Минкультуры считает правильным внести в постановку необходимые изменения, а также принести публичные извинения всем, чьи религиозные чувства были задеты. Не считая цензуру допустимой, мы напоминаем о нашем праве, более того — обязанности в рамках реализации Основ государственной культурной политики принимать в крайних случаях административные и финансовые меры в отношении государственных учреждений культуры, в том числе — лишать финансирования подобные постановки. В связи с большим количеством запросов о суммах финансирования постановки оперы «Тангейзер», гонорарах режиссера и актеров, Минкультуры России организует проверку финансово-хозяйственной деятельности Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. КОММЕНТАРИИ Калягин Александр, председатель Союза театральных деятелей России: «Я бы смягчил некоторые формулировки, потому что все перепуганы: сейчас начнется давление со всех сторон. Но, безусловно, ответственность за все происходящее несет директор театра, с этим я согласен». Кехман Владимир, генеральный директор Михайловского театра: «Мой учитель Елена Васильевна Образцова часто повторяла: «Я пою только потому, что Господь дал мне талант, а без Господа я никто». То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, — это кощунство. Я, как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорбление. Это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе союза воинствующих безбожников. Не скрою, я разговаривал сегодня с Мездричем, и он мне сказал, что спектакль этот не отдаст и пойдет до конца. Считаю, что он обязан подать в отставку, а спектакль нужно снять с репертуара». Легойда Владимир, председатель Синодального информационного центра РПЦ: «Все-таки очевидно, что это не Вагнер, а «по мотивам» Вагнера. Ну, давайте так честно и будем говорить и писать. В том числе на афишах. Чтобы зритель понимал, куда он идет… Кроме того — вопрос гражданина — поддерживаю то, что сегодня звучало: насколько вот этот «как бы Вагнер» должен финансироваться государством?»

http://pravoslavie.ru/78006.html

«Мы ставим задачу, — писали руководители Союза Воинствующих Безбожников, — добиться закрытия церквей и других молитвенных домой г. Москвы в рабочих центрах и в районах сплошной коллективизации, а также роспуска церковных Советов...». И вот на этом фоне, в атмосфере подъема безбожного ударничества и антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов. Предложение воздвигнуть «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян» на месте «дворцов банкиров, помещиков и царей» внес С.М. Киров на I-oм съезде советских депутатов, проходившем в 1922 году. А в 1924 году возникла необходимость увековечить память В.И. Ленина в связи с его смертью. Сначала обе идеи существуют порознь, и лишь на определенном этапе возникает мысль об объединении в одном грандиозном сооружении памятника вождю мирового пролетариата и Дворца Советов. Еще одной точкой отсчета в развитии движения, приведшего в итоге к разрушению храма Христа Спасителя, стала опубликованная 2 февраля 1924 года статья Л.Б. Красина, предложившего увековечить память В.И. Ленина в целом ряде архитектурных памятников на всем пространстве СССР. И вот в 1924 году появляется предложение выпускника ВХУТЕМАСа, одного из лидеров Ассоциации Новых Архитекторов (АСНОВА) В. Балихина, по сути сумевшего синтезировать в единую архитектурную программу предложения Кирова и Красина. Балихин предложил соорудить на месте храма Христа Спасителя грандиозное здание, которое должно стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР. Но предложение соорудить памятник Ленину на месте храма Христа Спасителя, видимо, показалось вначале кощунственным даже партийным функционерам, не решившимся сразу заменить Храм во имя Богочеловека на памятник обожествлявшемуся таким образом в массовом сознании вождю — памятник «Человекобогу». К реализации предложения Кирова о создании Дворца советское правительство приступило почти через 10 лет — в начале 1931 года. В феврале — мае 1931 года был организован первый, предварительный конкурс по строительству Дворца Советов, носивший закрытый характер и особое значение уделявший именно выбору места для памятника.

http://patriarchia.ru/db/text/168246.htm...

Среди новых направлений деятельности ПСТГУ по изучению новейшей истории Русской Церкви отец Владимир выделил изучение архивов Русской Зарубежной Церкви. В заключение отец Владимир поблагодарил всех, кто помогал университету в этом деле, в частности сотрудников архива ФСБ. Директор архива Федеральной службы безопасности генерал ФСБ В.С. Христофоров представил доклад «История Русской Православной Церкви в документах ФСБ». «Органы безопасности следили за каждой епархией, за каждым приходом, за каждым священником, поэтому архивы спецслужб могут дать уникальный материал по истории Церкви», — сказал докладчик. Архивисты органов безопасности готовят документы к публикации для введения их в научный оборот, предоставляют экспонаты для музейных выставок. Спектр документов архивов спецслужб, освещающих историю Церкви, очень широк. Это не только официальные документы: следственные дела, протоколы допросов, но и личные — рукописи, дневники репрессированных священников, записи их проповедей. Среди уникальных, разрушающих стереотипы фактов, открывающихся при работе с архивами спецслужб, докладчик привел пример докладных записок. Так в докладах агентов спецслужб конца 1920-х годов можно увидеть беспокойство по поводу роста религиозных настроений, увеличения массовых крестьянских выступлений в защиту Церкви, препятствование закрытию храмов и даже строительство молитвенных помещений взамен разрушенных. Глава РГАСПИ А.К. Сорокин рассказал, как структура, сотрудником которой он является, может послужить в деле изучения истории Русской Православной Церкви. РГАСПИ является преемником Партийного архива КПСС. Прямое отношение к истории Церкви имеют личные фонды руководителей Коммунистической партии и Советского Союза: личные фонды В.И. Ленина и И.В. Сталина, фонды Емельяна Ярославского и Союза воинствующих безбожников. Интерес представляет переписка представителей Совета по делам Русской Православной Церкви с вышестоящими партийными и государственными инстанциями. Докладчик ввел понятие «архивная революция», которое можно применить и к РГАСПИ: некогда секретный архив в настоящее время полностью открыт к сотрудничеству с исследователями, в том числе с историками Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/2608040.ht...

В мае 1929 года на XIV Всероссийском съезде Советов были внесены серьезные поправки в Конституцию РСФСР, ограничивающие права верующих и проведение связанной с ними религиозной работы. Если в прежней редакции статья 4 формулировалась как: " Свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами " , то в редакции 1929 года было записано следующее: " Свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами " (из статьи было изъято положения о свободе религиозной пропаганды) Постановлением ВЦИК СССР " О религиозных объединениях " от 8 апреля 1929 года и октябрьской (1929 года) инструкцией НКВД регламентировалась религиозная жизнь в стране. Вновь отрицались все права Церкви как юридического лица. Нововведением стала обязательная регистрация религиозных объединений и их членов, а местные органы власти могли отказывать в регистрации и тем, и другим без каких-либо объяснений. Церковная жизнь ограничивалась только богослужением в стенах храма. Запрещалось без разрешения власти проводить собрания верующих, назначать или избирать руководителей общин, пользоваться услугами государственных предприятий, типографий, организованно обучать детей религии, заниматься всеми видами благотворительности. Ввиду отсутствия у Церкви прав юридического лица договоры о ремонте церковных зданий могли заключаться только индивидуально с членами приходов, которые подпадали под статью о частном предпринимательстве, что влекло за собой резкое повышение налогообложения. Духовенство и клирики, лишенные избирательных прав или ограниченные в отдельных политических и гражданских правах, платили в советскую казну с 1930 года 75% с " нетрудовых доходов " к коим была причислена плата за отправление культа. Священников выселяли из квартир как " лишенцев " . Еще с 1928 года по той же причине для них была установлена непомерно высокая квартплата, она оставалась такой до 1943 года включительно. Развернулась широкая кампания за вступление граждан в ряды " Союза воинствующих безбожников " , руководимого Е.М. Ярославским и насчитывающего в начале 30-х годов 96 тысяч первичных ячеек на местах. Эта видимая активная работа, нанесшая огромный моральный урон, не имела реальных высоких результатов, так как народ в большинстве своем оставался верующим, и кризис " Союза безбожников " станет очевиден в середине 30-х годов. Но и комсомол, и юные пионеры, и " воинствующие безбожники " - видимая часть антирелигиозной борьбы. О другой, тайной, разрабатываемой в недрах Политбюро и осуществляемой руками НКВД, знали единицы. И самым удачливым и неутомимым бойцом-исполнителем на " церковном фронте " был Евгений Александрович Тучков, о деяниях которого написано уже немало...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/189/...

Ярославский и его «команда» побоялись настоять на этом перед Сталиным, который все меньше, судя по всему, видел для себя проку в деятельности этой организации» 244 . Союз безбожников переживал глубокий кризис, и только усилиями прессы искусственно создавалось впечатление о его кипучей жизнедеятельности. Количество числившихся членами СВБ упало с 5670 тыс. в 1932 г. до 2000 тыс. в 1938 г., вместо запланированных 22 млн. В реальности их было гораздо меньше, так как процент уплачивающих членские взносы понизился с 45 до 13 (то есть платило их лишь 260 тыс. человек) 245 . Людям надоедал казенный, бюрократический стиль работы организации, свое формальное членство в ней, участие в бесконечных кампаниях, «безбожных займах», сборах денег на «безбожные» подлодки, эскадрильи, танковые колонны и т. д. Сокращалось количество организаций СВБ, его издательская деятельность. Тираж ежемесячного иллюстрированного журнала «Безбожник» упал с 230 тыс. в 1938 г. до 155 тыс. на следующий год. Содержание ежемесячника «Антирелигиозник» становилось все более примитивным и однообразным. Его объем при тираже 40–50 тыс. экземпляров сократился со 130 страниц до 64 в 1940 г., но многие номера выходили сдвоенными и содержали не более 80 страниц 246 . На совещании в ЦС СВБ в апреле 1939 г. признавалось, что резкого перелома к лучшему в работе союза не произошло. Еще через полгода Центральный совет отмечал: «Большинство ячеек Союза воинствующих безбожников не ведут систематической антирелигиозной работы, являются пассивными, бездеятельными» 247 . Не проявлял активности в борьбе с религией в конце 1930-х гг. и комсомол, тем более, что указания партийного руководства в этой сфере уже были противоречивы и непоследовательны. Не испытывал склонности к данному «участку работы» и новый руководитель комсомола Н. А. Михайлов (в конце 1938 г. сменивший арестованного А. В. Косарева), тяготясь и опасаясь его. Неслучайно в 1938–1939 гг. ЦК ВЛКСМ не обсудил на заседаниях бюро и секретариата ни одного целевого вопроса по антирелигиозной работе среди детей и юношества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И нет повода забывать. В Советском Союзе, в России, за века самодержавной власти, за 63 года советского тоталитарного режима сформировался особый тип человека, уверенного во всемогуществе государства, в том, что все идет от государства, все освящается государством, все должно санкционироваться государством. Вот как представляет себе, например, торжество христианства в России известный черносотенец Шиманов. В журнале «Вече» он мечтал о том, как было бы хорошо, если в «Правде» в один прекрасный день появилась бы редакционная статья, в которой было бы написано, что по новым научным данным установлено… бытие Божие. Что было бы потом? Об этом Шиманов молчит. Но и так ясно. Вслед за тем появились бы лекторы, агитаторы, пропагандисты, которые развивали бы это новое положение марксистско-ленинской идеологии. Художники стали бы писать соответствующие картины (впрочем, и сейчас пишут!). Члены Союза советских писателей стали бы писать соответствующие стихи, открылось бы несколько церквей, в которые бы отправились бывшие члены Союза воинствующих безбожников. В газетах появились бы новые лозунги: «По приказу партии и правительства!», «В соответствии с новым этапом!» Малиновым звоном переливались бы кремлевские ‘колокола. Не было бы только одного. Чего не было бы, кого? Довольно известный московский художник В.Д. Линицкий, подвизающийся в кругах Отдела внешних сношений Патриархии, нарисовал лет 12 назад картину. Русские степи, вдали церковки, а впереди с Чашей Даров Патриарх Алексий в мантии и в белом куколе, рядом с ним митрополит Никодим, митрополит Ювеналий и другие деятели Отдела внешних сношений, в белых клобуках, с панагиями, с посохами в руках. Я сказал: «Но где же здесь Христос? Тютчев когда-то писал: Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя. Но ведь Царь Небесный, а не митрополит Петербургский и Ладожский». Художник ответил: «Да, Вы правы». Через месяц впереди Алексия, Никодима и Ювеналия появился дьячок в белом подряснике с черной бородкой. «Кто это?» — спросил я. — «Христос»,— ответил Линицкий. — «Христос? Нет, это не Христос, а дьячок».

http://azbyka.ru/fiction/rodnoj-prostor-...

В 1929 г. на втором съезде в название был добавлен эпитет воинствующих. Члены Союза должны были быть своего рода антирелигиозными хулиганами громить церкви, устраивать антирелигиозные парады, так называемые комсомольские «пасхи» и «рождества», жечь иконы и насильно закрывать церкви, все от имени общественности, а не государства, что отлично вписывалось в условия НЭПовского «плюрализма» с его правом на общественные организации, кооперативные писательские издательства и пр. В этих условиях государство как бы не несло ответственности за максимализм СВБ. Но эта «идеологически близкая» организация имела право организовывать свои ячейки в школах, армии, на заводах, в колхозах и т.д. Как «представитель передовой общественности» , СВБ мог даже требовать отчетности перед собой государственных организаций, например школы. На втором съезде СВБ атаковал Наркомпрос за недостаточно интенсивную борьбу с религией в школе. Наркомпрос оправдывался тем, что снизил список «культовых зданий», охраняемых государством в качестве художественных и исторических памятников, с семи до одной тысячи, обрекая таким образом 6000 древних храмов на уничтожение. Резолюция съезда потребовала превращения школы из нерелигиозной в воинственно-антирелигиозную, учителей в пропагандистов атеизма и изгнания из школ верующих педагогов. На втором съезде СВБ принял на себя обязательства превратить Москву за пять лет в безбожную столицу и довести количество членов Союза до 17 миллионов к 1931 г. На самом деле СВБ достиг своего численного предела в 1932 г. 5 миллионов 670 тысяч членов. Тогда же, в 1932 г., СВБ принял пятилетку уничтожения религии, выполнение которой должно было совпасть с выполнением второй хозяйственной пятилетки. В 19301932 гг. максимального тиража и ассортимента достигли и издания СВБ: разовый тираж газеты «Безбожник» 500 тысяч экземпляров в 1931 г., ежемесячный иллюстрированный журнал под тем же названием 200 тысяч экземпляров; а годовой тираж всех непериодических изданий (книг и брошюр) увеличился с 12 миллионов печатных листов в 1927 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– 1905 г. – Легализация русского протестантизма и его становление в новых условиях: 19051929 гг. – Эпоха тотальных гонений: 1929 – середина 1940-х гг. – Возрождение русского протестантизма в послевоенные годы: середина 1940-х – конец 1950-х гг. – «Хрущевская» антирелигиозная кампания: конец 1950-х – 1964 г. – Период позднего социализма: середина 1960-х – 1991 гг. – Современный период: после 1991 г. В прошлом русского протестантизма самым благоприятным считается период 19051929 гг., когда общины получили возможность легализовать свое положение, а верующие пользовались относительной свободой по сравнению с предыдущим временем. 1920-е гг. даже получили в конфессиональной литературе название «золотое десятилетие», хотя современные историки применяют этот термин с существенными оговорками 423 . По сведениям Союза воинствующих безбожников, к 1929 г. в СССР насчитывалось 350400 тыс. взрослых евангельских христиан, столько же баптистов и 13 тыс. адвентистов седьмого дня 424 . Что же касается христиан евангельской веры (ХЕВ), или пятидесятников, то, по их собственным данным, к 1927 г. на Украине было 250 общин с общей численностью около 15 тыс. человек 425 . Следующее десятилетие однозначно не было «золотым» ни для кого из советских верующих. К 1935 г. ввиду ареста всех руководителей прекратили свое существование Союз ХЕВ и Союз баптистов, Союз евангельских христиан сохранил номинальное существование 426 , а единственным служителем Всесоюзного Совета АСД остался Г. А. Григорьев 427 . Государственные репрессии не только трагически отразились на судьбах миллионов верующих, но также привели к исчезновению многих общин и заметному снижению «качества» русского протестантизма, росту изоляционистских настроений, негативно повлияли на состав общин, где в послевоенные годы стали резко преобладать женщины и люди с низким образовательным уровнем. Советская вероисповедная политика изменилась в годы Великой Отечественной войны. С одной стороны, она сделалась значительно либеральнее (в стране стали открываться церкви, молитвенные дома, регистрироваться общины), с другой – государство контролировало внутреннюю жизнь религиозных организаций и общин через специально созданные структуры – Совет по делам Русской православной церкви и Совет по делам религиозных культов (СДРК).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Е. Собр. соч. 2005. Т. 6. С. 11). В 1922 г. в этой «келейке» в тайге М. завершил кн. «Нужна ли вера в Бога?» - описание своего диспута с будущим председателем Союза воинствующих безбожников Е. М. Ярославским (М. И. Губельманом), к-рый состоялся в Томске в окт. 1921 г. В 1925 г. М. переехал на Кавказ, жил в одной из станиц на пасеке у знакомых старообрядцев. По его словам, в эти годы он ждал «вместе с миллионами русских людей, что вот-вот падет убийственный режим безбожной власти и настанет в стране родной свобода, и тогда явится возможность выступить с обличениями гнусного безбожия» (Там же. С. 12). Публицист тайно писал кн. «Спутник религиозника-христианина» в опровержение атеистической идеологии; большинство глав было украдено вместе с ульем, под крышку которого М. прятал написанное. В этот период М. поддерживал отношения со старообрядческим Кавказским еп. Викентием (Никитиным) и с близкими к нему старообрядцами. Имеются основания предполагать, что в 1928 г. полемист принял участие в соборе, прошедшем на Рогожском кладбище. В 1931 г. М. нелегально пересек советско-румын. границу около с. Варница (близ г. Тигина (Бендеры)). По требованию румын. Управления полиции и общей безопасности написал «декларацию о положении в Советском Союзе». В 1931-1936 гг. жил в Кишинёве, работал у еп. Иннокентия (Усова) секретарем Кишинёвской епархии. В 1931 г. приступил к выпуску серии брошюр «Опровержение безбожия», написанных в форме диспута между защитником веры и проповедником атеизма. Были опубликованы следующие сочинения: «Безбожники сами верующие, хотя и бессознательно: (Непредвиденный диспут при приеме на пчеловодческие курсы в Советской России)»; «Мир, по единогласному учению великих авторитетов науки, создан Богом»; «Ответ на вопрос безбожников: откуда взялся Бог? (Беседа учителя с пионерами в Советской России)»; «Откуда произошла вера в Бога?»; «Современное безбожие, опровергаемое им самим: Марксизм и атеизм»; «О человеческой душе и ее происхождении»; «Отвергает ли наука веру в Бога?»; «О безбожнических и христианских догматах, таинствах и обрядах: (Двухнедельный публичный диспут в Советской России с большевистскими миссионерами безбожия)» (в этой работе описан диспут с Н. И. Бухариным); «Нужна ли вера в Бога?». Некоторые книги серии выдержали неск. изданий, были переведены на иностранные языки, издавались не только в Румынии, но и в Словакии, во Франции, в США, получили одобрительные отклики в русской эмигрантской периодике. Сочинение М. «Откуда произошла вера в Бога?» было использовано иером. Амвросием (Юрасовым) при подготовке брошюры «О том, как в селе Покровском похоронили атеизм», опубликованной в 1978 г. в США под псевдонимом С. Лавров (с 90-х гг. XX в. переиздается под заголовком «Яко с нами Бог»).

http://pravenc.ru/text/2562954.html

стратегия громоотвода. Как правило, даже если верующих было много и на закрытие храма они не соглашались, сельсовет находил возможность создать иллюзию почти полного согласия. Например, проводились отдельные собрания ячейки Союза воинствующих безбожников (если таковая имелась), комсомола, сельсовета, школьных, клубных и медицинских работников – на этих собраниях верующих практически не было. Проводили собрания не по месту жительства, а по месту работы – так было легче добиться согласия. Атеисты могли проголосовать за закрытие храма сразу на нескольких собраниях. При этом можно было сделать так, чтобы на собраниях не было верующих, для этого, например, было достаточно указать одним из пунктов повестки антирелигиозную лекцию, которые верующие бойкотировали. В случае же если некоторые протоколы не свидетельствовали о нужных настроениях, например, в них приводились данные о голосовании, где многие были против, то эти протоколы можно было и не предоставлять. Наконец, можно было просто предоставить подписные листы с подписями всех согласившихся на закрытие. Примечательно, что в данном деле нет ни одного протокола собрания местных жителей, на котором было бы вынесено решение о закрытии храма. Данный факт более чем наглядно свидетельствует о силе религиозности местных жителей. Колокола с храма, вес которых составлял 10,5 т, были сняты в период с апреля 1936 по февраль 1939 г. (ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 1. Д. 16. Л. 26). С 1945 по 1950 г. прихожане ежегодно ходатайствовали об открытии своего храма (написали 10 прошений, 24 раза посетили уполномоченного, число подписей на заявлениях достигало 74), но храм так и не был открыт (Зин Н.В. Деятельность Владимирской епархии по открытию приходов в 1943–1953 гг.//Записки Владимирских краеведов. Владимир: Транзит-ИКС, 2010; с. 111). Упорная борьба верующих Ущера за свой храм во второй половине 1930-х и в 1940-е гг. объяснялась тем, что к тому времени им пользовались не только исконные прихожане, но и прихожане закрытых храмов Кусунова и Лунёва. За последующие полвека ситуация в данной местности сильно изменилась: в 1990-е гг. храмы в Кусунове и Лунёве, где общины распались сами, были открыты, в Ущере же, прихожане которого до 1950-х гг. боролись за право открыть храм, храм до сих пор не действует и находится в аварийном состоянии. Ершов А.Л. О закрытии храмов в Кусунове, Лунёве и Ущере в 1930-е годы//Старая столица: краеведческий альманах. Вып. 7/Центральная городская библиотека г. Владимира, отдел краеведческих исследований. – Владимир, 2013. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=02313

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010