Почти ничего не понял генерал Гепнер из обрывистого ртищевского монолога, вздохнул только и хлопнул его по плечу. Уже шли над ними первые волны «Юнкерсов», начиненные бомбами и десантниками, пора было заводить моторы своих жестянок и начинать самое грандиозное, самое страшное сражение всех времен и народов. — Да ну за что, гражданин следователь, за что?! Не понимаю!.. — Сейчас поймешь. Членом Союза воинствующих безбожников был? — Почему — был? Я и не выходил вроде. — Теперь все в твоей жизни — «был»! Теперь ты приплыл. А отплывают отсюда только в трюме баржи. Сам знаешь куда. Ибо согласно директиве, сам знаешь чьей, — допрашивающий поднял палец вверх и многозначительно гмыкнул, — всем, кто в «Союз» вступал, а себя не проявил, всем в такие вот кабинеты допросные приплывать, а потом — на баржу. — Да я!.. Да как — не проявил?! — допрашиваемый аж задохнулся от изумления и негодования. — Да я вот по этой стене, согласно приказу, с улицы с подъемного крана на тросе шаром двухтонным долбил!.. Тут же, это же… ну тогда ж тут это же Собором было!.. — Точно, был собор, а теперь — зэкам сбор, то бишь, тюрьма. А кабинетик мой, пра-альна, как раз и есть за той стеной, по которой ты долбил, — допрашивающий кивнул на полусбитое изображение на побеленной стене. — А и гляди-ка, его тоже забелили, а он все равно проступает. Не знаешь, кто тут нарисован, которого ты в спину долбал? Допрашиваемый только плечами пожал, мельком взглянув на изображение на стене. Изображен был какой-то старик с крестом в руке. Вместо глаз пусто и страшно смотрели на допрашиваемого глубокие выбоины, будто зубилами выбивали. Такая же выбоина зияла в центре лба. Длинные одежды его все были покрыты пятнами — краска вместе со штукатуркой то ли сама отвалилась, то ли тоже отшибли. И только золотистый круг вокруг головы не имел ни выбоин, ни пятен и казался не поблекшим, скорее запыленным — протри сейчас тряпочкой и засверкает, будто только что выписали. — Вот и я не знаю, — сказал допрашивающий следователь, закуривая, — чего там было написано вокруг головы, да сбилось, не поймешь теперь.

http://azbyka.ru/fiction/rubezh/

Интересно, что в 1944 г., вскоре после смерти Е. Ярославского, созданный им Центральный музей истории и атеизма лишили помещения. Его здание передали Комитету по делам кинофикации под киностудию «Союзмультфильм», а музей фактически оказался выброшенным на улицу. К этому времени антирелигиозная секция при институте философии Академии Наук была уже ликвидирована, не подавал никаких признаков жизни и Центральный совет Союза воинствующих безбожников. Некоторые из его бывших активистов не желали смиряться. Широко известный в 1930-е гг. литератор и лектор Б. П. Кандидов весной 1945 г. отправил обширное послание секретарю ЦК А. А. Жданову , напоминая ему о сотрудничестве в прошлом с Е. Ярославским и предлагая «развернуть антирелигиозную работу». Однако отзыв Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) на это письмо оказался резко негативным. Автора упрекали в том, что он «живет старыми взглядами». Так как Б. Кандидов не собирался перестраиваться, по-прежнему клеймя в своих лекциях «реакционную роль церковников», «Правда» 23 июня 1945 г. специально выступила против методов «этого вредного лектора», а партийное руководство Казани, где он тогда находился, вообще запретило ему выступать по антирелигиозной тематике 573 . В конце 1943–1944 гг. Совнарком принял более 10 постановлений, касающихся условий и порядка функционирования религиозных организаций, льгот духовенства, прав и обязанностей государственных органов, ведавших церковной политикой. В первые же месяцы этой работы стало очевидно, что новый церковный курс требует и изменения правовой основы – законодательства о религиозных культах. В конце 1943 г. Совет по делам РПЦ сообщал правительству, что ранее принятые декрет 1918 г. и постановление ВЦИК и СНК РСФСР 1929 г., кроме основных положений, устарели и необходимо новое, теперь уже союзное законодательство. Проект его был подготовлен, на заседании Совета по делам РПЦ 7 января 1944 г. принят за основу и представлен в правительство, однако так и остался нерассмотренным 574 . Вероятно, в этом случае также повлияли опасения И. Сталина перед лицом недовольства в партии открыто продемонстрировать законодательное закрепление нового курса. Секретными же поставлениями Совнарком неоднократно вносил изменения в статьи закона 1929 г., касающиеся прав религиозных обществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главная особенность этого дела заключается в том, что это одно из первых в стране плановых «поточных» дел периода «большого террора». Если вы хотите заниматься наукой, надо выбирать то, к чему душа не лежит Оно было инициировано в рамках подготовки и вступления в силу печально известного оперативного приказа 00447 наркома Внутренних дел Н.И. Ежова «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов», утвержденного Политбюро ЦК ВКП(б). То есть оно было частью операции союзного значения по борьбе со всеми «подозрительными» на территории страны (или с так называемым «крестовым фронтом против советской власти») в преддверии выборов в Верховный совет СССР, намеченных на декабрь 1937 г. Выход приказа 00447 был связан с общей напряженной обстановкой в стране и растущим недовольством стилем сталинского правления. Кроме того, в 1936 г. была обнародована новая редакция Конституции, в которой формально снимались ограничения с недавних «лишенцев» и таким образом они допускались в круг избирателей. И на этом фоне оказалось, что во время январской переписи населения 1937 г. более половины граждан СССР сделали отметку в соответствующей графе о том, что являются верующими. Это несмотря на открытую антицерковную политику государства на протяжении двадцати лет, репрессии в отношении духовенства, пропагандистскую деятельность «Союза воинствующих безбожников» Емельяна Ярославского… То есть это свидетельствовало о том, что авторитет духовенства в обществе по-прежнему высок, и внушало руководству сомнения в «тотальности» успеха на предстоящих выборах. В этом деле и подобных делах 1937 г. обоснованием для продления сроков следствия, а, следовательно, и расширения круга арестованных, служила формулировка: «Ввиду предстоящих выборов в Верховный Совет».      Второй особенностью этого дела было то, что с самого начала ему придали статус «образцового». По времени оно несколько опередило выход приказа 00447, поскольку было начато весной. Еще на стадии производства сфальсифицированные протоколы допросов обвиняемых были направлены в Главное Управление НКВД, в Москву, где их растиражировали и разослали периферийным организациям по всей стране в качестве «методологического руководства». То есть на основе этого дела выстраивались и другие дела против верующих.

http://pravoslavie.ru/140066.html

Пропаганда и внедрение атеистическо-материалистической идеологии было возложено на «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний», основанное в 1947 году. Заметим, что деятельность Союза воинствующих безбожников было прекращено административным порядком в 1941 году. Партийные руководители ясно сознавали, что в войну враги были реальные. Масштабно проходила антирелигиозная кампания на пропагандистском фронте. В 1958 году лекторами общества «Знание» из 5.600 000 прочитанных лекций 303000 были посвящены антирелигиозной пропаганде . Лекции читались на заводах, в колхозах, в «Домах атеиста». Причем открытых диспутов с верующими лекторы побаивались, метод, который «развлекал публику» в период военного коммунизма, в 60-е годы не рекомендовался в связи с отсутствием квалифицированных искусных и воинственно настроенных пропагандистов. С сентября 1961 г. Общество выпускало ежемесячный журнал «Наука и религия» 100000 экз. С 1959 по 1961 гг. года вышло огромное количество всевозможных брошюр, тираж которых доходил до 300 000 экземпляров . Были выпущены целые серии, посвященные антирелигиозной тематике: «Научно-популярная библиотека по атеизму», «Библиотекарь атеиста», «Библиотека агитатора» и т. д. Даже военное издательство довольно часто печатало такого рода брошюры, предназначенные для военных нужд. Академия наук выпустила брошюру «Вопросы истории и атеизма». В 1960 году начал выходить сборник «Спутник атеиста». Студентов институтов задействовали в атеистической пропаганде по месту прохождения практики . В маленьком Рыбинске в 1963 году на предприятиях и в учреждениях культуры за год было прочитано 1215 лекций по антирелигиозной тематике . Если ко всему этому прибавить атеистические фильмы, антирелигиозные музеи и гражданские обряды, то становится ясно, что задействован весь аппарат государственной идеологической машины. «Партийные организации не могут быть безразличными к вопросам антирелигиозного воспитания населения, – писала ивановская газета «Рабочий край». – Их прямой долг организовать боевую, наступательную, целеустремленную и планомерную пропаганду научного атеизма» .

http://pravoslavie.ru/78893.html

Руководство партии отмечало, что журнал предназначен для «публикации популярных статей, лекций и консультаций по естественнонаучной пропаганде, по разоблачению и критике религиозной идеологии, по теории и истории научного атеизма, вопросам обобщения методики и практики научно-атеистической пропаганды, рецензирования и информации о выходящей научно-атеистической литературе» . Следует отметить, что именно из журнала «Наука и религия» большинство советских граждан черпало сведения об основах религии, о современном положении религиозных организаций и их лидерах . Издание было призвано стать одним из главных орудий воинствующего атеизма и бороться с помощью научных знаний с религиозными пережитками прошлого. Поэтому ему всегда уделялось особое внимание. Издателем журнала являлось Всесоюзное общество «Знание». За период хрущевских гонений тираж многократно увеличился . В данной статье рассмотрены и подробно проанализированы материалы журнала «Наука и религия», а именно ноябрьский выпуск 1961 года и декабрьский 1963 года, которые есть в открытом доступе в Сети. Первый рассматриваемый номер был выпущен практически на заре существования журнала «Наука и религия», а второй – уже ближе к концу периода хрущевских гонений. Таким образом, можно проследить и определенные тенденции: как с течением времени менялось содержимое журнала и сами методы атеистической пропаганды в целом. 1. Журнал «Наука и религия» 1961 года Объем журнала – 96 страниц, большую часть занимают статьи на листах формата А5 по 58 строк на странице, что является достаточно мелким шрифтом для зрительного восприятия. Журнал состоит из 8 рубрик, в каждой располагается ряд материалов в виде статей и заметок. Начинается журнал с передовой на 8 страниц, в которой описывается проект новой Программы КПСС. Особо подчеркивается важность борьбы с «религиозными предрассудками и против изуверских сект» , так как «религиозная идеология направлена против науки, против действительного познания и объяснения мира» . В ходе исторического экскурса революционного движения уточняется, что «коммунистическая партия всегда заботилась о совершенствовании содержания, форм и методов антирелигиозной работы, предостерегала от оскорбления чувств верующих, от административных мер борьбы с религией» . Вероятно, данный пассаж является развитием постановления ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» от 10 ноября 1954 г. . Далее описывается создание газеты «Безбожник» и Союза воинствующих безбожников. Примечательно, что автор не видит противоречия в словах о предостережении от оскорбления чувств верующих с тем, как на самом деле в 20-30-е годы проходила борьба с религией. Затем цитируется 124-я статья Конституции 1936 года, которая, в частности, гласит, что «свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». В целом можно заключить, что передовая очень подробно идеологически обосновывает необходимость атеистической пропаганды.

http://bogoslov.ru/article/6192523

" Неужели в том сокровище русского православия, чтобы поп-богослов указывал... " Богослов, теолог, имеющий профессиональные знания, автором назван в оскорбительной форме " поп-богослов " , что предусматривает его, автора, бОльшее знание о предмете и право судить, в том числе, " попа-богослова " . Пока не углубляясь в статью, посмотрим внимательнее на эпиграф: Под покровом Солнечной Богоматери Стойте в огненном столпе демократии. С вами мысль Соловьева, Бердяева, Святых плащаница неприкасаемая. Я не могу себе представить русского поэта, который был бы способен написать подобный текст -) Вдобавок, он поражает уровнем эклектичности и религиозной безграмотности, где слиты в одну кучу Богородица с " огненным столпом демократии " . Перед нами не только плоский, газетный " образ " , но и оскорбление святыни, богохульство. Сюда же попал ни в чем неповинный, глубоко верующий Бердяев. Мало того, Плащаница Христа оказалась натянутой на святых, которые, в свою очередь, по-видимому, по мысли автора тоже стоят с Ним " в огненном столпе демократии " ... Все это было бы очень забавно, если бы не было так глупо и дурно. Мы бы не стали так детально останавливаться на первых строчках статьи, если бы в них не проявилась бы сразу вся дальнейшая текстология очень характерного для последнего времени текста о Православии. Перед нами раскрывается бескрайнее поле очень знакомых нам по ретроградному мышлению терминов - " охота на ведьм " , " обезьяньи процессы " , " разжигание все новых конфликтов в обществе " , " оболванивающими лженауками " , " нечистого на руку батюшки " , " дали отпор " , " псевдодуховность и псевдорелигиозность " , " неужели православность в том, чтобы выстраивать новую [систему тоталитарной идеологии] " , " воинствующие ортодоксы " и т.д и т.п. - весь текст переполнен тяжелыми штампами времен " Союза воинствующих безбожников " , после которых шли расстрелы священников. Во всяком порядочном труде каждое из подобных утверждений требует точного подкрепления фактами. В противном случае, мы имеем дело - в лучшем случае - с беспардонной болтологией, а в худшем - с оскорблением Церкви и самого христианства.

http://ruskline.ru/analitika/2008/02/01/...

Но продолжается интрига о новой «братской» встрече Главы Русской Церкви с еретиком папой Римским. Но о чём пойдёт речь на этой встрече? С православным народом это обсуждается? Нет. Все, как обычно, делается втайне. Сегодня целый слой людей, наделённых церковной или государственной властью в России, явно не намерен что-либо всерьез обсуждать с народом и посвящать непосвященных в свои тайны. Они как будто забыли историю России и Русской Церкви. Многие ведут себя так, как будто это вообще не их история. И не их вера. «Делайте то, что мы вам говорим. Если вы не желаете это делать, значит у вас не все в порядке с мозгами. Люди с повёрнутыми мозгами новому обществу не нужны. Новому обществу нужны люди с новыми знаниями». Откуда вообще этот проект «Новое знание», который сегодня активно продвигает первый замглавы Администрации Президента Кириенко? Из атеистического прошлого. Реанимированное общество «Знание» занималось в СССР антирелигиозной пропагандой, став преемником Союза воинствующих безбожников. Сегодня на государственном уровне масштабно актуализируется антихристианское «новое знание»? А ведь это «новое знание» широко внедряется среди молодежи, детей и подростков. И это знание, которое в сущности своей отрицает Христа, отрицает Воскресение Христово и утверждает величие техники, искусственного интеллекта, цифровизации... Утверждает величие природы и эволюции. Почему же это не волнует митрополита Илариона и других архиереев Русской Церкви? Почему это не волнует их так, как экуменический успех проведения новой встречи с папой Римским? Мы, русский народ, простые православные миряне и священники, словно чужие на мировом празднике новых мировых людей. Эти мировые люди веками мечтали править миром. А чтобы править миром, надо править в России… Но ведь трудно переть против рожна. Трудно переть против Бога, Церкви и православного народа. А народ просыпается, понемногу соображать начинает, что «что-то тут не то и не так». Видят же люди, что как ты ни напяливай на человека царскую корону, всё равно Георгий Гогенцоллерн получится. Как не рассказывай, что мы с папой Римским близнецы-братья, всё равно на дне Чудского озера окажешься.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/19/ch...

В Праге не тронули епископа Сергия, но присудили к 5 годам тюрьмы, он фигурировал в немецких хроникальных фильмах, где он благословлял пресловутые «власовские войска» составленные немцами из более или менее насильно набранных советских пленных. И это в 1944 году! В Югославии, те русские, которые пострадали, пострадали от титовских банд. По приходе сов. Армии репрессии прекратились. Многие уже написали письма  в Париж. Увы, в Югославии, русские эмигранты запятнали себя настоящим предательством по отношению к приютившим их сербам. Они этому народу обязаны жизнью. Но пора кончать. Жду твоих писем и надеюсь, что будущее не будет для нас таким тяжелым, будем оптимистичными. Последнее. Не забывай, что русский Афон несомненно встретит поддержку со стороны Московского Патриархата (это в случае если бы Афону чинили неприятности). Нужно чтобы ты имел это в виду. Здесь в Париже, все церковные письменные сношения с Патриархией проходят через советское посольство. И ещё: во Франции никакого голода нет. После окончания войны, продовольствие наладилось и даже лучше, чем до войны. Хлеб без карточек с 1 ноября, жить можно, но цены растут! Игорь вернулся и уже работает, хотя ещё очень слаб. Твой Кира. (1) «Безбожник» — еженедельная газета атеистической направленности, издававшаяся в Советском Союзе с 21 декабря  1922 года по 20 июля  1941 года (с перерывом с января 1935 по март 1938) . Газета являлась печатным органом  Центрального Совета Союза воинствующих безбожников . Главной целью издания являлась антирелигиозная пропаганда. (2) Режим Виши ( фр.  lerégumedeVuchy); официальное название Французское государство ( фр.  l " Émamfrançaus) —  коллаборационистский режим в Южной Франции времён оккупации Северной Франции  нацистской Германией после поражения в начале  Второй мировой войны и падения Парижа в 1940. Существовал с  10 июля   1940 по  22 апреля   1945 ( де-факто   25 августа   1944 ). Официально придерживался политики нейтралитета. Название — от курортного города  Виши , где в июле 1940 года собралось Национальное собрание, постановившее передать  диктаторскую власть  маршалу   Анри Филиппу Петену ; это ознаменовало конец  Третьей республики . Правительство Петена и в дальнейшем пребывало в Виши, в то время как северная часть Франции с  Парижем была оккупирована немецкими войсками. В ноябре 1942 Германия оккупировала всю Францию, с этого момента власть правительства стала чисто номинальной. После  освобождения Парижа в конце августа 1944, правительство было эвакуировано и существовало в изгнании вплоть до конца апреля 1945.

http://bogoslov.ru/article/4722411

100. Тучков Евгений Александрович (1892–1957) — родился в деревне Теляково Суздальского уезда Иваново–Вознесенской губернии. Получил четыре класса образования, работал в кондитерской и в кожевенно–обувной мастерской, во время Первой мировой войны писарем в тыловых штабах. В революционные Евгений Тучков вступил в партию большевиков. С 1918 года трудился в Ивановс–Вознесенком ВЧК. Был послан в Уфу, где возглавлял отряд ЧОН, боровшийся с Мензелинсским восстанием крестьян. С 1922 по 1929 годы Тучков руководил секретным 6–м «церковным» отделением ОГПУ и одновременно был секретарем Антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП (б). Обе структуры были нацелены на окончательное искоренение религии в СССР. В 1939 году был уволен по болезни из органов НКВД. В 40–е годы работал лектором Союза воинствующих безбожников, а вскоре стал его секретарем вплоть до его закрытия после Великой Отечественной войны. 101. имяславие — мистическое учение в православии, заключавшееся в особом почитании имени Божьего. В начале 1900–х гг. получило распространение в русских монастырях на Афоне. Почитание монахами имени Божьего было расценено российским епископатом как бунт, а имяславие объявлено ересью. В 1913 году монахи — «имяславцы», более 900 человек были высланы в Россию с Афона. Идеи имяславия легли в основу «философии имени», разработанной П. А. Флоренским, С. Н. Булгаковым, А. Ф. Лосевым. 102. Вениамин, митрополит (в миру Василий Павлович Казанский) (18731922) — митрополит Петроградский и Гдовский. Был арестован, судим, а затем расстрелян большевиками 13 августа 1922 года по делу «об изъятии церковных ценностей.» Прославлен в лике святых в 1992 году. 103. термидор — 11–й месяц (19/20 июля — 17/18 августа, французского республиканского календаря, действовавшего с октября 1793 по 1 января 1806. Речь идет о термидорианском перевороте во время Великой французской революции, в результате которого была ликвидирована якобинская диктатура. В переносном смысле слово «термидор» означает любую реакцию против завоеваний революции, так, Л. Д. Троцкий называл «термидором» приход к власти И. Сталина.

http://predanie.ru/book/219979-i-est-i-b...

Наиболее плодовитыми учеными-атеистами разных лет были В. Д. Бонч-Бруевич , А. В. Белов, В. И. Гараджа, Е. Ф. Грекулов, И. Р. Григулевич, Б. П. Кандидов , А. И. Клибанов, И. А. Крывелёв, М. П. Мчедлов, Ф. М. Путинцев , А. Б. Ранович, Д. М. Угринович, И. Н. Яблоков и др. В их работах с атеистических позиций исследовались вопросы происхождения религий, древние и новые религии народов СССР, проблемы социологии и психологии религии. Для распространения А. была создана сеть специальных научных и культурно-просветительских учреждений и об-в, в экспозиции краеведческих и иных музеев часто включали разделы по А. либо отдельные материалы на эту тему. Наиболее известной из атеистических орг-ций СССР был «Союз безбожников», созданный активом газ. «Безбожник» в 1925 г. В июне 1929 г. он был преобразован в «Союз воинствующих безбожников», во главе к-рого встал Ярославский. Правящей партии удалось превратить «Союз» в массовую орг-цию: в 1940 г. она насчитывала 96 тыс. ячеек и ок. 3 млн. членов. В 1947 г., после закрытия «Союза», в качестве его преемника было создано «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний». Это была орг-ция с развитой структурой: ее возглавляло правление, в каждой из союзных республик имелись республиканские об-ва «Знание» с отд-ниями в краях, областях, автономных республиках. «Знание» вело обширную лекционную атеистическую работу, издавало многотысячными тиражами атеистическую лит-ру, включая брошюры специальной серии, критиковавшие отдельные вероисповедания, обряды, праздники и т. п. Под эгидой об-ва издавались такие популярные журналы, как «Наука и религия», «Знание - сила», и др. Важную роль в атеистической работе играли Ин-т философии АН СССР, Ин-т научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС, Ин-т истории АН СССР, Центральный антирелигиозный музей в Москве, Музей истории религии и атеизма в Ленинграде. Их задачей было доказательство истинности А. и теоретическое отрицание существования Бога. Эти орг-ции, имея гос. финансирование, наладили выпуск теоретической атеистической лит-ры, в т.

http://pravenc.ru/text/76760.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010