Каковы поводы для мирской печали? Безденежье, нездоровье, конфликты, стрессы… Недаром поговорка гласит: «Кому–то супчик жидковат, кому–то жемчуг мелковат…» Помимо социально–психологических факторов, немалую роль играют и духовные. Когда дьявол хочет сломать человека и вывести его из строя, он сжимает сердце, прогоняет покой и мутит душу беспросветной тревогой. Вскрывая корни печали, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин уточняет: «Не всегда от вины другого происходит в нас возмущение, а больше от нашей порочности, потому что мы имеем в себе скрытные (сокрытые, неявные. —К. 3.) причины оскорблений и семена пороков, которые, как только прольется на нашу душу дождь искушений, тотчас производят ростки и Что же такое «семена пороков», и какие «сорняки» они дают? Попробуем взглянуть на эти вопросы с медико–генетических позиций. Когда тревожно на душе Тревога — это печаль, спроецированная в Ощущая неопределенное беспокойство, безотчетные опасения, какую–то неясную, а тем более вполне осознанную угрозу, человек напряженно ожидает беду, даже катастрофу. Люди с высоким уровнем тревожности плохо реагируют на подобный стресс. Они и так не уверены в себе, беспомощны, легко расстраиваются, пугаются, приходят в смятение и замешательство. К этому присоединяются ночные кошмары, бессонница, одышка, сердцебиение, головокружение, тошнота. Наиболее рельефно такая картина наблюдается при генерализованном тревожном расстройстве. Это — чрезмерное хроническое беспокойство и тягостные предчувствия, истоки которых «размыты» и не приурочены к какому–либо конкретному событию, объекту или ситуации. Вот характерный случай. Он произошел с Дмитрием, аспирантом кафедры одного престижного университета. С детства мальчик рос очень беспокойным, суетливым, быстро утомлялся. В последние 7–8 лет симптомы нарастали. Юноша волновался за собственное здоровье и самочувствие своих родителей. Однажды Дима решил, что его сердце бьется слишком медленно, и в душу закралась мысль о скорой кончине. Он переживал еще и потому, что «сердце» и «нервы» не позволяли ему в срок сдать кандидатский минимум и закончить диссертацию. Также он нервничал из–за возможности «провалиться» на экзаменах, хотя за годы обучения в вузе такого ни разу не случалось. Дима перестраховывался. На занятиях он старался брать слово лишь в малых аудиториях и только тогда, когда был уверен в своих знаниях.

http://azbyka.ru/zdorovie/geny-i-7-smert...

2) Суперфиция – есть тоже бессрочное или долгосрочное право пользования чужой землей для выстройки, – и зданием, на чужой земле возведенным, или частью, например, одним этажом такого здания. Ежегодная плата за пользование носит техническое название solarium. В сущности, это право мало чем отличается от бессрочного наследственного пользования землей. В системе новейших законодательств право это не составляет особой категории. 3) Сервитуты или повинности, лежащие на имении, бывают двух родов: или личные, установленные в чужом имении в пользу известного лица, или вещные, установленные в одном имении в пользу другого имения; в последнем случае одно считается господствующим, а другое – обязанным (praedium domi-nans, praedium serviens). Главный и самый существенный вид личных сервитутов есть узуфрукт, о котором сказано будет подробно в другом месте. Вещные или реальные сервитуты все отличаются или отрицательным или положительным свойством: одними налагается на подчиненное или обязанное имение повинность воздерживаться от положительного действия (serv. in non faciendo); другими – повинность терпеть, допускать положительное действие со стороны господствующей (in patiendo). В иных случаях, например, сторона служащая не вправе возводить то или другое строение, прорубать окна и т.п. В других случаях сторона господствующая получает право на некоторые действия, касающиеся до чужого имения; например, право выводить окна на чужую дачу, примыкать строения, спускать воду, участвовать в пользовании чужим пастбищем, лесом, пролагать дорогу через чужое владение и т.п. В римском праве существовало – в тогдашней экономии важное, а ныне почти уже утратившее важность деление сервитутов на городские и сельские (serv. praediorum urbanorum et rusticorum). Есть другое отличие, постоянное и существенное, – различие между servit. continuae et apparentes и servit. discontinuae et non apparentes. Именно в иных случаях сервитут бывает непрерывный, когда выгода пользования в нем непрерывная: например, право водопровода, водостока и т.п. (S. continua). В других случаях пользование не есть непрерывное, но зависит всякий раз от действия воли, соответственно надобности (S. discontinua) – например, право прохода, право выгона, водопоя и т.п. Иные сервитуты явные (s. apparentes), т.е. выражают действие свое в каком-нибудь внешнем сооружении, например, в пробитии двери, окошка и т.п. Другие неявные или сокрытые (s. non apparentes), например, повинность не возводить здания или не возводить его выше определенной меры.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Во откровении Господа Иисуса с небесе со Аггелы силы . С этих слов 7-го стиха 1-й главы послания святой Павел начинает изображать обстоятельства, при которых совершится суд и воздаяние. Это делает он потому, что ничто столько не сильно, с одной стороны, удержать от падения и отпадения, а с другой — воодушевить на благодушное терпение всяких напраслин за правое дело, как созерцание картины будущего праведного суда и воздаяния. Святой Златоуст пишет: «Апостол указывает здесь на время воздаяния, и (далее) посредством описания (самого события) возводит их мысли горе, как бы отверзая своим словом небеса и представляя оные их взору, окружает Господа ангельским воинством, начертывая, таким образом, блестящее изображение как самого места, так и того, что на нем находится, дабы чрез сие дать солунянам возможность несколько прийти в себя» (2 Сол. 1, 7), то есть вздохнуть от теснот, утешиться, предвкусить отраду чаемую. Во откровении . Открывается сокрытое. И Господь теперь сокрыт. Он был сокрыт и во время земной жизни. Воскресение на мгновение открыло славу Его, но Вознесение снова сокрыло Его. Надлежало небеси прияти Его до лет устроения всех (Деян. 3, 21). И хотя Он седит одесную Отца во славе и, как глава Церкви, вседействует в ней и членах ее, но все сие действуется невидимо и постигается только верою, или чувством очищенного сердца. Тогда же, в конце веков, Он откроется очевидно для всех во славе, яко Царь и Владыка всех, тем, что снидет с неба и виден будет всем. «Ныне сокрыт Господь, но не падайте духом, Он откроется» (Феофилакт). Со Аггелы силы . Везде в Слове Божием второе пришествие Христово изображается так, что Его сопровождать и окружать будут сонмы ангелов. Ангелами силы Его здесь они названы, как вестники силы Господа, или исполнители Его велений, в коих откроется Его беспредельная сила, как, например, вострубят — и мертвые восстанут, и подобное. Иные понимают, что ангелы силы Его — то же, что ангелы воинства Его, как и у нас обычно называть рать — силою. Явится Господь, сопровождаемый ангелами, которые составляют воинство Его. Иные толкуют ангелов силы — ангелами сильными, мощными (Экумений, Феофилакт).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Одно покаяние образует праведников, угодных Богу; только при посредстве покаяния можно принять Евангелие, усвоиться Евангелию. Покайтеся, и веруйте во Евангелие, говорит нам Господь наш, Иисус Христос. Покаяние требует содействия воли человеческой воле Божией; воскресение из смерти греховной есть действие единой воли Божией: этим действием воли Божией изливается благоволение Божие на человеков, действовавших по указанию воли Божией, поклонившихся благому и спасительному игу покаяния. Окажем повиновение призванию Божию! поверим обетованию Божию! исполним долг наш, долг рабов и созданий, в отношении к Богу, – и Он, верный Бог, непременно исполнит по отношению к нам великое обетование Свое. Что отвлекает нас от истинного решительного покаяния? Неверие наше. От неверия рождается двоедушие; от двоедушия – слабость, безуспешность в деле Божием. Никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять управлен есть в Царствие Божие. Сумняйся уподобися волнению морскому, ветры возметаему и развеваему. Муж двоедушен, неустроен во всех путех своих: да не мнит бо человек он, яко получит что от Бога. Отвергнем неверие, уверуем во Евангелие, явим веру от дел: покаемся. Айн Времена и лета положи Отец Небесный, Бог наш, во Своей власти. Несть ваше, – отвечал Господь на вопрос Апостолов, любопытствовавших узнать время устроения царства Израилева, – несть ваше разумети времена и лета. Времена и лета Отец положи во Своей власти. Сокрыт от познания человеческого срок жизни мира видимого, день и час превращения его; сокрыт от каждого человека срок земного странствования его, день и час переселения его в загробную область; сокрыт от каждого кающегося срок покаяния его, день и час, в которые покаяние увенчается извещением об окончательном отпущении грехов, увенчается ясным для сердечного ощущения разрешением от уз греховных, от страстей, увенчается ясным для всего существа человеческого осенением благодати Божией. Благодать Божия, осенив кающегося, разрушает в нем царство греха, водворяет Царство Бо-жие, соделывается достоверным залогом на получение вечных благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

«Отвяжите осленка и приведите ко Мне» (ср. Мф.21:2 ). Яслями Иисус начал – на осленке достиг конца. Яслями – в Вифлееме, на осленке – в Иерусалиме. А когда шел в Иерусалим, то, увидя его, начал плакать о нем. Авраам увидел день Его и возрадовался. Христос же увидел Иерусалим и заплакал о нем. Заплакал же потому, что (Иерусалим) не возрадовался. «О, если бы ты... узнал... хотя этот день мира твоего, но мир... сокрыт... от лица твоего» (ср. Лк.19:42 ). Авраам, отец твой, увидел один только день Мой и возрадовался, ты же увидел день и Господа дня. Это Он, заплакавший о тех, кои не радовались о Заступнике своем. Заплакал также и по причине предстоявшего разрушения города, как и сказал: «плачьте о себе... ибо придут дни, когда скажут... горам: ...покройте нас...» (ср. Лк.23:28–30 ). «Увидел... Авраам... день Мой и возрадовался» (ср. Ин.8:56 ), именно, (увидел) в агнце при дереве, который развязал и освободил связанного Исаака, как и Господь посредством Креста разрушил узы язычников. От Валаама сокрыто было лицо Ангела ( Чис.22:22–31 ), от народа же этого, который знал таинство Валаама, сокрыт был Господь мира. От того был сокрыт мир, от этого же – Господь мира. Восклицали дети и говорили: «благословение Сыну Давидову... Первосвященники же и книжники..., разгневавшись, сказали: не слышишь ли, что они говорят?» (ср. Мф.21:15–16 ), то есть если Тебе неугодны наши похвалы, то повели им замолчать. В рождестве и смерти Его невинные дети украсили собой венец Его страдания. Младенец Иоанн взыграл пред Ним в утробе матери, и младенцы были убиты при рождестве Его, и сделались как бы гроздьями Его брачного пира. Когда (же) достиг дня рождения Своей смерти, опять младенцы восклицали Ему благословение. Встревожился город Иерусалим во время рождества Его, как (равно) смущен и устрашен был и в тот день, когда Он вступил в него. Когда книжники услышали крики детей и с негодованием сказали Ему: «повели людям, чтобы совсем умолкли, ответил: если они умолкнут, то камни возопиют» (ср. Лк.19:39–40 ). Итак, они предпочли, чтобы кричали дети, а не камни, дабы при крике окаменелого естества ослепленные как-нибудь не образумились. Тем не менее этот крик камней был сохранен для той же цели на время Его распятия, когда при молчании одаренных языком безгласная природа возвестила величие Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

«Отвяжите осленка и приведите ко Мне» (ср.: Мф. 21:2). Яслями Иисус начал — на осленке достиг конца. Яслями — в Вифлееме, на осленке — в Иерусалиме. А когда шел в Иерусалим, то, увидя его, начал плакать о нем. Авраам увидел день Его и возрадовался. Христос же увидел Иерусалим и заплакал о нем. Заплакал же потому, что (Иерусалим) не возрадовался. «О, если бы ты узнал хотя этот день мира твоего, но мир сокрыт от лица твоего» (ср.: Лк. 19:42). Авраам, отец твой, увидел один только день Мой и возрадовался, ты же увидел день и Господа дня. Это Он, заплакавший о тех, кои не радовались о Заступнике своем. Заплакал также и по причине предстоявшего разрушения города, как и сказал: «плачьте о себе… ибо придут дни, когда скажут… горам: …покройте нас…» (Лк. 23:28–30). «Увидел Авраам день Мой и возрадовался» (ср.: Ин. 8:56), именно, (увидел) в агнце при дереве, который развязал и освободил связанного Исаака, как и Господь посредством Креста разрушил узы язычников. От Валаама сокрыто было лицо Ангела (Чис. 22:22–31), от народа же этого, который знал таинство Валаама, сокрыт был Господь мира. От того был сокрыт мир, от этого же — Господь мира. Восклицали дети и говорили: «благословение Сыну Давидову. Первосвященники же и книжники, разгневавшись, сказали: не слышишь ли, что они говорят?» (ср.: Мф. 21:15–16), то есть если Тебе неугодны наши похвалы, то повели им замолчать. В рождестве и смерти Его невинные дети украсили собой венец Его страдания. Младенец Иоанн взыграл пред Ним в утробе матери, и младенцы были убиты при рождестве Его, и сделались как бы гроздьями Его брачного пира. Когда (же) достиг дня рождения Своей смерти, опять младенцы восклицали Ему благословение. Встревожился город Иерусалим во время рождества Его, как (равно) смущен и устрашен был и в тот день, когда Он вступил в него. Когда книжники услышали крики детей и с негодованием сказали Ему: «повели людям, чтобы совсем умолкли, ответил: если они умолкнут, то камни возопиют» (ср.: Лк. 19:39–40). Итак, они предпочли, чтобы кричали дети, а не камни, дабы при крике окаменелого естества ослепленные как-нибудь не образумились. Тем не менее этот крик камней был сохранен для той же цели на время Его распятия, когда при молчании одаренных языком безгласная природа возвестила величие Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Вернувшись в Москву, сразу же устроился чтецом – сначала в храм иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость на Калитниковском кладбище, а потом, когда мой брат отец Вячеслав уже служил в Елоховском соборе, он позвал его туда. У отца Евгения был очень красивый голос. Он во всем был самоучка – как мог, сам развивал, ставил его. Распевался. Мог, услышав какую-то оперу, на слух арию воспроизвести. Когда его было позвали на повышение квалификации, отец Матфей Стаднюк остепенил его: – Твое повышение квалификации здесь, в соборе. Так он и служил всю жизнь безотлучно. Для него даже вопроса не возникло после демобилизации: как дальше жить? С детства уже был наставлен примером отца – нацелен на церковное служение. Так и жил всю жизнь: храм – дом. «Служи всем и будь сокрыт ото всех» То, что мы рассказываем, как бы объективируется, перестает быть нашим внутренним переживанием Единственное, один раз выбрался в Псково-Печерский монастырь – вернулся просто с колоссально важными для него впечатлениями и такой небесной радостью! Он как будто потом всю жизнь это сокровище хранил. Не разглашал. Святые отцы вообще советовали даже о веянии благодати не распространяться особо. Это по принципу Исповеди: то, что мы рассказываем, как бы объективируется и отходит от нас, перестает быть нашим внутренним переживанием. Делиться чем-то духовным можно разве что это реально может кому-то помочь, укрепить в вере, а в других случаях лучше не расточать сокровенного. «Служи всем и будь сокрыт ото всех», – говорил святитель Филарет Московский. Я не знаю подробностей, с кем там отец Евгений в Печорах общался, – но какие-то это были очень знаменательные для него встречи. Там же тогда старцев столько было! А он целую неделю там, в Псково-Печерском монастыре, пробыл. Ему на всю жизнь хватило. Вот как надо паломничать. Встречи в Дивеево. Дух сохраняется и при разрушенных обителях А еще где-то в 1983-м году мы все вместе – братья, которые стали потом священниками: его брат Николай и мой брат, тогда уже отец Вячеслав, да мы с Женей, я уже был семинаристом, – поехали на машине в Дивеево! Ничего не загадывали, но приехали прямо на день памяти матушки Александры – преподобной основательницы обители.

http://pravoslavie.ru/130599.html

Он не венчал преступного чела. Он был сокрыт, и я его хранитель; Он был сокрыт, и ты один, Ермак, Богов любимец, был его достоин. И сей венец – он здесь – он пред тобой. (Из-под полы вынимает и подает венец). Мещеряк. И ты колеблешься? Но вспомни, что в России Тебе блестит секира палача, Что Иоанн свиреп и непреклонен. Шаман. Надень венец сей. На твоих власах Как заблестит он светлыми лучами! Надень его; он будет над тобой Сиять так, как венец шайтанов золотой, Усеянный бессмертными звездами. Надень его, и в завтрашний же день Увидишь ты, что сто народов разных Перед тобой склонят чело во прах. Все племена от дальнего Китая До Камских и Уральских берегов, От Каспия до вечных людов полнощных, Все назовут тебя своим Царём. Мещеряк. Мы все с тобою умереть готовы, Но мы от смерти не спасём тебя. Мы верны, но нас мало; неисчетны Дружины Иоанновы. Ермак! За нами рать враждебная России, А впереди враждебная Сибирь. Прими венец сей! Шаман. Мы тебя видали, Когда ты, среди мрака грозных битв, Блистал как молньи луч в престоле Рачи. Как грозен ты, и как прекрасен был! Ты шёл, и пред тобою рать склонялась Как волны пред могучим кораблём; Ты шёл, спокойно, веселяся брани, Играя с ней, как с другом юных лет. Ты падших миловал, сражал надменных, Дерзающих твой тяжкий встретить меч. Тогда я восклицал, исполнен восхищенья: «Вы видите ль, идёт шайтан сраженья, Дающий жизнь, дающий смерть». О, будь наш Царь! Как весело с тобою Пойдут к победам нашим племена: Кто мог бы смерти за тебя бояться? Мещеряк. Ермак, прими венец! Все козаки Вокруг тебя с восторгом соберутся: Твои защитники, твои друзья, Тебе не изменяющие слуги. К тебе из недр страдающей России Непобедимая стечётся рать. Где Новоград разрушен до основы, Где средь убийств в расхищенном Торжке Опричники потешно пировали, Там бедные, лишённые всего Свирепою опалой Иоанна, Скитаются, без пищи, без приюта. Они к тебе, как к Небу, прибегут; Защитник их, покров их, их спаситель, Ты им отдашь надежду, счастье, жизнь. Шаман. Прими венец и полети к победам,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Следующие слова: конец престающаго прямо наводят на мысль о Христе Господе, конце закона, как и указывает Феодорит. Стих 14. Но ослепишася помышления их: даже бо до сего дне тожде покрывало во чтении Ветхаго Завета пребывает не откровено, зане о Христе престает. Символ покрытого светоносного Моисеева лица означал, что под вещественностию стихийного ветхозаветного служения сокрыт умный свет. Но сокрыт не с тем, чтоб он навсегда оставался сокрытым, или для всех был недоступным. Нет; он прикрыт на время, и способные прозревали в него и ясно понимали смысл сокрытого, как видно из святого пророка Исаии и многих других, или и всех пророков и праведников, которые всякий в своей мере познавал сокрытое под сению закона и воспринимал исходящий из-под сени сей свет. Для большинства же покровы закона оставались непроницаемыми, и это не только прежде пришествия Христова, но и тогда, как Он пришел уже и светом Своим осветил значение ветхозаветного устроения. Это и показывает здесь Апостол, возлагая вину не на закон, а на ослепление держащихся его. Ослепились, говорит, помышления их, и не видят они сокрытого в законе света. Для них покров непроницаемый доселе лежит на законе, как лежал на лице Моисея. И не прозреть им внутрь, пока не уверуют во Христа Господа. Как только уверуют, покров снимется, и они ясно увидят все, что было сокрыто в законе. Святой Павел говорит это по своему опыту. Как все стало для него ясно в законе, показывают его толкования сеновных учреждений закона, рассеянные в его посланиях. Святой Златоуст говорит: «Смотри, к чему он направляет речь свою. Что тогда однажды сделано было Моисеем, то навсегда осталось на законе его. Впрочем, сказанное относится не к обвинению закона, равно как и не к обвинению Моисея, что он тогда покрывал себя, но к обличению грубости иудеев. Почему говорит: ослепишася помышления их. Но какая связь сего ослепления с тогдашним покрывалом, скажет кто-нибудь? — Та, что оно предзнаменовало будущее. Ибо они не только тогда не видели закона, но и ныне не видят его, и они сами причиною сего, ибо ослепление зависит от нечувствительного и грубого их сердца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

См. J. Drummond, Philo Judaeus II, p. 174: «Логос, рассматриваемый в качестве суммы идей и еще не отпечатанный на материи, сокрыт в уме Божием – подобно тому, как умственный город сокрыт в уме архитектора; и для того, почему Филон не применяет к нему эпитета «внутренний», я не нахожу иной причины кроме его нерасположения к коррелятиву «произнесенный». О понятиях для филоновской теософии см. еще у проф. М. Д. Муретова, Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова, стрн. 155 сл. 161, 163 сл. 170; Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе, стрн. 36 сл. 50 сл. и в др. местах (ср. ниже стрн. 345). Ср. Prof. Dr. Friedrich Lucke, Commentar uber das Evangelium des Johannes. Erster Theil: Allgemeine Untersuchung und Auslegung von Kap. I – IV. Dritte Auflage, Bonn 1840. S. 275 ff. Max Heinze, Die Lehre vom Logos in der griechischen Philosophie, S. 232 ff. Кн. С. Н. Трубецкой, Учение о Логосе в его истории 1, стрн. 138 и в «Вопросах философии и психологии» II, 41 (кн. 1 – я за 1898 г.) стрн. 154 – 155. Проф. И. Н. Корсунский, Иудейское толкование Ветхого Завета, стрн. 192 – 195. Обратное мнение с отрицанием такого различения защищают, напр. Ed. Zeller (Die Philosophie der Griechen III, 2, S. 375 ff.; ср. ниже стрн. 346) и Jacob Horovitz (Untersuchungen uber Philons und Platons Lehre von der Weitschopfung, S. 88 – 89), но о первом см. у проф. М. Д. Муретова (Учение о Логосе Филона Александрийского и Иоанна Богослова, стрн. 158, 168), а что касается второго, то его аргументы кажутся нам неубедительными. Различая Логоса и «умственный мир» (S. 87), этот автор утверждает, что в качестве мирового плана (S. 101) – есть «продукт божественного духа» (S. 88), когда «Бог решается создать мир, при чем это «ist nichts anderes als eine Planwelt, das Erzeugnis des gottlichen Denkens» (S. 91). Однако тут констатируется лишь логическая фикция, реально же предполагается, что этот проект находится пока внутри миротворящего разума и открывается внешне в осуществленном космосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010