11,12 Как и в следующем разделе, здесь фокус перемещается с деяний Божьих (как в ст. 7,8) на наше приобщение во всем ко Христу. В этих текстах частично повторяется мысль о том, что уверенность, залогом которой является наше единение со Христом, переданная нам через Божественную благодать, побуждает все сущее воздавать хвалу Богу (ср.: ст. 6а). Этот акцент на предопределении не сводит на нет реальность собственного выбора человека и его ответственности, что становится ясным и в дальнейшем, по ходу послания, но вселяет в нас уверенность в могучую силу Бога и Его замысла по отношению к верующему (см.: Carson). Это было крайне важно для жителей Эфеса и близлежащих районов, которые проявляли особый страх перед другими силами во Вселенной (см.: Arnold). Большинство переводчиков (в частности NJB) и комментаторов усматривают в ст. 12 свидетельство о разделении христиан иудейского происхождения (нам, которые ранее уповали на Христа) и христиан из язычников (вы, 13), которые пришли к вере позднее. Но мы в ст. 3–10 относится ко всем верующим (не только к евреям), и здесь тот же самый случай. Вероятно, правильнее было бы передать ст. 12 следующим образом: «чтобы [мы] первыми возложив надежду на Христа, могли потом [т. е. в последнем испытании] побудить восхвалять Его и других». 13,14 Последний раздел проливает свет на участие читателей во всем происходящем (раскрывает тему «вы»). Во Христе они обрели печать народа Божьего (см., напр.: Иез. 9:4–6 и Отк. 7:1–8 о запечатлении народа Божьего), которая отмечает их не более, чем тех, кто получил обетованный дар Святого Духа. Как в Деян. 2 , обетование, о котором идет речь, в принципе то, что и у Иоил. 2:28,29 , но уже в свете христианской веры. Через этот дар они получили мудрость и просвещение, позволившее им познать назначение Благой вести (1:17–20; ср.: 3:5); внутренне укрепиться в Евангелии (3:16; ср.: 6:17); получить доступ к Богу и пребывать в Нем и во Христе (2:18,22; 3:16,17); приобщиться к истокам обетованного вселенского единства (4:3,4); проникнуться мыслью о необходимости вести благочестивую жизнь и поклоняться с благодарением Богу (4:30; 5:18–20) и получать помощь в молитве (6:18).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

18:6–9 Камни преткновения (ср.: Мк. 9:42–48 ; Лк. 17:1,2 ). Эти стихи связаны между собой греческим словом skandalon («камень преткновения») и производным от него глаголом skandalizo («споткнуться», «запнуться»). N1V передает это как «соблазнить», «побудить ко греху». Все, что стоит на пути последователей Иисуса, становится причиной падения (соблазном); недоброе слово или холодный прием – не менее чем все другое, вводящее в грех. Эти камни преткновения могут быть положены другими (6,7) или самим человеком (8,9); и то и другое одинаково серьезно. Мы ответственны как за свое собственное духовное здоровье (отсюда яркая картина, данная в ст. 8,9, взывающая к неотложным и решительным мерам; ср.: 5:29,30), так и за здоровье своих ближних, а потому лучше быстро утонуть в пучине морской, чем заслужить судьбу того, кто соблазнит одного из малых сих. Это последнее выражение относится в первую очередь не к детям, а к ученикам в целом, которые уподобились «малым». Рассматривать друг друга как малых, а потому уязвимых, означает принять на себя пастырскую ответственность за них, как объясняется в ст. 10–20. 18:10–14 Пастырская забота (ср.: Лк. 15:3–7 ). Притча о заблудшей овце показывает пастырскую заботу Бога: нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих (14). Но в ст. 10 говорится, что это пример для подражания и нам, пример того, как мы должны заботиться о друг о друге, о малых сих. Презрительное отношение к менее успешным в жизни и тем самым пренебрежение своими пастырскими обязанностями, противоречит по духу той заботе, которую проявляет о них Бог. В притче, которую приводит Лука, овца уже «потерялась»; здесь же акцент делается не на благовестии «внешним», а на пастырской заботе о своих – учениках, которые находятся в опасности. Примечание. 10 Представление о том, что каждый имеет ангела–хранителя на небесах, встречается только в этом месте в Библии, хотя в других местах ангелы представляют народы ( Дан. 10; 12:1 ) и церкви ( Отк. 1:20 ). 18:15–20 «Если же согрешит брат твой». В этих стихах объясняется, почему принцип, изложенный в ст. 10–14, должен воплощаться в жизнь. Поучения обращены к тому, кто знает о грехе ближнего и принимает на себя ответственность (как требует того сказанное в 10–14) воздействовать на него должным образом. Слова против тебя в ст. 15, по всей видимости, являются более поздней, довольно неудачной вставкой. Реакция на личную обиду рассматривается более подробно в ст. 21–35, где речь идет об опасности, в которой находится брат, а не о воздействии его греха на ближнего.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В ст. 8 Осия говорит о жертвенниках и высотах, где эти жертвенники устанавливались. Они будут истреблены, на их месте вырастут тернии и волчцы. Вопль народа, обращенный к горам в страхе перед наказанием, можно найти в Лк. 23:30 и Отк. 6:16 (ср.: Ис. 2:10,19–21 ). В ст. 9 упоминается Гива (ср.: 9:9). Злодеяния жителей Гивы привели к гражданской войне, и тогда гибель грозила почти всему колену Вениаминову. На сей раз приговор Божий приведут в исполнение другие народы. Упоминание двойного преступления относится к грехам идолослужения и упования на военную мощь других стран, а не на Бога. 10:11–15 Пахота, посев и брань: символика суда В ст. 11 – 15 перед нами открывается широкая панорама земледелия, которая затем переходит в батальную сцену в конце ст. 13. Ефрем – обученная телица, привычная к молотьбе, то есть привыкшая тянуть молотило по снопам. Это была сравнительно легкая работа, и молотящему животному не заграждали рта. Следующая картина менее приятна: для совершения пахоты, труда более тяжелого, животное преклонялось под ярмо. Этот образ, видимо, надо понимать как средство дисциплинирования, а не как кару. В любом случае ярмо использовалось с целью понуждения к полезной деятельности. Пророк призывает готовить почву для новой жизни (сейте… в правду, распахивайте… новину) и пожинать добрый урожай крепкой любви (ср.: 6:4,6). В прошлом они сеяли и пожинали недоброе (13а; ср.: 8:7). Пророк приступает к интерпретации земледельческой метафоры. Израиль был самонадеян, полагался на физическую силу. По этой причине они потерпят такое же сокрушительное поражение, какое потерпел Бет–Арбел от рук Салмана. Бет–Арбел, как полагают, – место близ Галилейского озера или город к востоку от Иордана. Под Салманом, возможно, имеется в виду царь Салманассар III или V (858–824 и 726–722 гг. до н. э. соответственно; 4Цар. 17:3; 18:9 ) или моавитский царь Саламану (ср.: Ам. 1:3,13 ). Мы не знаем в точности, на какие события здесь ссылается пророк, но судя по этому отрывку, они были в высшей степени бесчеловечными и ужасными. Вефиль упомянут, наверное, потому, что здесь находилось главное капище Израиля (кроме того, здесь игра слов с Бет–Арбелом). В 722 г. до н. э. царь Израиля был разбит, а все его потомство уничтожено.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В ст. За говорится о жажде богопознания, то есть единения с Богом в любви. Народ стремится вновь найти путь к Богу и обрести личную, интимную связь с Ним. Это смелая метафора, поскольку, когда говорится, что кто–то «познает» жену, обычно имеется в виду половое общение. Тем не менее Осия и другие библейские писатели использовали понятие супружества в качестве метафоры для изображения глубоко личных и исключительных отношений с Богом ( Ис. 62:5 ; Отк. 21:2 ). Бог надежен и светел, как солнце, и несет благословение, как сезонные ливни, от которых зависит сама жизнь Израиля. В Палестине больше всего осадков выпадает в период с первой декады декабря до первой декады марта. Зимние (или ранние) дожди наблюдаются в начале этого цикла – осенью, они увлажняют землю для посевных работ. Весенние дожди (другое название – «поздние») обильно орошают землю с марта по апрель, укрепляя урожай. Лето здесь совершенно сухое, поэтому дождей ожидают с нетерпением и почитают их за великое благословение. В ст. 4–6 Бог говорит, что благочестие народа не глубоко и не твердо, что любовь их как утренний туман и как роса, исчезающая с началом дня (см. коммент. к 2:21; ср.: 4:1; 10:12). Вот почему приходят посланцы Божьи с обличающим пророческим словом, дабы вывести народный грех на свет и призвать Израиль к покаянию. Если же покаяния не наступает, появляется необходимость в провозвестии судов. Когда пророк говорит «во имя Господне», провозглашенный суд исполняется (ср.: Быт. 1:3 ; Пс. 32:4–9 ; Ис. 55:10–11 ). Милость (6), то есть любовь и милосердие, для Бога ценнее всех жертв. Бог неизменен в любви, которую Он проявляет в завете с Израилем. И от Своего народа Он ждет такой же любви, неизменной и истинной. Бог желает не обрядов, жертв и всесожжении, а искренней и глубокой личной привязанности к Себе. Важное значение этого стиха подчеркивается ссылками на него в Мф. 9:13 и 12:7 (ср.: Мк. 12:33 ). 6:7–11а Израиль нарушил завет, Иуда тоже Здесь описывается ужасающее поведение народа, который заключил завет с Богом. Возможно, имя Адам указывает на первого человека и его противление ясно выраженному повелению Бога, однако слово завет впервые встречается только при описании событий, связанных с Ноем ( Быт. 6:18 ). Многие комментаторы относят слова «подобно Адаму» к географическому месту (упомянутому в Нав. 3:16 ), где воды Иордана некогда остановились и позволили народу Израиля перейти в обетованную землю. Если это толкование верно, то Адам, город в Галааде на пути в Сихем, превратился теперь в место обитания жестоких разбойников (8–9). Нам ничего не известно о каких–то особых кровопролитиях, которые совершались в этом месте, если не считать заговора Факея и пятидесяти человек галаадитян против царя Факии ( 4Цар. 15:25 ). Вероятно, в подобных делах принимали участие и священники (9; ср.: 4Цар. 11 , где священник Иодай сыграл большую роль в заговоре). В ст. 10 подводится итог сказанному в понятиях, уже знакомых нам («блудодеяние», «осквернился»).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

4–6 Грех и его последствия: свидетельство Давида. В мире (5), то есть связан договором о дружбе. Без причины (5) может означать: «я действительно спасал его без всяких условий, сознавая его враждебное отношение ко мне». Давид не воздает злом за зло, напротив, отвечает добром за причиненное зло (ср.: Мф. 5:43–48 ; Рим. 12:17–21 ). В то время как Саул замышлял убить Давида, тот продолжал преданно служить сумасшедшему царю, в том числе и своим музыкальным даром ( 1Цар. 18:10–13; 19:9 ; 1Цар. 20:1; 24:10,17; 26:18,23 ). Славу мою повергнет в прах (6) – опорочит мое доброе имя в глазах других. 7–9а Бог – Судия праведный: последний суд. Выражение сонм людей (8) (множество людей) указывает на то, что речь идет об окончательном суде. Господь может милостиво игнорировать наши земные прегрешения, но все дела подлежат окончательному суду. Однако Давид настолько убежден в своей невиновности, что просит вынести ему приговор заранее! 9б–10 Чистая совесть пред Богом. Правда, то есть праведность, не есть совершенная безгрешность, здесь скорее слышен умоляющий крик: «не виновен». Непорочность (9), то есть праведность – это общее состояние духа; ср. сердца и утробы (10), указывающие на соответствующие мысли, представления, чувства и действия. 11–14 Бог – Судия праведный: Спаситель и Судия. Выражение «щит мой в Боге» означает, что Бог – мой защитник и спаситель. Обращается (13) – синоним понятия «приходит к покаянию, кается». Покаяние перед Таким Богом (10, 12) отвращает наказание. 15–17 Грех и его последствия: неизбежность воздаяния за грех . Ст. 15 начинается с междометия «вот», то есть «посмотри, как это бывает»; указание на неразрывную связь греха и расплаты за него. 18 Благодарность и хвала Господу. Чистая совесть позволяет Давиду с уверенностью смотреть в будущее. Примечание. Заголовок. Плачевная песнь – см. об этом во «Вступлении» к данным Комментариям. Псалом 8. Бог избрал слабое и незначительное Если ст. 2в–3 вывести за скобки, то оставшиеся представляют собой прекрасную поэму с четко организованной структурой, выявляющей ее тему. Вводное и завершающее восклицания («Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!») скрепляют между собой две строфы одинаковой длины, в которых возвеличивается Бог, снизошедший до избрания человека, наделивший его славою (4–6) и даровавший ему власть над всем сотворенным Им (7–9). Здесь Новый Завет усматривает образ Господа Иисуса Христа, Владыку мира ( Еф. 1:22 ; Евр. 2:5–9 ) и Его грядущую славу ( 1Кор. 15:27 ), когда Он придет разделить власть с искупленным Им народом ( Отк. 5:9, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

7:4 . Поскольку это полное число рабов Божьих (7:3), праведных (1:1; 2:20; 22:6), то 144 тыс. и этническое предназначение может иносказательно указывать на истинных последователей Израиля Божьего(последователей Иисуса; ср.: 2:9; 3:9; 21:2,14). Независимо от того, буквальное это число или символическое, здесь видно отчетливое указание на ветхозаветную и общую иудейскую концепцию восстановления Израиля, которая преподносится, как обычно, с позиций восстановления верного остатка из двенадцати израильских колен. 7:5–8. В традиционном понимании иудаизма двенадцать колен все вместе унаследуют землю ( Иез. 48 ). Но для сохранения числа двенадцать, даже считая Иосифа и Манассию (колено Иосифа обычно подразделялось на две части, представленные его сыновьями Манассией и Ефремом) и не упоминая колена Левия, нужно было опустить одно из колен, в данном случае – Дана, первого в списке у Иезекииля (48:1). (Иудейские комментаторы уже во II в. н. э. связывали колено Дана с идолопоклонством, но никаких специальных свидетельств по поводу того, что именно поэтому Дан исключен из списка, не приводится. Грехи Дана [ Суд. 18:30 ; 3Цар. 12:29 ; Ам. 8:14 ; ср.: Книга Юбилеев 44:28,29] -это не только те, что отмечены в Ветхом Завете и которые заставили сравнивать Дана со «змеем на дороге» [ Быт. 49:16,17 ] – тоже слишком далекая ассоциация здесь.) Факт исключения Дана из списка подчеркивает символический смысл, который Иоанн придает всему отрывку; возможно, это нужно, чтобы показать опасность отступничества даже среди народа Божьего (ср.: Ин. 6:70; 1 Ин.). Последовательность колен сама по себе, вероятно, не имеет значения: в Ветхом Завете она существенно варьируется. Эти двенадцать племен в I в. уже не существовали как самостоятельные этнические общности; за малым исключением, предками признавались только Иуда, Вениамин и Левий, а ныне даже большинство из этих различий перестают быть определенными. Точное число – двенадцать – для каждого колена служит ещеодним указанием на символический характер этого отрывка: в еврейских текстах эта цифра обозначала число Божьего народа (напр., в Свитках Мертвого моря) и 144 000 ­­ 12 х 12 х 10 х 10 х 10. Символика чисел для еврейского мышления была особенно важна в свете грядущего. (Некоторые нумерологические курьезы нашли свое отражение в художественной литературе, напр., семь дев, которые прислуживали Асенефе, все родились в ту же ночь, что и она; но символические тексты были характерны и для апокалиптических произведений; см., в частности, коммент. о временах к Отк. 12 .)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Примечания. 3 Прежде всего знайте: практически дословное повторение фразы из 1:20. Наглые ругатели – это выражение в сочетании с их «злыми помыслами» («похотями») позволяет полагать, что оно относится к лжеучителям из гл. 2, воспоминания о которых еще свежи в памяти. Потворствующие своим похотям всегда пытаются осмеять любые стремления к благородной жизни. 4 Отцы. Возможно, это относится к руководителям раннехристианской церкви, таким, как Стефан, Иаков, сын Заведеев, и др., или к первому поколению христиан, которые умерли между 30 и 60 гг. Павел пишет о той же проблеме в 1Фес. 4:13–18 , что служит аргументом не в пользу более поздней даты написания Послания. Однако упоминание потопа в ст. 5–7 показывает, что здесь скорее речь идет о ветхозаветных патриархах. 3:5– 7 Опасность неведения В действительности же, доводы «наглых ругателей» в ст. 4 ложные. Они намеренно забывают от том, что Бог вмешивался Своим судом во время потопа. Сегодняшнее стабильное состояние природы не является свидетельством, что так было всегда, «от начала творения». Бог снова может исполнить Свое обетование в надлежащее время. Примечания. 5 Словом Божиим (ср.: 1:3; Пс. 32:4 ; Ин. 1:3 ; Евр. 11:3 ). Из воды и водою: вода – один из главных элементов, из которых Бог образовал Землю ( Быт. 1:2 ) и который входит в ее состав и поныне. 6 Водою: очевидно это относится к потопу ( Быт. 6 – 9 ). 7 Нынешние небеса и земля противопоставляются новому небу и новой земле ( Отк. 21:1 ). Сберегаются: см. коммент. к 2:9. 3:8,9 Почему Бог медлит Обетования Божьи о последующем вмешательстве Бога в историю непреложны, и Он придет в установленное Им Самим время, во–первых, потому, что время находится в Его распоряжении, и, во–вторых, Он пред оставляет его людям, ожидая их покаяния. Примечание. 8 Не должно быть сокрыто: это противопоставляется забывчивости лжеучителей в ст. 5,6. У Господа…: цитата из Пс. 89:5 , которая указывает на то, что Бог вне времени, а потому не спешит свершить задуманное Им (ср.: Авв. 2:3 ). Этот стих приводится иногда как аргумент универсальности, хотя на самом деле он свидетельствует об обратном. Он показывает, что после Второго пришествия, которое откроет суд Божий, уже не будет больше возможности для покаяния. 3:10–13 Подтверждение факта Пришествия и его последствий

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Примечание. 14 «Ной, Даниил и Иов» названы как выдающиеся праведники, сохранившие свою чистоту среди окружающего нечестия. Что касается Даниила (см. также: 28:3), то есть предположение, что в данном случае речь идет о герое угаритской литературы. Многие комментаторы сходятся во мнении, что пророк Даниил, автор книги Ветхого Завета, еще в то время не обрел ореола героя веры. 21 «Четыре казни» – см.: Отк. 6:8 . 15:1–8 Иерусалим – бесплодная виноградная лоза Виноградная лоза в Ветхом Завете – плодоносящее и ценное растение и метафорически изображает Израиль, избранный народ Божий (ср.: Ис. 5 ). Здесь же говорится о непригодности древесины виноградной лозы. Тем более она не имеет никакой практической ценности после того, как обгорела. Жители Иерусалима уподобляются такой никчемной древесине. Мало хорошего было в них до осады города (в 597 г. до н. э.), и потом ничего не изменилось к лучшему. Наказание не всегда приводит к раскаянию. Единственный путь изменить образ действий – изменить свое сердце. 1–8 Бог спрашивает Иезекииля, есть ли польза от древесины виноградной лозы? Годится ли она на что–нибудь после того, как была предана огню (2–5)? Господь предупреждает, что с жителями Иерусалима произойдет то же, что с такой виноградной лозой. Они уже прошли через огонь, но их ожидает впереди еще одно огненное испытание «и узнают, что Я – Господь» (6–7). «И сделаю эту страну пустынею за то, что они вероломно поступали» (8). Примечания. 7 «Другой огонь пожрет их» – предсказание второй осады города. 16:1–63 Иерусалим подобен блудной жене Израиль предстает здесь в образе неверной жены, которая блудодействовала с египтянами, ассирийцами и вавилонянами. Она получит воздаяние от рук своих же любовников, которым сама давала подарки. На современный вкус картины крайнего бесстыдства слишком откровенны, но метафоры здесь совершенно точные. Израиль в процессе общения с соседними языческими народами легко шел на сближение с ними, усваивая их верования, религиозные обряды и культы. Его социальные контакты способствовали восприятию многих языческих идей, даже таких, как принесение в жертву детей и идолопоклонство (20, 21), а также гнусные обряды, включающие культовую проституцию. Половые акты включались в ритуальное служение не столько ради сексуального удовлетворения участников обряда, сколько были связаны с культом плодородия, с будущим урожаем и изобилием. Тем не менее похоть и блуд неизбежно присутствовали при отправлении культовых обрядов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

2:3,4 . Философы указывали на необходимость полного посвящения, чтобы стать настоящим философом. Они также сравнивали эту задачу с целью, которую ставят перед собой воины и спортсмены в военномсражении или в спортивном состязании. Военным даже не разрешалось вступать в брак во время прохождения службы (некоторые из них имели сожительниц по месту своего нахождения), и они должны были полностью посвятить себя службе в течение двадцати с лишним лет; только половина из них доживала до отставки. 2:5 . Философы часто сравнивали свою задачу с целью, которую стремились достичь спортсмены-атлеты, чья дисциплина и основательная подготовка вошли в поговорку. Атлеты давали обет подготовки к Олимпийским играм в течение десяти месяцев перед их началом. Победителя увенчивали гирляндой или венком; см. коммент, к 1Кор. 9:24,25 . 2:6. Как и во 2и 2:5, здесь внимание сосредоточено одновременно и на упорном труде, и на будущей награде; кто трудится для Бога, будет вознагражден вдень суда Божьего. (Некоторые комментаторы предположили, что во 2:4–6 Павел высказывает пожелание о том, чтобы служителей материально поддерживали только их общины, – по аналогии с тем, как многие философы получали поддержку только от своих «патронов. Но такая точка зрения не соответствует позиции Павла, ясно изложенной им в 1Кор. 9 , где он допускает оба варианта материальной поддержки.) 2:7 . Авторы обычно призывают своих читателей «рассуждать» (KJV, NASB), а следовательно, «разуметь» (ср.: Мф. 24:15 ; Отк. 13:18 ). 2:8 . Обращение к примерам было одним из главных приемов в древних нравственных увещеваниях, сентенциях. Павел здесь приводит в пример Иисуса, Который много испытал и получил вечную славу (ср.: 2:10–12). 2:9,10 . Павел приводит свой собственный пример, что также было обычной формой наставления, принятой у древних философов и моралистов (ср.: 2:8). 2:11–13. Хотя характер Бога непреложен, Его действия по отношению к человеку обусловлены его ответом на Божий призыв ( 2Пар. 15:2 ; Пс. 17:26–28 ). Верность Бога Своему завету не зависит от нарушения верности ему со стороны людей; но те, кто нарушает договор-завет с Ним, не обретут спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

    2:7. Использование водоносов для других целей делало их временно нечистыми; Иисус больше заботится о свадьбе Своих друзей, чем об обычном ритуале.     2:8. Роль «распорядителя пира» считалась почетной (Сир. 32:1,2); его первейшей обязанностью было распределять вино, следя за тем, чтобы излишества не омрачили веселья (что было особенно важно в еврейской среде). На греческих пирах гости сами выбирали человека, на которого возлагалась ответственность за развлечения и наблюдение за мерой разбавления вина; таким образом, некоторые наблюдатели могли обвинить распорядителя пира за то, что у хозяина преждевременно кончилось вино.     2:9,10. Вскоре после сбора винограда вино могло содержать некоторое количество алкоголя (тогда не было ни холодильных установок, ни герметической закупорки сосудов). Но уровень алкоголя не повышалиискусственным путем (перегонку не использовали); скорее, вино разбавляли водой, в пропорции две-три части воды на одну часть вина. На греческих пирах люди напивались из-за того, что вино разбавлялось меньше или в него добавлялись растительные токсины, но еврейские учителя не одобряли такой практики; маловероятно, что в Кане люди хотели напиться допьяна. Все же, как правило, гостям сначала выносилось лучшее вино, потому что в процессе семидневного свадебного пира, независимо от того, насколько пьянели гости, их вкус притуплялся.     2:11. Бог демонстрировал Свою славу, совершая знамения (Исх. 16:7; о славе см. в коммент, к Ин. 1:14). Первое чудо Моисея — превращение воды в кровь (Исх. 7:20; ср.: Отк. 8:8). Первое чудо Иисуса — превращение воды в вино.     2:12—25 Воздвижение нового храма     2:12,13. Все евреи обычно стремились по возможности посетить Иерусалим на Пасху; галилеяне, в отличие от жителей отдаленных земель, регулярно совершали паломничества в Иерусалим.     2:14. Овцы и голуби (и, в меньшей степени, крупный скот; ср.: Лев. 1:3—9; 4:2—21; 8:2; 22:21) предназначались для жертвоприношений; присутствие в храме меновщиков денег объяснялось необходимостью обменивать иностранную и галилейскую валюту на деньги, принимавшиеся торговцами жертвенных животных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010