Вопрос 28. Что значат слова «посвящающий» (τελεσφρος), «посвящаемый» (τελεσκμενος) и «посвящаемая» (τελεσκομνη) (Втор. 23:18 )?    Как причастников Божественных Таин называем мы верными, так язычники называют посвященными наученных тайнам каких-либо демонов. Посему посвящающим называет тайноводствующего, а посвящаемым — тайноводствуемого. Вопрос 29. Что значат слова: «исходящая из уст твоих сохрани» (Втор. 23:23 )?    Обещавшись Богу, почитай обет свой долгом и потому старайся воздать оный вскоре. Ибо сие выразил Моисей словами: «да не умедлиши воздати обет твой, яко взыская взыщет Господь Бог твой от тебе, и будет на тебе грех» (Втор. 23:21). Потом, научая, что от свободного произволения зависит давать обет или не давать оного, присовокупляет: «аще же невосхощеши обещати, несть ти греха» (Втор. 23:22). Почему и блаженный Давид говорит: «воздам Тебе молитвы моя, яже изрекосте устне мои, и глаголаша уста моя в скорби моей» (Пс. 65:13—14). Предлагая же снова закон о проказе, Моисей упомянул о Мариам, говоря: «помяни, елика сотвори Господь Бог твой Мариаме на пути» (Втор. 24:9), — научая, что проказа есть казнь, ниспосланная от Бога, и что Бог налагает на них оную, когда согрешают, и прекращает опять, когда приносят покаяние. Впрочем, разрешает сомнение касательно угрозы детям. Ибо говорит: «да не умрут отцы за сыны, и сынове да не умрут за отцы; кийждо за свой грех да умрет» (Втор. 24:16). Вероятно, что хотя отцы и советовали детям полезное, но сие не приносило пользы по их непокорности; дети не делались лучшими отцов. Вопрос 30. Почему, когда Бог повелел, чтобы сделавший преступление получил четыредесять ран, иудеи наносят одним ударом меньше (Втор. 25:3 ; ср. 2 Кор. 11:24 )?    Потому, что большее число ран бесчестит наказываемого: «аще же приложат бити его, срам будет брату твоему пред тобою» (Втор. 25:3). Дают же одним ударом меньше, чтобы, стараясь соблюсти точное число, и против воли не обесчестить подвергаемого ударам, когда будет ему нанесен лишний удар. Вопрос 31. Что значит сказанное: да не обротиши вола молотяща (Втор. 25:4 )?    Высший смысл сего ясно показал нам божественный апостол (1 Кор. 9:9—10). Но благочестен и тот смысл, который представляется с первого взгляда. Ибо несправедливо не вкусить плода тому, кто возделал землю и с трудом обмолачивает снопы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И дело здесь не в верности избранной идее: ведь Бог действительно может дать человеку всё, что мир может у него отнять за то, что он хранит Ему верность. Должно было, однако, пройти не одно столетие, и нужно было прийти Христу, чтобы истина эта была понята во всей своей глубине, и тогда на смену свидетелям, отнимавшим во имя торжества своей веры жизнь у других, пришли свидетели, ради этого торжества с радостью отдававшие свою. Но для такого преображения в мир должно было прийти Царство Божие, а до его прихода представление о чистоте веры было неотделимо от представления о необходимости наказания для отступников. И всё же человеческую жизнь ветхозаветное законодательство ставит очень высоко, это следующая по значимости ценность после чистоты веры. Кроме отступничества, смертная казнь применялась в случае умышленного убийства ( Исх.21:12, 14 ; ср. Втор.19:11–13 ) (для убийц по неосторожности существовали специальные места убежища, см. Исх.21:13 , ср. Втор.19:1–7 ), похищения людей с целью продажи их в рабство (свобода, как видно, ценилась не меньше жизни) ( Исх.21:16 ), прелюбодеяния ( Втор.22:22–24 ), в т.ч. в извращённой форме ( Исх.22:19 ) а также за оскорбление, насилие или непослушание по отношению к родителям ( Исх.21 15, 17; ср. Втор.21:18–21 ), т.е. за нарушение пятой, шестой и седьмой заповеди. Надо заметить, что в случае умышленного убийства в действие вступал принцип талиона, т.е. воздаяния подобным за подобное, вообще широко распространённый в древнем законодательстве ( Исх.21 18 –19, 22, 23–25; ср. Втор.19 21). Он обозначал третий по значимости приоритет ветхозаветного законодательства – справедливость, понимаемую, впрочем, несколько формально (что вообще неизбежно для всякого законодательства), и когда этот принцип применялся по отношению к человеческой жизни, то плата, очевидно, не оказывалась чрезмерной. Относительно же прелюбодеяния и нарушения этики семейных отношений можно думать, что и на то, и на другое смотрели, по-видимому, не как на обычные проступки, но как на нечто, подрывавшее основы народной жизни и угрожавшее поэтому самому существованию народа-общины, чем и объясняется столь суровое наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Ис. 41:23 ; Иер. 10:5 ), он «не делает ни добра, ни зла». Таковым-то людям, отвергающим действие Божие в мире, а с тем вместе необходимо отвергающим и существо Божие, Бог и покажет Себя Управителем и верховным Судиею мира; Он предаст» имение на разграбление, а домы их на запустение», так что они испытают на себе истинность наказаний, которыми Он угрожал издавна презрителям Его имени ( Лев. 26:32, 33 ; Втор. 28:10, 39 ; Амос. 5:11 ; Мих. 6:15 ): «они построят домы, а жить в них не будут; разведут виноградники, а вина из них пить не будут» (1:8–13). И всё это придёт очень скоро. «Близок», возвещает пророк, «великий», по своим действиям «день Иеговы», день Его суда, «близок и весьма спешит, уже слышан день Иеговы»; по своему действию это – «день скорби и стеснения» (ср. Иов. 15:24 ), день опустошения и запустения (ср. Иов 38:27; 30, 3 ); день несчастия: «день тьмы и мрака, день облачный и пасмурный» (ср. Иоил. 2 ); по своему свойству – это «день трубы и военной тревоги» к нападению «на укреплённые города и на высокие башни», к овладению ими и разрушению их ( Амос. 2:2 ). В это время Бог так стеснит людей (ср. Втор. 28:52 ), приведёт их в такое отчаянное положение, что они от страха совершенно растеряются «и будут ходить как слепые» (ср. Втор. 28:29 ), будут искать какого-нибудь выхода из беды и не найдут. Так поступит с ними Иегова, «потому что они согрешили против Иеговы» чрез отпадение от Него, чрез идолослужение и чрез преступление Его заповедей, чрез нерадение о них (ср. ст. 2–14). Самая же беда будет состоять в том, что «кровь их прольётся, как песок», будет проливаться без всякого сожаления, как вещь ничего нестоящая (Ср. Цар. 13:7) «и их трупы будут как навоз», дочиста вытасканный из хлевов (ср. 3Цар. 14:10 ) и валяющийся на поле (ср. Иер. 9:21 ). Ничто не спасёт от этой беды. Нельзя будет умилостивить в день гнева Божия врагов ни серебром, ни золотом; ни то, ни другое «не сильно будет спасти их в день негодования Иеговы» (ср. Ис. 13:17 ; Иер. 4:30 ; Иез. 7:19 ), несильно потому, что Господь определил совершить суд над всею землёю и потому не будет народа, у которого бы можно было найти спасение себе, «огнём ярости Его поедена будет» неизбежно «вся земля; ибо Он совершит и конец внезапный всем жителям земли» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Известно, что воздух, наполненный зловонием, производит нередко заразу. Поэтому Моисей повелевает израильтянам, когда расположатся где станом, извергаемый ими помет зарывать в землю. А чтобы от неисполнения повелеваемого не терпели они вреда, по необходимости присовокупляет: «яко Господь Бог твой ходит в полце твоем», – и объясняет причину сего: избавляти тя, и предати враги твоя пред лицем твоим. А сим учит не делать ничего противозаконного. Ибо присовокупляет: «и да будет полк твой свят, и да не явится у тебе стыдения вещи». Вопрос 28. Что значат слова «посвящающий» (τελεσφρος), «посвящаемый» (τελεσκμενος) и «посвящаемая» (τελεσκομνη) (Втор. 23:18) 2 ? Втор. 23:18   Как причастников Божественных Таин называем мы верными, так язычники называют посвященными наученных тайнам каких-либо демонов. Посему посвящающим называет тайноводствующего, а посвящаемым – тайноводствуемого. Вопрос 29. Что значат слова: «исходящая из уст твоих сохрани» (Втор. 23:23)? Исходящая на уст твоих сохрани и сотвори, имже образом обещал еси Господеви Богу твоему дар, егоже глаголал еси устами твоими. ( Втор. 23:23 ).   Обещавшись Богу, почитай обет свой долгом и потому старайся воздать оный вскоре. Ибо сие выразил Моисей словами: «да не умедлиши воздати обет твой, яко взыская взыщет Господь Бог твой от тебе, и будет на тебе грех» ( Втор. 23:21 ). Потом, научая, что от свободного произволения зависит давать обет или не давать оного, присовокупляет: «аще же невосхощеши обещати, несть ти греха» ( Втор. 23:22 ). Почему и блаженный Давид говорит: «воздам Тебе молитвы 3 моя, яже изрекосте устне мои, и глаголаша уста моя в скорби моей» ( Пс. 65:13–14 ). Предлагая же снова закон о проказе, Моисей упомянул о Мариам, говоря: «помяни, елика сотвори Господь Бог твой Мариаме на пути» ( Втор. 24:9 ), – научая, что проказа есть казнь, ниспосланная от Бога, и что Бог налагает на них оную, когда согрешают, и прекращает опять, когда приносят покаяние. Впрочем, разрешает сомнение касательно угрозы детям. Ибо говорит: «да не умрут отцы за сыны, и сынове да не умрут за отцы; кийждо за свой грех да умрет» ( Втор. 24:16 ). Вероятно, что хотя отцы и советовали детям полезное, но сие не приносило пользы по их непокорности; дети не делались лучшими отцов. Вопрос 30. Почему, когда Бог повелел, чтобы сделавший преступление получил четыредесять ран, иудеи наносят одним ударом меньше (Втор. 25:3; ср. 2 Кор. 11:24)?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

 О свадебных обрядах древних евреев в Библии мало данных. Торжество носило чисто семейный и домашний характер. Обычно это празднество продолжалось 7 дней (ср. Быт. 29, 27; Суд. 14, 12, 17), но иногда, в виде исключения,– 14 дней. Кроме главных участников, большую роль играли на празднестве «товарищи» или «друзья жениха» (ср. Суд. 14, 10; 1 Мак. 9, 39; Ин. 3, 29); старший из них был распорядителем на торжестве (ср. Ин. 3, 29). В сопровождении товарищей жених в нарядном одеянии и с венцом на голове (ср. Песн. 3, 11; Ис. 61, 10) отправлялся в день свадьбы в дом родителей невесты (ср. Быт. 24, 59; Руфь 4, 11). В торжественной процессии, под звуки песен и музыки, с пляской, жених вместе с товарищами провожал невесту, окруженную подругами, в свой дом или в дом своих родителей; участники процессии держали свечи или факелы (ср. Иер. 7, 34; Пс. 45, 15; Песн. 3, 6). Там происходило семейное празднество. Если жених и невеста жили в разных местностях, то торжественная процессия выходила также из дома невесты навстречу жениху (ср. 1 Мак. 9, 37). Если местожительство жениха было далеко, свадьба праздновалась в доме невесты (ср. Мф. 25, 1), причем устраивали празднество иногда жених, иногда же родители невесты (ср. Суд. 14, 10; Быт. 29, 22). На то, что вообще жених иногда переходил в семейство и род невесты, как это полагают некоторые библейские археологи, в Библии нет указаний; Иаков был на правах раба, и потому Лаван имел право удержать y себя его жен (ср. Быт. 31, 43; Исх. 21, 4); Самсон же сам оставил свою жену у родителей (ср. Суд. 14, 19). К вечеру свадебного дня невеста приводилась родителями в брачную комнату, устроенную в виде палатки или балдахина – (ср. Пс. 19, 6; Иоиль 2, 16; ср. Ис. 4, 5, 6). Жениха сопровождали туда его товарищи. Родители невесты сохраняли вещественные доказательства девственности дочери (ср. Втор. 22, 15); этот обычай существует в некоторых местностях и поныне. Остальные дни праздновались пиршествами, пением, музыкой, пляской и играми («Еврейская энциклопедия»).

http://pravoslavie.ru/110108.html

310 Втор 17.6; Втор 19.15—21. 311 Втор 21.1—9. 312 И эта фраза, по всей вероятности, написана в угоду греческим читателям. 313 В древности на Востоке было в обычае пускать волов в поле, на котором был убран урожай, для обмолота срезанных снопов копытами. 314 Этот обряд освобождения деверя от брака практикуется еще и поныне и известен под именем халицы. (Перев.) 315 Исх 22.1—4. 316 Исх 21.2—6; Втор 15.12—18. 317 Втор 22.1—3. 318 Как было уже упомянуто, такого сочинения Иосифа Флавия не сохранилось. 319 Ср. ниже, V, 1, 19; XIV, 6, 2. Эта гора Гевал к северу от г. Сихема (совр. Наблус). Ныне гора называется Джебель Сулемие. (Перев.) 320 См. прим. 47 и 48 к книге третьей. 321 Ср.: Втор 34.1; здесь гора Нево в Моаве, близ Иерихона. 322 В Библии этот город называется Ай, или Айя (Айят), а у Евсевия — Haggai. Дословно — «груды камней», чему соответствует современное Телль-эль-Хадшар — «каменистый холм». (Перев.) 323 Гаваониты занимали город Гаваон, расположенный, по «Иуд. древностям» (VII, 11, 7), на расстоянии 40, а по «Иуд. войне» (II, 19, 1),— ста стадий от Иерусалима. Теперь это маленькая деревущка Эль-Дшиб к северо-западу от Иерусалима. Вблизи ее находился город Кафире (совр. Котире), а у западной границы области, которую впоследствии заняло колено Вениаминово, был расположен Кариафиарим, лесной город, где помещался ковчег завета. (Перев.) 324 В Книге Иисуса Навина (Нав 10.13) сказано: «И остановилось солнце» и т.д. На этот счет в предании сохранилось: Иисус Навин и евреи сражались однажды в пятницу с язычниками; Иисус боялся, что наступление субботы лишит евреев возможности продолжать бой, тем более что он видел, как языческие кудесники каким-то образом воздействовали на планеты во вред евреям. Тогда он простер руку свою по направлению к солнцу, луне и звездам, причем произнес священное имя Господне. Планеты остановились в своем течении и пребывали в неподвижности 36 часов, в продолжение которых Иисусу удалось окончательно победить врагов. 325 Вирофа — город на северной границе Палестины, принадлежавший во времена Давида сирийцам и расположенный недалеко от Дамаска. Во всяком случае он не идентичен с упомянутым здесь, который, судя по упоминанию Кедеса, лежал вблизи Меромского озера и положение которого еще точно не установлено. Несколько ниже (п. 24) Кедес помещается в пределах колена Неффалимова, а местоположение упомянутого в кн. XIII, 5, 7 Кедеса приходится между Тиром и Галилеею. (Перев.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

Предосторожность эта была не напрасна. Из свидетельства Чис.21:24,26 ; Нав.12:2 ; Втор.2:18–21 можно заключить, что область от реки Арнона до реки Иавока, недавно отнятая Евреями у Амореев, сначала принадлежала сынам Лота, т.е. Аммонитянам и Моавитянам ( Втор.2:18–21 ); затем чрез несколько времени на последних напал царь Амореев Сигон и отодвинул Аммонитян к северо-востоку за реку Иавок ( Втор.3:17 ; Нав.12:2 ), а Моавитян к югу за реку Арнон ( Чис.21:13,24:26 ). Таким образом истребление Аморреев и завладение их землёю было в сущности присвоение той земли, которой перед этим владели Аммонитяне и Моавитяне. Но само собою разумеется, что Аммонитяне и Моавитяне не могли примириться с такою потерею и несомненно подумывали о возврате. Допускать противное, утверждать, как некоторые (напр. Oort), что Моавитяне были дружественно расположены к Израилю, можно только при забвении о своекорыстном языческом настроении Моавитян (ср. Суд.11:17 ) и Аммонитян и о таких фактах, как вскоре причинённое ими порабощение Евреев во времена судей ( Суд.3:12–30; 10:7–11:33 ). Не лучше должны были относиться к Евреям и хищные Мадианитяне, кочевавшие к востоку от владений сынов Лотовых (ср. Суд.6:1–6 ). Но при данных обстоятельствах упомянутые народы прежде всего должны были подумать о средствах и способах, на сколько возможно, избавиться от этого опасного соседства. А поводов опасаться Евреев для народов Палестины тогда было гораздо больше, чем может показаться с первого взгляда. Именно, упомянутые выше военные подвиги Израильтян в борьбе с Аморреями и поголовное истребление населения царств Сигона и Ога (ср. Чис.21:24–35 ; Втор.2:33–35; 3:3–7 ) произвели потрясающее впечатление на племена, обитавшие у восточных берегов Иордана и Мертвого моря. Они по опыту знали ужасы войны и страшные последствия поражения в роде плена, рабства, пыток и всевозможного унижения. На полях и холмах этих народов около этого времени в течении каждых 20 или 30 лет виднелись то отряды губительной конницы кочевников востока, то грозные отряды и колесницы египетских фараонов XVIII династии, которые подобно бурной большой реке разливались (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

15 Этот стих служит связующим звеном между пророчеством, направленным против Эдома (2–15), и более общим пророчеством, касающимся Израиля и других народов (16–21; см.: Введение). День Господень – это конечная цель, к которой движется история. В этот день Бог покарает тех, кто выступал против Него, и даст утешение Своему народу. Израиль полагал, что относится ко второй категории, однако обнаружил, что, вследствие неповиновения и нарушения завета, принадлежит скорее к первой ( Иоил. 1:15; 3:14 ; Ам. 5:18–24 ). Он окажется среди наказанных народов ( Втор. 32:35–36 ; Зах. 14:1–3 ), представленных здесь Эдомом. Эдом будет наказан в точном соответствии со своими преступлениями – по принципу «око за око, зуб за зуб», или, выражаясь специальным языком, по закону равного возмездия (ср.: Лев. 24:20 ; Иер. 50:15,29 ). Божья справедливость не допускает безнаказанности. 15–21 Израиль и другие народы – суд и спасение 15–18 Врагам Израиля отплачено той же монетой 15–16 Эдом, к которому пророк по–прежнему обращается на «ты» (ср.: ст. 7), – это яркий представитель всех тех народов, которые тоже будут наказаны. За то, что, радуясь крушению Израиля, эдомитяне устроили попойку в Иерусалиме на святой горе Бога, они выпьют до дна чашу Божьей ярости (ср.: Ис. 51:17 ; Иер. 25 ; Авв. 2:15–16 ; Мк. 14:36 ). Их уничтожение будет настолько полным, что от них ничего не останется: как бы их не было. 17 А на горе Сионе, святой горе Бога (16), будет спасение для бежавших (14), но не для Эдома (1–15) и не для других народов (16). Милость Божья к избранному народу проявится в возвращении ему наследия завета – обетованной земли, овладение которой было временно отложено из–за его грехов (ср.: Втор. 30 ). Слова о спасении как слова Самого Бога приведены в Иоил. 2:32 , это указывает, что Авдий предшествовал Иоилю. Здесь восстанавливаются оба аспекта Давидова завета: Бог, обитающий в Своем святилище, и народ, представленный «остатком» в земле обетованной. 18 Эдом, дом Исава, намеревался уничтожить Израиля или хотя бы извлечь выгоду из его гибели (10–14). Он будет истреблен пламенем Божьей ярости (ср.: Пс. 17:9 ; Ам. 5:6 ) с помощью Его народа – дома Иакова (имеется в виду либо весь народ Израиля [ср.: Пс. 21:24 ], либо только Иуда на юге) и дома Иосифа (союз десяти колен; ср.: 3Цар. 11:28 ; Ам. 5:6 ). Таким образом, все двенадцать колен Израиля будут возвращены в землю обетованную – не останется там тех, кто преследовал их (ср.: Иез. 37:15–28 ). У народа, который выдавал бежавших израильтян (14; ср.: ст. 17), никого не останется (ср.: Пл. Иер. 2:22 ). Если немногие уцелевшие израильтяне, «остаток», возродятся как народ, то Эдом будет полностью уничтожен.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Господь. См. ком. к 3,7. 4:6–11 Все перечисленные здесь бедствия были изначально обещаны в завете ( Втор. 28 ), поэтому Израилю надлежало осознать, какая участь ожидает его, и покаяться. Но израильтяне не вняли, и рефреном звучат слова пророка: «Вы не обратились ко Мне» (4,6.8.9.10.11). 4 Я. Букв.: «Я даже». Господь напоминает о том, что постигшие израильтян бедствия не случайны, а ниспосланы Им. голые зубы. Букв.: «чистоту зубов». В завете содержалась угроза голода и нужды ( Втор. 28,47.48 ) в качестве наказания за непокорность Господу. 4 дождь. Господь обещал Израилю дождь, если будут исполняться Его повеления ( Лев. 26,3.4 ), и одновременно предупреждал, что сделает «землю... как медь», если они проявят неповиновение ( Лев. 26,18.19 ). 4 ржою и блеклостью. Ср. Агг. 2,17 . Господь в завете грозил и этим наказанием ( Втор. 28,22 ). гусеница. По иронии, наказание, о котором здесь говорится, аналогично тому, которым Господь покарал Египет ( Пс. 104,34.35 ) за то, что его фараон взбунтовался против Бога. Израиль, ставший столь же мятежным и подвергнутый такому же наказанию, как и фараон, не покаялся. 4 моровую язву, подобную Египетской. Господь в Своем завете с Израилем грозил моровой язвой ( Втор. 28,21 ) и всеми казнями египетскими ( Втор. 28,60 ), которые Он наслал накануне исхода евреев ( Исх. 7,14 –12,30 ). убивал мечом. Эта фраза также восходит к завету ( Исх. 22,24 ), в котором Господь грозил «убить мечом» Израиль, если тот будет притеснять слабых и беззащитных. 4 как разрушил Бог Содом и Гоморру. Эта фраза восходит к содержавшемуся в завете предупреждению народу Божию ( Втор. 29,23 ). Господь разрушил Содом и Гоморру с помощью всепожирающих потоков горящей серы за грехи их жителей ( Быт. 19,24.25 ). Господь говорит здесь, что Он наказал часть израильского народа столь же беспощадно, хотя и другими средствами. Т.е. исполнились проклятия завета. головня. Ср. Зах. 3,2 . 4 как Я так поступлю с тобою. Иначе: «поскольку вот что я сделал тебе». Один из вариантов толкования этой фразы: Господь уже явил народу Свою непреклонную решимость исполнить предсказанные в завете проклятия, и теперь израильтяне должны приготовиться к встрече со своим Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

е. на пять лет. «Кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не воспользовался им» ( Втор.20:6 .). Разведение садов еще более обеспечивалось 4 законом, охраняющим собственность каждого от разных случаев. За выжженные поля и копны должен был заплатить тот, кто произвел пожар ( Исх.22:6 ). Строго запрещалось для собственной нужды жать на чужой ниве и набирать в сосуд виноград из чужого виноградника ( Втор.23:24,25 ). За исполнение Израильтянами предписанных законов, на всех произведениях земли почивало благословение Божие ( Втор.23:4 ). В благодарность за сие-то благословение Божие и непрерывные благодеяния Божии к народу израильскому ему вменялось в обязанность: пока плоды находились на дереве или на поле, не препятствовать никому брать, сколько можно взять в руку, и есть сколько душе угодно ( Втор.23:24,25 ). Ученики Спасителя, когда на пути их мучил голод, ели «восторгающе класы» ( Мф.12:1 ; Мк.2:23 ). При собрании плодов Израильтяне обязаны были законом оставлять их несколько на месте сбора в пользу бедных. «И пожинающим вам жатву земли вашея, да не скончаете жатвы вашея и падающих клас от жатвы твоея да не собереши: нищему и пришельцу да оставиши я ( Лев.19:9,10 ; Лев.23:22 ). Аще пожнеши ниву твою и забудеши сноп на ниве твоей, да не возвратишися взяти его: пришельцу и убогу и сиру и вдове да будет. Аще же масличие собиравши, да не возвратишися останков собрати, яже за тобою: пришельцу и сиру и вдове да будут. Аще же обираеши виноград твой, да не собиравши останков, яже за тобою: пришельцу, и сиру и вдове да будут» ( Втор.24:19–21 ; Ср. Ис.17:5,6 ; Ис.24:13 ). Тотчас по собрании плодов должно было посвящать Иегове «часть начатков» от всех произведений земных ( Исх.23:19 ; Лев.23:10 и др.), как в естественном виде (снопы, плоды древесные, виноградные грозди), так и в приготовленном к человеческому употреблению (новое вино, масло, мука, тесто). Наконец чрез каждые шесть лет в седьмой год Израильтяне обязывались прекращать земледелие, собирание плодов и обрезывание виноградников.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010