128 Году 6635-му действительно соответствует 5 индиктион. В этом году Пасха Христова была 3-го апреля. Идя от нее назад, мы в субботу 3-й недели поста встречаем, согласно с памятною заметкою, 5-е число марта. 9-е число приходилось в среду 4-й недели. Кончина обоих родителей писавшего заметку приключилась, таким образом, в четверток 4-й недели великого поста. Труднее оправдать хронологию заметки о кончине сестры Евдокии. Если год оставить тот же (6635-й), то 31-е марта придется не в понедельник, а в четверток. Если же, как мною прочитано, видеть в нем 6639-й год, то числу будет соответствовать вторник. А 6-й индиктион неуместен ни в том, ни в другом случае. 129 Перед словами: отец и мать есть аббревиатуры неразбираемые. Предположительно: раб Божий и раба Божия. Имени матери нет возможности угадать. 130 Какой собственно смысл слова, решать не беремся. Стоя ли на наблюдательном посту в крепости, умерший был убит неприятелем, или сам, в качестве неприятеля, высматривал крепость и был убит с нее? Возможно и то, и другое. Наконец, возможно и нечто, совсем иное. 132 παπαδι το Κομνηνο π τ κστρω. προσλωσεν δπερ ε χεν γορασμνω μπλει μτηρ ατς π τν Γεοργ σου(!). δι τν υχν τν γοναων ατς. Δημητρου κα τς συμβου ατο Κυρνας ς τν μεγλην, κα αωνα μνμη ατν ν τ νν ανι κα ν τ μλλοτι, μν. Славная фамилия Комниных ко времени заметки имела уже в рядах своих простых священников, как видно! Не придумаю, что сказать в объяснение слов: Великую Церковь . Невероятно, чтобы имелась в виду Цареградская св. София. 133 Ни у Каве, ни у Фабриция не отыскивается такой писатель. Равно и об обители Византийцев ничего не известно. 134 Досужий юмор греческих обителей, не уступающий таковому же наших, выдумал вопрос: какое самое аппетитное ( ρεκτικν) блюдо? ответ: Девятое ( νντη) т. е. то, которое придется кушать в 9-м часу (по-нашему в 3-м) дня, т. е. хорошо проголодавшись. 135 По-видимому, есть полная возможность считать монастырь этот тем самым, о котором говорится в книге Сношения России с Востоком (ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Скончался в Господе раб Божий Никифор, святейший наш Митрополит, месяца Февраля 19, инд. 5, года 6620 (1112). Вместо Никифор можно читать и Нифон. В летосчислении, в конце, после κ видны ещё две буквы οε, которые, обе вместе, явно не могут принадлежать ему; но и предположив первую цифрой 9, а вторую – крестом, завершающим надпись, остаётся ещё задача согласить год с индиктионом; потому что 6629 году соответствует 14-й, а не 5-й индиктион; 5-й же индиктион падает на 6620 год. Полагать надобно, что означенная прибавка к надписи имеет какой-нибудь другой посторонний смысл. τελει θη ν Κυρ γι τατος μν Μητροπολ της κριος Γε ργιος Ξηρς, μην ανουαρ ι, μρ κυριακ ρ... νδ... τ. , ςχ. Скончался в Господе святейший наш Митрополит господин Георгий Сухий, месяца Января 18, в воскресенье в... часу, инд... года 6690. От кудреватости почерка в надписи многое сделалось неразборчивым. Так, самое имя можно читать и Георгий, и Сергий. Вероятнее впрочем, Георгий. Название месяца также сомнительно, индиктион тоже может быть читаем различно. 6690-му году соответствовал инд. 15; в надписи же ничего похожего на это число не видится. Вообще красивое на вид письмо это, употребительное доселе на Востоке, исследователю древности представляется совсем в другом свете, и не оставляет в душе его другого чувства, кроме досады. 82. τελει θη ν Κυρ γι τατος μν Μητροπολτης κριος Γε ργιος Βορτζης, μην Μα ς, μρ β, ω σ ρ ς, νδ. , τους , ςχ . Скончался в Господе святейший наш Митрополит господин Георгий Вурци, месяца Мая 6, в понедельник, в 6 часу, инд. 8, года 6698 (1190). Здесь те же самые несообразности дня седмичного с числом месяца, неразрешимые для меня по причине неуверенности в названии месяца. В 1190 году 6-е Мая приходилось в воскресенье, а не в понедельник. Из других же месяцев только Ноябрь шестым числом приходился в понедельник. Но надпись едва ли даёт возможность видеть в ней Ноябрь. Вместо Вурци можно читать и Вирци. 83. τελει θη ν Κυρ γι τατος Μητροπολ της μν κα πρτιμος κριος Νικλαος γιοθεοδωρ της, μην Μα, μρ β, νδ. , τους , ςχπγ.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

§21. Совершая утреню священник пусть размышляет, как Господь с великим уничижением был веден от Анны к Каиафе, и какие там потерпел от полуночи до утра, ради грехов наших, испытания, лютые томления, заушения, оплевания, поругания и немилосердные ударения и т.п. Вместе с сим, присовокупляя первый час к утрени, священник пусть благоговейно представляет в уме своем, как Спаситель наш в первый час дня (по еврейскому счету, соответствующий нашему 6 часу утра) был веден в претор от Каиафы к Пилату, подобно злодею, благодетель связанный, и как там всего мира Судия был оклеветан от беззаконных архиереев и старцев иудейских и от неправедного судии осужден во спасение наше и обновление. §22. За сим в свое время совершая третий час, священник во умилении сердца благоговейно да размышляет, как Спаситель наш в третий час дня, (соответствующий нашему 9 утра) был судим Пилатом и какие тогда потерпел различные поругания и заушения, как привязанный к мраморному столбу, понес лютые раны, и вместе с сим Венчание острым тернием и другие нестерпимые муки, чтобы нас свободить от мучительства диавольского. К сему в тоже время каждому иерею прилично размышлять и о том, как Дух Святый в третий час дня сошел на св. апостолов в огненных языках, – и таким обр. размышляя священник должен молить Господа, чтобы Он и ему подал Духа Святого к духовному просвещению и к достойному совершению предлежащего ему божественного священнодействия. §23. Совершая шестой час священник должен размышлять, как в шестой час (соответствующий нашему 12-му) Спаситель наш, нося крест свой, веден был на распятие, и как не милосердно был пригвозден четырьмя гвоздьми ко кресту на Голгофе посреди двух разбойников, как воины разделили одежды его, и мимоходящии ругались над ним, и разбойник, висящий ошуюю его хулил его, и какая тогда была тьма по всей земли и т.п. §24. Подобно сему совершая, когда нужно, девятый час, священник должен о сем рассуждать внимательно, как в девятый час, (соответствующий нашему третьему по полудни) Господь и Спаситель наш, желая спасти род человеческий, на кресте воззвал: жажду, и как тогда оцтом и желчию напоен был, как предал пресвятую душу свою в руки Бога Отца своего, и как вследствие этого потряслись все основания земли, камни распались, мертвые восстали от гробов, и как один от воинов пронзил копием ребра ему, и абие изыде кровь и вода, и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Шестой час – краткое церковное богослужение, совершаемое в 6-й час дня, соответствующий нашему 12-му часу пополуночи, т. е. полдню, совершается он особенно потому, что в это время Христос Господь распят был на кресте, а потому первые два псалма сего часа изображают возстание иудеев, искавших души Господа, дабы умертвить Его, вольное Его принесение Себя в жертву ( Пс.50,8 ), предательство Иуды ( Пс.54,14,15 ). И точно, иудеи в 6 часов (по-нашему в 12) распяли Иисуса Христа на кресте, опечалили Его поруганиями и укоризнами и со гневом враждовали на Него, и во время распятия трепет был по всей земле, и тьма покрыла ее и проч. (Нов. Скр. стр. 146) – При Богослужении 6-го часа иерей да размышляет, сказано в Служебнике, како Спаситель наш, неся крест Свой, к пропятию веден бысть, и како немилостиво четырьмя гвоздями на крест люте пригвожден на Голгофе, и посреде двою разбойник распят висяще, и како воины разделиша ризы Его себе, как мимоходящие ругахуся Ему, и разбойник с Ним висящ хуляше Его, како тьма бысть по всей земли. (Изъясн. Богосл. Свирелина). Тропарь 6-го гласа, поемый во время св. Четыредесятницы и выражающий содержание и значение этого часа: „Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей, в раи дерзновенный Адамов грех и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас“. По-русски: „Ты, который в шестой день (недели, т. е, в пяток) и в шестом часу пригвоздил на кресте дерзновенный грех Адама (совершенный) в раю, разорви запись и наших грехов, Христе Боже, и спаси нас.“ Кондак 6-го часа. „Спасение соделал еси посреде земли, Христе Боже, на кресте пречисти Твои руце простерл еси, собирая вся языки зовущия: Господи, славаТебе“. По-русски: „Ты совершил спасение среди земли, Христе Боже, распростер на кресте пречистые Твои руки, собирая все народы зовущие: Господи, слава Тебе.“ Шлем – воинский древний головной убор, защищающий голову от ударов неприятельского меча и проч. Это особенным образом сшитое из черной шерстяной материи покрывало на монашескую камилавку, иначе клобук (см. это слово). Э

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Л. В. Черепнин честно признавался, что не может дать разумное объяснение отмеченному нами выше факту 874 . Спустя пол века найти разгадку попытались филологи. В 1998 г. вышла статья В. Н. Рудакова, в которой он сделал попытку отказаться от представлений о реальности большинства описываемых в «Сказании» событий и предположил наличие в памятнике некоторых более глубоких сакральных смыслов. В частности, он обратил внимание на символичность числа 8 для русского православия, в его связи с датой Куликовской битвы 8 сентября, совпадающей с праздником Рождества Богородицы. Выступление засадного полка, решившего исход битвы, «Сказание» относит к 8-му часу по тогдашнему счету. Но тогда на Руси, по мнению В. Н. Рудакова, в походе, на ходу не умели точно определять время. Поэтому, по его мнению, эта цифра не отражает реального времени вступления в бой русских резервов, а является аллегорическим отражением идеи божественного предзнаменования и заступничества «небесных сил». Именно 8-й час должен был стать счастливым для русских ратников 875 . (В скобках заметим, что подобное утверждение не выдерживает критики. Уже в XIV в. на Руси довольно точно измеряли время в часах. Так, под 1386 г. псковская летопись сообщает о пожаре: «Погоре весь Псков... а загорелося маия в 8, в 6 час дни, а до 9-го часа весь град погоре». Время определяли обычно по длине отбрасываемой человеком солнечной тени, измеряемой в стопах. Это довольно легко можно было сделать и в походных условиях. При этом использовался не привычный для нас астрономический час, а так называемый «косой», т.е. переменный час, когда светлое время суток делилось на 12 часов. В зависимости от времени года он мог иметь различную продолжительность. Об этом свидетельствует, в частности, опубликованный Я. Н. Щаповым псковский календарь-месяцеслов, в котором, помимо прочих календарных данных, на каждый месяц даются сведения о длине отбрасываемой солнечной тени, измеряемой в стопах на каждый из 11 часов дня (от 28 стоп утром и вечером в феврале до 1,5 стоп около полудня в июне). И хотя в опубликованном им календаре таблицы длины солнечной тени соответствуют более южным широтам (Константинополя, и Иерусалима), они могли использоваться и на Руси, с поправкой на известный коэффициент 876 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1-20; Мк 15. 42-16. 8; Лк 23. 50-24. 12; Ин 19. 38-20. 18) и кароз: «Радуясь великой радостью из-за радостной вести о Воскресении...» (по содержанию сходно с песнопением «      ...» после чтения воскресного Евангелия на визант. утрене). Далее следуют: псалом 50 с карозом и краткой изменяемой молитвой (ср. визант. тропарь «    ...»), псалмы 148-150 ( хвалитные псалмы , являющиеся в большинстве зап. и вост. обрядов принадлежностью утренней службы) и псалом 151, Троичный гимн из 2 частей (по составу в основном совпадает с праздничной редакцией визант. Великого славословия ), ряд прошений, изменяемых в зависимости от дня, 2 молитвы с преподанием мира, Трисвятое (с изменяемой вставкой), надписанная именем ап. Фомы молитва Богородице «Прославленная и Благословенная», кароз после Трисвятого, псалом 112 с прошениями и молитвой. Антифонно исполняются псалмы, особые для постных дней (Пс 5; 89. 14-17 (они входят и в состав 1-го часа визант. обряда); 129. 1-8; 142. 8-12; 53) и праздников (Пс 114-116; 53; 85. 16б - 17), с соответствующими дню карозом (состоит из кратких прошений) и молитвой. В постные дни и дни святых перед заключительным «Отче наш» добавляется произносимое народом поминовение - «молитва Саркавага Вардапета» (Ованнеса Имастасера (Диакона), или Саркавага (Философа), нач. XII в.), а также молитва, читаемая священником. Эти же 2 молитвы повторяются в соответствующих местах всех суточных служб, кроме ночного часа, часа мира и часа покоя. Час восхода ( [аревагали жам]) посвящен Св. Духу и соответствует визант. 1-му часу . В древности был частью утреннего часа. Составителем этой службы считается католикос Езр I (630-641). В начале часа звучат стихи псалма 71 (17-18) и «Слава: И ныне», далее следуют: прошение, краткое славословие, 5 молитвословий, начинающихся словами «От востока до запада...» (гимн «господина Нерсеса», малтанк, «возвещение рассвета», прошения и молитва), преподание мира, молитва, псалом 99, ходатайственные прошения и малтанк ко святым мученикам, молитва, стихи псалма 62 (2а, 2), молитва, малтанк (прошения, связанные с темой света), молитва, псалом 22; стихи псалмов 142 (8б - 12) и 45 (2-7) (Пс 45 читается и на визант.

http://pravenc.ru/text/76130.html

Перед Литургией не зря читают часы третий и шестой. Ни первый, ни девятый в это время не читают. Третий час (соответствующий нашему 9-му часу утра) и шестой (соответствующий полудню) это временные границы и, одновременно, напоминание о священных событиях. Третий час – о Сошествии Святого Духа на апостолов, а шестой – о Крестной муке Христа. Позже 6-го часа, то есть позже 12 часов полдня начинать Литургию нельзя. Итак, в полдень Господь повис на Древе. Среди ясного дня в зените солнечного диска «от шестого часа тьма была по всей земле до часа девятого» (Мф. 27:45). По нашему счету: от полудня до третьего часа дня. Солнце отказалось светить на это злодеяние. Вселенная страдала вместе со своим Господом. И в это же время потом был обращен к вере и покаянию самый главный, самый важный, самый неутомимый труженик в деле проповеди Святого Евангелия - Павел.    В это же время совершилось и обращение Константина. Император, запретивший преследовать христиан за веру, сделавший воскресенье выходным днем, принесший Церкви отраду свободной жизни, тоже был обращен чудом. И тоже в полдень. Битва с Максенцием, битва за венец Римского императора предстояла Константину. И накануне сражения Бог явил ему знак. Знак Креста. На небе. Вот, как об этом говорит перед лицом Юлиана Отступника великомученик Артемий Антиохийский: «Он (Константин) был обращён ко Христу от богов ваших, чрез особое призвание свыше. Об этом ты послушай меня, как свидетеля сего события. Когда мы шли на войну против лютого мучителя и кровожадного Максенция, около полудня явился на небе крест, сиявший ярче солнца, и на том кресте звездами были изображены латинские слова, обещавшие Константину победу. Все мы видели тот крест, явившийся на небе, и прочитали написанное на нём. И ныне в войске есть ещё много старых воинов, которые хорошо помнят то, что ясно видели своими глазами. Разузнай, если хочешь, и ты увидишь, что я говорю правду» Это событие тоже произошло «около полудня». Очевидно, полуденное время не простое и требует памяти о святых событиях и молитвы. В Церкви этот обычай хранится. Но хорошо хранится лишь то, что понимается. И то, что достойно понимания и памяти, должно распространяться, находя новых учеников и последователей.

http://pravoslavie.ru/105819.html

Итак, в попытке формализировать чтение акафистов я вижу попытку отчасти (но, во-первых, лишь отчасти; во-вторых, неосознанно) вернуться к практике проводить богослужения по «приходскому уставу». Увы, для нынешнего переходного момента выбраны не самые подходящие тексты, которые, как справедливо замечают авторы документа, должны пройти строгий отбор. С моей точки зрения, невозможно обходиться полумерами. Необходимо созвать постоянную комиссию литургистов, которая должна разработать несколько вариантов приходского устава, а эти варианты, в свою очередь, должны быть внедрены на нескольких приходах, а то и в нескольких епархиях. И через пару поколений эти усилия должны принести какой-то результат. Однако в современных реалиях я хоть и могу представить себе «новоуставный» приход, но вот «пилотную епархию» – уже не в силах. В дневном богослужебном круге литургия помещена между 6-м и 9-м часами. Однако это время ближневосточное, зависящее от продолжительности светового дня, разделенного на 12 частей. Здесь 6-му часу соответствует наш полдень, а 9-му часу – примерно 15 часов нынешнего времени. Таким образом, литургия ДОЛЖНА по действующему уставу совершаться ПОСЛЕ полудня. А о том, когда должна совершаться утреня, понятно и из названия. свящ. Алексей Шляпин 28 февраля 2017г. 00:36 Мой официальный отзыв Следует обратить внимание ещё на такие проблемы: 1. Догматическая неточность и небезупречных некоторых текстов акафистов, даже официально общепризнанных и давно употребляемых . Например, в акафисте свт. Николаю: " Ра­дуй­ся, пи­ще и от­ра­до к те­бе при­бе­гаю­щих; ра­дуй­ся, хле­бе неснедаемый алчущих " (икос 5). " Ра­дуй­ся, от безд­ны гре­хов­ныя че­ло­ве­ки избавляяй; ра­дуй­ся, в безд­ну адскую сатану ввергаяй. Ра­дуй­ся, яко то­бою дерз­но­вен­но безд­ну ми­ло­сер­дия Бо­жия при­зы­ва­ем; ра­дуй­ся, яко то­бою от по­то­па гне­ва из­бавль­ше­ся, мир с Бо­гом обретаем " (икос 7). " Ра­дуй­ся, вся­ких ис­це­ле­ний ис­точ­ни­че " (икос 8).

http://bogoslov.ru/article/5203297

Месяца Июля 6, во вторник, инд. 6, скончался Адамантий святейший наш Епископ. Год можно вывести из сличения индиктиона и числа месяца с днём седмицы. Он должен быть потому один из следующих четырёх: 6231 (723), 6186 (678), 6141 (633) и 6096 (588), полагая пределами возможного для него периода с одной стороны 842-й год, в который упоминаются уже Архиепископы Афинские (см. надп. 72), а с другой 527-й, когда вступил на престол Юстиниан I, к царствованию коего относят обыкновенно обращение языческих храмов Греции в Христианские. Надпись 84 с годом 694, видимо позднейшая этой, заставляет с большей вероятностью относить кончину Адамантия к 678 году. 61. Μην Μα κ, μρ , νδ. ι, τελι θη Θεοχριςος γι τατος μν πσκοπος. Месяца Мая 25, в четвёрток, инд. 15, скончался Феохарист святейший наш Епископ. Предположительный год кончины его, выведенный вышесказанным способом, есть: 6255 (747), 6210 (702), 6165 (657), 6120 (612). Полагая, что надпись эта должна предшествовать по времени 60 и следовательно году 723-му, мы исключаем из означенных годов первый, и останавливаемся вниманием своим на годе 657, как вероятнейшем; потому что 702-й падает слишком близко к году кончины Епископа Марина († 704. см. 73) и представляет менее залогов вероятности. 62. τελιοθη Μιχαλ... ρχιδ( ικονος)... μην αννουαρ ις... νδ. ι, , ςτμ. Скончался Михаил Архидиакон.... месяца Января 16... инд. 11, (г.) 634. Сомнительны: слово Архидиакон, число месяца и год. Несмотря на то, что довольно ясно различается последняя цифра о, индиктион показывает, что вместо неё должна стоять другая, и именно . Ложбина 4. 63. τε( λειωθη)... γιτατος μν ρχιεπσκοπος, μην Μα... μρ ς, ω σ ρ μεριν.., νδ. β, τους π κτσεος κσμου , ςτπζ. Скончался... святейший наш Архиепископ, месяца Мая, в пяток, в... часу дня, инд. 2, года от сотворения мира 6387 (879). Надобно думать, что перед β надписи стоит не различаемое ι, т.е. 12; потому что 879 году соответствует индиктион 12-й. Число месяца должно быть: 1, 8, 15, 22, 29...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Таким образом все означенные животные и прочие, о коих замечено было выше, имеют в китайских зодиаках вполне рациональное значение при определении времен года более или менее точном или приблизительном. Обращаем подобное же внимание и на прочие зодиаки и циклы, которые и рассматриваем в нижеследующем порядке. В. Солнечный зодиак 142 «ши-эрр-цинь» или – «цы» т. е. ряд XII-mu знаков (la série duodénaire): 1) Шоу-син, звезда долгоденствия, – canopus у южного полюса. 2) Да-хо, великий огонь. 3) Син-цзи, памятливая звезда следящая за действиями людей. 4) Чэ-му, разделение, распущение дерев, его рост, также – рубка деревьев. 5) Сюань-сяо, темная пустота т. е. север, букв. черно-дуплистое дерево. 6) Цзу-цзы – рыбий рот. 7) Цюй-лю сходящие с поля жнецы. 8) Да-лян – великая плотина. 9) Ши-чэнь – истинный запад. 10) Чунь-шоу голова феникса. 11) Чунь-хо – огонь феникса. 12) Чунь-ви – хвост феникса. 143 Зодиак этот, по объяснению Шлегеля, случайно составленный из древних созвездий, применительно к эклиптике и солнечному обращению, – не единственный; как в Китае, так и у других народов востока – сиамцев, монголов, маньчжуров, игуров, тибетян существовал другой более точный и достоверный двунадесятный зодиак из XII животных. К сожалению, составляемые так или иначе китайские зодиаки, долгое время служили украшением дорогих вещей, или имели чисто астрологическое и магическое, неодинаковое значение. Образцы их, принадлежащие разным династиям и эпохам истории Китая, довольно разнообразны, таковые циклические знаки 12 животных приписываются императорам: Хуан-ди (2697 г. до P. X.), Мин, ханской династии (58 от P. X.), татарам сунской и юаньской династий, и императорам Танской (618 г.), дин. На круглой дощечке последнего времени изображен 12 часовой цикл, на коем часу цзы соответствует змей – шэ, и часу ву – конь – ма. Многие разыскания китайских ученых о зодиаке привели их к полному неведению точного времени происхождения, хотя делаются объяснения того или другого рода. Напр., по комментарию месячных правил цзай-юн, XII знаков животных зодиака указывают на время жертвенного вкушения народом в продолжении пяти времен года: в месяц чэу (tcheou) вкушали быка (ню), в июле – ви, барана (ян); в мес.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010