1.11. Мне думается, что, опираясь на авторитет Божественного Писания, мы показали, что из написанного в законе одного следует остерегаться и избегать, чтобы ученики Евангелия не соблюдали этого по букве, одно надлежит исполнять всеми способами так, как написано, а иное, хотя и несет в себе истину согласно буквальному пониманию, но имеет также и аллегорическое значение, полезное и необходимое. 2.1. Теперь нужен мудрый «книжник, наученный Царству Небесному, подобный хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (ср. Мф.13:52 ), чтобы в каждом месте Писания определить, следует ли полностью отвергнуть букву, которая убивает, и искать дух, который животворит (ср. 2Кор.3:6 ), или всеми способами утвердить ее и показать, что учение буквы полезно и необходимо, или надлежащим образом присовокупить мистическое толкование, сохраняя при этом буквальное значение. 2.2. Думаю, что это применимо и к тому утверждению, которое мы сейчас рассматриваем; ибо подобает приносить священникам и первые плоды Евангелия. Ведь «так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования», а «служащие жертвеннику берут долю от жертвенника» (ср. 1Кор.9:14,13 ). И как это подобающе и достойно, так и, напротив, неподобающе и недостойно, вернее, нечестиво, когда тот, кто поклоняется Богу и входит в Церковь Божью, кто знает, что священники и служители стоят у жертвенника, кто, посвящают ли они себя служению слову Божьему или церковному служению, не приносит священникам первых плодов земли, которые Бог даровал ему, возведя над землей Свое солнце и поливая ее Своим дождем. Мне видится, что такая душа не помнит о Боге, не думает и не верит, что Бог дал ей плоды, которые она собрала и сложила, как будто Бог не имеет к этому никакого отношения; ведь если бы она верила, что все это дано ей Богом, то, конечно, знала бы, как прославить Бога, принося священникам дары и приношения. 2.3. А для того, чтобы еще ясней показать словами Самого Господа, что подобные предписания должно исполнять и по букве, прибавим следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Господь не только призывает все человечество ко спасению, но еще облегчает каждому возможность придти к Нему, предупреждая однако, что надо искать не простора своим желаниям, а идти прямым, „но тесным путем“ 1575 . В Ис. 40указано косвенно на обширную степь желаний человеческих, в которой непослушный Богу пробивает свою стезю. Не так покорный раб Господень; он идет тесным и трудным путем, но это путь прямой к Господу и „называется святым“ ( Ис. 35:8 ). Это путь обуздания своей воли чрез подчинение ее воли Господней. Стих 12-й видит в будущем призвание людей от всех стран света к Сиону и свету и спасению (ср. Ис. 2:2–3 ); ибо, как сказал Сам Господь: „многие приидут с востока и запада и возлягут с Авраамом в царстве небесном“. ( Мф. 8:11 ). Под именем „Синим“ ныне лучшие комментаторы 1576 разумеют страну Син, или Хин, или Цин, т. е. Китай. Китай несомненно был известен древним, чрез Финикийских торговцев, плававших в Индию, которая имела издавна сношения с Китаем, чему служат доказательством, между прочим, найденные в гробницах Египта фарфоровые сосуды, несомненно китайского происхождения 1577 . 13 . Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих. Стих 13-й, в связи с предыдущими стихами, указывает цель пришествия Еммануила, к Которому текут народы со всех стран света. Радость пришел Он принести на землю ( Лк. 2:13–14 ), радость просветления души человеческой, имеющей отрешиться от плоти и мира и узреть правду, любовь и свободу, дарованную Господом избавленному от уз греха человеку. (Ср. Ис. 2:3 ; Пс. 44 ; 2Кор. 3и мн. др.). 14 . А Сион говорил: “ оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня! “ Так говорили Иудеи, на которых обрушились несчастия, считая себя единственным на земле Сионом. Но не таково было значение Сиона пред Господом: именем этим должен был назваться тот центр духовной жизни человечества, из которого распространялись бы лучи света истины на всю землю. В ветхозаветный период Сионом и называлась гора Божия, на которой возвышался храм Всевышнего, освященный Им (ср. 3 Цар. гл. VIII и IX). Духовный центр человечества находился среди общины верных Господу, которые с верою и надеждою внимали пророкам, говорившим об Еммануиле. Грехи народа и повторенные осквернения храма (напр. Иез. 8 , 9 Иез. 10, 11:23 ), повидимому уничтожили Сион на земле; так говорили Иудеи, сосредоточивая в себе человечество; но в следующих словах пророчества Исаии мы видим, что Господь исполняет обетования, данные всему человечеству, и тогда имя Сиона переносится на всех тех, „которые призовут имя Господне“ ( Иоил. 2:28–32 ; Деян. 2:21 ); ибо как говорит Апостол всем Христианам: „Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах“... ( Евр. 12:22–24 ). Таково значение новое Сиона, призывающего к себе всех людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Чем ты – для ближнего, тем и он – для тебя. И только. И. при том, ты будь хорошим по отношению к ближнему для того, – предполагается, – чтоб и он затем таковым-же был для тебя. Эго ясно. Эгоистический расчет сомнению не подлежит. Он – налицо. Христианство -же, призывающее нас «не оставаться должными никому ничем, кроме взаимной любви» ( Рим.13:8 ), – «делать добро всем» ( Гал.6:10 ), кто-бы это ни был, хотя бы даже и наши враги ( Рим.12:20 ; Мф.5:44 и след.), – «побеждать зло добром» ( Рим.12:21 ), – любить других бескорыстно, неэгоистично ( Мф.6:3–4 ; Лк.6:35 ...), из переполненного любовию сердца (ср. Рим.12:8 , ср. 2Кор.9:7 ), – «полагать душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ), т.е., проявлять к своим ближним любовь высшую, нежели какую человек проявляет к себе самому 111 , – такое христианство оставляет очень и очень далеко позади себя Секста (воображаемого) и ему подобных. б) Это правило Секстово (!) не могло представлять какой-либо диковины для знакомых с ветхозаветным божественным Откровением. Так, в IV главе книги Товита читаем в числе прочих наставлений, какие давал Товит своему сыну Товии, и такое «что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (ст. 15) (ср. Мф.7:12 «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки»; Лк.6:31 «и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»). И если согласиться с пресловутым Саладином, что его Секст жил в 406 г. до Р. Хр., то и в этом случае хронологическое первенство будет на стороне книги Товита, которая, – как это совершенно точно установлено в библейской науке, – произошла очень рано «первые XIII глав книги были написаны вскоре после исцеления» Товита «от слепоты (после 675 г. до Р. Хр.)», а окончательно книга была «редактирована» и дополнена XIV-ю главою «вскоре после смерти Товии, но до разрушения Соломонова храма, т. е., между 598–586 г. до Р. Хр. 112 . Книга, следовательно, произошла до рождения даже самого Пифагора, если б кому-либо вздумалось привлечь в данном случае и последнего (он «родился, вероятно, в 582 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

V.3.6. «Синодальность и первенство в первом тысячелетии. Путь на пути к общему пониманию в служении единству Церкви» 811 Кьети, 21 Сентября 2016 г. «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» ( 1Ин.1:3–4 ). 1 . Церковное общение происходит непосредственно от Воплощения вечного Слова Божия, по благосклонности (eudokia) Отца, через Святого Духа. Христос, придя на землю, основал Церковь как Свое Тело (ср. 1Кор.12:12–27 ). Единство, которое существует среди Лиц Троицы отражается в общении (koinonia) членов Церкви друг с другом. Так, св. Максим Исповедник утверждал, что Церковь есть своего рода ‘eikon’ [образ, икона] Святой Троицы 812 . На Тайной Вечери Иисус Христос молился Своему Отцу: «Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» ( Ин.17:11 ). Это Тринитарное единство проявляется в Святой Евхаристии, когда Церковь молится Богу Отцу через Иисуса Христа в Святом Духе. 2 . С самых ранних времен единая Церковь существовала как множество местных церквей. Общение (koinonia) Святого Духа (ср. 2Кор.13:13 ) переживалось как внутри каждой местной церкви, так и в отношениях между ними как единство в многообразии. Под руководством Духа (ср. Ин.16:13 ) Церковь разработала образцы порядка и различных практик в соответствии со своей природой, как «народ, возводимый к единству от единства Отца, Сына и Святого Духа» 813 . 3 . Синодальность является фундаментальным свойством Церкви в целом. Как говорил св. Иоанн Златоуст : «“ Церковь ” означает как собрание [systema], так и синод [synodos]» 814 . Термин происходит от слова «совет» (synodos по-гречески, concilium по-латински), что первоначально означает собрание епископов, под руководством Святого Духа для общего обсуждения и деятельности в заботе о Церкви. В широком смысле, он относится к активному участию всех верующих в жизни и миссии Церкви. 4 . Термин «первенство» означает быть первым (primus, protos). В Церкви первенство относится к ее Главе – Иисусу Христу, Который есть «начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство [protevon]» ( Кол.1:18 ). Христианская Традиция разъясняет, что в синодальной жизни Церкви на различных уровнях, епископ признается как «первый». Иисус Христос связывает это бытие «первого» со служением (diakonia): «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» ( Мк.9:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Таким образом, по учению апостола, терпеливое и безропотное перенесение скорбей слугою от господина, причиняемых несправедливо, угодно Богу, и в этом – побуждение для слуги повиноваться господину не только кроткому, но и суровому. Сила речи у апостола здесь, очевидно, в понятии невинного, или несправедливо причиняемого, страдания, и эту мысль апостол разъясняет еще более в следующем стихе чрез противопоставление и перифраз. – Что за похвала (ср. Мф. 5:46 ), то есть от Бога? Вопросительная форма речи здесь – то же, что отрицание, то есть нет и не может быть вам похвалы от Бога, или, что то же, – неугодно Богу, если вы и проч. – Если вы терпите, хотя бы и безропотно, когда вас бьют за проступки: бьют – в смысле вообще наказания всякого рода (ср. 1Кор. 4:11 ; 2Кор. 12:7 ). Когда слуга терпит от господина наказание за проступки, то это так и должно быть по закону правды (хотя по закону милости и может быть иначе), и терпеливое перенесение наказания наказуемых в этом случае не заслуживает похвалы от Бога, ибо это не подвиг, не добродетель. Но вот добродетель и подвиг, угодный Богу и заслуживающий похвалу от Него, если, делая добро, вы принимаете наказания от господ, следовательно наказания несправедливые, и, таким образом, страдая от наказания невинного, терпите или переносите таковые страдания безропотно, – это угодно Богу, это привлекает на страждущего похвалу и награду от Него. То, что здесь говорит апостол по отношению только рабов к господам, имеет, без сомнения, полное приложение к отношениям вообще подчиненных к начальствующим и власть имеющим во всяком христианском обществе и, наконец, ко всем христианам в их взаимных отношениях, как прямо о сем свидетельствует дальнейшая речь апостола о Христе, оставившем пример всем христианам. 21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. 21 . Ибо вы к тому призваны: то есть делать добро и терпеливо страдать, если за это подвергаетесь скорбям и бедствиям (ср. 1Пет. 3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ин.1:29 ) и смертью Своей изгладить наши грехи. Теперь мы попытаемся, если сможем, на примере Божественного Писания показать, что и сыны Его, то есть апостолы и мученики, берут на себя грехи святых. Прежде всего послушай, что говорит Павел: «Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши» ( 2Кор.12:15 ), и в другом месте: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» ( 2Тим.4:6 ). Итак, Апостол говорит о том, что он истощает себя и становится жертвой ради тех, кому пишет. Когда же приносится жертва, она совершается для того, чтобы очистить грехи тех, за кого эта жертва заколается. И апостол Иоанн пишет в книге Откровения о мучениках, что «души убиенных за» имя Господа Иисуса «стоят у жертвенника 24 » (ср. Откр.6:9 ). Но, как показано, те, кто стоят у жертвенника, совершают служение священника; но обязанностью священника является ходатайствовать за грехи народа (ср. Евр.5:1 и далее). Вот почему я боюсь, что так как с тех пор мучениками больше никто не становится и жертвы священников за наши грехи никто не приносит, то мы не получим прощения грехов. И боюсь, что наши грехи останутся в нас и с нами случится то же, что, по словам иудеев, произошло с ними: так как у них нет больше ни жертвенника, ни храма, ни священства и некому приносить жертвы, они говорят: «Грехи наши остаются в нас, и не получим мы прощения». Мы же, в свою очередь, должны сказать, что жертвы мучеников за нас не приносятся, и поэтому грехи наши остаются в нас; ибо не удостоились мы ни претерпеть гонения за Христа, ни умереть за имя Сына Божьего. 2.2. Именно поэтому дьявол , зная, что прощение грехов достигается страданием мучеников, не хочет возводить на нас гонения от язычников; ибо знает он, что если приведут нас «пред царей и правителей за имя» Христово «для свидетельства» иудеям и язычникам (ср. Лк.12:21 ), будем радоваться и веселиться, «ибо велика [наша] награда на небесах» ( Мф.5:12 ). Враг не делает этого либо из ревности к нашей славе, либо, возможно, потому что Тому, Кто все предвидит и знает наперед, известно, что мы не вынесем мученичества.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Потому что мы – «царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» ( 1Пет.2:9 ), но только если заслугами своей жизни соответствуем полученной благодати и считаемся достойными святого служения, дабы по отшествии из этой жизни удостоиться нам быть принятыми, как мы сказали выше, среди священников Бога и тех, кто служит ковчегу завета – иначе говоря, секретам и сокрытым тайнам, – и «открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню» (ср. 2Кор.3:18 ), войти в святую землю, дарованную нам в наследие Господом нашим Иисусом Христом, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия V. О написанном: «Не погубите колена племен Каафовых из среды левитов» (Чис.4:18). 1.1. Отвечая Моисею и Аарону, Господь говорит: «Не погубите колена племен Каафовых из среды левитов, но вот что сделайте им, чтобы они были живы и не умерли, когда приступают к Святому Святых» ( Чис.4:18–19 ) и прочее. Прежде всего уразумеем буквальный смысл сказанного, а затем, с Божьей помощью, взойдем от понимания буквы к пониманию духа. В первую очередь уразумей устроение «скинии собрания» (ср. Исх.26:33–34 ; Чис.4:20 ); узнай и «Святое Святых», отделенное от священных предметов завесой ( Чис.4:5 и далее), на которое никому, кроме священников, не дозволено смотреть. После этого пойми, как, когда сыны Израилевы переносили свой стан, скинию разбирали, а Аарон и сыны его, священники, на все предметы в Святом Святых возлагали свои покровы; и, оставив их покрытыми на тех же местах (ср. Чис.4:15 ), приводят сынов Каафовых, коим вменяется исполнять эти обязанности, и понуждают их поднять на плечи свои все то, что покрыто рукой священника. Потому и сказано Господом: «Не погубите колена племен Каафовых из среды левитов» ( Чис.4:18 ), как будто они погибнут, если прикоснутся к Святому Святых непокрытому и обнаженному, которое запрещено не то что трогать, но на которое, если оно не покрыто, не дозволено даже смотреть. 1.2. И если уразумел ты порядок повествования, взойди теперь к сиянию тайны и узри свет духовного закона, если чисто око ума твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«Двое сынов Аароновых – Надав и Авиуд, – приступив с чуждым огнем пред лице Господне, умерли» ( Лев.16:1 ). Необходимо было, чтобы Аарон был наставлен в учении небесном, как надлежит ему приступать к алтарю и какими молитвенными обрядами он должен умилостивлять Бога, чтобы не навлечь на себя то, чему подверглись его сыны по своей беспечности, когда неподобающим образом приступили к алтарю Божьему «с чуждым огнем», а не с ниспосланным Божеством. Потому и закон об этом предваряется следующими словами: «И говорил Господь Моисею по смерти двух сынов Аароновых, когда они, приступив пред лице Господне, умерли, и сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред седалище милосердия, что на ковчеге откровения, дабы ему не умереть» ( Лев.16:1–2 ). Этим показано, что если кто-то войдет «во святилище» «во всякое время» неподготовленным, одетым не в священнические одежды, не приготовив предписанных жертв и прежде не примирившись с Богом, то он умрет. Это же справедливо и в отношении того, кто не исполнит должного перед тем, как приступить к жертвеннику Бога. Сказанное относится ко всем нам, ибо то, что говорит здесь закон, касается всех, так как он предписывает, как надлежит нам приступать к алтарю Божьему. Ибо у этого алтаря мы приносим Богу наши молитвы, чтобы знали мы, как должно их приносить: необходимо снять нам «запятнанные одежды» ( Зах.3:4 ), которые суть нечистота плоти, пороки привычек, грязь страстей. Или не знаешь ты, что и тебе, то есть всей Церкви Божьей, всем верным даровано священство? Послушай, что говорит о верных Петр: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» ( 1Пет.2:9 ). Итак, ты обладаешь священством, ибо ты – «царственное священство», и потому должен «непрестанно приносить Богу жертву хвалы» (ср. Евр.13:15 ), жертву молитв, жертву милости, жертву чистоты, жертву справедливости, жертву святости. Но чтобы приносить их достойно, необходимо, чтобы одежды твои были чисты и отделены от повседневной одежды других людей, чтобы обладал ты Божественным огнем, не «чуждым» Богу, но ниспосланным человеку Богом, о котором Сын Божий говорит: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк.12:49 ). Ибо если мы используем не его, а другой, губительный огонь, которым «сатана преобразуется в ангела света» (ср. 2Кор.11:14 ), то, без сомнения, нас постигнет та же участь, что Надава и Авиуда. И поэтому повелением Божиим предписано наставить Аарона, чтобы он «не во всякое время» входил «во святилище» и приступал к алтарю (ср. Лев.16:2 ), но когда прежде совершит то, что должно, и тогда не умрет.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

18 И земля и небо... Всё растворилось... – «Придёт же день Господень. воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» ( 2Пет. 3:10, 12 ); «Прежнее небо и прежняя земля миновали. Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» ( Откр. 21:1 ; Ис. 65:17 ). Из библейских пророчеств одни делают вывод о торжестве жизни, другие – смерти. Человек свободен, но обязан выбирать. 21 Фея – сверхъестественное существо, творящее чудеса, делающее людям добро или зло. Герой дважды называет Ванду «феей жизни». Но может ли прелюбодейка быть ангелом света? 23 Всё перед вами падёт ниц, как перед властной царицей. – Апокалипсическому зверю поклонятся все живущие на земле, имена которых не написаны в книге жизни, а на нём будет восседать великая блудница и говорить в сердце своём: «Сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» ( Откр. 13:8; 17:3; 18:7 ). 24 Ваша красота победит всё. – Обольщённый внешностью Арнольд придаёт ей божественный статус, теряя способность видеть духовное нутро. Ср.: «И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её» ( Откр. 17:4 ). 25 …туманным призраком. Вы воплотили мечту. – Ср. желание Бранда: «Воплотить мои мечты, в яви – призрак воссоздать!» (Ибсен. 2, 371). 28 ...до нас никто не знал такого счастья. Мы первые в обетованную землю. – Грех лишает разума, гордыня – свойство безумных. Библейский символ только обличает помрачение падших. «Проводят дни свои в счастье и мгновенно нисходят в преисподнюю. ...Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна, хотя бы возросло до небес величие его и голова касалась облаков... не устоит счастье его» ( Иов 21:13; 20:5–6, 21 ). 29 Верю... Больше – я знаю. – «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать» ( 1Кор. 8:2 ). Пока пребываем в теле, «ходим верою, а не видением», и лишь «отчасти знаем и отчасти пророчествуем» ( 2Кор. 5:7 ; 1Кор. 13:9 ). Вера же есть уповаемых утверждение, вещей обличение невидимых ( Евр. 11:1 ). Для раскрытия диалектики веры и знания важно сравнение: первая лексема отсутствует в Ветхом Завете, вторая же употребляется значительно чаще, чем в Новом. Ср. фразу Подгорного из пьесы «Интеллигенция»: «Он не знает – он верит: это выше».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Но давайте приложим эти слова к нам с вами. Если и ты боишься Бога, то не будешь исполнять повеления царя Египта. Ибо он повелевает тебе жить в наслаждениях, любить этот мир, желать того, что в мире (ср. 1Ин.2:15–16 ). Если ты боишься Бога и исполняешь для своей души обязанности повитухи, если хочешь даровать ей спасение, то не станешь делать всего этого, а будешь сохранять жизнь младенцам мужеского пола, находящимся в тебе, ухаживать за внутренним человеком и беречь его (ср. 2Кор.4:16 ) и искать для него вечной жизни посредством благих дел и правильного понимания. 3 . Однако когда фараон увидел, что у него не получается умерщвлять израильских мальчиков с помощью повивальных бабок, то «всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых» ( Исх.1:22 ). Обратите внимание, что «князь мира сего» ( Ин.16:11 ) приказывает своему народу хватать наших младенцев и бросать их в реку. Он повелевает, чтобы его приспешники все время подкарауливали нас и при первых же признаках рождения наших младенцев, как только они коснутся груди Церкви, врывались, преследовали, хватали их и предавали волнам и течениям мира сего. «Замечайте, что слышите» ( Мк.4:24 ). Премудрость Божья через Соломона говорит: «Тщательно наблюдай, что перед тобою» ( Прит.23:1 ), смотри, что угрожает тебе сразу после рождения или, вернее, перерождения. Именно об этом мы читаем в Евангелии, когда Иисус сразу после Крещения «возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» ( Мф.4:1 ). И фараон в этом стихе повелевает своему народу преследовать, хватать и топить еврейских мальчиков сразу после рождения. Возможно, об этом же говорит и пророк: «Ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать» ( Пс.68:2–3 ). Но Христос потому одержал верх и победил, чтобы открыть тебе путь к победе. Потому Он и победил, когда постился (ср. Мф.4:2 ), чтобы и ты узнал, что «сей род» бесов можно победить не «иначе, как молитвой и постом» ( Мк.9:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010