26 Tune surrexit Job, et scidit vestimenta sua, et tonso capite corruens in terram adoravit./Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился. (Синод. пер.) 27 In miseriis non subsistent./Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали. (Синод. пер.) 28 Nudus egressus sum de utero matris meae, nudus revertar illuc./Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. (Синод. пер.) 29 Melior est dies una in atriis tuis super millia./Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. (Синод. пер.) 30 Vidi Dominum sedentem super solium suum, et exercitum coeli a dextris et sinistris ejus, et dictum est: In quo decipiam Achab, ut ascendat et cadat in Ramoth Galaath? Et dixit alius ita, et alius aliter. Et egressus est unus, et dixit: Ego decipiam Achab. Et dictum est: In quo decipies? Qui respondit, dicens: Egrediar, et ero Spiritus mendax in ore omnium prophetarum ejus./Я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его; и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; и выступил один дух, стал пред лицом Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. (Синод. пер.) 32 Non jejunabunt filii sponsi, quandiu cum illis est sponsus./Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? (Синод. пер.) 33 Propterea captivus ductus est populus meus, quia non habuit scientiam./... A на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. За то народ Мой пойдет в плен непредвиденно ( Ис.5:12–13 ) (Синод. пер.) 34 Nunquid aliquis ex principibus credidit in eum, aut ex Pharisaeis? Sed turba haec quae non novit legem, maledicti sunt./Уверовал ли в Hero кто из начальников или фарисеев? Но этот народ – невежда в законе, проклят он. (Синод. пер.) 36 У верблюдов на ногах по два пальца, но подошва их толстая, кожистая и роговых копыт нет. По этому признаку их семейство выделяют в особый отряд мозоленогих. (Онлайн энциклопедия Кругозор.)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

4), в котором Господь повелевает нести беззакония дома Израилева, то есть десяти колен, и постоянно в течение трех сот девяноста дней спать на одном левом боку (хотя у LXX написано сто девяносто) и притом спать, никогда не пробуждаясь и не переменяя бока, за исключением тех случаев, когда, пресытившись сном, он мало по малу откроет глаза для принятия крайне нечистой пищи из хлеба, испеченного в золе из пшеницы, ячменя, бобов, чечевицы и проса на кале человеческом. Ибо по самой природе невозможно, чтобы кто-либо из людей постоянно спал в течение трех сот девяноста дней на одном боку. И еще говорит: прими беззакония дома Израилева и сорок дней спи на правом боку. Дни же эти считаются за годы, в течение которых Израиль и Иуда находились в осаде и в продолжительном плену, так что, будучи связаны и неподвижны, они не могли повернуться с одного бока на другой. Если он не в состоянии будет доказать, что это и прочее, и подобное этому, что мы читаем в Священных Писаниях, было в действительности, а будет утверждать, что это означает что-либо другое; то и эта женщина — блудница, и другая женщина, прелюбодействующая, которые или вступали в связь с пророком или были удерживаемы [от блудодеяний] пророком, не на постыдную блудодейственную связь указывают, а на тайны будущего.    Ст. 10 — 11. И будет число сынов Израилевых, как песок морской, которого нельзя будет ни измерить, ни исчислить. И там, где говорят им: вы не Мои народ, будут говорить им: [вы] сыны Бога живого. И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе и поставят себе одну главу, и выйдут из земли, ибо велик день Иезраеля. LXX: И будет число сынов Израилевых, как песок морской, которого нельзя будет ни измерить, ни исчислить. И там где говорили им: вы не Мой народ, они будут называться сынами Бога живого. И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну власть (principium), и выйдут из земли, ибо велик день Иезраеля.    Мы читали об отвержении десяти колене, и о неисчислимости Израиля, и о том, что он ужо не будет народом Божиим, и об осуждении его вследствие вечного гнева [Божия].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

—857— Ибо что говорит Писание? поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А неделающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: «блаженны, чьи беззакония прощены, и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха» ( Рим.4:2–8 ). Мы верим, что в приведенных словах ап. Иаков раскрывает одну сторону истины, а ап. Павел – другую, но если пользоваться методом г. Мельникова, то очень легко развить теорию, что апостолы имели противоречивые взгляды на то, чем достигается спасение. По методу г. Мельникова легко находить противоречия и в Евангелии. Как относится г. Мельников к святоотеческим воззрениям? Надеюсь, что они не внушают ему чувства безнадежности по отношению к вере, которую они исповедовали. Но находить у них разногласие очень легко. Обратимся к вопросу о творении. Св. Афанасий Александрийский в споре против ариан трактовавших, что Христос есть только «рожденный прежде всякой твари» ( Кол.1:15 ), писал: «никакое создание не старше другого, все виды были созданы зараз и тем же повелением» (Orat. II contr. arian. n° 60 Migne). Св. Афанасий признавал, что мир был создан мгновенно. Он следовал в этом воззрении александрийским учителям – Клименту (Strom. VI, 16. Migne) и Оригену (De principiis I, IV, 16. Migne). Отцы церкви обыкновенно толковали, что мир создан в шесть дней. Св. Василий В. дал нам свой поучительный шестоднев. Можно пойти далее и указать, что у одного того же мыслителя высказывались в разных сочинениях трудно согласимые суждения. Так у св. Григория Нисского в одних его произведениях говорится о вечных мучениях, а в других о возможности апокатастасиса – восстановления и спасения всех небесных, земных и преисподних (сравн. Флп.2:10 ). Нужно ли смущаться всем этим? Чтобы ответить на этот вопрос, я обращусь к области далеко отстоящей от богословия. Г. Мельников без сомнения, как и все

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Ст. 40—41. И в предопределенное время сразится с ним царь южный, и придет, как буря, на него царь северный с колесницами и всадниками и многочисленным флотом, и войдет в земли, и разорит их и пройдет через них. И войдет он в землю славную, и многие падут.    Вместо этого Симмах перевел: и многия тысячи падут, Феодотион: и многие будут бессильными. Под многими павшими, по Акиле, нужно понимать города или страны и области. Порфирий также и это относит к Антиоху, который в одиннадцатый год своего царствования опять воевал против сына своей сестры, Птоломея Филометора. Услышав о нашествии Антиоха, он собрал многие тысячи людей. Но Антиох, подобно сильной буре, с колесницами, и всадниками и многочисленным флотом вошел в очень многие земли и, проходя через них, все опустошил, и пришел в землю славную, то есть в Иудею, которую Симмах перевел чрез землю силы, вместо чего Феодотион поставил самое слово еврейское Sabai (или Saba), и укрепил цитадель, воспользовавшись развалинами стен города, и потом продолжал путь в Египет. Наши же, относя и это к антихристу, говорят, что сначала он будет вести борьбу против царя южного, то есть египетского, и потом победит ливийцев и ефиоплян, о которых мы выше читали, как о трех сломанных рогах из десяти рогов, и когда он придет в землю Израилеву, то многие города или области будут преданы в руки его.    Спасутся от рук его только Эдом, Моав и владения (principium) сынов Аммоновых.    Говорят, что Антиох, спеша против Птоломея, царя южного, не коснулся идумеев, моавитян и аммонитян, бывших обок с Иудеею, чтобы, занявшись другою войною, не дать усилиться Птоломею. Также и антихрист оставит Идумею, Моавитян и сынов Аммоновых, то есть Аравию, нетронутыми, потому что в находящиеся там пустыни будут убегать святые.    Ст. 42—43. Я прострет руку свою на [разные] страны, и земля египетская не спасется; и завладеет он сокровищами золота и серебра и всеми драгоценностями Египта; пройдет чрез Ливию и Эфиопию.    Это отчасти, как мы читаем, сделал Антиох. Но дальнейшие слова: пройдет чрез Ливию и Эфиопию более применимы, по мнению наших, к антихристу. Ибо Антиох не овладевал Ливиею, под которою большею частью понимают Африку, и Эфиопию, если только это не понимать в том смысле, что подобно тому, как в областях Египта, находившихся в той же самой стороне, так и в соседних областях, далеко тянувшихся но пустыням, было также, по овладении Египтом, смятение. Поэтому не говорит, что он овладел ими, но: прошел чрез Ливию и Эфиопию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Аминь! 194 Гомилия четвертая 195 . [И серафимы стояли вокруг Его; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого: двумя закрывали лица свои, двумя закрывали ноги свои и двумя летали. И взывали они друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! И поднялось наддверие от голоса восклицающих, и дом наполнился дымом. И сказал я: о, я окаянный, я раска­иваюсь, потому что я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами, и глазами моими видел Царя, Господа Саваофа! И послан был ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника. И коснулся уст моих и сказал: вот, сие коснулось уст твоих, и отнимет беззакония твои и грехи твои очистит 196 ] I. Невозможно обрести начало у Бога. Ты не уловишь начало божественных действий (principium motus 197 Dei), и не говорю «ты», но и никто другой, ни что-либо другое из существующего. Одни только Спаситель и Дух Святой, Которые всегда пребывали с Богом, видят лицо Ero 198 ; и, пожалуй, ангелы, которые всегда видят лицо Отца Небесного 199 , видят и начала дел. Но и ноги [Божии] серафимы скрывают от людей, ибо люди не в состоянии рассказать, каковы последние [судьбы мира]. «Кто объявит последнее?» 200 – говорит Писание 201 . То, что мы можем увидеть (только бы было позволено нам что-то увидеть!), – это среднее. Что было прежде мира, мы не знаем, но ведь прежде мира что-то было! Мы точно не постигнем того, что последует за этим миром, но после этого мира будет что-то другое. Итак, то, что написано: «В начале сотворил Бог небо и землю, земля же была невидимой и неупорядоченной, и тьма была над бездной, и Дух Божий носился над водами» 202 , – понятно (apprehenduntur 203 ): это были мировые 204 205 воды, которые оживотворял Дух Божий. Но и тьма, что была над бездной, тоже не безначальна. И то и другое сотво­рено из ничего 206 . Послушай, что говорит Господь в [книге] Исаии: «Я Бог , Который устроил свет и сотворил тьму» 207 . Послушай Премудрость, в Притчах провозглашающую: «Я рождена прежде всех бездн» 208 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ведь начало [должно быть] без начала (sine principio principium), если только оно есть и называется началом. Итак, Тот, Кто был в начале, вечно существует или в Боге, или у Бога. А ведь Слово (λγος) было у Бога и было в начале. Значит, оно было всегда. Если же оно было всегда, необходимо, чтобы оно не произошло из не сущего и не было сотворено 156 . Иоанн говорит: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил 157 . Итак, мы имеем эти тождественные [определения], что Иисус есть Сущее (ν), что Он есть Слово (λγος), что Он был в начале, что Он был у Бога, что Он существует в недре Божием. Разве все эти [выражения] не указывают ясно и определенно на то, что это Сын, Которому приписываются эти [названия]: Сущее (ν) и Сущее прежде всех (ante omnia ν)? 158 если Бог Отец был прежде, чем существует Сущее, Он понимается как потенция самого Сущего (potentia ipsius quod ν est) 159 . И поскольку Сущее (τ ν) произошло от своей потенции, [которую имело] в своем Отце, то самое Сущее (τ ν), которое было сокрытым, стало проявленным (manifestationem accipiens). И это есть Божественное и неизреченное рождение 160 . Следовательно, необходимо исключить мнение (dogma) о том, что Иисус произошел из не сущего. 17. Рассмотрим теперь другой вопрос, если Иисус есть Слово (λγος). Что же такое Слово (λγος)? Я утверждаю, что это некая активная отеческая потенция (patrica activa quaedam potentia), которая находится в движении и полагает саму себя так, чтобы существовать актуально, а не потенциально 161 . Если это так, то почему Слово ( λγος) было у Бога? 162 Это необходимо по тому самому, что посредством этого Слова (per istum λγον) все начало быть и без Него ничто [не начало быть] 163 . Следовательно, Бог действует посредством Слова (λγον) и действует всегда. Итак, Слово (λγος) – это активная потенция (activa potentia), которая находится в движении, чтобы привести в актуальность то, что было в потенции 164 . Итак, мы говорим, что Оно было в начале. Но «быть в начале» разве не означает то же, что и «быть нерожденным»? 165 да, конечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

Дан. 11:40, 41 . И в предопределенное время сразится с ним царь южный, и придет, как буря, на него царь северный с колесницами и всадниками и многочисленным флотом, и войдет в земли, и разорит их и пройдет через них. И войдет он в землю славную, и многие падут. Вместо этого Симмах перевел: и многия тысячи падут, Феодотион: и многие будут бессильными. Под многими павшими, по Акиле, нужно понимать города или страны и области. Порфирий также и это относит к Антиоху, который в одиннадцатый год своего царствования опять воевал против сына своей сестры, Птоломея Филометора. Услышав о нашествии Антиоха, он собрал многие тысячи людей. Но Антиох, подобно сильной буре, с колесницами, и всадниками и многочисленным флотом вошел в очень многие земли и, проходя через них, все опустошил, и пришел в землю славную, то есть в Иудею, которую Симмах перевел чрез землю силы, вместо чего Феодотион поставил самое слово еврейское Sabai (или Saba), и укрепил цитадель, воспользовавшись развалинами стен города, и потом продолжал путь в Египет. Наши же, относя и это к антихристу, говорят, что сначала он будет вести борьбу против царя южного, то есть египетского, и потом победит ливийцев и ефиоплян, о которых мы выше читали, как о трех сломанных рогах из десяти рогов, и когда он придет в землю Израилеву, то многие города или области будут преданы в руки его. Спасутся от рук его только Эдом, Моав и владения (principium) сынов Аммоновых. Говорят, что Антиох, спеша против Птоломея, царя южного, не коснулся идумеев, моавитян и аммонитян, бывших обок с Иудеею, чтобы, занявшись другою войною, не дать усилиться Птоломею. Также и антихрист оставит Идумею, Моавитян и сынов Аммоновых, то есть Аравию, нетронутыми, потому что в находящиеся там пустыни будут убегать святые. Дан. 11:42, 43 . Я прострет руку свою на [разные] страны, и земля египетская не спасется; и завладеет он сокровищами золота и серебра и всеми драгоценностями Египта; пройдет чрез Ливию и Эфиопию. Это отчасти, как мы читаем, сделал Антиох. Но дальнейшие слова: «пройдет чрез Ливию и Эфиопию» более применимы, по мнению наших, к антихристу. Ибо Антиох не овладевал Ливиею, под которою большею частью понимают Африку, и Эфиопию, если только это не понимать в том смысле, что подобно тому, как в областях Египта, находившихся в той же самой стороне, так и в соседних областях, далеко тянувшихся но пустыням, было также, по овладении Египтом, смятение. Поэтому не говорит, что он овладел ими, но: «прошел чрез Ливию и Эфиопию».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Датировано 18 мая 862 г. Перевод выполнен Д.Е. Афиногеновым по изданию: MGH Epistolae Karolini aevi. IV. Berolini, 1925. P. 447–451. В издании И. Манси данное послание имеет номер 6 (Mansi XV, 174В), в PL – номер 12 (PL119,785). Николай епископ, раб рабов Господних, мудрейшему мужу Фотию После того как Господь и Искупитель наш Иисус Христос , от утробы Девы ради нашего спасения удостоивший, как Он был истинным Богом прежде веков, явиться истинным человеком в конце веков, уделил блаженному Петру, первоверховному апостолу (principi apostolorum), власть вязать и решить на небе и на земле и препоручил отворять двери Небесного Царствия, Он благоволил основать Свою святую Церковь на твердыне веры, согласно истинному Своему слову, гласящему: Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:18–19 ). По этому обетованию на цементе святого апостольского установления основания ее стали прирастать драгоценными камнями и благоволением Божественной милости, благодаря стараниям строителей и попечению апостольской власти она была нерушимо возведена до самой вершины, чтобы пребывать вне натиска неблагоприятного ветра: первенство (primatum) ее, как ясно всем православным мужам (sicut omnibus orthodoxis manifestum est viris) и как было очень кратко объявлено выше, блаженный Петр, первоверховный апостол и привратник Царствия Небесного (princeps apostolorum et ianitor regni caelestis), стяжал по заслугам. После него и наместники его, искреннейшим образом работая Богу, вне густых туч, которые обычно сбивают с прямого пути, стали достойными преемниками и заботливо пребывали в попечении правления, которое взяли на себя о Господних овцах. Среди коих всесильное Божие милосердие удостоило сопричислить и нашу малость, из-за чего мы страшимся настолько, насколько помышляем о том, что на вечном испытании дадим ответ за всех и прежде всех, зовущихся Христовым именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

И заключать от последнего к первому, по меньшей мере, нелогично и с, исторической стороны, крайне незаконно. «Апостол Павел сам не различает, да и не был в состоянии различать этих видений от явления пред Дамаском». Но это насилие истории, это открытое противоречие прямым ее указаниям. Не сам ли Павел ясно различает их между собою, как по форме, так и по содержанию? О тех он говорит, что восхищен был до третьего неба, не имея сознания, в теле он был, или вне тела; об этом говорит: я видел Господа, Он явился мне. Чего еще требуем свидетелей? Правда, Апостол Павел в своих посланиях ближайшим образом не определяет характера этого явления, ближайших его обстоятельств, как указывает Штраус. Но справедливо ли требовать, чтобы Павел в своем кратком рассказе дал положительный ответ на все возможные будущие сомнения? Краткие указания скорее и естественнее указывают на то, что не только сам Апостол был уверен в действительности рассказываемого им, но предполагал такую же уверенность и в своих читателях, даже лжеучителях. Не так он относился к делу там, где вопрос шел о самом существе его явления. Он с полнейшею ясностью и подробностью рассказывает об этом явлении и притом в виду властей и народа, смело и решительно. Безумствуешь ты, Павел, говорил Фест после того, как Павел рассказал о явлении пред Дамаском. Нет, я не безумствую, отвечал Павел, но говорю слова истины и здравого смысла. Ибо знает об этом Царь, пред которым я говорю смело. Я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто; ибо это не в углу происходило ( Деян.26:24–26 ). Разумеется, Штраус не придает большого значения показаниям книги Деяний, но это совершенно вопреки историческим данным. 56 И притом свидетельства книги Деяний подтверждаются свидетельством самого Апостола Павла в его посланиях. Наконец, когда, в виду столь ясного различения самим Апостолом явления пред Дамаском от позднейших видений, думают ссылаться на то, что визионер бывает вообще не в состоянии признавать фантастические представления, как такие, а потому будто бы и Павел принял видение за объективное явление; то пусть знают, что это их признание противоречит естественным логическим законам мышления; им допускается, как обыкновенно выражаются: petitio principii.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

И Он наделил их разумением 127 , чтобы поняли они Писания. Поэтому и нам надлежит молиться о том, чтобы и нам Он дал разумение. 2 . Что же открыл Господь написанного о Нем в Законе Моисея, Пророках и Псалмах? Что Он открыл? Пусть Сам скажет. Евангелист кратко изложил это, чтобы мы [P. 154] знали, чему мы должны верить и что должны понимать во всем богатстве Писаний. Конечно, там множество страниц и много книг, все они содержат то, что коротко сказал Господь ученикам Своим. Что же это? То, что Христу надлежало пострадать и в третий день воскреснуть (ср. Лк.9:22; 24:7 ). Ты уже знаешь о Женихе, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть. Нам был показан Жених. Давайте посмотрим, что Он сказал о невесте, чтобы ты, узнав о Женихе и невесте, не просто так пришел на брачные торжества. Любой [христианский] праздник – это праздник бракосочетания. Празднуется брак Церкви. В брак вступает Сын Царя. При этом Сын Царя – сам Царь. Приходящие же [на торжество] гости – это и есть невеста. Это не так, как бывает в плотском браке, когда есть свадебные гости и есть невеста; в Церкви же прибывающие гости, если они приходят с благой целью, сами становятся невестой. Ибо всякая Церковь – это невеста Христова; плоть Христова – ее начало (principium) и ее начатки; в Церкви соединяется невеста с Женихом во плоти. Не случайно, вверяя [ученикам] плоть Свою, Он преломил хлеб; и не случайно глаза учеников открылись при преломлении хлеба, и они узнали Его. Что же сказал Господь по поводу написанного о Нем в Законе, Пророках и Псалмах? То, что Христу надлежало пострадать. Если бы Он не прибавил «и воскреснуть», те [ученики], чьи глаза были покрыты тьмой, продолжали бы скорбеть. Но было предсказано, [что Ему надлежало] также воскреснуть. Для чего же? Зачем Христу надлежало пострадать и воскреснуть? – Согласно тому псалму, который мы особенно рекомендовали вам в четвертый день седмицы 128 , в ходе первой встречи на предыдущей неделе. Так почему же Христу надлежало пострадать и воскреснуть? Вот почему: Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся [P. 156] пред Ним все племена язычников ( Пс.21:28 ). Чтоб вы знали, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть, что Он здесь добавил и как тем самым после представления Жениха представил также невесту? И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима ( Лк.24:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010