Ты видишь, как апостол Павел понимает закон общности. Послушай также, что в том же духе говорит Иоанн: «Наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» ( 1Ин.1:3 ). И апостол Петр пишет: «Вы соделались причастниками Божеского естества» ( 2Пет.1:4 ), иными словами, общниками. И снова апостол Павел говорит: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» ( 2Кор.6:14 ). Если «общение» света с тьмою невозможно, то может быть «общение» света со светом. Таким образом, если дано нам «общение» «с Отцем и Сыном» и Святым Духом, должно нам наблюдать, как бы через грех не отвергнуть это святое и Божественное «общение»; ибо если совершаем мы «дела тьмы» (ср. Рим.13:12 ), то, несомненно, отвергаем «общение» со светом. Но Апостол также говорит нам об общении со святыми (ср. Кол.1:12 ), и неудивительно; ведь если сказано, что мы находимся в «общении» «с Отцем и Сыном», то как же тогда и не со святыми? И не только с теми, кто на земле, но и с теми, кто на небе? Ибо Христос «Кровию креста» Своего примирил с Собою все, «и земное и небесное» ( Кол.1:20 ), чтобы земное могло иметь общение с небесным. На это Он указывает, когда говорит о том, какая бывает радость «об одном грешнике кающемся» (ср. Лк.15:10 ), и еще говорит, когда возвещает, что воскресшие из мертвых «пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф.22:30 ), и когда твердо обещает людям Царствие Небесное (ср. Мф.13:11 ). Итак, разрывает и отвергает это «общение» всякий, кто отделяется от этого единства своими дурными делами и помыслами. После этого сказано о хищении (ср. Лев.6:2 ). Похитители бывают добрые и злые. Добрые, без сомнения, те, о которых Спаситель говорит: «Употребляющие усилие восхищают» «Царство Небесное» (ср. Мф.11:12 ). Но есть и злые похитители, о которых сказано пророком: «Награбленное у бедного – в ваших домах» ( Ис.3:14 ). Однако Апостол однозначно утверждает: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«В труде» был св. Павел, «и в изнурении, часто во бдении» ( 2Кор.11:27 ). Средства существованию во время своих благовестнических трудов он снискивал по большей части своими собственными руками. Хотя он имел право, по его словам, на материальное обеспечение со стороны тех, кому он проповедывал, ибо «и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор.9:14 ), но чаще всего он не пользовался этим своим правом, чтобы не подать повода к какому-нибудь соблазну и не умалить свое благовествование, которое далеко было от преследования какой-нибудь материальной выгоды и наживы. «Помните, братия, – пишет Апостол, – труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие» ( 1Фес. 2:9 ). «Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас» ( 2Фес. 3:8 ). Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас; потому что безмездно проповедывал вам Евангелие Божие? Другим церквям я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас (т.е. у Коринфян), хотя терпел недостаток, никому не докучал. Ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость» ( 2Кор.11:7–9 ). Так решается на основании посланий св. Павла современный злободневный вопрос о материальном содержании духовенства. Это содержание необходимо, и им пользовался иногда и сам Апостол, воздающий великую похвалу тем, кто восполнил его скудость ( 2Кор.11:9 , ср. Филип. 4:10 и дал.). «Священнодействующие питаются от святилища» ( 1Кор.9:13 ), и только добровольно, подобно св. Апостолу, они могут отказываться от этого своего законного права, наша же обязанность не забывать о «сеятелях среди нас духовного, бесконечно превосходящего все телесное» ( 1Кор.9:11 ). Св. Павел добывал себе пропитание так называемым скинотворчеством, т.е. деланием подвижных палаток из грубого сукна, кожи и полотна, употреблявшихся военными, моряками, пастухами, путешественниками, какому ремеслу он научился из детства, ибо у иудеев было в обычае непременно учить своих детей какому-нибудь ремеслу, и один из знаменитых раввинов сказал, что не научить сына ремеслу, значит научить его разбою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Мир, характеризуемый неизменным владычеством тьмы, представляет собою царство, непримиримо враждебное тому царству, в котором господствует «свет истинный». Тьма так опутала весь мир, что он не в состоянии был заметить того света, который продолжал сиять и после самовольного отчуждения его от источника света ( Ин.1:4–5 ). Мир не познал света. Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий делающий худые дела ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны ( Ин.3:19–21 ). Тьма объемлет человека, и ходящий во тьме не знает, куда идет ( Ин.12:35 ). Но тьма действует не только как темная среда, не дающая глазу возможности видеть то, что лежит на пути, и прилагать имеющуюся силу зрения: она разрушает самый духовный орган зрения, совершенно уничтожая возможность вообще когда-либо видеть свет ( 1Ин.2:11 ). Из всего сказанного видно, что тьма имеет самую тесную связь с злыми делами, грехом, которым произведено отчуждение мира от Бога (ср. 2Кор.6:4 : праведность и беззаконие – свет и тьма; Еф.5:11 , ср. 8; Рим.13:12 , ср. 13. 14; 1Фес.5:4–5 ). Тьма есть объявшая мир греховная атмосфера. Находящийся в этой атмосфере человек не имеет истинного понятия о своем назначении, о цели, к которой должен стремиться, о пути, ведущем к достижению этой цели. Извращенная воля влечется греховными похотями сердца и боится ставить свои худые дела пред судом света. На основании такого понятия о σκοτα (σκτος)можно определить и содержание понятия φς. Если тьма может быть характеризована, как греховная атмосфера, то свет – φς – есть область нравственной чистоты, святости, очищения от всего греховного, область делания добрых дел (ср. Мф.5:16; 1Пет.2:9 ; Рим.3:12 ; Еф.5:8 ; 1Фес.5:5 ; 2Кор.4:14 и др.). Во свете очищается, проясняется духовный взор человека; он видит себя в истинном свете, знает свое назначение и бодро идет по пути к его осуществлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Послушай, что Всемогущий Бог говорит о тебе, то есть что Он говорит о людях: «Вселюсь в них и буду ходить в них» ( 2Кор.6:16 ). Он прибавляет и еще нечто, относящееся к тебе. Он говорит: «Буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ( 2Кор.6:18 ). У этого мира есть Сын Божий. Есть у него и Дух Святой, как и пророк говорит: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» ( Пс.32:6 ); и сходное с этим в другом месте: «Дух Господа наполняет вселенную» ( Прем.1:7 ). Послушай также, что говорит тебе Христос: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). О Святом Духе сказано: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» ( Иоил.2:28 ). И так как ты видишь, что имеешь в себе все, что и мир, не должно тебе сомневаться, что внутри тебя есть и приносимые в жертву животные, и от них должно тебе приносить жертву духовную. 3 . Но все это мы, как могли, объяснили ранее. А теперь поговорим о том, что сказано: «Жертва за грех должна быть заколаема пред Господом на том месте, где заколается всесожжение» ( Лев.6:25 ). Смотри, как велика милость и щедрость Божья; там, где заколается жертва всесожжения, приносимая одному лишь Богу, там же повелевается приносить и «жертву за грех». Под этим понимается тот, кто согрешил и кается, обратившись к Богу (ср. 1Фес.1:9 ), кто приносит в жертву «дух сокрушенный» (ср. Пс.50:19 ) «на святом месте», чтобы соединить его с тем, что принадлежит Богу. Поэтому «жертва за грех» заколается там же, где и «всесожжение», – «пред Господом» (ср. Лев.6:25 ). Можно принести жертву «пред Господом» и принести жертву не «пред Господом». Кто же тогда тот, кто приносит жертву «пред Господом»? Мне думается, это тот, кто не уходит «от лица Господня», как Каин, а ужасается и трепещет (ср. Быт.4:16,14 ). И если кто-то, у кого есть вера, чтобы стоять «пред Господом», не бежит «от лица Господня» и сознание своей греховности не отвращает его взгляда, то он приносит жертву «пред Господом».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Почему же так? Потому что «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:6 ). По природе своей люди все родятся плотскими. А «плоть», на языке Свящ. Писания, означает греховное начало в человеке, средоточие всех дурных его свойств. »Знаю, говорит Апостол, что не живет во мне, то есть, во плоти моей доброе»... ( Рим. 7:18 ). «Помышления плотския суть смерть, вражда против Бога» ( Рим. 8:5–8 ср. ст. 12:13; 7:5, 25; 2Кор.7:1 ). Такие помышления, обыкновенно, проявляются в соответствующих злых делах. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри..., ереси , ненависть, убийства, пьянство, безчинство и тому подобное... Поступающие так, говорит Апостол, Царствия Божия не наследуют» ( Гал.5:19–21 ; 1Кор.6:9 ; Еф.5:3 ; Кол.2–11 , Иуд. 23 ст. и др.): «ибо какое общение праведности с беззаконием» ( 2Кор.6:14 ср. Откр. 21:27 )? Посему желающие «наследовать» Царство Христа и Бога нашего должны очистить свою греховную плотскую природу, обновить ее вторым благодатным рождением «от воды и Духа». А для сего людям необходимо креститься. В крещении водном они умрут для греха ( Рим. 6:2 ), омоются от всех скверн плоти Своей ( Иез.36:25 ср. Деян. 2:38 ; 1Кор.6:4 ), получат «начаток Духа» ( Рим. 8:23 ), а с ним – и залог вечного спасения ( Тит. 3:4–7 ср. Мк.16:16 ). Вот непреложный закон, указанный Господом для вступления в Его Царство или Церковь. И так как мы видели, что в это Царство призываются дети, то ясно – они должны быть крещены наравне со взрослыми. Ибо другого пути в Царство Христово нет. Признаете ли вы все и ты, братъ Авдей, что крестить младенцев заповедал сам Господь наш? – Заповедать-то заповедал, – ответил Авдей, – да не больно ясно. Христос ведь говорил о рождении от воды и Духа с Никодимом, а Никодим был старик. Стало быть, к одним взрослым нужно относить и слова Христовы о духовном рождении... – Если рассуждать по твоему, Авдей, то надобно сказать, что закон Моисеев дан был только для одних стариков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

6) Изображать Иисуса Христа на иконах запрещено ( 2Кор.5:16 ). Здесь нет речи о священных изображениях. Сказав ( 2Кор.5:15 ), что христиане обязаны жить не для себя, а для Господа по Его святой и праведной воле, апостол Павел продолжает: «потому отныне мы никого не знаем по плоти», т.е. после смерти и воскресения Иисуса Христа мы не должны смотреть на людей, что они «по плоти». Для нас не могут иметь значения ни их происхождение, ни общественное положение, ни богатство, ни ученость... а только та степень нравственного совершенства, какой они достигли, исполняя заповеди Христовы ( Гал.3:28 ; Кол.3:11 ; ср. причтение Церковью к лику святых). «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем», т.е. когда Господь жил среди людей, современники Его смотрели на Него «по плоти», ибо видели в Нем простого человека, отрицая божеское естество Его: «не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?» ( Ин.6:42 ; ср. «судите по плоти», т.е. несправедливо – Ин.8:15 ). Знал Иисуса «по плоти» и апостол Павел до своего обращения в христианство , когда гнал христиан за Христа: «Я Иисус, Которого ты гонишь» ( Деян.9:5 ). «Но после воскресения и вознесения Господа, после духовного нашего возрождения силою Духа Святого, мы, говорит апостол, отрешились от плотских взглядов на Иисуса Христа, видим в Нем Богочеловека, нашего Спасителя». Приведенными словами ( 2Кор.5:16 ) апостол не выражает той мысли, будто бы Христос теперь, по вознесении на небо, не имеет плоти и что Его нельзя изображать на иконах в видимых образах. Он и ныне пребывает с плотию прославленною ( Деян.7:55 ), и во плоти придет для суда ( Деян.1:11 ). Кто отвергает Христа, пришедшего во плоти, тот есть «дух антихриста» ( 1Ин.4:3 ). Имея изображения Иисуса Христа, мы веруем и исповедуем, что Он «от начала Сущий» ( Ин.8:25 ), «будучи образом Божиим... по виду став, как человек» ( Фил.2:6–7 ). «Кто говорит», учит преподобный Федор Студит († 826 г.), «что Бог неописуем по плоти, подобно нам, тот отвергает, что Бог явился во плоти, противоречит Евангелию Христову...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Ныне же, пока еще не все мы совершенны, но пребываем во грехах (ср. Фил.3:15 ; Рим.5:8 ), не удостоится прийти в ту меру, чтобы повторить за Апостолом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). И потому ныне, по словам Апостола, «порознь» мы – «члены» Его (ср. 1Кор.12:27 ) и кости Его. Когда же соединятся «кости, кость с костью своею, сустав с суставом» (ср. Иез.37:7–8 ), согласно сказанному выше, тогда исполнится о нас пророчество: «Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе?«», потому что «все кости» произносят эти слова, воспевают гимн и воздают хвалу Богу, ибо помнят они благодеяния Его, и потому «все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного?»» ( Пс.34:10 ). Об этих костях, ибо были они рассеяны, покуда не пришел Тот, Кто собрал их «воедино» (ср. Ин.11:52 ), изречено пророчество: «Сыплются кости наши в челюсти преисподней» ( Пс.140:7 ). И так как они были рассеяны, говорит Он через другого пророка: «Стали соединяться кости, кость с костью своею, сустав с суставом, и жилы были на них, и кожа покрыла их» ( Иез.37:7–8 ). Ибо когда это свершится, тогда «все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного? " » ( Пс.34:10 ). Ибо каждая из костей сих была слабой и истощенной рукой «сильного», так как не было у нее ни «сустава» любви, ни «жил» терпения, ни «вен» животворной души, ни силы веры. Но когда приходит Тот, Кто собирает «воедино» то, что было рассеяно, соединяет Он «кость с костью, сустав с суставом» и начинает создавать священное тело Церкви. Все это, безусловно, выходит за рамки нашего исследования, но по необходимости мы представили объяснения, чтобы понятней стало, как мой Первосвященник входит в святилище и не пьет вина, прежде чем совершить священническое служение. Однако потом Он будет пить вино, но «вино новое»; новое вино на новом небе, в земле новой и в новом человеке и с новым народом, с теми, кто поет Ему «новую песнь» (ср. Мф.9:17 ; 2Пет.3:13 ; Еф.2:15 ; Откр.5:9 ). Ты видишь, что невозможно пить новую чашу новой жизни, не «совлекшись ветхого человека с делами его» ( Кол.3:9 ). Ибо сказано: «Не вливают вина молодого в мехи ветхие» ( Мф.9:17 ). Если хочешь ты пить это «новое вино», обнови себя и скажи: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор.4:16 ). И сказанного о сих предметах достаточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Видишь, какая честь! Какой страх, какой ужас обнимет тогда оставшихся на земле! «Одна берется, а другая оставляется» ( Мф.24:41 ); и «один возьмется, а другой оставится» ( Лк.17:36 ). Каково будет состояние душ их, когда увидят, что другие будут восхищены, а они будут оставлены!” 859 Стих 1–3. «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время». Так как апостол ангелу (упоминаемому в стих 1–3 20 гл.) не придал никаких атрибутов славы и величия, с которыми описывал Господа Иисуса Христа ( Откр.14:14, 19:11–16 ) или ангелов, исполнявших особые повеления Божии ( Откр.10:1–2 ), то поэтому под ним должно разуметь обыкновенного ангела, как вестника и исполнителя Божественной воли. В тексте ничего не говорится о борьбе явившегося ангела с диаволом и о победе над ним; диавол представляется уже обессиленным и ранее побежденным (ср. Кровию Агнца – Откр.12:10–11 ). Ангелу повелено было сковать, заключить в бездну (ср. 2Пет.2:4 ) и запечатать диавола на тысячу лет. Печать означает твердость охраны (ср. Мф.27:66 ; Дан.6:17 ) и указывает на то, что запечатанное ею не может быть вскрыто без воли и желания того, кто повелел наложить ее. 860 Под связанием диавола и заключением его в бездну разумеется низложение князя мира ( Ин.12:31 ) и лишение его прежней силы и власти над людьми крестною смертию Господа Иисуса Христа (ср. Кол.2:15 ; Евр.2:14 ; 1Ин.3:8 ). Связав сильного ( Мф.12:29 ), Господь даровал Своим последователям средства для разрушения козней диавольских и победы над ними. Такими могучими средствами у христиан являются: твердая вера в Господа Иисуса Христа ( 1Пет.5:9 ; Еф.6:16 ), Его святейшее имя (Μр.16:17), крестное знамение (ср. Кол.2:15 ), пост и молитва ( Мф.17:21 ), слово Божие ( Еф.6:17 ) и благодать Христова ( 2Кор.12:9 ), подаваемая Святым Духом в таинствах православной Церкви. Таким образом диавол связан по отношению к верным чадам Христовой Церкви, которые при твердой вере и доброй жизни трезвятся и бодрствуют ( 1Пет.5:8 ); по отношению к другим он свободен, ибо, по слову апостола, действует ныне в сынах противления ( Еф.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Насколько можно понять из сказанного в этом отрывке, сделать зло – значит противостать кому-либо и не позволить ему сделать то, что он хочет. И поэтому, когда мы приходим к Богу и посвящаем себя служению Ему в чистоте, то устами исповедуем (ср. Рим.10:9 ) и даем клятву обуздывать свою плоть или делать ей зло и даже порабощать свое тело (ср. 1Кор.9:27 ), чтобы могли мы спасти дух, ибо такую клятву дал сказавший: «Я клялся хранить праведные суды Твои, и исполню» ( Пс.118:106 ). Дух, без сомнения, стесняет и подавляет плоть, голос которой говорит: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» ( Рим.7:15 ), ибо «плоть желает противного духу» (ср. Гал.5:17 ). И если дух не будет делать зла плоти, чтобы подавлять и ослаблять ее, то не сможет он сказать: «Когда я немощен, тогда силен» ( 2Кор.12:10 ). Поэтому если кто-то «поклянется сделать что-нибудь худое» плоти, которая «желает противного духу», сокрушить и истощить ее, и не сделает этого, то он виновен в том, что поклялся распять и поработить свою плоть и не сделал этого. Однако той же клятвой он решает и делать добро духу, ибо когда он делает худое плоти, то совершает доброе по отношению к духу. Таким образом, если кто-то даст клятву и не сделает то, в чем поклялся, то виновен он во грехе. А хочешь знать, что невозможно сотворить добро одному, не сделав зла другому? Послушай, как Сам Господь говорит: «Я умерщвляю и оживляю» ( Втор.32:39 ). Что умерщвляет Бог ? Разумеется, плоть. А что оживляет? Без сомнения, дух. И далее продолжает: «Я поражаю и Я исцеляю» ( Втор.32:39 ). Что Он поражает? Плоть. А что исцеляет? Дух. Для чего это делается? Для того, чтобы ты был «умерщвлен по плоти, но [ожил] духом» (ср. 1Пет.3:18 ), чтобы как-нибудь не стал ты служить «закону Божию» не «умом», но «плотию», то есть, не умертвив ее, стал служить «закону греха» (ср. Рим.7:25 ). Итак, если ты пообещал следовать этому установлению, но не смог, послушай, чему научает закон: «Если он виновен в чем-нибудь из сих», то пусть «исповедается, в чем он согрешил» ( Лев.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Стих 2-й . Выражение «на Моисеевом седалище (καθδρας – ср. Исх.18:13–16 ) сели» означает, что книжники и фарисеи занимали место законодателя (Моисея), стараясь начальствовать над народом и быть его духовными руководителями. «Сели», т.е. самовольно, не будучи никем поставлены, они восхитили у священства власть учить народ закону Божию ( Втор.31:9–12 ). Фарисеи никакими высшими полномочиями, подобно священству или пророкам, не обладали ( Мф.15:13 ), и сами себя считали учениками Моисея ( Ин.9:28 ). Священство православной Церкви поставлено Иисусом Христом ( 1Кор.12:28 ; Еф 4:11 ; ср. 2Кор.5:20 ). «Христос сказал», – замечает святой Иоанн Златоуст , – «об иудеях: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи... Теперь же нельзя сказать, что священники воссели на седалище Моисеевом; нет, они воссели на седалище Христовом, потому что приняли Христово учение. Потому и Павел говорит: итак, мы – посланники от имени Христова» ( 2Кор.5:20 ). 295 Стих 3-й . «Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте..». – «Итак, все, что говорят они, нужно исполнять, хотя бы это было и зло? Скажем», – отвечает блаженный Феофилакт , – «что учитель никогда не осмелится учить кого либо злу. Α потом, если и станет учить дурной жизни, то станет учить не от седалища Моисеева и не от закона, а Господь говорит о сидящих «на Моисеевом седалище», т.е. об учащих законному. Итак, нужно слушать того, кто учит чему-нибудь по божественному закону, хотя бы он сам и не исполнял этого». 296 Стих 4-й . «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (φορτα от φορτον τ – кладь, груз, ноша, тяжесть, бремя), т.е. предписывают разнообразные и многочисленные требования (ср. Мф.15:2 ; Мк.7:4, 2:18 ). От народа требуют без всякого снисхождения полной исправности в жизни, а себе предоставляют свободу действий. Строги и взыскательны к другим, а к себе снисходительны, но не наоборот. Стих 5-й . «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» – «Расширяют хранилища» (по – Евр.тефилин, τ φυλακτρια от φυλακτριον – сторожевой дом, караульня, укрепление, средство предохранительное, амулет, талисман), т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010