Вы слышали в нынешнем Евангельском чтении, как простил Господь блудницу, умывавшую слезами ноги Его и отиравшую их волосами своими. Сразу все простил Он ей за то, что всем сердцем возлюбила Его. Господа возлюбить нужно всем сердцем, нужно страшиться даже малых грехов своих, нужно стремиться быть подобными тем святым подвижникам благочестия, которые не имели тяжких грехов, но всю жизнь проводили в покаянии. Многие святые постоянно плакали по словам пророка Иеремии: «Испытаем и исследуем пути свои и обратимся к Господу. Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах: мы отпали и упорствовали» ( Плач. 3, 40–42 ). С великим тщанием разыскивали они в сердце своем всякую нечистоту, постоянно каялись и постоянно сокрушались о грехах своих. Они были настроены так, как велит св. ап. Иаков: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» ( Иак. 4, 9 ). Это повеление обращено не только к великим грешникам, но и ко всем нам. В таком настроении глубокой печали о грехах своих жили те, кто всем сердцем обратился к Господу Иисусу Христу. Святой ап. Павел говорит: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» ( II Kop. 7, 10 ). Что такое печаль по Богу? Это тоска по Богу, тоска по чистоте, по святости, это та печаль, которая наполняет сердце человека, видящего свою нечистоту и недостоинство. Именно такая печаль спасительна. А что такое печаль мирская? Это печаль о жизненных благах, о всех наших неуспехах в борьбе «за» богатую и сытую жизнь, о всех утратах, которые мы испытываем в этой погоне за благами мирскими. Итак, постоянным настроением сердца христианского должна быть печаль по Богу. Смех будет далек от того, кто так настроен, он не будет стремиться к веселью. И тогда, если он охвачен одним стремлением – стремлением к Богу, чистоте и святости, – он становится мудрым, глубоко спокойным, кротким и тихим. Премудрый царь Соломон сказал очень глубокое слово о стяжавших такую мудрость: «Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья» ( Екк. 7, 4 ). Нам не место в доме веселья, наше место в течение всей жизни нашей – в доме плача, в обществе плачущих, сокрушающихся, в обществе раздирающих сердца свои перед Богом, сознающих свою нечистоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

г) Часто мы скидаем свою обыкновенную одежду, и чрез это не прекращается наша жизнь. Смерть тела для души есть совлечение телесной одежды, сделавшейся негодною к употреблению, как говорит святой Павел: сущии в теле сем воздыхаем отягчаема: понеже нехощем совлещися, но пооблещися, да пожерто будет мертвенное животом ( 2Кор. 5:4 ). Яснее скажем: «мы, находясь в сей хижине, вздыхаем под бременем: потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью». е) Часто мы переходим из одного дома в другой, и чрез это не прерываем своего существования. Так и в смерти тела нет опасности для существования души: ибо смерть есть переход души из непрочного обветшавшего дома этого бренного тела в дом вечного жилища ( Екк. 12:57 ). Апостол говорит: вемы, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворенну, вечну на небесех ( 2Кор. 5:1 ). «Мы знаем, что когда земной наш дом, сия хижина разрушится, мы получим от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный». Братия! Размышляйте чаще о бессмертии души. Это размышление внушает нам всегда более заботиться о спасении души, чем о нуждах телесных, по наставлению Господа Спасителя: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит ( Мф. 16:26 ). «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Помышляя о бессмертии души, мы, ради спокойствия своего смертного тела, недолжны оставлять своих христианских обязанностей к Богу и ближним, а, напротив, должны охотно жертвовать всеми телесными удовольствиями, удобствами и самою телесною жизнью, если этого потребуют высшие обязанности к Богу и ближним. Спаситель учит: обретый душу свою погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю ( Мф. 10:39 ). Кто для сбережения чувственной жизни, или её удовольствий, не хочет распять свою плоть со страстями и похотями ( Гал. 5:24 ), не хочет отвергнутся себя и нести крест свой, по заповеди Господа: тот погубит свою душу для вечной жизни. А кто ради Господа, по заповеди Его, отвергается себя, несет крест свой, и следует за Господом, соблюдая заповеди Его: тот сбережет свою душу для вечной жизни; тот наследует вечное блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Дорогие братья и сестры! Пусть наша вера будет сознательна, основана на точном знании нашего вероучения. Пусть наша вера будет кроткой и живой. Нужно ее развивать так, чтобы она вошла в нашу кровь, стала руководством к действию. Пусть средством к ее укреплению будет таинство Святой Исповеди: «Верую, Господи, в Слово Твое и в этой вере хочу жить и умереть». Поможем также всякому сомневающемуся и желающему найти Истину, повторяя слова апостола: «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр. 11,6 ). Аминь. Неделя о блудном сыне «Грех мой всегда предо мною» ( Пс.50:5 ). Господь наш Иисус Христос, пребывая здесь, на земле, говорил своим ученикам: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф.7:13-14 ). С момента грехопадения наших прародителей, многие люди охотней ходят широкой дорогой греха, чем узкой дорогой правды. Почему? Потому что дорога греха легка и приятна, а по дороге правды нужно подниматься, как по крутым ступеням, с трудом, в поте лица. Но все меняется, когда и той, и другой дороге приходит конец, ибо узкая — ведет в вечную жизнь, а широкая — на погибель. И сегодня человек, как былинный богатырь, стоит в раздумьи на распутьи дорог. Господь некогда сказал устами пророка Иеремии: «Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти» ( Иер.21:8 ). Ветхозаветный мудрец объясняет, какие условия нужно исполнить, чтобы идти дорогой жизни. Он говорит: «Бойся Бога, и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» ( Екк.12:13 ). Кто решился избрать широкий путь греха, тот не боится Бога и не исполняет Его заповедей. Задумаемся же над тем, что такое грех и к чему нас приводит греховная жизнь. Грех — это наше несчастье. Говоря о грехе и его последствиях, невольно вспоминается притча Христа Спасителя о блудном сыне, которую Святая Церковь предлагает сегодня нашему вниманию. В истории блудного сына целиком изображено и падение грешника, и его обращение к Богу. Блудный сын — это портрет человека, который воспротивился воле Создателя.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Духовно авторитетные люди отвечают на него по-разному, но примечательно, что те из них, у кого есть собственный опыт общения с животными, уверены в том, что она есть и что она бессмертна. К естественно-научным аргументам против наличия души у животных следует отнестись с осторожностью, потому что они скорее всего будут исходить от представителей той научной школы, которая и человеческую-то душу отрицает. Но наряду с ними бытуют и утверждения о том, что душу животных отрицает Библия. Да позволено будет автору воспользоваться ограниченностью рамок журнальной статьи и привести только те библейские слова, которые при желании могут рассматриваться как контраргументы, хотя и недостаточно сильные. Екклесиаст утверждает: участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом (Екк 3 :19). Так что с отрицанием «животной» души нужно быть поосторожнее. Но из этого текста отнюдь не следует вывод о том, что душа, дух, дыхание — это одно и то же, потому что в языке Библии это далеко не так. А вот пророк Иоиль говорит о том, что и животные взывают ко Господу (см. Иоил 1 :20), — как бы это было возможно, не будь у них души? И разве можно допустить, что Бог, принимающий это животное взывание, так легко уничтожит взывающие души в дальнейшем? Наконец, христианская антропология, утверждающая, что человек состоит из духа, души и тела, относит к области душевного мир эмоций. А у животных с эмоциями все хорошо, так что не будь у них души, они бы не сердились и не радовались, не боялись бы и не заботились друг о друге и не выказывали бы привязанности к «своим» людям. А бывает ведь, что и умирают от тоски. Вот исходя из этого можно размышлять о животных рядом с человеком. Понятно, что лишенные Духа Божия не могут участвовать в Таинствах: их нельзя крестить (крестят-то во очищение от первородного греха), они не могут каяться (да и не в чем) и тем более причащаться, потому что не за них принял Господь смерть на Кресте и воскрес.

http://foma.ru/vsex-ix-sozdal-bog.html

е. оставляется на долю собственной пустоты: «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться» ( Екк. 1, 9 ), – «равнодушная» природа, лик которой иногда леденит душу человека, В грехопадении произошел противоестественный разрыв природы и человека, после которого последний стал рабом и пленником природы, на себе несущей проклятие за его грех . Естественное отношение между человеком и природой изменилось в обратное: не человек владеет природой, приводя ее к Богу, будучи ее первосвященником, но она владеет человеком, уводит его от Бога, запугивая его своею мощью, заворожая своими чарами, покоряя своим богатством. Она делает его «плотью» и порабощает зависимостью от нее в поддержании жизни: окованный Прометей, – Орфей, забывший путь к воскрешению Евридики. Падение человека явилось и падением природы. Она потеряла свой смысл. Она стала лишь по себе бытием, фактом, связь которого есть причинная необходимость. Эта многоликая необходимость есть закономерность мира, который стал тем самым не космосом, но механизмом. Человек в своем падении не истребил в себе образа Божия, но лишь затемнил и ослабил его. Подобным образом и природа, оторвавшись от человека, не утратила своего софийного основания или содержания, хотя и омрачила свой лик. Мир остается творением Божиим, и вечное «да будет», слово о творении, всегда звучит в мире. Поэтому и после падения мира Божественная София светит в мире как откровение Божие, и «небеса поведают славу Божию, ο делах рук Его возвещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их» ( Пс. 18, 2–4 ). Боговдохновенный певец свидетельствует здесь о «славе Божией», т. е. Божественной Софии, открывающейся и ныне в природе, и кто из людей не слышит этого откровения! И не только верующие, для которых природа есть неписанная книга Бытия, но и неверующие, которые, в слепоте сердец не зная Бога, все же любят «природу» в ее величии и славе. И об этой же пребывающей софийности мира свидетельствует и апостол: «невидимое его, вечная сила и Божество, от создания мира чрез рассмотрение творения видимы» ( Рим. 1, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Еще надо иметь в виду, что когда тот или иной человек начнет отвечать на эти твои «роковые» вопросы, то в начале ответа ты иногда услышишь: «Наукой доказано…» Или: «Слово Божие открывает нам…». Первый, например, скажет тебе: «Наука доказала, что все возникло само собой и складывалось на протяжении миллиардов лет: и вселенная, и земля, и животные, и люди». А второй скажет: «Премудрый и Всемогущий Бог открыл нам в Священном Писании , что все это Он в шесть дней сотворил Своей волей и Своей силой Стараясь проникнуть в будущее, ты спрашиваешь: „А что там?“ Тебе ответят: «Вырастешь, женишься, родишь детей, а потом умрешь». «А что потом?». Один скажет: «Наука доказала: сгниешь в земле, и лопух из тебя вырастет». А другой скажет: « Бог в Священном Писании открыл нам , что в момент твоей смерти „ возвратится “ твой « прах в землю, чем он и был; а дух » твой« возвратится к Богу, Который дал его » ( Екк. 12, 7 ). «Но это еще не все,– скажет он. – Отлетевший дух снова возвратится в свое, уже, казалось бы, безнадежно смешавшееся с землей тело, и все « мертвые воскреснут нетленными » ( 1Кор. 15,52 ). Тогда явится Господь Бог « во славе Своей и все святые Ангелы с Ним ». Он « сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы » ( Мф. 25, 31–32 ), и будет судить их. А потом, в соответствии со своими делами, – одни пойдут « в муку вечную », а другие – « в жизнь вечную » ( Мф. 25, 46 ). Кому верить Прежде всего, не надо спешить . Не надо быть легковерным, и не надо поддаваться давлению ни с чьей стороны. Потому что первый будет давить тем, что «у нас, мол, наука, а там – слепая вера!» А другой будет подгонять: «Спеши, некогда раздумывать, покайся, крестись, последние времена, а то как раз в муку вечную угодишь!» Но ты все-таки не спеши, а спокойно все обдумай . Вспомни, как в школе ты изучал физику или химию. Вот это, действительно, науки! Все – на опытах. Учитель говорил, что если соединить это вещество с этим, то получится то-то и то-то. И ты своими глазами видел, что так оно и есть. Тебе давали и самому попробовать. И всегда повторялось: химическая реакция, ровно столько-то чего-то выпадает в осадок и ровно столько-то чего-то испаряется. Наука, она потому и наука, что всегда может показать, посчитать и предложить тебе самому попробовать. И если тебе наглядно доказали, что в таких обстоятельствах всегда бывает именно так, и больше никак, то это – наука. А если кто-то скажет, что в таких обстоятельствах все должно быть совсем по-другому, а доказать этого не сможет, то ему совершенно справедливо скажут: «Нет, братец, мы тебя слушать не будем, потому что твой подход никакого отношения к науке не имеет». В нашем же вопросе все наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вселенская миссия Русской Церкви Итоги 2019 года, перспективы и предложения 04.01.2020 2295 Время на чтение 19 минут «Кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12:48-49). Русская Православная Церковь создана Господом Иисусом Христом и является самой большой среди Поместных Православных Церквей. Благодаря Русской Православной Церкви (РПЦ) состоялось то, что мы называем сейчас Русский мир – это цивилизация Христа – Святая Русь, Катехон, Третий Рим. А это значит, что на РПЦ лежит призвание перед Богом к вселенскому миссионерству «кому много дано, с того и много востребовано будет». РПЦ вышла далеко за границы своей колыбели и в силу своих территорий, богатства культуры, богатством своих святых призвана быть вселенского масштаба миссионером. Несмотря на то, что в истории РПЦ были трагические страницы истории, она выстояла вместе с народом, который уничтожался как внешними, так и внутренними силами. Она выстояла после чудовищных гонений и разных глобальных вызовов современности. Когда мы были слабы и гонимы от безбожной власти, «братские» Церкви нас рвали на части. Константинопольский патриархат признавал многочисленные расколы (Живоначальную церковь (обновленцы), раскол Лыпкивского, раскол Сикорского), от нас были отторгнуты части церкви в Польше, Финляндии, Эстонии. Сейчас, кроме признания раскола на Украине , происходит посягательство на Латвийскую Православную Церковь. Но теперь настало другое время, вековому беззаконию на протяжении ослабления РПЦ обозначен предел. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом… время разрушать, и время строить…время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий… время раздирать, и время сшивать… время войне, и время миру» (Екк.3:1-8) Давайте посмотрим на статистику, я приведу примеры разных лет, чтобы был виден рост в сравнении с разными историческими периодами.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/04/vs...

Заповедь о милостивых сама в себе имеет и разъяснение. Сказано: «милостивые… помилованы будут». То есть мера того, как мы относимся к другим, – это мера того, как Господь отнесется к нам. В Писании сказано, что добро всегда возвращается к человеку. Сказано: «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его» (Еккл. 11: 1). «Многие подают, но без усердия, которое важнее и совершеннее самого подаяния. Ибо гораздо лучше для достойных простирать руку и недостойным, нежели из опасения встретиться с недостойными лишать благодеяния и достойных. Это, по моему мнению, и означает то, что надобно посылать хлеб твой даже по водам (Екк. 11:1), – он не рассыплется и не пропадет перед праведным Судией, но достигнет того места, где положено будет все ваше и где найдем его во время свое, хотя о том и не думаем» 19 . Блаженный Иероним добавляет: «Под милосердием разумеются не одни только милостыни, но и снисходительность ко всякому греху брата, когда мы будем носить тяготы один другого» 20 . Однажды апостолы спросили Христа: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18: 21–22). Выражение «до седмижды семидесяти раз» означает бесконечное количество раз. Само число семь есть некая полнота, а седмижды семьдесят означает сверхполноту. Но милостивым можно быть только за свой счет, то есть прощая личному врагу. А если зло касается другого, будь решителен в противостоянии злу. Как мы сегодня уже читали: «спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1: 17). Блаженный Феофилакт показывает, что милосердие можно проявить по-разному: «Милосердие можно оказывать не имуществом только, но и словом, а если ничего не имеешь, то и слезами и вздохом» 21 . Посмотрите вокруг себя и сразу увидите, кто нуждается в вашем милосердии. Кому пол нужно вымыть, кому белье постирать, а с кем просто посидеть и побеседовать. Много сейчас одиноких и брошенных людей, особенно среди пожилых, на них и обратите свое милосердие. Но прежде всего помогайте своим по вере, как и сказано в Писании: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6: 10). Но и о врагах не надо забывать. Сказано: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою» (Притч. 25: 21).

http://pravoslavie.ru/94562.html

И истинный Мессия пришел наконец, и в ночь пришествия Его небеса над Вифлеемом огласились радостной песнью ангелов, возвещающих наступление новой эры в истории человечества: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Приложение 1. Сокращенные обозначения книг Библии Сокращенные обозначения книг Библии в алфавитном порядке. Ветхий Завет. Авв. Книга пророка Аввакума Авд. Книга пророка Авдия Агг. Книга пророка Аггея Ам. Книга пророка Амоса Быт. Бытие Вар. Книга пророка Варуха Втор. Второзаконие Дан. Книга пророка Даниила 1 Езд. Первая книга Ездры 2 Езд. Вторая книга Ездры 3 Езд. Третья книга Ездры Екк. Книга Екклесиаста или Проповедника (Соломона). Есф. Книга Есфири Зах. Книга пророка Захарии Иез. Книга пророка Иезекииля Иер. Книга пророка Иеремии ИовКнига Иова Иоил. Книга пророка Иоиля Иона Книга пророка Ионы Ис. Книга пророка Исаии Исх. Исход Иудифь Книга Иудифи Лев. Левит 1 Мак. Первая книга Маккавейская 2 Мак. Вторая книга Маккавейская 3 Мак. Третья книга Маккавейская Мал. Книга пророка Малахии Мих. Книга пророка Михея Нав. Книга Иисуса Навина Наум Книга пророка Наума Неем. Книга Неемии Ос. Книга пророка Осии 1 Пар. Первая книга Паралипоменон 2 Пар. Вторая книга Паралипоменон Песн. Песнь песней Соломона Плач Плач Иеремии Посл. Послание Иеремии Прем. Книга Премудрости Соломона Притч. Притчи Соломона Пс. Псалтирь Руфь Книга Руфи Сир. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова Соф. Книга пророка Софонии Суд. Книга Судей израилевых Тов. Книга Товита 1 Цар. Первая книга Царств 2 Цар. Вторая книга Царств 3 Цар. Третья книга Царств 4 Цар. Четвертая книга Царств Чис. Числа Новый Завет Гал. Послание к галатам Деян. Деяния апостолов Евр. Послание к евреям Еф. Послание к ефесянам Иак. Послание Иакова Ин. Евангелие от Иоанна 1 Ин. Первое послание Иоанна 2 Ин. Второе послание Иоанна 3 Ин. Третье послание Иоанна Иуд. Послание Иуды Кол. Послание к колоссянам 1 КорПервое послание к коринфянам 2 КорВторое послание к коринфянам Лк. Евангелие от Луки Мк. Евангелие от Марка

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

И он продолжает: «и ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем» ( Екк.4:2–3 ). – Подобные изречения находятся и в речах праведного Иова ( Иов.17,21:31 ), в псалмах Давида ( Пс.72 ) и в речах пророка Иеремии ( Иер.11, 15:20 ). Во всех подобных изречениях и жалобах на жизнь, душа говорящего ноет не против самых страданий, но плачет о том, что не может найти утешения в них и осмысления или, о том, что у неё нет утешителя. Правда, и псалмопевец ( Пс.21 ), и пророки предсказывают, что не вечна будет столь плачевная судьба человека, что утешение должно придти. Иногда эта надежда кажется им близкой, иногда далекой и даже как бы сомнительной. Но замечательно, что самое близкое по времени утешение ожидалось в самые древнейшие допотопные времена. Тогда услышалось слово утешение, утешитель, и такое же наименование дано праведному Ною его отцом со словами: «он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь» ( Быт.5:29 ). Имя Ной, по-еврейски «Нохе» и значит «утешение», – а утешитель, об отсутствии которого скорбел Экклезиаст – Менахем. Оба эти слова – Ной и Менахем суть производные от глагола «нахам», что значит – «утешать». Христос Спаситель обещал Своим ученикам наивысшего Утешителя, Который пребудет с ними во веки. Он называет Святого Духа Утешителем, потому что и Сам Он Утешитель. Утешались праведники размышлением о судьбах Божьих и раньше «помянух суды твоя и утешихся» ( Пс.118:72 ). Вот с какой седой древностью связано Христово учение об Утешителе всего рода человеческого вообще и Его последователей в частности. Вот почему Он говорит Своим ученикам: «уне вам есть, да Аз иду; аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли иду, послю Его к вам» ( Ин.16:7 ). Сравни эти слова с акафистами. Глас 3-й Святым Духом всякое богатство славы, от Него же благодать, и живот всякой твари, со Отцем бо воспеваем есть, и с Словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010