Архимандрит Таврион поддерживал связь с епископом Петром (Димитрием Андреевичем Федосихиным), который был тайно хиротонисан в начале 30-х гг и находился на нелегальном положении. Епископ Петр (Димитрий Андреевич Федосихин) родился 11 февраля 1867 г. в деревне Тубос, Вышневолоцкого уезда, Подольской волости, Тверской губернии. В 1907 г. был рукоположен во священника. В 1921 г. был арестован, провел в заключении 9 месяцев, а в 1926 г. арестован вторично. В 1935 г. был тайно хиротонисан во епископа, с этого времени находился на нелегальном положении. Разъезжал по городам, организовывая и поддерживая частные общины «непоминающих.» Когда его арестовали в Вологде (23 декабря 1939 г.), ему был 71 год. – (по книге С.С. Бычкова «Три праведника»). Тем временем власти не выпускали из вида «бывшего» служителя культа. К делу подшивались все новые свидетельства. Прошло десять лет со времени ареста отца Тавриона в Перми, а местное ОГПУ все еще ведет следствие. На допросе 22 ноября 1939 г., священника Пьяных Дмитрия Васильевича – вопрос: «Почему Вы умалчиваете о связях с бывшим архимандритом Таврионом Батозским и епископом Крошечкиным Павлином?» Наконец, дело готово, и 27 декабря 1940 года последовал новый арест. В этот раз следствие внимательно изучило связи архимандрита Тавриона; следователи поставили цель: раскрыть антисоветскую группировку. По делу проходило 12 человек. Среди них – епископ Петр (Федосихин), арестованный в 1938 г., священники и миряне. На допросе 12 февраля 1941 года архимандрит Таврион отвечал: «В своих показаниях о своих встречах с тайным епископом Димитрием (чекисты называли его по паспорту – Димитрием) я не скрывал, указал о состоявшейся первой встрече с ним в 1939 году в Перми, в квартире Синцовой, указал также о встречах с ним, состоявшихся в г. Калуге в моей квартире в этом же 1939 году.» (Епископ Петр был арестован в декабре 1938-го года. По-видимому, указание на 1939-ый год – ошибка памяти ) Вопрос: «Вы еще не рассказали следствию о к.-р. (контрреволюционных – С. Б.) установках, полученных вами от тайного епископа Димитрия?»

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

Против учений о божественном промысле, предвидении и воздаянии направлен «Зевс уличаемый». Одна из наиболее красочных антирелигиозных сатир Лукиана в менипповом стиле – «Зевс трагический». На Олимпе волнение: в Афинах идет спор между эпикурейцем и стоиком по вопросу о существовании богов, и от исхода спора зависит их участь, так как победа эпикурейца грозит богам лишением всех их доходов. Зевс мрачно изъясняется трагическими стихами, олимпийский прислужник («раб») Гермес – стихотворным размером комедии, Афина – гомеровским гексаметром, а Гера брюзжит в прозе. Созывается общее собрание богов. Разместиться они должны по ценности материала, из которого они (т. е. их знаменитые статуи) изготовлены; при этом возникают многочисленные местнические споры, так как золотые варварские боги оказываются ценнее мраморных греческих. Зевс от страха позабыл заготовленное им было ораторское вступление, но Гермес подсказывает ему, что можно для начала использовать какую-нибудь речь Демосфена: «так ораторствуют нынче многие». По докладу Зевса открываются " прения. Покарать нечестивого эпикурейца» боги бессильны: кары зависят не от них, а только от рока. К тому же бог-хулитель, Мом, доказывает, что дурное управление миром дает людям все основания не верить в существование богов. Прорицатель Аполлон не может дать сколько-нибудь вразумительного пророчества о результате философского спора, и богам приходится открыть ворота неба и самим прислушиваться к ходу диспута. Эпикуреец легко разбивает все доводы стоика в пользу существования богов; стоик начинает путаться, говорить явные нелепости и, растратив всю свою аргументацию, кончает площадной бранью по адресу противника. У богов одно утешение: на свете осталось еще достаточно глупцов, «большинство эллинов, толпа простого народа и все варвары». Наряду с антирелигиозной сатирой, у Лукиана нередко встречается сатира, направленная против философов. Он ближе всего стоял, особенно в конце жизни, к эпикурейцам, но оставался врагом всякого философского догматизма и особенно резко нападал на тех самых киников, которыми так охотно пользовался в критической части их учения. В «Аукционе образов жизни» («Продажа жизней») высмеиваются взгляды различных философских школ. Резкость своих нападок Лукиан пытается затем смягчить, утверждая, что его сатира направлена не столько против самой философии, сколько против ее недостойных и корыстолюбивых представителей («Рыбак»). Лицемерие философов, их грубость, жадность и чревоугодие обрисованы в диалоге «Пир», а памфлет «О состоявших на жалованье» дает яркую картину унижений, которым подвергались «домашние философы», находившиеся на службе у знати. «Философы» эти были, по выражению Энгельса, просто «шутами на жалованье у богатых кутил».

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

Джон X. Уолтон, Виктор X. Мэтьюз, Марк У. Чавалес ПРОРОЧЕСКИЕ КНИГИ Введение Как христиане, мы верим, что есть только один Бог и, понимая, что пророчество – это послание от Бога, склонны считать, что пророчество в Библии – явление уникальное. Хотя мы убеждены, что любое небиблейское пророчество не является истинным, факт остается фактом: библейские пророчества составляют часть длительной традиции пророчествования на древнем Ближнем Востоке. Даже Библия подтверждает этот факт, рассказывая нам о Валааме и пророках Ваала, состоявших на службе у Ахава и Иезавели. Предсказанием можно назвать любой процесс, с помощью которого пытаются получить информацию из источника, находящегося вне человеческой сферы. В Древнем мире предсказания, прорицания и гадания принимали самые разнообразные формы (см. коммент. ко Втор. 18 ), но большинство из них были запрещены в Израиле, поскольку они предполагали принижение божественной роли. Пророчествование было формой предсказания, практиковавшейся израильтянами на законных основаниях. Это не ворожба, требующая особой подготовки, использования специальной литературы (напр., текстов заклинаний и предзнаменований) и магических ритуалов, а непосредственное вдохновение, озарение человека божеством. Тексты, в которых упоминаются пророки или содержатся пророческие вести, повсюду встречаются в древней литературе Ближнего Востока. В некоторых из них пророки, чтобы получить свои вести, используют те или иные формы гадания. Наиболее обширный корпус пророческих посланий обнаружен в царских архивах города Мари. Пятьдесят табличек, на которых сохранились письма с пророческими предсказаниями, датируются началом 2-го тыс. до н. э. (т. е. синхронны событиям, описанным в Книге Бытие). Эти письма сообщают царю пророчества, которые были предложены вниманию местных чиновников. Такие предсказания исходят от разных богов и призваны наставить царя в делах военных и в других вопросах государственной политики. Иногда они призывают к совершению определенных ритуалов. Другой корпус, состоящий примерно из тридцати предсказаний, относится к новоассирийскому периоду (VII в. до н. э.). Верховное божество здесь Иштар из Арбелы, а пророчества обычно предсказывают победу и удачу царю во всех его предприятиях. На табличках большого размера представлены своды предсказаний, служившие архивными копиями, а на маленьких – отдельные предсказания, содержащие не более одного-двух абзацев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Чис. 6-7 июля Деревенько был приглашен Янкелем Юровским в дом Ипатьева и после этого посещения прекратил навещать заключенного больного Наследника Цесаревича, а поступил на службу в советский военный госпиталь, Янкель Юровский не простой еврей — житель Екатеринбурга; он не только комендант «дома особого назначения», он вместе с Областным Военным комиссаром евреем Исааком Голощекиным секретные главари местной Областной Чрезвычайки. Наступают ужасные дни 8 — 18 июля: пристреливают Татищева, Долгорукого, Нагорного, Седнева, Боткина, Демидову, Харитонова, Труппа; выполняются кровавые трагедии в Ипатьевском доме, в Алапаевске; перевозятся в Пермь для расстрела позже Гендрикова, Шнейдер, Волков… Доктор Деревенько 25 июля участвует в торжественных встречах и чествованиях наших войск в Екатеринбурге. Когда 17 июля, по обыкновению, женщины принесли в дом Ипатьева молоко, им объявили: «идите и больше не носите». Узнав потом о расстреле бывшего Царя и о вывозе Семьи, они бросились к доктору Деревенько… «Доктор ничего не знал, сильно смущен был и в лице изменился». Он приглашен офицерами на розыски тел у шахты в Коптяковском лесу; он участвует в протоколах осмотра дома Ипатьева следственной властью. Когда на дне шахты находят хирургически отделенный чей-то палец и вставную верхнюю челюсть доктора Боткина, доктор Деревенько авторитетно и категорически заявил: «Палец — это доктора Боткина». «Палец, говорит экспертиза в Омске, тонкий, длинный; палец принадлежит человеку, привыкшему к маникюру; палец — выхоленный; палец можно скорее признать принадлежащим женщине». Странно, что Чемадуров, в бессвязном повествовании Жильяру еще до находки пальца, но видавшись в Екатеринбурге с доктором Деревенько, говорит: «убиты Боткин и все другие», а Государь и вся его Семья живы. Когда и. д. прокурором Кутузовым через газетные объявления приглашались для показания все что-либо знавшие по Царскому делу, доктор Деревенько не пришел дать своих показаний. Он не был допрошен никем: ни следователем Наметкиным, ни членом суда Сергеевым, ни прокуратурой, никем. А когда дело перешло в руки следователя Н. А. Соколова, горячо взявшегося за допросы всех состоявших при Царской Семье придворных, доктора Деревенько в Екатеринбурге не оказалось: он перевелся куда-то в глубь Сибири, а ныне остался в Томске у большевиков.

http://azbyka.ru/fiction/ubijstvo-carsko...

Вторичное пребывание Макария на Кавказе в 1668–1669 гг. было описано выше, и мы не будем сейчас возвращаться к этому сюжету. В истории грузинско-левантийских связей сопоставимое с Макарием место принадлежит иерусалимскому патриарху Досифею. Через 22 года после своей поездки в Грузию безвестным келейником из свиты Паисия Досифей снова появился в Закавказье уже как патриарх, в чьих руках находилось решение судьбы иверийских монастырей Палестины. 1700 Похоже, на этот раз он начал свой путь с Тбилиси, где картлийский царь Георгий XI внес основную сумму на выкуп монастырей. Свое путешествие Досифей описал не столь детально, как поездку Паисия, но несколько пунктов его дальнейшего маршрута установить можно. Летом 1681 г. патриарх был в Кутаиси, откуда выехал в Гурию. Где-то на границе двух государств Досифей встречался с имеретинской и гурийской знатью и духовенством, видимо побуждая их к пожертвованиям. В сентябре через Лазию и далее морем патриарх отправился в Стамбул. 1701 Активные контакты Досифея с грузинскими царями и католикосами продолжались и позже. Порфирий Успенский издал тексты пяти посланий патриарха в Грузию, составленных в 1699–1706 гг. Можно предположить, что это лишь малая часть переписки Досифея с грузинскими корреспондентами за время его 38-летнего патриаршества. К сожалению, нам недоступны остальные письма патриарха, если они вообще сохранились. Но и то, что дошло до исследователей, подтверждает типичный для Досифея глобальный размах и стремление вмешиваться во все церковные и мирские дела единоверных народов. Он пишет далеко не только о проблемах грузинских монастырей в Св. земле и недвижимости, принадлежавшей палестинским обителям в Грузии. Патриарх, несомненно, имел огромный духовный авторитет в Грузии, коль скоро католикос Нижней Иверии запрашивал его о допустимости династического брака правящих родов Мингрелии и Имеретии, состоявших в некоей степени родства между собой, а картлийский царь Николай (Назар Али-хан, 1688–1703 гг.), похоже, каялся перед ним в своем вынужденном вероотступничестве. Досифей готов был прощать и кровосмешение, и вероотступничество, требуя взамен широкую финансовую поддержку палестинских святынь и прекращение работорговли в Грузии. 1702

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Людовик стремился к преобразованиям, как в церкви, так и в государстве. Посредством своих уполномоченных (missi), он устранил много беспорядков, возникших в управление его отца и в соборах, состоявшихся в Э, в 816 и 817 годах, он постановил много правил в видах преобразования духовенства и религиозных обществ. Гражданские дела, которыми Карл Великий много занимал епископов, не оставались без влияния на их характер, равно как и на характер низшего духовенства, так что состояние церкви к концу последнего царствования сильно понизилось. Теперь постановлены были особые правила, свидетельствовавшие о том, как много накопилось злоупотреблений. Общий тон их строгий; они имеют своей целью обеспечить влияние и уважение духовенству пресечением среди него мирской пышности и обращением его внимания на свои духовные обязанности. Для управления жизнью каноников составлен был особый кодекс, расширенный из кодекса Хродеганга. Приобретение богатств не надлежащими средствами пресечено было постановлением, чтобы никакое завещание не принималось церквями или монастырями в ущерб родственников завещателя, и чтобы никто не был постригаем в монашество или в духовное звание с целью получения его собственности 2941 . Жалобы на то зло, против которого направлен был этот канон, однако же встречаются и после этого постановления. Другим важным каноном постановлялось, что всякий приходской священник должен иметь свой особый mansus или участок земли; что как участок, так и всякая его собственность должны быть освобождены от всякой другой, кроме церковной службы, и что, когда будет приводиться в исполнение это постановление, всякий приход, где только было достаточное содержание, должен был иметь своего собственного священника. Бенедикт Анианский был председателем собрания, которому поручено было произвести реформу монастырей. Он восстановил в надлежащее положение многие монастыри которые отчуждены были или для мирян, или для белого духовенства, и добился облегчения для многих от отяготительных даров в пользу короны и военной службы, – того бремени, которое так сильно тяготело на многих из них, что остального дохода было недостаточно даже для пищи и одежды. За основу новых преобразований принят был устав св. Бенедикта; но правила вообще отличаются тщательной точностью, весьма непохожей на первоначальный дух этого учреждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Встреча Нафтали Беннета с президентом России 5 марта состоялась «с благословения администрации США» и в координации с Германией и Францией. Подчеркивают, что Израиль тогда проинформировал США о состоявшихся переговорах Беннета с Путиным. Достаточно посмотреть сообщения СМИ, чтобы знать, что израильский премьер-министр находится на постоянной, чуть ли не ежедневной, связи с Зеленским. А после встречи с Путиным Беннет встречался с лидерами ФРГ и Франции, обсуждали итоги встречи израильского лидера с президентом России. Олег Анатольевич Платонов в выпуске 6 за этот год газеты «Русский Вестник» в материале «Над Новороссией черная тень Хазарии» предусмотрительно и, думается, совершенно не случайно размещает со своими комментариями интервью ещё 2017 года И.Г. Бер-Кута (Гекко), представляющегося главой партии «Великая Украина », идеолога передачи части территорий Украины еврейскому народу. Проект этого «беркута» называется «Новый Иерусалим». Он предполагает устройство на части нынешней Украины «Нового Израиля», в который войдут такие области Украины, как Одесская, Днепропетровская, Запорожская, Херсонская и Николаевская. О.А. Платонов пишет: «Выступая с таким предложением, Бер-Кут забывает сказать, что эти территории до 1917 г. в составе Российской Империи назывались Новороссией и составляли Новороссийское генерал-губернаторство. Столицей Новороссии, ее административным центром была Одесса. Земли Новороссии осваивались потом и кровью русского народа и частично приглашёнными сюда выходцами из других славянских земель, а губернии в Новороссии, причислялись к великоросским, а не малороссийским… После 1917 г. большевики создали на большой части Новороссии Донецко -Криворожскую республику, которая сначала была включена в Россию, а затем передана Украине для увеличения в ней числа пролетариев. Обо всём этом Бер-Кут забыл. Зато главным аргументом в пользу проекта " Новый Израиль "  он объявил, что на этих территориях в VIII в. владычествовал Хазарский каганат. В самом деле, земли Подонцовья и Среднего Поднепровья были в составе Хазарии до тех пор, пока русский князь Святослав не уничтожил это разбойничье государство».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/31/no...

Цикл онлайн-лекций о псалмах проходит в Феодоровском соборе декабря 2020 Отец Алексий объясняет название курса тем, что многие православные христиане знают псалмы наизусть, и 50-й и 90-й среди них - самые общеизвестные, а вот те, что находятся между ними, не так хорошо знакомы большинству людей. Во время каждой встречи рассматривается по одному псалму, тексты комментируются, вскрываются их очевидные и неочевидные смыслы и трудные места. Каждая часть соотносится с целым и ведет к более глубокому пониманию книги Псалтири. Оригинальный вариант на древнееврейском сравнивается с переводами на церковнославянский и с русскими - синодальным и альтернативными (перевод РБО, Меира Левинсона, Давида Йосифона, Андрея Графова). Обращается внимание на форму псалмов: ритм, заменяющий привычную нам рифму, параллелизм, перекликающиеся образы - смысловые рифмы (все это больше присуще семитскому оригиналу, нежели русским переводам). Затрагиваются вопросы количества и нумерации псалмов, и все же главный фокус направлен на само содержание текстов, малопонятные места, значение слов и фраз, над которыми большинство читателей Псалтири, возможно, и не задумываются. Все это ведет к более осмысленному восприятию Псалтири и как богослужебного текста, и как личного молитвенного правила, и как домашнего библейского чтения. Лекции зачастую переходят в семинары: отец Алексий вовлекает слушателей в активное соучастие, обе стороны задают вопросы, обсуждают версии и смыслы. " У меня всегда было желание более пристально рассмотреть Псалтирь, но не хватало времени и сил, - признается отец Алексий. - В какой-то мере помог карантин, поставивший всех в условия самоизоляции и заставивший искать другие пути развития приходского общения - в том числе через обучение. Когда дойдем до 89-го псалма, и карантин закончится, будем в этом усилии, усердии пребывать " . Занятия проходят на платформе Zoom, что позволяет совмещать формат лекции с семинаром, отключать или подключать участников, задавать вопросы и отвечать на них, делать презентации и переводить камеру на рабочий стол. При этом занятия дублируются на странице Феодоровского собора " ВКонтакте " , но там возможно лишь пассивное участие со стороны слушателей (а также просмотр уже состоявшихся лекций).

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Президент США принял в Белом Доме Константинопольского Патриарха (версия для печати)/Православие.Ru Президент США принял в Белом Доме Константинопольского Патриарха Православие.Ru , 8 марта 2002 г. Экс-президент Дж. Буш беседует с архиеп. Димитрием, главой Американской архиепископии; Константинопольский Патриарх Варфоломей и Барбара Буш наблюдают. Патриарх Варфоломей вручил чете Бушей премию за гражданские права. Фото: AP/David Karp / Вашингтон, 6 марта 2002 г. Ситуация, сложившаяся на Ближнем Востоке, стала главной темой на состоявшихся здесь переговорах между президентом США Джорджем Бушем и Константинопольским Патриархом Варфоломеем . " Президент заверил меня, что он будет по-прежнему делать все возможное для достижения мира в этом регионе. По его словам, там накопилось слишком много ненависти " , - сказал Патриарх Варфоломей журналистам сразу же после встречи с Бушем. «Наследственным» назвала одна греческая газета интерес семьи Буш к Константинопольской Патриархии. «Скажите, что я могу сделать и что могу предложить Вам?» – первым начал беседу, происходившую в Белом Доме, президент. «Свободу, – ответил Патриарх. – Свободу действий, свободу Вселенской Патриархии осуществлять свое духовное, религиозное и культурное призвание». Патриарх Варфоломей в очередной раз напомнил президенту Бушу о том, что вот уже 31 год пребывает закрытой Богословская школа в Халки . «Я уже везде эту проблему поднимал…» – сказал Константинопольский предстоятель. Джордж Буш, упомянув своих предшественников, принимавших участие в решении этого вопроса , пообещал и в свою очередь лично им заняться. Некоторые исследователи считают, что в настоящее время, в «эпоху борьбы с терроризмом», существует наибольшая вероятность исполнения президентом США своих обещаний и достижения желаемого Фанаром результата. Вашингтонские источники, оценивая образ мыслей Буша и его общую направленность после трагедии 11 сентября, утверждают, что президент считает религиозный фактор «мощной силой», находящейся «на первом месте для внешнеполитических интересов США». Вероятно, имеет значение и то, что Запад в лице Буша осознает исключительную сложность сближения с Востоком вообще и с исламом в частности, и Фанар, в силу исторически сложившихся обстоятельств, мог бы в его глазах стать «мостом» для этого. Патриарх Варфоломей уже начал предпринимать заметные попытки диалога с монотеистическими религиями и нельзя не обратить внимания на начатые им официальные посещения ряда мусульманских держав, что, вполне вероятно, с учетом настоящих политических интересов США, и стало причиной приглашения Константинопольского Патриарха в Белый Дом. В ходе беседы Буш подчеркнул, что безоговорочно поддерживает Патриарха Варфоломея в его инициативе межрелигиозного диалога и достигнутого в прошедшем декабре в Брюсселе соглашения трех крупнейших монотеистических религий мира относительно осуждения терроризма и сотрудничества в области мира.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

«В последнее время немало говорится о переориентации России на Восток, - отметил Сергей Лавров. - Еще раз подчеркну, что разворот нашего государства к Тихому океану носит неконъюнктурный характер, не связан с нынешним кризисом, а является, как подчеркнул Президент России В.В.Путин, национальным приоритетом на весь XXI век и призван способствовать решению задач комплексной модернизации восточных регионов страны. Но мы хотели бы делать это не в ущерб отношениям с Западом, а параллельно с их углублением. Разумеется, в случае заинтересованности наших европейских и американских партнеров, их готовности вести дела по-честному на основе равноправия, уважения и учета интересов друг друга». «Несколько слов о ситуации на Украине. После достижения в Минске 12 февраля нового комплекса договоренностей появился реальный шанс на прекращение бессмысленного кровопролития и достижение национального мира и согласия. Убеждены, что если Минские договоренности, закрепленные в резолюции СБ ООН, будут исполняться, то ситуация постепенно, но неуклонно нормализуется, - пояснил министр. - Об этом мы вели речь на состоявшихся в Париже 24 февраля переговорах министров иностранных дел стран " нормандской четверки " . Обсудили соблюдение сторонами режима всеобъемлющего прекращения огня и отвод тяжелых вооружений. Здесь уже наметился прогресс. Сегодня тоже поступают хорошие новости. Этот прогресс необходимо закрепить при более активной поддержке со стороны миссии ОБСЕ». «Важно, чтобы и другие положения договоренностей, включая решение острейших гуманитарных проблем, проведение конституционной реформы, в рамках которой должны быть обеспечены законные права и интересы жителей Донбасса, реализовывались в соответствии с установленным графиком, - считает он. - В интересах недопущения раскола Украины, поддержания атмосферы доверия и стабильности в Евро-Атлантике необходимо, чтобы Киев сохранил внеблоковый статус». «Россия будет и впредь проводить независимую, многовекторную, отвечающую национальным интересам внешнюю политику, нацеленную на надежное обеспечение суверенитета страны, укрепления ее позиций в современном высококонкурентном мире, - заверил Сергей Лавров. - Готовы к последовательному наращиванию взаимовыгодных отношений со всеми государствами и их объединениями, кто проявляет к этому встречный интерес».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/27/se...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010