Из Глинского братства вышли и известные миссионеры. Так, архимандрит Макарий (Глухарев) выехал в 1829 году из Глинской пустыни в Сибирь на проповедь язычникам и стал основателем Алтайской православной духовной миссии. Глинский иеромонах Иларион, впоследствии архимандрит, в 1861–1868 годах был миссионером Квихпахской миссии в Америке 12 . В конце XIX – начале ХХ века в Русской Иерусалимской миссии подвизался Глинский иеромонах Тихон (Ростовский) 13 ; на западе Франции настоятелем православной церкви г. По был Глинский иеромонах Иродион 14 . В начале ХХ века Троицкую миссию Туркестанской епархии возглавлял Глинский игумен Порфирий 15 . Таким образом, влияние Глинской пустыни распространилось не только по всей России, но и далеко за ее пределами. И не случайно известный исследователь истории Курской епархии архимандрит Анатолий (Ключаров) назвал Глинскую пустынь «рассадником пустынножительства» 16 . Безусловно, высота нравственного строя Глинской пустыни не могла не привлекать внимание исследователей, и в дореволюционный период был опубликован целый ряд книг об этой обители. Все они свидетельствовали о том огромном нравственном влиянии, которое оказывала Глинская обитель на русский народ. Рассматривая старчество Глинской пустыни как неотъемлемую часть старческого делания на Руси, начатого преподобным Паисием Величковским , исследователи нередко сравнивают Глинскую пустынь с Оптиной, благодаря именно старческим традициям, связывающим эти обители 17 . Однако если история Оптиной пустыни освещена достаточно подробно, то этого нельзя сказать о Глинской. В существующих литературных источниках преимущественно раскрыта лишь история пустыни периода настоятельства игумена Филарета (1817–1841), а также конца XIX – начала ХХ века. Последний очерк о Глинской пустыни был опубликован еще в 1912 году 18 , но ведь пустынь жила и процветала духовными подвигами и до ее первого закрытия в 1922 году, и особенно в близкий нам период – 1942–1961 гг. До сих пор не было проведено полное исследование истории, духовной жизни, старческого делания, просветительной, благотворительной и патриотической деятельности обители с XVI в. до ее закрытия в 1961 г. Все это обусловливает высокую актуальность темы данной работы. Цель работы состояла в том, чтобы осветить историю Глинской пустыни и ее многогранную деятельность с момента возникновения обители и до наших дней; определить ее значение в истории Русской Церкви; раскрыть роль Глинской пустыни как центра духовного просвещения и возрождения старчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Закрыть itemscope itemtype="" > Незадачливый «серый кардинал» II Государственной думы Об иеромонахе Илиодоре (Труфанове) 19.11.2018 1672 Время на чтение 59 минут Другие публикации астраханской исследовательницы Яны Анатольевны Седовой о скандально известном церковном и общественном деятеле предреволюционной поры иеромонахе-расстриге Илиодоре (Сергее Михайловиче Труфанове): « Непонятая фигура »; « Детство и юность Илиодора (Труфанова) »; « Преподавательская и проповедническая деятельность иеромонаха Илиодора (Труфанова) »; « Царицынское стояние» иеромонаха Илиодора (Труфанова) . « Вклад иеромонаха Илиодора (Труфанова) в создание Почаевского отдела Союза русского народа» . В начале 1907 г. перед почаевским отделом «Союза русского народа» встала важнейшая задача - участие в выборах депутатов от Волынской губернии в Государственную думу II созыва. Первые выборы, состоявшиеся в 1906 году вышли, как и во всей Империи, бестолковыми. Темные крестьяне-выборщики были оглушены потоками агитации, лившимися со всех сторон. На житомирских выборах правое духовенство постаралось собрать всех избирателей из простонародья на одной квартире, чтобы изолировать от левых агитаторов и настроить на консервативный лад. Позднейшие жалобы, поданные в Думу на волынские выборы, уверяли, «что крестьян держали взаперти и с них сняли клятву». С другой стороны, левые всячески пытались противостоять попыткам изоляции крестьян: «выборщиков встречали еще на Бердичеве и старались их растянуть в разные концы города, не допускали собраться на одну квартиру, обещали по 50 руб. за измену». По уверениям «Почаевских известий», агитаторы радикального лагеря - прибывший из Киевской губ. С.Т. Таран, Теслюк и учитель семинарии Тиховский - «мучили народ трое суток подряд, так что некоторые крестьяне дошли до умопомрачения» . В Западном крае выборы осложнялись национальным вопросом. Представители каждой народности желали провести в Думу своих соплеменников. Шел торг. В Минске поляки откровенно заявили русским, предлагавшим соглашение, что не дадут им «hi еднего кшесла» . Ошиблись только в том, что одно кресло русским все же следовало дать согласно закону. Остальными восемью представителями чисто русской губернии оказались 7 поляков и 1 еврей.

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

Человек Все рубрики Дарья Шебалкина А ты никогда не думала о церковном пении? На семинаре по детской литературе случился у нас с подругой следующий разговор. -Дашка, а ты никогда не думала о церковном пении? Говорят, это хорошо ставит голос. -Ну что ты, Лен, я ж в рок-студии занимаюсь, тебе не кажется такое совмещение слишком экзотичным? Да и вообще, куда мне даже пытаться с моими вокальными данными! (Мама внушила, что много петь мне нельзя, и это подтверждалось практикой: голосок садился почти сразу.) Иеромонах Анатолий (Берестов) " Во мне давно жила мысль, что я буду и врачом, и священником " Здесь каждую неделю кто-нибудь умирает. Одни — так и не дождавшись решающей операции, другие — после нее, третьи – прямо на операционном столе... Каждая удачная операция — победа, еще одна спасенная человеческая жизнь. Мы беседуем с настоятелем домового храма преп. Серафима Саровского при Институте трансплантологии и искусственных органов иеромонахом Анатолием (Берестовым), доктором медицинских наук. Ирина Беляева Но всё же, но всё же прими меня, Боже… Последним толчком в сторону православия для меня оказались слова Юрия Шевчука. С двенадцати лет я стала слушать группу " ДДТ " , которая мне очень понравилась. Можно даже сказать, что я стала фанаткой: старалась скупить все альбомы, выискивала статьи в журналах и газетах, ходила на концерты. Для меня тогда слова Шевчука были чуть ли не истиной в последней инстанции: он не мог врать, если он говорит что-то, значит, так оно и есть. А ты никогда не думала о церковном пении? На семинаре по детской литературе случился у нас с подругой следующий разговор. -Дашка, а ты никогда не думала о церковном пении? Говорят, это хорошо ставит голос. -Ну что ты, Лен, я ж в рок-студии занимаюсь, тебе не кажется такое совмещение слишком экзотичным? Да и вообще, куда мне даже пытаться с моими вокальными данными! (Мама внушила, что много петь мне нельзя, и это подтверждалось практикой: голосок садился почти сразу.) Дарья Шебалкина " Во мне давно жила мысль, что я буду и врачом, и священником " Здесь каждую неделю кто-нибудь умирает. Одни — так и не дождавшись решающей операции, другие — после нее, третьи – прямо на операционном столе... Каждая удачная операция — победа, еще одна спасенная человеческая жизнь. Мы беседуем с настоятелем домового храма преп. Серафима Саровского при Институте трансплантологии и искусственных органов иеромонахом Анатолием (Берестовым), доктором медицинских наук. Иеромонах Анатолий (Берестов)

http://pravmir.ru/category/chelovek/page...

На докладе Учреждённого Собора о желании иеромонаха Филарета отправиться в Москву для пользования своего расстроенного здоровья и ослабленного зрения сроком на три месяца резолюцию Его Высокопреосвященства 28 марта 1840 г. предписано: «1) Что зрение иеромонаха Филарета очень хорошо, что доказывается довольно длинным прошением и еще более весьма длинным, на многих листах, недавно данным Собору объяснением, которые писаны собственною его рукою. Посему находя, что причина его прошения есть ложная, и приемля в соображение, что он недавно был в продолжительной своевольной отлучке, не могу разрешить увольнения его в Москву по опасению, чтобы он не закоснел в привычке жить между мирскими людьми. Если же и находит уважительные причины быть в Москве, может искать переведения в один из московских монастырей, которого настоятель принять его согласится. 2) Из прошения иеромонаха Филарета с прискорбием вижу, как он сам себя обличает в долговременном удалении от священнослужения, ибо признается, что 6 ноября 1837 года от Собора дан был указ о вступлении его в священнослужение, из чего очевидно, что он пред сим долго не служил и после сего указа, как сам признается, не служил до 13 августа 1838 г., и в прошедшем году по случаю самовольного проживания в Москве также долго не исполнял священно-служительной должности по Лавре. Посему поручить больничному настоятелю и духовнику сделать ему увещание, чтобы потщился умиротворить свою душу прилежным исполнении- —295— ем священно-монашеских обязанностей, а Собору напоминается не делать послабления нерадения, к искушению и соблазну немощных» 942 . Больничный строитель, Архимандрит Паисий и духовник иеромонах Анатолий донесли рапортом Учреждённому собору 7 мая, что на их увещание, сделанное по резолюции Его Высокопреосвященства, иеромонах Филарет сделал отзыв, что за неполучением от Лавры денежного удовлетворения совершать службу Божию не может. В Учреждённый же Собор иеромонах Филарет подал объявление , что резолюцию Его Высокопреосвященства от 28 марта слышал и таковым решением его весьма недоволен, поскольку Его Высокопреосвященство изволит делать такие заключения к несносной его, иеромонаха, обиде и совершенному разорению, от несправедливого доклада Учреждённого Собора по злонамеренному действию Наместника.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С. Девятова Скачать epub pdf Иеромонах Пимен   (†1967) В книге «На земле мы только учимся жить» протоиерей Валентин Бирюков рассказывает  о старце иеромонахе Пимене, удостоившемся Даров Святого Духа: дара исцеления и прозорливости, за смиренное несение болезни. Приводим рассказ протоиерея Валентина с небольшими сокращениями.             Из воспоминаний протоиерея Валентина Бирюкова о прозорливом старце:  «Незабываемой стала встреча с иеромонахом Пименом, который служил в городе Алейске Алтайского края после долгих лет ссылки на Колыму. Услышал я о нем в декабре 1965 года от женщины, которую встретил в Барнауле, в доме у Клавдии Устюжаниной, к которой я приезжал узнать о случившемся с ней чуде исцеления. Спросил у нее адрес этого священника да прямо и поехал к о. Пимену в Алейск... Пришел к нему на квартиру. Выходит келейница батюшки, Мария Яковлевна, старушка-монашка: «Батюшка, гость к нам приехал...» – «Знаю, матушка, знаю», – отвечает он.            Смотрю – идет худенький священник лет 50, бородка наполовину седая. Подходит ко мне, снимает пальто, берет меня под локоток: «Пойдем. Будем водосвятный молебен служить. Сейчас мать приедет, у нее сын Анатолий как пришел из армии, так два месяца в больнице пролежал. Но не помогла ему больница ничем. Святой водички ему надо». А сам готовит все для молебна – стоит ждет. Ну, я думал, они уже договоренные с той женщиной, которую мы ждали. Наконец она приходит: «Батюшка! Можно вас попросить...» – «Ну, давай, давай, мать, раздевайся, бидон давай сюда... Вода уже налита, все приготовлено». Сотворили водосвятный молебен. Отец Пимен сам попил святой водички, мне дал, пришедшей к нему женщине в бидон вылил воду. «Батюшка! Когда еще приходить?» – «Никогда! Сын твой духовно больной, но сейчас ему уже получше. Пусть по ложечке или по полстаканчика святой водички пьет натощак, молитвы читает – вот и поправится. Будет работать, хорошая работа у него будет, он у тебя молодец».              Я же – за той женщиной. Спрашиваю: «Вы уже были сегодня у батюшки?» – «Нет. Никогда прежде не была! В первый раз пришла». Я сразу понял: правду говорили мне, что он прозорливец, иеромонах Пимен. Только скорей, скорей отхожу от той женщины. Думаю: «Сейчас батюшка меня увидит, неудобно будет, что такой я любопытный». Тут батюшка идет, сразу ко мне: «Ну вот, теперь будешь знать...» Я покраснел до пяток. Как он узнал, что я полюбопытствовал у этой женщины?.. «Ну, ничего, пойдем...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь Сергея Труфанова после лишения сана Приключения о.Илиодора (Труфанова). Часть 22-я, заключительная 03.08.2021 1688 Время на чтение 87 минут Другие публикации астраханской исследовательницы Яны Анатольевны Седовой о скандально известном церковном и общественном деятеле предреволюционной поры иеромонахе-расстриге Илиодоре (Сергее Михайловиче Труфанове): « Непонятая фигура »; « Детство и юность Илиодора (Труфанова) »; « Преподавательская и проповедническая деятельность иеромонаха Илиодора (Труфанова) »; « Царицынское стояние» иеромонаха Илиодора (Труфанова) ; « Вклад иеромонаха Илиодора (Труфанова) в создание Почаевского отдела Союза русского народа» ; « Незадачливый «серый кардинал» II Государственной думы »; « Иеромонах Илиодор на IV Всероссийском съезде Объединенного русского народа »; «Изгнание иеромонаха Илиодора из Почаева» , « К онфликт полицмейстера Бочарова и иеромонаха Илиодора »; « Конфликт епископа Гермогена (Долганева) и губернатора гр.С.С.Татищева »; « О скорейшем переводе названного иеромонаха из Саратовской епархии.. .», «Отстаивая о.Илиодора, преосв. Гермоген отстаивал независимость Церкви…» ; « Отец, а не обвинитель… »; «Единственная встреча» ; «Скандальное паломничество иеромонаха Илиодора в Вольск» ; « О.Илиодор Труфанов с паствой в Сарове (июль 1911 г.) »; « Хулидоры скандальничающего инока »; « Конфликт о. Илиодора Труфанова и полицмейстера В.В.Василевского »; « Иеромонах Илиодор и Григорий Распутин »; « Илиодоровы катакомбы »; « Дело епископа Гермогена »; «Иеромонах Илиодор во Флорищевой пустыни» ; « Отречение иеромонаха Илиодора от Православия ». После лишения сана о.Илиодор стал Сергеем. Или, как его ласково именует в одной из книг В.С.Пикуль, «Серёгой». Жизнь продолжалась. Прежде всего, он намеревался отдохнуть на родине, «быть может, месяц, быть может, год, а то и больше» . Затем уехать за границу и издать там книгу о Распутине. Словом, следовать плану, изложенному в мартовском письме Кондурушкину. 25 декабря 1912 г. Сергей и Аполлон Труфановы приехали на ст.Глубокую и остановились в хуторе Иванкове, смежном с нею, где служил священником их старший брат о.Феофан. Сюда прибыло посольство от бывшей царицынской паствы – А.А.Жуков и Д.М.Романенков, – получившее от Сергея некоторые сведения о его дальнейших планах.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/03/...

— Кто там? — спросит небесный привратник. — Ваш, — ответит душа моя, — около вас на земле жил я, питаясь от крох, падавших со стола господий моих. Неужели ж не признают меня тогда за своего Оптинские небожители?.. 4 марта «Спиритуалист-догматик». Не успел я напиться чаю, как прислуга мне доложила: — Вас какой-то господин спрашивает. — Какой господин? — Не знаю. Он сказывает, что его к вам прислал отец Анатолий. Он желает лично вас видеть. — Где он? — На кухне. О. Анатолий, иеромонах нашей Пустыни, был последние годы жизни старца о. Амвросия его келейником. Теперь он старчествует сам как один из духовников обители и, по вере народной, как законный и естественный преемник старческой благодати почившего великого Оптинского Старца. Очень не хотелось мне принимать этого незнакомого господина, но упоминание имени о. Анатолия заставило меня пойти к нему и узнать, чем я могу быть ему полезным. Я вышел в кухню. У притолоки входной двери в кухню, смотрю, стоит какой-то средних лет человек. Одет по-городскому, довольно прилично, хотя и не совсем опрятно: крахмальный стоячий воротник более чем сомнительной свежести; яркий цветной галстук, грязноватый, но не без претензии на щеголеватость; довольно поношенное пальто; в руках шапка под барашек… Лицо как будто нерусское; худощавый, скорее худой; под нижней губой тощая рыжеватенькая бороденка с полубачками на щеках; глазки небольшие, востренькие, беспокойные — так и бегают во все стороны, избегая взгляда собеседника. Общий вид «господина» — не то лакея, не то разъездного приказчика, что на еврейско-русском жаргоне кличут теперь «вояжерами». — Что вам угодно? — спрашиваю. — Меня к вам прислал о. Анатолий. Не можете ли вы мне помочь в одном деле? Я подумал было — проситель пособия на выезд из Оптиной. Потянулся в карман за кошельком. Он заметил мое движение… — Нетс, не тос: я в деньгах нужды не имеюс, — заявил мне незнакомец, — я нуждаюсь в вашей помощи совсем для другого. — Для чего же именно? Он оглянулся на народ в кухне, как бы стесняясь при нем говорить, а затем, как в воду кинулся, выпалил в упор всей компании:

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Когда некоторые из духовных дочерей его спрашивали, к кому благословит он обращаться после его кончины, он одним указывал на о. Амвросия, другим на своего иеромонаха Илариона. Первый долго болел и сначала об его духовных дарованиях знали немногие посторонние лица. Посетители же о. Макария, встречая постоянно, около 20 лет, келейником при нем о. Илариона, по большей части, стали, по кончине о. Макария, относиться к о. Илариону, как к старцу. ( " Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита " .). Часть 3 О позднейшем скитоначальнике иеромонахе Иларионе известно, как о верном и опытном в духовной жизни ученике старца Макария. По кончине последнего он был духовным отцом Киреевской и был ею очень почитаем. Когда в 1874 г. о. Иларион скончался, начальником скита стал молодой еще иеромонах Анатолий (Зерцалов), учившийся в калужской духовной семинарии, ученик старцев Макария и Амвросия. Он — по словам прот. Четверикова — говорил о себе, что двадцать лет молил Бога дать ему простоту, и, наконец, вымолил ее. " Его " , пишет о. Четвериков, " считают опытным делателем Иисусовой молитвы. Когда впоследствии старцем Амвросием была устроена Казанская Шамординская женская община, о. Анатолий стал ближайшим помощником старца в деле устроения этой обители и в духовном руководительстве сестер. Имеются в печати его письма к монахиням, проникнутые особенным, восторженным, каким-то " пасхальным " одушевлением, и в этих письмах он постоянно напоминает о необходимости неустанной внутренней Иисусовой молитвы и указывает, как можно научиться и преуспеть в этой молитве. Будучи весьма скромным, он обладал чувством высокого личного достоинства и во всяком обществе умел быть одинаково общительным, занимательным и учительным. Шамординские сестры сохранили о нем самое светлое воспоминание, как о своем мудром и любвеобильном старце. Со старцем Амвросием у него всегда были самые искренние и близкие сыновние духовные отношения " . Отец Анатолий скончался в январе 1894 г. Старец иеросхимонах Амвросий (Гренков) был сыном причетника тамбовской епархии; род.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Видя духовное возрастание о. Анатолия, о. Амвросий выпросил его сначала к себе в помощники, потом в благочинные скита. Это назначение последовало скоро по посвящении о. Анатолия во иеромонахи и, наконец, по просьбе о. Амвросия, о. Анатолий был назначен скитоначальником (1874). Будучи таковым, он входил во все нужды скитской братии и заботился о благосостоянии каждого. Все эти назначения о. Анатолий принимал из послушания своему старцу и нес их смиренно и трудолюбиво. Здесь мы приведем случай, отмеченный Нилусом в его оптинском дневнике, озаглавленном «На берегу Божьей Реки» (изданным в 1916 г. в Тр.-Серг. Лавре). Случай указывает на духовную бдительность, требуемую от скитоначальника. «11-го мая. Заходил сегодня к старцу о. Иосифу, и не дозвонился. Должно быть, пришел слишком рано, и келейники старца отдыхали послеобеденным сном. Подергал я раза три за ручку дверного колокольчика, подождал, прислушался к тишине внутри кельи батюшки… Никто не отозвался на мой звонок. Я уже собрался уходить, как, вдруг, взгляд мой остановился на изречениях подвижников духа, развешанных по стенам первой прихожей кельи старца. Стал читать и, к немалому для себя и даже, – не скрою, соблазну, прочел написанные четким полууставом слова: «Егда внидеши к старцу, то удержи сердце свое от соблазна. Аще даже узриши старца твоего и в блуд впадша, не ими веры и очесам твоим». Дословно ли так я записал эти смутившие меня слова, я не могу поручиться; за точность смысла ручаюсь. И было мне это изречение в соблазн немалый. Хотел я позвониться к отцу своему духовному и старцу Варсонофию, но поопасался потревожить и его послеобеденный отдых. Так и ушел из скита с соблазном в сердце. Хорош тот старец, которого глаза мои застигнут на блудодеянии!.. Очень удобное изречение для ханжей и лицемеров!.. И как только оно могло приютиться в таком месте, как келья наших чистых от всяких подозрений и праведных старцев? Горько мне было …И вдруг я вспомнил… Было это в прошлом октябре. На день памяти одного из великих ветхозаветных пророков были именины одного из старых, почитаемых скитских монахов, сподвижкика и помощника великого старца Амвросия по постройке Шамординского монастыря, отца Иоиля. Я был приглашен на чай к этому хранителю Оптинских преданий. Собралось нас в чистенькой и уютной келье именинника человек шесть монахов да я, мирской любитель их и почитатель. За весело кипящим самоварчиком, попивая чаек с медком от скитских пчелок, повели старцы, убеленные сединами, умудренные духовным опытом, свои тихие, исполненные премудрости и ведения, монашеские беседы…

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

4 августа 1911 года иеромонах Анатолий был удостоен степени магистра богословия за сочинение «Исторический очерк сирий­ского монашества до половины VI века». По отзывам рецензентов, этот труд, касаясь мало разработанной в церковно-исторической науке области, отличается неоспоримыми достоинствами. Чтобы собрать исторические сведения о подвижниках и киновиях Сирии на протяжении почти четырех веков, автору пришлось употребить огромные усилия на поиск и изучение документов. Осведомлен­ность его настолько широка, что всякий, кто захотел бы работать после него в области истории сирийского монашества, мог бы довериться результатам его труда совершенно. О труде иеромонаха Анатолия по истории сирийского мона­шества один из рецензентов писал: «Основательное знакомство с первоисточниками и обширной литературой по данному вопросу, глубокое проникновение в дух сирийского отшельничества, яс­ность мысли и колоритность языка отличают труд автора и делают его ценным вкладом в литературу этого предмета» . 29 августа 1911 года отец Анатолий был возведен в сан архи­мандрита. Осенью того же года Комиссия по присуждению пре­мий митрополита Макария (Булгакова) рассмотрела труды настав­ников академии, напечатанные в академическом журнале за 1910 год. Были рассмотрены сочинение отца Анатолия «Историчес­кий очерк сирийского монашества до половины VI века» и его статьи «Памяти профессора В.В. Болотова (по поводу 10-летия со дня смерти)», «Профессор Амфиан Степанович Лебедев», и была присуждена премия имени митрополита Макария. В октябре 1911 года состоялось заседание совета Киевской Ду­ховной академии, на котором было заслушано заявление профес­сора протоиерея Ф. Титова. «Я считаю своим долгом, – сказал он, – как представитель церковно-исторической науки в акаде­мии, указать на доцента архимандрита Анатолия как именно на такого доцента, который вполне заслуживал бы удостоения его званием экстраординарного профессора. Архимандрит Анатолий служит в академии уже семь лет. Он всем известен как отличный преподаватель и руководитель студентов в занятиях их церковно-исторической наукой. Наконец, всем членам совета, без сомне­ния, известно то крайне стесненное материальное положение, в каком он находится, получая содержание, присвоенное должнос­ти доцента академии» .

http://fond.ru/kalendar/62/anatoliy/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010