На девятом часе (соответствует 3-му часу дня) воспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа и указывается на значение Его смерти для вечного спасения верующих в Него. Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными (невеликопостными) часами свои особенности. а) На каждом часе после чтения трех положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великие понедельник, вторник и среду). б) На каждом часе троекратно поется постовой тропарь часа, с земными поклонами. в) На шестом часе положено чтение паримии из книги пророка Исаии. г) В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...», с великими (земными) поклонами. д) Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными. Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником). ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ 3-го, 6-го и 9-го Великопостные часы начинаются возгласом священника: Благословен Бог наш... Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный... Трисвятое по «Отче наш». Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся... (трижды). Затем на третьем часе следует чтение трех псалмов: «Услыши, Господи, правду мою...» (16-й псалом); «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою...» (24-й псалом) и «Помилуй мя, Боже...» (50-й псалом). Час шестой читается непосредственно по окончании третьего часа и начинается возглашением чтеца: Приидите, поклонимся... (трижды), затем читаются три псалма: «Боже, во имя Твое спаси мя...» (53-й), «Внуши, Боже, молитву мою...» (54-й) и «Живый в помощи Вышняго...» (90-й псалом).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Покадив троекратно Святые Дары, в воспоминание даров, принесённых волхвами новорождённому Спасителю, священник прославляет Бога, благоволившего учредить для нас таинство евхаристии (Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе), и молит принять предложенные дары в пренебесный свой жертвенник и помянуть как принёсших оные, так и тех, за коих принесены, и самих священнодействующих, чтобы они неосуждённо совершили Его божественные тайны. Проскомидия оканчивается отпустом. В проскомидии воспоминается рождество Христово и страдания Иисуса Христа; почему одни и те же предметы и действия, сообразно сим воспоминаниям, имеют двоякое значение. Так, жертвенник по отношению к рождеству Христову означает вертеп Вифлеемский; а по отношению к страданиям и смерти Христа Спасителя – Голгофу; дискос, на котором полагается Агнец, образует ясли, в которые был положен родившийся Христос Спаситель, – и гроб, в котором было положено тело Его; покровы означают пелены, в кои был повит Спаситель – и плащаницу, коею было обвито тело Его во гробе; кадильница и фимиам – дары, принесённые предвечному Младенцу Иисусу – и смирну, алой и ароматы, принесённые ко гробу Спасителя Никодимом и мироносицами. < с. 123> Часы Во время проскомидии, а иногда и по окончании её, читаются часы. Это суть краткие богослужения, расположенные по часам дня, особенно замечательным по событиям из жизни Иисуса Христа. Всех таких богослужений (часов) четыре: 1-й, соответствующий нашему 7-му часу утра, 3-й – 9-му, 6-й – 12-му, 9-й – 3-му по полудни. Первый час, которым освящается начало дня, соединяется с утренею. Третий и шестый пред обеднею; девятый, как соответствующий 3-му пополудни, читается пред вечернею. Богослужение 3-го часа воспоминает неправедный суд и осуждение Иисуса Христа Пилатом, а также сошествие Святого Духа на Апостолов. Сообразно с сими воспоминаниями на сём часе положено читать псалмы – 16 и 24-й; в них выражается молитвенный вопль Господа, окружённого врагами: объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров. (святого Григория Двоеслова) ПОНЯТИЕ О ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННОЙ ЛИТУРГИИ Литургией Преждеосвященных Даров называется богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде – на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике. Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии. В последовании Преждеосвященной литургии содержатся такие особенности: а) в ней нет первой части полной литургии – проскомидии; б) литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием изобразительных; в) по отпусте изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной литургии); г) на литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров. О ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСАХ Церковные службы часов, освящающие определенное время дня, связаны с важнейшими священными событиями евангельской истории. Служба первого часа, который соответствует по нашему счету времени 7-му часу утра, напоминает верующим о суде над Господом Иисусом Христом у Пилата. Кроме того, служба этого часа содержит благодарение Богу за наступление дня и моления о ниспослании благословения Божия на предстоящий день. На третьем часе (соответствует 9-му часу утра) воспоминаются события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: надругания над Ним и бичевание Его после суда у Пилата. Кроме того, этот час посвящен воспоминанию события сошествия Святого Духа на апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы. На шестом часе (соответствует 12-му часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров. Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении со вседневными часами свои особенности великопостные: а) На каждом часе, после чтения трех положенных псалмов, читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на 1 – м часе и пятниц на 9 – м часе; не читаются также кафизмы на 1 – м и 9 – м часах в Великий Понедельник, Вторник и Среду). б) На каждом часе троекратно поется постовой тропарь часа с земными поклонами. в) На 6 – м часе положено чтение паремии из книги пророка Исайи. г) В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина : Господи и Владыко живота моего: с великими (земными) поклонами. д) Часы 3 – й, 6 – й и 9 – й совершаются вместе перед изобразительными. Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в Понеделъник, Вторник и Среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником). 1 – й час – соответствует 7 – му часу утра, напоминает о суде над Господом Иисусом Христом. 3 – й час – соответствует 9 – му часу утра, воспоминаются события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, а также сошествие Святого Духа на апостолов. 6 – й час – соответствует 12 – му часу дня, совершается воспоминание о страданиях и распятии Господа Иисуса Христа на Голгофе. 9 – й час – соответствует 3 – му часу дня, воспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа, ее значение для вечного спасения. ПОСЛЕДОВЛИИЕ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ Час третий Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный: Трисвятое: Пресвятая Троице: по Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй (12раз). Слава, и ныне: Приидите, поклонимся: (трижды).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ночь свята, в ней мы ожидаем пришествия Судии и встречаем Его с зажженными светильниками. «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа: блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и царствия вне затворишися...». Душа призывается подражать ангелам, которые немолчно прославляют Бога. До восхода солнца уже совершается служба утрени. Символизм утрени весь состоит в переходе от тьмы к свету, от ночи ко дню, от скорби и покаяния к радости, от смерти к Воскресению. Сон и ежедневное пробуждение природы естественно символизируют Смерть и Воскресение Христа. Потому начальные псалмы (Шестопсалмие) мессианского содержания, выражают вопль праведника, который умирает и находится в аду и сени смертной. Псалмы изображают мрак греха и печаль покаяния. Псалмы скорбные потрясают душу: «Сердце мое трепещет, оставила меня сила моя, свет очей моих – и того уже нет... Боже, Боже мой, с ранней зари ищу Тебя, Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя, в земле пустынной, непроходимой и безводной»... Постепенно возрастает надежда, и уже в этих псалмах покаяние переливается с радостью: «Я заснул и спал и встал, ибо Он хранит меня. Господи, восстань, спаси меня, Боже мой»... В хвалебных псалмах Церковь прославляет Бога, перечисляя все творение. ...«Хвалите Его солнце и луна, хвалите Его все звезды и свет... горы и все холмы, древа плодоносные и все кедры... Всякое дыхание да хвалит Господа». Наконец с восходом солнца священник взывает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», т. е. Христа, предварившего солнце в Своем Воскресении («когда еще было темно», Ио. XX, 1), и рассеявшего мглу греха. Славословится вся Св. Троица. Затем песнь переходит к Воплотившемуся Слову Божию, «Агнцу вземшему грехи мира...». Наконец мы молимся «в день сей без греха сохранится нам». Оканчивается славословие пением Трисвятого. Солнце восходит все выше и выше. Начинается трудовой день. Но уста верующего полны хвалы Бога: «яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое». Церковные часы – 1-й, 3-й, 6-й и 9-й – соответствуют по нашему исчислению 7-му и 9-му часу утра, полудни и 3-му часу дня. Каждый час имеет свою тему, в зависимости от времени дня. Кроме того, исторические события жизни Спасителя находят свое применение в часах. В общем псалмы скорбные, покаянные. На праведного воздвигнута брань. Это содержание всей жизни христианина. Брань эта «не против крови и плоти», но против диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Утреня – богослужение, которое совершается рано утром, еще до восхода солнца. Она располагает молящихся к благодарению Господа за успокоение во время истекшей ночи и за дарование наступающего дня, а также напоминает о явлении Спасителя в мир и о воскресении Христовом. Начинается утреня молением о Царе и состоит затем из чтения шести псалмов, изображающих собеседование души человеческой с Богом, моления о благосостоянии Церкви Божией и всех ее членов, чтения кафизм, прославления Бога и святых Его в тропарях, седальнах и канонах, хвалитных псалмах и Великом славословии и, в заключение, из прошений о различных духовных благах. Часами первым, третьим, шестым и девятым называются молитвословия, составленные по одному и тому же типу: начальные молитвы, три псалма, имеющие отношение к воспоминаемому событию, тропарь, богородичен, общая заключительная молитва всех часов, повечерия и полунощницы «Иже на всякое время и на всякий час…», и особая заключительная молитва в конце каждого часа. Час первый, по принятому доселе на Востоке счислению, соответствует 7-му часу утра по нашему счислению, Третий час 9-ому часу утра, Шестой час 12-ти часам дня и Девятый час 3-ем часам пополудни. В первый час мы прославляем Бога за дарование нам света чувственного, ибо в этом часу восходит солнце; в третий час вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, в шестой час распятие Господа Иисуса Христа и в девятый час – крестная смерть Его. Божественная литургия есть средоточие, главная служба всего суточного круга, по отношению к которой все остальные службы являются как бы только приготовлением для достойного ее совершения и приобщения святых Таин Христовых. Поэтому священнослужитель, желающий совершить Божественную литургию, обязуется, по церковным правилам, отслужить или, по крайней мере, хотя бы только выслушать или прочесть дома все остальные службы суточного круга. В начале все эти службы, особенно в монастырях, совершались отдельно, каждая в свое, положенное ей время суток. Но впоследствии, для удобства верующих, занятых повседневными житейскими трудами, они стали группироваться в три группы: вечером – Девятый час, Вечерня и Повечерие, рано утром – Полунощница, Утреня и Час первый, днем в предобеденное время – Часы третий, шестой и Божественная литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Утреня — богослужение, которое совершается рано утром, еще до восхода солнца. Она располагает молящихся к благодарению Господа за успокоение во время истекшей ночи и за дарование наступающего дня, а также напоминает о явлении Спасителя в мир и о воскресении Христовом. Начинается утреня молением о Царе и состоит затем из чтения шести псалмов, изображающих собеседование души человеческой с Богом, моления о благосостоянии Церкви Божией и всех ее членов, чтения кафизм, прославления Бога и святых Его в тропарях, седальнах и канонах, хвалитных псалмах и Великом славословии и, в заключение, из прошений о различных духовных благах. Часами первым, третьим, шестым и девятым называются молитвословия, составленные по одному и тому же типу: начальные молитвы, три псалма, имеющие отношение к воспоминаемому событию, тропарь, богородичен, общая заключительная молитва всех часов, повечерия и полунощницы «Иже на всякое время и на всякий час…», и особая заключительная молитва в конце каждого часа. Час первый, по принятому доселе на Востоке счислению, соответствует 7–му часу утра по нашему счислению, Третий час 9–ому часу утра, Шестой час 12–ти часам дня и Девятый час 3–ем часам пополудни. В первый час мы прославляем Бога за дарование нам света чувственного, ибо в этом часу восходит солнце; в третий час вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, в шестой час распятие Господа Иисуса Христа и в девятый час — крестная смерть Его. Божественная литургия есть средоточие, главная служба всего суточного круга, по отношению к которой все остальные службы являются как бы только приготовлением для достойного ее совершения и приобщения святых Таин Христовых. Поэтому священнослужитель, желающий совершить Божественную литургию, обязуется, по церковным правилам, отслужить или, по крайней мере, хотя бы только выслушать или прочесть дома все остальные службы суточного круга. В начале все эти службы, особенно в монастырях, совершались отдельно, каждая в свое, положенное ей время суток. Но впоследствии, для удобства верующих, занятых повседневными житейскими трудами, они стали группироваться в три группы: вечером — Девятый час, Вечерня и Повечерие, рано утром — Полунощница, Утреня и Час первый, днем в предобеденное время — Часы третий, шестой и Божественная литургия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

§ 22. Чинопоследование первого часа по часослову. (III кл.) После возгласа в конце утрени «Утверди Боже» иереи завешивает царские врата завесою, а чтец читает Приидите, поклонимся... и три псалма Глаголи моя внуши, Господи (псал. 5)... Господи, прибежище был ecu нам (пс. 89).. Милость и суд воспою Тебе, Господи (пс. 100). Слава и ныне – аллилуия 3-жды, Господи помилуй 3-жды. Слава – тропарь святого в минеи (См. в минеи на вечерни после стихир на стиховне). Если же тропаря святого в минеи нет, то читать тропарь и кондак из общей минеи, сообразно лику святого. И ныне – Богородичен часа Что Тя наречем .. Стопи моя направи .. Да исполнятся уста моя... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш.. Кондак святого в минеи (см. в утреннем каноне по 6 песни) Господи помилуй 40, Иже на всякое время. Господи помилуй 3 Честнейшую Херувим,.. Именем Господним благослови отче. Иерей Боже, ущедри ни, и молитву Христе, Свете истинный. Лик поет: Взбранной Воеводе.. (А в великие праздники и во дни попразднства их обыкновенно поется кондак праздника) Иерей: Слава Тебе, Христе Боже. Лик: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу... Отпуст. Изъяснение Первый час дня соответствует нашему 7-му часу утра. Начало дня церковь освятила особою службою с тем намерением, чтобы с одной стороны испросить помощи у Бога на предстоящие труды и занятия, а с другой напомнить о том, как в первый час дня Спаситель наш по злобе иудеев был веден от Каиафы на суд к Пилату и там беззаконно оклеветан и осужден. Все эти мысли и воспоминания находятся в Богослужении 1-го часа. Так в 1-м псалме произносится утренняя молитва к Богу о сохранении нас от нечестивых людей, которые могут встретиться с нами во время дня, и от пути лжи и неправды, которым шли враги Господа, осудившие Его ( Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой... Да отпадут ( падут ) они (нечестивые) от мыслей своих... идо возвеселятся ecu уповающии на Господа ). Во 2-м псалме выражается моление к Богу, чтобы Он благоспешил нам в делах рук наших. В 3-м псалме пророчески указывается невинность и незлобие осужденного Господа, не сотворившего никакого зла и шедшего путем правды и истины: ( перехождах (ходил я) в незлобии сердца моею...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   Шестой час соответствует тому часу (нашему 12-му), когда Спаситель веден был на распятие пригвожден ко кресту, и тьма была от 6го до 9го часа. В псалмах слышим: «Чуждии восташа на Мя...» (Пс.53:5), «Ты же, человече равнодушне... знаемый Мой...» (Пс.54:14) слова, напоминающие о предательстве Иуды. Шестой час выражает нашу горечь от вида окружающего нас воинствующего зла, но и крепкую надежду на Бога, 90 пс. «Живый в помощи Вышнего...» (Пс.90:1).    Девятый час — час, когда Спаситель на кресте даровал разбойнику рай, воззвал: «Жажду» и предал душу Свою Отцу со словами «совершилось» (Лк.19:28, 30), снисшел душою в ад, разрушил его узы и смертью Своей попрал силу смерти. (Это наш 3-й час дня). В псалмах этого часа уже слышится благодарение Спасителю за спасение мира. «Оставил еси беззакония людей Твоих... правда с небесе приниче... избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго» (Пс.84:3, 12, 85:13). Те же мысли в тропаре и в конечной молитве. Первый псалом выражает горячую привязанность к храму Божьему: “Коль возлюбленна селения Твоя...” Второй содержит моление о спасении родины и возвращение рассеянных на чужбине ее сынов: “возврати нас, Боже...” Третий — прошение о милости к молящемуся: «Преклони ухо Твое...» (Пс.16:6) Хотя 9-й час примыкает к вечерне, но по отношению к данному дню, он является заключительным последованием воспоминаний данного дня.    Есть дни в году, когда часы соединяются в одну общую службу, совершаемую отдельно и заканчиваемую “изобразительными”. Тогда они называются “Царскими часами”. Они совершаются в Великий Пяток страстной недели, в сочельники Рождества Христова и Богоявления. В Царские часы входят кроме основного состава, прокимен, паремия, чтение апостола и Евангелия и особые тропари. Содержание их соответствует воспоминаемому событию.    Кроме “часов” в церковных книгах содержатся еще “междучасия”, для чтения в посты. Их четыре. Они имеют структуру часов, только более сжаты и псалмы в них короче. Божественная Литургия. “Святая святым”    Божественная Литургия — это величайшее таинство Церкви, принесение бескровной Жертвы и причащение верующих Тела и Крови Христовых. Она является центром молитвословий, завершением всех молений и приглашением к Столу Господню.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

Шестой час соответствует тому часу (нашему 12-му), когда Спаситель веден был на распятие пригвожден ко кресту, и тьма была от 6го до 9го часа. В псалмах слышим: «Чуждии восташа на Мя...» (Пс.53:5), «Ты же, человече равнодушне... знаемый Мой...» (Пс.54:14) слова, напоминающие о предательстве Иуды. Шестой час выражает нашу горечь от вида окружающего нас воинствующего зла, но и крепкую надежду на Бога, 90 пс. «Живый в помощи Вышнего...» (Пс.90:1). Девятый час — час, когда Спаситель на кресте даровал разбойнику рай, воззвал: «Жажду» и предал душу Свою Отцу со словами «совершилось» (Лк.19:28, 30), снисшел душою в ад, разрушил его узы и смертью Своей попрал силу смерти. (Это наш 3-й час дня). В псалмах этого часа уже слышится благодарение Спасителю за спасение мира. «Оставил еси беззакония людей Твоих... правда с небесе приниче... избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго» (Пс.84:3, 12, 85:13). Те же мысли в тропаре и в конечной молитве. Первый псалом выражает горячую привязанность к храму Божьему: “Коль возлюбленна селения Твоя...” Второй содержит моление о спасении родины и возвращение рассеянных на чужбине ее сынов: “возврати нас, Боже...” Третий — прошение о милости к молящемуся: «Преклони ухо Твое...» (Пс.16:6) Хотя 9-й час примыкает к вечерне, но по отношению к данному дню, он является заключительным последованием воспоминаний данного дня. Есть дни в году, когда часы соединяются в одну общую службу, совершаемую отдельно и заканчиваемую “изобразительными”. Тогда они называются “Царскими часами”. Они совершаются в Великий Пяток страстной недели, в сочельники Рождества Христова и Богоявления. В Царские часы входят кроме основного состава, прокимен, паремия, чтение апостола и Евангелия и особые тропари. Содержание их соответствует воспоминаемому событию. Кроме “часов” в церковных книгах содержатся еще “междучасия”, для чтения в посты. Их четыре. Они имеют структуру часов, только более сжаты и псалмы в них короче. Божественная Литургия. «Святая святым» Божественная Литургия — это величайшее таинство Церкви, принесение бескровной Жертвы и причащение верующих Тела и Крови Христовых. Она является центром молитвословий, завершением всех молений и приглашением к Столу Господню.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010