Х. Панеада входила в состав Итурейского царства (столица Халкида, ныне Анджар, Ливан). В 104-103 гг. до Р. Х. Панеада с частью Сев. Галилеи отошла во владения евр. царя Аристобула I, а затем его наследника Александра Янная. Часть итуреев была обращена в иудаизм. Однако рядом с Панеадой (4 км к северу) продолжал действовать древний итурейский религ. центр в Сенаиме, что свидетельствует о сохранении местных племенных итурейских обычаев. Т. о., к началу рим. эпохи население региона Панеады состояло из греч., итурейских и иудейских общин, каждая из них имела свой религ. центр. После завоевания Палестины рим. полководцем Помпеем в 63 г. до Р. Х. территория Панеады была сокращена. Город вместе с горой Ермон, Сев. Голанами и сев. долиной Хула был передан в управление Лисания, сына Птолемея (40-36 гг. до Р. Х.). Затем Клеопатра VII отдала его во владение некоему Зенодору, вероятно сыну Лисания. После его смерти в 20 г. до Р. Х. владения были подарены царю Иудеи Ироду Великому ( Strabo. Geogr. XVI 2. 10; Ios. Flav. Antiq. XV 10. 1, 3). Рядом с гротом в Панеаде в 19 г. до Р. Х. Ирод построил красивый храм в честь своего покровителя Августа. Ниша для статуи Пана в Кесарии Филипповой Ниша для статуи Пана в Кесарии Филипповой После смерти Ирода (4 г. до Р. Х.) Панеада вошла в состав владений его сына Филиппа. Вскоре (2-1 гг. до Р. Х.) Филипп основал здесь столицу и дал городу название Кесария Филиппова ( Ios. Flav. Antiq. XVII 11. 4; XVIII 2. 1; Idem. De bell. II 9. 1). С этого времени небольшое поселение близ святилищ превращается в город, строившийся по греч. градостроительным канонам. В 37-44 гг., после смерти Филиппа (33/34), К. Ф. принадлежала Агриппе I , а затем была подарена римлянами Агриппе II (53-92). Он возобновил строительство и дал полису новое название - Нерониада в честь рим. имп. Нерона ( Idem. Antiq. XX 9. 4), к-рое, однако, не прижилось. Во II-III вв. использовалось название Кесария Панеада (CIG, N 4750, 4921; Waddington. 1870. N 1650b). На монетах 2-й пол. II - нач. III в. (от Марка Аврелия до Элагабала) упоминается полное офиц. название города - Καισ(ρεια) Σεβ(αστ) ερ() κα τν(λος) π Πανεου (Кесария высокая священная и неприкосновенная под горой Пана). В древних евр. источниках город назван Кесарион или Кисрин. С IV в. название Кесария исчезает и вновь город именуется Панеадой или Баниасом.

http://pravenc.ru/text/1684277.html

Первые колонии македонцев и греков в районе буд. Д. занимали выгодные в стратегическом отношении точки на важных путях и в удобных для культивации землях, обычно заселенных с древности ( Mittmann. 1966; Bauzou. 1988). Они возникли во время похода Александра Македонского, к-рый почитался в Герасе как ее основатель; Стефан Византийский называет Александра основателем Диона ( Steph. Byzant. Ethnika. 103-104); он же считался основателем Абилы и Капитолиады ( Seyrig. 1965. P. 24-28; Frézouls. 1988. P. 127). Пелла, возможно, названа в честь одноименной столицы Македонии, что подтверждают находки монет Птолемеев и штампы на родосских амфорах ( McNicoll. 1982). Название Пелла может восходить не к македон. метрополии, но к похоже звучащему топониму древнеегип. документов. Филадельфия названа в честь Птолемея II Филадельфа (ок. 308-246 гг. до Р. Х.). Полибий ( Polyb. Hist. V 69-70) назвал ее Раббатаманой (Ραββαταμνα; Раббат-Аммон, Равва Аммонитская ). Абила, Канафа, Гадара, Гераса сохранили древние имена ( Zayadine. 1982). Название Гиппос (греч., букв.- конь), возможно, калька с семит. названия  ,  (Сусита); оно отражено в изображениях на монетах города крылатого коня. Для нового названия Беф-Сана - Скифополь есть много объяснений, восходящих к Геродоту ( Herod. Hist. IV 105) и хронисту VI в. Иоанну Малале ( Ioan. Malal. Chron. 5. 178), причем поселение здесь скифов связывают с эпохой Птолемея II ( Lifshitz. 1977); иногда топоним объясняют семит. корнями ( Frézouls. 1987). Скифополь называли также Ниса, что в рим. период связывали с мифом о Дионисе и с его кормилицей ( Plin. Sen. Natur. hist. V 18. 14); есть и др. объяснения (напр., используя имена женщин дома Селевкидов, Антиоха III или Антиоха IV ( Frézouls. 1987. P. 88)). В кон. III в. до Р. Х. Антиох III Великий отобрал у Египта Сирию, Юж. Финикию и Палестину, получив по договору Скифополь ( Lifshitz. 1977. P. 268-270; Sartre. 1988. P. 21), Пеллу, Галааду (т. е., вероятно, Герасу, Абилу и Гадару) и Филадельфию ( Polyb. Hist. V 69-71). Захват последнего города Селевкидами заставил Иоанна Гиркана спасаться в крепости Тир ( Ios. Flav. Antiq. XII 4. 11) - возможно, совр. Ирак-эль-Амир ( Villeneuve. 1988). Антиох III Епифан и его преемники колонизовали район Иордании, что привело к переименованию городов ( Frézouls. 1988. P. 117-119): Гадара стала называться Селевкия и Антиохия ( Steph. Byzant. Ethnika. 128. 30), Гераса - Антиохия-на-Хрисорроасе (см. надпись на гирьке 143/2 г. до Р. Х.- Seyrig. 1950. P. 53; надпись эпохи Адриана и монеты императоров от Марка Аврелия до Коммода ( Spijkerman. 1978. P. 160-163)), Абила - Селевкия, Гиппос - Антиохия (согласно надписям на монетах - Spijkerman. 1978. P. 50-57, 170-179). Именно в этот период города Д. получили статус эллинистических полисов ( Barghouti. 1982), что хорошо заметно в Герасе ( Seigne. 1986. P. 53).

http://pravenc.ru/text/171761.html

Распятие. Икона. Ок. 1497 г. (КБМЗ) Распятие. Икона. Ок. 1497 г. (КБМЗ) Античные историки видели свою задачу в отыскании и объяснении причин происходящих событий ( Polyb. Hist. III 32; XII 25b; Cicero. De orat. II 15; Dionys. Halicarn. Antiq. V 56. 1). При этом события должны были быть достойными описания, а повестование - полезным для читателя и увлекательным, что предполагало использование риторических приемов и конструкций ( Idem. Ep. ad Pompeium). Одним из достоинств исторического повествования считалось последовательное описание событий. Составлению сочинения обязательно должен был предшествовать сбор материала (устные свидетельства очевидцев ценились выше письменных источников); в целом должны были использоваться разные источники ( Lucian. Hist.; Plin. Jun. Ep. III 5. 10-15). Рассказ евангелиста Луки отличает от сочинений греко-рим. историков то, что его повествование является одновременно и исповеданием веры; при этом фигура автора в тексте практически отсутствует (прямая авторская речь не звучит). Л. Александер, исследовав пролог к Евангелию от Луки, пришла к выводу, что своей краткостью он больше напоминает вступления к античным произведениям естественнонаучного характера («профессионально ориентированным», по медицине, математике и т. п.), чем к историческим ( Alexander. 1993). Однако это не свидетельствует против достоверности повествования ап. Луки, а говорит, скорее, о том, что оно адресовано более массовому читателю. По мнению Г. Стерлинга, Евангелие от Луки написано в жанре «апологетической истории» и может быть сопоставлено с трудами эллинистических историков - Бероса, Манефона, Иосифа Флавия ( Sterling. 1992). Главная цель этого сочинения - показать достоинство и древность христ. традиции и представить историю Церкви как продолжение истории Израиля. Рим. властям такой подход должен был продемонстрировать безопасность христианства как социального движения, а иудеям - преемственность ВЗ и НЗ. Сравнение Евангелия с «Жизнеописанием Демонакта» Лукиана показывает высокую степень историчности евангельского повествования ( Cancik. Bios. 1984). Богословское осмысление истории, непрестанное указание на роль Бога и исполнение Божественного замысла в истории роднят евангельские повествования с ближневост. историографией.

http://pravenc.ru/text/347622.html

V 79-86). Антиох III вынужден был вернуть египтянам все свои прежние завоевания в П. Птолемей IV совершил поездку по региону, в т. ч., вероятно, побывал в Иерусалиме (3 Макк 1-2). Однако в 201 г. Антиох III воспользовался сменой власти в Александрии и восшествием на престол малолетнего Птолемея V (204), возобновил войну и вновь захватил всю П., кроме Газы ( Polyb. Hist. XVI 40; XVIII 2). В 200 г. егип. полководец Скопас вытеснил сир. войска из П., но вскоре потерпел поражение от Антиоха в битве при Паниасе (впосл. Кесария Филиппова ). После этого успеха Антиох к 198 г. до Р. Х. окончательно закрепил П. за своей державой; Иерусалим сдался ему после непродолжительной осады ( Ios. Flav. Antiq. XII 9. 5-7). Первая группа - приморские города. Крупнейший город П. Газа, несмотря на разрушения кон. IV в., видимо, по-прежнему сохранял свое значение. В кон. II в. Газа могла выставить вооруженное ополчение в 10 тыс. чел. ( Ios. Flav. Antiq. XIII 13. 4). Эллинизация местного семит. населения, видимо, шла наиболее быстрыми темпами. И Александр, и все его преемники уделяли большое внимание укреплению этого города и поддержке его как базы морской торговли и обороны. Иосиф Флавий уже называл Газу греч. городом ( Idem. De bell. II 97). При Селевке IV Филопаторе (187-175) город был переименован в Селевкию и чеканил монеты с этим названием. В сер. I в. перестройкой Газы и соседней Рафии занимался Габиний, после того как эти города пострадали от войска иудейского царя Александра (Ионафана) Янная . Одной из первых права полиса получила Иоппия ( Яффа ), где уже с 315 г. находился македон. гарнизон. Древний Акко перестроен в греч. полис Птолемеем II Филадельфом и переименован в Птолемаиду (не позднее нач. 50-х гг. III в. до Р. Х.). Спустя столетие, при Антиохе IV Епифане, город был переименован в Антиохию, но это название не прижилось, в то время как название Птолемаида было известно до средневековья. Дор (ныне Хирбат-эль-Бурдж) был хорошо укреплен; присутствие в городе греков ощущалось уже в персид.

http://pravenc.ru/text/2578710.html

до Р. Х. через П. и вдоль ее побережья двигались войско и флот Александра Великого . Македонцы встретили здесь лишь слабое сопротивление. Летом 332 г. параллельно с осадой Тира Александр провел карательную кампанию против сирийцев в регионе Антиливана , к-рая, возможно, затронула север П. Кроме того, в сент.-окт. 332 г. Александру нек-рое время сопротивлялась Газа, где находился крупный персо-финик. гарнизон. Город был взят и разграблен, но уже вскоре перестроен Александром так, что стал еще более обширным и хорошо укрепленным ( Arrian. Anab. II 27. 7). Возможно, в это же время либо весной 331 г. Александр встречался с послами иудеев, к-рые признали его власть, сохранив права автономии. Рассказы Иосифа Флавия , ряда следовавших ему древних историков и представителей талмудической традиции о посещении Александром Иерусалима недостоверны ( Ios. Flav. Antiq. XI 8. 4-5; Idem. Contr. Ap. I 201; Euseb. Praep. evang. IX 4. 7). В период войн диадохов, в посл. четв. IV в., П. неоднократно переходила из рук в руки. Основными претендентами на господство здесь были егип. царь Птолемей I Сотер и правитель Востока Антигон Одноглазый. В 301 г., после гибели Антигона, П. была захвачена Птолемеем, однако егип. правление не было официально признано др. эллинистическими монархиями. На П. претендовали царь Востока Селевк I Никатор и ряд его наследников из династии Селевкидов. Тем не менее в течение почти всего III в. до Р. Х. регион оставался владением Птолемеев. Война за П. между Птолемеями и Селевкидами возобновилась в 219 г. до Р. Х., когда царь Антиох III Великий отправился на завоевание егип. владений в П. Продвигаясь вдоль побережья, он вторгся в Галилею, захватил г. Филотерию (ныне Бет-Йерах) и Скифополь (ныне Бет-Шеан), крепость на вершине горы Фавор . Далее Антиох наступал на Заиорданье, овладел Пеллой, Авилой , Гадарой , Раббат-Аммоном (ныне Амман) и др. городами до границ Аравии ( Polyb. Hist. V 70-71). В 217 г. при Рафии (близ Газы) произошло генеральное сражение между войсками Антиоха III и Птолемея IV Филопатора и последний вышел победителем (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2578710.html

    3 Аристотель всегда был почитаемым византийцами автором. Отношение к Платону было более настороженным. В XI в. византийская интеллигенция обратилась к изучению Платона: митрополит Евхаитский Иоанн Мавропод в одной из эпиграмм взывает к Христу с просьбой признать Платона и Плутарха «своими» (Iohannis Euchaitorum..., р. 24); Михаил Пселл называл себя учеником Платона (Psellos, Scripta minora, II, р. 252, 5—6) и защищал его от нападок Иоанна Ксифилина (Sathas, Bibl. gr., V, р. 444, 5—8). Феодор Продром в речи к Исааку Комнину хвалит последнего за то, что тот изучил Аристотеля и Платона (Praechter, Beziehungen zur Antike in Theodoras Prodromos Rede..., S. 317). Однако и среди современников Анны оставалось немало ортодоксально настроенных людей, которые, подобно Михаилу Глике, признавали авторитет лишь одного античного философа — Аристотеля (Krumbacher, Michael Glykas, S. 394 sq.).     4 Анна имеет в виду квадривиум наук, включавший в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку.     5 Природа (греч. φσις) и стремление к знанию (η περι τας επιστμας σπουδ). Ниже писательница утверждает, что приступает к рассказу не с целью показать свое умение владеть слогом (греч. η περι λγους ασκησις). Все три термина, которыми в данном случае пользуется Анна [φσις, επιστμη (τχνη), ασκησις], восходят к античным теориям ораторского искусства (см. Isocr., XIII, 14—15; Dionys, De imitat., II, 27; Aristid, XLV, 114). По мнению древних авторов, совокупность этих качеств необходима истинному оратору. Анна обладает всеми достоинствами настоящего оратора, однако выступает против смешения жанров историографии и риторики (см. прим. 131).     6 Начиная со слов «... а чтобы... » текст представляет собой скрытую цитату из Иоанна Епифанийского (Hist. gr. min., I, p. 376).     7 Намек на «Политику» Аристотеля (1277в14). Анна вообще находится под большим влиянием этических представлений Аристотеля (см. Предисл., стр. 37).     8 Бытие, IX, 18—27.     9 Ил., XI, 654; XIII, 775; Од.,ХХ, 135.     10 Начиная со слов «Когда кто-нибудь...» текст представляет собой скрытую цитату из Полибия (Polyb., I, 14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕИР [  ,  ], название равнины (в синодальном переводе - поле) «в области Вавилонской», на к-рой, согласно Книге пророка Даниила, вавилонский царь Навуходоносор водрузил золотой истукан (Дан 3. 1). Из-за отказа поклониться этому идолу прор. Даниил и его друзья Седрах, Мисах и Авденаго были брошены в раскаленную печь. Местоположение Д. точно не определено. Вероятно, ее название происходит от аккад.   (городская стена, укрепление, крепость). Это значение отражено в переводе LXX, к-рый вместо Д. употребляет περβολος (греч. стена, ограда) (в переводе Феодотиона имя равнины передано как ερα). Общепринятую идентификацию этого места предложил Ж. Оппер. Он локализовал Д. в 27 км к юго-западу от совр. Багдада, в окрестностях древнего Урука (Эреха), рядом с небольшой рекой и холмами, название к-рых созвучно Д. Там Оппер обнаружил 2 больших кургана, под одним из них, Эль-Мокаттат, было открыто массивное, облицованное кирпичом сооружение - 14 м в ширину и 6 м в высоту. Оно могло быть остатками пьедестала для золотого истукана, поставленного Навуходоносором в Д. В клинописи встречается несколько вавилонских городов, в название к-рых входит аккад.  Согласно др. версии, слово «Д.» могло обозначать участок внутри Вавилона, в пределах городской стены, или крепостной вал, носивший название dur Suanna. Т. о., предположительно равнина Деир была просто частью города. Возможно, древнее имя   было отнесено к равнине, находящейся близ остатков стен Вавилона, хотя арам.     (долина, равнина (Дан 3.1)) не может означать открытого пространства внутри города (см. Pinches). Античные историки Полибий и Амиан Марцеллин упоминают 2 похожих по названию на Д. места ( Polyb. Hist. V 48, 52; Amm. Marc. Rer. gest. XXIII 5. 8; XXIV 1. 5; XXV 6. 9): одно - близ р. Евфрат ок. Кархемиша, другое - по правой стороне р. Тигр, но оба они расположены далеко от Вавилона. В талмудической традиции равнина Д. представлена местом осуществления видения прор. Иезекииля о воскресении мертвых (Иез 37. 1-14). Этот сюжет представлен на фресках синагоги из Дура-Европос (III в. по Р. Х.), Д. также был идентифицирован с местом видения славы Господней из Иез 3. 23 (Санхедрин. 92b). Лит.: Oppert J. Expedition scientifique en Mesopotamie, 1851-1854. P., 1863. Vol. 1. P. 238-240; Pinches T. G. Dura//ISBE. Vol. 1: A-D; Thompson H. O. Dura//ABD. Vol. 2. P. 241. Э. С. П. Рубрики: Ключевые слова: АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/171593.html

154 Царство парфян было возобновлением древне-мидийского и персидского государств. Поэтому парфяне иногда назывались просто персами и столь же справедливо могли называться мидянами в смысле ново-мидян. См. Haudb. d. Einl. in d. Apokr. v. Volkmar, I Th. 1 Abth. S. 14. 155 Так, Селевк II Каллиник в 238 г. до Р. Хр. был побеждён парфянами и в продолжение некоторого времени жил в плену при дворе одного из Арзакидов. Только Антиох III великий, чрез удачное ведение войны, в 210 г. до Р. Хр. принудил, наконец, парфянского царя Артабана I (Арзака III) к миру и некоторого рода зависимости. Но Димитрий II Никатор в 138 г. до Р. Хр. опять сделался пленником парфян, которые также разбили и лишили жизни Антиоха VII Сидета. В битве с парфянами погиб и Антиох X Евсевис. Justini Hist. XLI, 4. 5; XXXVI, 1; XXXVIII, 9, 10; XXXIX, 1; Polyb, Hist. trad, par Maigret, 1558, 1. X, p. 264–266; Флавия Древн. XIII, 3. 4; сн. Zeitschr. f. wiss. Theol. 1861, IV Heft. S. 342. 157 Сн. Appiani, lib. syr. с. 1: ντοχος Σελεκου το ντιχου, σρων κα βαβυλωνιν κα τρων θνν (между прочим и σσυρων) βασυλες... σβαλν ς Μηδαν, τε κα Ηαρθυνην κα τρα θνη, φιστμενα τι πρ ατο, κα πολλ κα μεγλα δρασας, κα μγας ντοχος π τοδε κληθες κτλ. 161 Подробности этого похода представляет Полибий, в X и XI книгах своей истории; сн. Иустина, Ист. XLI, 5. 162 Во время Полибия (Polyb, Hist. trad. р. Maigret, 1. X, р. 264), а может быть, и во время Антиоха III Экбатаны не имели стен, которые описываются в книге Иудифь ( Иудиф.1:2–4 ); но автор, желая изобразить могущество ново-мидян и их старание об укреплении своих городов, мог, пользуясь общим значением имени Арфаксада или Арзакида, приписать ему и укрепление Экбатан. Притом надо обратить внимание на то, что во времена Антиоха Экбатаны ещё славились своими великолепными зданиями (ibidem), что вполне согласно со свидетельством книги Иудифь о красоте этого города, обращённой Навуходоносором в позор (τν κσμον ατο θηκεν ες νειδος ατς ( Иудиф.1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

2050 Прохода Антония, о котором была речь выше, тогда ещё не было. Об этом узком проходе знает ещё Polybius: Hist. V 68 § 9. (у Маппегт’а ошибочно показана 28 гл. вм. 68. Ib. S. 381). 2051 Подробное описание их можно найти у Op. cit. B. XVI. Ss 531–546. Кратко замечание о них у Bibl. Geogr. S. 59. 2052 Остатки моста несколько раз, правда, поправлявшегося, сохранились и теперь; крепкий мост требовался в виду прибоя волн на этом низком и ровном берегу. Ritter, ib. Ss. 546. 547. 2054 Греки названием κλμαξ (лестница, от κλνω) обычно именовали трудные горные проходы; таких проходов, носивших собственное имя· κλμαξ известно до шести. 1) в Счастливой Аравии; 2) описываемый в Целе-Сирии, 3) в Лукии при начале Тавра (Polyb. V, 72; Plutarch. Vita Alex.), 4) в Ливии, 5) в Пафлагонии, 6) вблизи Персеполя (Plinius, Hist. Natur. VI, 26). Bischoff und Möller. Wörterbuch d. Geogr. S. 327. 2057 Ibidem, S. 550. Этот глубокий источник прекрасно и прочно обстроен; работа – древняя; посему Brocchi полагает, что здесь был Палебибл. Ibidem. 2061 Он известен и на о. Кипре (Pausan. IX, 41, § 2) и в Греции (Apollodor, III, 14, § 4; Pausan. II, 20. § 5; Ovid. Metam. V, 725 sqq.; Philost. Apol. VII, 32, Plutarch. Alcieb. с. XVIII; Nic. XIII et Sympos. IV, 5. § 3. Athen. XV, 672; Nonn. Dion. III, 109) и в Египте (Photii. Bibl. cod. 242). 2062 Изложено по Овидию: Metam. X. vv. 288–739. – Любкер. Словарь клас. Др., 16. – Петискус. Олимп. Перев. Естафьева. СПБ. 1861. Стр. 164. 2064 Lucian (De Syra Dea, с. VIII), рассказывающий этот миф, объясняет и естественную причину окрашивания вод Адониса в красную краску: та часть Ливана, по которой протекает Адонис, преимущественно состоит из твёрдой красной глины; весной и осенью, когда дули сильные ветры и шли обычные дожди, отрывавшиеся глыбы смывались в реку, и Адонис на всём своём протяжении окрашивался в кроваво-красный цвет. Подобное явление на этой реке наблюдается и теперь. Ritter, ib. S. 653. 2065 Собственно Адонис (δωνις ) есть то же самое, что и Θαμμος , упоминаемый в Иез.8:14 . Это тождество ещё признавалось такими древними свв. Отцами и учителями церкви, как св. Кирилл Александрийский (Толкование на кн. Св. пр. Исаии XVIII) и бл. Иероним (Толк. на кн. Св. пр. Иез.8:14 ). См. Winer. Bibl. RW. Thl. II S. 601. Zeller. B. Wort. Thl. II. S. 582. Herzog. Real-Encykl. B. XV. Ss. 669:670. Солярский. Опыт библ. слов. Т. IV, стрр. 119:120.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007