Иак.3:18 ; Гал.5:22 ). Блаженны нищие духом Нагорная Проповедь Господа, сосредоточившая в себе основные идеи Его учения, открывается «заповедями блаженства». В них перечислены те, кто удостоится блаженства, т.е. Царства Небесного: плачущие и гонимые за правду, кроткие и чистые сердцем (см. Мф.5:1–12 ; Лк.6:20–26 ). Первыми же среди них названы нищие: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» ( Лк.6:20 , ср. Мф.5:3 ). Униженные и отверженные блаженны (счастливы), потому что «велика их награда на небесах» (см. Лк.6:23 ). «Нищие духом» — по принятому богословскому толкованию — нестяжатели, люди, отказавшиеся от земных благ, смиренно и кротко сносящие презрение большинства, измеряющего ценность человека земными, материальными мерками. В Евангелии от Луки Господь говорит: «Напротив, горе вам, богатые… Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» ( Лк.6:24–25 ). В пророчестве Исайи об Искупителе сказано: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом» ( Ис.53:3–4 ). Об истинном и мнимом величии, об истинном и мнимом духовном богатстве апостол Павел говорит христианам-коринфянам: «…вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» ( 2Кор.8:9 ). Таковы христиане македонской общины: «…они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия» ( 2Кор. 8:2 ). О себе и других «споспешниках» Павел говорит: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» ( 2Кор.6:3–10 ). Блудница вавилонская

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Христос говорил о новом рождении ( Ин.33:7 ) и ап. Павел – о возрождения и обновлении Святым Духом ( Тит.3:5 ). Кто во Христе, тот новая тварь – καιν κτσις ( 2Кор.5:17 . Ср. Гал.6:15 ). Но новое творение во многих отношениях повторяет творение первое. Бог создал человека, взявши персть от земли ( Быт.2:7 ). Первый человек из земли перстный; каков перстный, таковы и перстные, и мы носили образ перстного ( 1Кор.15:47–49 ). От перстного естества человеческого, хотя и от чистейшей Девы, Божие Слово, воплощаясь, заимствует плоть и созидает нового человека в Себе Самом ( Еф.2:15 ), – «не в том смысле, что Христос представил пример этого нового человека, а в том, что Он – второй Адам, Глава и Родоначальник нового человечества» 65 . Исповедавший истину воплощения ап. Пётр говорит, что люди сделались причастниками Божеского естества, в чём и заключаются великие драгоценные обетования ( 2Пет.1:4 ). При первом творении Бог вдунул в лицо человека дыхание жизни и стал человек душой живою ( Быт.2:7 ). В новом творении Логос не ограничился восприятием в единство ипостаси перстного естества человеческого, но тоже дунул, говоря: примите Духа Святого ( Ин.20:22 ), и при дыхании бурном исполнились все Духа Святого ( Деян.2:2–4 ), так что новый Адам есть Дух животворящий ( 1Кор.15:45 ). Древнее прошло, теперь всё новое ( 2Кор.5:17 ). Дух Божий живёт в новой твари ( Рим.8:9–11 ; 1Кор.3:16 ); Им мы живём и движемся и существуем ( Деян.17:28 ). Духом христиане устрояются (συνοικοδομεσϑαι) в жилище Божие ( Еф.2:22 ). Мы должны носить образ Адама небесного ( 1Кор.15:49 ), и в этот образ мы преображаемся от славы в славу от Духа Господня ( 2Кор.3:18 ). Отлагается прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и совершается облечение в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф.4:22–24 ). Ещё устами древнего пророка говорил Господь: будет новое небо и новая земля ( Ис.65:17 ), и мы ожидаем нового неба и новой земли ( 2Пет.3:13 ), а пророк Нового Завета это небо и эту землю уже видел ( Откр.21:1 ). С воплощения Сына Божия начался процесс обновления естества человеческого. Этот процесс совершается в Церкви, постепенно, но неуклонно. Врата ада не одолеют её – ατς ( Мф.16:18 ). Ατς – может относиться и к πτρα, и к κκλησα. Ещё Ориген считал за лучшее относить и к тому, и к другому 66 . Врата ада, сколько бы ни усиливались (κατισχσουσι), не могут остановить процесса обновления твари, начало которому положено в воплощении и которое на основе воплощения продолжается в Церкви. Обновление твари будет совершаться последовательно и неизменно до тех пор, пока скажет Сидящий на престоле: се, творю все новое! Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец! ( Откр.21:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Никогда не следует забывать, что блудный сын сначала жил в отцовском доме и потом его покинул, а его старший брат, хотя и не покидал отцовского дома, однако, одержимый завистью, самомнением и эгоизмом, по духу был ближе скорее к свиньям, от общества которых освободился впоследствии младший брат, чем к своему любящему и великодушному отцу ( Лк.15 гл.). «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ), – пишет апостол Иоанн, а апостол Павел, всегда сознававший свою близость к Богу, через Христа ( 2Кор.12:2–4 ; Гал.2:20 ), свидетельствовал: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим.7:22–23 ; ср. 2Кор.12:7–10 ). Однако между греховностью христианина, находящегося в благотворном состоянии любви к Богу и ближним, и греховностью человека, принадлежащего к «миру» в отрицательном аспекте, который придает этому понятию евангелист Иоанн ( 1Ин.2:15–17 , Ин.15:18–19 ), есть существенное различие. В первом случае грех органически чужд просветленной природе новой твари ( 2Кор.5:17 ), рожденной от воды и Духа ( Ин.3:5 ). Поддаваясь искушению и впадая в грех , христианин переживает то же, что инфицируемый здоровый организм. Все его силы поднимаются на борьбу с греховной инфекцией, он мучительно переживает свое заболевание, иначе говоря, осуждает себя, раскаивается в грехе и борется с ним. Грех неизбежно влечет за собой страдание, самоосуждение и покаяние. В результате происходит: в онтологически-нравственном аспекте – очищение, а в правовом – прощение. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды... сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая перед Отцом – Иисуса Христа, Праведника» ( 1Ин.1:9, 2:1 ). «Если ходим во свете, подобно как Он во свете, то... Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:7 ) Нет сомнения, что под хождением во свете Евангелист понимает здесь то самое состояние пребывания в Боге и с Богом, о котором он сам говорит в дальнейшем ( 1Ин.4:16 ) и которое мы назвали состоянием святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Объясн. В этих местах послания апостол внушает христианам не придавать особого значения людям гностико-иудейского направления: Кол.2:8:16 ; 1Тим.1:4 ; Тит.3:9 , которые держались предписаний Иудейства о пище и питии: Лев.5:2–3:7:19–25 . Ветхозаветный закон имел прообразовательное значение – был тенью будущего: ст.17. Тело, от которого падала эта тень, есть Христос. Ветхозаветные прообразы все на Него указывали и с Пришествием его должны престать. По своём соединении со Христом в одно тело: Рим.12:5 , вследствие своей смерти для стихий мира: Кол.2:20 , христиане и не должны держаться разных еврейских постановлений и следовать тому, что имеет один внешний вид мудрости: ст.23. Что касается до соблюдения постов христианских, то Сам Господь сказал: Придут дни и тогда будут поститься: Мф.9:15 ; ср. Мф.6:16–17 ; и как апостолы, так и христиане постились: Деян.13:2–3:27:9 ; 1Кор.7:5 . 1Тим.4:4–5 . «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвой». Объясн. В этих словах нет никакого основания к отрицанию постов, ибо апостол Павел сам великий постник: 2Кор.6:4–5:11:27 ; 1Кор.7:5 . Эти слова апостола направлены против еретиков апостольского века и обличают современных нам отступников от веры, запрещающих вступать в брак и пр., а не православных. Тит.1:15 . «Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть». Объясн. Кто хочет, чтобы для него, как чистого, всё было чисто, тот сначала навыкни и научись воздержанию, воздержанием очисти сердце и возвысь его над соблазнительностью внешних предметов, а это воздержание есть пост: 1Кор.9:25 ; ср. 2Кор.6:4:11:27 , Если кто считает пост для себя излишним, тот чрез это показывает, что мнит себя чистым, а на самом деле он не чист и пленён самомнением: 1Кор.8:9–13 . Ис.58:6–7 . «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, а от единокровного твоего не укрывайся».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Христос есть путь (как прежде Он назвал Себя дверью, 10:7) потому, что в Нём и Им даны человеку все средства к спасению, усвояя которые верою, человек приходит к Богу. Христос есть истина потому, что Он, как Бог воплотившийся, сообщил людям откровение божественной истины. Христос есть жизнь (ср. 1:4), потому, что, как Бог, Он есть источник жизни, так что кто верою не принимает Его в себя (ср. 6 и д.; 11:25 и далее), тот подлежит смерти. – Никто не приходит к Отцу и пр.: так как Христос есть Искупитель и только верою в искупительные заслуги Его возможно спасение, то чрез Него только и можно достигнуть блаженства или, что то же – прийти к Отцу. – Если бы вы знали Меня и пр.: Я и Отец одно, говорил Господь (10:30); во Христе, говорит св. Ап. Павел, обитает вся полнота Божества телесно ( Кол. 2:9 ), в нём полное откровение Бога, как в образе ипостаси Его ( Евр. 1:3 ). Следовательно, познание Его человеком есть вместе познание и Отца Его – Бога. Господь, по-видимому, отрицает познание Его учениками (если бы), и действительно, более полно и совершенно они познали Его только со дня Пятидесятницы, по принятии особенных даров Святого Духа (ст. 20). «Ученики, хотя и знали Его, но не так, как следовало... Уже впоследствии Дух, нисшедший на них, сообщил им совершенное ведение» (Злат., ср. Феофил.). Но первые шаги на этом пути они уже сделали (ст. 4): отныне знаете Его и видели Его. Господь открыл им, особенно на вечери сей, так много, что мог сказать, что именно отныне они узнали Его более чем прежде, и видели Его, невидимого, видели во Христе, как видно из последующего (ср. Феофил.). 8. Ин. 14:8 . Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Исх. 33:18 . 9. Ин. 14:9 . Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Ин. 12:45, 1:18 ; Кол. 1:15 ; Евр. 1:3 ; 2Кор. 4:4, 6 . 10. Ин. 14:10 . Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Перед Своими крестными страданиями Спаситель успокаивает Своих учеников: Иду уготовати место вам. И аще (=егда) уготовлю место вам, паки прииду, и поиму вы к Себе: да идеже есмь Аз, и вы будете ( Ин.14:2–3 ; ср. Ин.17:24, 12:26 ). А благоразумному разбойнику человеколюбивый Господь с креста говорит: Аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи ( Лк.23:43 ), Христолюбивый апостол Павел всей душой жаждет разрешиться от тела и быть со Христом ( Флп.1:23 ). И коринфянам он пишет: Благоволим паче отыти от тела, и внити ко Господу ( 2Кор.5:8 ). Ученику, егоже любляше Иисус, поведаны и явлены тайны загробной жизни: лицезрел он Божиих праведников в сиянии славы еще до того, как будет изречен последний Суд; видел вокруг престола Божия двадцать четыре престола и на них сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы ( Откр.4:4 ); видел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели ( Откр.6:9 ); и еще созерцал великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стоявшее пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах ( Откр.7:9 ; ср. Откр.5:11 ). Блаженство праведных душ в загробной жизни протекает в неисследимых, сокровенных глубинах Божией благодати. Всеобъемлющее название всего этого – рай. Святой апостол Павел, еще во время земной жизни вознесенный в рай и видевший его неописуемые красоты, благовествует, что их не леть есть человеку глаголати ( 2Кор.12:4 ). Это блаженное упокоение душ он сравнивает с покоем, наступившим для Бога Творца, когда окончил Тот сотворение мира ( Евр.4:10 ). Блаженство праведных душ в загробной жизни проистекает из их благодатной близости и общения с Господом Иисусом, по Его слову святым ученикам на Тайной вечери: Прииду, и поиму вы к Себе: да идеже есмь Аз, и вы будете ( Ин.14:3 ), и по Его молитве к Небесному Отцу: Отче! ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною: да видят славу Мою ( Ин.17:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

в Своем всеведении, святости, всеправедности и проч. Ввиду такой благотворной цели клятвы, Бог через Своих пророков предсказал, что и в благодатном царстве Иисуса Христа употребление ее не будет отвергнуто ( Ис. 65:16 ; Иер.12:16 ). Ветхозаветные пророчества этого рода исполнились, прежде всего, на Самом Спасителе. В удостоверение истинности Своей проповеди  и Своего посланничества, воплотившийся Сын Божий неоднократно призывал имя Бога-Отца, как верховного и непререкаемого Свидетеля правдивости Своих слов и Своих действий ( Ин. 5, 30–32; 11:41–42 . Ср. Ин. 5:19 ). Можно сказать, Господь Иисус Христос даже утвердил клятву собственным примером, когда во время суда над Ним Самим, на слова первосвященника: «заклинаю Тебя, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий?» отвечал: «ты сказал» ( Мф. 26:59–64 ), т.е. так, это правда, другими словами, – формально принял обычную у тогдашних иудеев присягу ( Чис. 5:20–22 ) и под присягой показал, что Он действительно есть Мессия Сын Божий. Также и ап. Павел часто в своих посланиях употребляет такие обороты речи, которые сродны с клятвою: «Бога призываю во свидетеля на душу мою» ( 2Кор. 1:23 ); «свидетель мне Бог» ( Рим. 1:9 . Ср. 2Кор. 1:20,23 ; Гал. 1:20 ; Флп. 1:8 ; 1Тим. 5:21 ; 2Тим. 4:1 ; Откр. 10:5–9 ). Впрочем, эти выражения не входят собственно в форму присяги и скорее могут быть сопоставлены с часто повторяющимся в устах Господа изречением: «истинно, истинно говорю вам!». В Евангелии, по взгляду сектантов, безусловно запрещается всякая клятва, когда Господь говорит: «не клянитесь вовсе ( ολως, omnino).., но да будет слово ( λγος) ваше: да, да, нет, нет, а что сверх этого, το от лукавого» ( κ του πονηρο). ( Мф. 5:34,37 ). Ho чтобы правильно понять это запрещение, необходимо вникнуть в смысл всей речи Спасителя о клятве. Сказавши: «не клянись вовсе», Он продолжает: «ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

2.3. И вот, «когда собралось общество против Моисея и Аарона», облако покрыло скинию, «и явилась слава Господня» (ср. Чис.16:42 (17:7). Сколь бы ни велики были в своей достойной жизни Моисей и Аарон (ср. Исх.11:3 ) и как бы ни сильны были они в добродетелях души, слава Бога не могла явиться им, пока не стали они гонимы, пока не оказались они в опасности и тесноте, на самом краю гибели. Так и ты не думай, что слава Господня может явиться тебе, когда ты праздный и беспечный. Разве не через скорби апостол Павел удостоился славы Божьей? Не считает ли он себя претерпевшим больше, чем прочие, бывшие «в трудах, в ранах, в темницах»? Разве не пишет он о себе: «Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, много раз был в опасностях на море, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях между лжебратиями» (ср. 2Кор.11:23–26 )? Чем больше умножается скорбей, тем больше они несут славу Божью тем, кто мужественно их переносит. 3.1. «И сказал Господь Моисею, говоря: отсторонитесь от общества сего, и Я погублю их во мгновение. Но они пали на лица свои» ( Чис.16:44–45 (17:9–10)). Некогда в Содоме нужно было найти хотя бы десять праведников, чтобы едва спасти жителей пяти городов содомских (ср. Быт. 18:32 ); теперь же, чтобы спасти весь израильский народ, довольно всего двух, но таких, как Моисей и Аарон. Так что мы можем сказать? Чем эти два мужа были выше других? Какая добродетель столь велика, какая заслуга, что может избавить от гибели шестьсот тысяч человек? Думаю, что Моисей олицетворяет закон, который учит людей познанию и любви Божией, а в Аароне заключен образ обращенных к Богу коленопреклоненных молений. Поэтому если когда-нибудь Бог вознегодует на нас или на весь народ Божий и если Господь уже вынесет приговор и вознамерится покарать виновных, но закон Божий вновь заговорит в нашем сердце, предостерегая и призывая нас покаяться, загладить свои прегрешения, вознести молитвы за свои провинности, гнев тотчас исчезнет, негодование утихнет, Господь станет благосклонным к нам, словно бы Моисей и Аарон ходатайствовали за нас и молились за весь народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Итак, есть три способа приготовить жертву – «в печи», «в горшке» и «на сковороде». Мне видится, что «печь», по причине своей формы, обозначает нечто более глубокое, неизъяснимое в Божественных Писаниях. «Горшок» олицетворяет то, что можно понять и объяснить, если об этом часто и подолгу размышлять. А «сковорода» – то, что хорошо известно и понятно без объяснений. Ибо мы часто говорим, что существует три уровня понимания Божественных Писаний: исторический, нравственный и мистический; под этим мы разумеем тело, душу и дух. И эти три уровня понимания отражают три способа приготовления жертв. Однако в других местах, а именно в тех, о которых мы говорили, когда вспоминали о жертвах, упоминается священная корзина совершенства (ср. Лев.8:26 ), в которой повелевается хранить три хлеба. Видишь, как согласуются формы всех жертв? А что еще понимать под «корзиной совершенства», в которую должно положить три хлеба, как не Божественные Писания – пищу, трижды подаваемую слушающим? Хочешь, мы приведем примеры той же тайны из Евангелий? Вспомним слова Господа, когда Он рассказывает о том, как некто пришел к своему другу «в полночь», постучал к нему и сказал: «Дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему» ( Лк.11:5–6 ). Здесь, говоря вкратце, «ночь» – время этой жизни (ср. Рим.13:12 ), а три хлеба суть те, из которых один готовится «в печи», другой – «в горшке», а третий – «на сковороде». 6 . Затем сказано: «И всякое приношение хлебное, смешанное с елеем и сухое, принадлежит всем сынам Аароновым, как одному, так и другому» ( Лев.7:10 ). Что значит приношение, «смешанное с елеем» или «сухое»? «Жертву спасения» надлежит приносить, смешанную с елеем, а «жертву за грех» – без елея, сухую. Ибо сказано: «Пусть не льет на нее елея, ибо это жертва за грех» ( Лев.5:11 ). А посему, раз это «жертва за грех», она не помазывается «елеем радости» (ср. Пс.44:8 ), и сладость ладана не возлагается на нее. Ибо Апостол говорит о согрешающих: «Буду оплакивать многих, которые согрешили прежде и не покаялись» ( 2Кор.12:21 ). Такое «благоухание» не «приятное» (ср. Лев.2:9 ), ибо сказано о грешнике: «Смердят, гноятся раны мои от безумия моего» ( Пс.37:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

7.4. Сказано: «Я дал тебе и сынам твоим, ради священства вашего, уставом вечным» ( Чис.18:8 ). Сказано: «Тебе». Кому? Конечно, ты ответишь: «Аарону». Однако сказанное после этого предполагает, что здесь скорее должно разуметь истинного Первосвященника Христа и сынов Его апостолов и учителей Церкви. Ибо говорится: «Уставом вечным». Как же видимое может быть вечным, когда Апостол говорит: «Видимое временно, а невидимое вечно» ( 2Кор.4:18 )? И если начатки плодов, которые приносят Аарону, видимые, а видимое, как сказано, не может быть вечным, то подобным же образом и видимое обрезание, и видимый пресный хлеб, и видимая Пасха должны, безусловно, быть не вечными, но временными, ибо «видимое временно». И опять же, если «невидимое вечно», то и невидимое «обрезание, которое в сердце» (ср. Рим.2:29 ), есть вечное, и «опресноки чистоты и истины» (ср. 1Кор.5:8 ) тоже вечные, так как происходят из невидимого. Подобным же образом устав вечный дан не иудею, «кто таков по наружности», но иудею, «кто внутренно таков» и кто соблюдает закон «по духу, а не по букве» (ср. Рим.2:28–29 ), и «по внутреннему человеку» (ср. Рим.7:22 ). «Вот что принадлежит тебе из святынь освященных 5 » ( Чис.18:9 ). 8.1. Рассматривая то же самое в отношении жертв, я не раз спрашивал себя, что представляют собой эти «освященные святыни». И сдается мне, что сказано здесь «святыни освященные», чтобы отличить их от святынь неосвященных. Я полагаю, что Дух Святой столь свят, что не был освящен; ибо не могло прийти к Нему откуда-то извне дополнительное освящение, которого не было бы в Нем прежде; Он всегда свят, и святость Его не имеет начала. Равным образом это относится и к Отцу и к Сыну; ибо сущность Троицы единственна, она не принимала освящения извне, но свята сама Ее природа. А всякое творение, отмеченное Святым Духом и своими заслугами, будет названо «святыней освященной». Так мы читаем написанное: «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» ( Лев.20:7 ). Из этого вовсе не следует, что нужно устанавливать подобие между святостью Бога и святостью человека; ибо о Боге сказано, что Он свят, а человеку надлежит становиться святым, словно он не всегда свят. К тому же сказанное у нас «будьте святы» в греческом тексте скорее означает «становитесь святы». Но наши переводчики, не разбирая, поставили вместо «становитесь» «будьте». Итак, всякий из нас становится свят, когда обретается в нем страх Божий, и принимает он в себя Божественное учение, когда предает себя Богу, но только если предает себя всем сердцем. Таковой может быть назван освященным святым; но только Бог всегда и поистине свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010