«Кто ударяет тебя в (одну) щеку,.. обрати к нему и другую» (ср. Мф.5:39 ). Этим утверждает, что то (сказанное древним) изречение: «удар за удар» (ср. Исх.21:23–25 ), несовершенно, поскольку то, что совершенно и истинно, установил во дни благодати, говоря: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не можете войти в Царство Небесное» (ср. Мф.5:20 ). Итак, тем сказано было: «не убивай» ( Исх.20:13 ), – вам же: «не гневайся» (ср. Мф.5:22 ); тем: «не прелюбодействуй» ( Исх.20:14 ), – а вам: «не вожделей» (ср. Мф.5:28 ); там: «зуб за зуб» ( Исх.21:24 , Лев.24:20 , Втор.19:21 ), – а здесь: «кто ударяет тебя в... щеку,.. обрати к нему и другую» (ср. Мф.5:39 ). И иным образом тому же учит: «если ты хочешь принести дар твой на алтарь твой, то ...оставь... дар твой... и пойди... примириться» (ср. Мф.5:23–24 ), – что сказал для того, дабы никто не сомневался, справедливо или нет пренебречь Божественным жертвоприношением и оставить без отмщения преступников. «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев» ( Мф.5:20 ). Поскольку, если закон повелевает: «не собирай колосьев после жатвы твоей, и не сбивай маслин твоих два раза, и не подбирай ягод в винограднике твоем, но пусть остается это бедным» (ср. Лев.19:9–10 ), – если сие сказано тем, которые живут под законом, то что повелевается христианам, которым Господь сказал: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев,.. то вы не можете войти в Царство Небесное» (ср. Мф.5:20 )! «Вы слышали, что сказано... не убивай, ибо кто убивает, подлежит суду. А Я говорю вам: кто говорит брату своему: безумный» (ср. Мф.5:21–22 ). Потому что это имя ( безумный) также оскорбляет человека по причине (выражаемого им) пренебрежения. Человек, хотя и простой, понимает течение времени, мудрый же понимает течение помыслов 104 . Итак, совершенных хотел привести к совершенным, то есть совершенных – к Ангелам. У Господа праведники виновны, дабы и сами признавали себя виновными друг перед другом. Бог дал свободу человеку, которого создал по образу Своему, дабы тот властвовал над желанием, – как и Бог , имеющий (это) по (самой) Своей природе. И примет, как и Бог, хотя уже всем владел по природе, однако свободно подверг Себя изменчивостям человеческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

22:17–25 В жертву должны были приноситься животные без всякого порока. Это объяснялось тем, что Богу полагалось отдавать только самое лучшее ( Мал. 1,8 ): жертвы были святы, а святость олицетворялась совершенным телом (см. предписания священникам в 21,17–21). 22:23 В случае принесения необязательной «добровольной жертвы», одной из разновидностей мирной жертвы (гл. 3), животное могло быть с небольшими недостатками. 22:27–28 Убийство животного сразу же после его рождения означало неуважение к жизни и поэтому было несовместимо со святостью. То же относится к одновременному убийству животного и его детеныша (ср. Втор. 14,21; 22,6.7 ). Глава 23 23:1–44 Господь обращает внимание на календарь святых дней, предназначенный для мирян. Он рассказывает о том, что следует делать в различные дни. В Чис., гл. 28; 29 Он обращается со Своими указаниями к священникам, подробно останавливаясь на жертвах, которые нужно приносить в каждый из этих дней. 23:4–8 См. Исх.,гл.12;13. 23:9–14 Ср. 1Кор. 15,23 . 23:26–32 Ср. 16,2–34. 23:33–43 См. Втор. 16,13–17 . Еврейские ежегодные праздники. Глава 24 24:1–9 Моисей излагает требования Господа относительно елея для светильника 24:2 См. Исх. 25,31–40 . и хлебов для скинии. 24:5 В святилище напротив светильника находился стол. На нем раскладывались двенадцать хлебов, которые символизировали двенадцать колен Израилевых. Такое расположение хлебов и светильника говорит о том, что Израиль постоянно находится в свете Божией заботы и благословения. 24:10–23 Моисей подробно рассказывает об одном из случаев богохульства и о его гибельных последствиях. 24 родившийся от египтянина. После многих лет рабства, проведенных в Египте, такие смешанные браки были обычным явлением. 24 злословил. См. Исх. 20,7 . 24 положат руки свои на голову его. Это действие избавляло от вины, которая ложилась на всех, кто слышал богохульство. 24:17 Ср. Быт. 9,6 . 24 Око за око, зуб за зуб. Иначе говоря, наказание должно быть адекватно совершенному преступлению. Этот закон призван был обуздать чрезмерную мстительность ( Быт. 4,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

не допускала касаться их птицам небесным. У евреев считалось величайшим позором допустить, чтобы тела убитых стали пищей для птиц и зверей ( Втор. 28,26 ; 1Цар. 17,44.46 ; Пс. 78,2 ; Ис. 18,6 ; Иер. 7,33; 16,4 ). Рицпа была намерена стеречь тела до тех пор, пока не удастся похоронить их надлежащим образом (ст. 11–14). 21:11–14 Неусыпное бдение Рицпы побудило Давида собрать не только останки недавно погибших, но и кости Саула и Ионафана, и предать их погребению в усыпальнице Киса, отца Саула. 21 и умилостивился Бог над страною после того. Точно такие же слова звучат в конце книги (24,25), после прекращения моровой язвы, которую навлекла предпринятая Давидом перепись. 21:15–22 Данные стихи описывают победы Давида и его воинов над филистимлянами. Даже приблизительную хронологию этих событий установить затруднительно. 21 один из потомков Рефаимов. Слово «Рефаимы» в данном контексте следует, по всей видимости, связывать с народом, населявшим Ханаан до прихода туда израильтян ( Быт. 14,5; 15,20 ; Втор. 2,20 ; Нав. 17,15 ) и славившимся огромным ростом (см., напр., Втор. 3,11 ). «Рефаимами» иногда называли и другие народы, отмеченные особой силой и статью (такие как эмимы, замзумимы и енакимы, Втор. 2,10.11.20.21 ). Иисус Навин поразил енакимов и на горе Иудиной, и на горе Израилевой ( Нав. 11,21.22 ), однако те могли уцелеть в Газе, Гефе и Азоте т.е. на территории, о которой идет речь в следующих стихах. триста сиклей. Т.е. около трех килограммов. Наконечник копья Голиафа весил вдвое больше ( 1Цар. 17,7 ). 21 Авесса. См. ком. к 2,18. светильник Израиля. В этой метафоре находит отражение то обстоятельство, что обетование благословения и все упования Израиля были сосредоточены исключительно на личности Давида и на его доме (см. ком. к 1Цар. 3,3 ). 21 Рефаимов. См. ком. к ст. 16. 21 убил Елханан... Голиафа. Т.е. данный стих приписывает победу над Голиафом не Давиду, а другому человеку. Соответствующий ему стих 1Пар. 20,5 однозначно разрешает это недоразумение, ибо в нем говорится, что Елханан поразил «Лахмия, брата Голиафова». Однако именно по этой причине названное место книги Паралипоменон вызывает сомнения у большинства комментаторов. Некоторые из них склонны объяснять текст книги Царств, исходя из предположения, что Елханан второе имя Давида (ср. 12,25, где Соломон наречен вторым именем Иедидиа). Но такое объяснение создает некоторые трудности для объяснения 1Пар. 20,5 , разве что победы над Голиафом и Лахмией были одержаны действительно одним человеком Давидом-Елхананом. Неоспоримым, однако, является факт победы Давида над Голиафом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Если какой-нибудь судья примет подношение, наказанием ему будет смерть (Исх 23.8; Втор 16.19:27.25). Отвергающий мольбу о помощи, когда может помочь, несет ответственность. То, что сам не отдавал, не получишь назад. Нельзя прикасаться к чужому и, если даешь в долг, запрещается получать от этого прирост. [Это и многое другое, подобное тому, весьма способствует добрым отношениям между нами.]    28. (209) Стоит упомянуть и о том, какого мнения придерживался наш законодатель о терпимости к иноплеменникам. Ему, как станет ясно, лучше всех удалось предупредить опасность того, что мы исказим свои законы или будем враждебно относиться к тем, кто избирает для себя жить по ним. Ведь сколько бы ни приходило к нам чужеземцев с желанием подчиняться тем же законам, что и мы, он всех принимает дружелюбно, полагая, что родство возможно не только по общности происхождения, но и вследствие избрания [единого] образа жизни. С теми же, кто без всякой цели приходит к нам, он не допустил никакого смешения в обычаях.    29. (211) Также он сделал предписания и относительно всего остального, в чем нуждаются люди, — следует предоставлять всем, кому это необходимо, огонь, воду, пищу, указывать дорогу (Втор 27.18), никого не оставлять без погребения (Втор 21.23). И не быть слишком жестокими по отношению к врагам. Ибо он не разрешил опустошать их страну огнем или вырубать плодовые деревья (Втор 20.19) и запретил грабить тех, кто пал в битве. И о пленниках он проявил заботу, чтобы оградить их от поругания, в особенности женщин (Втор 21.10, Ср. Нав 10.24). В своем желании воспитать нас в кротости и человеколюбии он не забыл даже о бессловесных животных. Он допустил использование их только сообразно закону, а любое другое запретил. Тех животных, которые приходят к человеческому жилью, как бы прося защиты, он не позволил убивать. И запретил забирать из гнезда родителей с их детенышами (Втор 22.6). И даже в неприятельской стране он предписал щадить рабочий скот и не убивать. Так по отношению ко всему он велел проявлять милосердие, одни из вышеназванных законов учредив для поучения, а другие, наоборот, для наказания тех, кто их неоправданно преступил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3448...

Данная глава содержит несколько описаний возрожденного народа, и каждое озаглавлено каким–либо вариантом заветной формулировки (1; ср.: 30:22) и поэтическим высказыванием о том, что обновление следует за наказанием (2). Образ девы прежде употреблялся лишь в обличительных высказываниях (18:13–15). Тут он противопоставляется бывшей «блуднице» (2:20). В новом завете все предыдущие пятна позора будут смыты. Более того, новая жизнь будет такова, что ее можно будет изобразить в образах простых и радостных. Идея Израиля–Девы ведет к красочному портрету молодой женщины, собирающейся потанцевать на празднике (ср.: Суд. 21:20–21 ). Земледельцы будут собирать урожай и славить щедрость Божью в храме Иерусалимском (66). Все это будет таким потому, что во время суда и наказания любовь Божья не оскудеет, потому что она непреходяща. Это выражено в той особой любви (любви вечной), которой Он полюбил Свой народ (3). Народ вернется из плена (7–9), многочисленный остаток (см.: 6:9) приведет с собой своих увечных и больных, плача от радости, а Господь, их любящий Отец, выберет для них ровную дорогу. Израиль теперь глава народов (7), а не просто один из тех, кого Бог покарал Навуходоносором (27:8); он стал таким только потому, что был избран для того, чтобы познать Божью любовь (ср.: Втор. 7:7–8 ). Следующее пророчество адресовано всем народам (10–14). Вновь они соберутся под охрану пастыря (ср.: 23:3). Пшеница, вино и елей символизируют материальные благословения земли в соответствии с заветом (ср.: Втор. 7:13 ); зацветут сады, и люди станут танцевать (вновь, ср.: ст. 4). Радость коснется всех – старых и юных, мужчин и женщин, мирян и священство (13, 14). Все это будет свидетельствовать о том, что Бог верен Своему народу и силен благословить его, как обещал. Ни один народ не сможет удержать тех, кого Он решил искупить (И; ср.: Рим. 8:31 ). Выразительный женский образ здесь находит свое продолжение (15–22) в лице Рахили, плачущей о своих детях. Рахиль, младшая жена Иакова, была матерью Иосифа ( Быт. 35:24 ), патриарха северных племен Ефрема и Манассии. Ее плач символизирует скорбь всего Израиля, а в особенности его матерей, потерявших северные племена во время ассирийского плена, и южные в Вавилоне. В ответ на этот плач говорится о возрождении (16–17). Ефрем (означающий Израиль) изображен как искренне раскаявшийся (в противоположность ложному покаянию; 3:22б–25). В ответ на обращение народа Бог Сам обращается к нему (18); в прошлом они только отвращались друг от друга (3:22а). Сам Бог устроил все это, и Его сострадание в конце концов оказывается сильней Его суда (20; ср.: Ос. 11:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Нуждающемуся я не отказывал в его просьбе, глаз вдовы я не томил; хлеба моего я не съедал один; если я видел нуждающегося без одежды и бедняка без покрова, то благословляли меня его чресла, он был согрет шерстью овец моих» ( Иов.29:12 и д. 31:16 и, д.). И законы содержат подобные увещания, которые глубоко и сильно мотивируются приглашением поставить себя в положение нуждающегося, чтобы чрез то иметь возможность ощутить его потребность ( Исх.22:20 ; Втор.15:15 ср. Лев.19:18 ). Но вместе с тем эти увещания в законах принимают форму определенных постановлений, цель которых – смягчить положение бедных в разных отношениях. Во время паствы должно оставлять несжатым край поля, который должен принадлежать бедным, Лев.19:9; 23:22 . И при собирании плодов и жатв не должно с тщательностью отыскивать плодов и забытых колосьев, а – оставлять остаток нуждающимся, Втор.24:19 и д. Лев.19:10;23:22 107 . Кто проходит мимо виноградника или нивы, может утолить свой голод ягодами или колосьями, Втор.23:25 и д. Второзаконие неоднократно требует при всех жертвенных пиршествах приглашать в качестве гостей вдов, сирот, пришельцев и бедных левитов 14:12 и т. д.. В каждый 3-й год собирается десятина с назначением служить поддержкой бедным Втор.14:28 и д. ср. § 42. Суббота должна быть днем покоя для рабов и пришельцев, Исх.20:10; 23:12 ; Втор.5:14 . В год покоя совершенно уничтожается различие между имущим и неимущим, так как все, что приносит тогда земля, делается общим достоянием, ср. § 22. 36). Но одними этими благодетельными постановлениями законы не ограничиваются. Разные группы законов, хотя и в различном объеме и различным образом, содержат, кроме того, в высшей степени своеобразные попытки – устранить корни зла и взять под охрану личную и экономическую самостоятельность отдельных израильтян 108 . Законы книги завета начинаются рядом постановлений об еврейских рабах и рабынях, которые имеют в виду возможность более ограничить рабство сочленов народа ( Исх.21:1 и д.). Если кто-либо покупал в раба своего единоплеменника, то последний должен отправлять рабскую службу только 6 лет, в 7-й же год он получает свободу без выкупа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

12:25. Сопоставляя гору Синай и небесную гору Сион, автор возвращается к аргументу qal vahomer ,«насколько же более». (Аргументы «от меньшего к большему» были широко распространены, особенно в иудейской системе аргументации, но встречаются также у греков и римлян и др.; ср.: Прит. 15:11 .) Если закон был прославлен и его профанации следует опасаться, то «насколько же более» следует опасаться профанации закона небесного, вызывающего еще большее благоговение, – закона Нового Завета, данного свыше (12:25–29). 12:26. Земля колебалась, когда Бог пришел, чтобы дать Свой закон на Синае ( Исх. 19:18 ; ср.: 2 Вар. 59:3); в более поздней иудейской традиции это еще более усиливается: Бог поколебал весь мир. Мысль о великом землетрясении в конце времен имеет «ветхозаветные ( Ис. 13:13 ) и более поздние параллели (см., напр.: 2 Вар. 32:1), но автор здесь напрямую цитирует Агг. 2 (ср.: Аг. 2:21 ). 12:27. Автор разъясняет процитированный им текст. Поскольку в Агг. 2упоминается об обетовании Бога, которое Он дал, когда выводил Израиль из Египта, то выражение «еще раз» в Агг. 2относится к предыдущему землетрясению; естественно, это первое землетрясение следует связывать с тем, которое произошло на Синае. Второе землетрясение еще только ожидается – когда Бог покорит все народы и наполнит Свой храм славой ( Агг. 2:7 ). Автор Евр. добавляет к этому тексту свое понимание будущего и делится со своими читателями точкой зрения, которая подчеркивается в греческой философии, но не противоречит и Ветхому Завету: то, что нельзя изменить, – поистине вечно. 12:28. Автор Евр., как и многие другие еврейские писатели, иносказательно использует язык жертвоприношений для описания надлежащего богослужения (ср.: 13:15; см. коммент. к Рим. 12:1 ). О «царстве непоколебимом» см. в Пс. 95 (особенно в LXX). 12:29. Автор напрямую цитирует Втор. 4:24 ; ср. также: Втор. 9и Исх. 24:17 . Во Втор. 4Бог снова называется «Богом ревнителем»; Евр. 12ясно предостерегает против того, чтобы принимать Его последнее откровение как само собой разумеющееся.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Нуждается в объяснении, почему в стт. 51–54, где говорится о могущественных спасительных деяниях, используется прошедшее время (аорист). Предположение, что речь идет о совершившемся во времена ВЗ, несостоятельно ввиду контекста. Скорее всего здесь аористом переведен еврейский перфект — либо в итеративном значении (то есть речь идет о том, что Бог делает всегда), либо “пророческий” перфект, который означает будущие события, которые, однако, уже отчасти стали действительностью в момент речи. Та же сила Божия, которая обнаружила себя при исходе Израиля из Египта, сейчас проявляется в рождении Мессии, см. Пс 88:11; 117:15; Исх 6:1,6; Втор 3:24. ‘Epo…hsen ‘явил силу’ [ц.-слав. сотвори державу — Реф.] — буквальный перевод евр. hayil, букв. ‘сделал силу’. Спасение, однако, неотделимо от осуждения неправедных, поэтому о Боге сказано, что он рассеял Своих противников, ср. Чис 10:35; Пс 67:2; 88:11. Слово Шper»fanoj ‘гордый, надменный’ выражает мысль о гордыне и уверенности в себе, которая побуждает к богопротивлению (ср. Рим 1:30; 2 Тим 3:2; Иак 4:6; 1 Пет 5:5). Ст. 52, в котором говорится о том, как Бог поступает с гордыми правителями и смиренными праведниками, отображается в ст. 53, где тот же контраст выражен словами, означающими социальный статус, причем оба стиха вместе создают хиастическую (то есть перекрестную) структуру: сильных…смиренных… — алчущих…богатящихся. Алчущие получают полноту благословения от Бога (ср. 6:21), а богатые не только ничего не получают, но лишаются и того, что имеют (ср. 12:20–21). ‘алкать’ имеет более широкое значение, чем голод, и означает вообще нужду. Эти стихи, однако, не следует понимать в одном лишь духовном смысле — здесь имеется в виду преображение всей жизни, включая и ее материальную сторону. Наконец, Божие спасительное действие усматривается в исполнении завета с Израилем, Божиим отроком ( pa‹j), то есть слугой (Ис 41:8–9; 42:1; 44:21), которому Он ‘пришел на помощь’ [в синодальном переводе воспринял — Реф. ], ср. Ис 41:9; 42:1; ср. тот же глагол топ ‘поддерживать слабых’ в Деян 20:35. Синтаксическая структура ст. 55 не очень ясна. Его можно понять как ‘воспомянув милость, … (обещанную) Аврааму…’, либо как ‘говорил отцам нашим, (в том числе) Аврааму…’, либо, наконец, как ‘говорил к отцам нашим ради Авраама’; впрочем, только первое понимание естественно сочетается с e„j тХп а„опа ‘до века’. Ср. творящий милость помазаннику Своему Давиду и потомству его во веки в 2 Цар 22:51. Авраам часто упоминается в Лк и Деян как духовный отец Израиля (1:73; 3:8; 16:24), а Израиль — как его семя, то есть потомство (20:28; Деян 3:25; 7:5–6; 13:23). Здесь понятие семени как будто ограничивается лишь теми, кто духовно является детьми Авраама, так как делающие зло отвергаются Богом (1:51–53), однако пока нет речи о том, что в это число войдут и верующие из язычников.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Государственные повинности у евреев состояли: 1) в уплате государственной подати и налогов и 2) в несении службы при дворе и на войне. 1 . Государственная подать у евреев стала взиматься только со времени царей и состояла в уплате десятой части от посевов, виноградников и от мелкого скота ( 1Цар. 8:15, 17 ; 3Цар. 12:14 ). Впоследствии она была, вероятно, переведена на деньги и была поголовною (ср. 4Цар. 12:4 ) После вавилонского плена эта подать уплачивалась сперва в пользу персов ( 1Ездр. 4:13; 7:24 ), потом – Селевкидов ( 1Мак. 10:29; 11:35 ), а со времени завоевания Палестины римлянами – в пользу римлян (Antiquit. jud. XIV, 4, 4). После того как Иудея стала римской областью, иудейская поголовная подать (census- κσος, слав. кинсон, ср. Мф. 17:25; 22:17, 19 ; Мк. 12:14 ) состояла из одного динария, на котором было изображение римского императора ( Мф. 22:19–21 ). Кроме поголовной подати, евреи также платили другие налоги и пошлины, как-то: на содержание царского двора ( 1Цар. 8:14 ; 3Цар. 4:21–24 ), за право торговли, а во время господства Селевкидов пошлину на соль и особый венечный сбор ( 1Мак. 10:29 ). 2 . Несение службы при дворе заключалось в исполнении разных должностей при царском дворце ( 1Цар. 8:11–13, 16 ). Что касается воинской повинности, то установление ее относится ко времени царей (Ср. § 81). Во время Моисея и судей не было отдельного класса воинов, а весь народ в лице годных к воинской службе лиц исполнял военную службу (ср. § 80). Постоянное войско явилось со времени первого царя (ср. 1Цар. 8:11–12 ), правильную организацию получило при Давиде ( 1Пар. 27:1–25 ), после чего продолжало существовать у евреев до самого вавилонского плена, когда остававшаяся в живых часть его была переселена в плен ( 4Цар. 24:16 ). После вавилонского плена евреи имели самостоятельное регулярное войско только во время Маккавеев, в остальное же время у них были иноземные войска. § 91. Организация военного дела Организация военного дела у евреев в своих существенных чертах была указана в законе Моисея. Моисей, сам бывший опытным полководцем, о военных походах которого против Эфиопии говорит сохранившееся у Иосифа Флавия предание 302 , дал евреям следующие законы о войне: а) годными к войне являются все мужчины, от 20 до 50 лет, исключая боязливых, новобрачных, построивших новый дом или насадивших виноградник и не успевших их обновить ( Втор. 20:5–9 ); б) прежде осады города, должно предложить жителям его, не желают ли они сдать его добровольно и с миром, и, в случае отказа с их стороны, брать его силою (Втор. 20и дал.); в.) при осаде не рубить плодовых деревьев вокруг города ( Втор. 20:19 ); г.) из добычи одна половина должна делиться между воинами, ходившими на войну, а другая – между остававшимися дома, которые с своей стороны должны были дать соответствующую часть священникам ( Чис. 31:26, 27, 42–54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

А. Альт в исследовании истоков ветхозаветного права (1934), проанализировав жанровые формы правовых текстов, выделил в ВЗ 2 группы юридических предписаний: казуистическое и аподиктическое право. Казуистические законы обычно описывают конкретную ситуацию или судебный случай (протасис) и предписывают наказание или возмещение ущерба (аподосис); формулируются эти предписания в условном стиле («если...», т. е. с вводным  ) (Исх 21. 2, 18-19; 22. 15-16). Альт обнаружил мн. параллели между ветхозаветным казуистическим законом и древними внебиблейскими юридическими документами, что позволило ему сделать вывод о том, что древние израильтяне при завоевании Ханаана заимствовали мн. ханаанские законы, касающиеся оседлой жизни. В отличие от этой группы аподиктические предписания представляют собой краткие безусловные повеления или запреты, к-рые не связываются с конкретной ситуацией и не формулируют определенного наказания (Исх 21. 12, 14, 15-17, 21-25; заповеди декалога: «не кради», «не прелюбодействуй» и др.). Альт рассматривал аподиктические законы как подлинные законы Израиля, восходящие еще к жизни до захвата Палестины. К категории этих законов он отнес и декалог. Как и Мовинкель, Альт считал, что эта форма закона сохранилась с древнейших времен в богослужении, и относил ее даже к домоисеевой эпохе. Совр. форму декалога Альт рассматривал как позднее развитие изначальной аподиктической формы. Этот взгляд на раннюю историю Израиля, разделяемый также М. Нотом , практически не оставляет места для «исторического Моисея». Критики работы Альта подчеркивали, что аподиктическая форма закона не была присуща только израильскому законодательству ( Wright. 1988. P. 787). Дж. Менденхолл ( Mendenhall. 1955) сравнивал хеттские вассальные договоры позднебронзового века с библейскими текстами, рассказывающими о заключении завета (Исх 19-24; Нав 24), и выделил в них ряд общих черт: преамбулу, в к-рой указывается верховный владыка или сюзерен (ср.: Исх 20. 1-2а); исторический пролог (ср.: Исх 2б; Втор 1-3); условия договора (Д. з.); обеспечение залога и чтение договора (ср.: Исх 25. 16; Втор 31. 9-13); благословения и проклятия (Втор 27-28). Менденхолл пришел к выводу, что в декалоге, выражающем основные условия заветных отношений, были использованы формальные черты древневост. вассального договора и что Моисей, живший в позднебронзовый век и знавший егип., а через нее и хеттскую практику управления гос-вом, вполне мог использовать такую форму. С этим выводом согласились мн. зап. исследователи, хотя ряд положений гипотезы Менденхолла впосл. был оспорен также на основании анализа ближневост. договорных документов - в частности, точная зависимость ветхозаветных текстов от подобных договоров, а также датировка библейских текстов через небиблейские данные ( Wright. 1988. P. 787).

http://pravenc.ru/text/Десять ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010