Поэтому сразу ему сказано: «Ты ошибаешься, “ибо Царство Божие не в слове, а в силе”» ( 1Кор.4:20 ). Но спрошу я, каким образом завет с Богом будет в моем теле. Если я умерщвлю земные мои члены (ср. Кол.3:5 ), то обрету в моем теле завет Христов. Если всегда ношу «в теле мертвость Господа Иисуса» ( 2Кор.4:10 ), завет Христа – в теле моем, ибо «если терпим, то с Ним и царствовать будем» ( 2Тим.2:12 ). «Если мы соединены с Ним подобием смерти Его» ( Рим.6:5 ), то я обнаруживаю, что завет Его – в плоти моей. Ибо какая польза от того, если я скажу, что Иисус пришел во плоти, воспринятой от Девы Марии, и не покажу, что Он также пришел в плоти моей? Но я покажу это, только если, после того как ранее предавал я члены свои «в рабы нечистоте и беззаконию», ныне представляю члены свои «в рабы праведности и на дела святые» ( Рим.6:19 ). Я покажу, что завет Божий в теле моем, если смогу сказать вместе с Павлом: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:19–20 ) и если смогу сказать, как он: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» ( Гал.6:17 ). Но воистину показал, что в его теле завет Божий, тот, кто сказал: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим.8:35 ). Ибо если мы будем исповедовать Господа Иисуса только на словах и не покажем приведенными выше способами, что Его завет – в теле нашем, то уподобимся иудеям, которые думают, что исповедуют Бога одним лишь обрезанием крайней плоти, но отрекаются от Него своими делами. Да дарует нам Господь верить сердцем и исповедовать устами (ср. Рим.10:9 ), чтобы на деле доказать, что завет Божий в теле нашем, чтобы видели люди наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного (ср. Мф.5:16 ) через Господа нашего Иисуса Христа, «Ему слава во веки веков. Аминь» ( Гал.1:5 ). Гомилия IV. На сказанное: «Бог явился Аврааму» и прочее 1 . Следующее явление Бога Аврааму передано нам так: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Но я спрошу: разве Господь пытался несправедливостью захватить народы и освободить их от власти врагов Своих и призывал уверовать в Себя и в Свое владычество? Ни коим образом. Ибо Израиль был некогда уделом Господа (ср. Сир.17:15 ), но грех отвратил израильтян от их Бога, и вследствие их греха Бог сказал им: «Если вы сделаетесь преступниками, то Я рассею вас по народам» ( Неем.1:8 ). И снова говорит им: «Когда же обратитесь ко Мне… то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас» ( Неем.1:9 ). И так как «князь мира сего» сперва вторгся в удел Господа, «пастырь добрый» ( Ин.10:11 ) вынужден был оставить девяносто девять овец в горах (ср. Мф.18:12 ), сойти на земли 8 и искать одну потерявшуюся овцу, и, найдя ее, Он принес ее обратно на плечах своих и вернул в овчарню совершенства на высотах. Но какая мне польза в том, если семя Авраама, «которое есть Христос» ( Гал.3:16 ), овладеет «городами врагов своих» ( Быт.22:17 ), но не овладеет моим городом? Если в моем городе, то есть в душе моей, которая есть «город великого Царя», не соблюдаются ни Его законы, ни Его установления? Какая мне выгода, если подчинит Он Себе весь мир и овладеет городами врагов Своих, но не одолеет Своих врагов во мне, если не разрушит «в членах моих… иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» ( Рим.7:23 )? Так пусть же каждый из нас сделает все необходимое, чтобы Христос победил врагов и в его душе и теле и, подчинив их и восторжествовав над ними, смог овладеть городом его души. Ибо мы созданы, чтобы принадлежать Его уделу, лучшему уделу, то есть как звезды небесные в славе (ср. 1Кор.15:41 ), чтобы и мы могли получить благословение Авраама через Христа, Господа нашего, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия X. О Ревекке, когда вышла она начерпать воды и встретил ее слуга Авраама 1 . Сказано в Писании, что Исаак вырос и стал сильным, иными словами, радость Авраама возрастала по мере того, как смотрел он «не на видимое, но на невидимое» ( 2Кор.4:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Подобное всеобъемлющее сознание, конечно, приобретается трудом, подвигом и содействием благодати Божией. Но здесь содействие оказывает пастырю и его положение как представителя Бога. Вспоминать о своем назначении заставляют его и дела пастырства, и одежда, и молитва . С помощью их в нем углубляется и развивается сознание собственного благодатного посредничества и посольства от лица Божия. От неясной, интуитивной формы оно должно и может восходить к определенному, ощутительному состоянию. Нечто подобное видим и в Первообразе пастырей – Господе Спасителе. В двенадцатилетнем отроческом возрасте Он говорит Своей Пречистой Матери и нареченному отцу Иосифу Обручнику: Разве вы не знаете, что Мне нужно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (ср.: Лк. 2:49 ). Это совершенно неясное самосознание впоследствии определяется вполне, когда Господь говорит иудеям: Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также ( Ин. 5:19 ), как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен (ср.: Ин. 5:30 ) – и все творю Я во имя Отца ( Ин. 10:25 ). Приведенные слова Спасителя отражают определенное самосознание Им Своей глубокой связи с Отцом во всех случаях, побуждавших Его что-либо сделать или высказывать суждения, Он как бы предварительно «слышал» изрекаемый суд Небесного Отца. Идя по стопам Господним, пастырь может возвыситься до поставления себя пред судом Божиим. Епископ Приамурский и Благовещенский Иннокентий (Солодчин), живя на покое в Херсонисском святого Владимира монастыре и управляя им, говорил о себе: «Я слушаю своего епископа, потому что так Христос заповедует. Все нужно делать только пред Спасителем Христом и ради Него». А другой епископ, аскет, выражался о себе: «Я сам в себе ношу суд Божий». Утончение совести От глубокого чувства Бога у ходящего пред Ним настолько утончается совесть, что освещает все частные стороны пастырской психики и явления личной жизни пастыря. Он видит тогда ложность некоторых своих шагов и в запутанных сложных обстоятельствах замечает изворотливость и лукавство своих соображений и подмену истинно доброго и Божьего фальшивым и человеческим, с примесью страсти. Сознание и чувствование себя уполномоченным свыше, послом Божиим, ставит пастыря в сомнительные и трудные моменты жизни на пути законности вследствие тонкой рассудительности и желания быть неизменно верным своему Божественному предстательству. Апостол Павел, выражая это пастырское самосознание, говорит: Богу мы споспешники (ср.: 1Кор. 3:9 ), посланники от имени Христова ( 2Кор. 5:20 ). Экономство в Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Со 11-го стиха 20-ой главы начинается новая тема – о суде. «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица которого бежало небо и земля, и не нашлось им места». Этот образ Сидящего прямо повторяется в Дан . (7:9–10). Картина суда изображается здесь иначе, чем в Евангельской эсхатологии: у Мф. 25:31–45 (с параллелями). Это различие вполне понятно в отношении к неизобразимому и выражаемому лишь в символических образах. Следует вскрыть их догматическое содержание. И прежде всего, кто есть Сидящий на престоле: Отец (согласно символике Даниила) или Сын, который совершает суд по Мф. 25 . По существу, одинаково допустимо и то и другое толкование. Согласно четвёртому Евангелию (5:25), «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ср. Мф. 7:22; 16:27 : «придет Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его»; Деян. 17: 31; 2 Кор. 5:10). Однако с другой стороны, ср. Мф. 6:4, 6, 14, 18; 18 , где говорится о воздаянии от Отца. Ап. Павел приписывает суд то Христу ( Рим. 14:10 : «все мы предстанем на суд Христов», ср. 2Кор. 5:10 , по Рим. 14:12 : «каждый из нас за себя даст ответ Богу», т. е. Отцу. 89 Можно ли соединить оба эти понимания, хотя между собой как будто и противоречащие? Да, можно и должно. Отец как начальная Ипостась есть Первоисточник всякого тварного бытия во всех его состояниях, но Сын как богочеловеческая Ипостась является откровением Отца 90 в мире, в частности и в судьбах его и в суде. К этому можно присоединить и молчаливое, но действенное участие в жизни мира и Третьей ипостаси как совершительной. Этому и соответствует различие в текстах, где говорится о суде то применительно к Отцу, то к Сыну Человеческому. Место суда при этом не обозначается. Это означает, что для него и нет земного места, поскольку он совершается за пределами земного пространства, в веке грядущем. Эта общая мысль о метаэмпирическом бытии выражена в словах: «от лица которого бежали небо и земля, и не нашлось им места» (11) в преображённом мире в его трансцендентности к миру земному. Этому соответствует и подобное же отсутствие указания места суда у Мф. 25:31–3 («правая» же и «левая» сторона означают здесь не столько место, сколько духовное состояние).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

68 . Руки ума – практические добродетели. Исполнивший их наполняет свои руки и становится священником, который может принести Богу жертву хваления, ибо «Неприятна хвала в устах грешника» ( Сир.15:9 ). 69 . Хваление – богоприличное славословие, приносимое Богу чрез созерцание сущего; или иначе, хваление – благодарственное славословие, воссылаемое Богу за откровение тайн, как говорит Даниил: «Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним. Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя» и следующее ( Дан.2:22–23 ). 70 . Боязнь смерти не согласна с природой, ибо никто не дерзнул бы против[остать] смерти; но ныне смерть презирается всеми добродетельными [людьми]; следовательно, нечистая совесть производит боязнь смерти. Так, Павел, подвизавшийся добрым подвигом, течение совершивший и веру сохранивший, в чаянии получить «венец праведности» ( 2Тим.4:7–8 ) имел желание «разрешиться и быть со Христом» ( Флп.1:23 ), и избегаемое большинством [людей] – имею в виду разлучение с телом – было им предпочитаемо. 71 . Тот, кто в этой жизни умер грешной смертью и главной жизнью имел жизнь по плоти (ср. Рим.8:12 ), справедливо боялся разлучения с плотью, отделяющего его от сподручной жизни. Праведник же, до разлучения с плотью законом добродетели отделившийся от плоти и считавший смертью жизнь по плоти (как говорит блаженный Павел: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим.7:24 )), – таковой, как справедливо приходящий к жизни, почитает любезной осязаемую смерть как возводящую его к истинной жизни. 72 . Там спешит быть любой, где его имущество и что порабощает его вожделение. Приобретшие имение на небесах (ср. Мф.19:21 ), словно посылаемые в свою отчизну, стремятся к выхождению из тела (ср. 2Кор.5:8 ); для тех же, кто беден добродетелями, разлука с телом – изгнание [на чужбину], лишающее их имения и привычных для них удовольствий. 73 . Дурное согласие яростной и вожделеющей [способностей] порождает печаль и гнев, зависть, неправедную ненависть, злопамятство и все близкое этим [порокам]. Если же ум лучшим помыслом отделит одну от другой названные способности и яростное [начало] начнет войну в защиту тех добродетелей, которые внушаются божественным страхом, то он ниспровергает неразумные порывы вожделения, благословно подвигая ярость на гнев, дабы не согрешить склонением вожделения к дурному; и это означает «гневайтесь и не согрешайте» ( Пс.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Karpafsk...

Удивительный термин использует в своем богословии преподобный поэт Иустин Попович: охристовление. В Евангелии мы как раз видим постепенное охристовление учеников: их пре ображ ение в образ Христа. На Фаворе оно достигает кульминации. Но плодов этого благодатного осенения они еще не могут удержать, потому что « Иисус еще не был прославлен » (Ин. 7:39) славой Креста и Голгофы. Впереди еще предательство, отречение Петра и бегство всех остальных… И лишь после того, как огонь Пятидесятницы сойдет на апостолов, они смогут нести в себе Свет – не только как отраженное сияние Христово, но как постоянно живущее внутри них. Даже потом внутренний источник не убережет их от грехов и ошибок абсолютно: это мы видим на примере взаимоотношений апостолов Петра и Павла (см.: Гал. 2:11–14)… Здесь подтверждается святоотеческая истина: не доверяй себе до гроба, покаянию на земле нет конца, само совершенство здесь еще не совершенно. И, скорее всего, тем редким избранникам, кто «был восхищен до третьего неба» , будет потом дан в той или иной форме « ангел сатаны» — болезнь, гонения, внешние и внутренние скорби, чтобы они не превознеслись чрезвычайностью откровений (2Кор. 12:4–7). «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:30–31). Боговидцы Моисей и Илия – величайшие пророки Ветхого Завета, которые общались с Богом «лицом к лицу», «как бы говорил кто с другом своим» (Исх.33:11). Они еще в своей земной жизни предвосхитили, как бы прообразовали жизнь Христа: Фавор, пустой Гроб, Пятидесятницу. Мы читаем о том, как сияло лицо Моисея после беседы с Богом на Синае (Исх. 34:30–35), а Илия в колеснице огня вознесся «яко на небо», избежав смерти… Перед смертью Моисей, о котором сказано, что не было в Израиле пророка такого, как он (Втор. 34:10), обещает, что придет Другой, подобный Ему (Втор. 18:15), дающий новые заповеди и пишущий их не на каменных скрижалях, а на плотяных скрижалях человеческих сердец (ср. 2Кор. 3:3).

http://pravoslavie.ru/81446.html

Среди тех же коринфян появлялись люди, которые причиняли ап. Павлу «огорчения», даже прямо были его «обидчиками», они вселяли в его сердце «скорби и стеснение»; в подобного рода явлениях Павел готов был видеть обнаружение «умыслов сатаны» ( 2Кор.2:3–5, 11 . Ср.7:12). Не менее печально для апостола было и то, что по легкомыслью или недоверию к нему, иные из христиан, бывших его чадами, переходили, по выражению апостола, к «иному благовествованию», каковы были, наприм., галаты ( Гал.1: 6–7 ). В числе крупных недостатков, характеризующих христианскую общину в Коринфе, историк отмечает сутяжничество. Апостол Павел говорит: «и то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою, брат с братом судится. Для чего бы вам, скорбит апостол, лучше не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» ( 1Кор.6:1–7 ). Люди того времени далеки были от того, чтобы не противиться злу, хотя Павел и Евангелие стремились к этому идеалу христианства. Другой недостаток общественного же характера Павел усматривает и изобличает в христианских жителях Фессалоники. Правилом апостольского времени был труд для всех, Апостол поставил заповедь: «кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Заповедь эта, однако же не всеми исполнялась. Некоторые из христиан оказывались людьми легкомысленными и по выражению Павла: «ничего не делали, а суетились». Таких «суетных» людей апостол именует «бесчинниками» (2Фессал.3:10–11). Обращаясь к характеристике нравственного состояния первенствующих христиан – в строгом смысле этого слова, проф. Лебедев говорит, что и в этом отношении христиане не стояли на высоте своего евангельского призвания. В доказательство этого положения он приводит прежде всего некоторые места из послания Павла к Коринфянам; так ап. Павел пишет: «вы (т. е. некоторые христиане) сами обижаете и отнимаете притом у братьев» ( 1Кор.6:8–9 ), т. е. у таких же христиан, и затем угрожает: «или не знаете, что неправедные царства Божия не наследуют?» В послании к тем же коринфянам тот же Павел еще пишет: «я опасаюсь, чтобы мне не найти вас такими, какими не желаю, чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков, и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали» ( 2Кор.12:20–21 ), очевидно, апостол, хотя точно и не знает, есть ли перечисленные грехи и пороки среди коринфян, но не сомневается, что они могут быть и вероятно бывают. Что некоторые нарушения христианских нравственных правил и притом важнейших в самом деле встречались среди коринфян, об этом довольно ясно дает понять апостол, когда говорит: «я писал вам, чтобы вы не сообщались с тем, кто, называясь братом (христианином), остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таковым (не следует) даже и есть вместе» ( 1Кор.5:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

16 . Сей Иисус Христос есть Первосвященник будущих благ ( Евр.9:11 ), Который по богатству Божества Своего всем нам даровал Свое наименование. Цари человеки не имеют общим с человеками имени царя, а Иисус Христос, будучи Сыном Божиим, удостоил нас имени христиан. Но кто-либо скажет: имя христианина есть новое и прежде сего не употреблялось, а все вновь открывающееся, по причине самой новости, по большей части отвергают. В этом случае предостерегает нас пророк, говоря: рабов Своих назовет иным именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом ( Ис.65:15–16 ). Вопросим же иудеев, работаете ли вы Господу, или нет? Итак, покажите нам новое ваше имя. Вы назывались иудеями и израильтянами при Моисее и при других пророках, и по возвращении из Вавилона, и даже до нынешнего времени. Итак, где новое имя? Но мы, поскольку работаем Господу, носим новое имя. Новое, и притом имя новое такое, еже благословится на земли. Пронеслось во всю вселенную это имя; ибо иудеи до известной страны, а христиане до конца вселенной распространяются. Ибо возвещается имя Единородного Сына Божия. 17 . Хочешь ли знать, что имя Христово знали и проповедовали апостолы, а паче и Христа Самого имели в себе? Павел говорит к слушателям: ужели ищете доказательства на то, что Христос ли говорит во мне (ср. 2Кор.13:3 )? Павел возвещает Христа, говоря: не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса ( 2Кор.4:5 ). Кто это говорит? Тот, который прежде гнал его. Великое чудо! Тот, который прежде гнал, возвещает Христа. Отчего? Деньгами обольщен? Но некому было так обольстить его; или, увидев Его на земле находящегося, прилепился к Нему? Но тогда Он уже вознесся на небо. Вышел для гонения, и, по прошествии трех дней, гонитель проповедует в Дамаске, какой силой? Иные для утверждения своего дела своих вызывают свидетелей, но я тебе представил свидетелем прежде бывшего врага. Неужели еще сомневаешься? Важно свидетельство Петра и Иоанна, но для иного оно подозрительно; ибо они свои были Христу. Но когда тот, который прежде был врагом, умирает за Него, то кто еще усомнится в истине?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010