4 декабря исполняется 70 лет со дня смерти знаменитого Емельяна Ярославского, одиозного председателя Союза воинствующих безбожников, главного идеолога и организатора борьбы с религией в Советском Союзе. О том, как в СССР изучали религию, и какие последствия программа научного атеизма имела для научной и человеческой совести его приверженцев, мы беседуем с Константином Антоновым, доктором философских наук, заведующим кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета ПСТГУ. Безбожники у станка – Зачем вообще советской власти было нужно религиоведение? – Чтобы успешнее бороться с религией. – Как начиналась такая борьба? – Одной из первых дискуссий по поводу религии была дискуссия между всем известным Емельяном Ярославским (Минеем Губельманом) и гораздо менее известной Марией Костеловской, старой большевичкой, прошедшей в свое время тюрьмы и каторги. Она была главным редактором журнала «Безбожник у станка». И случилась полемика между газетой «Безбожник» Емельяна Ярославского и журналом «Безбожник у станка». Смысл полемики был в том, нужно ли религию сразу выкорчевать самыми суровыми методами, как считала Костеловская, или делать это бессмысленно, потому что невозможно. Ведь религия имеет определенные социальные корни, поэтому чрезмерное преследование Церкви и верующих будет давать обратный эффект. Миней Губельман (Емельян Ярославский). Фото 1920-х гг. – Это и было позицией Ярославского? То есть он был из «умеренных»? – Да. И с этой точки зрения для того чтобы успешно вести антирелигиозную работу, религию надо знать и изучать. Более того, стремление сразу уничтожить религию считалось очень вредной, троцкистской идеей. А правильная позиция – ленинская, естественно, диалектическая. Ведь считалась вредной и противоположная позиция, что религиозные предрассудки отомрут сами по себе по мере построения социализма и развития научно-технического прогресса. Нет, мы не будем сидеть сложа руки. Надо вести атеистическую пропаганду, но ее надо вести умно и выдержанно.

http://pravoslavie.ru/66449.html

Пребывание Галкина на Украине, судя по всему, проходило настолько незаметно для ранее знавших его людей, что в кругах московских и ленинградских антирелигиозников сложилась, а затем десятилетиями бытовала версия, что жизнь бывшего священника оборвалась в 45-летнем возрасте, причем, совершенно неожиданно: в 1930 г. он, якобы, выехал на Украину с циклом атеистических лекций и при невыясненных обстоятельствах бесследно там Еще 5 лет назад в научных публикациях 1930 г. упоминался в качестве года смерти В годы Великой Отечественной войны М.В. Галкин находился в эвакуации в Первоначально он занимал одну из руководящих должностей в местном отделении Союза воинствующих безбожников (был заместителем председателя Новосибирского областного совета). После того как Союз воинствующих безбожников СССР свернул свою деятельность, Галкин заведовал кафедрой марксизма-ленинизма в Новосибирском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. В октябре 1943 г. он был избран заместителем секретаря парткома института. Галкин находился в Новосибирске до апреля 1944 г., после чего реэвакуировался в освобожденный от гитлеровцев Умер он уже в послевоенное время. 28 марта 1948 г. в г. «Coцiaлicmuчha Xapkibщiha» был опубликован некролог следующего содержания (перевод с украинского): «Дирекция, партбюро, комитет ЛКСМУ, местком Харьковского химико-технологического института им. С.М. Кирова с глубоким прискорбием сообщают о смерти научного работника, старого большевика и преподавателя Горева–Галкина Михаила Владимировича, которая последовала 25 марта после тяжелой и продолжительной болезни, и выражают соболезнования семье покойного». Оборотнями революционных эпох называл политических приспособленцев переломных периодов истории известный российский историк В. В. Журавлев, подчеркивая, что главной для них была власть как таковая (вне зависимости от ее метаморфоз) со шлейфом многообразных властных атрибутов и привилегий. В этом смысле «бывшие» никому и ничему не изменяли, оставаясь верными самим себе и меняя свой облик синхронно с изменениями условий борьбы за Но был ли М. В. Галкин простым приспособленцем? Для обоснованного ответа на этот вопрос потребуются поиски новых документальных источников, которые позволят дополнить социально-мировоззренческий портрет бывшего священника уточняющими психологическими, а, возможно, и психопатологическими деталями.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

Ну, не скромничайте, не скромничайте! Впрочем, не принимайте весь мой пост 295 только на свой личный счет. 307. Ответ на 292., Обломов: У меня нет предпочтения трудам Лурье. На Лурье я сослался только по вопросу о наличии в " Изложении Пасхалии " митр.Зосимы мессианской идеи, оформившейся впоследствии в теорию " Москва - Третий Рим " . И только потому, что мне неизвестны другие работы ученых, в которых бы затрагивался этот вопрос. Мнению Лурье на этот счет противостоит только Ваше мнение, больше ничье. Роль адвоката Лурье, которую я на себя якобы принял - естественная реакция на грязные полемические приемы в исполнении оппонента. Ссылаться на ученого вполне допустимо независимо от его происхождения или вероисповедания, это норма, которая хорошо видна по массе ссылок на Лурье в ПЭ. В т.ч. и полемических. И нигде - ни в ПЭ, ни у Петрушко, не применены те приемы, которыми так активно воспользовались Вы. Да, дегенерацию в вину Лурье Вы не ставили, Вы ему ее вменили, просто обозвав его дегенератом. На каком основании? Исходя из слов св.Григория Двоеслова? Св.Григорий - великий специалист в генетике и физиологии? М.б., предложите его труды к изучению на соответствующих факультетах? Ни один генетик Вам не подтвердит, что от кровосмешения в первом поколении неизбежно появляется дегенерат. Я Вам уже сказал - дегенерация от кровосмешения не проявляется в первом поколении (или не обязательно проявляется), при этом олигофрен может родиться и во вполне нормальной, канонически безупречной семье. У Вас замысловатая логика - от кровосмешения может родиться дегенерат, значит Лурье дегенерат. А как Вам такой силлогизм - в нормальной семье может родиться олигофрен, значит Обломов - олигофрен? Логика... Каким таким образом из того, что " Музей истории религии и атеизма " появился в результате предложения " Центрального Совета воинствующих безбожников " , следует, что этот Музей находился в авангарде антирелигиозной борьбы? А почему не в арьергарде? А в арьергарде кто был, если музей в авангарде? В статье по Вашей ссылке, между прочим, написано, что " через день в Зимнем дворце в Ленинграде начинает работу антирелигиозная выставка, подготовленная к 5-летию союза воинствующих безбожников совместными усилиями сотрудников Государственного Эрмитажа и Музея антропологии и этнографии " .

http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/12/im...

На деле, однако, издание новой Конституции явилось прологом к неслыханному разгулу террора, получившему по имени наркома внутренних дел название «ежовщины»; жертвой репрессий пали миллионы людей, принадлежавших к самым разным общественным слоям носители разных мировоззрений: политические и государственные деятели, военачальники, дипломаты, ученые, литераторы, рядовые крестьяне, рабочие и служащие. Террор 1937 года, который с затуханием продолжался в 1938-39 годы, залил страну кровью. Новый чудовищный удар нанесен был в эти страшные годы по Русской Православной Церкви. Пятилетний план «Союза воинствующих безбожников», поставившего своей целью искоренение религий в нашей стране, провалился. Перепись 1937 года, в которую включен был и вопрос о религиозных убеждениях, обнаружила, что 2/3 сельского населения, составлявшего тогда большинство, и 1/3 городского продолжают считать себя верующими. После переписи «Союз воинствующих безбожников», насчитывавший более 5 миллионов членов, был подвергнут чистке, в результате которой из него вышла половина его членов, многие из которых были незаконно репрессированы, отправлены в лагеря и расстреляны. Для «преодоления религии» выбран был иной метод, считавшийся более надежным, чем пропаганда, - метод репрессий. В одном только 1937 году было закрыто более 8 тысяч церквей. Предлогом для закрытия могло послужить все что угодно, например, то обстоятельство, что на расстоянии менее 1 км от храма находится школа, а чаще всего - арест священнослужителей или кого-либо из членов приходского совета - «двадцатки». Достаточно было обвинения против одного из членов «двадцатки», чтобы общину объявить распущенной. В 1937 году аресты охватили большую часть духовенства, на этот раз они не миновали и обновленцев. Арестованным, как это принято было тогда, предъявляли самые вздорные, фантастические обвинения: в заговорах, шпионаже, саботаже, терроре. Архиепископа Смоленского Серафима (Остроумова) обвинили в том, что он возглавил банду контрреволюционеров.

http://sedmitza.ru/lib/text/440001/

Мы требуем очистить весь берег Которосли и Волги от всех церквей и сноса Успенского собора – Михаила Архангела. Члены горсовета Союза воинствующих безбожников (фамилии). Представители рабочих (фамилии)». Во время митингов и собраний трудящихся активистами СВБ составлялись протоколы собраний «трудящихся», которые служили дальнейшим основанием для погромных действий. «Протокол общего собрания рабочих ремонтно-тракторной мастерской Ярселькредсоюза от 5.10.1929 года. Присутствующих 10 человек (фамилии). Слушали: тов. Ковалев информирует собрание, что в связи с переходом на непрерывную рабочую неделю и 3-сменностью предприятий рабочему отдыху будет мешать колокольный звон и к тому же наша страна нуждается при индустриализации в цветных металлах, а они висят, не принося никакой пользы. Тов. Ковалев предлагает поднять кампанию по прекращению колокольного звона во всех церквях г. Ярославля и сносу таковых на индустриализацию страны, что уже провела в своем решении районная конференция безбожников 1-го района г. Ярославля. Постановили: заслушав доклад тов. Ковалева, общее собрание приветствует мысль о закрытии колокольного звона и передачу колоколов на индустриализацию страны. Со своей стороны предлагаем обратиться через печать ко всем рабочим г. Ярославля с призывом о поддержке, а райсовет безбожников просим ходатайствовать перед вышестоящими инстанциями о поднятии вопроса о прекращении колокольного звона и передаче их на индустриализацию страны. Председатель В. Ковалев. Секретарь (подпись неразборчива)». В помощь погромщикам выходили книги и статьи. Так, при проведении кампании по снятию колоколов издательство «Атеист» в 1928 году выпустило в свет книгу профессора Гидулянова «Церковные колокола на службе магии и царизма». Заслуживает внимания реклама этой книги, опубликованная в журнале «Антирелигиозник»: «Вопрос о прекращении колокольного звона, о снятии и полезном использовании колоколов привлекает к себе внимание советской общественности. Поэтому всякая книга, способствующая его освещению, заслуживает внимания. Книга П.В. Гидулянова написана с практической установкой. Она дает необходимые факты пропагандистам-антирелигиозникам, которым предстоит быть застрельщиками в движении за снятие колоколов, охватывающем все большие слои трудящихся. К числу таких факторов следует отнести статистические данные о колоколах в СССР и за границей. Оказывается, что в нашей стране не только без пользы, но и с вредом служит религиозной агитации, пропадает в колоколах около двух миллионов пудов ценнейших металлов: меди, олова, цинка. Профессор Гидулянов указывает и практические пути использования колокольного металла: имеющие художественную ценность колокола могут дать валюту, так как за границей они в цене, а обыкновенные дадут дефицитные металлы».

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/02/...

Позже, в тяжёлые моменты, когда станичные и районные руководители могли испугаться, что верующие и впрямь правды добьются, пришлось и на прямой обман начальства пойти. 4 декабря 1936 года Пролетарский РИК пишет в крайисполком: «В заявлении граждан ложно указано, что гр. Клещеву Ефиму, Сухову Ивану и др. был предъявлен штраф в сумме 1809 руб. Им никакого штрафа ни со стороны сельского совета, ни со стороны РИК’а не налагалось. По-видимому, эта сумма вся слагается из налогов, с/налога, самообложения и др., которые платили эти граждане» Л. 69]. Подпись: «ПРЕДРИК’а Букина». И тут же в деле есть справка из станичного совета в РИК (в ответ на запрос из РИК), на основе которой Букина, видимо, и готовила свой ответ в крайисполком. Из справки следует, что налоги в 1935 году на Клещева (с/х налог, самообложение, госстрах, культсбор) в сумме составили 599 руб. 40 коп., на Сухова — 89 руб. 75 коп. Л. 31]. Итак, и с ремонтом церкви, и с «отсутствием» учредителей мы разобрались. Но, помните, РИК 15 декабря говорит о «желании трудящихся станицы Пролетарской об использовании этого церковного здания под культурные надобности». Действительно, хорошо уже известная нам инструкция 1931 года гласит: «65. Молитвенное здание может быть ликвидировано: б) если это здание необходимо для общественных надобностей и преобладающее большинство населения данной местности возбудит об этом ходатайство». И вот здесь Пролетарские руководители не подкачали. Сначала немного о том, как работали с массами трудящихся в масштабах страны. Тотальная компания по антирелигиозному перевоспитанию трудящихся велась с первых дней существования советской власти. С 1924 года функционирует Общество друзей газеты «Безбожник», в 1925 году на его основе создают «Союз безбожников» (с 1929 года — «Союз воинствующих безбожников»). Издаются журналы «Безбожник», «Безбожный крокодил», «Безбожник у станка», многочисленные брошюры, плакаты, открытки). Бессменным председателем Союза, редактором журналов и идеологом антирелигиозной борьбы был Емельян Михайлович Ярославский. Он считался главным авторитетом партии по вопросам религии. Это он сказал: «Борьба против религии — борьба за социализм». Фраза стала крылатой. Много лет спустя Н. С. Хрущёв вспоминал: «Ярославский — старый большевик, уважаемый всей партией человек… Его называли „советским попом“, то есть человеком, который поддерживал и охранял моральнополитические устои членов партии» .

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-smert-s...

Будучи совестливым, он мог бы облегчить себе задачу, не ввергаясь в проблемы чужой и непонятной для него, как неверующего, религии - все-таки трудно быть профессионалом в чужой области - ученый наверняка это понимает лучше других. Вместо этого он мог бы обсуждать не причину ослабления Православия в конце 19-го века, материю тонкую и неоднозначную даже для историков, а тайну ближнюю - уничтожения Православия расстрелами в начале 20-го века первым советским правительством и таким учреждением этого правительства, как " Союз воинствующих безбожников " . Для тех, кто не читал об этом, можно ознакомиться здесь. Стенографический отчет комиссии Овермана 1918 года - свидетельства очевидцев, американцев, не примыкавших ни к красным, ни к белым и потому нейтральных в оценках. http://www.rusrepublic.ru/senat.htm О " воинствующем безбожии в государственных масштабах " и " Союзе воинствующих безбожников " Гинзбург наверняка с интересом прочитает и в книге А.Дикого Из аннотации к книге: " Издание 2-е (первое в России). Первое издание осуществлено в Нью-Йорке в 1967. Перед вами совершенно уникальная книга, написанная русским белым эмигрантом. ... Немалую ценность представляют приведенные в книге списки правящей элиты СССР, включая ответственных работников ОГПУ-НКВД, дипломатического корпуса, союза воинствующих безбожников и др. " Для Sergeant " a - на имя которого почему-то не хватило русских букв - история России 20 века, по-видимому, не представляется достаточно фундаментальной в вопросе охвата русской катастрофы. Надо понимать, что он все здесь познал. В другом месте он ищет и нашел русский грех: " Слава бесстрашным русским ученым, не побоявшимся поднять голос против возрождающейся византийщины! " Человек, уважающий РЕЛИГИЮ, РОДИНУ И СОБСТВЕННУЮ КУЛЬТУРУ, хотя бы отчасти понимающий ее истоки и основы, никогда бы не осмелился сделать такое заявление. Автор подробнее расшифровывает свое понимание: " Ответ содержится в проклятом наследии византийщины, вернуть которое на российскую почву тщатся (и, увы, не без успеха) фундаменталисты от православия.

http://ruskline.ru/analitika/2008/02/01/...

Александр Тимофеевич Лукачевский (1893–1937 гг.), член РКП(б) с 1920 г., в 1920–1923 гг. заведующим Владимирским губполитпросветом, в 1923–1926 гг. учился в Институте красной профессуры.1 апреля 1926 г. назначен ответственным редактором одного из отделов издательства «Безбожник» (газета и журнал), в 1926 г. введен в состав Центрального совета Союза безбожников и до 1937 г. был заместителем его председателя. Заместитель ответственного редактора журнала «Антирелигиозник» со времени его основания. Заведующий кафедрой истории религий Историко-философского факультета МГУ (1930–1931 гг.). Руководил антирелигиозной секцией Института философии Коммунистической академии. 1 апреля 1926 г. М. Шваб был назначен ответственным редактором одного из отделов издательства «Безбожник» (газета и журнал). Автор брошюры: Шваб М. Что и как читать крестьянам о религии/Под ред. А. Логинова. М., 1926. 39 с. « Антирелигиозник» ежемесячный журнал атеистической направленности на русском языке, печатное издание Центрального совета Союза воинствующих безбожников СССР. Издавался в Москве с января 1926 г. по июнь 1941 г., редактор Е. М. Ярославский. РГАСПИ, ф. 17, оп. 85, д. 19, л. 32–34. Машинописный подлинник с рукописной правкой. Подпись и дата — автографы. Гриф секретности вписан от руки. Рукописная помета в левом верхнем углу л. 32: «Арх[ив]», принадлежащая, скорее всего, И. В. Сталину, так как в перечне адресатов подчеркнута именно его фамилия. Штамп входящей корреспонденции Секретного Отдела ЦК ВКП(б), заполненный вручную: 19959/с от 22/VI – 1926 г. Штамп (заполненный также от руки): Дело 247/III/Ящик 34. Мартемьян Никитич Рютин (1890–1937 гг.), член РСДРП с 1913 г. (по другим сведениям, с 1914 г.). С декабря 1923 по февраль 1924 г. ответственный секретарь Дагестанского обкома РКП(б), в марте 1924 г. переведен в Москву на должность заведующего Агитационно-пропагандистским отделом Московского комитета и секретаря Краснопресненского райкома РКП(б). Сергей Иванович Гусев (Яков Давыдович Драбкин, 1874–1933 гг.), член РСДРП с 1896 г., с 21 июня по 4 декабря 1919 г. и с 18 мая 1921 г. по 28 августа 1923 г. член Реввоенсовета Республики, в 1920–1923 гг. кандидат в члены ЦК РКП(б), в 1923–1927 гг. член Президиума Центральной контрольной комиссии (ЦКК) РКП(б) – ВКП(б), в 1923–1925 гг. секретарь.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

В Рязани переименовали улицы Безбожные по инициативе регионального отделения Союза православных женщин 24 марта 2023 г. 15:43 Улицы Безбожные в Рязани переименованы в 1-й и 2-й Вокзальные проезды. Соответствующее решение приняли депутаты Рязанской городской Думы. Безбожными улицы были названы в 1935 году по инициативе Союза воинствующих безбожников. Вопрос о переименовании указанных улиц ставился уже давно, еще 15 лет назад его поднимала топонимическая комиссия Рязани. Однако решение за все это время так и не было принято. В феврале этого года члены Рязанского отделения Союза православных женщин направили письмо в городскую Думу с обращением о необходимости переименования улиц. «Топонимы создаются обществом и для самого общества. Любое географическое название исторично и является памятником культуры каждого народа. Названия наших городов и поселений, улиц и площадей, застав и слобод являются памятниками духовной культуры особого рода. Топонимы, как творение народа, служат ориентирами во времени и пространстве, создавая историко-культурный облик страны. Они являются отражением развития общества», — говорилось, в частности, в письме. В тексте было также отмечено, что Рязань — древний город, история которого неразрывно связана с православной верой. Из-за разрушения в ХХ веке традиционных устоев русского человека и гонений на верующих людей выросло уже не одно поколение без духовно-нравственных ориентиров. Это послужило развитию деструктивных идеологий со множеством негативных последствий. Обращение членов регионального отделения Союза православных женщин было вынесено на обсуждение, которое состоялось на заседании городской Думы 23 марта 2023 года. Председатель топонимической комиссии Рязани Николай Булычев рассказал, что жители улиц спокойно отнеслись к переименованию. Как уточнили депутаты, при изменении названий местным жителям не требуется смена прописки, за исключением случаев, если они будут менять паспорт или продавать недвижимость на этих улицах. Рязанская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Сольц Арон Александрович (1872–1945) – советский партийный и государственный деятель. Родился в Виленской губ. (ныне Литва) в семье купца. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Активный участник революционного движения. Член РСДРП с 1898 г. Неоднократно находился в заключении и ссылках. С 1921 г. член Верховного суда РСФСР, СССР (1923). С 1920 г. член ЦКК РКП(б), в 1923–1934 гг. член Президиума ЦКК. В 1920–1934 гг. член ЦК партии, член Интернациональной контрольной комиссии Коминтерна. С 1935 г. зам. верховного прокурора, затем председатель юридической коллегии Верховного суда. В 1938 г. принудительно помещен в психиатрическую клинику. Умер в Москве. Стуков Иннокентий Николаевич (1887–1936) – советский партийный и государственный деятель, публицист. Родился в Иркутской губ., сын священника. Член РСДРП с 1905 г. профессиональный революционер. В 1917 г. председатель Московского областного бюро РСДРП(б). Активный участник Гражданской войны. Участвовал в создании и руководстве, партийными и советскими органами на территориях, взятых под контроль Красной армией. Работал в Сибирском бюро ЦК РКП(б), в редакции газеты «Советская Сибирь». Член ЦС Союза воинствующих безбожников, сотрудник Главлита, член АРК с июня 1928 г. Арестован в 1936 г. Перед арестом нач. сектора Народного комиссариата финансов РСФСР. Расстрелян, реабилитирован в 1957 г. Тагиров Афзал Мухитдинович (1890–1937) – башкирский советский государственный и общественный деятель, писатель. Родился в Самарской губ. Участник Первой мировой и Гражданской войн. В 1922–1925 гг. участвовал в борьбе за установление советской власти в Средней Азии. В 1931–1937 гг. предселатель ЦИК Башкирской АССР. В 1932–1937 гг. член Президиума ЦИК СССР. Председатель Союза писателей БАССР. Расстрелян, реабилитирован в 1956 г. Тимошенко Михаил Данилович (ок. 1880–1938) – деятель Союза баптистов, проповедник, духовный писатель. Родился в религиозной семье, окончил Лодзинскую баптистскую семинарию. С 1913 г., затем после перерыва с 1917 г. вместе с П. В. Павловым издавал журнал «Слово истины». Участвовал в работе многих съездов баптистов, входил в состав правления Союза баптистов. Репрессирован в 1933 г., обстоятельства кончины неизвестны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010