В конце 1922 г. решением Политбюро была учреждена специальная Антирелигиозная комиссия ЦК РКП(б), естественно, секретная. Возглавил эту комиссию Емельян Ярославский (он же Миней Губельман), председатель «Союза безбожников» (с 1929 года «Союза воинствующих безбожников»). Секретарем Антирелигиозной комиссии, по сути дела, главным ее деятелем, был все тот же Тучков. Антирелигиозная комиссия стала центром выработки и координации антирелигиозной политики коммунистической партии в 1920-е годы. При содействии ГПУ «сменовеховские попы», обновленцы, смогли осуществить переворот и захватили церковную власть весной 1922 года. Патриарх Тихон был арестован. Прокатилась волна арестов тех, кто отказывался признавать обновленцев в качестве высшей церковной власти. Официальным обвинением было, якобы, сопротивление изъятию церковных ценностей. Но в действительности, репрессии применялись в первую очередь именно за неприятие «красного» обновленчества. Таким образом, например, был арестован в мае 1922 года, а потом расстрелян Петроградский митрополит Вениамин — пожалуй, самый в Русской Церкви далекий архиерей от какой бы то ни было политики, архипастырь в подлинном смысле этого слова, не церковный царедворец, а простой, близкий, доступный своей пастве, ею любимый. Он был выбран в качестве показательной жертвы, осужден и расстрелян. На обновленцев властью была возложена задача прикрывать репрессии, заявлять об их обоснованности, справедливости. Так, на следующий день после вынесения смертного приговора митрополиту Вениамину и его единомышленникам (на казнь было осуждено 10 человек) обновленческое ВЦУ постановило митрополита Вениамина, как осужденного «народным» судом, «лишить сана», а осужденных с ним мирян «отлучить от Церкви». На обновленцев, или «живоцерковников», как они еще поначалу назывались, ГПУ в первую очередь и возлагало задачу выявления «церковных контрреволюционеров». «Живоцерковники» должны были открыто доносить на своих собратьев. Причем партийные товарищи нисколько не щадили моральный престиж обновленцев, в них видели, своего рода, «расходный материал», поэтому в советских газетах публиковались доносы живоцерковников на «тихоновцев»: «Дескать,такой-то является активным контрреволюционером». После публикации доноса следовали аресты, а порой и расстрелы. Поэтому не удивительным было резко негативное отношение православного народа к «красным попам».

http://pravmir.ru/antireligioznaya-polit...

е. материальном отношении служителей культа всецело зависели бы только от обществ верующих, назначении того или иного служителя культа проводится канонистами, но отправка такового на место службы должна быть явлена Сов[етской] власти, дабы этим предупредить ту вакханалью самопроизвола, служившем рассадником контрреволюции, какая творится при настоящем иерархическом бюрократизме, так как сплошь и рядом “отцы церкви” отправляют на места служителей культа заведомо контрреволюционный элемент по собственному почину; вся же работа при культурно-просветительным отраслям должна быть направлена ЦК партии вообще против религии как таковой в ударном порядке… вышеуказанный путь будет рационален и безболезн[енн]о для нас, ибо в революции (так в тексте.— М. К.) в церкви будут совершать сами служители культа и “сонм верующих”» 127 . Как мы видим, фамилия Путяты в тексте вышеупомянутого доклада не упоминалась, да и самого Ильиных в начале осени 1921 г. уже уволили из ВЧК. Но главное в другом: с весны 1922 г. общая стратегия антицерковной деятельности советских органов государственной безопасности полностью и окончательно изменилась, ставка отныне делалась на молодое белое духовенство. В планах государства по дезорганизации и расколу канонического центра Православной Российской Церкви места Путяте, Варнаве и Илиодору уже не оставалось.   ПРИМЕЧАНИЯ 1 Сборник приказов и распоряжений ВЧК-ОГПУ-НКВД Союза ССР. Т. 3. Ч. 1. М., 1935. C. 86–87. 2 Емельян Михайлович Ярославский (Миней Израилевич Губельман) (1878–1943 гг.), идеолог и один из организаторов так называемого безбожного движения в СССР. Член РСДРП с 1898 г., в 1919–1922 гг. секретарь Пермского губкома, член Сибирского областного бюро ЦК РКП(б). В 1919–1920 гг. кандидат в члены, в 1921–1922 гг. член ЦК ВКП(б), в 1921 г. секретарь ЦК РКП(б). С 25 января 1923 г. по 17 ноября 1929 г. возглавлял Антирелигиозную комиссию при ЦК РКП–ВКП(б), руководившую «церковной» политикой партии в центре и на местах. С 1925 г. до своей кончины являлся председателем Центрального совета Союза безбожников (с 1929 г. Союз воинствующих безбожников) СССР. 3 Государственный общественно-политический архив Пермской области, ныне — ПермГАНИ, ф. 557, оп. 1, д. 30, л. 6. Номер протокола вписан от руки, причем первоначальный вариант «6», исправлен на «7». 4 ГА РФ, ф. А–353, оп. 2, д. 694, л. 221. 5 Там же, л. 223. Штамп входящей документации VIII Отдела Наркомюста 221 от 11 февраля 1920 г. Над документом от руки: «На исх. 100». Рукописные пометы: Слова «информировались» и «коммунистической программы» подчеркнуты П. А. Красиковым. Справа на полях им же поставлено несколько вопросительных знаков. 2) Надпись П. А. Красикова в верхней части документа: «Просить эту информацию сообщить в копиях. П. К. 14/II». 6 Российский государственный архив социально-политической истории (далее — РГАСПИ), ф. 17, оп. 87, д. 167, л. 1–18 об. Типографский оттиск 1920 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

Олещук Федор Несторович – антирелигиозный деятель. Сын свяшенника, Член РКП(б) с 1921 г. Антирелигиозный автор и лектор-пропагандист. Отв. секретарь Союза воинствующих безбожников. Зам. предселателя Исполнительного бюро СВБ. Член Комиссии по делам культов при ВЦИК. Ольховый Борис Семенович (1898–1937) – советский партийный деятель, журналист. Родился в Черниговской губ. Меньшевик (1917), с 1918 г. член РСДРП (6). С 1920 г. на партийно-пропагандистской работе. В 1928–1930 гг. зав. сектором агитации и зам. зав. Отделом агитации. пропаганды и печати ЦК ВКП (6). Автор книг для системы политпросвещения. С 1929 г. печатается как литературный критик. Главный редактор журнала «Молодая гвардия» и ответственный редактор «Литературной газеты» (1929–1930). В 1930–1933 гг. главный релактор газеты «Поволжская правда», в 1934–1937 гг. зав. отделом культуры и пропаганды Крымского обкома. В 1937 г. арестован. Расстрелян, реабилитирован в 1957 г. Павлов Павел Васильевич (1883–1936) – деятель евангельско-баптистского движения. Родился в Тифлисе. С 1885 г. вместе со своим отцом В. Г. Павловым в эмиграции в Румынии. В 1900 г. снова в Тифлисе. с 1913 г. в Москве. В 1916 г. рукоположен на пресвитерское служение. с 1918 г. пресвитер во второй Московской церкви баптистов. Издатель журнала «Слово истины». Был председателем коллегии Всероссийского союза баптистов. В 1923 г. принимал участие в III Всемирном конгрессе баптистов в Стокгольме. Репрессирован, скончался в заключении. Реабилитирован. Патковский Филипи Григорьевич (1888–1949) – деятель евангельско-баптистского движения. В 1922–1923 гг. председатель совета Сибирской секции Всероссийского союза баптистов, В 1926–1929 тт. член совета Союза баптистов. пресвитер в Новосибирске. Делегат IV Всемирного конгресса баптистов в Торонто (1928). Неоднократно арестовывался, находился в заключении. Член Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). Казначей ВСЕХБ (1948). Умер в Москве. Пачелли Эудженио (1876–1958) – Папа Римский (1939). Родился в Риме. В 1899 г. принял священный сан. В 1920 г. папский нунций в Веймарской республике, кардинал (1929), статс-секретарь Ватикана (1930). С 12 марта 1939 г. Папа Римский Пий XII.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иногда можно встретить заявления о том, что после закрытия СВБ в СССР при Сталине прекратилась антирелигиозная пропаганда, и наступил расцвет церковной жизни. По этой причине представляется необходимым внести уточнения в этот важный исторический вопрос. Поэтому изучение вопросов взаимодействия Сталина и Ярославского оказывается более важным, чем это кажется на первый взгляд. И тот факт, что их взаимодействие до сих пор не было изучено, обращает на себя внимание. Первое и самое важное, что мы должны знать о взаимодействии Сталина и Ярославского — это то, что председатель Союза безбожников может быть назван личным историком и редактором Сталина. Ярославский был составителем и автором нескольких сталинских трудов. Так например, самый известный сталинский труд «Краткий курс истории ВКП(б)» редактировался Ярославским. Во время подготовки к публикации этой работы и различных других статей Сталин и Ярославский обменивались комментариями и встречались. Сохранилась переписка между ними, где советский вождь указывает Ярославскому на некоторые акценты готовящейся работы или на необходимость правок. Ниже часть этой переписки будет нами проанализирована, в особенности та, что касалась антирелигиозных вопросов. В недавно вышедшей из печати книги «И. В. Сталин. Историческая идеология в СССР в 1920–1950 годы» приведено некоторое количество писем и отзывов, Сталина и Ярославского. Книга не задавалась целью исследовать вопрос антирелигиозной борьбы, но, по крайней мере, надо подчеркнуть, что Ярославский присутствует в многочисленных документах Сталина, причем в некоторых письмах Сталина прямо утверждается, что «Краткий курс истории ВКП(б)» писал Ярославский. Он же давал отзыв и на последнюю версию текста, когда она была дополнена другими идеологами партии. Из переписки видно насколько близок был глава Союза воинствующих безбожников к советскому лидеру. Сталин и Ярославский были настолько близки, что существовала троцкистская карикатура, где Сталин изображен царским жандармом, а Емельян Михайлович — верным псом у него на привязи. И эта карикатурное изображение не было беспочвенным обвинением. Глава СВБ был яростным антитроцкистом и преданнейшим сталинистом. Близость Ярославского к Сталину достаточно емко выражает и тот факт, что в 1939 году Ярославский издал книгу «О товарище Сталине». До издания книга много раз обсуждалась партийными идеологами и обозначалась в переписке членов Политбюро, как официальная биография советского вождя. Такой она и стала впоследствии. Право писать биографию Сталина в те годы надо было заработать и Ярославский заработал это.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Начало так называемому «безбожному» движению было положено в 1921 г. созданием воронежского непартийного общества атеистов. С 1923 г. движение, уже значительно расширившееся, сконцентрировалось вокруг газеты «Безбожник», на страницах которой был поставлен вопрос об объединении. В сентябре 1923 г. Антирелигиозная комиссия сочла организацию беспартийных антирелигиозных кружков делом, «представляющим известные выгоды», при условии наблюдения и контроля над ними со стороны РКП(б). В августе 1924 г. состоялось учредительное собрание «Общества друзей газеты «Безбожник». После того, как 13 ноября 1924 г. Антирелигиозная комиссия, а 15 декабря 1924 г. Оргбюро ЦК одобрили идею создания единого всесоюзного антирелигиозного общества, была сформирована специальная комиссия по разработке повестки дня и руководству съездом безбожников. Многочисленные ряды читателей и корреспондентов газеты, а также добровольные организации атеистов, существовавшие в разных городах страны, поддержали идейно-организационную платформу 1-го съезда ОДБГ, проходившего с 19 по 24 апреля 1925 г. В июне Общество было переименовано в «Союз безбожников». Руководство Союзом было возложено на Е. Ярославского. Высшим органом Союза являлся Всесоюзный съезд, между съездами — пленумы Центрального совета, избиравшие Исполнительное бюро. Во главе Исполнительного бюро стоял рабочий президиум. Исполбюро подчинялись отделы: организационный, агитационно-методический, а также издательство (газета и журнал). Организационное оформление антирелигиозного движения и его структурирование должно было, по мнению властей, знаменовать окончательный переход от кустарщины и кампанейских наскоков на религию к правильно поставленной и систематической работе. Формировался единый антирелигиозный фронт, в котором должны были участвовать партия, комсомол, государственные культурно-просветительные органы и в целом широкие массы многонационального и беспартийного рабоче-крестьянского антирелигиозного актива. В июне 1929 г. «Союз безбожников» вторично поменял свое название — на «Союз воинствующих безбожников». В начале Великой Отечественной войны он практически прекратил свое существование, но официально былраспущен только в 1947 г.; функции Союза перешли к Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний (обществу «Знание») (Там же, ф. 17, оп. 60, д. 793, л. 128; оп. 112, д. 775, л. 19; оп. 113, д. 871, л. 7; ГА РФ, ф. Р–5407, оп. 1, д. 1, л. 11–16 и др.).

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

– А какой подход правильный? – На мой взгляд, подход исследователя, который пока говорит: я не знаю, что там было. – Почему неверен третий взгляд? – Потому что это не было нормальной наукой. Да, среди советских ученых были люди, которые делали науку на высоком уровне. Более того, те конкретные идеи, которые они предлагали, были не лучше и не хуже тех, что предлагали их коллеги в Европе или США. Тем не менее советское религиоведение ни в коем случае нельзя считать нормальной наукой. Например, взять речи того же Лукачевского на съездах Союза воинствующих безбожников и подобных организаций. Это не просто идеологические тексты, они политические. Что очень важно, в сознании самого Александра Тимофеевича эти вещи были абсолютно неразрывны. Для него научное исследование религии, которое он практиковал и которому обучал, было связано не только с его личным атеизмом, но и с определенной политической практикой. Но при этом я не хочу утверждать, что Лукачевский был злой и нехороший человек. Относительно многих воинствующих атеистов известно, что они очень заботились о своих учениках, мужественно себя вели, когда попадали в лагеря. Эти люди часто демонстрировали достаточно высокие человеческие качества. Но в данном случае интереснее отказаться от вынесений моральных суждений и осуждений в чей-либо адрес. – Почему интереснее? – Это даст возможность увидеть факторы, которые работали независимо от их личной порядочности или непорядочности. Да, иногда делаются попытки разделить советских религиоведов на порядочных и непорядочных или, например, на ученых и бюрократов. Но это разделение тоже не работает. Например, я могу в опубликованных текстах религиоведа Маторина найти примеры, где он фактически доносит на своих оппонентов: говорит, что кто-то притворяется марксистом, но на самом деле он мелкобуржуазный ученый. А в те жестокие годы подобные обвинения могли повлечь за собой крах карьеры, арест и даже гибель. Поэтому, увы, способ мышления и поведения этих людей был в общем-то людоедский. Но в том то и дело, что кривизна существовала не только в их личном сознании, была искривлена научная и человеческая ментальность. У них порой невозможно провести разграничительную линию между нормальной научной полемикой и доносом. Одно естественным образом переходило в другое.

http://pravoslavie.ru/66449.html

В активности антирелигиозников кроется неразрешимое противоречие. После октябрьской революции широкая волна антирелигиозной проповеди разлилась по России. Во всех углах страны проповедовался атеизм, вера в черную яму небытия. Эту идею смерти и уничтожения личности антирелигиозники странно выводили из идеи " прогресса " , " культуры " и " науки " . С такими привлекательными лозунгами они себя и других бросали в объятия духовной смерти. Стали тогда издаваться журналы с яркими обложками, высмеивающие святыню народа: " Безбожник " , " Безбожник у станка " , " Антирелигиозник " и другие. Много книг, брошюр и статей было брошено в народ для уничтожения религии. Начались в стране антирелигиозные карнавалы, маскарады, шутовские кощунственные игры и процессии. Пошло массовое осквернение и разрушение храмов, монастырей, - великое оскорбление народной души. Не удовлетворенные собственным неверием в Бога, унылые, тоскующие, ожесточившие сердца свои люди (несчастные, конечно), громко назвавшие себя " воинствующими безбожниками " , хотели веру в вечную жизнь вырвать из всех человеческих сердец. Это был огромный замысел. " Союз воинствующих безбожников " провозгласил себя организацией со всемирным размахом. Члены этого Союза доносили на верующих в Бога, оклеветывали священников, посылали на смерть пастырей Церкви... Молодежь не допускалась в храмы; вытравливалась вера из детских душ! Много верующих стали в те годы мучениками! Начавшаяся борьба против веры была нова для народа, кроме того, она прикрывала свою великую неправду частичной правдой: обнаружением нравственной слабости некоторых верующих в Бога людей и пастырей Церкви. Конечно, были в стране священники, которые несли свое служение холодно и безучастно, не по заветам Христовым. Заражались материализмом некоторые монастыри... Но не материалистам было на это указывать. Жизнь церковная не всегда бывает на высоте, потому что не все люди одинаковы по силе своей надежды на Бога; и во всяком своем положении человек сохраняет свободу быть или не быть со Христом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1926...

Существуют атеистические сайты «просветительского» характера, напр. библиотеки атеистической литературы «Философия и атеизм», раздел «Атеизм» в русско-израильском интернет-каталоге «Ариадна» и т. п. Предпринимаются попытки наладить в Интернете диалог между верующими и атеистами, в частности, через дискуссионный клуб «Ареопаг», созданный инициативной группой христиан и атеистов. С 2001 года дискуссии также еженедельно проходят в прямом эфире радиостанции «Центр» в передаче «О самом главном». Сайт «Научный атеизм» стремится придерживаться академических форм в дискуссии и в подаче материалов. Один из проектов сайта - электронный вариант (с июня 2001) журнала Атеистического общества Москвы «Новый безбожник». Необольшевистский атеизм представлен, в частности, на сайте «Рабочая демократия» раздел «Безбожник» (форум «Богохульства воинствующих безбожников», «Безбожные новости», «Антирелигиозные анекдоты», «Антирелигиозные стихи Демьяна Бедного с иллюстрациями»). Значительная часть атеистических интернет-проектов - экстремистской антицерковной и антихристианской направленности, часть которых открыто исповедует сатанизм . В 1999 году Демьян Небедный (псевдоним автора «А-сайта») выступил с инициативой создания Российского движения атеистов, или Российского атеистического союза. В результате этой инициативы 18 мая 2000 года было учреждено Московское движение атеистов, получившее позднее название Атеистическое общество Москвы (АТОМ). 1 июля того же года создано Общество атеистов Подмосковья, единственная в России зарегистрированная организация атеистов-антиклерикалов. 13 сентября 2000 года учреждено общество атеистов Орловщины, 16 сентября 2000 года - общество атеистов Нижегородской области, в марте 2001 года - Уфимское общество атеистов. 16 декабря 2000 года в Институте физики земли РАН прошла первая Антиклерикальная научно-практическая конференция «Наука, религия, атеизм», обратившаяся к РПЦ с призывом «умерить свой реваншистский пыл». 26 декабря в Институте развития прессы состоялась пресс-конференция по теме «Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в современной России», в которой участвовали члены исполкома АТОМ (Л. Левинсон, Н. Гудсков, А. Щев), заявившие о имеющем, по их мнению, место в России массовом нарушении конституционных принципов светского государства, светского образования, светской государственной службы и т. д. Участники конференции констатировали, что наблюдаемый ими «реванш клерикальных сил» осуществляется «ради давно отживших ветхозаветных мифов и нелепых суеверий». Конференция продемонстрировала, что часть правозащитнического движения смыкается с постсоветским атеистическим.

http://drevo-info.ru/articles/1401.html

Легла на стол сводка, которую давно ждал, которая раньше и придти не могла, сводка с уже чужой территории. Уже месяц скоро, как танки Гудериана миновали Киев. И через неделю, как они его миновали, в киевской области открыто к действию 323 храма, до прохождения танков задействованных под склады чистого (дерево-бревно, а также всяческая готовая продукция) и нечистого (навоз и всякая ядовитость), клубы и планетарии, МТСы и ремесленные училища, ну и, конечно же, тюрьмы. Поднял телефонную трубку: — Саша, чтобы через час у меня в кабинете был портрет Суворова. Которого? А что, их много? Саша, посмотри, кто автор статьи о Суворове в энциклопедии, позвони Лаврентию и скажи, чтобы его оприходовали на полный четвертак. За что? За… великодержавный шовинизм и за то, что он, оказывается, царский сатрап. И вообще, мне кажется, что он баливийский шпион. Остальные пункты — на его фантазию. Саша, теперь дай мне «Союз безбожников». Прошла минута. — Саша, обычно я жду 10 секунд. — Иосьсарионыч, они там спят. На последнее дыхание из телефонной трубки Саша быстро ответил: — Сейчас буду поднимать. И чудился даже запах «Герцоговины Флор» из трубки курительной на том конце провода. Саша, давнишний доверенный секретарь, никак не мог взять в толк, чего Хозяин так цацкается с этими… из «Союза воинствующих безбожников»? Каждый нарком, каждый командующий фронтом кузнечиком вскакивает от его звонка, как бы ни спал, а тут, видите ли… Наорал, отматерил, поднял. — Да, — сонно проскрипело в трубке, на которую дышало дымом «Герцоговины Флор». — Два, — рявкнул в ответ, не выдержал. — Сколько было действующих храмов Киевской епархии на 21 июня? А?! — Два, — прозвучало из наушника. — Что?! — любой человек от так прозвучавшего «что» из его уст по телефону должен был тут же умереть. Но на том конце провода не умерли, а в двух словах разъяснили, что «два» — это не повтор издевательского рявканья (да и кто бы посмел?!), а ответ на вопрос о количестве действующих храмов в Киевской епархии на 21 июня сего года.

http://azbyka.ru/fiction/rubezh/

Черемных Михаил Михайлович (1890–1962) – советский художник-график, карикатурист, иллюстратор. Народный художник РСФСР (1952). действительный член АХ СССР (1958), лауреат Сталинской премии (1942). Создатель «Окон РОСТА» (1919). Один из создателей «Окон ТАСС» и журнала «Крокодил». Преподавал в МГХИ им. В. И. Сурикова (1949–1962). Активно сотрудничал с журналом «Безбожник у станка», Автор «Антирелигиозной азбуки». Чичерин Георгий (Юрий) Васильевич (1872–1936) – советский государственный деятель, дипломат. Родился в Тамбовской губ. в дворянской семье. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1896). Активный участник революционного движения. Член РСДРП с 1905 г.. член РКП(б) с 1918 г. Нарком по иностранным делам РСФСР (1918–1923), нарком по иностранным делам СССР (1923–1930). Член ЦК ВКП(б) (1925–1930). Возглавлял советскую делегацию на Генуэзской (1922) и Лозаннской (1923) конференциях. Подписал догоноры СССР с рядом зарубежных стран. С 1930г. на пенсии. Умер в Москве. Шваб ( Schwab) Иоганн Фридрихович (Иван Федорович) (1888–1938) – советский партийный и государственный деятель. Родился в крестьянской семье. Член РКП(б) с 1918 г. В 1920–1922 гг. председатель ЧК Трудовой коммуны (области) немцев Поволжья. После образования АССР немцев Поволжья – представитель Немреспублики в Совете национальностей РСФСР. В 1924–1930 гт. председатель ЦИК АССР немцев Поволжья. В 1929–1930 гг. директор (ректор) Немпединститута. В 1937 г. арестован по делу «О подпольной националистической фашистской организации» в АССР немцев Поволжья. Расстрелян, реабилитирован посмертно. Шейнман Михаил Маркович (1902–1977) – советский антирелигиозный деятель, историк, Один из основателей и руководителей Союза воинствующих безбожникоп, заместитель редактора газеты «Безбожник». Специализиропался по истории католицизма, Доктор исторических наук. Шильгави Антон Яковлевич ( 1893–1938) – советский партийный и хозяйственный деятель. Родился в Австрии, немец. По образованию электромонтер. В начале 1920-х гг. на партийной работе в Сибири. В 1925–1927 г. секретарь центрального бюро Немецкой секции при ЦК ВКП(б). В 1930-е гг. работал нач. главка Главэнерго Наркомзема СССР. В 1936 г. арестован, приговорен к пяти годам ИТЛ. В 1938 г. расстрелян, реабилитирован в 1967 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010