Скачать epub pdf Общество Как решить противоречие, когда профессиональный (карьерный) рост мешает жизни в Церкви? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Как только человек лишился рая, труд стал необходимым занятием, которому он обязан посвящать значительную часть жизни: « В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» ( Быт. 3:19 ). Люди прошлых веков трудились не меньше нас. Некоторые виды работ требовали даже больше сил и времени, чем занятия современного человека. Жизнь крестьян, составлявших основную часть народа на Руси, проходила в постоянных утомительных работах. Но они молились больше нас. Душа должна жить духовно полнокровно. Еще Соломон говорил: « Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» ( Еккл. 6:7 ). И еще нас учит Писание: « Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; потому что для всякой вещи есть свое время и устав» ( Екк.8:5–6 ). Надо сугубо просить Бога о помощи и верить, что Господь силен соединить то, что по нашим человеческим меркам кажется трудно совместимым: жизнь по уставам Церкви и высокий профессионализм. Если человек понаблюдает за тем, как проходит день, то легко увидит, как много времени расходуется напрасно. У каждого свой способ потери времени: лишние звонки, продолжительные разговоры по телефону, чтение газет и проч. Непреложно Слово Божие: « Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6:33 ). Мы знаем, как много могли сделать люди, которые руководствовались этим духовным правилом. Например, А.В.Суворов, будучи фельдмаршалом и имея много обязанностей, строго соблюдал церковный устав. Когда мы совершаем то, что есть «едино на потребу», то с помощью Божией устраиваются и наши мирские дела. Почему Русская Православная Церковь, не поставит вопрос о переименовании улиц и метро в Москве? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря С Вашим мнением о необходимости изменений таких названий согласен. К сожалению, прошлое запечатлелось не только в топонимах, но и в сознании людей. Как противостоять нравственному разложению молодежи?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сколько потомство Адамово наследовало от своего родоначальника трудов, скорбей, болезней, несчастий, исчислить невозможно, и это всем и каждому известно из собственного опыта. Премудрый сын Сирахов так изображает трудное состояние людей в настоящей жизни: «Много трудов предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама, со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех. Мысль об ожидаемом и день смерти производит в них размышления и страх сердца. От сидящего на славном престоле и до поверженного на земле и в прахе, от носящего порфиру и венец и до одетого в рубище, – у всякого досада и ревность, и смущение, и беспокойство, и страх смерти, и негодование, и распря, и во время успокоения на ложе ночной сон расстраивает ум его» ( Сир. 40:1–5 ). Помышляя о бедствиях человеческих, Соломон написал: и похвалих аз всех умерших, иже умроша уже, паче живых, елицы живи суть доселе, и благ паче обоих сих, иже еще не бысть, иже невиде всякаго сотворения лукаваго сотворенаго под солнцем ( Екк. 4:2, 3 ). Таким сделалось состояние рода человеческого вследствие грехопадения прародителей, Адама и Евы. По душе и по телу человек подвергся несчастьям. Если бы оставлен был род человеческий самому себе, он невозвратно погиб бы: сам собою он никогда не мог бы спасти себя от осуждения и вечной смерти. «Какой выкуп даст человек за душу свою? – говорит Иисус Христос ( Мф. 16:22 ), показывая бессилие человека освободиться от вины своей и осуждения, и невозможность самим собою возвратить то, чего лишился он чрез грехопадение, то есть достигнуть спасения. Но Бог, по беспредельной Своей благости, не оставил человека без Своего всеблагого попечения и в то время, когда человек прогневал Его преступлением заповеди: Он обещал падшим прародителям даровать Спасителя. Об этом утешительном обетовании будет предложено в следующем поучении. Слава Ему, всеблагому Человеколюбцу Богу нашему во веки веков. Аминь. Поучение 36 Слышали вы, братия, какие бедствия постигли Адама и Еву в следствие грехопадения их; слышали также и о том, как сии бедствия от первых прародителей распространились на всех потомков их, то есть на весь род человеческий. Теперь послушайте о том, как всеблагий Бог, произнесши праведный суд на Адама и Еву и потомков их, в тоже время явил и Свою беспредельную благость, обещав прародителям, а с ними и всему потомству их, даровать Искупителя. 1) Первое благовестие о Спасителе мира

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Так мы дойдем и до отрицания Воплощения и «распятия при Понтийстем Пилате», ибо сам метод не ставит для себя никаких границ своего применения. Часто говорят, что древние евреи по своей грубости не смогли бы понять тонкостей эволюционной космологии, и поэтому им дали «примитивную» версию шестидневного творения. Удивительно, как можно, примитивизируя сложное мировоззрение, превратить его в свою полную противоположность, ибо учение о творении Богом мира и сказки о самопроизвольном его возникновении абсолютно несовместимы. С другой стороны, древние евреи были знакомы с эволюционными идеями. Все мифологии окружающих их народов (например, египтян или вавилонян) полны описаний бесконечных эпох и постепенной эволюции мира из хаоса, которым научил их Нимврод, сам в свою очередь вдохновленный сатаной. Ошибаются те, кто считает эволюционную мифологему «современной и прогрессивной». Если во времена пророков и св. Отцов она облекалась в одежды мифов, то ныне она же скрылась под наукообразным покровом, оставаясь по сути той же. Здесь справедливы слова Соломона: «Нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят “смотри, вот, это новое”, но это уже было в веках, бывших прежде нас» ( Екк.1,9–10 ). Какое же основание для своих измышлений подыскивают эволюционные христиане в св. Писании? Чаще всего они ссылаются лишь на два текста: «У Господа один день, как тысяча лет (здесь они обычно останавливаются), и тысяча лет как один день» ( 2Петр.3,8 ). Очевидно, что здесь идет речь не о днях творения, а о вечности Божией, не изменяющейся из-за течения реки времени и не подвластной ее водам. Об этом же говорит и следующий текст: «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» ( Пс.89,5 ). Здесь также «забывается» вторая часть цитаты, благодаря чему теряется смысл этих слов. Если так понимать Библию , то получится, что и Христос пришел к ученикам по морю не в четвертую стражу ночи, а в четвертое ночное тысячелетие ( Мф.14,25 ), да и воскрес Он не в третий день, а в третью эпоху! Очевидна порочность подобных толкований Писания! Неудивительно при таком подходе к Откровению, что также сурово расправляются богословы-эволюционисты и со св.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Франк С. Л. С нами Бог – Париж, 1964. Цветочки святого Франциска Ассизского – М, 1913. Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию – М, 1955. Экзюпери А. Сочинения – М, 1964. Энциклика папы Пия XI, 1932, 3. V; Caritate Christi compulsi. Янышев И. Л., протопр. Православно-христианское учение о нравственности – СПб, 1906. Cruden " s Unalridged Concordance – Michigan, 1963. The Book of Common Prayer – London, 1963. The Interpreter " s Dictionary to the Bible, v. 2 – New York, 1962. The New Bible Commentary – Michigan, 1963. Список сокращений названий книг Священного Писания Агг. – книга пророка Аггея Ам. – книга пророка Амоса Быт. – книга Бытия Втор. – книга Второзаконие Гал. – послание к Галатам Дан. – книга пророка Даниила Деян. – деяния Святых Апостолов Евр. – послание к Евреям 3Езд. – третья книга Ездры Екк. – книга Екклесиаста Еф. – послание к Ефесянам Иак. – Соборное послание Святого Апостола Иакова Иез. – книга пророка Иезекииля Иер. – книга пророка Иеремии Ин. – Евангелие от Иоанна 1Ин. – первое Соборное послание Святого Апостола Иоанна Богослова Иов. – книга Иова Ион. – книга пророка Ионы Ис. – книга пророка Исаии Нав. – книга пророка Иисуса Навина Исх. – книга Исход Иуд. – Соборное послание Святого Апостола Иуды Кол. – послание к Колоссянам 1Кор. – первое послание Святого Апостола Павла Коринфянам Лев. – книга Левит Лк. – Евангелие от Луки Мал. – книга пророка Малахии Мк. – Евангелие от Марка 2Мак. – вторая книга Маккавейская Мф. – Евангелие от Матфея Неем. – книга Неемии Отк. – Апокалипсис Святого Апостола Иоанна Богослова 2Пар. – вторая книга Паралипоменон Прем. – книга премудрости Соломона 1Пет. – первое Соборное послание Святого Апостола Петра 2Пет. – второе Соборное послание Святого Апостола Петра Прит. – книга притчей Соломоновых Пс. – Псалтирь Рим. – послание Святого Апостола Павла к Римлянам Сир. – книга премудрости Иисуса сына Сирахова Суд. – книга Судей 2Тим. – второе послание к Тимофею 1Фес. – первое послание Святого Апостола Павла Фессалонийцам

http://predanie.ru/book/221205-kak-spast...

Христов мир разрушил стену раздора, которую построил дьявол, и дом, погрязший во взаимной резне и раздоре, уже объединен единым краеугольным камнем – Христом. Так скажем все: Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человеках благоволение ( Лк.2:14 ), ибо никакая награда не сравнится с любовью. И потому лучше всякой радости, когда установились мир и любовь, первая среди всех добродетелей. Нам всем остается, сделавшись одним царством, прийти к Богу с молитвами об укреплении земного царства и о счастье Царствия Небесного, чтобы царство и племя, которое Христос прославил на земле, было прославлено Им не только на земле, но и на небесах. Аминь. Перевод с латинского Н.С.Сорокиной. Свт. Леандр Севильский. Об образе жизни дев и презрении к миру 398 Епископ милостью Бога и Христа Леандр своей дочери во Христе и сестре Флорентине 1. Возлюбленная сестра Флорентина, когда я обдумывал, какие богатства собрать тебе в наследство и какими стяжаниями одарить тебя, бесчисленные образы обманчивого мира прошли передо мной. Как назойливых мух, отгонял я их дланью своего разума и размышлял про себя: Злато и серебро из земли и в землю возвратятся. Земельные угодья и доходы от имений ничтожны и ненадежны. 2. Ибо проходит образ мира сего ( 1Кор.7:31 ). И что бы ни встречал под солнцем, 399 сестра, мой взгляд, ничто не оказалось достойным тебя, ничто не могло служить наградой за твой подвиг. Я видел, как все изменчиво, недолговечно и тщетна. 400 Я убедился в истине Соломоновой мудрости: 3. Я предпринял большие дела, построил себе дома, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие дерева. Я сделал себе водоемы для орошения рощей, произращающих деревья. Я приобрел себе слуг и служанок, и много домочадцев было у меня. 4. Крупного же и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме. Я собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел себе певцов и певиц и услаждения сынов человеческих. чаши и кувшины для заполнения вином и превзошел я делами всех, бывших прежде меня в Иерусалиме ( Екк.2:4–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это имеет, во-первых, буквальное значение. Не должно в юношеских душах будить любовь, доколе ей самой угодно будет пробудиться в них. Этим указывается, сколь неуместны раннее чтение любовных книг, просмотр любовных фильмов, не говоря уже о сексуальном просвещении (а точнее – развращении) юношества. Весну не ускоришь, не подстегнешь. Она придет сама, когда ей угодно. Так и весну любви. А всякое искусственное ее возбуждение плохо кончается. Все должно произойти естественно, как в девственной нетронутой природе. Подобное явление имеет место и в духовной жизни. Весна должна набрать силу прежде, чем потекут ручьи; плод должен созреть прежде, чем сам упадет. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное... время обнимать, и время уклоняться от объятий; ...время любить, и время ненавидеть...» ( Екк. 3:1–8 ). Любовь Христова не может быть возбуждена искусственно. Небесный Жених Христос имеет ключ Давидов ( Откр. 3:7 ). Имя Давид означает «возлюбленный», то есть Господь имеет «ключ любви», «который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит». Господь в свое время затворил сердце фараона, и оно ожесточилось, и никакие казни не могли отворить его. Также Господь в свое время открывает Своей любви сердца людей и народов, и тогда никакие силы ада и гонителей не могут удержать их. Все это в Промысле Его, но не в произволе, что выражается словами заклинания доколе ей угодно , то есть это результат внутреннего созревания души или народа под воздействием благодати Божией. В свое время проснулся в любви к Богу первенец Божий – Израиль в Египте, потом и другие народы: греки, римляне, один за другим народы Европы, пока черед не дошел, по словам прп. Нестора-Летописца, в одиннадцатом часу и до народа русского. Так и в жизни человека. Лучи восходящего Солнца – Любви Божией озаряют сиянием спящую душу, и она сподобляется утреннего пробуждения к Богу. А будить в ночи бывает несвоевременно и даже духовно опасно. Это знают пастыри, имеющие душепопечение о вверенных им чадах духовных.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

29 . Plerique criminum suorum absolutione laetantur. Si emendaturi, recte; si perseueraturi in eis, stulte, quia longe illis plus damnatio profuisset, ne incrementa facerent peccatorum de quo sublimis apostoli sententia dicentis quod non solum ii qui fiagitiosa agunt, sed etiam qui ea probant digni morte sunt. Sed et illos qui talia condemnant in aliis qualia ipsi agunt inexcusabiles liaberi ut et sua damnatos sententia; cum enim alios condemnant, se ipsos condemnant. Nec sibi eos blandiri oportere, quia poenarum ad tempus inmunes uidentur et exortes reatus, cum grauiores poenas intra se luant et sibi rei sint, qui aliis non uidentur, atque in se intorqueant grauiorem conscientiae sententiam, cum de aliorum peccatis iudicant. Sed noli, inquit, о homo, diuinae bonitatis et patientiae thensauros contemnere; bonitas enim dei ad paenitentiam te prouocat, ad correctionem inuitat; duritia autem tua, qua in erroris pertinacia perseueras, futuri iudicii auget seueritatem, ut dignam retributionem tuorum accipias delictorum. 28 . Поэтому внимай словам пророка: Кто не принял всуе душу свою ( Пс. 23. 4 ). Всуе принимает душу свою – как сказали бы мы о тяготах этой жизни – тот, кто устраивает мирское и возводит телесное. Каждый день встаем мы с тем, чтобы есть и пить, и никто не может насытиться и через некоторое время не испытывать вновь голод и жажду. Каждый день ищем мы корысти, и нет предела нашей алчности. Сказано: Не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием ( Екк. 1.8 ). Сребролюбивый никогда не насытится серебром. Нет конца усилиям и нет плода от сего обилия. Каждый день жаждем мы узнать новое. Но что это знание, как не томление от вседневной скорби? Все сущее уже было прежде, и ничто под солнцем не ново, но все суета ( Екк. 1.9 ). Всю жизнь возненавидел я, – говорит Екклесиаст ( Екк. 2. 17 ). Возненавидевший жизнь, несомненно, с похвалой говорит о смерти. Притом он славит более умерших, нежели живущих, полагая блаженным того, кто вовсе не приходил в этот мир и не брал на себя тщетного труда 99 . Священное Писание говорит: Обратил я сердце мое, чтобы узнать радость нечестивого, исследовать и изыскать мудрость и меру, и познать через нечестие радость, и муку, и смятение, и нашел я ее горше смерти ( Екк. 7. 25–26 ) – не оттого, что смерть горька, но оттого, что горька она для нечестивого. И все же жизнь более горька, чем смерть. Ибо жить согрешая тяжелее, чем во грехе умереть, ведь пока живет человек, умножает он свои грехи, если же он умирает, то перестает грешить.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   II. Как учила подзаконная Вера о человеке? Она учила -    а) что Бог сотворил человека, по образу своему и по подобию (Прем. 2:23), сотвори облечена крепостию (Сир. 17:3) и праваго (Екк. 7:30), сотворил в неистление (Прем. 2:23), умалил его малым чим от ангел, славою и честию венчал его, и... вся покори под нозе его (Пс. 8:6-9), и потом, введши его в рай сладости, дал ему определённую заповедь для упражнения воли его в добре и для постепенного преуспеяния его в нравственном совершенстве. Но -    б) человек нарушил заповедь своего Создателя, и через то лишился многих совершенств и преимуществ: яд греха проник и повредил всё существо падшего прародителя нашего так, что все потомки его в беззакониях зачинаются и во гресех рождаются (Пс. 50:7); еси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благое, несть до единого (Пс. 52:4); бедствия всякого рода соделались уделом людей на земле (Екк. 2:23-26), и смерть вниде в мир (Прем. 2:24). Впрочем,    в) как ни глубоко падение человека, но он не перестал быть существом свободным: пред ним и теперь живот и смерть, и еже аще изволит, дастся ему (Сир. 15:11-17 и 20), и хотя тело его, лишённое плодов древа жизни, соделалось смертным, но душа, по-прежнему, остаётся бессмертной; и в то время, как персть наша возвращается в землю, якоже бе, дух возвращается к Богу, иже даде его (Екк. 12:7; сн. Прем. 3:1-4).    III. Как учила подзаконная Вера о Мессии? Что в Ветхом Завете было учение о Мессии, и притом как об одном особенном лице, ходатае между Богом и человеками,— в этом, прежде всего, удостоверяют нас многие весьма ясные места самой же Библии, в которых с точностью предсказываются время пришествия Мессии, место Его рождения, колено, из которого Он должен произойти, чудесный способ Его рождения от Девы; изображаются Его отличительные свойства, главные роды Его служения и многочисленные обстоятельства Его жизни: достоверность пророческого значения этих мест мы рассмотрим после; а здесь заметим только, что они, очевидно, могут быть приложены только к одному определённому, и притом особенному лицу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Ita dimitti petit quasi a uinculis quibusdam ad libertatem festinaret. Sunt enim uelut uincula quaedam corporis huius et quod est grauius uincula temptationum, quae nos alligant et ad iniuriam captiuitatis adstringunt quadam lege peccati. Denique in exitu ipso uidemus quemadmodum anima decedentis paulatim soluat se uinculis carnis et ore emissa euolet tamquam carcereo corporis huius exuta gurgustio. Denique festinabat etiam sanctus Dauid de loco hoc peregrinationis exire dicens: Aduena ego sum apud te in terra et peregrinus sicut omnes patres mei. Et ideo tamquam peregrinus ad illam sanctorum communem omnium festinabat patriam petens pro huius commorationis inquinamento remitti sibi peccata, priusquam discederet e uita. Qui enim hic non acceperit remissionem peccatorum illic non erit; non erit enim, qui ad uitam aeternam non potuerit peruenire, quia uita aeterna remissio peccatorum est. Ideoque dicit: Remitte mihi ut refrigerer prius quam eam, et amplius non его. 4 . Отчего же нам так дорога жизнь, если она полна тягот и тревог, бесчисленных козней, многих мучений и слез тех, кто угнетен скорбями, и нет, как сказано в Писании, того, кто бы их утешил ( Екк. 4.1 )? И поэтому Екклесиаст более славит умерших, нежели живущих, он говорит: Блаженнее их обоих тот, кто еще не родился, кто не видел этого зла ( Екк. 4. 3 ). И в другом месте 20 также Екклесиаст человеку, прожившему долгий век, предпочитает извергнувшегося до рождения из утробы матери, ибо последний не увидел злых дел, что творятся в мире, не сошел в эту тьму, не погряз в суете века сего. И скорее обретет покой тот, кто не приходил в эту жизнь, чем тот, кто пришел в нее. Чем хороша жизнь для человека, который живет во мраке 21 и не может насытиться своими желаниями? Если он в изобилии приобретает богатства, то теряет плод своего спокойствия, потому что принужден сторожить то, чего он с постыдной алчностью добивался, чтобы теперь еще более жалким образом владеть вещами, которые не могут ему принести пользу. Что может быть более достойно сожаления, чем участь мучительно сторожить богатства, которые, несмотря на изобилие, совершенно бесполезны?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

5. Однако в конце своего грандиозного перечня Соломон приходит к выводу: И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труды, которыми всуе упорно трудился, и увидел, что все – суета и томление духа и ничто не остается под солнцем ( Екк.2:11 ). Заключает же он так: 6. И возненавидел я весь труд мой, которым трудил ся под солнцем , не покладая рук. Придет после меня наследник, и я не знаю, мудр он будет или глуп. Он будет распоряжаться всем трудом моим, от которого я изнемогал и мучился. Что может быть более тщетным? И остановился я, и отреклось сердце мое от трудов под солнцем ( Екк.2:18 –20). 7. Вразумленный этим рассуждением, я понял: мой родственный долг состоит не в том, чтобы одарить тебя не имеющими в себе никакой прочности и зависящими от внешних обстоятельств вещами, которые обманут тебя и оставят ни с чем. Я приготовил бы для тебя несчастья, я вверг бы тебя в опасности и неустройство, если бы счел достаточным дать своей сестре только то, что вор может унести, червь подточить, ржавчина изъесть, 401 огонь пожрать, земля поглотить, вода истребить, солнце сжечь, буря опустошить, а лед сковать. 402 8. Предавшаяся земным попечениям душа, вне всякого сомнения, оставляет Бога и теряет свой невозмутимый и неизменный образ. He может принять ни божественную сладость Слова, ни радость Святого Духа тот ум, который зависит от мирских невзгод и остается под гнетом житейских забот. 9. Если бы я наложил на тебя такие вериги, навьючил на тебя такую поклажу и обременил тебя таким грузом земных помышлений, то ты была бы вправе счесть меня недругом, а не близким человеком, принять не за брата, а за губителя. Одним словом, возлюбленная сестра, среди того, что заключают небесные просторы, что вмещают пределы мира и что распространено по лицу земли, я не нашел ничего достойного стать приношением для тебя.  Необходимо перенести поиски превыше небес, и там, где преумножаешь ты дар девства, обрести тебе и наследие, и награду за него. 403 Ценность чистоты по воздаянию за нее познается и по вознаграждению постигается. Девство может показаться малозначащим, как даруемое для краткого служения в мире, однако, оно превосходно и преславно, уже на земле достигая ангельской чистоты и входя в избранный удел Господа сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010