К грешникам искренно кающимся и заглаждающим добрыми делами грехи свои, Господь особенно милостив 26 декабря (8 января) (Слово, яко не подобает яти веры клевете) Св. апостол Иоанн Богослов учит: аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша и очистит ны от всякия неправды ( 1Иоан. 1, 9 ). Что значат эти слова? Значат то, что мы, если искренно покаемся в наших грехах, то Господь нам простит их и сердце наше от скверны греховной очистит. Правда ли это? Некоторый епископ не любил клеветников. Однажды к нему пришли несколько простолюдинов и, указывая на двух жен, стали жаловаться, что они впадают в смертные грехи. Епископ, прежде чем подвергнуть обвиняемых наказанию, стал просить Бога, чтобы Он открыл ему истину. Затем, когда наступило время служения литургии, он велел всем, присутствовавшим в церкви, причаститься Святых Таин. И стали подходить в свое время причастники. У грешных из них лица были темные и мрачные, а у праведных – чистые и светлые. Подошли и две женщины, обвиняемые в смертных грехах с чистыми и ясными очами и в белых одеждах; и когда причастились, лица их просветились как солнце. Епископ недоумевал, как ему отнестись к виденному им, и стал просить Бога, чтобы Он разрешил его недоумение. Тут явился ему ангел Господень и сказал: «Спрашивай о каждом, подходившем к тебе, и я скажу, что нужно». Епископ спросил: «Правда ли сказано о женщинах, что они впадали в смертные грехи?» Ангел сказал: «Правда». «Как же, – возразил епископ, – лица-то их, по причащении, просветились как солнце?» Ангел отвечал: «Согрешивши, они скоро пришли в чувство, стали плакать и воздыхать о содеянных ими злых, стали раздавать милостыни, исповедались со всею искренностью и дали обещание впредь не согрешать, и за это прощены Богом и теперь живут целомудренно и праведно». Епископ удивился и воскликнул: «Удивительна к этим женам милость Божия; ибо не только Бог их простил, но и великой благодати сподобил!» Ангел сказал: «Не удивляйся. Господь наш благ и человеколюбив и искренно кающихся и от грехов престающих не только прощает, но и чести сподобляет». Итак, поистине щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив! Не до конца прогневается, ниже во век враждует! Поэтому без промедления спешите, грешники, к милосердому Господу, и Он несомненно простит вас, покроет виновность вашу Своими беспредельными заслугами и пошлет благодать Свою в помощь вам. Она крепче, нежели самая сильная воля, и несомненно выведет вас победителями из борьбы со злом. Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Кротость есть лучшее средство для обращения грешника от заблуждения пути его 25 ноября (8 декабря) (Слово о Пафнутии монасе, како спасе разбойника) Апостол Иаков учит: братие! аще кто в вас блудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покрыет множество грехов ( Иак. 5:19–20 ). Эти слова Апостола значат то, что как велико несчастье человека, когда он грешит, так и велика добродетель того, кто отвратит его от греха и с пути погибельного поставит на путь правый. Если же велика эта добродетель, то, конечно, мы и должны прилежать ей. Каким образом? Самое лучшее, братие, – при посредстве кротости, милосердия, любви к грешнику. Выслушайте следующее краткое повествование, и вы убедитесь в истине слов наших. Преподобный Пафнутий, будучи великим постником, положил себе за правило никогда не вкушать вина. Однажды, ходя по пустыне, он встретился с разбойниками, которые пили вино. Старейшина разбойников знал Пафнутия, равно и то, что он никогда не пьет вина. Увидав Преподобного, старейшина поступил так: в одну руку он взял меч, а в другую – чашу с вином и, подавая последнюю Пафнутию, сказал: «Пей вино, а иначе я тебя убью!» Старец взял чашу и выпил вино. Тогда старейшина разбойников сказал: «Отче, прости меня за то, что я оскорбил тебя!» Пафнутий отвечал: «Верю, сын мой, что за сию чашу Господь окажет тебе милость и в сей век, и в будущий!» Разбойник этими словами Преподобного умилился и воскликнул: «Даю слово, что я с этих пор никого не обижу, не ограблю, не убью; но сейчас же с тобою пойду, раскаюсь в моих грехах и переменю мою жизнь». С этими словами старейшина разбойников оставил свою дружину, пошел за Пафнутием и «спасе, – сказано, – свою душу, пожив в покаянии». Ну, как же вы думаете, братие, благоразумно или неблагоразумно поступил Пафнутий, выпивши из рук разбойника вино и сказавши ему приведенные выше слова? Дело говорит, что благоразумно; ибо, после поступка и слов Пафнутия, разбойник обратился из волка в овцу, из чада гнева и проклятия в чадо святыни, любви и благословения. Поэтому, как поступил с великим грешником Пафнутий, так же поступайте с грешниками, которые вам встретятся, и вы. Помните, что кротость, любовь и милосердие – самый лучший бальзам на раны грешника, и противоположна сему не забывайте, что огонь маслом не заливают и что укоры, попреки и выговоры суровые грешнику приведут вас только к взаимному озлоблению с ним. Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Господь и за малое добро, которое мы делаем ближним, вознаградит нас 26 декабря (8 января) (Слово святого Иоанна Златоустаг о о причастии и о милостыни. Пролог дек. 26) Некоторые из небогатых, делая во имя Христа Спасителя добро бедным, говорят так: «Ну, какая моя милостыня? Я могу подавать только гроши, а от них какая польза? Вот, будь я богат, тогда другое дело. Много бы я и нагих одел, и голодных напитал, и странников ввел в дом свой. А теперь, что моя милостыня? Пользы для меня от нее никакой не будет, и пойдет она ни во что». Так, братие, рассуждать грешно. Господь не богатой милостыни от нас желает, а подаваемой от чистого сердца и с любовью к Нему – Христу. Последняя милостыня, хотя и бедная, всегда приятна Господу, и Он за нее наградит. Святый Златоуст от лица Христа Спасителя говорит: «Прошу у тебя (в лице нищего) не большого, а только хлеба и слова утешения. Не говорю тебе: избавь совсем Меня от нищеты, или дай Мне богатство; но прошу только хлеба мало и ободрения. И если в темницу посажен буду, не прошу тебя освободить Меня из нее, не прошу тебя разрешить Меня от уз Моих, но прошу только посетить Меня, когда Я буду находиться среди узников. И если посетишь, награжу тебя и увенчаю славою в веке будущем. Я хочу быть в долгу у тебя, чтобы сторицею воздать тебе. Для того и обхожу всех, протягивая руку, у всех прося, для того и накормленным от тебя быть желаю, чтобы в свое время, перед всей вселенной, похвалить тебя и всем находящимся со Мною показать тебя, как питателя Моего... Да, если и все вы так будете поступать, раскрою все сделанное вами с великою похвалою и не постыжусь сказать, что, видя Меня нагим, вы одели Меня и, видя голодным, напитали Меня. И за это и наследниками Царства Небесного вы будете». Итак, и небогатые, но подающие милостыню с любовию, не беспокойтесь; ибо и малое добро ваше не пропадет. Бог, дающий семя сеющему и хлеб в пищу, даст обилие и малому, розданному вами, и умножит плоды правды вашей. Вспомните евангельскую вдову. Взглянув, сказано в Евангелии от Луки, Иисус увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты (немного больше половины копейки) и сказал: «истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела ( Лук. 21, 1–4 ). Видите отсюда, что милостыня ценится не количеством ее, а тем расположением сердца, с каким подается. Поэтому по силе помогайте несчастным и вы, и верьте, что и вашу бедную милостыню Господь так же примет, как принял и лепту вдовицы, и ваша лепта также несомненно низведет на вас благоволение Божие. Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

протоиерей Виктор Гурьев (1842–14.01.1912) Нравственно-аскетические труды протоиерей Виктор Гурьев Пастырь, духовный писатель. Сотрудничал в «Душеполезном чтении» и в «Кормчем». Автор сборников по Прологу, Четьям-Минеям, патерикам. Биография   1. Биографические сведения Протоиерей Виктор Петрович Гурьев о своем происхождении оставил следующую собственноручную запись в перешедшей к нему по наследству родовой Библии Елизаветинского издания. «Я, протоиерей, Московского уезда, Покровской, села Покровского, на Филях, церкви, Виктор Гурьев, от покойной моей бабушки, вдовы протоиерея Хотькова монастыря, Пелагеи Ивановны Гурьевой, умершей в 1862 году 86 лет, о начале рода моего и происхождении фамилии Гурьевых слышал следующее: Мой прапрадед, родоначальник фамилии Гурьевых, был сельский священник Владимирской епархии (уезда и села не помню) Гурий Дмитрич: от него и пошла, по его имени фамилия Гурьевых. У Гурия Дмитрича был сын Дмитрий Гурыч, также сельский священник Владимирской епархии. У Дмитрия Гурыча был сын Лев Дмитрич, тоже сельский священник Владимирской епархии. У Льва Дмитрича был сын Иоанн Львович Гурьев, мой родной дед, умерший 80 лет от роду, в 1850 году, заштатным протоиереем Хотькова монастыря. У Иоанна Львовича был сын Петр Иванович Гурьев, родившийся в 1813 году и умерший в 1869 году 18 декабря, священником Московской, Иоанна-Предтеченской, на Земляном Валу, церкви. От Петра Ивановича родился я, Виктор Гурьев, 1842 года ноября 9 дня. Отец Виктора Петровича был человеком крупных от природы способностей и с философским направлением мышления. Он прекрасно знал немецкий, латинский, греческий и еврейский языки и был лектором греческого языка в духовной семинарии «с особенным усердием и благопоспешностью», как сказано в его аттестате. Петр Иванович был близок с ученым богословским миром и в его доме постоянно бывали выдающиеся ученые богословы, которые весьма уважали его. Как человек, он был очень простой и добрый, как отец – крайне строгий. После Петра Ивановича осталась солидная библиотека из книг преимущественно на немецком языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/

25 Феодоровский, Горицкий, Данилов, Никитский монастыри находятся в г. Переславль-Залесском. — Прим. сост . 26 Антоний (Рафальский), впоследствии митрополит Петербургский. — Прим. публ . 27 Бывший епископ Пермский. — Прим. публ . 28 По поводу некоторых беспорядков в Пафнутиевом монастыре, виденных мною по пути из Калуги в Москву. — Прим. А.Н. Муравьева . 29 Аарон (Нарциссов), бывший епископ Архангельский, живший на покое в Москве с 1830 г. — Прим. публ . 30 Имеется в виду бракосочетание Великой княгини Марии Николаевны с герцогом Лейхтенбергским. — Прим. сост . 31 Вероятно, речь идет о книге Н.А. Руднева «Рассуждение о ересях и расколах в Русской Церкви со времени Владимира Великого до Иоанна Грозного» (М., 1838). — Прим. сост . 32 Граф Николай Александрович Протасов, обер-прокурор Св. Синода. — Прим. сост . 33 Серафим (Глаголевский), митрополит. — Прим. сост . 34 Уильям Пальмер, диакон Англиканской Церкви. — Прим. публ . 35 Свят. Иннокентий (Вениаминов). — Прим. сост . 36 Марки, католический священник, церковный археолог, исследователь римских катакомб, его учеником был Дж. де Росси. — Прим. сост . 37 Великий князь Константин Николаевич (1827—1892), брат Императора Александра II. — Прим. сост . 38 Князь Сергий Михайлович Голицын (1774—1859), камергер, председатель Московского опекунского совета, попечитель Московского учебного округа, близкий знакомый Святителя Филарета. — Прим. сост . 39 См.: 1Кор.11:31. — Прим. сост . 40 Великий князь Михаил Павлович (1798—1849), брат императора Николая I. — Прим. сост . 41 Ватопед — один из известнейших монастырей на Афоне. — Прим. сост . 42 Имеется в виду кончина 18 февраля 1855 г. императора Николая I. — Прим. сост . 43 Николай [Соколов] из ректоров Тамбовской семинарии сделан епископом Дмитровским 8 июня 1831 г. — Прим. публ . 44 П.М. Строев. — Прим. сост . 45 Имеется в виду собор старцев Троице-Сергиевой Лавры. — Прим. сост . 46 Имеется в виду годовщина коронования Императора Николая I — 22 августа 1826 г. — Прим. сост . 47 Имеется в виду Махрищенский монастырь, приписанный к Троице-Сергиевой Лавре и служивший местом исправления для провинившихся монахов. — Прим. сост .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

2 12 апреля на 22-м году от рождения в Ницце скончался наследник престола цесаревич Николай Александрович. 3 4 апреля 1866 г. было совершено покушение на жизнь императора Александра II. 4 В Собрании мнений и отзывов митрополита Филарета, V.881, прямо: «Сестра Ваша». 5 Дворянка Харьковской губернии Ю.Н. Перова. Приехала в Москву в 1841 г. для лечения тяжелой болезни и скончалась 26 ноября 1853 г. 6 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 7 16 ноября, в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры ее наместником, архимандритом Симеоном, В.М. Дроздов был пострижен в монашество. — Прим. сост . 8 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 9 Митрополит Амвросий (Подобедов) и архиепископ Феофилакт (Русанов). 10 О если бы удалось быть хорошим человеком и менее беспокоиться о том, будет ли мне хорошо ( лат .). 11 В оригинале все имена названы полностью, но при печатании оставлены только начальные буквы. 12 Николай Николаевич Муравьев (1768—1840), генерал-майор, основатель Московского училища колонновожатых. — Прим. сост . 13 Кормчая книга — древнейший сборник церковного права, составленный на основе византийских канонов. — Прим. сост . 14 Митрополит Серафим (Глаголевский). — Прим. сост . 15 Князь П.С. Мещерский — Прим. сост . 16 Епископ Антоний (Рафальский), рукоположен 8 июля 1834 г. — Прим. сост . 17 Августин (Сахаров), епископ Оренбургский, живший на покое в Москве. — Прим. сост . 18 Поликарп (Гайтанников), архим. (†1837). — Прим. сост . 19 Свят. Мелетий (Леонтович), в 1831—1835 гг. архиепископ Иркутский. — Прим. сост . 20 Иннокентий (Александров), епископ Иркутский. — Прим. сост . 21 У А.Н. Муравьева были братья Николай (1794—1866), Михаил (1796—1866) и Сергей (1809—1847). — Прим. сост . 22 Эчмиадзин — монастырь армянской церкви, известный богатым собранием рукописей. — Прим. сост . 23 Имеется в виду Лазарев Христофор Иоакимович (1789—1871), сибирский заводчик, один из основателей и попечитель Лазаревского института восточных языков в Москве. — Прим. сост . 24 Архиепископ Владимирский. — Прим. публ .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

126 Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 198–200. – Сост. 127 При чтении Псалтири одновременно за живых и усопших поминовение тех и других совершается на «Славах» по очереди: по одной – живых, по другой – усопших. 128 Василия Великого [Предисловие к Псалтири]. 129 Святая Церковь рекомендует (в конце Псалтири следованной и Служебника) не только монахам, но и каждому человеку… и в мире живущему ежедневно читать псалмы, так, чтобы во всю седмицу всю Псалтирь совершить. 130 См. ниже: Приложение. – Сост. 131 Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 200–201. – Сост. 132 Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков. М., 1913. С. 481. 133 Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 201–202. – Сост. 134 См. далее. – Сост. 135 Феодор Студит, прп . Творения. Т. II. СПб., 1908. С. 634. 136 Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 202–203. – Сост. 137 См. ниже: Приложение. – Сост. 139 Здесь и далее до конца абзаца приведены цитаты из канона мч. Уару. – Сост. 140 «Смерть бо истина, не яже отлучает душу от телесе, но яже разлучает душу от Бога», – говорит св. Кирилл Александрийский . 141 Разумеется молитва Григория Двоеслова о Траяне. 142 Молитвы патриарха Мефодия (†14 ноября 847) с собором отец об иконоборце Феофиле. 143 Прошение Макария Египетского о язычниках. 144 См. ниже: Приложение. – Сост. 145 Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 203. – Сост. 146 Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 203. – Сост. 147 См. ниже: Приложение. – Сост. 148 Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 162–163. – Сост. 149 Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 128. – Сост.

http://azbyka.ru/so_svyatymi_upokoj

Феодор полагал, что потомки Адама удобопреклонны ко греху не по той причине, что унаследовали от него греховную порчу природы, а потому, что они по природе смертны. Так, он пишет: «…мы очень часто впадаем в прегрешения из-за удовольствия, получаемого от пищи и пития и от внешнего мира… так как многие из нас пользуются этим неумеренно. Но всё это не может иметь значения для природы бессмертной. Какое удовольствие, какая любовь к деньгам могут иметь место у природы бессмертной? Но так как мы созданы по природе смертными и такими существуем, то мы очень сильно волнуемся названными страстями и весьма часто увлекаемся ими ко грехам» (Theodorus Mopsuestenus. Commentarii in epistolam ad Romanos V, 21. PG. 66. Col. 800 ); [Гурьев, 1890, 291]. «Смертные, – говорит он, – всецело служат греху… в нас грех господствует со всею необходимостью, хотя бы душа тысячу раз научалась своему долгу… Поскольку мы смертны по природе, то необходимо весьма часто отягощаемся грехами» (Theodorus Mopsuestenus. Commentarii in epistolam ad Romanos VIII, 3. PG. 66. Col. 820–821 ); [Гурьев, 1890, 292]. Такой взгляд на антропологию привёл Феодора Мопсуестийского к тому мнению, что и Христос принял смертную природу, «явившись в этом смертном и подлежащем грехам естестве… уничтожил в нём смертность и вместе с тем истребил даже бремя греха» (Theodorus Mopsuestenus. Commentarii in epistolam ad Romanos VIII, 3. PG. 66. Col. 820 ); [Гурьев, 1890, 304]. Отличительная черта учения Феодора заключалась в том, что очищение человеческой природы во Христе происходило не сразу, а «только постепенное свободное нравственное развитие воспринятого человека должно было обусловливать всё более и более тесное соединение его с Богом Словом» (Деяния, 1996, 316–317, 325. Собрание IV, §§4, 6, 11, 27); [Гурьев, 1890, 253]. И всё-таки, полное соединение Иисуса Христа с Богом Словом при жизни не совершилось: оно стало возможным только по воскресении Его из мёртвых (см.: [Гурьев, 1890, 253; Сидоров, 2011, 167; Леонов, 2015, 181–185]). Теперь посмотрим, каково мнение прп. Исаака на этот счёт. 8. Антропологическое учение прп. Исаака Сирина. Образ Божий в человеке, состояние природы до грехопадения и после

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

174. Горский А., протоиерей. Слова. Сергиев Посад, 1895. – 98 с. 175. Григорий (Постников) , архиепископ. Слова иди беседы на все воскресные и праздничные дни в году и на некоторые особенные случаи. В 3-х томах. СПб., 1850. – (1135 с.). 176. Григорий (Чуков), митрополит. Избранные слова, речи» статьи. (1895–1955). Л., 1955. – 125 с. Машинопись. 177. Гумилевский М., священник. Семя веры. (Сборник проповедей в ответ на современное неверие). Сергиев Посад, 1913. – 159 с. 178. Гурьев В. , священник. Поучения по руководству житии святых подвижников Восточной Церкви. М., 1896. – 121 с. 179. Гурьев В. , протоиерей. Поучения по руководству жития блаженного старца Серафима Саровского . М., 1905. – 192 с. 180. Гурьев В. , протоиерей. Поучения по руководству Патерика Печерского. М., 1912. – 162 с. 181. Гурьев В. , протоиерей. Пролог в поучениях. М., 1912. – 942 с. (Репринт, изд.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. В 2-х частях). 182. Гурьев В. , священник. Четьи-Минеи в поучениях на каждый день года. В 4-х выпусках. М., 1896. – (1031 с). 183. Делицын П. С., профессор. Слова. М., 1864. – 217 с. 184. Дивин. Христианская философия или истинная религия в беседах на разные тексты Священного Писания. М., 1815. – 388 с. 185. Димитрий (Муретов) , архиепископ. Слова, беседы, речи. В 5-ти томах. М., 1898. – (1705 с.) 186. Димитрий (Туптало), митрополит, св. Творения. Часть 1. СПб., 1910. – 1096 с. (Слова, поучения, речи на с. 179–996). 187. Днепровский И., священник. Слова, беседы, поучения и речи. В 2-х частях. Казань, 1890. – (1098 с.). 188. Добросердов К., священник. Простонародные поучения. В 3-х частях. (Ч. 1. О Православной христианской вере. Ч. 2. О христианской надежде. Ч. 3. О христианской любви). М., 1880. – 235 с. 189. Добрый пастырь – сеятель. (Сборник проповедей и поучений наиболее доступных пониманию простого народа). М.» 1880. – 324 с. 190. Долинский И., священник. Полный годичный круг слов и поучений на все воскресные и праздничные дни, на св. Четыредесятницу, выскоторжественные дни и разные случаи. Рыбинск, 1888. – 427 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Приверженность Феодора буквальному историко-филологическому методу толкования привела к тому, что он стал первым реформатором библейского канона. Герменевтический метод Феодора подверг Библию деконструкции, которая неизбежно повела к критике текста, с одной стороны, а с другой – подвергла критике богооткровенное учение о Христе. По справедливому замечанию Валерия Яковлевича Саврея, «исходя из этого, можно утверждать, что крайнее направление Антиохийской школы явилось первым опытом деконструкции христианства» [Саврей, 2012б, 105; см.: Pirot, 1913, 350–428]. Приведём свидетельство Леонтия Византийского о том, какой редакторской обработке Феодор Мопсуестийский подверг Библию : «Этот мудрый и великий Феодор, как его охотно называют его ревностные последователи, не удовольствовавшись борьбою с людьми, осмелился на борьбу против славы Святого Духа, так как возвышенные писания, переданные богодухновенными мужами, он толковал низким образом и отделял их от Богоопределённого числа книг» [Гурьев, 1890, 195–197; см.: Kihn, 1880, 72]. Далее Леонтий перечисляет книги Ветхого и Нового Заветов, которые Феодор не признавал богодухновенными. Гурьев приводит перечень книг Священного Писания , которые Феодор изъял из канонов Библии: книги Иова, Песнь Песней, 1-ю и 2-ю книги Паралипоменон, 1-ю книгу Ездры, книгу Неемии, а также надписания псалмов; из Нового Завета им были исключены соборные послания: Иакова, 2-е Петра, 2-е и 3-е Иоанна и Иуды, а также Апокалипсис Иоанна Богослова. Он исключил из канона ещё и те ветхозаветные книги, которые не вошли в состав книг еврейского канона: Товит, Иудифь, Есфирь, книгу Премудрости Соломона, 2-ю и 3-ю книги Ездры и три книги Маккавейские [Гурьев, 1890, 197–198]. Причины, по которым Феодор Мопсуестийский исключил из канона Библии столько священных книг, в первую очередь заключаются в том, как замечают исследователи, что он руководствовался своим понятием о различных видах и степенях богодухновенности священных книг (см.: [Гурьев, 1890, 235–238; Саврей, 2012б, 104–105]). Многих писателей священных книг он не считал пророками Божиими в строгом смысле слова, но обладавшими только даром мудрости. Вторая причина заключается в том, что он, без сомнения, руководствовался историческим обозрением канона у иудеев: здесь Феодор полностью следует за Иосифом Флавием и повторяет его канон [Гурьев, 1890, 201–203].

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010