Воздайте Господу, сыны Божий, воздайте Господу славу и честь ( Пс. 28:1 ). Можно рассмотреть этот стих и с точки зрения применения в нем «эллипсиса» (опущение одного элемента). Обращение относится к небесным существам во второй строке так же, как и в первой, хотя здесь они прямо не названы. Ступенчатый параллелизм – особый прием, используемый с конкретной целью: открыть стих ( Пс. 28:1 ; Екк. 1:2 ) или закрыть его ( Екк. 12:8 ), а так–же в повторах ( Пс. 66:3,5 ). (в) Хиазм – обратный порядок расположения параллельных элементов (ab/b " á/), что создает эффект «пересечения» (само название происходит от греческой буквы «х» (хи), имеющей форму креста). Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет ( Пс. 1:6 ). Этот прием интересен, он придает разнообразие форме, однако немаловажен он и для смысла. Контраст между путями праведников и грешников четко передан посредством формы верхней строки. Иногда он используется для акцентирования центрального элемента. Развернутый хиазм (например, a b с с» b» а) мы находим также в Ам. 6:46 – 6а; или a b с b» а – в Ис. 55:8–9 . (г) Меризм – способ выражения всеобщности путем соединения двух крайностей (которые можно представить в виде а–а): В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же ( Пс. 94:4 ). Величие единства мира представлено двумя вертикальными крайностями (а b/в–а/– см.: хиазм). Следующий стих этого псалма добавляет горизонтальную протяженность, охватывающую море и сушу. Еще один пример меризма, представляющего всю вселенную – «небо и землю» ( Быт. 1:1 ), – использован в начале вавилонского эпоса о творении (Энума Элиш I, 1): Когда вверху () небо () еще не имело названия, а внизу (-) земля (-) еще не имела имени. Исследования последнего времени Третий тип параллелизма (синтетический), выявленный Лоутом, стал объектом многочисленных дискуссий. Что значат термины «соответствие» и «тождественность»? Не является ли «синтетический параллелизм» всего лишь совокупностью всех случаев, не вошедших в два других типа? Работа Адель Берлин (Berlin A. The Dynamics of Biblical Parallelism, Indiana University Press, 1985) существенно проясняет проблему. Автор полагает, что существует не менее четырех уровней, на которых может создаваться параллелизм. Это уровень звуковой (фонологический параллелизм), уровень словесный (лексический параллелизм), уровень структуры предложения (грамматический параллелизм) и уровень смысловой (семантический параллелизм). Взаимодействие этих четырех уровней как раз и придает библейской поэзии гибкость и силу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Свят. Фотий считал ересью учение о греховности природы и вполне справедливо. Ведь библейское учение весьма точно говорит, что «Бог сотворил человека правым» (Екк. 7, 29) и «Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле» (Прем. 1, 14). Принять это выражение можно было бы только при условии понимания природы не в смысле того, что нам дал Бог при творении (она осталась той же), но в том смысле, в котором употребляют это слово святые отцы — «вторая природа», то растение, которое не посадил Отец (Мф. 15, 13). Суть этой «второй природы» в недобром употреблении добрых качеств и извращении нашей доброй воли, коренящейся в глубинах нашей души, часто не подвластных рассудочному контролю. Таким образом, греховна не природа, а ее состояние. Но все это не выводимо из сектантской антропологии, которая, усекая человека и делая его чисто плотским, и при этом бездоказательно постулируя возможность возникновения свободы человека из детерминированной материи, запутывается в противоречиях. Если же снова вернуться к утверждению адвентистов, что причина греха в сердце, «т. е. в сознании» , то надо заметить, что слово «сердце» в Библии вовсе не сводится к сознанию, а является куда более глубоким, чем представляют сектанты. Смысл его ближе к значению, вкладываемому Церковью в понятие «душа»: «b®bƒl (сердце) рассматривается: а) как средоточие жизненных сил (Пс. 21, 27); сердце (жизнь) подкрепляется пищей (Быт. 18, 5; Суд. 19, 5); ему же приписывается бдение (Песнь 5, 2) и сон (Екк. 2, 23); подобно wePen (душа) оно противополагается плоти (Пс. 72, 26); отсюда «в сердце твое», в смысле «на тебя» (Исх. 9, 14). б) как орудие ощущений, чувствований и различных душевных отправлений, например, любви (Втор. 6, 5: Суд. 16, 15), ненависти (Лев. 19, 17), страха, ужаса и испуга, от которых сердце млеет (Быт. 45, 26; Иис. Нав. 7, 5), теряется (Иер. 4, 9), колеблется (Ис.7, 2), трепещет и как бы сдвигается с места (Иов. 4, 9; Быт. 42, 28) и замирает (1 Цар.25, 37), в значении мужество (Пс. 39, 13; 2 Цар. 17, 10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Созданное Богом время не только распределяет и дробит временной континуум, оно обрамляет начало и конец человеческой истории. Разделение времени Творения на шесть дней имеет, прежде всего, прообразовательный смысл. Начало времени – это начало исторической длительности. Бог пребывает в вечности, человек – во времени. Непостижимым образом, пребывая в вечности, Бог творит историю человеческого рода. В эмпирическом человеческом бытии сочетаются и налагаются друг на друга две парадигмы времени. Первая определена космосом и кругооборотами в природе (сменами времен года и соответственными сезонными работами), а вторая – развертыванием, протеканием и завершением конкретных исторических и социальных событий. Временем космическим и временем историческим управляет Бог . Ритмы и кругообороты космического (природного) времени, установленные Богом, сообщают ему сакральный характер. Поскольку они определяются Творцом, им вменяется священное значение. Этим объясняется возникновение периодических и фиксированных в календаре религиозных праздников, во время которых каирос вторгается в хронос, сакрализирует его. На шкале времени эпохи Ветхого Завета праздники-события становятся также временем воспоминания деяний Божьих в человеческой истории. Наряду с недельными (суббота – Исх. 20:8 ) и годичными (Пасха – Исх. 12 , 11) выделяются и более продолжительные циклы: трехгодичные десятины ( Втор. 12 , 28), субботние и юбилейные годы ( Лев. 25 ). Одновременно с многогодичными, годичными и недельными циклами формируются циклы суточные, где в течение суточного кругооборота предусматриваются религиозные обряды и молитвы ( 4Цар. 16 , 15; Иез. 46 , 13; Числ. 28–2, 8). Вся жизнедеятельность как человека, так и общества подчиняется и сообразовывается календарноцикличным празднованиям священноисторических дат. Природнокосмические круговращения вырабатывают представление о том, что человеческая жизнь фатально подчинена неизбывной череде времен ( Екк. 3 , 1–8) и беспрестанным повторением одних и тех же событий ( Екк. 1 , 9; 3, 15). Подобная ментально-психологическая установка как бы скрадывала эсхатологическую перспективу, ведь ритмичное наступление идентичных в своей ретроспективной сущности праздников нивелировало осознание исторической перспективы, способствовало выработке пессимистических умонастроений.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

10. Потому и Сам Иисус пленил плен ( Еф. 4. 8 ; Пс. 67. 19 ). Недостаточным показалось Ему сокрушить плен, наложенный дьяволом , чтобы вновь не захватил он блуждающих свободно, но совершенное освобождение – жить во Христе, заключить ноги в кандалы ( Екк. 4. 14 ) мудрости, стать Его узником, чтобы быть свободным от врага. 11. Верно сказано – Отрок, ведь Отрок родился нам ( Ис. 9. 6 ), и воистину превосходный Отрок, Коему сказано было Богом-Отцом: Великое Тебе дано – называться Сыном Моим ( Ис. 49. 6 ). Также верно сказано, что мудрый: как учит Евангелие, Он преуспевал в возрасте и премудрости ( Лк. 2. 52 ); подобает называть Его бедным, 542 ведь, будучи богат, обнищал, дабы мы обогатились Его нищетою ( 2Кор. 8. 9 ). И потому не отвергает в Царствии Своем бедняка, но внемлет ему и освобождает от всякой нужды и тягот. 543 12. Итак, станем жить в послушании Ему, чтобы тот старый и неразумный царь не имел над нами никакой власти, он желает царствовать как господин своей воли и не подчиняется оковам Господа Иисуса и, закоснев в грехах, впадает в бесчестие безумия. Что же неразумнее, чем, оставив небесное, устремиться к темному и, отложив вечное, избрать то, что тленно и преходяще? 13. Да не скажет никто: Нет нам части в Иакове, ни наследования в Израиле ( 2Цар. 20. 1 ; 2Пар. 10. 16 ), и не скажет никто: я не принадлежу клиру, – ибо написано: Дайте Левию удел его ( Втор. 33. 8 ), также Давид говорит, что тот, кто покоится посреди двух уделов, 544 возносится ввысь на духовных крыльях. Да не скажешь о Боге твоем: В тягость Он мне ( Прем. 2. 14 ), и о месте твоем: бесполезно для меня оно, 545 ибо написано: Не оставляй места своего ( Екк. 10. 4 ). Ведь враг желает отнять его, желает прельстить тебя, ибо завидует надежде твоей, завидует сану. 14. Но любой клирик для Господа часть и владение Его ( Втор. 10. 9 ). Не отступай от Господнего имения, чтоб ты мог сказать Господу: Ты владеешь внутренностями моими, Ты принял меня от утробы матери моей ( Пс. 138. 13 ), а Он скажет тебе как верному рабу: Приди и упокойся ( Лк. 17. 7 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Во время странствования своего, Соломон и произнес слова: кое изобилие (что пользы) человеку во всем труде его, им же трудится под солнцем ( Екк. 1:3 )... И сие бысть часть от труда моего ( Екк. 2:10 ). Последние слова, по объяснению иудейских раввинов, надобно разуметь о посохе, с которым странствовал изгнанный Соломон, или об одежде, которую он носил в это время, или о чаше, из которой пил воду. 130 По другим сказаниям, такое наказание постигло Соломона за то, что он, подчинившись влиянию своих жен, впал в идолопоклонство, о котором в Библии сказано: и бысть во время старости Соломони, и совратиша жены чуждия сердце его в след богов иных ( 3Цар. 11:4 ). На основании этих слов, иудейские раввины составили следующую басню. Взяв город Сидон и умертвив Сидонского царя, Соломон взял в плен дочь его Тереду и женился на ней. Но она не переставала плакать о своем отце. Чтобы утешить её, Соломон приказал демону сделать изображение покойного царя. Увидев это изображение в своей комнате, Тереда упала пред ним на колени; она сделала его предметом поклонения, а другие женщины воскуряли пред ним фимиам. Узнав об этом идолослужении, Соломон разрушил изображение, наказал Тереду, а сам удалился в пустыню для того, чтобы покаяться пред Богом. Но он заслуживал наказания за допущенный грех , и наказание, действительно, постигло его. Отравляясь в баню, Соломон свой перстень, на котором четыре раза было вырезано великое имя Божие, и который давал ему власть над всей природою, обыкновенно отдавал одной из своих жен, по имени Амине. Этою неосторожностью Соломона вздумал воспользоваться демон Асмодей (по арабским сказаниям Саккар). Приняв вид Соломона, он явился к Амине, взял у неё чудесный перстень и занял престол Соломона, а Соломон был изгнан из дворца и должен был странствовать как нищий. Это наказание Соломона продолжалось 40 дней, столько же времени, сколько во дворце его почитался идол. После этого времени Бог простил Соломона, и он возвратился на царство, а демон убежал и бросил перстень в море.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

4. Собирай воду Христову, ту, что хвалит Господа. 965 Собирай воду от многих мест, воду, которую источают облака пророческие. 966 Кто собирает воду с гор и приносит к себе или же черпает из источников, тот и сам источает ее, подобно облаку. Итак, наполни лоно ума твоею, чтобы земля твоя увлажнилась и оросилась собственными источниками. Стало быть, кто много читает и понимает, наполняется: кто наполнен, орошает других; и потому Писание гласит: Если облака полны, то они прольют на землю дождь ( Екк. 11. 3 ). 5. Итак, да будут слова твои обильны, да будут они чисты и прозрачны, чтобы нравственным наставлением ты вливал сладость в уши народов и умягчал народ благодатью слов твоих, чтобы он охотно следовал туда, куда ты ведешь. Если среди народа или среди некоторых поднимется мятеж или же объявится грех, да будут словеса твои таковы, чтобы они вонзались в слушающего, язвили бессовестного, ведь слова мудрых – как стрекала ( Екк. 12. 11 ). Уязвил Господь Иисус и Савла, когда тот был гонителем. Помысли, сколь спасительно было это уязвление, если гонителя Он соделал апостолом, сказав: Трудно тебе идти против рожна ( Деян. 9. 5 ). 6. Бывают также словеса, подобные молоку, – такие излил Павел на коринфян; 967 ибо те, кто не может вкушать твердую пищу, молоком питают младенчество ума своего. 7. Да будут беседы твои полны разума. Поэтому и Соломон говорит: уста мудрого – оружие разума, 968 и в другом месте: уста твои да будут связаны смыслом, 969 то есть пусть сияет ясность слов твоих, пусть блистает разум твой и твоя беседа, и рассуждение пусть не нуждается в чужих подтверждениях, но пусть речь твоя как бы защищается собственным оружием и никакое слово твое не исходит напрасно и не произносится без смысла. Ведь есть перевязочные средства, которыми обычно врачуют раны души, кто их отвергает, тот, как видно, отчаялся в спасении. 970 И потому тех, кто страждет от тяжких ран, пользуй словесным елеем, которым ты смягчишь затвердевшую корку ума: прикладывай припарки, стягивай перевязью спасительного наставления, чтобы не попустить безвозвратно погибнуть заблудшим и восстающим против веры или учения в расслабленности духа и бессилии.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Его речь как бы построена глазами обычного смертного. Если нет, то как же тогда объяснить слова Екклесиаста о наслаждениях земными удовольствиями, пока жив: «и похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться» (8:15)?! Кстати, Евангельский богач тоже хотел есть, пить и веселиться, но назван Христом безумцем! Конечно, Спаситель знал Писания Екклесиаста и понимал, что Екклесиаст как бы озвучил смысл жизни беспечных людей, которые не верили в жизнь после смерти и потому так боялись ее. Еще «Свидетели Иеговы» приводят такую строчку из псалмов: «Выходит дух его и возвратится в землю... в тот день погибнут все помышления его» ( Пс.145:4 ). В данном месте слово «помышления» имеют смысл гораздо больший: в Библии «помышление» – это замысел, дело, которое человек собирается осуществить. Достаточно перевести это место как «погибнут все замыслы (или намерения) его», и смысл будет понятен. Тут говорится, что, когда умирает человек, все его намерения умирают неосуществленными вместе с ним. Подобные стихи приводятся ими из книг Ветхого Завета в «доказательство» смертности души человеческой. Однако все же надо отдавать отчет в том, что в Ветхом Завете не было ясного учения о загробной жизни. Его, можно сказать, не было вообще. Потому-то смысл жизни иудеи видели в деторождении, и горе тем, у кого детей не было (вспомним Захарию и Елизавету из Евангелия, их почитали грешниками именно по причине бездетства). Люди Ветхого Завета не имели полного откровения от Бога. И не случайно поэтому апостол Павел называет Ветхий Закон тенью Нового. Лишь Новый Завет принес ясное учение и о Боге, и об остальных аспектах нашей веры (о Конце Света, о Суде, о Пришествии Христовом, в том числе и о душе человека). Например, иудеи не знали ведь, что есть Отец, Сын и Святой Дух, или что Бог есть Любовь . Полное откровение пришло с приходом на землю Спасителя, а потому Новый Завет проливает больший свет и на вопрос о посмертной жизни души. Однако посмотрим все те места Ветхого Завета, где есть очевидные указания на жизнь личности после смерти. Первое упоминание о душе находим на первых страницах книги Бытия, где «душою живой» называется всякая тварь, созданная Богом. И сразу нужно оговориться. Дело в том, что в Библии слово «душа» иногда может обозначать самого человека ( Втор.10, 22 ), или средоточие чувств и ощущений ( Песн.1:7 ), ( 2Цар.5;8 ), или некую жизненную силу, покидающую существо в момент смерти ( Екк.12:7 ), ( Быт.35:18 ), и даже животное. Но несмотря на столь широкое применение этого слова, очевидным остается то, что после смерти некая духовная субстанция человека отделяется и продолжает существовать. Например, у того же Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу» ( Екк.12:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Так вот, когда человек достигает среднего возраста, он уже понимает, что, как говорит Екклесиаст: «время разбрасывать камни, и время собирать камни» (Екк. 3, 5). Время молодости и активного строительства прошло, надо подводить некие итоги: что ты успел, с каким багажом пришел к рубежу средних лет. – У человека вроде бы все есть к 30–45 годам – семья, профессия и так далее, живи себе и радуйся. Почему депрессивные, грустные мысли появляются? – Вспоминается еще одно место из той же мудрой книги: «Суета сует, – все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» (Екк. 1, 2). Также приходят на ум строки Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…». Дело в том, что человеку в этом кризисе кажется, что все лучшее, что было в его жизни, уже в прошлом. Самое распространенное мнение: дальше ничего интересного уже не будет, все хорошее осталось в молодости. Напоминает картину художника В. Максимова «Все в прошлом»: немолодая барыня сидит у своего когда-то роскошного дома, с грустью смотрит на него и вспоминает, что когда-то все было замечательно, она была молодой и счастливой, а теперь все это прошло. Похожие мысли посещают многих в среднем возрасте. Кризису среднего возраста подвержены все: как успешные люди, сделавшие карьеру, так и те, которым кажется, что они ничего не достигли У некоторых начинается глобальная переоценка ценностей: им начинает казаться, что почти все, к чему я стремился раньше, – суета. Получил не то образование, не так, как надо, создал семью, неправильно воспитывал детей, стремился не к тем целям, а теперь уже поздно. Притом кризису среднего возраста подвержены все: как успешные люди, достигшие больших результатов, сделавшие хорошую карьеру, так и те лица, которым кажется, что они ничего не достигли. Просто первые думают, что всю жизнь стремились не к тому, нужно было выбрать правильную цель (например, не продолжать бизнес отца, а стать гениальным художником или музыкантом), а вторые начинают считать себя полными неудачниками, лузерами, ничего в жизни не достигшими и прожившими ее зря.

http://pravoslavie.ru/129968.html

Когда же и как это бывает суетою? Суетны деньги, когда их расточают на удовольствия, но те же деньги не суетны, когда они употребляются с доброю целию, на вспомоществование бедным. Когда ты употребляешь деньги на удовольствия, посмотрим, какое отсюда происходит следствие? Головная боль, вялость, расслабление тела. Как тот, кто стал бы наливать воду в просверленный сосуд, трудился бы напрасно, так и человек, исполняющий себя удовольствиями (Екк.5:9). Мы облекаемся в дорогие одежды; и что пользы от этого? Никакой. Даже и благочестие может быть суетно. Так было с некоторыми из Еллинов. Они вели строгую жизнь, но по пустому, не имея в виду одного тщеславия, для сеискания почета от толпы " (И.Златоуст. Беседы на Посл. к Ефес. Беседа 12, §1). Как и все другие свящ. книги Ветхого Завета, книга Екклесиаст имеет свое отношение к новозаветному таинству. " Самое имя Екклесиаст, - говорит св. Григорий Нисский, - значит правитель Церкви, собирающий заблудших и рассеянных духовных овец во едино стадо; здесь Он и беседует с составляющими Церковь. Подобно тому, как поющий лик обращает взоры на уставщика, пловцы на кормчего, военный строй на военоначальника, так и составляющие полноту Церкви должны взирать на Правителя Церкви, Екклесиаста-Христа " (Григорий Нисский. Истолков. Екк. Беседа 2. Гл.1). Подробные толкования книги Екклезиаст читатель найдет у блаженного Иеронима, св. Григория Нисского и других. На общую же тему, данную книгою Екклезиаст о суетности земных вещей, находится неисчислимое количество собеседований, древних и новых. §31. Книга Песнь Песней. " Как мы узнали чрез Моисея, что есть не только святое, но и святое святых, и что есть не только суббота, но и суббота суббот, так ныне мы узнаем чрез Соломона, что существуют не только песни, но и Песнь Песней. Блажен, конечно, тот, кто входит во святое; но еще блаженнее тот, кто входит во святое святых. Блажен празднующий субботу, но еще блаженнее празднующий субботу суббот. Блажен подобным образом и тот, кто понимает и поет свящ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

В еврейском подлиннике слову «дух» соответствует xVr (руах), которое, среди многих других значений, имеет и нужное нам. «Душа, жизненная сила человека (Екк. 12,7) и животного (Екк. 3,21). Поэтому о мертвецах сказано, что нет в них духа, т. е. жизни (Иез. 37,8); об ободряющемся после усталости, уныния говорится: «возвратился дух его» (Суд. 15,19) или «и ожил дух его» (Быт. 45, 27)». Для нашей темы интересно также другое значение этого слова: «дух, в значении «существо бестелесное, противоположное ršsšB (плоть)» (Ис. 31, 3)» . Православная Церковь принимает все Откровение целиком, так как оно написано, и Ее учение с ним полностью согласно. Поэтому мы принимаем те верные положения, которые сохранились у еретиков: единство природы человека (которое, впрочем, для нас не означает невозможности его разделения) , связь человеческой души с сердцем и кровью, (хотя и не делает кровь самой душой ), душа и для нас является жизнью тела и дает ему способности к росту, размножению и движению, и этим подобна душам животных. Но, кроме этого, человеческая душа имеет и свойства, отличающие ее от душ прочих неразумных творений. Здесь и находится различие между истиной и ложью. Церковь в отличие от сектантов больше доверяет Богу и верит, что Он дал человеку больше сходства с Собой, чем позволяют Ему сектанты, не признающие других отличий человека от животного, кроме разума и возможности нравственного выбора . Мы же верим, что Отец духов (Евр. 12, 9) дал тем, кого Он сотворил по образу Своему, еще и духовную природу, оживляющую перстное тело, как и Сам Он дает жизнь материальной Вселенной, и которая, подобно Ему, бессмертна (хотя и не по природе, а по Его неизменной благодати). 1.2 Что является причиной человеческой мысли? Вопрос, вынесенный в заглавие отдела, является одним из важнейших в антропологии. Согласно мнению большинства народов Земли, ответом на него является утверждение, что источником мысли является нематериальная душа, использующая в качестве своего инструмента головной мозг.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010