состарился. Иисус Навин умер в возрасте ста десяти лет (24,29 и ком.). 23:3–8 В этих стихах содержится первый из трех призывов к верности в послушании, с которыми Иисус Навин обратился к Израилю. 23 Бог ваш Сам сражался за вас. См. ком. к 10,14. 23 разделил... по жребию. Букв.: «бросил» (см. ком. к 13,6). удел. См. ком. к 1,6. 23 Бог ваш Сам прогонит их от вас... как говорил вам Господь Бог ваш. Верность Бога Своим обетованиям, явленная Израилю во дни Иисуса Навина, сохранит свою силу и в последующие времена. 23 Посему во всей точности старайтесь. Слова Господа, с которыми Он обратился к Иисусу Навину (1,6.7 и ком.), теперь отнесены ко всему Израилю. исполнять. См. ком. к 1,7. в книге закона. См. ком. к 1,8. 23 прилепитесь. См. ком. к 22,5. как вы делали до сего дня. «Прилепившееся к Господу» поколение израильтян, пришло на смену тому, которое некогда взбунтовалось против Бога (ср. 24,31). 23 пред вами никто не устоял. Обетование, данное Иисусу Навину (1,5), исполнилось для всех израильтян ( Втор. 7,24; 11,25 ). 23 всячески старайтесь любить. Любовь в библейском понимании есть нечто большее, чем только чувство; она может быть обязанностью и должна находить свое выражение в радостном и добровольном повиновении (ср. ком. к 22,5). 23 отвратитесь. См. ком. к 22,16. 23 Бог ваш не будет уже прогонять. Обетование Божие остается в силе (ст. 5), однако оно не принесет блага тем, кто отвергает милость Божию. Такой смысл содержался изначально в самом обетовании ( Быт. 12,3 ). будете истреблены с сей доброй земли. Дарование земли обетованной служило выражением любви и верности Божией, утрата же ее будет свидетельством Его гнева и осуждения Им Израиля. 23:14–16 См. ком. к ст. 3–8. Завершая свою речь, Иисус Навин вновь напоминает о верности Бога и предупреждает о пагубных последствиях отступничества о Господа. 23 знаете всем сердцем вашим и всею душею вашею. Знание верности Божией никогда не может быть только умозрительным, оно формирует личность человека. не осталось тщетным ни одно слово. См. ком. к 21,45.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Мф.12:2 .  Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. (Ср. Мк.2:24 ; Лк.6:2 ). Срывание колосьев не только не запрещалось в законе, как воровство или похищение чужой собственности, но прямо дозволялось ( Втор.23:25 ). Фарисеи, таким образом, обвиняли учеников не в том, что они срывали колосья и ели, а в том, что это происходило в субботу. В Талмуде это ясно запрещено. Срывание и растирание колосьев для отделения зерен от шелухи приравнивалось к молотьбе зерен, которая была одной из 39 рядовых работ, запрещенных в субботу (перечислены у Переферковича. Талмуд. Т. II. Трактат Шаббат, VII, 2, с. 44). Фарисеи, очевидно, наблюдали за Спасителем, хотя по тону евангельского рассказа и можно судить, что настоящая встреча отличалась несколько случайным характером. Предположение, что срывание колосьев было запрещено до тех пор, пока не представлялся в храм первый сноп жатвы, ни на чем не основано. Ученики Христа, как видно из Его дальнейших слов, были голодны и потому начали срывать колосья. Слово «делают» относится не к «есть» (стих 1), а к срыванию колосьев. Мф.12:3 .  Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Мф.12:4 .  как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? (Ср. Мк.2:25–26 ; Лк.6:3–4 ). У Марка и Луки сообщается об этом одинаково с небольшой разницей в выражениях, которая совершенно не изменяет смысла речи. Спаситель в Своем ответе фарисеям ( κα ποκριθες – Лука) ссылается на изложенную в 1Цар.21:2–6 известную историю о том, как Давид, спасаясь от Саула, прибыл в Номву, где была тогда скиния (Шенкель), и попросил священника Ахимелеха (так в еврейском тексте, у Семидесяти – Авимелех, а не Авиафар, как в Мк.2:26 ) дать ему и бывшим с ним хлеба, потому что все они были голодны. Замечательно, что священник Ахимелех, отвечая на просьбу Давида, сомневается в ее законности, но не потому, что это было в субботу ( 1Цар.21:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Более того, заявление Иисуса о том, что Он пришел исполнить закон, само по себе отрицает предыдущие попытки его истолкования как несостоявшиеся. Н. п.- это не толкование закона и не рецепция предания, это вызов, который можно принять или отвергнуть и который - в самой постановке вопроса - исключает возможность казуистической интерпретации. В Мф 5. 20 полемика с евр. традицией впервые выражается прямо: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Раввинистическая традиция оценивается здесь не с т. зр. ее корректности в истолковании закона, а с т. зр. ее соответствия эсхатологической перспективе. Единственным критерием оценки этого соответствия оказывается слово Самого Иисуса, к-рое, как и образ Бога в заповедях блаженства, не нуждается в дальнейшем обосновании. Это представление о слове Иисуса обобщено в последнем стихе Н. п.: «Он учил их, как власть имеющий» (Мф 7. 29) - и проходит через весь текст Н. п. (не случайно именно личное отношение к Иисусу, Посланнику Бога, становится кульминацией заповедей блаженства - см.: Мф 5. 11). Непосредственно за апофтегмой Мф 5. 20 следует серия из 6 антитез (Мф 5. 21-48), 4 из к-рых непосредственно отсылают к текстам ВЗ (ср.: Мф 5. 21 и Исх 20. 13; Мф 5. 27 и Исх 20. 14; Мф 5. 31 и Втор 24. 1; Мф 5. 38 и Исх 21. 24), в т. ч. к 2 заповедям из декалога. Иисус указывает на то, что эти заповеди не достигают цели, ибо их исполнение недостаточно для достижения совершенства. Человек призван соответствовать в своих поступках не религ. предписаниям, а Богу, действия Которого описаны универсалистски, без внимания к национальным интересам раввинистической (и во многом ветхозаветной) традиции: «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5. 45). «Не судите да не судимы будете...» Роспись ц. Св. Троицы в Никитниках, Москва. 1653 г. «Не судите да не судимы будете...» Роспись ц.

http://pravenc.ru/text/2564590.html

левит. Этот человек был из колена, которое было избрано Богом для служения при Его Святилище. наложницу. Наложницами обычно были рабыни, которые не пользовались правами законных жен (ср. 8,31 и 9,18). 19 поссорилась с ним. Или: «была неверна ему». Закон иудейский требовал побивать камнями виновных в супружеской неверности ( Втор. 22,22 ). Но в то время, о котором здесь говорится, «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (17,6; 21,25). 19:3–10 Гостеприимство тестя, столь характерное для древнего Востока, резко контрастирует с негостеприимным поведением вениаминитян в Гиве, о котором говорится далее. 19 к Иевусу, что ныне Иерусалим. См. 1,21 и ком. 19 не пойдем в город иноплеменников. Ирония в том, что левит и его наложница, отказавшись остановиться в городе иноплеменников, решили заночевать в Гиве Вениаминовой, где подверглись обхождению, сравнимому разве что с обычаями Содома и Гоморры (см. ком. к 19,1 21,25). до Гивы. Город во владении колена Вениаминова, родина Саула (в 1Цар. 11,4 он назван Гивой Сауловой). 1920,48 Грех Гивы был подобен греху Содома и Гоморры ( Быт. 19,1–13 ), и потому все сыны Вениаминовы должны были погибнуть. Обычаи соплеменников в конечном счете негативно сказалось на Сауле и его потомках. 19 сел на улице в городе. Таким способом путники показывали, что нуждаются в «доме для ночлега» (ст. 16–20). 19 один старик... с горы Ефремовой. В данном случае гостеприимство проявил иноплеменник. 19 к дому Господа. Т.е. к скинии в Силоме (18,31). и никто не приглашает меня в дом. См. ст. 15 и ком. 19 на улице. См. ст. 15 и ком. 19 выведи человека. См. ком. к 19,1–21,25. 19 не делайте этого безумия. См. ст. 24. 19 вот у меня дочь девица, и у него наложница... не делайте этого безумия. См. ст. 23. В Книге Судей израилевых это предложение ефремлянина не оправдывается и не осуждается. Левит не упомянул об этом, когда рассказывал соотечественникам, что с ним приключилось (20,5; 19,14–28). Закон гостеприимства на древнем Востоке требовал от хозяина обеспечить гостю защиту, но подобное самопожертвование в нем не оговаривалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5) Правослные Пастыри – наемники (ср. Ин.10:12 ). Господь называет пастыря «наемником» не за получение им содержания от пасомых, так как Сам сказал, что «трудящийся достоин награды за труды свои» ( Лк.10:7 ), но за нерадение в деле пасения овец («нерадит об овцах», – «оставляет овец и бежит» – Лк.10:12–13 ). 6) «Священники учат за плату» ( Мих.3:11 ). Пророк обличает в любостяжании священство ветхозаветное, которому по закону, установленному Богом, назначено было содержание за службу ( Чис.18:21 ; Втор.18:1–8 ; Иез.44:30, 45:4–5 ). Приведенное место не воспрещает новозаветному священству получать плату за труды. Опровержение возражений Сектанты говорят: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову» ( 1Кор.11:4 ). В Коринфской Церкви мужи, когда молились и пророчествовали, покрывали свои головы. По поводу этого обычая, заимствованного от язычников, апостол делает наставление. Под «мужами» разумеются мужчины, простые верующие, миряне, которых апостол противополагает «женам», а не пастыри Церкви, покрывающие свои головы не для выражения своего зависимого, подчиненного положения, но для «славы и благолепия», подобно «старцам» ( Откр.4:4, 10 ). Иерархические лица православной Церкви, как посвятившие себя на служение Богу, носят длинные волосы по примеру Иисуса Христа, «Назорея» ( Деян.22:8 ; ср. Чис.6:5 ; 285 Деян.18:18 ). Предание Церкви свидетельствует, что Иисус Христос носил длинные волосы. Изображения, относимые к первым векам христианства, найденные в римских катакомбах, подтверждают это свидетельство. 286 Благословение священническое Пастыри Церкви, благословляя мирян именем Божиим, поступают по слову Божию: «скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя!.. Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их» ( Чис.6:23–27 ). Благословение пастыри должны совершать руками: «поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его» ( Лев.9:22 ). «И обняв их, возложил руки на них и благословил их» ( Мк.10:16 ). «Подняв руки Свои благословил их» ( Лк.24:50 ). Пастыри благословляют именем Господа Иисуса Христа, и через это благословение ниспосылается Божие заступление и помилование: «именем Моим будут изгонять бесов..». ( Мк.16:17 ). «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ). Целование руки пастырей

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

«Хлбъ благословивъ, Хлбъ сый небесный, благодаривъ Отцу Родителю, npieмый, и чашу ученикомъ давалъ еси: npiuмume, ядите, boniя, cie есть Тло Мое, и Кровь нетлнныя жизни». «Хлеб небесный» — Ин. 6:32, 33, 41, 50, 51, 53, 58. Один протестантствующий не хотел признавать, что Евхаристическая Чаша есть Чаша Крови Христовой, поскольку апостолы, воспитанные в иудействе, не могли преступить ветхозаветного запрета вкушения крови (Лев. 3:17; 7:26; 17:14; Втор. 12:23). Он убедился в истинности православного учения о Евхаристии, размышляя над текстом: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:54-56). «Руц простерлъ еси, имиже Хлбъ npiялъ еси hemлhiя, npiяmu сребреники, уста къ цлobahiю принося льстивно, имиже Тло Христово и Кровь npiялъ еси: но горе теб, якоже рече Христосъ». «Горе тебе» — Мф. 26:24. Уподобляются Иуде-предателю нераскаянные грешники, которые и после причащения продолжают осуществлять свои злые намерения. «Христосъ учреди мipъ, небесный и божественный Хлбъ: npiuдume убо христолюбцы, бренными устнами, чистыми же сердцы npiuмeмъ врно жремую Пасху, въ насъ священнодйствуемую». «Учреди» — угостил на торжественной трапезе. «Бренными» — земляными; «тело бренно» (слав. Иов. 13:12). В книге Бытия сказано: «создал Господь Бог человека из праха земнаго» (2:7). «Жремую» — приносимую в жертву. Разночтение с греческим, где м. р. «жремаго», то есть Христа. «В нас» — у нас, то есть христиан. Утреня Четвертка, песнь 1 «Всевиновная и подательная жизни, безмрная Мудрость Бoжiя, созда храмъ Себ отъ Чистыя неискусомужныя Матере: въ храмъ бо тлесно oбoлkiйcя, славно прославися Христосъ Богъ нашъ». «Всевиновная» — причина всего, «Мудрость Божия» — Сын Божий. «Храм» — ср. Ин. 2:21. «Созда храм» — ср. Притч. 9:1. «Тайноводящи други Своя, душепитательную уготовляетъ трапезу, бeзcмepmiя же воистину Мудрость Бoжiя растворяетъ чашу врнымъ, приступимъ благочестно, и boзoniuмъ: славно прославися Христосъ Богъ нашъ».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6018151...

Ис.43:20 . Полевые звери про­славят Меня, шакалы и страусы, по­тому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы по­ить избран­ный народ Мой. «Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи». Сопоставляя данное место с его параллелями из того же пророка ( Ис.32:15–16 ; Ис.35:1, 6, 8 ; Ис.41:18–19 ; Ис.42:10–11 и др.), мы с очевидностью убеждаемся, что под этими образами идет речь о просвещении язычества и напоении его благодатными струями евангельской проповеди (ср. Толк. святого Кирилла Александрийского , и блаженного Иеронима). Ис.43:21 . Этот народ Я образо­вал для Себя; он будет воз­вещать славу Мою. «Этот народ Мой Я образовал для Себя». Лучшим комментарием к этому стиху является следующее место из Апостола Петра, обращенное к христианам: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет.2:9 ). Ис.43:22–28 . Заключительный отдел этой главы так же, как и предыдущей (42 гл.), содержит в себе обличение жестоковыйного Израиля и пророчество об его отвержении Богом. Связь его с предшествующей речью основана на законе контраста. Сказав о будущем возникновении нового, духовного Израиля, пророк, естественно, побуждается сделать замечание и о судьбе древнего, ветхого Израиля. Последнего он обвиняет в неисполнении, или точнее, в неправильном исполнении божественного закона (непонимание духа обрядового закона) и в прямом нарушении его (грехи и беззакония – 24 с.). И хотя Господь, по неизреченной Своей милости, и готов изгладить эти грехи всем, кто об этом просит (25 с.); но большинство Израиля, во главе с его руководителями, не обнаруживает такого покаянного чувства, почему оно и имеет подвергнуться всем печальным следствиям еще очень давно возвещенной ему законной клятвы (28 ст. Ср. Втор.31:29 и др.). Ис.43:22 . А ты, Иаков, не взывал ко Мне; ты, Израиль, не трудил­ся для Меня. Ис.43:23 . Ты не при­носил Мне агнцев тво­их во всесожже­ние и жертвами тво­ими не чтил Меня. Я не заставлял тебя служить Мне хлебным при­ноше­нием и не отягощал тебя фимиамом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В наказание за отступничество израильского народа Господь дает силы его противникам. Так, оплакивая павший Иерусалим, пророк Иеремия говорит: «Совершил Господь, что определил, исполнил слово Свое, изреченное в древние дни, разорил без пощады, и дал врагу порадоваться над тобою, вознес рог неприятелей твоих» ( Плач2:17 ). А «жестоковыйный» израильский народ лишается при этом своей силы, своего «рога»: «Погубил Господь все жилища Иакова, не пощадил, разрушил в ярости Своей укрепления дщери Иудиной… В пылу гнева сломил все роги Израилевы…» ( Плач2:2–3 ). Народ предупрежден: «Говорю безумствующим: «не безумствуйте», и нечестивым: «не поднимайте рога, не поднимайте высоко рога вашего, не говорите на Бога жестоковыйно…» Все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника» ( Пс.74:5–6, 11 ). В видениях пророков Даниила и Захарии символика рога приобретает конкретность. Овен с двумя рогами (Индийский и Персидский цари) нападает на козла с одним рогом (Греческий царь): «И видел я, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него, и поразил овна, и сломил у него оба рога…» ( Дан.8:7 и далее см. ст. 8–26). Ангел Господень обещает Захарии, что на тех, кто «своими рогами разбросал Иуду», явятся мстители, чтобы «сбить роги народов, поднявших рог свой против земли Иуды…» ( Зах.1:21 ). Око за око, зуб за зуб ОКО ЗА ОКО, ЗУБ ЗА ЗУБ Формула, выражающая готовность отомстить обидчику, нанеся ему тот же ущерб, какой он нанес пострадавшему. Помимо Десяти Заповедей израильскому народу были даны Господом и Законы Завета, регламентирующие не только религиозную, но и повседневную жизнь. Среди постановлений, продиктованных Моисею на горе Синай, целая группа их касалась законов возмездия, в том числе и за нанесенные телесные повреждения: «Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках. А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» ( Исх.21:22–25 ). В более обобщенной форме приводится это уложение в книге Левит: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» ( Лев.24:19–20 , ср. Втор.19:15–21 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Священное писание. О непререкаемости Священного Писания свидетельствует Сам Бог: «Все, что Я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того», – повелел Господь через Моисея израильтянам ( Втор.12:32 ). Так же и Иисусу Навину сказал: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» ( Нав.1:8 ). Господь Иисус Христос придавал Священному Писанию Ветхого Завета величайшее значение ( Мф. 5:17 ; Ин.5:46–47 ), называл его богодухновенным ( Мр. 12:36 ; Мф.22:43 ). Сам изъяснял все сказанное о Нем в Писании ( Лк.24:27 ) и от учеников Своих требовал, чтобы исследовали его: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). Апостолы также учили, что «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим.3:16 ), они веровали «всему написанному в законе и пророках» ( Деян.24:14 ) и заботились, чтобы собственные их писания были известны всей Церкви: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям», – пишет апостол Павел фессалоникийцам ( 1Фес.5:27 ; ср. Кол.4:16 ; Деян. 17:11 ; 2Пет.1:19 ). Из книг Священного Писания Евангелие и Послания Апостольские, т. е. Новый Завет , являются основополагающими, как содержащие учение Самого Господа Иисуса Христа и Его учеников, но никоим образом не отрицается значение ветхозаветных книг, так как находящиеся в них установления и заповеди, за исключением обрядовых и гражданских.законов, не отменены в новозаветной Церкви, а лишь исправлены и преобразованы: вместо кровавых жертв – жертва бескровная ( Евр.9:23–28 ), вместо обрезания – крещение ( Деян.15:1–21 ) и пр. Великие истины Священного Писания усвоить нелегко, и тот, кто приступает к нему, должен делать это умело и осторожно. По словам апостола Павла, Писание есть как бы обоюдоострый меч ( Евр.4:12 ): одним, через руководство Церкви, указывает путь ко спасению, других, через произвольное толкование ввергает в ереси, ведет к погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

А это считалось у иудеев особенно оскорбительным. Или Евангелист Матфей просто хотел как-то конкретизировать заповедь Иисуса? И далее, что означает судебный процесс относительно рубашки ( Мф. 5:40 )? Ссылается ли здесь Евангелист на иудейскую практику, согласно которой в качестве залога на ночь можно было взять только нижнюю одежду (рубашку, хитон), а на дневное время – верхнюю одежду (плащ, гиматий)? Или речь идет о процессе, в котором у бедного человека должна была быть взята нижняя одежда, рубашка? Но разве в таком случае не потребовали бы от него скорее более дорогую верхнюю одежду, которая, согласно словам Иисуса Христа, у должника еще была? Однозначно на эти вопросы мы ответить не можем. Но это и не так уж важно, ибо приведенные примеры согласны в одном: Они призывают слушателя никак и никогда не реагировать злом на зло. Более того, они призывают сознательно отвечать на зло добром. Поэтому последнее наставление в ( Мф. 5:42 ) гласит: «от хотящего у тебя занять не отвращайся». Но такая реакция есть ничто иное как исполнение того поведения, которого требовала ветхозаветная заповедь «око за око и зуб за зуб» (ср. Исх. 21:24 ; Лев. 24:20 ; Втор. 19:21 ). Ибо уже эта заповедь запрещала обиженному реагировать злом на зло так, как это делал, например, Ламех. Последний некогда на виду у своих жен угрожал всякому, кто посмеет причинить ему зло: «Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим; я убью мужа в язву мне и отрока в рану мне. если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» ( Быт. 4:23–24 ). На фоне этой угрозы Ламеха становится ясным, что заповедь «око за око, зуб за зуб», ограничивающая реакцию человека равным, «справедливым» воздаянием, по сути дела требует: «Вы не должны отвечать злом на зло!». Кто до конца задумывается над этим требованием, тот понимает, что в положительной форме заповедь будет гласить: «Вы должны на зло отвечать добром!». Об отношении к врагам (Мф. 5:43–48) Евангелист Матфей преднамеренно завершает шесть антитез такой антитезой, которая своим содержанием имеет «отношение к врагам».

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010