«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «История Русской Православной Церкви (1900–1927)» отца Георгия Митрофанова — пожалуй единственный адекватный курс русской церковной истории XX века на данный момент. Попытка честного, не ангажированного изложения. Как и подобает подлинно церковному историку, отец Георгий Митрофанов делает акцент на новомучениках и исповедниках — история Церкви суть история святых, а история Русской Церкви XX века, была историей мучеников. «История Русской Православной Церкви (1900–1927)» — литературно обработанные магнитофонные записи лекций Митрофанова. Предлагаемый здесь вариант «Истории Русской Православной Церкви (1900–1927)» Митрофанова не полный — до 1920 г. Отец Георгий Митрофанов в предисловии к «Истории Русской Православной Церкви (1900–1927)» пишет: «новейший период русской церковной истории уникален: трагизм времени и судеб, невиданный в предшествующие эпохи расцвет подвижничества и исповедничества. Все это делает изучение истории Русской Православной Церкви XX века одним из важнейших средств духовно–нравственного воспитания современных православных христиан.Для православного читателя данная книга может быть полезна еще и потому, что содержащаяся в ней картина русской церковной жизни периода 1900–1927 гг. позволяет лучше представить великое значение подвига новомучеников XX века, канонизация которых является одним из важнейших духовных начинаний, призванных преобразить церковную жизнь современной России. […] Хронологические рамки данной книги (1900–1927 гг.) выбраны неслучайно. На рубеже XIX–XX веков обострились все противоречия русской жизни: социальные, политические, духовные. Поместный Собор 1917–1918 гг. восстановил каноничное Высшее Церковное Управление в Русской Православной Церкви. Совпавшее с периодом проведения Поместного Собора начало многолетних гонений на Церковь богоборческого коммунистического государства обусловило не имеющую прецедентов эпоху русской истории. Однако все первое десятилетие своего существования в условиях непрекращавшихся гонений Русская Православная Церковь сохраняла каноническое единство всего православного епископата и последовательно пыталась не допустить вмешательства государства во внутрицерковную жизнь. Лишь в 1927 г., в результате изменений, внесенных митрополитом Сергием в политику отношений с коммунистическим государством, стало неизбежным формальное отделение от митр. Сергия как части епископата Русской Православной Церкви, находившегося в эмиграции, так и многих авторитетных церковных иерархов, осуществлявших свое служение в Советской России.»

http://pravbiblioteka.ru/book/istoriya-r...

Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976. Виссарион (Нечаев) еп. Гордость. 4-е изд. СПб., 1899. Гаврюшин Н. К. Самопознание как таинство//Русская религиозная антропология. Антология. Т. 1. М., 1997, с.7–43. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984. Григорий Палама , св. Триады в защиту священно-безмолвствующих. – М., 1995. Григорий Синаит . Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.180–216. Григорий Синаит . Наставления безмолвствующим//Добротолюбие. Т. 5. М., 1900, с.216–227. Григорий Синаит . О безмолвии и молитве//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.227–237. Гурьев И. Д. Страсти и их воплощение в болезнях. – М., 2000. Диадох блаж. Подвижническое слово//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с.8–74. Дорофей авва. Душеполезные поучения и послания. – М., 1995. Евагрий Понтийский . Творения. – М.: Мартис, 1994. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. – М., 1996. Игнатий (Брянчанинов) , еп. Творения в 7 т. – М., 1993. Иерофей (Влахос) митроп. Православная духовность. Пер. с новогреч. Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1999. Из жития преподобного отца нашего Максима Капсокаливита//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.473–476. Иларион (Алфеев) иером. Преподобный Симеон Новый Богослов . М., 1998. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – М.-Ростов-на-Дону, 1992 (СПб., 1994). Иоанн Кронштадтский . Богопознание и самопознание, приобретаемое из опыта. СПб., 1900. Иоанн Кронштадтский св. прав. Мысли о богослужении Православной Церкви. «Моя жизнь во Христе». Часть 3. М.: Русский Хронографъ, 2001. Иоанн Кронштадтский . Правда о Боге, мире и человеке. СПб., 1902. Иоанн Лествичник . Лествица. – Сергиев Посад, 1908. Иоанн Лествичник . Лествица. М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001. Исаак Сирин, пр. Слова подвижничества. – М., 1993. Исихий Иерусалимский . О трезвении и молитве. 6-е изд. М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1890. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.305–424.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

1880. Апрель. С.646–653. 117 Праведное житие и апостольские труды Святителя Николая, архиепископа Японского по его своеручным записям С.317. 118 Праведное житие и апостольские труды Святителя Николая, архиепископа Японского по его своеручным записям С.325–326. 119 Сеодзи, Сергий. О православной Миссии и церкви в Японии//Прибавления к «Церковным ведомостям» 1891. С.409. Цит. по: Георгий (Тертышников), архим. Миссионерский подвиг святого равноапостольного Николая Японского //Альфа и Омега. (17). 1998. С.192. 122 Праведное житие и апостольские труды Святителя Николая, архиепископа Японского по его своеручным записям. Об инославиии экуменизме. Ноябрь 1900 года – январь 1904 года. С.8. 123 Праведное житие и апостольские труды Святителя Николая, архиепископа Японского по его своеручным записям. Об инославиии экуменизме. Ноябрь 1900 года – январь 1904 года. С.28. 124 Праведное житие и апостольские труды Святителя Николая, архиепископа Японского по его своеручным записям. Об инославиии экуменизме. Ноябрь 1900 года – январь 1904 года. С.36, 42. 125 Праведное житие и апостольские труды Святителя Николая, архиепископа Японского по его своеручным записям. Об инославиии экуменизме. Ноябрь 1900 года – январь 1904 года. С.70–71. 126 Праведное житие и апостольские труды Святителя Николая, архиепископа Японского по его своеручным записям. Об инославиии экуменизме. Ноябрь 1900 года – январь 1904 года. С.72. 128 Праведное житие и апостольские труды Святителя Николая, архиепископа Японского по его своеручным записям. Об инославиии экуменизме. Ноябрь 1900 года – январь 1904 года. С.38. 129 Праведное житие и апостольские труды Святителя Николая, архиепископа Японского по его своеручным записям. Об инославиии экуменизме. Ноябрь 1900 года – январь 1904 года. С.99–100. 131 Барсуков И. Иннокентий Митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. С.620–621. 132 Зенина Л.В. Японские ученые о российской духовной миссии в Японии. – Православие на Дальнем Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Нам думается, что у русского читателя получилось бы более верное понятие о литературной физиономии Шопенгауэра, если бы подобные выдержки сохранялись на своих оригинальных языках. Для облегчения же читателей перевод можно бы было присоединять к оригинальному тексту в скобках или под строкой (как, впрочем, иногда переводчик и действительно поступает). Эту особенность перевода мы, впрочем, и не считаем в собственном смысле слова за недостаток. Где нужно, для красоты и выразительности речи, иноязычные выдержки и цитаты сохранены; а для большинства русской публики, пожалуй, было бы и роскошью встречать в изобилии латынь, греческий текст, английский язык и т.п. Наконец, относительно собственно издания мы позволим себе высказать только одно недоумение. По-видимому, каждое новое сочинение будет образовать отдельную книгу с собственной нумерацией страниц. По крайней, мере, настоящие два выпуска подтверждают это предположение. Ничего худого в этом, конечно, нет. Но странно только при этом читать в объявлении о подписке на издание (на задней стороне обложки), что «издание составит четыре тома»: ведь не будет же в одном томе разной нумерации! Правильнее было бы считать 14 томов. Это, впрочем, такая мелочь, которая решительно никого не затруднит. В заключение своей заметки еще раз скажем спасибо Айхенвальду за предпринятое им хорошее дело! Мы с истинным удовольствием читали его прекрасный перевод. Сам великий стилист Шопенгауэр, столь ревниво оберегавший неприкосновенность своего слова, думается, не был бы в претензии на такой перевод, если бы только мог читать его и понимать. П. Тихомиров Список книг, полученных редакцией в 1900 году//Богословский вестник 1900. Т. 3. 12. С. 725 727 (2-я пагин.). Сергий, Архиепископ Владимирский. Древнейший восточный месяцеслов. С-П-б. 1900. Его же. Русская литература об иконах Пресвятой Богородицы в XIX веке. С-П-б. 1900. Епископ Виссарион. Костромские поучения за 1898 год. Москва, 1900. Цена 1 р., с пер. 1 р. 30 к. Епископ Антоний. Полное собрание сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 января 1900. Кронштадт Возлюбленная о Господе Матушка Игумения Таисия! О Господе радоватися и печаль всю отложить ради Его же желаю. Письмо твое, письмо полное духовной сердечности, я получил и прочел. Благодарю тебя за каждую дорогую строку и за все напоминания и указания, необходимые в начинающемся деле 802 . Не беспокойся, дорогая матушка, и не думай, чтобы я мог измениться в моем к тебе доверии, в чувствах уважения, признательности и любви о Господе. И как бы это могло быть? Ты непрестанно, всеми своими делами глубокопочтенными и полезными, заставляешь меня чтить и любить тебя. Твоя Аннушка 803 и Антонина следовали со мною в одном купе от Ораниенбаума до Питера 804 , и мы переговорили с ними обо всем. Маккавееву я не доверяю (зная, что он более всего не забывает себя) 805 ; верю твоей опытности; что ты делала и делаешь, одобряю и я, и само дело говорит за себя. Опыт доказывает все. Желаю тебе радоваться духом о Господе, ибо воздаяние тебе – велико. Твой покорный слуга Протоиерей Иоанн Сергиев. 2 Января 1900 г. Игумеиии Таисии (Солоповой). 4 января 1900. Кронштадт Екатерину Громову, девушку, предъявительницу этого письма, прошу принять в Леушинский монастырь для обучения в Сурские монахини 806 . Протоиерей Иоанн Сергиев. 4 Января 1900 г. Игумении Таисии (Солоповой). 8 января 1900. Кронштадт Дорогая Матушка Игумения Таисия! Господе терпения и радования! Сегодня служил на вашем подворье и тебя вспоминали и жалели 807 . Народу была полная церковь ; давка во время причастия – невообразимая. Спасибо за сестру Евгению 808 ; отправляем ее на Сурское подворье. Сестрам кланяюсь. Ждем в Питере тебя. Протоиерей Иоанн Сергиев. 8 Января 1900 г. Священнику Александру Косухину. 14 января 1900. Кронштадт Дорогой собрат Александр Михайлович ! Молюсь за твое драгоценное здоровье. Молю и тебя беречь себя, и легкие свои не напрягать сильно в их болезненном состоянии 809 . При наступлении очереди, в случае немощи, – пронгу заменяться здоровыми священниками. Кланяюсь тебе и жене 810 и братски целую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Из отделов общества выродился как бы в самостоятельное общество «отдел по распространению духовно-нравственных книг», принятый в своё время под покровительство покойной императрицы Марии Александровны, а теперь состоящей под покровительством Государыни Императрицы Марии Феодоровны. Отдел в 1900 году напечатал 88 новых брошюр и книг и переиздал 14 прежних, всего в количестве 405.000 экземпляров, на сумму 12.900 рублей. Отдел имеет свой книжный склад и своих книгонош. В 1900 году отдел продал своих книг и брошюр до 550.000 экземпляров на 17.000 рублей и роздал даром до 20.000 на 400 рублей. 1900 год отдел заключил с остаточным капиталом в 26.000 рублей и с запасом изданий на 5.000. В 1900 году отдел состоял под председательством протоирея Иоанна Николаевича Бухарева 387 . Братство святителя Гурия в Казани продолжало свою просветительную деятельность среди инородцев волжско-камского края чрез посредство школ, религиозных бесед и книг религиозно-нравственного содержания на инородческих языках. В 1900 году всех школ у братства было 154, в том числе крещено-татарских 64 с 1.795 учащихся, чувашских 51 с 1.478 учащихся, черемисских 17 с 289 учащихся, вотякских 16 с 365 учащихся, мордовская 1 с 41 учащихся, русских 5 с 517 учащихся. Всего учащихся было 4.485, в том числе 948 девочек. Кроме православных, в школах обучалось 10 детей мухаммеданской веры и 273 – язычников. 60 школ помещались в собственных домах, 82 в наёмных, 9 в церковных. Во главе крещёно-татарских школ стояла казанская центральная крещёно-татарская школа, для подготовки учителей, с мужским и женским отделением и с общежитием и со 165 учащихся, во главе чувашских школ – миссионерская школа братства в селе Ишаках, с педагогическим классом, то же для подготовки учителей; в школе училось в 1900 году 103 человека. Учителей для черемис братство воспитывает в министерской школе в селе Унже, а для подготовки учителей для вотяков отсылает кандидатов в селение Карлыган, вятской губернии, где есть учительская школа для вотяков. Переводческая комиссия при братстве издала в 1900 году книг и брошюр на разных языках 35 названий. Присоединено к православию братством за этот год 44 души. Израсходовано денег 26.000 рублей, осталось к новому веку 19.000 388 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Все вещи были проданы, и валового сбора поступило более 700 дол., а за вычетом расходов касса Общества пополнилась суммою в 500 дол. Входной билет стоил 25 ц. и давал право на выигрыш небольшого русского самовара. Правление Общества состоит в настоящее время из следующих лиц: Председательница М. Еллиот, Вице-Председательница Е. Кашеварова, Секретарь Е. Пашковская и Казначей М. Митропольская. Ф.П.» 424 303 См. о иеродиаконе Илие рапорт преосвящ. Алеутского в Свят. Синод от 26 марта (ст. ст.) 1900 г. 31 (РГИА, ф. 796, оп. 181, год 1900, д. 3085, л. 1). 304 Заведование Галвестонским приходом было поручено архим. Феоклиту (Триантафилидису) с 1/14 апреля 1900 года; иером. Иоанна (Шамиэ) из Галвестона перевели в Сан-Франциско (Назначения и утверждения//АПВ, 1900, т. IV, 7, с. 152). 305 См.: Пожертвования//АПВ, 1901, т. V, 7, с. II. Еще в октябре 1900 года Североамериканское духовное правление, согласно резолюции преосвящ. Алеутского от 20 сентября (ст. ст.) 1900 г. за 710, выдало архим. Феоклиту 175 дол. на ремонт Галвестонской церкви (РГИА, ф. 799, оп. 31, год 1900, д. 338, л. 83). 306 Хотовицкий А.А. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Восточным Штатам Америки//АПВ, 1901, т. V, 9, с. 180–181. 307 Поучение Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо-Американского, сказанное в Галвестонском храме, в неделю Антипасхи//АПВ, 1901, т. V, 8, с. 149–150. 308 Хотовицкий А.А. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Восточным Штатам Америки. С. 181. 310 8 Настоятель Хартсгорнской церкви иером. Пимен (Горбунов). В календаре Православного общества взаимопомощи на 1902 год указано, что настоятель Кирилло-Мефодиевской церкви в Hartshome, Ind. Terry.– иеромонах Пимен (Марченко) [Алеутская и Северо-Американская Епархия//Календарь Православного Общества Взаимопомощи в Северо-Американских Соединенных Штатах на 1902 г. Год издания 2-й.– Нью-Йорк: Тип. «Американского Православного Вестника», 1901.– С.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

...Величайшее совершенство души и дело весьма Богу угодное есть то, когда нет зла в человеке (прп. Антоний Великий , 89, 92). Напрягайся непрестанные изливать молитвы со слезами, чтобы сжалился над тобою Бог и совлек с тебя ветхого человека (прп. Антоний Великий , 89, 107). Источник. ...Не желайте ни слышать, ни говорить того, что не приносит вам (душевной) пользы... (прп. авва Исаия , 59, 8). ...Если ты познал себя, если течет в тебе источник Святаго Духа, то это служит верным знамением, что враги твои рассеяны и погибли... (прп. авва Исаия , 59, 106–107). ...Невозможно подвижнику противоборствовать врагам и достигнуть совершенства, если обладают им страсти (прп. авва Исаия , 59, 158). ...Не верь себе, будто ты достиг до чего-то достойного Бога, зря себя (находящемся еще) в стране врагов своих (прп. авва Исаия , 89, 390). Если... увидишь во время молитвы, что совершенно никакое зло не обличает тебя, тогда ты истинно свободен и вшел на святой Его покой, по воле Его (прп. авва Исаия , 89, 390). Как птица не может полететь одним крылом... так и душа не может преуспеть по Богу, будучи связана чем-либо из мирского (прп. авва Исаия , 89, 407). ...Усиленного воздержания от пищи еще недостаточно для совершенства, если душа не будет вполне воздерживаться от того, что питает грех (свт. Василий Великий , 6, 47). Источник. Вот высота человека, вот слава и величие его – знать истинно великое, прилепляться к нему и искать славы у Господа славы (свт. Василий Великий , 8, 268). ...Кого не возмущает ни один порок, сопровождает же всякая добродетель и все, что есть прекрасного, тот справедливо может веселиться непоколебимым и нескончаемым веселием... (свт. Василий Великий , 9, 328). ...Как живописцы, когда пишут картину с картины, часто всматриваясь в подлинник, стараются черты его перенести в свое произведение, так и возревновавший о том, чтобы соделаться совершенным во всех частях добродетели, должен при всяком случае всматриваться в жития святых, как бы в движущиеся и действующие какие изваяния, и что в них доброго, то через подражание делать своим (свт. Василий Великий , 10, 11).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Самоконтроль Каждый день рассуждай, в чем погрешил; и если помолишься о том, Бог простит тебе (прп. авва Исаия , 89, 292). Рассматривай в себе каждодневно, какую страсть победил ты, прежде чем вознесешь к Богу прошения свои (прп. авва Исаия , 89, 344). Обсуждай себя здесь каждый день, в чем недостаточествуешь, и не будешь в затруднении в час нужды смертной (прп. авва Исаия , 89, 348). Рассматривай же себя, брате, каждодневно, если желаешь узнать сердце свое, что есть в нем перед Богом, – не осуждение ли (там брата), или ненависть (к нему), или зависть, или презорство? (прп. авва Исаия , 89, 410). Горе нам, что не посматриваем на то, что находится внутри чрева нашего, и потому побеждаемы бываем сластолюбием и гордостию! (прп. авва Исаия , 89, 440). Рассматривая делание каждого дня, сравнивай его с деланием предшествующего и поспешай к исправлению (свт. Василий Великий , 9, 51). Источник. По прошествии дня и по приведении к концу всякого дела, телесного и духовного, прежде упокоения, совесть каждого должна быть подвергнута испытанию собственного его сердца (свт. Василий Великий , 9, 63–64). Источник. ...Надобно всякое дело совершать, как бы оно делалось перед очами Господа, и всякую мысль слагать, как бы Господь назирал ее (свт. Василий Великий , 9, 92). Источник. ...Обозрение прошедшего весьма полезно, чтобы снова не впадать нам в подобные грехи... (свт. Василий Великий , 9, 150). Источник. ...Что ты ни производил бы делом или словом, имей свидетелем совесть свою, что совершаемое тобою делается по Богу, и спасешься (прп. Ефрем Сирин , 31, 305). ...Произведем строгое испытание не только дел своих, но и слов, и помышлений, и строго исследуем, как проведен каждый день, какой грех сдалан в продолжение сего дня, сколько дней прожито худо, и какое движение или помышление возбудило нас к недоброму движению. И постараемся по мере грехов своих показать и покаяние. Наложим наказание на совесть и подвергнем ее сильному уреканию, чтобы по восстании от греха, страшась мучительности прежних ран, не осмелиться нам снова впасть в ту же пучину. Веди в совести запись и замечай в ней ежедневные грехи свои, и пусть эта записная книга каждый день будет раскрыта перед тобой; взвешивай сам в себе, что доброго и лукавого тобою сделано; приводи себе в память реку огненную, червя неусыпающего и горький ад, чтобы страхом мучений приумножать в себе доброе и истреблять лукавое. Будем плакать прежде времени, чтобы не скрежетать зубами во время и не плакать во времена. Сею жертвою благоугождается Бог; сими водами орошаемый человек приносит плод, сими водами омывается персть, сими водами угашается огонь, просветляется тьма, разрешаются узы, обращаются заблуждавшие, спасаются все, и Бог прославляется; сими водами и Петр омыл прившедшую в него скверну, ибо, изшед вон, плакася горько ( Мф. 26, 75 ) (прп. Ефрем Сирин , 32, 369–370).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ду Василий Александрович. Албазинец. Член Пекинской духовной миссии. В 1921 г. – протодиакон Успенского кафедрального собора в Пекине. В 1934 г. содействовал устранению беспорядков в миссии, вызванных позицией протоиерея Сергия Чана при вступлении в должность начальника миссии епископа Виктора (Святина). Заведующий типографией миссии. Служил также в Тяньцзине. Скончался в Пекине 22.06.1948 г. Протоиерей Василий Дубницкий Василий Гервасиевич. Военный священник 24-го Восточно-Сибирского стрелкового полка во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Протоиерей Василий Карпов Василий. Служил в г. Маньчжурия (не позднее 1929 г.), а затем на ст. Куаньченцзы КВЖД. Скончался 04.12.1934 г. на ст. Куаньченцзы. Протоиерей Василий Корн Василий Григорьевич. Священник для командировок при Главном полевом священнике 1-й Маньчжурской армии во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Объезжал части, расположенные на позициях в непосредственной близости от противника и совершал христианские требы под огнем неприятеля. Протоиерей Василий Ларев Василий Симеонович. Родился около 1856 г. Служил в Алексеевской церкви в Харбине, в районе Модягоу (1925–1934 гг.) Скончался 13.12.1934 г. Похоронен на Новом кладбище. Протоиерей Василий Полозов Василий Павлович. Служил на ст. Лаошагоу (Сунгари 2), в Преображенской церкви в 1924–1927 гг. Протоиерей Василий Скрижалин Василий П. Член Пекинской духовной миссии с 1898 г., диакон. Помощник епископа Иннокентия (Фигуровского). Пережил разорение миссии ихэтуанями в 1900 г. Позднее рукоположен во иерея. В 1905 г. – священник Владивостокского кафедрального собора. Протоиерей Василий Словцов Василий Феодорович. Военный священник 36-го Восточно-Сибирского стрелкового полка во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. С 3 на 4 октября напутствовал полк в бой на Путиловскую сопку, оставаясь с бойцами до штыкового удара, ободрял крестным знаменем, подавал помощь раненым. Протоиерей Василий Слюнин Василий Васильевич. Военный священник 5-го Восточно-Сибирского стрелкового полка во время Русско-Японской войны 1904––1905 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010