852 Страбон об этом еще не говорит, – но Плиний сообщает. Hist. Nat., V, 17: at in ora item subiecta Libano fluvius Magoras, Berytus colonia, quae Felix Iulia appellatur. Cf. Steph. Bys., Op. cit., pp. 162. 163. 858 Josephus Flavius. De Bello Judaico. VII, 3, §1. Почему был для этой цели избран именно Берит – см. ibidem, IV, 10, §§1–6. 860 Новейшие путешественники находят на этом пространстве остатки искусственной дороги, но только эта дорога носила название via Antoniana. Это название за дорогой упрочено не потому, что она была устроена Антонием, но перешло к ней от искусственно устроенного Антонием прохода при реке Ликосе; надпись на стене этого прохода можно видеть у Ritter " а. Op. cit., B. XVI, S. 529. 861 Mannert. Geographie. VI, S. 380. – Tabula Peutingeriana вместо V, по ошибке писца, ставит X. Ibidem. Cf. Riess. Bibl. Geogr. S. 12 (Byblos). 863 Страбон. Геогр. XVI, 2, §19. Mela, I, 12. Упоминаемая у Плиния (H. N., V, 20) река Lycus не тождественна с описываемой, как ошибочно указано в словаре Bischoff " а и Möller " а (Wort. S. 712). 864 В настоящее время эта река называется Nahr-el-Kelb, Fluvius canis; Kelb-ol-berr, по Hammer " у у Ritter " а (ib. S. 510), арабы называют дикую собаку. 867 Mannert. Op. cit. VI. S. 380. Память об этой статуе сохраняется в тамошних окрестностях и теперь. Ritter. Ibidem. 868 Прохода Антония, о котором была речь выше, тогда еще не было. Об этом узком проходе знает еще Polybius: Hist.V, 68, §9. (у Mannert " а ошибочно показана 28 гл. вм. 68. Ib., S. 381). 869 Подробное описание их можно найти у Rimmer«a, Op. cit. B. XVI. Ss. 531–546. Краткое замечание о них у Riess»a в Bibl. Geogr. S. 59. 870 Остатки моста несколько раз, правда, поправлявшегося, сохранились и теперь; крепкий мосг требовался ввиду прибоя волн на этом низком и ровном берегу. Ritter, ib., Ss. 546. 547. 872 Греки названием  κλμαξ (лестница, от κλνω) обычно именовали трудные горные проходы; таких проходов, носивших собственное имя κλμαξ известно до шести. 1) в Счастливой Аравии; 2) описываемый в Целе-Сирии, 3) в Лукии при начале Тавра (Polyb. V, 72; Plutarch. Vita Alex.), 4) в Ливии. 5) в Пафлагонии, 6) вблизи Персеполя (Plinius, Hist. Natur. VI, 26). Bischoff und Möller. Wörterbuch d. Geogr. S. 327.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Io. Eph. – Iohannis Epheseni Historia ecclesiastica Iord. Get. – Iordanis Getica Iord. Rom. – Iordanis Romana Ios. Ant. – Iosephi Flavii Antiquitates Judaicae Isid. De vir. ill. – Isidori De viris illustribus Isid. Etym. – Isidori Etymologicum Isid. Goth. – Isidori Historia Gothorum Itin. Ant. – Itinerarium Antonini Iusi. Dig., Ed., Nov. – Iustiniani Digesta, Edicta, Novellae Liv. – Titi Livii Ad urbe condita Malch. – Malchi Byzantiaka Mart. – Martialis Epigrammaton libri Maur. – Mauricii Strategicon Mich. Syr. – Michaelis Syri Chronicon Mir. Dem. – Miracula sancti Demetrii Nov. lust. Min. – Novellae Iustini Minoris Oros. – Pauli Orosii Historiarum adversus paganos libri VII Paus. – Pausaniae Graeciae descriptio Peripl. Ponti Eux. – Periplus Ponti Euxini Philost. – Philostorgii Historia ecclesiastica Pindar. Pyth. – Pindari Pythia Plat. Legg. – Platonis Leges Plin. N.h. – Plinii Naturalis historia Plin. Min. Epist. – Plinii Minoris Epistulae Plut. Praecepta rei p. ger. – Plutarchi Praecepta rei publicae gerendae Polyb.Polybii Historiae Pomp. Mela – Pomponii Melae Chronographia Priscian. – Prisciani Metaphrasis Ргос. – Procopii Caesariensis Bella Ptol. Geogr. – Claudii Ptolemaei Geographia Ptol. Synt. – Claudii Ptolemaei Syntaxis mathematica Rav. Anon. – Ravennatis Anonymi Cosmographia SHA, Aurel. – Scriptores historiae augustae, Divus Aurelianus Soph. Aj. – Sophocli Ajax Sozom. Hist. eccl. – Sozomeni Historia ecclesiastica Statii Theb. – Publii Statii Thebais Strabo – Strabonis Geographica Suet. Vita Plin. Sec. – C. Suetonii Tranquilli Vita Plinii Secundi Tac. Agr. – C. Cornelii Taciti Agricola Tac. Ann. – C. Cornelii Taciti Annates Tac. Dial. – C. Cornelii Taciti Dialogue de oratore Tac. Germ. – C. Cornelii Taciti Germania Tac. Hist. – C. Cornelii Taciti Historia Theoph. Sim. – Theophylacti Simocattae Historiae Thuc. – Thucydidi Historiae Vita Car. Magni – Einhardi Vita Caroli Magni Xen. Anab. – Xenophontis Anabasis Zosim. – Zosimi Historia nova Список сокращений периодических и продолжающихся изданий

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

220 Вефсан ( Нав.17:11 , Суд.1:27 ), теперь существующий под именем Ниссана или Байзана (Beisan, Baisan), получил название Скифополя (города Скифов) со времени, засвидетельствованного Геродотом (Herod. Hist. I, 103–105) нападения скифов, которые здесь жили, по всей вероятности, в продолжение значительного времени. См. Bibel-Lexicon v. Schenkel, I Bd. S. 430. 223 Антиох III имел несколько опытных полководцев, которым поручал нередко ведение войн и управление войсками. Таковы напр. были Ксенон, Феодот, Ксенет, Ипполох, Керей, Лигор, Никомед Хиосский, Николай Этольский. Некоторые из них, подобно вождям Навуходоносора ассирийского, были иностранцами (напр. Феодот, Ипполох и Керей были египтянами). Во время похода во внутреннюю Азию передовые войска были поручены Антиохом Диогену, а арьергард – Никомеду Хиосскому и Николаю Этольскому (Hist. de Polyb, trad, p. Maigret 1. V et X). Замечательно, что Олоферн, подобно полководцам Антиоха III, распоряжался также не всем войском, а лишь частью его, а именно авангардом. Он «выступил в поход, чтобы предварить царя Навуходоносора» [( Иудиф.2:19 ) сн. ( Иудиф.2:7 )]. 224 Этим объясняется, между прочим, то явление, что в священных книгах иногда приписываются известным лицам имена, отличные от тех, которые сообщаются светскими историками. Так, именем Ахашвероша (по евр. тексту) или Ассуира (но переводу LXX) в ( Дан.9:1 ) называется Астияг, царь мидийский, отец Киаксара III, в ( 1Ездр.4:6 ) – Камбиз, сын Кира, в ( Тов.14:15 ) – Киаксар I Мидийский, разрушивший, в союзе с Набополассаром вавилонским, Ниневию. См. В. R. WB. v. Winer, I Bd. S. 38. 232 Если Κωνς не есть κμας (как предполагает Фрицше на основании некоторых списков книги, – см. Kurzgef. exeg. Handb. zu d. Apokt·. 2 Lief. S. 147), по ошибке переписчика или переводчика обращённое в собственное имя, то под этим именем можно понимать Киамон [сн. ( Иудиф.8:3 )], на месте которого в настоящее время находится селение Kumieh, – на южном склоне Малого Ермона, к северу от Ездрилона. См. Comment. üb. d. B. Judith v. Wolff, S. 159–160.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Первые критические работы, ставившие под сомнение адекватность отражения ап. Лукой истории раннего христианства, появились в XIX в. М. Л. Де Ветте ( Wette. 1838) сравнил повествование в Д. с. а. с повествованием в Послании к Галатам и пришел к выводу, что сведения у ап. Луки частично искажены, частично вымышлены и неполны. Тенденциозность Д. с. а. подчеркивали ученые новой тюбингенской школы. Наиболее радикальная критика Д. с. а. содержалась в работе Ф. Овербека ( Overbeck. 1919), к-рый обвинил ап. Луку в смешении истории и вымысла. Э. Трокме ( Trocm é. 1957) объяснял ошибки, якобы содержащиеся в Д. с. а., тем, что ап. Лука был историком-любителем, неспособным написать настоящее историческое сочинение. Среди совр. авторов наиболее критичные работы об исторической точности Д. с. а. принадлежат перу нем. ученых - Г. Людеманна и Ю. Ролоффа ( L ü demann. 1987; Roloff. 1981). Умеренно-апологетических взглядов на историческую ценность Д. с. а. придерживается и М. Хенгель ( Hengel. 1979). В англо-амер. библеистике наблюдается обратная тенденция - подчеркивается достоверность исторического повествования ап. Луки (Брюс, Маршалл, Р. Бокем, Хемер, серия «Книга Деяний в контексте I в.» и др.). Главная причина скептических оценок Д. с. а. как исторического источника коренится в том, что к этому тексту часто подходят с позиций исторического позитивизма Нового и Новейшего времени, игнорируя специфику античного историописания, в традициях к-рого и работал ап. Лука. Античные историки видели свою задачу в отыскании и объяснении причин происходящих событий ( Polyb. Hist. 3. 32; 12. 25; Cicero. De orat. 2. 15. 62-63; Dionys. Halicarn. Antiq. 5. 56. 1). При этом события должны были быть достойными описания, а повествование - полезным для читателя и увлекательным, что предполагало использование риторических приемов и конструкций ( Dionys. Halicarn. Ep. ad Pompeium). Одним из достоинств исторического повествования считалось последовательное описание событий. Составлению сочинения обязательно должен был предшествовать сбор материала из разных источников, при этом устные свидетельства очевидцев ценились выше письменных источников ( Lucian. Hist.; Plin. Jun. Ep. 3. 5. 10-15).

http://pravenc.ru/text/171799.html

Однако существенным аргументом против отнесения Евангелий к жанру историографии служит то, что в центре внимания евангелистов - люди и события, с т. зр. античных авторов, не подходящие для написания истории. В греко-рим. мире историей считалась только политическая история - описание жизни полководцев, политиков и правителей, войн и событий гос. масштаба. Все остальное могло включаться в повествование только в виде экскурсов. Большинство совр. исследователей считают, что наиболее близкими к Е. по форме и содержанию являются греко-рим. биографические сочинения. Единого жанра «биографии» в античности не существовало (само слово появляется только в V в. по Р. Х.; обычно использовались названия βος и vita - жизнь, жизнеописание). Античные авторы проводили различие между «биографией» и «историей» ( Polyb. Hist. X 21. 8; Cicero. Ad fam. V 12. 3; Lucian. Hist. 7; Corn. Nep. Vitae. 16. Pelopid. 1. 1). «Биографии» было присуще уделять больше внимания характеру героя. Поэтому из его деяний описывались лишь те, к-рые раскрывали его характер. Напротив, в историческом повествовании разного рода мелкие подробности жизни считались недостойными упоминания. Биографии не только были развлекательным жанром, но иногда имели политическую направленность. Самый известный пример - «Катон» Цицерона, в опровержение которого Юлий Цезарь написал «Анти-Катона», а потом к заочной полемике со своими вариантами жизнеописания Марка Порция Катона Младшего присоединились Брут, Авл Гирций, имп. Август Октавиан, Тразея Пет; при этом Плутарх, писавший позже других, сумел в своем «Катоне Младшем» избежать всякой идеологии. Для сравнения с евангельскими повествованиями чаще всего используются биографии «святых мудрецов» («Воспоминания о Сократе» Ксенофонта, «Жизнь Аполлония Тианского» Филострата, «Жизнь Плотина» Порфирия, «Жизнь Пифагора» Ямвлиха; 3 последних, как более поздние произведения, могли быть написаны под влиянием Евангелий), биографии политических деятелей («Жизнь двенадцати цезарей» Светония, «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, «Агрикола» Тацита и др.), а также «Беседы Эпиктета» Арриана и «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртского (максимально полный перечень греко-рим. биографических сочинений в хронологическом порядке см.: Berger. 1984. S. 1232-1236).

http://pravenc.ru/text/347622.html

Гадара была одной из важнейших крепостей П., поскольку контролировала сравнительно узкую часть долины Иордана к югу от Галилейского м. Во II в. она нек-рое время носила названия Антиохия и Селевкия. Авила (ныне Телль-Абила, Иордания) также была хорошо укреплена; в это же время называлась Селевкия. Ряд городов возник в др. районах П. Эллинистические правители постепенно начинали осваивать долину Иордана. Еще при жизни Александра или в период регентства Пердикки, не позднее 321 г., была основана македон. колония на месте древней Самарии. Однако ее судьба сложилась неудачно. Она дважды была разрушена в период войн диадохов и в последующие века была едва заметна в П. В III в. усилиями Птолемеев древний Бет-Шеан (см. Беф-Сан ) был преобразован в Скифополь, игравший важную роль в постепенной эллинизации равнины к югу от Галилейского м. В 200 г. до Р. Х. впервые упоминается Паниас как греч. город ( Polyb. Hist. XVI 18; впосл. Кесария Филиппова). Также, видимо, на рубеже III и II вв. возникли города Антиохия в Хуле (основан как греч. полис на месте победы царя Антиоха III над егип. полководцем Скопасом) и Филотерия у юж. берега Галилейского м. (возможно, Хирбет-эль-Керак). На землях бывш. Идумеи известны греч. полисы Мареша и Адора. В эллинистическом мире каждый полис обладал своим юридическим статусом; его автономия (права самоуправления, порядок работы органов самоуправления, городского совета (буле), избираемых гражданами чиновников-архонтов) была закреплена законами и подтверждалась царскими документами. Города чеканили собственную монету и при эллинистических царях, и позднее, при римлянах. Крупнейший городской совет действовал в Газе; в нач. I в. до Р. Х. он насчитывал 500 чел. ( Ios. Flav. Antiq. XIII 13. 4). Полисы контролировали значительные территории своей округи, где граждане владели земельными участками, формировались деревни из жителей полисов и из местного семитоязычного населения. Во мн. случаях в П. земельные владения полисов граничили друг с другом, создавая сплошные зоны эллинистического влияния (в основном вдоль морского побережья и в Заиорданье).

http://pravenc.ru/text/2578710.html

131 Страшное гонение было воздвигнуто на некоторые сочинения Цицерона, где он критически и с язвительной иронией относятся к языческой религии, и религиозный трак­тат его de natura deorum при Диоклетиане был сожжен. 134 Polyb. Histor. gent. VI, 56. Strabo, Geograph. I, 2 – у Фреппеля, S. Justin, р. 13., 14. Афинагор–Апол. 1 Боязнь чего-то неизвестного, ожидаемого в будущем, еще наводила панику на массу и удерживала ее от сильных увлечений и возмущений. 137 Seneca. De vita beata, 27; Plin. Nat. hist. II, 7, – сильные проявления, суеверия – магия, заклинания и т. п. – вызвали против себя даже строгие интердикты правительства (Tacit. Annal II, 33). 138 Закон XII таблиц (Cicero, de leg. II, 8); deos peregrinos ne colunto; separatim nemo habessit deos, neve novos, sive advenos, nisi publice adscitos, privatim colunto. – Constructa a pattribus delubra in urbibus habento. Lucos in agris habento, et larum sedes. – Ritus familiae patrumque servanto. – Poena violati juris (а по иным maris) esto. 139 У Диона Кассия (Dio Cass. 1. II, p. 208) речь Мецената к Августу передается так: «почитай богов непременно по отечественным законам и принуждай других по­читать их таким же образом. Тех же, которые вводят в этом отношении что-либо чуждое, преследуй и наказывай, не за то только, что они богов презирают, но за то, что, презирая их, они презирают все другое, за то, что, вводя новые божества, соблаз­няют к приятию новых законов. Отсюда происходят потом заговоры и тайные сою­зы, отнюдь не терпимые к монархии. Не дозволяй никому быть безбожником» (у Чельц. Истор. христ. церкви, т. 1, стр. 116). 145 Cicero – de natura deorum, I. 26: «Mirabile videtur, quod non rideat haxuspex, cum haruspex, cum haruspicem viderit...» 146 Tert. Apol. 14 и 15; de spect. 1; August. de civ. Dei, VI, 8: «non alii dii videntur in theatris, quam qui a lorantur in templis». 155 М. Фел. Окт. 20; Dio Cass. LXXI. С апофеозом можно отчасти знакомиться по ст. Радонежского «погреб. обряды древних римл.» гл. 12, – в Ж.М.Н. Пр. ч.176.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

163 Как жестоко Антиох III обращался с побеждёнными, об этом можно заключать напр. из того, что тело Молона, возмутившегося наместника Мидии, который счёл за лучшее умертвить себя, нежели живым попасться в руки врагов, было распято на кресте, поставленном на видном месте. Подобной участи подвергались и другие мятежники. Также брат Молона, Неолей, умертвил мать Молона, своих детей и себя. Его примеру последовал третий брат Молона, Александр, управлявший Персией. Polyb. Hist. trad. р. Maigret, 1. V, р. 180. 165 Handb. d. Einleit. in d. Apokr. v. Volkmar, I Th. 1 Abth. S. 167, 169. – Zeitschr. f. wissensch. Theol. 1861. IV Heft, S. 353; сн. Kurzgef. exeg. Handb. zu d. Apokr. d. alt. Test. v. Fritzsche, 2-te Lief. 8. 139. Впрочем, Гильгенфедьд признаёт также и возможность ошибки со стороны переводчика. В пользу последнего предположения, по-видимому, свидетельствуют древне-латинский, сирский и некоторые списки греческого текста, в которых вместо μρας κενης стоит μρας τατης. Но большинство исследователей видят в этих текстах неудачные попытки к исправлению книги; см. Handb. d. Einl. v. Wolkmar, I Th. 1 Abth. S. 166. 167 Вследствие взаимного сходства многих еврейских букв, служивших числовыми знаками, очень легко могли явиться в различных списках и переводах книги Иудифь значительные разности. Некоторые из этих числовых показаний могли зависеть у самого автора или переводчиков и редакторов книги от желания провести более или менее строгую параллель между царствованием Антиоха III и Навуходоносора. Подтверждением последнего предположения отчасти может служить то обстоятельство, что те годы царствования Навуходоносора, которые указываются в книге Иудифь, имели весьма важное значение для иудеев во время известного завоевателя Иерусалима. Так, в 12-й год царствования Навуходоносора вавилонского, при начале войны этого государя против Мидии (в этот именно год умер Арбак), Седекия, царь иудейский, принимал идумейских, моавитских, аммонитских, тирских и сидонских послов, явившихся с предложением об отложении от Навуходоносора. Также 18-й год царствования Навуходоносора был памятен для иудеев вследствие вторжения этого государя в Иудею, которое имело пагубный исход для этой страны. См. Zeitschr. f. wissensch. Theol. 1861, IV H. S. 342. 350–351. 365. – 1859. I H. S. 45. 81.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Spect. – Марциал. Книга зрелищ Min. Fel. Oct. – Минуций Феликс . Октавий Orig. С. Cels. – Ориген . Против Цельса Orig. De princ. – Ориген . О началах Orig. Exhort. – Ориген . Увещание к мученичеству Orig. Horn, in Reg. – Гомилии на Книги Царств Ovid. Met. – Овидий. Метаморфозы Pall. Laus. – Палладий. «Лавсаик» Pass. Crisp. – Страсти Криспины Pass. Felicis – Страсти Феликса Pass. Fruct. – Страсти Фруктуоза Pass. Iul. Vet. – Страсти Юлия Ветерана Pass. Marian, et lac. – Страсти Мариана и Иакова Pass. Регр. – Страсти Перпетуи Paus. – Павсаний. Описание Эллады Philo. De Jos. – Филон Александрийский. Об Иосифе Philostr. VA – Флавий Филострат. Жизнь Апллония Тианского Philostr. VS – Флавий Филострат. Жизнеописания софистов Plato. Phaedr. – Платон. Федр Plato. Phaedo – Платон. Федон Plato. Rep. – Платон. Государство Plin. Min. Ер. – Плиний Младший. Письма Plin. NH – Плиний Старший. Естественная история Plut. Alex. – Плутарх. Александр Plut. Phoc. – Плутарх. Фокион Plut. Public. – Плутарх. Попликола Pol. Ер. Phil. – Поликарп Смирнский . Послание к Филиппийцам Polyb. – Полибий. Всеобщая история Pont. Vita Сур r. – Понтий. Житие Киприана Ps.-Ios. Lib. mem. – Псевдо-Иосиф Флавий. Памятная книжица Ps.-Phil. Ant. Bibi. – Псевдо-Филон Александрийский. Библейские древности Ps.-Plv. Vita Н от. – Псевдо-Плутарх. Жизнеописание Гомера Sen. Ad Helv. – Сенека. Утешение к Гельвии Sen. Ер. – Сенека. Нравственные письма к Луцилию SHA – Писатели Истории Августов Stob. – Стобей. Антология Strabo – Страбон. География Suet. Aug. – Светоний. Август Suet. Caes. – Светоний. Цезарь Suet. Claud. – Светоний. Клавдий Suet. Dom. – Светоний. Домициан Suet. Galba – Светоний. Гальба Suet. Ner. – Светоний. Нерон Sulp. Sev. Chron. – Чульпиций Север. Хроника Тас. Ann. – Тацит. Анналы Тас. Hist. – Тацит. История Tat. Orat. – Татиан . Речь к эллинам Tert. Ad mart. – Тертуллиан . К мученикам Tert. Ad. nat. – Тертуллиан . К язычникам Tert. Ad Scap. – Тертуллиан . К Скапуле Tert. Adv. Prax. – Тертуллиан . Против Праксея Tert.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21 Страбон, со ссылкой на «некоторых» ученых (подразумевается, по-видимому, Эратосфен), дает окружность Черного моря равной 25 000 стадиев (Strabo, II, 5, 22), Полибий называет цифру в 22 000 стадиев (Polyb. IV, 39, 1), Плиний Старший в переводе на греческие стадии – от 20 с лишним до 24 тысяч стадиев (Plin. NH, IV, 77). 22 Уподобление формы Черного моря скифскому составному луку, в котором южное побережье Черного моря принималось за его тетиву, а Крым – за углубление в костяной или деревянной конструкции лука, было широко распространено в античной географии (см. помимо свидетельства Аммиана Марцеллина также: Sail. Hist. Fr. 41; Strabo, II, 5, 22; Mela, I, 102; Plin. NH IV, 76; Val. Flacc. IV, 728; Dionys. Perieg. 157–163). 23 Речь идет о греческой колонии Фанагории, находившейся на Таманском полуострове в районе пос. Сенной и бывшей вторым по величине и значению городом Боспорского царства. Для Гекатея Фанагория находилась в Азии, так как границу между материками он проводил по Дону, Азовскому морю и Керченскому проливу. Остров Фанагора упомянут в связи с тем, что в античности два рукава низовьев Кубани создавали в ее дельте большой остров. 25 Иксибатов иногда сопоставляют с сарматскими племенами иксоматов и язяматов, упоминаемыми в позднейших источниках. Синдика – область в глубине Таманского полуострова, населенная синдскими племенами, входившими в состав Боспорского царства (см.: Завойкин 1998. С. 134–145). 27 Греческий город Гермонасса локализуется на месте нынешней Тамани (см.: о ней подробнее: ГПП. С. 73–75). 29 Помещение аравийской крепости возле Кавказа связано, вероятно, с представлением о непосредственном соседстве Европы и Азии; Аравийским морем иногда назывался Восточный океан, связь с которым через Фасис считалась возможной. Впрочем, уже в античности это соседство казалось странным схолиастам Эсхила. 30 Халибы, обычно локализуемые на юго-восточном побережье Черного моря, здесь оказываются на северном побережье; вероятно, это связано со скифской атрибуцией халибов у ранних античных авторов (Ельницкий 1961.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007