Ин.11:22 .  Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Некоторые толкователи (например, Гейки) полагают, что Христос не пошел прямо в дом Лазаря потому, что не хотел подвергаться там насилию со стороны пришедших из Иерусалима иудеев, так как среди родственников Лазаря могли быть и люди, враждебно настроенные по отношению ко Христу. Но Ему как сердцеведу, конечно, было известно, что таких замыслов родственники Лазаря не имели, евангелист, по крайней мере, этого не сообщает... Нет, временная остановка Христа у входа в селение объясняется просто тем, что Марфе дали знать о том, что Христос приближается, и она успела Его встретить еще в то время, когда Он не вошел в селение. «Тогда Марфа сказала Иисусу...» В словах Марфы прежде всего сказывается уверенность в том, что Господь как Владыка жизни не дал бы в Своем присутствии владыке смерти отнять жизнь у ее брата. Затем, под влиянием слов Самого Христа (стих 4) и зная о тех чудесах, какие Христос совершал в Галилее ( Лк.7:11–15, 8:49–55 ), она выражает надежду, что и теперь еще Бог поможет Христу исполнить Свое обещание. Но чего именно она ожидает от Христа (воскрешения ее брата), об этом она прямо не говорит, как бы боясь предъявить слишком большое требование. Ин.11:23 .  Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Ин.11:24 .  Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Ин.11:25 .  Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. Ин.11:26 .  И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Ин.11:27 .  Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Господь сначала дает Марфе утешение общего характера: «воскреснет брат твой!». Он не говорит, что Сам теперь же воскресит его. Но потом, когда глубокая скорбь прозвучала в словах Марфы ( «знаю, что воскреснет»... 34 ), – Господь отводит ее мысли от далекого будущего к настоящему. «Я есмь воскресение и жизнь...» В Христе возможность и ручательство воскресения мертвых, так как в Нем находится одерживающая победу над смертью жизнь (ср. Ин.5:26, 6:57 ). Но опять-таки, о Своем намерении воскресить Лазаря Господь еще не говорит. Он только утверждает, что всякий «живущий», т.е. пребывавший здесь, на земле «верующий» во Христа, «не умрет вовек» или навеки, не исчезнет, умерев, навсегда. Нет, «подобно тому, как брошенный вверх камень уже с самого начала своего полета подчинен силе тяготения, влекущей его обратно, так и христианин, погружаясь в бездну смерти, подчиняется влечению жизни Христовой, которая и поднимает его снова вверх» (П. Ланге).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, когда этот царь, будучи блестящим и знатным, со многим избытком богатства, по занятии всей вселенной и распространении своего царства, сразу был восхищён и умер, – пророк, зная изменчивость относительно людей, сказал: «Как упал ты с неба, денница, сын зари», колебатель царей, сделавший всю вселенную пустыней? И, обращая к нему свою речь и осмеивая его, прибавляет: «Говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней», – под тобой постелют гной, и покрывало твоё червь ( Ис.14:13–15 ). Видишь ли, как Он по этой причин устроил, – о чём я говорил, – что наше тело имеет такой жребий, чтобы служить врачевством от безумия. Итак, увидев его (т.е. человека) в отчаянии, Он воспитывает его тем, что бывает после кончины, напоминая о червях, зловонии, гное, – чтобы он, помыслив о том, покинул своё безумие, и думал с гордостью не о настоящем, а о том, каков будет конец, какая последует с ним перемена. Потому именно мы получили в удел страждущее тело, и после кончины столь зловонное. Если, при такой природе, многие из безумных сбивались на безрассудство, чтобы воображать себе богоравенство и пренебрегать Небом, то в чём бы они не были извращены беззаконием, если бы не сдерживались этой уздой? Не этот только царь, но и другой воображал о себе то же самое; и другой пророк, Иезекииль, осмеивая его, говорил: «Ты говоришь: «я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей», и не человек, живущий в сердце земли: «я бог», тогда как в руке поражающего тебя ты будешь человек, а не бог» ( Иез.28:2, 9 )? Видишь ли, что и этот намекал, что смерть для того превзошла, чтобы остановить безумие, чтобы с корнем вырвать тот лукавый помысел, который в первозданном посеял от начала дьявол? Отсюда-то и произошло идолослужение, верх человеческих зол, когда многие до безумия возвышают себя и желают богоравенства. Итак, все эллинские боги были созданы людьми; чтобы этого не было, Бог обложил смертью, изобличая немощь природы. Потому именно, Единородный Сын Божий, останавливая безумие, устроил так, что претерпел такое начало Своего входа: шатёр, бедность, Мать нищую, – убеждая всех делом, чтобы они попирали человеческую гордость; и, пришедши, призывает прежде всего иноземцев. Для чего и почему? Когда род человеческий был в худом состоянии, – я опять возвращусь к тем же самым словам, – и все отчаялись в спасении, – тогда Он прежде всего ниспровергает крепость дьявола и крепчайшее его оружие, чтобы не был в отчаянии никто из остальных. С другой стороны, это послужило к стыду иудеев, что они колебались прийти, а эти отправились даже в далекое путешествие, чтобы Его видеть и поклониться; и обходя (всех), говорят: «Где родившийся Царь Иудейский» ( Мф.2:2 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Мк.11:25 . И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Мк.11:26 . Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. Тут Господь указывает еще другое условие, чтобы молитва наша имела силу, это – прощение оскорблений, какие имеет молящийся со стороны другого. Гнев на ближнего удаляет человека от всеблагого и всемилующего Бога, и благодать Божия не может изливаться на такого человека. Господь прямо сказал у еванг. Матфея: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой, а пойди, прежде примирись с братом твоим, и приди и принеси дар твой. ( Мф.5:23–24 . Чит. еще Мф.6:14–15 ). Зач. 52. Учение Иисуса Христа о Его божественной власти, по поводу изгнания торгующих из храма. Читается в четверг 17-ой и 32-й недель по Пятидесятнице. Ответ Господа на вопрос первосвященников и книжников о том, какой властью Он изгнал торгующих из храма и какой силой делает вообще все то, что Он делает, – проповедует, творит чудеса – изложен у еванг. Марка совершенно тождественно, что у св. Матфея ( Мф.21:23–27 ). Мк.11:27 . Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники и старейшины Мк.11:28 . и говорили ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? Коею областию (какой властью) сия твориши и пр. Этот вопрос был предложен Иисусу Христу архиереями и старейшинами на другой день после Его торжественного входа в Иерусалим, когда Господь выгнал из храма торгующих и покупающих и исцелил в храме многих больных, и затем когда снова пришел в храм и учил тут народ. Такие действия Иисуса Христа еще более возбудили врагов Его против Него, и они спрашивают: на каком именно основании Он так действует? (ст. 12 и 15). Иисус Христос не был священником, имевшим власть распоряжаться в храме, а между тем, заметив там беспорядок, восстал против него и уничтожил его. А что Иисус Христос был Сыном Божиим – царем, первосвященником и пророком, посланным от Бога Мессией, этому первосвященники и старейшины иудейские не верили; вот почему и дали Ему вопрос: какой властью и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Не отрицая факта совершенного Христом чуда, начальники иудейские сочли его настолько опасным, что вскоре для обсуждения происшедшего были собраны члены Верховного Совета (Синедриона). « Что нам делать? – говорили они. – Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом » (Ин.11:47–48). Члены Синедриона боялись, что народ объединится вокруг Христа и провозгласит Его царем. Это вызовет гонения со стороны римлян, и тогда последние остатки национальной свободы погибнут, а начальники иудейские потеряют свою власть. Поэтому первосвященник Каиафа сказал членам Синедриона, что нужно действовать решительно и убить Иисуса Назарянина: « Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб » (Ин.11:50). Каиафа был недостойным человеком, но, имея особые дары Божии, в силу первосвященнического достоинства, он неожиданно для себя изрек истину: Христу, действительно, надлежало умереть за народ, чтобы народ не погиб. Но Господь должен был умереть не для спасения независимости Иудейского царства и эгоистичных интересов иудейских вождей, а для искупления всего человечества от греха, проклятия и смерти. Предложение Каиафы не встретило возражений, и Синедрион постановил убить Иисуса, а вместе с Ним предать смерти и Лазаря, из-за которого многие уверовали в Христа. Вечеря в Вифании за шесть дней до Пасхи (Ин.12:1–11) Покинув Иерихон, Господь продолжил Свой путь на Страсти. Накануне торжественного Входа в Иерусалим, Господь остановился на ночлег в селении Вифания. Там, в доме Симона прокаженного, друзья приготовили Господу вечерю, т.е. трапезу. Среди гостей был и воскресший Лазарь, а его сестра Марфа заботилась об угощении и прислуживала у стола, где возлежали гости. Другая сестра его, Мария, желая поблагодарить Господа за Его милость к их семье и воскрешение брата, взяв сосуд с драгоценным ароматным миром, во время трапезы с благоговением подошла к Иисусу, и молча возлила миро на ноги Иисуса. Дом наполнился благоуханием. Мария, склонившись, отерла волосами ноги Учителя.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Неоднократно в своем трактате и письмах преп. Никита обращается к литургическому возгласу «Двери, двери, премудростию вонмем»! Слова «Премудростию» нет в рукописях IX века 64 , и в трактате «О Рае» преп. Никита приводит возглас τας θρας, τας θρας, πρσχωμεν, относя его прежде всего к нашим чувствам и соотнося с заповедью, данной Адаму в раю. В греческом языке Нового Завета глагол προσχω имеет следующие основные значения 65 : а) обращать внимание, уделять внимание; б) внимать, держаться чего-либо, быть преданным чему-либо; пристраститься к вину ( 1Тим. 3:8 ); в) быть внимательным, остерегаться, держаться подальше от чего-либо; г) приступать (к жертвеннику), быть священником ( Евр.7:13 ): «Ибо тот, о котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику» ( ουδεις πρσσχηκεν τω θυσιαστηρω). Слово θρα имеет следующие основные значения 66 : а) дверь, ворота; б) двор; в) доступ; ( 1Кор. 16:9 ): «Ибо для меня отверста великая и широкая дверь» [ θρα μοι ανωγεν – мне была дана возможность] 67 . Именно это слово употребляется при совете запереть двери, когда молишься Небесному Отцу, как учит Христос: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь ( κλεσας την θραν) твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:6 ). Преп. Никита Стифат и относит, главным образом, этот возглас к дверцам наших чувств, чтобы ничто недостойное не проникало внутрь, а не к дверям храма. Для обозначения церковных врат в храме используется слово πλαι, которое имеет значение «ворота», «большие двери», πλη иногда «створ», «половина ворот». Царские врата (Святые), отделяющие алтарную часть, называются γιαι πλαι, Северные и Южные врата соответственно βρειαι и ντιαι πλαι, Красные врата центрального входа собственно в храм называются ωραιαι πλαι, вход в притвор это Великие врата μεγλαι πλαι 68 . Никита Коронидский в ответном письме к преподобному Никите Стифату , попросившему его изложить свое мнение по поводу своих трактатов, пишет: «Достоин же осмеяния говорящий, что возглас диакона: «Двери! Двери!» побуждает стоящих вне жертвенника внимать божественным таинствам. Ибо если таинства, (то) всячески и сокрыты, скрытое же кто, пожалуй, владеющий рассудком, побуждал бы постигнуть того, кто вне этих (таинств)? Ибо таинства ныне подаваемы от иереев и совершаются они в молчании. В других же местах я сам видел, что висящая у божественного алтаря завеса во время (совершения) таинств подплывает и покрывает так, чтобы даже сами иереи не были видны со стороны стоящих вне (алтаря). Это же ввел блаженнейший среди патриархов господин (наш) Евстафий 69 « (письмо 3). Никита Коронидский придерживается традиционного понимания возгласа, как относящегося к привратникам, закрывающим двери храма во время Литургии верных, и возражает против расширительного толкования. Завеса понимается им как покров таинства, недоступного для непосвященных в него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Паки (т.е. вновь) и паки миром Господу помолимся. Л. Господи помилуй. Д. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Л. Господи помилуй. Д. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу, и присно Деву Марию, со всеми святыми помянувшее, сами себе, и друг друга, и весь живот наш (т.е. жизнь нашу) Христу Богу предадим. Л. Тебе Господи. Диакон уходит в алтарь по окончании малой эктении, а священник возглашает: Св. Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Св. Духу, ныне и присно, и во веки веков. Л. Аминь. На клиросе начинают петь третий антифон: Л. Во царствии Твоем помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. 1) Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. 2) Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3) Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4) Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5) Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7) Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8) Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное и 9) Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать всячески несправедливо злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь: ибо велика ваша награда на небесах. Во время пения третьего антифона, священник читает молитву третьего антифона: «Иже общи сии (т.е. Ты, Который эти общия) и согласныя (т.е. стройныя) даровавый нам молитвы, иже (т.е. Ты, Который) и двемя или тремя согласующимся о Имени Твоем, прошения подати обещавый (т.е. обещавый исполнить прошения, если двое или трое сойдутся во имя Твое): Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни (т.е. и на этот раз сам исполни прошения рабов Твоих), подая (т.е. даруя) им и в настоящем веце познание Твоея истины, и в будущем живот вечный (т.е. вечное блаженство) даруя». Теперь отверзаются двери для «малого входа». Священник и диакон творят три поклона пред трапезою. Священник дает диакону Евангелие и идут от правой стороны сзади престола, и, вышедши таким образом из алтаря северными дверями, с предшествующими им светильниками, совершают «малый вход».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После входа прокимен великий «Кто Бог велий» и пр. Этот прокимен, как и все прокимены, великие и малые, взять из псалма ( Пс. 76 ): «Какой Бог так велик, как Бог наш? Ты Бог, который творишь чудеса». Стихи к этому прокимену (из того же псалма): 1) «Являл могущество Твое среди народов»; 2) «Прискорбно для меня сие изменение десницы Всевышнего»; 3) «Помню я дела Господа; древнее чудо Твое». Вслед за прокименом дьякон возглашает: «и о сподобитися нам слышанию св. Евангелия, Господа Бога молим», и читается евангелие Иоанна, зачало 65 ( Ин. 20:19–25 ). Здесь рассказывается об явлении в первый же день воскресения Господа Иисуса ученикам своим. Поздно вечером в этот день собрались ученики Господа Иисуса вместе и заперлись из опасения иудеев. Как сказано выше, они, кроме ап. Петра, видевшего Самого Господа, не верили еще воскресению, несмотря на все уверения этого апостола и жен мироносиц. И вдруг явился в среде их воскресший и сказал им: «Мир вам!» Но и при этом явлении сомнения еще колебали их; испугавшись, они подумали, что видят духа. Чтобы уничтожить всякое сомнение, Господь показала им руки и ноги, и бок свой. Тут-то возрадовались они всей полнотой радости. «Иисус сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказал сие, дунул, и говорит им: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Но при этом явлении не было одного из апостолов – Фомы. Когда передали ему ученики, что видели Господа, он отвечал: «Не поверю, если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки Моей в бок Его». Странное неверие со стороны Фомы, которое самое имя св. апостола навсегда соединило с выражением – неверующий. Но, как уже казано, по целям провидения, событие, завершившее дело спасения, должно было пройти все степени человеческих сомнений, чтобы после не могло остаться уже и тени их. «О доброе неверие Фомино! верных сердца к познанию приведе», – так говорится в церковных песнях. Сам Господь, явившись через восемь дней апостолам, среди которых быль и Фома, не только не осудил его за такое неверие, но вполне удовлетворил его желание, и лишь заключил: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и веровавшие».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Прав. Лазарь. Икона. XVI в. (ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр) Он жил в Вифании вместе с сестрами Марфой и Марией (Ин 11. 1). О пребывании Господа в их доме говорится и в др. Евангелиях, но без упоминания Л. (Мф 26. 6; Лк 10. 38-42). Когда Л. заболел, сестры послали известить об этом Иисуса. Получив эту весть, Спаситель не сразу отправился в Вифанию, сказав, что «эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, дабы через нее прославился Сын Божий» (Ин 11. 4). Спустя 2 дня, несмотря на предостережение учеников об угрожающей Ему опасности со стороны иудеев, Господь зовет их пойти с Ним к умершему: «...друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин 11. 11; ср.: Мк 5. 39). Ученики понимают выражение «уснул» буквально - как указание на болезнь Л., не понимая метафору сна как смерти. Ап. Фома говорит остальным спутникам: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин 11. 7-16). Навстречу пришедшему Господу поспешила скорбящая Марфа, к-рая уже верила, согласно представлениям того времени (ср.: Иов 19. 25; Иез 37. 1-14), что ее брат Л. будет участвовать в воскресении мертвых в последний день (Ин 11. 24), но не имела откровения о власти Христа как Сына Божия над смертью. Когда Господь пришел, Л. находился уже 4-й день во гробе, т. е. его тело уже должно было начать разлагаться (Ин 11. 17, 39), тем самым евангелист подчеркивает реальность смерти Л.; согласно иудейским представлениям, душа человека пребывала рядом с телом 3 дня, по истечении которых усопшего нельзя уже оживить ( Beasley-Murray. 1987. P. 189; Edwards. 2004. P. 116). Прежде чем вернуть умершего к жизни, Господь провозглашает дерзновенную весть: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин 11. 25), к-рую первой исповедает Марфа (Ин 11. 27). Мария подошла к Иисусу в слезах и повторила слова сестры: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин 11. 32). Видя всех родных и близких плачущими, Иисус Сам восскорбел духом и прослезился (Ин 11. 33-35). Придя ко гробу, Спаситель повелел отвалить камень от пещеры и, совершив благодарственную молитву к Отцу, громко возгласил: «Лазарь! иди вон» (Ин 11. 43). Когда у входа в пещеру показался Л., закутанный в погребальные пелены, Христос обратился к стоявшим рядом: «Развяжите его, пусть идет» (Ин 11. 44). Многие из присутствующих иудеев, став свидетелями чуда, поверили в Иисуса Христа (Ин 11. 45).

http://pravenc.ru/text/2462509.html

Со стороны материальной, по своему содержанию, законы, учреждения и обрядовые постановления Пятикнижия во многих местах явно приспособлены к условиям жизни, в которых евреи находились во время странствования по пустыне, по выходе из Египта до вступления в землю обетованную. Это приспособления можно усматривать даже в десятословии. В десятой заповеди, по ее первоначальной редакции в 20-й главе книги Исход, согласно чтению еврейского подлинника, между предметами, на которые не должно простираться незаконное пожелание, исчислены: дом («бет» – шатер, палатка, шалаш), жена, раб, рабыня, вол, осел и не указано ничего, что составляло бы исключительную принадлежность земледельческого быта; следовательно, содержание заповеди рассчитано на потребности пастушеской жизни. Напротив, во Второзаконии ( Втор.5:18 ) 105 к запрещенным предметам пожелания присоединяется еще «поле», недвижимая собственность, – и это потому, что одна часть израильских колен во время написания Второзакония уже начала приобретать оседлость, а другая готова была вступить в обладание землей обетованной. Показанное Богом на горе устройство переносной скинии и описанное с величайшей подробностью в книге Исход (два раза) 106 соответствует именно периоду странствования, а во всякое другое время было бы нецелесообразно и не соответствовало бы изменившимся условиям гражданского быта. Уже у Давида явилась мысль построить храм Иегове, и он с сожалением и скорбью говорит пророку Нафану: вот я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром. ( 2Цар.7:2 ) Что же касается скинии, то она во времена Судей была приурочена к определенному месту: по 1-й книге Царств, Елкана, отец Самуила, ходил... из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом ( 1Цар.1:3 ). В то время, когда Анна, мать Самуила, совершала свою молитву перед Богом, Илий священник сидел... на седалище у входа в храм Господень ( 1Цар.1:9 ). Следовательно, скиния стояла в Силоме; переносили с места на место в это время один ковчег: так после поражения Филистимлянами, старейшины Израилевы говорят ( 1Цар.4:3–4 ): возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших. И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, сидящего на херувимах. То же было и ранее Илия: сыны Дана вскоре после того, как заняли доставшийся им по жребию удел, отняли у некоего Михи истукан и имели у себя этот истукан, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме ( Суд.18:31 ). Из сказанного видно, что мысль о скинии, которую можно было бы разбирать и переносить по частям, не могла появиться и получить подробнейшую обработку во всех мелочах ни после Давида, в эпоху первого и второго храма, ни во времена Судей, и должна быть отнесена ко времени Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Ст. 6. …И сказал Соломон Господу: ...Ты сделал... Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде... Ты… даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне... Эти вступительные слова молитвы Соломона, объятого сном, обнаруживая в нем совершенную ясность сознания, в то же время, открывают достолюбезную скромность и смирение его духа; ибо не ради себя и своих заслуг надеется он получить милость Божию, а ради отца своего, Давида, который ходил в истине и правде – и с искренним сердцем пред Господом. Ст. 7. …И ныне, Господи, Боже мой!... я отрок малый (Соломон в это время мог иметь не более двадцати лет), не знаю ни моего выхода, ни входа,… т. е. не успел еще выработать себе ясных и твердых правил, с которыми бы мог согласить свое поведение, как в домашних, так и в общественных делах. Ст. 9. …даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло… Эта просьба Соломона была, очевидно, плодом его царственных дум о трудностях правления, которые столь естественны были в молодом царе Израильском, при воцарении над многочисленным народом, и которые, как видно, были главным побуждением для Соломона совершить религиозное путешествие в Гаваон. При всем том, просьба Соломона может служить доказательством необыкновенного благородства и глубокой религиозности его юной души, а равно, и открывает в нем богатые задатки природной мудрости; ибо, забыв о личных своих благах, и о всех других наименее ценных, он сумел испросить себе такое благо, которое по справедливости может быть названо самым высочайшим, какое только может быть даровано Господом человеку, без участия его свободы и помимо личных его заслуг. Некоторые хотели бы упрекнуть Соломона, что он не пожелал от Бога себе святости, которая есть высочайшая из высших благ. Но сколь ни возвышенно это желание, едва ли было бы мудростью со стороны Соломона испрашивать такого блага, которое по самому существу своему не могло быть дано в дар человеку, без его собственных усилий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010