Шестой час соответствует тому часу (нашему 12-му), когда Спаситель веден был на распятие пригвожден ко кресту, и тьма была от 6го до 9го часа. В псалмах слышим: «Чуждии восташа на Мя...» (Пс.53:5), «Ты же, человече равнодушне... знаемый Мой...» (Пс.54:14) слова, напоминающие о предательстве Иуды. Шестой час выражает нашу горечь от вида окружающего нас воинствующего зла, но и крепкую надежду на Бога, 90 пс. «Живый в помощи Вышнего...» (Пс.90:1).    Девятый час — час, когда Спаситель на кресте даровал разбойнику рай, воззвал: «Жажду» и предал душу Свою Отцу со словами «совершилось» (Лк.19:28, 30), снисшел душою в ад, разрушил его узы и смертью Своей попрал силу смерти. (Это наш 3-й час дня). В псалмах этого часа уже слышится благодарение Спасителю за спасение мира. «Оставил еси беззакония людей Твоих... правда с небесе приниче... избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго» (Пс.84:3, 12, 85:13). Те же мысли в тропаре и в конечной молитве. Первый псалом выражает горячую привязанность к храму Божьему: “Коль возлюбленна селения Твоя...” Второй содержит моление о спасении родины и возвращение рассеянных на чужбине ее сынов: “возврати нас, Боже...” Третий — прошение о милости к молящемуся: «Преклони ухо Твое...» (Пс.16:6) Хотя 9-й час примыкает к вечерне, но по отношению к данному дню, он является заключительным последованием воспоминаний данного дня.    Есть дни в году, когда часы соединяются в одну общую службу, совершаемую отдельно и заканчиваемую “изобразительными”. Тогда они называются “Царскими часами”. Они совершаются в Великий Пяток страстной недели, в сочельники Рождества Христова и Богоявления. В Царские часы входят кроме основного состава, прокимен, паремия, чтение апостола и Евангелия и особые тропари. Содержание их соответствует воспоминаемому событию.    Кроме “часов” в церковных книгах содержатся еще “междучасия”, для чтения в посты. Их четыре. Они имеют структуру часов, только более сжаты и псалмы в них короче. Божественная Литургия. “Святая святым”    Божественная Литургия — это величайшее таинство Церкви, принесение бескровной Жертвы и причащение верующих Тела и Крови Христовых. Она является центром молитвословий, завершением всех молений и приглашением к Столу Господню.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

§ 22. Чинопоследование первого часа по часослову. (III кл.) После возгласа в конце утрени «Утверди Боже» иереи завешивает царские врата завесою, а чтец читает Приидите, поклонимся... и три псалма Глаголи моя внуши, Господи (псал. 5)... Господи, прибежище был ecu нам (пс. 89).. Милость и суд воспою Тебе, Господи (пс. 100). Слава и ныне – аллилуия 3-жды, Господи помилуй 3-жды. Слава – тропарь святого в минеи (См. в минеи на вечерни после стихир на стиховне). Если же тропаря святого в минеи нет, то читать тропарь и кондак из общей минеи, сообразно лику святого. И ныне – Богородичен часа Что Тя наречем .. Стопи моя направи .. Да исполнятся уста моя... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш.. Кондак святого в минеи (см. в утреннем каноне по 6 песни) Господи помилуй 40, Иже на всякое время. Господи помилуй 3 Честнейшую Херувим,.. Именем Господним благослови отче. Иерей Боже, ущедри ни, и молитву Христе, Свете истинный. Лик поет: Взбранной Воеводе.. (А в великие праздники и во дни попразднства их обыкновенно поется кондак праздника) Иерей: Слава Тебе, Христе Боже. Лик: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу... Отпуст. Изъяснение Первый час дня соответствует нашему 7-му часу утра. Начало дня церковь освятила особою службою с тем намерением, чтобы с одной стороны испросить помощи у Бога на предстоящие труды и занятия, а с другой напомнить о том, как в первый час дня Спаситель наш по злобе иудеев был веден от Каиафы на суд к Пилату и там беззаконно оклеветан и осужден. Все эти мысли и воспоминания находятся в Богослужении 1-го часа. Так в 1-м псалме произносится утренняя молитва к Богу о сохранении нас от нечестивых людей, которые могут встретиться с нами во время дня, и от пути лжи и неправды, которым шли враги Господа, осудившие Его ( Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой... Да отпадут ( падут ) они (нечестивые) от мыслей своих... идо возвеселятся ecu уповающии на Господа ). Во 2-м псалме выражается моление к Богу, чтобы Он благоспешил нам в делах рук наших. В 3-м псалме пророчески указывается невинность и незлобие осужденного Господа, не сотворившего никакого зла и шедшего путем правды и истины: ( перехождах (ходил я) в незлобии сердца моею...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Шестой час соответствует тому часу (нашему 12-му), когда Спаситель веден был на распятие пригвожден ко кресту, и тьма была от 6го до 9го часа. В псалмах слышим: «Чуждии восташа на Мя...» (Пс.53:5), «Ты же, человече равнодушне... знаемый Мой...» (Пс.54:14) слова, напоминающие о предательстве Иуды. Шестой час выражает нашу горечь от вида окружающего нас воинствующего зла, но и крепкую надежду на Бога, 90 пс. «Живый в помощи Вышнего...» (Пс.90:1). Девятый час — час, когда Спаситель на кресте даровал разбойнику рай, воззвал: «Жажду» и предал душу Свою Отцу со словами «совершилось» (Лк.19:28, 30), снисшел душою в ад, разрушил его узы и смертью Своей попрал силу смерти. (Это наш 3-й час дня). В псалмах этого часа уже слышится благодарение Спасителю за спасение мира. «Оставил еси беззакония людей Твоих... правда с небесе приниче... избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго» (Пс.84:3, 12, 85:13). Те же мысли в тропаре и в конечной молитве. Первый псалом выражает горячую привязанность к храму Божьему: “Коль возлюбленна селения Твоя...” Второй содержит моление о спасении родины и возвращение рассеянных на чужбине ее сынов: “возврати нас, Боже...” Третий — прошение о милости к молящемуся: «Преклони ухо Твое...» (Пс.16:6) Хотя 9-й час примыкает к вечерне, но по отношению к данному дню, он является заключительным последованием воспоминаний данного дня. Есть дни в году, когда часы соединяются в одну общую службу, совершаемую отдельно и заканчиваемую “изобразительными”. Тогда они называются “Царскими часами”. Они совершаются в Великий Пяток страстной недели, в сочельники Рождества Христова и Богоявления. В Царские часы входят кроме основного состава, прокимен, паремия, чтение апостола и Евангелия и особые тропари. Содержание их соответствует воспоминаемому событию. Кроме “часов” в церковных книгах содержатся еще “междучасия”, для чтения в посты. Их четыре. Они имеют структуру часов, только более сжаты и псалмы в них короче. Божественная Литургия. «Святая святым» Божественная Литургия — это величайшее таинство Церкви, принесение бескровной Жертвы и причащение верующих Тела и Крови Христовых. Она является центром молитвословий, завершением всех молений и приглашением к Столу Господню.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

Далее следует пение тропаря празднуемому святому и чтение кафизм. После кафизм, псалом: Помилуй мя Боже, чтение и пение канона и хвалитных псалмов.... чтение великого славословия, эктения просительная, сугубая и отпуск. Во время утрени да размышляет каждый христианин, как Господь от первосвященника Анны веден был к Каиафе и от полунощи даже до утра за наши грехи волею претерпел там лютые томления, заушения, оплевания, поругания и ударения по ланитам 110 . Первый час С утренею не раздельно соединяется первый час. Час сей соответствует нашему 7-му часу утра; почему начало дня церковь и постановила освятить молитвою. «В совершении первого часа церковь наставляет размышлять о том, как в первый час дня Спаситель наш от Каиафы веден был к Пилату, и там Он, Судия всего мира, оклеветан был от беззаконных архиереев и старцев иудейских. Богослужение 1-го часа состоит из трех псалмов: в 1-м: Глаголы моя внуши Господи, пророк Давид изображает ревность свою о благочестии и отвращение от нечестивых. В 2-м: Господи прибежище, приписываемом пророку Моисею, изображается вечность и величие Творца, краткость и непостоянство жизни человеческой. В 3-м: Милость и суд, пророк Давид воспевает милость и суд, дает пред Богом свое обещание удаляться от нечестивых и приближать к себе одних верных. Потом, после некоторых кратких, заключительных молитв, священник выходит из алтаря пред царские двери и молится к Спасителю, чтобы Он знаменовал на нас свет лица Своего, и исправил стопы наши к деланию заповедей своих молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых. В ответ на сие лик поет песнь, составленную греками в честь Богоматери, не однократно избавлявшей их от лютых врагов. Песнь сия Взбранной воеводе победительная... По-русски песнь сия читается так: «Мы, рабы Твои, Богородица, как избавленные от несчастий, приносим Тебе, военачальнице, одерживающей верх в брани, песни победные, благодарственные. Ты же, как имеющая державу непобедимую, освободи нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе, радуйся Невесто неневестная». Объяснение литургии Златоустого

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

О том же предмете пишет, согласно с Апостольскими постановлениями, и Василий Великий : 1316 «едва только начинается день, должно обращаться к молитве и чтить Творца гимнами и песнями, потом в третий час опять должно вставать и собираться для молитвы, хотя бы и случилось, что многие из них уже разошлись на работу; в это время нужно вспоминать о дарах Св. Духа, ниспосланного в 3-й час на Апостолов, и просить, по примеру псалмопевца, 1317 сердце чисто созижди во мне, Боже и проч. Далее, подражая примеру святых, мы признаем за необходимое молиться и в 6-й час, ибо сказано: вечер, за утра 1318 и пр.; а чтобы избавиться от беса полуденного, нужно читать 90-й псалом. В 9-й час молиться заповедали сами Апостолы. 1319 Вечер также должно встречать молитвою для того, чтобы благодарить Бога за благодеяния, дарованные днем, ибо вечер удобное время для сокрушения о грехах. «По окончании дня, пишет Василий Великий , нужно благодарить Бога за все, почему сказано: размыслите в сердцах ваших, и умилитеся. 1320 Нужно молиться и при наступлении ночи, когда также необходимо читать 90-й псалом. А что нужно молиться в полночь – это видно из примера Апостола Павла и Силы. Царь Давид, говорит: в полунощи возстаю славословить тебя за праведные суды твои. 1321 В те же самые часы молитвы совершали Богослужение Григорий Нисский и св. Златоуст. 1322 Все указанные свидетельства говорят о том, что древняя церковь знала определенные часы Богослужения, в которые она совершала свое Богослужение по монастырскому уставу, а с 5-го века ввела их во всеобщее употребление, кроме монастырей, и в церквах соборных, до сего времени следовавших своему уставу. О девятом часе Богослужения По уставу церкви 9-й час в настоящее время отправляется вместе с вечернею. Соответствуя по нашему счислению 3-му часу по полудни, 9-й час содержит в себе 83-й, 84-й и 85-й псалмы, в которых воспоминаются предсмертные страдания и смерть Богочеловека, сошествие Его во ад, моление о прощении наших грехов (85 пс.), ради которых пострадал Сын Божий (84).

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

междочасии 1-го часа); псалом 69; стихи псалма 85 (16б - 17), гимн («Христе, Путь, Истина и Жизнь...»), малтанк («Христе, наш прекрасный Путь и Истина...»), молитва, кароз и изменяемая молитва. 3-й час ( (?)(?) [еррорд жам]) должен совершаться в 9 часов утра, соответствует визант. 3-му часу. На нем воспоминается сошествие Св. Духа на апостолов, а также вкушение Евой запретного плода и искупление человечества Иисусом Христом. Состоит из молитвы «Благословен Ты, Святой Дух, истинный Бог. Аминь», псалма 50 (присутствует и на визант. 3-м часе), гимна «Хвалим Тебя, безначальный Отче...», прошений «На каждый час моя молитва: очисти, меня, Господи...» (повторяются также на 6-м и 9-м часах), кароза Ованнеса Мандакуни, молитвы и главопреклонной молитвы, стихов Пс 67. 20-21а (читаются и на 3-м часе визант. обряда), кароза, молитвы, Пс 22; 142. 8б - 12, кароза, молитвы. 6-й час ( (?)(?) [вецерорд жам]) совершается в полдень. Посвящен Богу Отцу, а также распятию Господа Иисуса Христа. Последование: молитва к Богу Отцу, псалом 50, гимн часа «Свет солнца померк в шестой час Пятницы...», кароз Ованнеса Мандакуни, молитва и главопреклонная молитва, стихи псалма 78 (8-9; в визант. обряде - также Пс 78. 8б - 9), кароз и троекратное «Господи, помилуй», молитва, стихи псалма 40 (1-4), псалом 90 (присутствует и на визант. 6-м часе), кароз и молитва. 9-й час ( (?)(?) [иннерорд жам]) должен совершаться в 3 часа дня, посвящен Крестной смерти Иисуса Христа и освобождению человечества от власти ада. Состав службы: молитва «Благословен Святой Сын, Истинный Бог, Аминь», псалом 50, гимн часа «Дневная звезда [т. е. солнце.- С. Н.] разделила Твои страдания...», кароз Ованнеса Мандакуни, молитва и главопреклонная молитва, стихи из книги прор. Даниила (3. 34-35 - те же, что и на визант. 9-м часе), кароз, молитва, псалом 115 (и 116), прошения и молитва об усопших с «Господи, помилуй» (трижды), «Отче наш», заключительная молитва. После 9-го часа в рукописях помещался текст литургии, к-рая должна была совершаться в 10-й час (т.

http://pravenc.ru/text/76130.html

Когда литургия совершается до вечерни, тогда соединение прочих служб между собою делается двояким образом, смотря по тому, бывает ли бдение, или не бывает. Если не бывает бдения, то все службы совершаются в таком порядке времени, в каком положено совершать отдельно каждую службу, именно накануне: а) Служба вечерняя состоит из 9-го часа 289 , вечерни, повечерия. Засим б) служба утренняя – из полунощницы, утрени, 1-го часа, соответствующего нашему 7-му. Наконец, в) служба полудня – из 3-го и 6-го часов литургии. Если же совершается бдение 290 , то потому уже, что бдение назначается всенощное (когда, следуя Уставу, не должно ложиться спать), не полагаются повечерие 291 и полунощница. Бдение начинается вечернею великою. А так как великая вечерня бывает уже близко к ночи, по заходе солнца, то в обыкновенное время вечерни пред закатом солнца полагается пред бдением еще малая вечерня. Итак, когда совершается бдение, не бывает полунощницы, а бывает, кроме великой, еще малая вечерня, и все службы совершаются в таком порядке: A. 9-й час, малая вечерня, повечерие (малое – в приходских церквах). Б. Великая вечерня, утреня, 1-й час (т. е. бдение). B. 3-й и 6-й часы, литургия. Когда литургия бывает после вечерни, тогда вечерня, большею частью, сряду совершается за часами и за нею – литургия. Немного бывает в году случаев, когда вечерня с литургиею совершаются отдельно от часов, именно: 1) когда совершаются царские часы и бывает в тот день литургия. Так, в Великий пяток, если в оный случится Благовещение, сперва совершаются царские часы особо, потом вечерня в соединении с литургиею св. Иоанна Златоустог о совершается отдельно от часов царских (Тип., послед. 26-го марта). Также в навечерия Рождества Христова и Богоявления Господня, когда вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого ; вечерня с литургией отдельно совершается от часов царских (Тип., 24-го декабря и 5-го января). Устав также предписывает часы (3-й, 6-й и 9-й с Изобразительными) совершать отдельно от вечерни (в 8-м часу дня) с литургией и в том случае, если в Великий четверток или субботу случится Благовещение (Тип., послед. 25-го марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1649 С отделением агап от Евхаристию, подававших повод к разным беспорядкам, равным образом и по поводу запрещения со стороны правительства тайных сходок, отцы церкви перенесли Евхаристию на утреннее время и вместе с утренею совершают её в первой половине дня и начале второй. Поэтому у языческого писателя Комика, Лукиана Самосатского, мы встречаем 1650 такое сведение: «с самого раннего утра вокруг темницы собираются уже толпы старых женщин, вдов и юных сирот, притом знатнейшие из них подкупают даже темничных стражей, и всю ночь проводят при нем (Перегрине христианском); совершают также при нем богатые вечери и читают свои священный книги». 1651 Тертуллиан называет свои собрания: antelucanas, nocturnas convocationes. 1652 Но с того времени как церковь вместе с свободою приобрела и мир, она начинает совершать литургию днем, в праздничные дни в 3-м часу, по нашему в 9-м, а в обыкновенные дни и в дни поста – в 9-м, который соответствует, по нашему счислению, 3-му пополудни. 1653 О времени появления чина совершения литургии в письмени Святой Амфилохий, 1654 Еписк. области Иконии Ликаонской сообщает нам по этому вопросу (403 г.), что Василий Великий просил Бога, чтобы он мог священнодействовать бескровную жертву своими словами и изречениями. По шестидневной и теплой молитве, Иисус Христос, явившись ему чудесным образом, соблаговолил быть по его прошению. Вскоре за этим Василий Великий весь был в Божественном восторге, и, ощутив в себе кипящую руку премудрости Божией, с трепетом начал воссылать: «да исполнятся уста моя хваления...» 1655 и «воньми Господи, Иисусе Христе, Боже наш, от святого жилища твоего» 1656 и проч. 1657 Святой Прокл 1658 пишет, что «Апостолы и их преемники совершали Божественную службу весьма пространно, желая выразить в Евхаристии все дело нашего искупления и спасения. Им хотелось вспомянуть при Евхаристии о всем и ничего не опустить из благодеяний Божиих или из нужд христиан. Отсюда в литургии явилось множество молитв и очень длинных; но в последующие времена христиане, охладев в благочестии, не стали приходить к слушанию литургии, по причине долговременного её продолжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

На девятом часе (соответствует 3-му часу дня) воспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа и указывается на значение Его смерти для вечного спасения верующих в Него. Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными (невеликопостными) часами свои особенности. а) На каждом часе после чтения трех положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великие понедельник, вторник и среду). б) На каждом часе троекратно поется постовой тропарь часа, с земными поклонами. в) На шестом часе положено чтение паримии из книги пророка Исаии. г) В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...», с великими (земными) поклонами. д) Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными. Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником). ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ 3-го, 6-го и 9-го Великопостные часы начинаются возгласом священника: Благословен Бог наш... Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный... Трисвятое по «Отче наш». Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся... (трижды). Затем на третьем часе следует чтение трех псалмов: «Услыши, Господи, правду мою...» (16-й псалом); «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою...» (24-й псалом) и «Помилуй мя, Боже...» (50-й псалом). Час шестой читается непосредственно по окончании третьего часа и начинается возглашением чтеца: Приидите, поклонимся... (трижды), затем читаются три псалма: «Боже, во имя Твое спаси мя...» (53-й), «Внуши, Боже, молитву мою...» (54-й) и «Живый в помощи Вышняго...» (90-й псалом).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

почти никогда не совпадала с полнолунием. Полнолуние обычно приходилось на 15—16, редко на вечер 14 нисана по александрийскому счету. Например, в 323 г. ιδ το πασχα по александрийскому циклу приходилось на 5-е апреля (­ Ю-е φαρμουθ), и пасха на 7-е апреля, а истинное полнолуние в Александрии было только в 12 ч 40 мин ночи с 7 на 8 апреля (Oppolzer-Ginzel), следовательно, даже уже 17 нисана. (Д. Л.) — 473.    18-е марта было для Ипполита только самым ранним пределом пасхальной 14-й луны; равноденствие же он полагал, по всей вероятности (как видно из De pascha computus анонима 243 года), 25 марта. (Д. Л.) — 473.    О цикле св. Ипполита ср. В. В. Болотов, День и год кончины св. Марка, в Христ. Чт. 1893,1, 145 (­ Из церковной истории Египта 283), прим.35. В 243 г. — невыяснено, где именно, в Риме или в Африке — появилась новая исправленная редакция 112-летнего Ипполитова цикла, начинавшаяся с 241 года и сохранившаяся между творениями св. Киприана. De pascha computus этого анонима дошел до нас целиком в двух рукописях, а в одной из них — codex Remensis (ср. В. В. Болотов, День и год кончины св. Марка, 146284, прим.35) сохранились и пасхальные таблицы на 241—352 гг. Так как цикл Ипполита давал ошибку (опережал луну) в 16 лет на 3 дня, то здесь полнолуние перенесено было на 3 дня позже, чем у Ипполита. Но по истечении новых 16 лет и этот цикл оказывался столь же непригодным, как и цикл Ипполита. (Д. Л.) — 473.    О 84-летнем цикле есть превосходное исследование Bruno Krusch, Der 84-jahrige Ostercyclus und seine Quellen. Leipzig 1880. В недавнее время вопроса об этом цикле касался Е. Schwartz, Christliche und jiidische Ostertafein. Berlin 1905. (Д Л.) — 473.    Ср. В. В. Болотов, День и год мученической кончины св. евангелиста Марка, в Хр. Чт. 1893, И, 410 (­ Из церк.ист. Египта, 318) прим. 72. Здесь В. В. Болотов принимает за факт, что цикл Анатолия начинался с 277 года и не упоминает о 266 годе. И это понятно: у Анатолия в 1-й год его цикла новолуние 1-го месяца (1-е нисана) приходилось на 26-е фаменот ­­ 22-е марта, и в 277 году истинное новолуние приходилось в 1-м часу ночи на 22-е марта (12 ч 43 мин по Oppolzer-Ginzel, 12 ч 36 мин по Птолемею). А в 266 году истинное новолуние приходилось только 27 марта в 6 ч 35 мин [± ок. 40 мин] утра по R. Schram по среднему александрийскому времени, и среднее новолуние 23 марта в 4 ч 52 мин вечера, так что в тот год даже и александрийское 1-е нисана, 23 марта, на деле относилось к адару. Е. Schwartz, Christliche und jiidische Ostertafein. Berlin 1905, S. 16—17, за 1-й год Анатолиева цикла принимает 258-й год (в 19-летнем цикле соответствующий 277-му). Но и в 258 году истинное новолуние приходилось по Oppolzer-Ginzel 22 марта в 4 ч 27 мин вечера, по Птолемею в 3 ч 56 мин вечера по александрийскому времени, так что 1-м днем луны было не 22-е, а 23-е марта. (Д. Л.) – 474.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010